Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 14 (195). Экономика. Вып. 27. С. 49-52.
О. В. Петров
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИИ В ИННОВАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Анализируются новые геолого-экономические подходы к структурированию минерально-сырьевой базы (МСБ) Российской Федерации, систематизируются теоретические положения инновационной модели развития отечественной экономики на основе минерально-сырьевых центров экономического роста (ЦЭР) . Определяются методологические особенности включения минерально-сырьевой базы России в инновационную модель развития в увязке стратегии освоения недр с направлениями долгосрочного социально-экономического развития регионов и страны в целом.
Ключевые слова: минерально-сырьевая база, минерально-сырьевые центры экономического роста, экономические механизмы регулирования минерально-сырьевого комплекса, инновации, инструменты государственного управления недропользованием, социально-экономическое развитие.
Существует мнение, что добыча и переработка минерального сырья и горнорудное производство — это удел развивающихся стран, однако на шесть стран: Австралию, Китай, США, Россию, Канаду, Южно-Африканскую Республику — приходится более половины (по стоимости) добываемого в мире минерального сырья . Они обеспечивают современную промышленность подавляющим большинством видов полезных ископаемых. Это минерально-сырьевые гиганты, потенциал которых активно вовлечён в мировую экономическую систему и является гарантией нормального функционирования всего мирового промышленного производства . Высокий уровень развития в большинстве таких стран достигнут за счёт интенсификации добычи и переработки собственных природных ресурсов
Не остаётся сомнений, что в современных условиях Россия достигла объективных пределов в развитии своей традиционной минерально-сырьевой внешнеторговой специализации . В качестве основного подхода, позволяющего компенсировать низкие темпы научно-технического прогресса, характерные для сырьевой отрасли, необходимо изменить парадигму освоения недр . Принимая во внимание роль и значение минерально-сырьевого комплекса в современной российской экономике, можно с уверенностью утверждать, что в формировании инновационной модели расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы заложена возможность «первотолчка», способного дать импульс системной модернизации всей российской экономики .
Геолого-экономическое понятие месторождения определяет структуру минерально-сырьевой базы страны . По данным Государственного баланса запасов России, по состоянию на начало 2009 г. , было учтено 12 245 месторождений по 65 видам полезных ископаемых . При этом всего 97 месторождений (или около 5 % от их общего количества) обеспечивают 70 % добываемого минерального сырья в стране
По огромной территории Российской Федерации месторождения полезных ископаемых распределены крайне неравномерно . и, как правило, не обеспечены соответствующей инфраструктурой, в связи с чем освоение даже крупных месторождений задерживается на долгие годы либо вообще откладывается на неопределённый срок . Но что делать с остальными мелкими и средними по масштабу месторождениями? Как их вовлечь в эксплуатацию и сделать конкурентноспособными?
В связи с этим особую значимость и актуальность приобретают вопросы развития теоретических и методологических положений перехода минерально-сырьевой базы России на инновационную модель расширенного воспроизводства на основе выделения минерально-сырьевых центров экономического роста (ЦЭР) [2-5] .
Выделение таких центров представляет собой инновационный подход в освоении минерально-сырьевой базы страны . Он предполагает тесное сотрудничество государства и бизнеса: в пределах территории нескольких сближенных месторождений за счёт государства создаются магистральные транспортная и энергетическая
сети, а за счёт бизнеса — вся необходимая производственная и социальная инфраструктура Комплексное социально-экономическое освоение таких территорий позволит в значительной мере повысить внутренний спрос на минеральные ресурсы и продукты их глубокой переработки . Это наиболее эффективный путь вложения государственных средств . Уже сегодня, как показывают отдельные примеры, один рубль государственных средств привлекает 5-6 рублей частных инвестиций
Такой инновационный подход отвечает основным положениям теории экономического планирования советского учёного Н . Н . Колосовского [1] и теории развития промышленных агломераций нобелевского лауреата (2008 г.) американского учёного Пола Кругмана . Согласно последнему, при определённых условиях возникает так называемое ядро, куда, в конечном счёте, стекаются капиталы и люди . Сетевые взаимодействия ускоряют внедрение инноваций и приводят к быстрому развитию агломераций
Инновации не являются какой-либо обособленной сферой экономики Инновационная деятельность возможна и необходима во всех секторах национальной экономики: промышленности, сельском хозяйстве, изучении недр, добыче и переработке сырья и др . Это современная перспективная форма общественных отношений, позволяющая существенно повысить результативность функционирования экономики
На основе системных инновационных взаимосвязей, достигаемых за счёт согласования интересов всех участвующих сторон с общим видением перспектив развития, возникают новые механизмы формирования инновационной модели . Формирование данной модели коренным образом изменяет степень, формы и направления государственного участия в инновационном процессе . Государство призвано обеспечить целостность и устойчивость инновационного организма, консолидацию усилий различных секторов экономики и общества на реализацию национальных инновационных стратегий, направленных на создание и использование новейших технологий
Под инновационной моделью расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы понимается система самовоспроизводящихся отношений между экономическими факторами по поводу генерации, распространения и использования нововведений в системе изучения, освоения
и переработки ресурсов недр с целью обеспечения устойчивого развития как минерально-сырьевого комплекса, так и экономики страны в целом, достижения долгосрочных конкурентных преимуществ и, в конечном итоге, повышения качества жизни населения
Факторами, обусловившими критическое состояние минерально-сырьевого комплекса России на современном этапе, являются: выбытие добывающих мощностей до 2010 г. при существующих низких темпах ввода в эксплуатацию новых месторождений и значительное сокращение объёмов геологоразведочных работ, а также отсутствие долгосрочной государственной стратегии изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, системы научно-производственного управления этим процессом, отсутствие технического перевооружения предприятий по добыче и первичной переработке полезных ископаемых
Гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов и основных ликвидных металлов повлекло за собой снижение сырьевой обеспеченности национальной промышленности и ограничило возможности её эффективного функционирования . Оцениваемая в треть от мировой минерально-сырьевая база России привлекла не более 0,3 % суммы мировых инвестиций . В условиях открытой экономики добывающие отрасли более чувствительны к мировой конъюнктуре, уровню собственных производственных затрат и состоянию своих активов, включая горные сооружения, технику и сырьевую базу. Успешность деятельности предприятий во многом становится зависимой от умения найти собственные ниши на мировом и внутреннем рынках, от правильного определения объёмов производства и его номенклатуры и т. п .В качестве ключевого решения, позволяющего сбалансировать производство и потребление минерально-сырьевых ресурсов, следует считать переход к инновационной модели расширенного воспроизводства минеральносырьевой базы
Формирование данной модели коренным образом изменяет степень, формы и направления государственного участия в инновационных процессах изучения и освоения недр Государство призвано обеспечить целостность и устойчивость инновационного организма, консолидацию усилий различных секторов экономики и общества на реализации национальных
инновационных стратегий, создании и использовании новых эффективных технологий
Необходимо включить инновационную модель расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы в многоуровневую национальную инновационную систему, отличительной чертой развития которой является смещение акцентов на стратегические системообразующие функции:
— на межгосударственном и глобальном уровне — на достижение глобальной конкурентоспособности, обеспечение национальной безопасности, позиционирование государства на международной арене, поддержание национальной идентичности и инновационного имиджа страны;
— на общенациональном и межотраслевом уровне — на обеспечение макроэкономической стабильности и синхронизации экономического роста путём максимальной концентрации средств на осуществление приоритетных масштабных инноваций; полноценного включения в инновационные процессы общественного сектора экономики (образования, здравоохранения и др .); повышения результативности государственного регулирования;
— на региональном и межрегиональном уровне — на охват практических всех экономических и социальных структур, рост масштабов и разнообразие инновационных взаимодействий, пропорциональное распределение средств
При этом инновационное системообразова-ние следует рассматривать как важнейшее условие преодоления ограниченности рыночных механизмов и обеспечения взаимоувязки рыночного и государственного управления . Рыночные механизмы не создают стимулов к устойчивому инновационному развитию Рынок подаёт слишком слабые сигналы для создания инноваций, ориентируя социально-экономическую систему на получение предсказуемых результатов в краткосрочной перспективе, в то время как инновации в геологической отрасли направлены в будущее, на долгосрочные цели Инновационная модель расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы может быть использована во всех компонентах социально-экономической системы: социальном, рыночном, экономическом, государственном и на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном корпоративном . Это требует новых подходов к государственной инновационной политике
Методологические особенности инновационной стратегии заключаются в социально-экономическом подходе к прогнозированию воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе формирования специализированных центров экономического роста, то есть с учётом, с одной стороны, традиционного подхода, базирующегося на балансе потребления и воспроизводства минерального сырья, а с другой — на необходимости адекватного социально-экономического развития сырьевых территорий
Решающая роль в формировании и реализации инновационной стратегии освоения недр принадлежит государству в лице федеральных и региональных органов власти Речь идёт о внедрении новейших достижений научно-технического прогресса в изучение, освоение и использование богатств недр; о создании современной, соответствующей высшим мировым стандартам, социальной и производственной региональной инфраструктуры; о соблюдении принципа согласования интересов всех сторон, причастных к воспроизводству минерально-сырьевой базы .
Инфраструктурные инновации (в сферах транспорта, связи, энергоснабжения и т. п .), являющиеся ведущим фактором формирования центров экономического роста, должны: во-первых, являться важнейшим направлением социально-экономического развития регионов; во-вторых, проявляться в приоритете социального обустройства горнопромышленных поселений, в обеспечении в ближайшие годы качества жизни горняков и геологов и членов их семей на уровне передовых социальных стандартов развитых горнодобывающих стран . Центры экономического роста должны создаваться на основе синхронного развития производства и служб жизнеобеспечения, а при необходимости — исходя из опережающего развития последних . При этом определяющее значение приобретают показатели качества и уровня жизни людей
Инновации в процессах согласования интересов Процессы согласования интересов рассматриваются в двух аспектах: первый — согласование интересов предприятий геологоразведочной и горнодобывающих отраслей с интересами государства; второй — согласование интересов геологов и недропользователей с региональными интересами Инновационная деятельность по согласованию интересов геологоразведочных и горнодобывающих предприятий с интересами государства должна проявляться в первую
очередь в определении степени и форм участия государства в организации перехода минерально-сырьевой базы на инновационную модель расширенного воспроизводства
С учётом этого обстоятельства и были выделены перспективные геолого-экономические районы России:
— Яно-Колымский центр золотодобычи мирового уровня (Аи, Ag, Sb, Sn, Си, полиметаллы);
— Западно-Верхоянский центр добычи серебра и золота (Ag, Аи);
— Северо-Кавказский центр добычи золота, титана, циркония (Аи, Ag, ТЮ2, 2г02, РЬ, 2п, Си, строительное и агрохимическое сырьё);
— Южно-Уральский центр медно-порфирового типа (Си, Аи, Ag, тальк, глинозём, высококалиевое полевошпатовое сырьё);
— Забайкальский центр добычи сурьмы, меди, урана и платиноидов (8Ь, Си, и, флюорит, графит);
— Алтае-Саянский центр добычи никеля, меди (М, Си, ЭПГ, РЬ, 2п, Аи, Ag);
— Приморский центр добычи полиметаллов (Си, 2п, WOз, Мп, Аи, барит, бор, каолин) .
Приоритетной задачей, решаемой посредством формирования и развития центров экономического роста, является подъём уровня социально-экономического развития регионов
В целом реализация инновационной стратегии расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе центров экономического роста призвана служить решению проблем повышения качества и уровня жизни населения сырьевых регионов; социально-экономического развития территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока; более полного удовлетворения народно-хозяйственной потребности (с учётом экспорта) в минеральном сырье; умножения национального богатства России; решения геополитических задач за счёт обеспечения экономической безопасности и сырьевой независи-
мости государства, усиления экономических и политических взаимосвязей со странами Азии и Европы в условиях глобализации; повышения роли Российской Федерации в современном мире
Высокие технологии призваны стать не только решающим фактором завоевания новых «ниш» на мировых рынках, но и генератором достижения наиболее актуальных перспективных целей, имеющих ключевое значение для будущего России, в частности в целях повышения эффективности базовых отраслей экономики, качества жизни, обеспечения обороноспособности страны и улучшения экологической ситуации Только комплексный подход к реструктуризации национальной инновационной системы по схеме «институты — механизмы — политика» позволит преодолеть те диспропорции и «узкие места», которые являются тормозом на пути инновационного развития отечественной экономики
Список литературы
1 . Колосовский, Н . Н . Теория экономического районирования / Н . Н . Колосовский. М . , 1969.
2 . Петров, О. В . Минерально-сырьевой потенциал недр России: состояние и направления его инновационного использования / О В Петров [и др .] СПб. : Изд-во ВСЕГЕИ, 2009. 27 с.
3 . Петров, О. В. Минерально-сырьевой потенциал недр Российской Федерации . Т. 1 : Про-гнозно-металлогенический анализ / О В Петров [и др .] СПб. : Изд-во ВСЕГЕИ, 2009. 224 с .
4 . Петров, О. В. Минерально-сырьевой потенциал недр Российской Федерации Т 2 :
Минерально-сырьевой и стоимостный анализ / О. В. Петров [и др .] . СПб. : Изд-во ВСЕГЕИ, 2009. 492 с
5 . Татаркин, А . И. Богатство недр России: состояние и направления инновационного использования / А И Татаркин, О В Петров, Б К Михайлов // Вестн. Рос. АН . 2009. Т. 79. № 9. С. 771—780.