Научная статья на тему 'Влияние освоения минерально-сырьевой базы на социально-экономическое развитие уральского региона'

Влияние освоения минерально-сырьевой базы на социально-экономическое развитие уральского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / MINERAL RESOURCES / IMPACT ASSESSMENT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS / A MINERAL DEPOSIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев Валентин Николаевич, Шеломенцев Андрей Геннадьевич, Дорошенко Светлана Викторовна

Обосновывается, что перспективы развития большинства российских регионов обусловлены обеспеченностью минерально-сырьевыми ресурсами. Проведены прогнозные расчёты по трём вариантам развития освоения минерально-сырьевой базы Урала: действующему, плановому, оптимальному (инновационному) и определены показатели, отражающие влияние минерально-сырьевого комплекса на основные индикаторы развития регионов. Выделены перспективные для освоения месторождения полезных ископаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляев Валентин Николаевич, Шеломенцев Андрей Геннадьевич, Дорошенко Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains that the prospects for the majority of Russian regions due to security mineral resources. Forecast calculations carried out for three variants of development of the Urals mineral resources: active, planning and optimal (innovation). They are identified indicators of the mineral complex influence on the regional development. Promising for the development of the mineral deposits are marked.

Текст научной работы на тему «Влияние освоения минерально-сырьевой базы на социально-экономическое развитие уральского региона»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 24 (278). Экономика. Вып. 39. С. 39-42.

региональная экономика

В. Н. Беляев, А. Г. Шеломенцев, С. В. Дорошенко

влияние освоения минерально-сырьевой базы на социально-экономическое развитие уральского региона1

Обосновывается, что перспективы развития большинства российских регионов обусловлены обеспеченностью минерально-сырьевыми ресурсами. Проведены прогнозные расчёты по трём вариантам развития освоения минерально-сырьевой базы Урала: действующему, плановому, оптимальному (инновационному) и определены показатели, отражающие влияние минерально-сырьевого комплекса на основные индикаторы развития регионов. Выделены перспективные для освоения месторождения полезных ископаемых.

Ключевые слова: минерально-сырьевые ресурсы, оценка влияния, социально-экономическое развитие регионов, месторождения полезных ископаемых.

Минерально-сырьевая база (МСБ) является естественным конкурентным преимуществом народного хозяйства и промышленного сектора России, донором российской экономики, обеспечивающим её развитие и переход на новый технологический уклад.

На Урале добываются разнообразные полезные ископаемые — железные, медные, цинковые, марганцевые, хромовые руды, бокситы, уголь энергетический, цементное сырьё, стройматериалы. Промышленный Урал производит до 45 % продукции чёрной металлургии страны, около 40 % продукции медной подотрасли, более половины глинозёма и др. В то же время обеспеченность собственным сырьём низкая: железными рудами — около 35 %, энергетическим углем — около 17 %, недостаточно медных и цинковых руд, отсутствуют коксующиеся угли, недостаточно производится хромовых и марганцевых руд [2].

Перспективы развития российских регионов, в т. ч. Уральского, в первую очередь, обусловлены базовыми факторами, которые формируют преимущества или барьеры пространственного развития. В «новой экономической географии» выделены две группы таких факторов.

К факторам «первой природы» традиционно относятся:

— обеспеченность природными ресурсами, которые востребованы рынком (минеральными, земельными и др.);

1 Подготовлено при финансовой поддержке президиума УрО РАН; проект фундаментальных исследований, выполняемый совместно с Сибирским и Дальневосточным отделениями РАН «Факторы и механизмы акселерации социально-экономического развития регионов России» № 12-С-7-1007.

— выгодное географическое положение (в том числе приграничное положение на путях глобальной торговли), снижающее транспортные издержки и облегчающее трансляцию инноваций.

Факторы «второй природы», часто оказывающиеся своего рода барьерами развития:

— агломерационный эффект и высокая плотность населения, дающие экономию на масштабе;

— развитая инфраструктура, сокращающая экономическое расстояние; этот фактор для России особенно важен из-за протяжённости её территории;

— человеческий капитал (численность, образование, здоровье, трудовые мотивации, мобильность и адаптивность населения);

— институты, способствующие улучшению предпринимательского климата, росту мобильности населения, распространению инноваций и др.

Все факторы воздействуют на социально-экономическое развитие регионов России, хотя и в разных сочетаниях и в разной степени. Особенностью регионального развития в нашей стране является повышенная роль факторов «первой природы», прежде всего — обеспеченности минеральными ресурсами, наиболее востребованными глобальным рынком (нефть, газ, металлы) [4].

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» важнейший вызов для России в этот период — перейти от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития. Для российских регионов инициативы по модернизации экономики имеют особый приоритет.

В наибольшей степени чувствительны результаты долгосрочных прогнозов старопромышленных территорий, где имеют место снижение объёмов промышленного производства, высокий уровень безработицы, негативные демографические процессы, сложная экологическая обстановка, инерционность и консерватизм представлений региональных лидеров о перспективах развития. Анализ региональных стратегий и программ свидетельствует о том, что перспективы развития таких территорий региональными властями во многом видятся в традиционной, давно сложившейся специализации.

Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации можно сгруппировать по следующим блокам:

— регионы, стремящиеся сохранить уровень сырьевой специализации: Астраханская, Белгородская области; республики Коми, Башкортостан, Саха (Якутия); Ненецкий автономный округ; Приморский, Хабаровский край;

— регионы, в перспективе снижающие уровень сырьевой специализации: Республика Татарстан; Пермский край; Оренбургская, Томская области;

— регионы, повышающие уровень сырьевой специализации: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Красноярский край; республики Бурятия, Тыва, Хакасия; Амурская, Астраханская, Иркутская, Кемеровская, Курская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Ненецкий, Чукотский автономные округа;

— регионы, имеющие незначительный уровень развития минерально-сырьевой базы и связывающие перспективы развития с диверсификацией экономики: Архангельская, Волгоградская, Новосибирская, Омская, Свердловская, Челябинская области; республики Дагестан, Кабардино-Балкария; Алтайский, Ставропольский край.

Принципиальное воздействие на тип социально-экономической динамики регионов России оказывает уровень их специализации на том или ином виде хозяйственной деятельности и длительности развития региональной экономики по данному сценарию.

В настоящем исследовании были проведены прогнозные расчёты по трём вариантам развития освоения минерально-сырьевой базы Урала:

— действующий — применяются действующие технологии геологоразведки, добычи и переработки полезных ископаемых;

— плановый — используются нововведения и модернизация технологий, реализация которых уже запланирована на ближайшую перспективу;

— оптимальный (инновационный) — прогнозируется внедрение новых, «прорывных» технологий.

Выполненная геолого-экономическая оценка объектов недропользования включала расчёты:

— экономических показателей: товарной продукции, себестоимости, прибыли;

— инвестиционных показателей: общие инвестиции, инвестиции в строительство, в поддержание мощности, в геологоразведочные работы, в непроизводственную сферу;

— трудовых показателей: численности персонала, в том числе в основном и вспомогательном производстве, в строительстве, геологоразведке, а также непроизводственной сфере;

— показателей бюджетной эффективности;

— показателей коммерческой эффективности.

На основе оценки перспективных месторождений по каждому субъекту УрФО были определены показатели, отражающие влияние минерально-сырьевого комплекса (МСК) на основные индикаторы развития регионов: прирост валового регионального продукта (ВРП), инвестиции, численность занятых, налоговые поступления от освоения новых месторождений.

В результате проведённого анализа можно сделать заключение о том, что сырьевые регионы по ВРП значительно более развиты, нежели регионы, имеющие специализацию, отличную от сырьевой. Во многом это связано с тем, что трансформация экономической системы повлекла за собой снижение конкурентоспособности российских производителей на внутренних и мировых рынках, уменьшение объёмов производства товаров и услуг в связи с неспособностью занять определённое место на отечественном и мировом рынке. При этом данные о продуктивности труда (валовая добавленная стоимость на 1 работника) в отраслях МСК Урала свидетельствуют о значительном росте абсолютных значений показателя, в то же время среднегодовые темпы роста этого показателя в отраслях МСБ снижаются. Рост налоговых поступлений в бюджетную систему напрямую связан с повышением качества жизни в регионе — это повышение доходов населения, заработной платы в бюджетной сфере, развитие социальной инфраструктуры и социального обслуживания населения, а также с сокращением

Влияние освоения минерально-сырьевой базы на социально-экономическое развитие Уральского региона

41

региональных различий по уровню жизни населения.

В группу регионов с низким уровнем налоговых доходов на душу населения входят, как правило, регионы, снижающие уровень сырьевой специализации или принявшие для себя стратегию диверсификации экономики: Челябинская и Оренбургская области.

Развитие МСБ региона по оптимальному варианту, рекомендованному ВСЕГЕИ1, могло бы способствовать значительному пополнению региональных бюджетов налоговыми поступлениями от деятельности отраслей МСК и росту бюджетной обеспеченности населения. В этом случае показатель налоговых доходов на душу населения по сравнению с плановым вариантом развития имел бы значительную тенденцию к росту. Реализация стратегий развития по оптимальному варианту также может значительно повысить в сравнении с плановым сценарием развития налоговые отчисления из регионов в федеральный бюджет.

Нетрудно понять, что лидирующая группа включает в себя регионы, которые обеспечивают потенциальным инвесторам наибольшие возможности при незначительных рисках. Самые значительные объёмы инвестирования были направлены прежде всего в регионы сырьевой специализации. Регионы, входящие в лидирующую группу по привлечению инвестиций (свыше 30 % от ВРП): республики Коми, Башкортостан, Татарстан, Пермский край.

Как плановый, так и оптимальный сценарий развития МСК возможен только при значительном улучшении институтов (защита прав собственности, снижение коррупции и др.) и роста открытости экономики страны и регионов. Даже слабая инфраструктура является менее жёстким барьером, так как она может развиваться по мере экономического роста. Снижение институциональных барьеров позволит привлечь необходимые инвестиции в инфраструктуру, что при координации с рациональными инфраструктурными проектами государства создаст необходимые условия для развития бизнеса.

В западных странах важным источником развития являются иностранные инвестиции. В России доля иностранных инвестиций составляет незначительную величину — 4,2 %. В пер-

1 ВСЕГЕИ — Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского (Москва).

вую очередь иностранные инвестиции идут в сырьевые отрасли: добычу нефти, газа, леса. Нежелание основных акционеров «размывать» причитающуюся долю в общем капитале своих компаний приводит к тому, что акции при дополнительных эмиссиях распределяются среди тех же акционеров, т. е. формально в открытых эмиссиях подписка является закрытой.

Основные направления государственной политики по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению инвестиций в развитие горнопромышленного комплекса страны и регионов заключаются, по нашему мнению, в следующем:

— государственное стимулирование внутренних инвестиций путём снижения уровня налогообложения, дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, введения налоговых льгот;

— увеличение источников инвестиций за счёт применения ускоренной амортизации основных фондов;

— уменьшение инвестиционных рисков и увеличение привлекательности рынка ценных бумаг горных предприятий для институциональных и стратегических инвесторов;

— усиление законодательства по защите прав акционеров и повышению информационной открытости предприятий [1].

В данной работе на основе анализа материалов, представленных институтами ВСЕГЕИ, ВИЭМС2, ЦНИГРИ, СОПС и др., а также экономической оценки перспективных объектов недропользования, были определены приоритеты в развитии МСК регионов страны, которые находятся в русле проводимой Министерством природных ресурсов РФ и Роснедрами политики недропользования [3]. При этом обоснование целесообразности освоения минеральных ресурсов осуществлялось не только с позиции экономической эффективности разработки месторождений, но и с позиции влияния МСК на социально-экономическое развитие субъектов Федерации в составе федеральных округов.

2 ВИЭМС — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и геологоразведочных работ (Москва); ЦНИГРИ — Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов (Мсоква); СОПС — Совет по изучению производительных сил при РАН и Министерстве экономического развития России по проблемам размещения производительных сил и региональной экономике.

Приоритеты в развитии МСК определялись с учётом трёх составляющих:

- эффективности освоения минеральных ресурсов по видам полезных ископаемых и регионам;

- влияния освоения МСБ на социально-экономическое развитие регионов России;

- инфраструктурного обеспечения освоения минеральных ресурсов.

Проведённая оценка минерально-сырьевых ресурсов Урала выявила следующие перспективные для освоения месторождения твёрдых полезных ископаемых:

Свердловская область: собственно Качканар-ское месторождение; комплексные месторождения меди Шемур и Новый Шемур.

Челябинская область: Круглогорское и Те-ченское железорудные месторождения; медно-цинковые месторождения Южное и Чебачье; Вишневогорское титановое месторождение.

Приполярный и Полярный Урал: месторождения Северо-Сосьвинского буроугольного бассейна; месторождения хромитов Западное и др.; месторождения золота Новогоднее— Монто и Дальнее, месторождения Новогоднее-2 и Пунгью.

Пермский край: Усть-Яйвинский и Полово-довский участки Верхнекамского месторождения калийных солей; Екальшинское и Коспашское месторождения коксующихся углей.

Оренбургская область: Комсомольское мед-но-цинковое месторождение; Буруктальское никель-кобальтовое месторождение; новые участки Гайского медно-цинкового месторождения.

Республика Башкортостан: Восточно-Семёновское, Новоучалинское, Озёрное, Западно-Озёрное, Октябрьское медно-цинковые месторождения; Кужинское и Аршинское свинцово-цинко-вые месторождения; Ниязгуловское марганцевых руд; Апшакской площади хромовых руд.

Республика Коми: Усинское месторождение коксующихся углей; Сейдинское и Ворга-шорское месторождения энергетических углей; Верхне-Щугорское и Восточное месторождения бокситов. Восстановление добычи марганцевых руд Парнокского месторождения, добычи золота в Кожимском рудно-россыпном районе. Освоение Ярегского месторождения титана, Койгородского месторождения фосфоритов, месторождения Чернокурка-1 кварцевых (стекольных и формовочных) песков. Организация добычи на Хойлинском месторождении баритов.

Таким образом, применение регионально-отраслевого подхода к анализу и оценке освоения минерально-сырьевых ресурсов позволяет оценить не только уровень экономической эффективности минерально-сырьевого комплекса, но и степень социально-экономических последствий для территорий.

Список литературы

1. Государственное регулирование природопользования в России: механизмы и результаты : монография. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2001. 280 с.

2. Козловский, Е. А. Минерально-сырьевые проблемы России накануне XXI века. М. : Рус. биогр. ин-т при участии Моск. гос. горн. ун-та, 1999. 401 с.

3. Минерально-сырьевой потенциал недр Российской Федерации : в 2 т. Т. 2 : Прогнозно-метал-логенический анализ / науч. ред. О. В. Петров. СПб. : Изд-во ВСЕГЕИ, 2009. 492 с.

4. Шеломенцев, А. Г. Формирование социально-экономической политики северных регионов России с учётом фактора освоения природных ресурсов : монография / А. Г. Шеломенцев, С. В. Дорошенко, О. А. Козлова, В. Н. Беляев [и др.]. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2011. 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.