Научная статья на тему 'Минерально-сырьевой комплекс как основа социально-экономического развития Урала'

Минерально-сырьевой комплекс как основа социально-экономического развития Урала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1447
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / MINERAL COMPLEX / MINERAL RESOURCES / IMPACT ASSESSMENT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS / MINERAL DEPOSITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеломенцев А. Г., Беляев В. Н., Дорошенко С. В., Бурый О. В.

В статье обосновывается, что перспективы развития Уральского региона обусловлены обеспеченностью минерально-сырьевыми ресурсами. Выполнены прогнозные оценки по вариантам освоения минерально-сырьевой базы Урала: действующий, плановый, оптимальный (инновационный) и определены показатели, отражающие роль минерально-сырьевого комплекса на социальноэкономическое развитие регионов. Выделены перспективные для освоения месторождения твердых полезных ископаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шеломенцев А. Г., Беляев В. Н., Дорошенко С. В., Бурый О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINERAL-RAW MATERIAL COMPLEX AS A BASIS FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE URALS

It is proved that prospects for the development of the Ural region depend on its mineral-raw material resources. Projective estimates on options for development of the mineral-raw material base of the Urals are made: operating, planned, optimum (innovative), and indicators reflecting the role of mineral-raw material complex in social and economic development of regions are defined. Perspective for development hard-rock mineral deposits are singled out.

Текст научной работы на тему «Минерально-сырьевой комплекс как основа социально-экономического развития Урала»

УДК 332.1:338.45

МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УРАЛА

А.Г. ШЕЛОМЕНЦЕВ*, В.Н. БЕЛЯЕВ*, С.В. ДОРОШЕНКО*, О.В. БУРЫЙ**

* Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург [email protected]: [email protected]: [email protected]

** Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар [email protected]

В статье обосновывается, что перспективы развития Уральского региона обусловлены обеспеченностью минерально-сырьевыми ресурсами. Выполнены прогнозные оценки по вариантам освоения минерально-сырьевой базы Урала: действующий, плановый, оптимальный (инновационный) и определены показатели, отражающие роль минерально-сырьевого комплекса на социальноэкономическое развитие регионов. Выделены перспективные для освоения месторождения твердых полезных ископаемых.

Ключевые слова: минерально-сырьевой комплекс, минерально-сырьевые ресурсы, оценка влияния, социально-экономическое развитие регионов, месторождения полезных ископаемых

A.G. SHELOMENTSEV, V.N. BELYAEV, S.V. DOROSHENKO, O.V. BURIY. MINERAL-RAW MATERIAL COMPLEX AS A BASIS FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE URALS

It is proved that prospects for the development of the Ural region depend on its mineral-raw material resources. Projective estimates on options for development of the mineral-raw material base of the Urals are made: operating, planned, optimum (innovative), and indicators reflecting the role of mineral-raw material complex in social and economic development of regions are defined. Perspective for development hard-rock mineral deposits are singled out.

Key words: mineral complex, mineral resources, impact assessment, social and economic development of regions, mineral deposits

Роль минерально-сырьевого комплекса в экономике

Минерально-сырьевая база является естественным конкурентным преимуществом народного хозяйства и промышленного сектора России, донором российской экономики, обеспечивающим ее развитие и переход на новый технологический уклад. Экономические и геополитические интересы России и в долгосрочной перспективе будут существенно зависеть от состояния минерально-сырьевой базы, воспроизводство которой на современном технологическом уровне является центральной задачей геологической отрасли.

С развитием научно-технического прогресса изменился и продолжает меняться спектр используемых полезных ископаемых, отмечается сокращение потребления отдельных их видов, в сочетании с ростом других и появлением новых.

Минерально-сырьевой комплекс (МСК) играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства и регионов. Он обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минеральносырьевыми ресурсами и способствует формирова-

нию прочной промышленной базы, удовлетворяющей потребности как промышленности, так и сельского хозяйства. Предприятия, входящие в состав МСК, обеспечивают более 50% валового внутреннего продукта страны. Добыча сырья формирует спрос на продукцию десятков смежных отраслей промышленности, например, горношахтного машиностроения, производства бурового и энергетического оборудования и др. Металлургические грузы составляют около 35% грузооборота отечественных железных дорог, черная и цветная металлургия расходуют 25% ресурсов топлива и энергии, потребляемой промышленностью [1]. Мультипликативный эффект от освоения минеральных ресурсов отражается на работе всех базовых отраслей российской экономики и, как следствие, способствует созданию новых рабочих мест, улучшению условий труда, адаптации различных слоев населения и социальных групп к новым экономическим отношениям, повышению качества жизни.

Горнодобывающие и перерабатывающие предприятия играют существенную роль в социально-экономическом развитии как локальных территорий, так и целых регионов, обеспечивая их со-

циальную стабильность. В России практически все крупные компании, входящие в состав МСК или связанные с ним, являются градообразующими и обеспечивающими в ряде случаев до 75% рабочих мест.

На Урале добываются разнообразные полезные ископаемые - железные, медные, цинковые, марганцевые, хромовые руды, бокситы, уголь энергетический, цементное сырье, стройматериалы. Промышленный Урал производит до 45% продукции черной металлургии страны, около 40% медной продукции, более половины глинозема и др. В то же время обеспеченность собственным сырьем низкая: железными рудами -около 35%, энергетическим углем - около 17%, недостаточно медных, цинковых, а также хромовых и марганцевых руд, отсутствуют коксующиеся угли.

Перспективы развития российских регионов, в том числе уральских, в первую очередь обусловлены базовыми факторами, которые формируют преимущества или барьеры пространственного развития. В «новой экономической географии» (П. Круг-ман, А.Пилясов, Н.Зубаревич и др.) выделены две группы таких факторов.

К факторам «первой природы» традиционно относятся:

- обеспеченность природными ресурсами, которые востребованы рынком (минеральные, земельные и др.);

- выгодное географическое положение (в том числе размещение на путях глобальной торговли), снижающее транспортные издержки и облегчающее диффузию инноваций.

Факторы «второй природы», часто оказывающиеся своего рода барьерами развития:

- агломерационный эффект и высокая плотность населения, дающие экономию на масштабе;

- развитая инфраструктура, сокращающая экономическое расстояние (этот фактор для России особенно важен из-за протяженности ее территории);

- человеческий капитал (численность, образование, здоровье, трудовые мотивации, мобильность и адаптивность населения);

- институты, способствующие улучшению предпринимательского климата, росту мобильности населения, распространению инноваций и др.

Все факторы воздействуют на социальноэкономическое развитие регионов России, хотя и в разных сочетаниях и в разной степени. В нашей стране особенностью регионального развития является повышенная роль факторов «первой природы», прежде всего, обеспеченности минеральными ресурсами, наиболее востребованными глобальными рынками (нефти, газа, металлов). Принципиальное воздействие на тип социально-экономической динамики регионов России оказывают их специализация на том или ином виде хозяйственной деятельности и продолжительность развития по определенному сценарию.

В настоящее время социально-экономическая ситуация в России характеризуется:

- малочисленностью крупных городов, в частности с населением более 200 тыс. чел. (90 из 1090 российских городов) и слабым проявлением

агломерационного эффекта, за исключением крупнейшей агломерации федеральной столицы;

- относительно неразвитой инфраструктурой и удаленностью от транспортных путей большей части территории страны;

- депопуляцией и низким качеством человеческого капитала;

- слабыми институтами, модернизации которых не способствует проводимая российскими властями политика.

При этом все факторы носят долговременный характер, поэтому пространственное развитие достаточно инерционно. Быстрых изменений, в том числе заметного ослабления барьерной функции факторов «второй природы», к 2020 г. вряд ли стоит ожидать. Влияние базовых факторов и барьеров на пространственное развитие следует учитывать при разработке долгосрочных прогнозов. Основой для прогноза являются сложившиеся социальные и экономические тенденции.

Так, согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» важнейший вызов для России в этот период - переход от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития.

В наибольшей степени актуальны результаты долгосрочных прогнозов для старопромышленных районов, где имеют место снижение объемов производства, высокий уровень безработицы, негативные демографические процессы, сложная экологическая обстановка, инерционность и консерватизм представлений региональных элит о перспективах развития. Как свидетельствует анализ региональных стратегий и программ, перспективы таких территорий региональными властями во многом видятся в традиционной, давно сложившейся специализации.

Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации позволяют объединить регионы в следующие группы:

- Регионы, стремящиеся сохранить уровень сырьевой специализации: Белгородская область, Республика Коми, Астраханская область, Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский АО, Приморский край, Республика (Якутия), Хабаровский край.

- Регионы, в перспективе снижающие уровень сырьевой специализации: Республика Татарстан, Пермский край, Оренбургская область, Томская область.

- Регионы, повышающие уровень сырьевой специализации: Забайкальский край, Красноярский край, Кемеровская область, Иркутская область, Республика Тыва, Республика Хакасия, Камчатский край, Республика Бурятия, Мурманская область, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Магаданская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа.

- Регионы, имеющие незначительный уровень развития МСК и связывающие перспективы развития с диверсификацией экономики: Архан-

гельская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Волгоградская область, Новосибирская область, Свердловская область, Челябинская область, Алтайский край, Омская область.

Освоение минерально-сырьевой базы Урала

Результаты прогнозных расчетов отражают три варианта развития минерально-сырьевой базы Урала:

1) действующий - используются традиционные технологии геологоразведки, добычи и переработки полезных ископаемых;

2) плановый - используются нововведения и модернизация технологий, реализация которых запланирована на ближайшую перспективу;

3) оптимальный (инновационный) - прогнозируется внедрение новых, «прорывных» технологий.

Выполненная геолого-экономическая оценка объектов недропользования включала расчеты различных показателей:

- экономических (товарная продукция, себестоимость, прибыль);

- инвестиционных (общие инвестиции, инвестиции в строительство, поддержание мощностей, геологоразведку, непроизводственную сферу);

- трудовых (численность персонала в основном и вспомогательном производстве, в строительстве, геологоразведке, а также непроизводственной сфере);

- бюджетной эффективности;

- коммерческой эффективности.

На основе оценки перспективных месторождений по каждому федеральному округу были определены показатели, отражающие влияние от освоения новых месторождений на рост индикаторов развития регионов: валовой региональный продукт (ВРП), численность занятых, налоговые поступления.

Как показало проведенное исследование, многие субъекты Федерации, обосновывая стратегию регионального развития, недостаточно адекватно оценивают перспективы и возможности региона, связанные с освоением минерально-сырьевой базы. Об этом можно судить на основании сравнения планового варианта развития и оптимального прогнозного варианта.

В частности, ведущая роль базовых факторов пространственного развития проявилась в период экономического роста 2000-х гг., а также в период кризиса 2008-2009 гг. В годы экономического роста более устойчиво развивались регионы с экспортно ориентированной структурой экономики и высокой долей ресурсных отраслей. К этой группе относятся республики Татарстан и Башкортостан, Красноярский, Пермский края, Самарская область и несколько ведущих металлургических регионов, доходы которых повышались благодаря быстрому росту мировых цен на металлы (Свердловская область).

В результате напрашивается вывод о том, что сырьевые регионы по показателю ВРП значительно более развиты, нежели регионы, имеющие специализацию, отличную от сырьевой. Во многом это связано с тем, что трансформация экономической системы повлекла снижение конкурентоспособности российских производителей на внутренних и мировых рынках. При этом данные о продуктивности труда (валовая добавленная стоимость на одного работника) в отраслях МСК Урала свидетельствуют о значительном росте абсолютных значений показателя (табл.1), в то же время среднегодовые темпы прироста снижаются.

Например, в Свердловской области за период 2005-2010 гг. среднегодовой прирост валовой добавленной стоимости на одного работника равнялся 43%, за 2010-2020 гг. - 11%, за период с 20202030 гг. прогнозируется лишь 8%.

Убывающий характер продуктивности и, как следствие, рентабельности труда в отраслях МСК (1 рубль валовой добавленной стоимости МСК на 1 рубль заработной платы занятых в соответствующих отраслях) свидетельствует о необходимости пересмотра стратегий развития регионов в направлении перехода на инновационную модель воспроизводства и внедрения трудосберегающих технологий. Это тем более актуально, поскольку для большинства российских регионов, особенно северных, рост численности работников, необходимый для освоения минерально-сырьевой базы, при среднем уровне роста производительности труда и капитала, заложенном в прогноз, становится нереальным в силу демографических и миграционных ограничений.

Рост налоговых поступлений в бюджетную систему напрямую связан с улучшением качества жизни в регионе через повышение доходов населения, заработной платы в бюджетной сфере, развитие социальной инфраструктуры и социального обслуживания населения, а также с сокращением региональных различий по уровню жизни (табл.2).

В группу регионов с низким уровнем налоговых доходов на душу населения входят, как правило, регионы, снижающие уровень сырьевой специализации или принявшие для себя стратегию диверсификации экономики, например, Челябинская или Оренбургская области,

Развитие минерально-сырьевой базы региона по оптимальному варианту, рекомендованному ВСЕГЕИ, могло бы способствовать значительному пополнению региональных бюджетов налоговыми поступлениями от деятельности отраслей МСК и росту бюджетной обеспеченности населения. В этом случае показатель налоговых доходов на душу населения по сравнению с плановым вариантом развития имел бы значительную тенденцию к росту. Реализация стратегий оптимального развития также может существенно повысить в сравнении с плановым сценарием налоговые отчисления регионов в федеральный бюджет.

Таблица 1

Валовая добавленная стоимость на одного работника, занятого в добывающих отраслях МСК,

тыс.руб.

Субъекты РФ Варианты прогноза 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. 2033 г.

Республика Коми действующий 3409 3878 4184 4504 4894

плановый 2717 3324 3838 4347 4550

оптимальный 2441 2930 3393 3851 4040

Республика Башкортостан действующий 3014 3669 3115 2981 2975

плановый 2675 2759 2879 3015 2999

оптимальный 2229 2179 2193 2120 2014

Республика Татарстан действующий 6112 7148 8039 8919 9245

плановый 6112 7148 8039 8921 9281

оптимальный 6137 7211 8197 9215 9053

Пермский край действующий 2878 2761 2869 2712 2701

плановый 2868 2229 2634 2518 2515

оптимальный 2860 2225 2517 2402 2401

Оренбургская область действующий 3326 3358 3445 2746 2741

плановый 3089 3396 3421 3359 3167

оптимальный 3093 3363 3244 3182 3018

Свердловская область действующий 1050 1060 1153 1161 1166

плановый 979 1016 1078 1083 1098

оптимальный 965 1121 1194 1198 1218

Челябинская область действующий 605 631 700 760 784

плановый 1099 1270 1552 1696 1762

оптимальный 1070 1134 1086 1115 1132

Таблица 2

Динамика налоговых доходов на душу населения в субъектах Урала, руб./чел.

Субъекты РФ Варианты прогноза 2005 г. 2010 г. 2033 г.

действующий 11978,9 26836,6 49353,7

Республика Башкортостан плановый 11978,9 26881,5 54282,8

оптимальный 11978,9 26744,8 51921,9

действующий 17003,2 41661,4 102188,4

Республика Татарстан плановый 17003,2 41661,4 110171,4

оптимальный 17003,2 41737,2 107616,4

действующий 15975,0 44081,7 115475,8

Пермский край плановый 15975,0 44110,8 116827,9

оптимальный 15975,0 44134,7 116802,9

действующий 12043,5 32989,4 50395,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оренбургская область плановый 12043,5 33278,7 52696,8

оптимальный 12043,5 33673,5 54225,6

действующий 14386,1 36417,8 95764,9

Свердловская область плановый 14386,1 36428,4 96889,6

оптимальный 14386,1 36420,3 97533,1

действующий 11856,4 28984,4 65344,1

Челябинская область плановый 11856,4 29239,7 67066,1

оптимальный 11856,4 29236,4 68524,9

Очевидно, что на показатель налогового потенциала как в прошлом, так и в будущем периоде, влияет структура экономики и ее зависимость от сырьевой направленности. Решение проблем встраивания ресурсных регионов в новую парадигму социально-экономического развития, определения конкретных механизмов адаптации их структуры к современным вызовам связываются с инвестициями. При этом инвестиционные показатели являются более информативными с точки зрения отражения экономической политики, проводимой в регионах (табл. 3).

намично развивающихся территорий (Пермский край, Республика Татарстан) за счет позитивного изменения баланса факторов и барьеров развития.

В целом региональное неравенство, особенно в начальной фазе реализации стратегий, будет усиливаться, так как регионы с низкими конкурентными преимуществами будут отставать. Проблемы отстающих должны будут решаться не только с помощью региональной стимулирующей политики, а, в первую очередь, с помощью перераспределительной социальной политики (социальной защиты населения) и политики, нацеленной на рост человеческого капитала.

Таблица 3

Изменение доли инвестиций в валовом региональном продукте, %

Субъекты РФ Варианты прогноза 2010 2015 2020 2025 2030 2033

Республика Коми действующий 25,4 26,4 28,6 32,2 34,5 36,4

плановый 31,6 28,3 24,6 26,2 27,2 27,7

оптимальный 28,0 32,6 26,5 28,1 28,7 28,6

Республика Башкортостан действующий 27,6 31,9 34,2 38,2 40,0 40,1

плановый 27,7 32,0 33,5 36,6 38,1 38,2

оптимальный 27,7 33,4 34,0 39,9 39,0 39,2

Республика Татарстан действующий 30,6 30,5 30,8 31,2 31,6 32,9

плановый 30,6 30,6 30,8 31,1 31,4 31,6

оптимальный 30,6 30,5 30,9 31,4 31,7 32,1

Пермский край действующий 26,2 30,0 33,0 36,6 40,7 43,3

плановый 26,3 30,0 33,3 35,9 39,9 42,6

оптимальный 26,3 30,0 33,3 36,0 40,0 42,6

Оренбургская область действующий 26,1 25,9 25,5 24,1 22,2 21,8

плановый 28,2 26,3 25,5 24,3 22,5 22,1

оптимальный 28,1 26,5 25,8 24,3 22,6 22,1

Самарская область действующий 20,8 20,5 20,1 19,5 18,3 17,7

плановый 20,9 20,5 20,0 19,4 18,3 17,7

оптимальный 21,2 20,5 20,1 19,5 18,3 17,7

Свердловская область действующий 19,4 19,0 18,9 18,9 18,9 18,8

плановый 19,4 19,3 19,1 18,9 18,9 18,9

оптимальный 19,4 19,9 19,4 19,2 18,9 18,9

Челябинская область действующий 23,8 23,0 23,0 23,0 23,0 23,0

плановый 23,9 23,4 22,6 22,7 22,7 22,7

оптимальный 23,9 23,7 22,9 22,9 22,7 22,7

Как плановый, так и оптимальный сценарий развития МСК возможен только при значительном улучшении институтов (защита прав собственности, снижение коррупции и др.) и роста открытости экономики страны и регионов. Даже плохая инфраструктура является менее жестким барьером, так как она может развиваться по мере экономического роста. Снижение институциональных барьеров позволит привлечь необходимые инвестиции в инфраструктуру, что при координации с рациональными инфраструктурными проектами государства создаст необходимые условия для развития бизнеса. Точками роста, по крайней мере, до 2020 г. будут в основном те же территории, что и в настоящее время. Однако при снижении институциональных барьеров скорость и качество их развития могут повыситься. Кроме того, вырастет и число ди-

Направления совершенствования государственной политики

Поскольку ресурсные преимущества регионов России остаются наиболее значимыми, реализация по оптимальному сценарию ускорит воспроизводство минерально-сырьевой базы и на этой основе развитие МСК. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что основные надежды регионов на возрождение местной экономики связываются с внешними факторами, например, с привлечением иностранных и отечественных инвестиций, оптимизацией системы налогообложения добывающих предприятий на федеральном уровне и т.п. Все эти меры способны дать позитивный эффект. Однако, если при этом не будут актуализированы внутренние резервы самой территории, побуди-

тельные механизмы развития местной экономики через выработку направлений реструктуризации (в том числе за рамки сложившейся специализации), в которых учтен мировой опыт, эффект окажется непродолжительным. Это подтверждает прогнозная оценка влияния освоения минеральносырьевой базы на социально-экономическое развитие регионов. Кроме того, игнорирование таких мощных ограничительных факторов, как депопуляция и отток населения, характерных для подавляющего числа сырьевых регионов, особенно сибирских и дальневосточных, а также отсутствие в стратегиях большинства регионов увязки перспектив развития МСК с региональной демографической, миграционной, социальной политикой, может сделать достижение стратегических целей нереальными.

Развитие производства, структурные преобразования в горнопромышленном комплексе региона можно осуществить только при активизации инвестиционной и инновационной деятельности, основными источниками финансирования которых являются:

- собственные (внутренние) средства предприятий: прибыль, амортизационные отчисления;

- внешние (привлекаемые) ресурсы: акционерный капитал, долгосрочные и среднесрочные кредиты банков, заемные средства предприятий-партнеров, другие финансовые инструменты;

- меры государственной поддержки: участие государства в создании производственной и социальной инфраструктуры, предоставление налоговых льгот.

Особенностью горнодобывающей промышленности является необходимость вложения значительных средств в поддержание производственных мощностей карьеров, рудников, шахт. Основным источником на сегодняшний момент являются собственные средства предприятий. Однако полностью покрыть потребность в инвестициях они не в состоянии. В результате происходит отставание по горноподготовительным работам, повышается износ фондов.

Акционерный капитал, который в развитых странах является главным источником инвестиций, в российской экономике не был задействован по ряду причин. Это и следствие ускоренной приватизации, когда у приобретателя контрольного пакета акций не было не только обоснованной стратегии развития предприятия, но и достаточных средств для стабильной работы приобретаемого производства. Это и раздельная приватизация горнодобывающих и металлургических предприятий, которая привела к нарушению сложившихся производственных связей, вследствие контроля над предприятиями групп собственников с различными порой интересами.

В западных странах важным источником развития являются иностранные инвестиции. В России их доля составляет незначительную величину -4,2%. В первую очередь иностранные инвестиции идут в сырьевые отрасли: добычу нефти, газа, леса.

Нежелание основных акционеров «размывать» причитающуюся долю в общем капитале своих компаний приводит к тому, что акции при дополнительных эмиссиях распределяются среди тех же акционеров, т.е. формально в открытых эмиссиях подписка является закрытой.

Основные направления государственной политики по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению инвестиций в развитие горнопромышленного комплекса страны и регионов, по нашему мнению, включают:

- государственное стимулирование внутренних инвестиций путем снижения уровня налогообложения, дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых, введение налоговых льгот;

- увеличение источников инвестиций за счет применения ускоренной амортизации основных фондов;

- уменьшение инвестиционных рисков и увеличение привлекательности рынка ценных бумаг горных предприятий для институциональных и стратегических инвесторов;

- усиление законодательства по защите прав акционеров и повышение информационной открытости предприятий [3].

В данной работе на основе анализа материалов, представленных институтами ВСЕГЕИ, ВИЭМС, ЦНИГРИ, СОПС и др., а также экономической оценки перспективных объектов недропользования, были определены приоритеты в развитии минеральносырьевых комплексов регионов страны, которые находятся в русле проводимой Министерством природных ресурсов (МПР) России политики недропользования. При этом обоснование целесообразности освоения минеральных ресурсов осуществлялось не только с позиции экономической эффективности разработки месторождений, но и с позиции влияния МСК на социально-экономическое развитие субъектов Федерации в составе федеральных округов.

Приоритеты в развитии МСК определяли:

- эффективность освоения минеральных ресурсов по видам полезных ископаемых и регионам;

- влияние освоения МСБ на социально-экономическое развитие регионов России;

- инфраструктурное обеспечение освоения минеральных ресурсов.

В региональном плане наиболее перспективными с точки зрения дальнейшего развития МСК являются:

- Дальневосточный федеральный округ (золото, серебро, алмазы, уголь, олово, железо);

- Сибирский федеральный округ (железо, медь, полиметаллы, золото, серебро, уголь, марганец, редкие металлы);

- Уральский федеральный округ (железо, хромиты, медь, полиметаллы, золото, серебро, уголь, марганец, редкие металлы, фосфориты);

- Северо-Западный федеральный округ (хромиты, алмазы, золото, бокситы, титан, молибден);

- Центральный федеральный округ (железо, уголь, цирконий);

- Южный федеральный округ (уголь, цирконий, титан, золото);

- Приволжский федеральный округ (уголь, бокситы, титан, марганец, бариты).

В табл. 4 приведены прогнозные показатели освоения месторождений твердых полезных ископаемых по федеральным округам.

По приросту ВРП от освоения новых перспективных объектов недропользования лидируют Дальневосточный, Сибирский и Уральский федеральные округа. Инвестиции в объекты нового освоения по этим округам также существенно больше, чем по другим. Численность занятых на новых объектах недропользования по Дальневосточному и Сибирскому округам превышает внутренние резервы по трудовым ресурсам и будет являться ограничителем развития МСК.

В соответствии с Основами федеральной минерально-сырьевой политики, направленной на устойчивое обеспечение экономики страны минеральным сырьем МПР РФ, была разработана Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы до 2020 г. Главными задачами Программы являются:

- укрепление и расширение сырьевой базы страны за счет выявления новых перспективных районов;

- выявление новых сырьевых баз с целью снижения импортной зависимости ряда ключевых отраслей промышленности;

- концентрация средств на геологоразведочные работы и создание условий для интенсивного освоения минеральных ресурсов в стагнирующих районах Дальнего Востока;

- обеспечение минеральным сырьем развивающейся экономики Сибири и поддержание на достигнутом уровне экономики Урала и других регионов [2].

По углю основные объемы поисковых, оценочных и разведочных работ намечаются в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке; по железным рудам - на Южном, Приполярном, Полярном Урале, в Белгородской, Читинской и Сахалинской областях; по марганцевым рудам - в Красноярском крае, Иркутской и Кемеровской областях; по

титановым рудам - в Ставропольском крае, Республике Бурятия, Брянской, Тамбовской и Амурской областях; по хромовым рудам - в Ямало-Ненецком АО, республиках Башкортостан и Карелия, Мурманской, Челябинской и Читинской областях; по цветным металлам: по никелю - в Мурманской, Камчатской областях, в Красноярском крае и Уральском регионе; по меди и цинку - в Уральском регионе; по свинцу и цинку - в Архангельской области, в Красноярском и Приморском краях; по олову - в Республике Якутия, Хабаровском и Приморском краях и Еврейской АО; по бокситам - в Республике Коми и Свердловской области.

Проведенная оценка минерально-сырьевых ресурсов Урала выявила следующие перспективные для освоения месторождения твердых полезных ископаемых.

Свердловская область. Освоение собственно Качканарского месторождения и увеличение мощности по добыче железной руды Качканарского ГОКа. Освоение комплексных месторождений меди Шемур и Новый Шемур. Переход на подземный способ добычи медной руды на Сафьяновском месторождении.

Челябинская область. Освоение Круглогорского и Теченского железорудных месторождений, медно-цинковых месторождений Южное и Чебачье, Вишневогорского титанового месторождения.

Приполярный и Полярный Урал. Освоение месторождений Северо-Сосьвинского буроугольного бассейна, месторождений хромитов Западное и др.,месторождений золота Новогоднее-Монто и

Таблица 4

Прогноз показателей освоения перспективных объектов недропользования по федеральным округам (твердые полезные ископаемые)

Показатели Годы Федеральные округа

Центр. Сев.-Зап. Южный Привол. Урал. Сибир. Дальнев.

Прирост ВРП от освоения новых месторождений, млн. руб. 2020 2 285 19258 9906 9775 71416 89669 126348

2025 2 285 19258 9906 9775 71416 98314 210262

2030 2 285 19258 9906 9775 71416 98314 228566

Инвестиции в объекты нового освоения, млн. руб. 2020 373 1667 171 646 1464 4668 9015

2025 373 1667 171 646 1464 2966 5713

2030 373 1667 171 646 1464 2966 6957

Численность занятых на предприятиях МСК нового освоения, чел. 2020 6833 17785 3857 16557 36739 69381 88920

2025 6833 17653 3857 16557 36739 71450 112147

2030 6833 17858 3857 16557 36739 68932 112147

Величина налоговых поступлений от МСК нового освоения, млн. руб. 2020 925 8837 4707 4889 32638 56274 58092

2025 960 8995 4724 4932 32777 60254 96930

2030 995 9154 4740 4975 32916 60564 105337

Дальнее, месторождений Новогоднее-2 и Пунгью в качестве сырьевой базы для производства цемента.

Пермский край. Освоение Усть-Яйвинского и Половодовского участков Верхне-Камского месторождения калийных солей, Екальшинского и Кос-пашского месторождений коксующихся углей.

Оренбургская область. Освоение Комсомольского медно-цинкового месторождения, Бурук-тульского никель-кобальтового месторождения, Изиг-ского кварцевого месторождения, увеличение добычи на Гайском ГОКе за счет освоения новых участков Гайского медно-цинкового месторождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Башкортостан. Освоение Восточно-Семеновского, Новоучалинского, Озерного, Западно-Озерного, Октябрьского медно-цинковых месторождений, Кужинского и Аршинского свинцово-цинковых месторождений, Ниезгуловского марганцевых руд; разведка и освоение хромовых руд Апшакской площади.

Республика Коми. Освоение Усинского месторождения коксующихся углей, Сейдинского и Воргашорского месторождений энергетических углей. На базе Усинского месторождения возможно строительство четырех новых шахт коксующихся углей, а на Воргашорском месторождении - трех новых шахт. Освоение Верхне-Щугорского и Восточного бокситовых месторождений. Увеличение добычи бокситовых руд на Вежаю-Ворыквинском месторождении более чем в два раза. Восстановление добычи марганцевых руд Парнокского месторождения, добычи золота в Кожимском районе. Освоение Ярегского месторождения титана, Койго-родского месторождения фосфоритов, месторождения Чернокурка-1 кварцевых (стекольных и формовочных) песков. Организация добычи на Хойлин-ском месторождении баритов.

Таким образом, применение региональноотраслевого подхода к анализу и оценке освоения минерально-сырьевых ресурсов позволяет оценить не только уровень экономической эффективности минерально-сырьевого комплекса, но и степень социально-экономических последствий для территорий.

Вопросы взаимосвязи социально-экономического развития и минерально-сырьевого фактора являются предметом дискуссий как на теоретическом, так и на практическом уровне. Многие экономисты склонны рассматривать богатства российских недр как одну из основных причин экономической отсталости (так называемое, «ресурсное проклятие»). Однако существует реальная практика позитивного развития стран, имеющих развитый добывающий сектор в экономике и являющихся успешными в мировой хозяйственной системе (США, Канада, Австралия, Норвегия, Саудовская Аравия).

Стратегия перехода минерально-сырьевого комплекса России на инновационный тип технологического развития должна опираться на наукоемкие технологии в производственной сфере, на инновационное обновление социальной среды. Обеспечить такой переход призваны совершенствование государственной политики и разработка механизмов согласования стратегии освоения минерально-сырьевой базы и отраслей комплекса со стратегиями регионального развития.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Президиума УрО РАН, проект №12-И-7-2070 «Инструменты и механизмы реализации социальноэкономической политики северных территорий».

Литература

1. Ягольницер МА., Ситро Т.В. Роль минеральносырьевого комплекса в экономике России // ЭКО. 2002. № 7.С. 92.

2. Шеломенцев А.Г., Дорошенко С.В., Козлова ОА и др. Формирование социально-экономической политики северных регионов России с учетом фактора освоения природных ресурсов: Монография. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2011. 140 с.

3. Государственное регулирование природопользования в России: механизмы и результаты: Монография. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. 280 с.

Статья поступила в редакцию 28.05.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.