Научная статья на тему 'Минерально-сырьевой потенциал недр России: состояние и направления его инновационного использования'

Минерально-сырьевой потенциал недр России: состояние и направления его инновационного использования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1585
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА / ГЕОЛОГИЯ / ЦЕНТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО НЕДР / СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ / ИННОВАЦИИ / СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MINERAL RESOURCE BASE / GEOLOGY / CENTERS FOR ECONOMIC DEVELOPMENT / MINERAL RESOURCE POTENTIAL / NATIONAL MINERAL WEALTH / MINERAL RESOURCE BASE COST ESTIMATE / INNOVATIONS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT SCENARIOS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петров Олег Владимирович

Статья посвящена вопросам рыночной оценки минерально-сырьевого потенциала Российской Федерации и обоснованию стратегических направлений его расширенного воспроизводства и инновационного использования. Автором рассматривается минерально-сырьевой потенциал недр России как важнейший фактор формирования бюджета и благополучия населения страны. Проанализирована структура национального богатства недр России (по полезным ископаемым) и обоснованы новые центры экономического развития, являющиеся важнейшей дополняющей базой ныне действующих крупнейших нефтегазовых и горнорудных районов, потенциал которых в значительной мере исчерпан. Обосновано положение о том, что центры экономического развития должны планироваться с учетом инновационного пути освоения минерально-сырьевой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINERAL RESOURCE POTENTIAL OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONDITION AND INNOVATION USE TRENDS

The paper deals with the issues concerned with market appraisal of mineral resource potential of the Russian Federation. Strategy regarding reproduction and innovation use of the mineral resource potential on an expanded scale has been substantiated. Mineral resource potential of the Russian Federation is considered by the author as a major factor of budgeting and national well-being. The structure of national wealth (in terms of minerals) has been analyzed. New Centers for economic development have been justified; they are an essential supplemental base to the existing large oil-and-gas and mining regions with considerably depleted potential. The statement related to the fact that Centers for economic development are to be planned with regard to innovation development of the mineral resource base, has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Минерально-сырьевой потенциал недр России: состояние и направления его инновационного использования»

УДК 533.04 (470+571.1)

ключевые слова: минерально-сырьевая база, геология, центры экономического развития, минерально-сырьевой потенциал, национальное богатство недр, стоимостная оценка минерально-сырьевой базы, инновации, сценарии социально-экономического развития

О. В. Петров

МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕДР РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам рыночной оценки минерально-сырьевого потенциала Российской Федерации и обоснованию стратегических направлений его расширенного воспроизводства и инновационного использования. Автором рассматривается минерально-сырьевой потенциал недр России как важнейший фактор формирования бюджета и благополучия населения страны. Проанализирована структура национального богатства недр России (по полезным ископаемым) и обоснованы новые центры экономического развития, являющиеся важнейшей дополняющей базой ныне действующих крупнейших нефтегазовых и горнорудных районов, потенциал которых в значительной мере исчерпан. Обосновано положение о том, что центры экономического развития должны планироваться с учетом инновационного пути освоения минерально-сырьевой базы.

Актуальность проблемы инновационного использования минерально-сырьевого потенциала недр России определяется тем обстоятельством, что минеральные ресурсы в России представляют собой важнейший фактор формирования бюджета и благополучия населения страны, а использование современных механизмов государственного регулирования и инновационных технологий в воспроизводстве и освоении МСБ обеспечивает конкурентоспособность национальной экономики.

Результаты работы отражены в монографии «Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостный анализ» (2008 г.), «Атласе основных месторождений Российской Федерации» и во многих статьях и многочисленных выступлениях. Работа прошла апробацию в профильных комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, а также в территориальных и региональных органах Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), субъектах РФ и федеральных округах. Результаты работы послужили основой ряда важнейших решений в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы России и были реализованы Федеральным

агентством по недропользованию и администрациями субъектов Сибири и Дальнего Востока.

Цель работы заключалась в современной рыночной оценке минерально-сырьевого потенциала Российской Федерации и обосновании стратегических направлений его расширенного воспроизводства и инновационного использования.

Для достижения поставленной цели:

1. Был проведен геолого-экономический анализ и стоимостная переоценка МСБ России с позиции конъюнктуры мирового рынка.

2. Выделены минерально-сырьевые центры экономического развития (ЦЭР), способные обеспечить инновационное развитие минерально-сырьевого комплекса России и повысить его конкурентную способность.

3. На основе выделенных минерально-сырьевых центров экономического развития (ЦЭР) определены и реализованы на практике стратегические направления геологического изучения и лицензионной политики Роснедра для расширенного воспроизводства и инновационного освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

В монографии и «Атласе» дается характеристика месторождений и показано их место в российской и мировой экономике недропользования. По каждому полезному ископаемому приводятся: карта размещения основных месторождений; иллюстрации положения российской минерально-сырьевой базы по отношению к мировой; графики запасов и добычи по месторождениям; характеристика месторождений, состоящих на учете в Государственном балансе запасов; вещественно-стоимостная характеристика российской минерально-сырьевой базы по данному полезному ископаемому.

Таким образом, атлас представляет собой компактную и достаточно полную информационную систему по минерально-сырьевой базе России и ее основным месторождениям.

В соответствии с современными тенденциями развития компьютерных технологий на основе имеющихся во ВСЕГЕИ ГИС — ат-

Российская Федерация, суша, %

Востребованное национальное богатство недр

Полезные ископаемые

□ Нефть+конденсат

■ Газ

□ Уголь каменный

□ Железные руды

■ Никель

□ Медь

■ Уголь бурый О Золото

■ Алмазы

□ Прочие

Минерально-сырьевой потенциал богатства недр Рис. Структура национального богатства недр России (по полезным ископаемым)

ласа «Недра России» и ГИАС «Минерально-сырьевые ресурсы России» была создана геоинформационная аналитическая система, облегчающая доступ к этой информации.

Таким образом, в ходе проведения детального геолого-экономического анализа территориального размещения объектов минерально-сырьевой базы страны использовалась вся имеющаяся в нашей отрасли информация о запасах и ресурсах полезных ископаемых, а именно Государственный баланс запасов, кадастр месторождений и проявлений, апробированные ресурсы.

Для отображения месторождений полезных ископаемых, играющих решающую роль в формировании и освоении минерально-сырьевой базы России, в атлас включена специальная «Карта основных месторождений, обеспечивающих более 70% запасов и годовой добычи полезных ископаемых в России». Минерально-сырьевой потенциал и извлекаемая ценность утвержденных Правительством РФ более 1000 участков недр федерального значения представлены на отдельной геолого-экономической карте.

По состоянию на начало 2009 года Государственным балансом запасов России было учтено 12 245 месторождений по 65 видам полезных ископаемых, в том числе по твердым полезным ископаемым — 7425. Число разрабатываемых

месторождений твердых полезных ископаемых— 1909, что составляет всего 38% от находящихся на учете в Государственном балансе запасов. Всего 97 месторождений, или около 5% от их общего количества обеспечивают 70% добываемого минерального сырья в стране.

В целом в России, как и в мировой практике, по большинству полезных ископаемых единичные крупные и очень крупные объекты играют решающую роль в формировании минерально-сырьевой базы и ее эксплуатации.

Стоимостная оценка минерально-сырьевой базы осуществлена на основе социально-экономических показателей по субъектам Российской Федерации за период с 2000 года. При этом учтены действующие в России правовой и налоговый режимы недропользования. Использовались мировые и внутрироссийские цены на минеральное сырье по состоянию на январь 2008 года. В 2009 году проведена актуализация стоимостных оценок.

В качестве стоимостной оценки для характеристики богатства российских недр принята извлекаемая ценность минерального сырья, добыча которого является рентабельной, а запасы отвечают прогнозируемой на 25-летнюю перспективу потребности. При расчете богатства недр федеральных округов и субъектов Федерации выделены четыре уровня, различающиеся величиной учтенных запасов и апроби-

рованных ресурсов разных категорий. Особый интерес представляет востребованное богатство недр (ВБН), соответствующее разрабатываемым месторождениям, и возможности его увеличения в будущем за счет запасов и ресурсов нераспределенного фонда недр.

Как показано на рисунке, решающую роль в богатстве недр играют горючие полезные ископаемые, в первую очередь — углеводородное сырье. Твердые металлические и неметаллические полезные ископаемые занимают в стоимостной оценке минерально-сырьевого потенциала около 10%.

Более половины богатства недр России на всех четырех уровнях обеспечивают недра Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов.

При этом богатство недр Уральского округа на 95—97% определяется углеводородным сырьем.

Структура богатства недр Сибирского федерального округа в востребованной части представлена более чем на половину высоколиквидным минеральным сырьем (золото, никель, медь, сурьма, платиноиды, нефть, газ), Приволжского — на три четверти, Северо-Западного — более чем наполовину. На 80% высоколиквидными видами сырья определяется богатство недр Южного и на три четверти — Дальневосточного федеральных округов. Структуру богатства недр Центрального округа до 65% (в востребованной части) составляют железные руды. Все это определило достаточно благоприятную структуру национального богатства недр России в пределах федеральных округов. Но не будем забывать, что эти административные единицы во многом условны и не обеспечены соответствующей инфраструктурой, необходимой для инновационного освоения МСБ.

Так, например, 90% разведанных запасов угля находится в азиатской части России, да и там они размещены весьма неравномерно. А география их потребления имеет скорее европейскую направленность. При достаточной общей обеспеченности запасами железных руд острый дефицит в них испытывают металлургические заводы Южного Урала и Западной Сибири, где сосредоточены две трети мощностей металлургических заводов России, а добывается лишь треть железных руд. К остродефицитным видам полезных ископаемых относятся марганцевые, хромовые руды, титан, цирконий и некоторые другие. По многим полезным ископаемым отсутствует или слабо развита резервная база.

Поэтому с целью обеспечения инновационного освоения МСБ страны на основе геолого-экономического и стоимостного анализа были выделены 33 новых минерально-сырьевых центра экономического развития (ЦЭР) на северо-западе страны, на Урале, юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Для территории Сибири и Дальнего Востока обосновано 20 таких центров экономического развития. Они инфраструктурно связаны между собой железными (ТРАНСИБ, БАМ) и автомобильными дорогами (Барнаул — Чита — Хабаровск), линиями ЛЭП. В пределах этого пояса интенсивно строятся новые ветки железных дорог и нефтегазовых трубопроводов (Восточная Сибирь — Тихий океан). Существуют инвестиционные проекты, предусматривающие строительство новых ТЭЦ, каскадов ГЭС, металлургических и других заводов. Таким образом, минерально-сырьевые центры экономического развития становятся важнейшим элементом геолого- и социально-экономического районирования территории России.

Для всех таких центров рассчитаны извлекаемая ценность полезных ископаемых и другие экономические характеристики в разрезе субъектов РФ, федеральных округов и России в целом.

Намечаемые центры экономического развития являются важнейшей дополняющей базой ныне действующих, но в значительной мере исчерпанных крупнейших нефтегазовых и горнорудных районов.

В Европейской части страны в результате успешных геологоразведочных работ в акватории Каспийского моря и пойме реки Волга в 2000—2008 гг. сформирована сырьевая база, позволяющая организовать Каспийский центр по добыче нефти и газа с годовой мощностью, по данным одного из участников работы Виктора Петровича Орлова, около 20 млн т условного топлива, а с учетом уже действующих месторождений — до 35-40 млн т условного топлива. Северный центр включает российскую часть шельфа Баренцева и Печорского морей, а также прилегающую часть территорий Ненецкого АО, Мурманской и Архангельской областей. Новым уникальным районом добычи углеводородов станет Ямало-Карский центр, охватывающий шельф Карского моря, полуостров Ямал, Обскую губу и западную часть полуострова Гыданский. В 2009 году с началом добычи нефти на Ванкорском месторождении начнется формирование Туруханского центра, в котором будет производиться около 30 млн т нефти.

Из других высокоперспекгивных центров следует особо выделить Восточно-Сибирский, охватывающий большинство нефтяных и газовых месторождений Эвенкии, Республики Саха (Якутия) и Иркутской области. В совокупности с крупными газо-химическими комплексами, газификацией промышленных и социальных объектов, строительным, транспортным и электроэнергетическим комплексами Восточно-Сибирский центр к 2020 году станет ситстемо-образующим звеном мощного промышленного кластера, где будет создано около 60 тыс. новых рабочих мест, добываться 30-35 млн т нефти и 65-70 млрд кубометров газа в год.

В восточной части территории страны успешно развивается Южно-Охотский нефтегазовый центр на основе сахалинских проектов. Здесь углеводородное сырье уже добывается в объеме около 20 млн т условного топлива, введена в действие первая очередь крупнейшего завода по сжижению газа. К 2012—2013 гг. годовые мощности по добыче углеводородов достигнут 30-35, к 2015 г. — 40-45 млн т условного топлива, а мощности по сжижению газа составят 9,6 млн т. Сахалинские проекты выполняются практически полностью с применением новейших инновационных технологий и самого современного оборудования.

И наконец, нельзя не отметить возможность формирования перспективного Северо-Охотского центра, включающего акватории северной части Охотского моря и западную часть полуострова Камчатка. Возможные масштабы ежегодного производства углеводородного сырья здесь по данным ОАО «НК Роснефть» оцениваются в 25-30 млн т условного топлива.

Развитие остальных минерально-сырьевых центров планируется на основе освоения месторождений твердых полезных ископаемых.

С точки зрения укрепления минерально-сырьевой базы сульфидного никеля с попутными платиноидами наиболее перспективным является Восточно-Саянский центр на юге Красноярского края и Иркутской области, особенно в пределах его наиболее изученной части — Канской металлогенической зоны. Уже сегодня этот район является стратегически привлекательным для лидера мировой индустрии никеля — компании «Норильский никель». Общая оценка ресурсного потенциала Канской и Бирюсинской металлогенических зон соответствует оценке аналогичных никеленосных поясов Канады и Северного Китая. Таким образом, Восточно-Саянская никеленосная провинция определилась в качестве нового потен-

циального центра экономического развития, которая способна обеспечить не менее 300 тыс. т ежегодной добычи никеля на протяжении более 30 лет с созданием не менее 20 тыс. новых рабочих мест. В условиях выбывания богатых руд норильских месторождений эта провинция может стать достойной альтернативой, и поэтому вопрос скорейшего освоения этого района приобретает государственную значимость.

В части золота наиболее надежным дополнением действующим золоторудным комбинатам страны может стать Яно-Колымский ЦЭР в Магаданской области и республике Саха (Якутия). Его рудный потенциал превышает 5 тыс. т и способен обеспечить объем годовой добычи золота минимум в 100—120 т на протяжении более 50 лет, и обеспечить занятость населения в этом геополитически важном для России регионе не менее 50—60 тыс. человек. Уже начиная с 2012 года Наталкинское месторождение — главный объект территории может ежегодно производить до 40 т золота.

Западно-Верхоянский ЦЭР соразмерен по площади с Яно-Колымским и примыкает к нему с северо-запада. Его сереброрудный потенциал (около 60 тыс. т) дополняет базу Дукатского и других месторождений и соответствует потенциалу провинций мирового уровня. Он обеспечит практически 35—40-летнее существование горнодобывающего производства с годовым уровнем добычи серебра в 1000 т. Качество руд не уступает дукатским и ряд объектов уже за-лицензирован. В условиях постоянного роста спроса на серебро Государстводолжно быть заинтересовано, с одной стороны, в достижении названных параметров добычи в самые короткие сроки, а с другой — в создании дополнительных рабочих мест на этой геополитически важной для России территории.

Восточно-Забайкальский ЦЭР. Создаваемый здесь резерв запасов сможет обеспечить более чем 30-летнюю работу нового горно-металлургического комбината с производственной мощностью до 4 тыс. т сурьмы, что позволит создать до 7 тыс. рабочих мест. В связи с этим уже реализуется проект хозяйственного освоения этого района на принципах государственно-частного партнерства, предусматривающий комплексность освоения его недр с учетом сурьмяноруд-ных и золото-сурьмяных объектов.

Наряду с геолого-экономическим анализом была осуществлена разработка сценариев социально-экономического развития отдельных районов и целых субъектов Федерации на основе реализации их минерально-сырьевого по-

тенциала. Такая работа была проделана по ряду регионов страны.

В частности по Чукотскому автономному округу, где с начала 90-х годов особенно остро проявились деструктивные процессы в минерально-сырьевом комплексе, сопровождавшиеся массовым оттоком населения на Большую землю, в основу расчетов была положена уже существующая минерально-сырьевая база твердых полезных ископаемых, и прежде всего золота. Так, например, освоение месторождения Купол позволит в ближайшее время выйти на уровень добычи золота в 15 т в год. Последовательная реализация основных положений предложенной нами программы позволит приступить к разработке не только золотых, но и оловянных, медных и угольных объектов с поэтапным ростом валового регионального продукта: к 2013 году — в 4 раза, к 2025 году — в 10 раз. Одновременно будут решены вопросы укрепления геополитических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В условиях интеграции российской минерально-сырьевой базы в мировую систему экономических отношений центры экономического развития приобретают особое значение. Центры необходимы на стадии планирования мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы и в процессе принятия решения о передаче в недропользование тех или иных объектов. Также подобные центры необходимы при обосновании генеральной схемы размещения добывающих, обрабатывающих, обслуживающих и инфраструктурных отраслей народного хозяйства России.

Центры экономического развития должны планироваться с учетом инновационного пути освоения минерально-сырьевой базы, когда территория нескольких сближенных месторождений обживается, создается вся необходимая производственная и социальная инфраструктура, а добываемое минеральное сырье подвергается глубокой переработке.

Такойинновационныйподходотвечаетоснов-ным положениям теории экономического планирования советского ученого Н. Н. Колосовского и теории развития промышленных агломераций нобелевского лауреата (2008 г.) американского ученого Пола Кругмана. Согласно последнему, при определенных условиях возникает так называемое ядро куда в конечном счете стекаются капиталы и люди. Сетевые взаимодействия ускоряют внедрение инноваций и приводят к быстрому развитию агломераций.

Именно на этой основе авторами работы и были обоснованы стратегические направления

геологического изучения и лицензионной политики Роснедра.

Концентрация средств федерального бюджета позволила Роснедра в период с 2006—2008 годы в пределах выбранных центров экономического роста выполнить геологоразведочные работы с наибольшей отдачей и эффективностью. Например, в прошлом году в 8 таких центрах локализовано и оценено прогнозных ресурсов: золота — 50%, серебра — 97%, сурьмы, никеля и платиноидов — почти 100%.

За счет средств федерального бюджета в пределах отдельных центров были проведены работы, направленные на локализацию и оценку прогнозных ресурсов более чем 40 видов твердых полезных ископаемых. На 151 объекте (они показаны на слайде) получены положительные результаты. Следующий слайд показывает динамику прироста ценности недр в результате ГРР за счет госбюджетных средств. Как видим, в 2007 и 2008 годах прирост практически вчетверо превышает показатели 2006 г.

Заметно улучшилась эффективность работ на рудное золото, запасы которого увеличены на 47%, в первую очередь в связи с коренной переоценкой двух гигантов, мирового класса -Наталкинского месторождения и месторождения Сухой Лог, содержащих практически половину балансовых запасов страны.

Выполненными исследованиями дана оценка масштабов национального минерально-сырьевого богатства недр России, его места в мировых ресурсах и намечены различные сценарии развития минерально-сырьевого комплекса. По сути дела, впервые была выполнена кадастровая оценка недр, в основе которой лежит горная рента, составляющая по отдельным видам полезных ископаемых более 60—80% доходов от недропользования.

Таким образом, на основе этих материалов авторами работы был проведен геолого-эко-номический анализ и стоимостная переоценка минерально-сырьевой базы России с позиции складывающейся конъюнктуры мирового рынка; выделены центры экономического развития, обеспечивающие инновационное освоение минерально-сырьевой базы России и повышение ее конкурентной способности; определены и реализованы на практике стратегические направления геологического изучения и лицензионной политики Роснедра для расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Содержащиеся в работе информационно-аналитические материалы, по нашему мне-

O.V.Petrov 135

нию, еще долгое время будут служить базовой информацией для стратегических планов Правительства по освоению минерально-сырьевых ресурсов нашей страны.

Список литературы

1. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостный анализ. Атлас основных месторождений Российской Федерации / Б. К. Михайлов, О. В. Петров, С. А. Кимельман, Ю. Ю.Воробьев, И. А.Неженский и др. СПб.: Издательство ВСЕГЕИ, 2008.

U.D.C. 533.04 (470+571.1)

keywords: mineral resource base, geology, Centers for economic development, mineral resource potential, national mineral wealth, mineral resource base cost estimate, innovations, socio-economic development scenarios

O. V. Petrov

MINERAL RESOURCE POTENTIAL OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONDITION AND INNOVATION USE TRENDS

The paper deals with the issues concerned with market appraisal of mineral resource potential of the Russian Federation. Strategy regarding reproduction and innovation use of the mineral resource potential on an expanded scale has been substantiated. Mineral resource potential of the Russian Federation is considered by the author as a major factor of budgeting and national well-being. The structure of national wealth (in terms of minerals) has been analyzed. New Centers for economic development have been justified; they are an essential supplemental base to the existing large oil-and-gas and mining regions with considerably depleted potential. The statement related to the fact that Centers for economic development are to be planned with regard to innovation development of the mineral resource base, has been substantiated.

The issue referred to innovation use of the mineral resource potential of Russia is vital due to the fact that mineral resources in Russia play a key role in budgeting and national well-being, and updated mechanisms of government regulation and innovation technologies for reproduction and development of the mineral resource base make national economy competitive.

The research results are included in the monograph "Mineral wealth of Russia. Appraisal of mineral resources and cost" (2008), "Atlas of principal deposits of the Russian Federation" and in multiple papers and speeches. The research work received approval of the relevant committees of the Federation Council and the State Duma, and also territorial and regional bodies of the Federal Agency for Subsoil Use (Rosnedra), Constituent Entities of the Russian Federation and Federal Districts. The

research results provided the basis for a number of crucial decisions in the context of reproduction of Russian mineral resource base; the results have been applied by the Federal Agency for Subsoil Use and the administrative authorities of the Constituent Entities of Siberia and the Far East.

The research objective was updated market appraisal of the mineral resource potential of the Russian Federation and substantiation of strategies regarding expanded reproduction and innovation employment of such potential.

To achieve the objective:

1) geological and economic study and cost reappraisal of the Russian mineral resource base from the perspective of the world market conjuncture has been made;

2) mineral resource Centers for economic development (CEDs) intended for innovation development of raw material complex of Russia and enhancement of its competitive edge have been outlined;

3) based on the mentioned mineral resource centers for economic development (CED), strategies of geological research and license policy by the Rosnedra regarding expanded reproduction and innovation development of the mineral resource base of the Russian Federation have been determined and implemented.

The monograph and the "Atlas" includes description of the fields and their place in Russian and global subsoil management. Each mineral includes the following: deposit map; position of the Russian mineral resource base in reference to the global one; reserve and mining patterns according to deposits; specification of deposits in the State

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.