9. Michurina F. Z. Sel'skoe rasselenie. Metodologiya i metodika regional'nogo analiza (Rural moving. Methodology and a technique of the regional analysis), Perm, 1998, 199 p.
10. Michurina F. Z. Raionirovanie sel'skikh territorii po prostranstvennym i strukturnym pokazatelyam rasseleniya (Rayoning of rural areas on spatial and structural indicators of settlement), Permskii agrarnyi vestnik, Perm, IPTs «Prokrost"», 2013, No. 3(3), pp. 38-43.
11. Michurina F. Z. Opredelenie normativov optimuma na osnove real'nykh tendentsii (Determination of specifications of an optimum on the basis of real tendencies), Materialy vseros. nauch.-praktich. konf. (Agrotekhnologii KhKh1 veka), Perm, Izd-vo «Prokrost"», 2015, pp. 115-122.
12. Zakharchenko T. N., Michurina F. Z. Issledovanie uslovii importozameshcheniya: tsiklicheskii podkhod k prognozirovaniyu proizvodstva produktov pitaniya (Research on conditions of import sustitution: the cyclic approach to forecasting of production of foodstuff), Permskii agrarnyi vestnik, Perm, IPTs «Prokrost"», 2015, No.4 (12), pp. 91-95.
13. Aleshina S., Bochorski K. Retsept doktora Goldrotta (Doctor Goldrott's prescription), Kommersant, Zhurnal «Sekret Firmy», 2005, No. 19 (106).
14. Pronyaeva L. I. Vosproizvodstvo osnovnogo kapitala v organizatsiyakh APK: faktory, tendentsii i perspektivy (Reproduction of fixed capital in the agrarian and industrial complex organisations: factors, tendencies and prospects), URL: http://regin/mcnip.ru/modules.php?name=News7efile=artikle=8isid=226 (data obrashcheniya: 01.2012)
15. Problemy funktsionirovaniya APK (Problems of functioning of agrarian and industrial complex): materialy kruglogo stola, E. Gazetin [etc.], INFOLine.2008.
16. Zuev S.A. Ekonomika i sotsium regional'nogo APK, protsessy, problemy, perspektivy razvitiya, monografiya (Economy and society of regional agrarian and industrial complex: processes, problems, development prospects), Perm, 2005, pp. 145-202.
17. Paraskeviv. Evaluating bank branch location and performauce: A case study, Europen Jouzmal of Operational Research, 1995, No. 87, pp. 389-402.
18. F. Aleskerov, H. Ersel, C. G'undes, A. Minibas and R. Yolalan, Environmental grouping of bank branches and their performances, Yapi Kredi Discussion Paper Series, No. 97-03, Istanbul, Turkey (1997).
УДК 631.145 : 332
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
М. Н. Черникова; А. Г. Светлаков, д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, ул. Петропавловская, 23, г. Пермь, Россия, 614990 E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. Главной стратегической целью развития сельских территорий является формирование эффективного и устойчивого агропромышленного производства в условиях неопределенности и вызовов внешней среды. В статье отражены основные понятия, принципы и факторы формирования идеологии сельского жителя. Исследование выполнено с использованием монографического метода и классификационного подхода. Авторами сформировано собственное видение проблемы жизни сельского населения и одновременно предложена идеологическая платформ, на которой будут основываться позитивные для сельского общества сдвиги, с помощью которой удастся сохранить приверженность селян привычному месту обитания и труду, связанному с землей. Рассмотрены социально-экономические особенности формирования идеологии сельского населения в различных регионах. Приведен зарубежный опыт института управления территориями аграрной специализации Израиля и Японии. Проведена идея: изучение процессов, происходящих в сельской местности, необходимо для создания такой сельской идеологии, которая станет основой для роста аграрного производства.
Ключевые слова: идеология, аграрная сфера, крестьянские (фермерские) хозяйства, АПК, социально-экономическая ситуация, факторы, принципы, региональная идеология.
Введение. Формирование сельской идеологии основывается на особенностях развития российского государства. Основные факторы, определяющие особенности
развития, можно условно обозначить как крестьянский, национальный, геополитический вопросы и вопрос модернизации России, т. е. выбора политического пути.
Крестьянский вопрос - это вопрос о том, как наиболее эффективно соединить земледельца, крестьянина с землей, учитывая пространственные, климатические условия России, традиции и психологию населения страны.
В истории российской государственности все время шел и идет поиск наиболее эффективных форм, ориентированных на ключевые черты хозяйственного уклада. Индивидуально-семейное хозяйствование, хозяйственно-семейная кооперация и организация земледельческого труда, единоличное хозяйство, фермерство, общинная, общинно-крепостная, колхозно-совхозная хозяйственная деятельность - все эти способы при государственном вмешательстве существовали в жизни российского общества вот уже несколько столетий [1].
Методика. Представленное вниманию читателя исследование выполнено с использованием монографического метода и классификационного подхода в целях глубокого изучения поставленного вопроса, упорядочивающего палитру мнений о ключевом понятии -идеология. Опираясь на уже имеющие понятийную основу, авторы сформировали собственное видение появившейся серьезной проблемы, состоящей в деградации сельской среды жизни и одновременно деградации той идеологической платформы, которая способна восстановить представления и позитивные для общества установки сельских жителей, сохранить приверженность привычному месту оби-
тания и специфическому, связанному с землей в качестве средства производства, сельскому труду. Считаем, что формирование сельского уклада жизни, наиболее применимого для благополучного функционирования сельских территорий в качестве полноценной среды жизни и при этом выполняющих функции основных поставщиков продовольствия для всего населения, происходит одновременно с формированием идеологии, во-первых, отражающей такую необходимость, а во-вторых, имеющей под собой прочное основание в виде адекватных производственных отношений. Последние способны совершенствоваться, в свою очередь, на основе, исследования процессов реальностей современной идеологии сельских жителей и тех стимулов, которые могут ускорить образование необходимых обществу внутренних составляющих этой идеологии. В данном тексте сделана попытка обосновать необходимость стимулирования данного процесса за счёт развития крестьянских (фермерских) хозяйств и проведения адекватной аграрной политики.
Важную роль в становлении сельской среды играют правила, нравы, особенности поведения, устои и идеология. Существует довольно большое количество определений идеологии в целом, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена (табл.1).
Таблица 1
Определение идеологии в работах различных авторов
Идеология Определение Ключевые слова
К. Маркс [10] Ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества сознание, специфические интересы, класс, общество
К. Мангейм [10] Искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии социальная действительность, интересы, группа, класс, утопия
А.А. Шагин [10] Классовая составляющая системы управления богатством государства, а также (Философия + Политическая экономия + Социология) х Метод познания классовая составляющая, управление, метод познания
Ролан Барт [10] Современный метаязыковой миф, коннота-тивная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их миф, коннотативная система, социализировать.
*Таблица составлена на основе собственных исследований авторов
Результаты. На основании изученных мнений мы сформулировали определение сельской идеологии. Это совокупность систематизированных устоев, отражающих корен-
ные особенности поведения сельских жителей, выражающих и защищающих их интересы и достижение цели.
Идеологию можно определить как логи-
чески связанную систему идей и ценностей, формирующую общезначимую цель общности людей (в нашем случае сельских жителей) для развития среды жизни с учетом экономической, политической, социальной, религиозной и культурной специфики.
Специфика сельской идеологии на протяжении длительного исторического периода была обусловлена особым образом жизни, который исторически характеризовался занятостью населения сельскохозяйственным трудом и промыслами, преобладанием личного сельскохозяйственного производства, сезонностью и особыми условиями труда, быта, досуга, общения людей, открытостью жизни каждой семьи, сохранившимися традициями взаимоотношений. В сельской местности проживало в основном коренное население страны, унаследовавшее традиции и обычаи предшествующих поколений и являющееся носителем исторической памяти [2, 3].
К концу XX века традиционные черты сельского образа жизни начали «размываться». Характеризуя социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на селе в это время, ее оценивают крайне неблагоприятной: спад производства в общественном секторе, низкий уровень зарплаты, высокий уровень безработицы, разрушение социально-культурной сферы села, уменьшение социальной и географической мобильности населения, сверхзанятость родителей в личных подсобных хозяйствах, правовая незащищенность сельских жителей и другие неблагоприятные явления [2,3].
Условия жизни сельских жителей до настоящего времени остаются непривлекательными. Отставание села от города по уровню и качеству жизни является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
В связи с этим необходимо рассматривать социальное развитие сельских территорий как одно из основных приоритетов в развитии АПК. Совершенствование управления социальным развитием сельских территорий как основы роста аграрного производства в современных условиях предполагает, прежде всего, диверсификацию источников занятости и увеличение доходов сельского населения, создание нормальных условий жизни на селе [8].
Факторы, определяющие социальное значение современного крестьянства, сводят в следующие группы:
- первая - это факторы, отражающие наличие, состояние и использование производительных сил (трудовые ресурсы, средства и предметы труда, их качественная и количественная характеристика, соотношение, технология, организация, управление);
- вторая группа - факторы, выражающие производственные отношения (содержание экономического механизма хозяйствования);
- третья группа - факторы, характеризующие специфические условия сельскохозяйственного производства (природно-климатические условия, сезонность производства) [4, 5].
Принципы создания и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств являются одной из составляющих формирования идеологии сельского жителя:
1. Принцип хозяйственной самостоятельности. Он предполагает создание фермерского хозяйства на добровольных началах с правом выбора организационно-правовой формы хозяйствования, вида производимой продукции, рынков сбыта, поставщиков.
2. Принцип личной заинтересованности. Являясь собственником производимой продукции, глава фермерского хозяйства заинтересован в производстве высококачественной востребованной сельскохозяйственной продукции.
3. Принцип рациональности предполагает такое распределение имеющихся ресурсов, при котором достигается наибольший экономический эффект при минимальных издержках.
4. Принцип непосредственного участия предполагает личный труд в производственном процессе каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
5. Принцип гибкости. Крестьянские (фермерские) хозяйства быстро приспосабливаются к изменениям на рынке.
6. Принцип полной имущественной ответственности, который заключается в том, что в случае наступления чрезвычайных ситуаций, неурожая либо иных непредвиденных обстоятельств, крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
7. Принцип экологичности. Крестьянские (фермерские) хозяйства занимаются производством экологически чистой продукции ввиду использования экологичных технологий возделывания культур. Их деятельность предполагает применение достижений науки по
селекции и генетике, отборного семенного фонда и племенного скота, последних достижений техники.
8. Принцип профессионализма. Для достижения высоких результатов фермеры периодически должны повышать степень профессионализма, обучаясь на курсах повышения квалификации [4, 6] .
Природа играет важную роль в жизни сельского жителя. Поскольку территориально она неоднородна, то в разных районах она имеет и разный характер воздействия на хозяйство и жизнь людей.
На наш взгляд, идеология сельского жителя в разных районах имеет свои особенности. Введем такое понятие, как «региональная идеология» - это идеология, действующая на территории региона. Региональная идеология, интегрируя региональное сообщество, определяет направления человеческой активности в регионе, мобилизуя региональное сообщество; должна стимулировать деятельность людей; должна давать представление о месте и роли того или иного региона в РФ [11].
Региональные идеологии субъектов РФ должны строиться, с одной стороны, на основе общенациональной идеологии, а с другой -с учетом региональной специфики. Однако в современной России сложилась следующая ситуация: отсутствие целостной системы общенациональной идеологии привело к такому региональному идеологическому плюрализму, в котором отсутствуют общезначимые идеи и ценности. Поэтому формирование региональных идеологий во многом еще носит стихийный характер или является произвольным [11].
Безусловно, экономика сельского хозяйства зависит не только от производства сельскохозяйственной продукции, но и от степени развития сельской инфраструктуры, от территории региона, наличия достаточного количества рабочих мест вне сферы аграрного производства. Чем выше уровень развития инфраструктуры сельских территорий, благоприятней климат и лучше условия для хозяйственной деятельности, тем более мощный импульс для своего развития получает аграрное производство [7].
При изучении сельского хозяйства зарубежных стран можно увидеть, что становление идеологии берет начало из истории страны и от места расположения. Об этом свидетельствуют опыт не только развития аграрных отношений в России, но и истории в других странах.
В Израиле сельское хозяйство появилось на основе движения идеологического. Считается, что зародилось оно в 1890 году в городе Яффо. На деньги британского филантропа Моше Монтефиоре (один из известнейших британских евреев XIX века, финансист, общественный деятель и филантроп) в старинном городе Яффо был заложен фруктовый сад, в котором стали работать евреи-сионисты. Они считали, что еврейский народ должен объединиться и жить на родине — в Эрец-Исраэле (Земле Израильской). И не просто жить в городах на пожертвования зарубежных общин (как это веками делали их соплеменники в Эрец-Исраэле), а трудиться на земле. Именно в таком труде выразится связь народа с когда-то потерянной родиной. Стоит напомнить, что в конце XIX века никакого Израиля еще не было — земли Палестины находились под английским мандатом. Постепенно приезжающие из разных стран евреи скупали в Эрец-Исраэле земли и обрабатывали их, делая пригодными для сельского хозяйства. Это было не просто. Земель, изначально пригодных для земледелия, в стране было не так уж и много, а большую часть занимали либо малярийные болота на севере, либо пустынные равнины на юге. Но поселенцев (среди которых подавляющее большинство составляли городские жители, не имеющие ни малейшего представления о сельском хозяйстве) это не останавливало. Они без устали работали, внедряли передовые для того времени технологии (например, пытались осушить болота, сажая эвкалипты), и постепенно земля «сдалась» и стала приносить урожай.
Можно смело сказать, что успехи сельского хозяйства Израиля связаны с хорошим менеджментом и передовыми технологиями. Из необходимых для любого растения земли, воды и солнца в Израиле вдоволь только последнего. С конца XIX века аграрии в тогда еще Эрец-Исраэле бились над тем, чтобы построить сельское хозяйство, не зависящее от природных и погодных условий, и, можно сказать, что им это удалось. Правда, потом и кровью. При любой возможности членов и руководителей кибуцев посылали учиться в сельскохозяйственные школы Европы, в стране опробовались все передовые методики. Постепенно стали появляться собственные уникальные разработки, которые израильтяне сейчас продают всему миру [9].
Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Наиболее типичным
являются крестьянские хозяйства площадью около 1 гектара. Значительная часть посевных площадей дает по два, а в некоторых районах - и по три урожая в год. В отраслевой структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, основной культурой является рис. Около 78% крестьян выращивают только рис. Животноводство развито слабо потому, что японцы потребляют мало мяса и молокопродуктов. Морепродукты являются основной пищей, которую потребляет население [12].
В целом, аграрные идеологии данных стран имеют свои особенности, но основной целью считается привлечение внимания населения аграрных территорий, с учетом региональных устоев и правил, к производству собственной продукции и к достижению продовольственной независимости.
Значительная по численности населения сельская общность России тоже имеет собственную идеологию, которая способна в большей мере отвечать потребностям и целям страны и национальной экономики, способна изменяться и совершенствоваться под влиянием проводимой аграрной политики, нацеленной на развитие как социума, так и экономики в пределах сельских территорий.
Выводы. Таким образом, мы считаем, что на основании изложенного материала можно сделать вывод, что рост аграрного производства в современных условиях без учета идеологии населения сельских территорий не будет иметь ожидаемого и должного успеха. Экономические и социальные условия жизни крестьянина отражаются в его идеологии, в его мировоззрении, в его религиозных представлениях.
Литература
1. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права : учебник. М. : ЭКСМО, 2005.
649 с.
2. Смирнов А. Н. Сельский социум как адаптивная педагогическая среда // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. №1. С. 34-41.
3. Гурьянова М. П. Сельская школа в изменившемся обществе. М. : Изд-во АСОПиР, 2000. 63 с.
4. Зубренкова О. А., Федотова О. И. Классификация крестьянских (фермерских) хозяйств, факторы и условия, определяющие их эффективное функционирование // Вестник НГИЭИ. 2015. №5. С. 38-51.
5. Шляпникова Е. А. Организационно-экономические механизмы повышения эффективности производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств : дис. ... канд. экон. наук. Ижевск, 1999. 220 с.
6. Царахова М. В. Организационно-экономический механизм повышения эффективности функционирования и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (на материалах Республики Северная Осетия-Алания) : дис. ... канд. экон. наук. Владикавказ, 2014. 178 с.
7. Скидан О. В., Фещенко Н. Н. Идеология государственной поддержки развития сельских территорий // Никоновские чтения. 2007. №12. С. 532-534.
8. Калинина Г. В., Белова Н. П. Социальное развитие региона: актуализация интегральных индикаторов качества жизни населения в современных условиях (на примере субрегионального уровня Чувашской Республики). Чебоксары : Руссика, 2006. 356 с.
9. Зимина Л. Б. Сельское хозяйство Израиля: идеология плюс инновации // Бюджет. 2013. №2 (122). С. 66-69.
10. Идеология (Ideology) - это ... . [Электронный ресурс] // URL: forexaw.com>TERMs/Society/Ideology/l849.. .Ideology (дата обращения: 03.05.2016).
11. Региональные идеологии [Электронный ресурс] // URL: http://5fan.ru/wieyjob.php?id=87974 (дата обращения: 29.04.2016).
12. Сельское хозяйство Японии [Электронный ресурс] // URL: http://ukr-tur.narod.ru/ekon/svit/krainy/japany/silskegosp/silskegos.htm (дата обращения: 05.05.2016).
THEORETICAL PROVISIONS OF FORMING RURAL IDEOLOGY
M. N. Chernikova, Senior Lecturer; A. G. Svetlakov, Dr. Econ. Sci., Professor Perm State Agricultural Academy 23 Petropavlovskaya St., Perm 614990 Russia E-mail: [email protected], [email protected]
ABSTRACT
In today's society there is an objective need to prove the possibility of the formation of the ideology of rural resident. The agrarian sector is the most important resource of subsistence (food production), vital functions (conditions and quality of life in rural areas) and living arrangement (the degree of
development of a territorial habitat). Therefore, the main strategic objective of rural development is to develop efficient and sustainable agricultural production in the conditions of uncertainty and challenges of the environment. The article describes the basic concepts, principles and factors of formation of the ideology of rural resident. On the basis of the works of various scientists and authors formulated own definition of "rural ideology". The social and economic features of the formation of the ideology of the rural population in different regions were considered as well as international experience of the institute of management of agrarian territories Israel and Japan. The main idea of this paper is the study of the processes occurring in the countryside; it is necessary to create rural ideology which will be the basis for the growth of agricultural production.
Key words: ideology, agricultural sector, peasant (farmer) economy, agriculture, socio-economic situation, factors, principles, regional ideology.
References
1. Golovistikova A. N., Dmitriev Yu. A. Problemy teorii gosudarstva i prava (Theory issues of state and law), ucheb-nik, Moscow, EKSMO, 2005, 649 p.
2. Smirnov A. N. Sel'skii sotsium kak adaptivnaya pedagogicheskaya sreda (Rural society as adaptive pedagogical environment), Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2009, No. 1, pp. 34-41.
3. Gur'yanova M. P. Sel'skaya shkola v izmenivshemsya obshchestve (Rural school in changed society), Moscow, Izd-vo ASOPiR, 2000, 63 p.
4. Zubrenkova O. A., Fedotova O. I. Klassifikatsiya krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistv, faktory i usloviya, opre-delyayushchie ikh effektivnoe funktsionirovanie (Classification of peasants farms, factors and conditions determining effective functioning), Vestnik NGIEI, 2015, No. 5, pp. 38-51.
5. Shlyapnikova E. A. Organizatsionno-ekonomicheskie mekhanizmy povysheniya effektivnosti proizvodstvennoi deyatel'nosti krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistv (Organization-economic mechanisms of increase in efficiency of production activities of farms), dis. ... kand. ekon. nauk. Izhevsk, 1999, 220 p.
6. Tsarakhova M. V. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm povysheniya effektivnosti funktsionirovaniya i razvitiya krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistv (na materialakh Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya) (Organization-economic mechanism of increase in efficiency of functioning and development of farms (on case of Alania - Nothern Osetia Reppublic), dis. ... kand. ekon. nauk, Vladikavkaz, 2014, 178 p.
7. Skidan O. V., Feshchenko N. N. Ideologiya gosudarstvennoi podderzhki razvitiya sel'skikh territorii (Ideology of state support for development of rural areas), Nikonovskie chteniya, 2007, No. 12, pp. 532-534.
8. Kalinina G. V., Belova N. P. Sotsial'noe razvitie regiona: aktualizatsiya integral'nykh indikatorov kachestva zhizni naseleniya v sovremennykh usloviyakh (na primere subregional'nogo urovnya Chuvashskoi Respubliki) (Social development of the region: actualization of integrated population life quality indicators in modern conditions), Cheboksary, Russika, 2006, 356 p.
9. Zimina L. B. Sel'skoe khozyaistvo Izrailya: ideologiya plyus innovatsii (Israel's agriculture: ideology and innovations), Byudzhet, 2013, No. 2 (122), pp. 66-69.
10. Ideologiya- eto ...(Ideology - it is ...). [Elektronnyi resurs] // URL: forexaw.com>TERMs/Society/Ideology/l849.. .Ideology (data obrashcheniya: 03.05.2016).
11. Regional'nye ideologii (Regional ideologies), [Elektronnyi resurs] // URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=87974 (data obrashcheniya: 29.04.2016).
12. Sel'skoe khozyaistvo Yaponii (Japan's agriculture), [Elektronnyi resurs] // URL: http://ukr-tur.narod.ru/ekon/svit/krainy/japany/silskegosp/silskegos.htm (data obrashcheniya: 05.05.2016).