Научная статья на тему 'Теоретические подходы организации духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи'

Теоретические подходы организации духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1097
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / духовно-нравственное развитие / духовность / проблемы духовно-нравственного воспитания. / spiritual and moral education / spiritual and moral development / spirituality / problems of spiritual and moral education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х. А. Алижанова, М. М. Шафиев

В статье анализируется проблема реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях. Так, на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания, т.к. общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Авторы приходят к выводу о том, что основным результатом духовно-нравственного воспитания является воспитанность личности. Она может проявляться, прежде всего, в сформированных нравственных качествах и свойствах личности, в деятельности, общении со сверстниками и взрослыми, в сформированных отношениях с окружающими людьми. В ситуации всё нарастающего духовно-нравственного кризиса в стране разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход к решению данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

The article analyzes the problem of the implementation of spiritual and moral education in modern conditions, so today there are name many obstacles in the implementation of spiritual and moral education, since society is currently experiencing a spiritual and moral crisis. Spiritual and moral education is aimed at forming the readiness of the younger generation to interact with society, with the surrounding world on the basis of humanistic positions and ideals; to include the individual in the development and acceptance of cultural values developed by humanity as a whole, as well as the peoples living on this territory. The authors come to the conclusion that the main result of spiritual and moral education is the upbringing of the individual. It can manifest itself in the formed moral qualities and properties of the individual, in activities, in communication with peers and adults, in formed relationships with people around them. In a situation of increasing spiritual and moral crisis in the country, one-time and local measures will not lead to a drastic change in the situation. Specialists need a comprehensive, systematic approach to solving this problem.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы организации духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи»

В рамках общепсихологического подхода способности - любые проявления возможностей человека, все люди способные. Главная проблема заключается в том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения. В рамках данного подхода В.Н. Дружинин понимал под общими способностями интеллект, обучаемость, креативность. Он ставил задачу понять, сколько усилий нужно приложить человеку в конкретной деятельности, чтобы достичь одинакового со способными людьми результата. При таком подходе утрачивается специфика понятия «способности», которое становится необязательным, а сама проблема как бы растушевывается, ее заменяет психолого-педагогический аспект обучения и развития человека [7].

Дифференциально-психологический подход можно разделить на два направления: личностно-деятельностное, в нем способности - это свойства личности, влияющие на эффективность деятельности. В общей сложности, при личностно-деятельностном подходе остается непонятным, где находится грань между личностными свойствами, которые могут относиться к способностям, и теми, которые не могут При функционально-генетическом подходе ученые утверждают, что способности связаны не с личностными особенностями, а с функциональными системами, с функциями нервной системы.

В целом Ильин Е.П. отмечает, что правильнее было бы говорить о разной степени выраженности какой-либо способности (высокой - низкой), а не об отсутствии ее у того или иного человека. Также он утверждает, что нет людей без какой-либо способности, но есть люди со слабо выраженными способностями. Эти люди при их качественной (сравнительной) оценке называются неспособными, то есть не обладающими возможностями добиться в чем-то высокого результата.

Рассмотрев общие универсальные аспекты педагогической работы с одаренными студентами, сконцентрируем внимание на специфике данной работы, касающейся предметной области обучения (право) и возрастной категории субъектов обучения (студенты). Обучающийся, заинтересовавшийся какой-либо социальной проблемой или поставленный перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы по праву, обычно не испытывает дефицита в источниках информации. Иное дело - овладение способами работы с этой информацией, определенными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для его действительного, а не формального усвоения. В процессе обучения по данной дисциплине можно достичь формирования ключевых компетенций.

Для настоящего исследования большую значимость имеют особенность студенческого возраста, которая касается психологических характеристик, обусловленных данным возрастным периодом.

Психологические особенности студентов необходимо учитывать, поскольку они существенно влияют на восприятие ими образовательного и воспитательного процесса. Одаренность студентов проявляется не только в учебной деятельности, но и в различных других видах деятельности.

Особенности организации работы с одарёнными студентами на занятиях права могут быть описаны на уровне трех компонентов:

1) субъекты педагогической работы: педагог который наряду с достаточным уровнем компетентности в преподаваемой дисциплине должен учитывать особенности одаренных старшеклассников в организации образовательного процесса; учащиеся, имеющие определенные способности, ввиду чего их можно отнести к одаренным детям;

2) объект педагогической работы: в качестве него выступают компоненты одаренности учащихся - конкретные способности, которые требуют педагогической поддержки в их сохранении и развитии в рамках образовательного процесса;

3) особенности права как предметной дисциплины: во-первых, целесообразно использование коммуникационных форм взаимодействия со студентами для диалога и диагностик, позволяющих выявлять и учитывать психологические особенности одаренных студентов; во-вторых, это ориентация на их социально ориентированные потребности - необходимость освоения профессии, что соответствует содержанию права как предметной дисциплины, погружающей студентов в социальную среду.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. К основным видам одаренности относятся: художественная одаренность, психомоторная, интеллектуальная, творческая, академическая, лидерская и духовная одаренность. Главным образом, признаки одаренности заключаются в наличии выраженных способностей в той или иной сфере жизнедеятельности. При этом одаренность образуется из задатков и способностей, где способности выступают результатом проявления задатков. Преподавателю необходимо развивать творческие способности каждого студента на занятии и в различных формах внеаудиторной деятельности (олимпиады по дисциплинам, НИРС). Для систематизации этих особенностей была разработана концептуальная схема, описывающая компоненты педагогической работы - ее объект, субъектов и специфику права как предметной области, которая должна быть задействована в поддержке и развитии способностей одаренных студентов.

Библиографический список

1. Куршина Л.Ю. Одаренность: современные тенденции определения понятия. Актуальные вопросы современной психологии. 2017; № 1.

2. Детская одаренность: теория и практика. Available at: https://kpfu.rU/docs/F10l2726740/Blinova.Vl._.Blinova.L.RDetskaya.odarennost.Teoriya.i.pdf

3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности, 2010. Available at: https://www.kalitva.ru/153435-rabochaya-koncepciya-odarennosti-db- bogoyavlenskoj.html/

4. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: монография. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000.

5. Дворяшина Л.В., Селезнева Т.Ф. Одаренность как результат грамотного педагогического воздействия. Альманах мировой науки. 2018; № 3: 124 - 125

6. Дорофеева Г. А. Детская одаренность. Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: материалы XI Международной научно-практической конференции. НИЦ «Академический». CreateSpace, 2017.

7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. Санкт-Петербург: Питер, 2009.

References

1. Kurshina L.Yu. Odarennost': sovremennye tendencii opredeleniya ponyatiya. Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii. 2017; № 1.

2. Detskaya odarennost': teoriya ipraktika. Available at: https://kpfu.ru/docs/F1012726740/Blinova.V.L._.Blinova.L.RDetskaya.odarennost.Teoriya.i.pdf

3. Bogoyavlenskaya D.B. Rabochaya koncepciya odarennosti, 2010. Available at: https://www.kalitva.ru/153435-rabochaya-koncepciya-odarennosti-db- bogoyavlenskoj.html/

4. Kashapov M.M. Psihologiya pedagogicheskogo myshleniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2000.

5. Dvoryashina L.V., Selezneva T.R. Odarennost' kak rezul'tat gramotnogo pedagogicheskogo vozdejstviya. Al'manah mirovoj nauki. 2018; № 3: 124 - 125

6. Dorofeeva G.A. Detskaya odarennost'. Aktual'nye napravleniya fundamental'nyh iprikladnyh issledovanij: materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. NIC «Akademicheskij». CreateSpace, 2017.

7. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

Статья поступила в редакцию 17.05.20

УДК 371

Alizhanova Kh.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: alizhanowa@mail.ru

Shafiev M.M., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Economic and Legal and General Disciplines, Dagestan State University,

Kizlyar Deputy Minister for National Policy and Religious Affairs of the Republic of Dagestan (Makhachkala, Russia), E-mail: alizhanowa@mail.ru

THEORETICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH. The article analyzes the problem of the implementation of spiritual and moral education in modern conditions, so today there are name many obstacles in the implementation of spiritual and moral education, since society is currently experiencing a spiritual and moral crisis. Spiritual and moral education is aimed at forming the readiness of the younger generation to interact with society, with the surrounding world on the basis of humanistic positions and ideals; to include the individual in the development and acceptance of cultural values developed by humanity as a whole, as well as the peoples living on this territory. The authors come to the conclusion that the main result of spiritual and moral education is the upbringing of the individual. It can manifest itself in the formed moral qualities and properties of the individual, in activities, in communication with peers and adults, in formed relationships with people around them. In a situation of increasing spiritual and moral crisis in the country, one-time and local measures will not lead to a drastic change in the situation. Specialists need a comprehensive, systematic approach to solving this problem.

Key words: spiritual and moral education, spiritual and moral development, spirituality, problems of spiritual and moral education.

Х.А. Алижаноеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: alizhanowa@mail.ru

ММ Шафиев, канд. юрид. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Республика Дагестан, г. Кизляр, зам. министра по национальной политике и делам религий Республики Дагестан, E-mail: alizhanowa@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

В статье анализируется проблема реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях. Так, на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания, т.к. общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Авторы приходят к выводу о том, что основным результатом духовно-нравственного воспитания является воспитанность личности. Она может проявляться, прежде всего, в сформированных нравственных качествах и свойствах личности, в деятельности, общении со сверстниками и взрослыми, в сформированных отношениях с окружающими людьми. В ситуации всё нарастающего духовно-нравственного кризиса в стране разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход к решению данной проблемы.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, духовность, проблемы духовно-нравственного воспитания.

Отечественная система образования уже несколько десятилетий находится на стадии реформирования. Но, несмотря на существенные изменения в системе образования, всё ещё остаются нерешенными проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

Духовно-нравственное воспитание прежде всего направлено на формирование готовности детей и молодёжи к активному взаимодействию с социумом, с окружающим миром на основе гуманистических позиций; на включение личности в освоение и принятие культурных ценностей, выработанных человечеством в целом, а также народами, проживающими на данной территории.

Духовно-нравственное воспитание является необходимой составляющей становления и развития молодого человека и тесно связано с его успешной социализацией в том социуме, в котором он родился и вырос [1 - 9].

В основе духовно-нравственного воспитания лежат общечеловеческие ценности, выработанные в процессе исторического развития, а также новые нормы, принятые на современном этапе развития страны.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Наше государство лишилось официальной идеологии, общественно-духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные, обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

На основе анализа работ ведущих учёных в сфере воспитания можно отметить, что актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана со следующими основными детерминантами (табл. 1).

Таблица 1

Ведущие детерминанты, предопределяющие необходимость усиления духовно-нравственного воспитания современной молодёжи

№ Детерминанты

1. Подрастающее поколение в современном мире развивается окружённым множеством источников мощнейшего информационного воздействия, содержащего как позитивный, так и негативный контент, обрушивающийся на неокрепшую психику ребёнка или молодого человека, которые ещё не могут определить чёткую границу между нравственностью и безнравственностью

2. Общество нуждается в подготовке образованных, духовно-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и сформированными нравственными чертами характера

3. Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют детей и молодёжь о нормах поведения, принятых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей

Как видно из выделенных детерминант, задача духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи имеет чрезвычайную значимость. В настоящее время

Таблица 2

Ведущие проблемы эффективности реализации духовно-нравственного воспитания молодёжи в современных условиях

№ Проблемы Пути их решения

1. Кризис семьи, невысокий уровень духовно-нравственной культуры многих современных родителей Необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

2. Отсутствие согласованности влияния на воспитание детей и молодежи ведущих социальных институтов и общественных структур Создание структур, координирующих деятельность различных социальных институтов, связанных с воспитанием молодёжи, разработка механизмов их эффективного взаимодействия

3. Отсутствие национальной идеи, позволяющей оказывать существенное влияние на духовно-нравственное воспитание молодёжи Выработка соответственной политики государства

4. Управленческая проблема Создание эффективных механизмов реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях

5. Разрушение традиционного уклада жизни многих народов, населяющих Россию Возрождение и поддержание лучших народных традиций в процессе воспитания молодёжи

6. Невысокий уровень традиционной духовной культуры значительной части населения современной России Необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации духовно ориентированных педагогических программ

7. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания Создание и обеспечение функционирования системы общественного духовно-нравственного воспитания

8. Кадровая проблема Необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с целью повышения уровня культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания

9. Экономическая проблема Создание фондов, направленных на поддержание духовно-нравственной культуры населения (на создание учебно-методических пособий по духовно-нравственному воспитанию, на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов, преподаванию основ религиозной культуры)

её рассматривают как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

На основе анализа психолого-педагогической, социологической и др. литературы [1 - 7 и др.] можно выделить ведущие проблемы эффективности реализации духовно-нравственного воспитания молодёжи в современных условиях (табл. 2):

Отечественная система образования, согласно введённым ФГОС, призвана готовить сознательных граждан России, высококвалифицированных специалистов с развитыми духовно-нравственными потребностями.

В настоящее время духовно-нравственному воспитанию уделяется определённое внимание, но эта работа не всегда эффективна. Как отмечает Н.В. Кондратьева, «не педагог, не родители воспитывают ребенка, а сам ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельного опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей» [2].

Для оценки эффективности духовно-нравственной воспитанности детей и молодёжи учёными разработаны основные критерии оценки и самооценки (табл. 3).

Таблица 3

Основные критерии оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности детей и молодёжи

В теории педагогики разработаны и успешно апробированы различные методы диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности детей и молодёжи (табл. 4).

Таблица 4

Методы диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности детей и молодёжи

3. тестирование, решение задач с нравственным выбором

4. методы самооценки ведущих нравственных качеств

5. интервью, письменные опросы,

6. групповые дискуссии

7. методы фиксации и оценки поведения детей и молодёжи в различных ситуациях выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях) и др.

Сравнение полученных результатов в совокупности поможет установить приоритеты в духовно-нравственном становлении личности молодого человека. На основе работ И.Э. Есауленко и Попова В.И. [9], а также других исследователей в этой области, можно выделить следующие пути формирования системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи (табл. 5).

Таблица 5

№ Пути

1. Совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

2. Разработка реально работающих механизмов финансово-экономического обеспечения реализации намеченных мероприятий

3. Использование духовно-нравственных принципов в практике семейного воспитания просвещение родителей, работа школ, вузов, медицинских организаций с семьями в аспекте помощи в духовно-нравственном воспитании молодежи, организацию совместной деятельности семей и государственных и общественных организаций

4. Координационное регулирование осуществляемых мероприятий с организацией базовых (имеющих опыт работы) и экспериментальных площадок

5. Информационно-просветительское обеспечение деятельности - привлечение ученых, педагогов, врачей, священнослужителей тех конфессий, которые преобладают в данном регионе, общественных деятелей, представителей культуры и искусства

6. Разработка концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, подготовка и реализация грантовых научных проектов, диссертационных исследований

7. Включение духовно-нравственной составляющей в систему общественного дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образования

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что основным результатом духовно-нравственного воспитания является воспитанность личности. Она может проявляться, прежде всего, в сформированных нравственных качествах и свойствах личности, в деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми, в сформированных отношениях с окружающими людьми. Однако локальные меры, связанные с организацией духовно-нравственного воспитания молодёжи, не могут привести к существенному изменению ситуации, так как обеспечить эффективность может только системный подход к решению этой государственной проблемы.

№ Группы методов

1. экспертной оценки (в роли экспертов могут выступать учителя, родители учащихся, одноклассники или одногруппники)

2. методы диагностики ведущих ценностных ориентаций учащегося (студента)

№ Критерии

1. Наличие сформированных ценностных отношений к окружающему миру и самому себе

2. Стремление к самореализации

3. Наличие опыта позитивной жизнедеятельности

4. Успешное освоение основных видов деятельности - учебной, трудовой

5. Активность в социально полезных делах, воспитательной, общественной работе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сформированная адекватная самооценка;

7. Сформированные поведенческие мотивы поведения на основе нравственности, религиозных, культурных ценностей и др.

Библиографический список

1. Караханова Г.А., Алиханова РА. Становление и развитие нравственно-этического потенциала студентов колледжа. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81):154 - 156.

2. Кондратьева Н.В. Духовно-нравственное воспитание в современном российском обществе. Available at: https://urok.1sept.ru/

3. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Ярославль: ЯГПИ, 2002.

4. Бекетова Н.В. Воспитание личного духа как проблема национальной школы. Стандарты и мониторинг в образовании. 2002; № 2: 15 - 32.

5. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф., Власова Т.И. и др. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006.

6. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под редакцией В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.А. Селивановой, Е.И. Соколовой. Москва: Сентябрь, 2007.

7. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. Стандарты и мониторинг в образовании. 2002; № 6: 3 - 6.

8. Павлова Е.И. Нравственно-этическое воспитание студентов колледжа. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 136 - 138.

9. Есауленко И.Э., Попов В.И. Духовно-нравственное воспитание молодежи - проблемы и пути решения. Available at: http://sovetrektorov.ru/upload/iblock/802/80245c9c3 880b67a2d6a5af1a4d3fbde.pdf

References

1. Karahanova G.A., Alihanova R.A. Stanovlenie i razvitie nravstvenno-'eticheskogo potenciala studentov kolledzha. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81):154 - 156.

2. Kondrat'eva N.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v sovremennom rossijskom obschestve. Available at: https://urok.1sept.ru/

3. Bajborodova L.V. Formy vzaimodejstviya pedagogov, uchaschihsya iroditelej. Yaroslavl': YaGPI, 2002.

4. Beketova N.V. Vospitanie lichnogo duha kak problema nacional'noj shkoly. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2002; № 2: 15 - 32.

5. Bondarevskaya E.V., Belousova T.F., Vlasova T.I. i dr. Vvedenie vpedagogicheskuyu kul'turu: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: RGPU, 2006.

6. Vospitatel'naya sistema shkoly:problemy upravleniya. Ocherkipragmaticheskojteorii. Pod redakciej V.A. Karakovskogo, L.I. Novikovoj, N.A. Selivanovoj, E.I. Sokolovoj. Moskva: Sentyabr', 2007.

7. Lednev V.S. Duhovno-nravstvennaya kul'tura v obrazovanii cheloveka. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2002; № 6: 3 - 6.

8. Pavlova E.I. Nravstvenno-'eticheskoe vospitanie studentov kolledzha. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 136 - 138.

9. Esaulenko I.'E., Popov V.I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi- problemy iputiresheniya. Available at: http://sovetrektorov.ru/upload/iblock/802/80245c9c3880b67a2 d6a5af1a4d3fbde.pdf

Статья поступила в редакцию 10.05.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.