Научная статья на тему 'Работа с одаренными студентами при обучении праву'

Работа с одаренными студентами при обучении праву Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / студент / право. / giftedness / student / law.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р. Р. Абидов

В статье рассмотрена сущность одаренности, установлено, что под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; проанализированы различные классификации одаренности. К основным видам одаренности относятся: художественная одаренность, психомоторная, интеллектуальная, творческая, академическая, лидерская и духовная; изучены признаки одаренности у студентов; выявлены особенности организации работы со студентами, имеющими признаки одаренности, при изучении права. Преподавателю необходимо развивать творческие способности каждого студента на занятии и в различных формах внеаудиторной деятельности. Общество предъявляет высокие требования к преподавателю, его способности самостоятельно и творчески решать педагогические задачи, осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности и нести ответственность за ее результаты, поскольку преподаватель выбирает методы и приемы, позволяющие повышать эффективности деятельности одаренных обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK WITH GIFTED STUDENTS IN LAW TRAINING

The essence of giftedness is considered in the work: it is revealed that giftedness is understood as a systemic quality of the psyche that develops throughout life, which determines a person’s ability to achieve higher results in one or more types of activity compared to other people; analyzed various classification of giftedness. The main types of giftedness include artistic giftedness, psychomotor, intellectual, creative, academic, leadership and spiritual giftedness. The paper studies signs of giftedness in students; features of the organization of work with students with signs of giftedness in the study of law are revealed. The teacher needs to develop the creativity of each student in the classroom and in various forms of extracurricular activities. The society imposes high demands on the teacher, his ability to solve pedagogical problems independently and creatively, to realize the personal and social importance of their activities and to be responsible for its results, as the teacher chooses methods and techniques to improve the efficiency of the activities of the gifted.

Текст научной работы на тему «Работа с одаренными студентами при обучении праву»

выпускников профессиональных учебных заведений с ограниченными возможностями здоровья большой процент невостребованных специалистов, а это никак не способствует их социальной и экономической стабильности. В свете интеграции в высших учебных заведениях инклюзивного пространства оно должно принимать в трудоустройстве и дальнейшей профессиональной адаптации самое активное участие.

Учитывая обозначенные проблемы, можно констатировать, что государство в области профессионального образования предпринимает достаточно большие усилия для предоставления обучающимся с ограниченными возможностями здоровья равных образовательных возможностей. Однако на данный момент доступность оценивается только со стороны технической инфраструктуры. Социальная модель инвалидности требует оценки доступности по критериям качества жизни, уровня социальной интеграции и соблюдения прав человека.

Это обстоятельство резко снижает качество жизни людям с ограниченными возможностями и усугубляет социальное неравенство.

Особенно критичны следующие проблемы:

• отсутствие доступной среды;

• значительный недостаток реабилитационных центров и места отдыха для людей с ограниченными возможностями здоровья;

• проблемы получения профессионального образования;

• проблемы с трудоустройством;

• проблемы в получении технических средств реабилитации.

Социальная интеграция, безусловно, требует расширения прав и возможностей самих людей. Институт социальной работы должен играть значительную

Библиографический список

роль в изменении ситуации. Организации, которые выполняют социальную работу, помимо традиционной, должны уделять больше внимания расширению прав и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья и оказывать помощь в развитии их навыков и способностей, чтобы они могли жить независимо и управлять своей жизнью самостоятельно.

Подводя итог, следует отметить, что инклюзивное образование имеет решающее значение для интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество и в дополнение к прямой функции получения профессиональных знаний, в том числе профессиональных, образование играет функцию социальной адаптации и позволяет людям с ограниченными возможностями поднять свой уровень жизни.

Таким образом, процесс внедрения инклюзии в систему высшего профессионального образования имеет ряд нюансов научного и практического характера. Можно назвать их неспецифические и специфические проблемы, включающие образовательную практику в высшей школе. К первым относятся проблемы архитектурной доступности образовательных учреждений, толерантное отношение к лицам с ограниченными физическими возможностями, неподготовленность профессионального сообщества к обучению таких людей. Эти проблемы в любом случае проявляются в системе высшего образования. Несмотря на это, к ним добавляются задачи, не лишенные вузовской специфики, такие как разработка нормативно-правовой базы, образовательных стандартов и программ, адаптирующих содержание профессионального образования, обеспечение процесса овладения профессиональными компетенциями и навыками, трудоустройства студентов. Большая часть названных проблем находится на стадии осмысления и поиска путей практического разрешения.

1. Бирюкова Ю.С., Христолюбова Л.В. Реализация условий инклюзивного образования в образовательных организациях Свердловской области. Специальное образование. 2018; № 2: 27 - 30.

2. Четверикова Т.Ю. Инклюзивное образование как педагогический феномен. В мире научных открытий. 2014; № 11.7 (47): 326 - 331.

3. Четверикова Т.Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. В мире научных открытий. 2014; № 5 (53): 475 - 485.

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва, 2016.

5. Малярчук Н.Н., Волосникова Л.М. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015; Т. 1, № 4: 251 - 268.

6. Старобина Е.М. Профессиональное образование инвалидов. Москва: Интеллект-Центр, 2003.

7. Степанова О.А. Модель профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В мире научных открытий. 2011; № 2(14): 348 - 355.

8. Всеобщая декларация прав человека. Available at: http://www.соnsuLtant. ru/docum ent/cons_doc_LAW _l 20805/

9. Конвенция о правах инвалидов. Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

10. Конвенция о правах ребенка. Available at: http://www.consultant.ru/ documenVcons_doc_LAW J5959/

11. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Available at: http://www. notabene.ru/down_syndrome/Rus/decLarat.htmL

12. О ратификации Конвенции о правах инвалидов. Федеральный й закон Российской Федерации. Available at: http://base.garant.ru/70170066/

References

1. Biryukova Yu.S., Hristolyubova L.V. Realizaciya uslovij inklyuzivnogo obrazovaniya v obrazovatel'nyh organizaciyah Sverdlovskoj oblasti. Special'noe obrazovanie. 2018; № 2: 27 - 30.

2. Chetverikova T.Yu. Inklyuzivnoe obrazovanie kak pedagogicheskij fenomen. V mire nauchnyh otkrytij. 2014; № 11.7 (47): 326 - 331.

3. Chetverikova T.Yu. Teoreticheskaya gotovnost' pedagogov k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. V mire nauchnyh otkrytij. 2014; № 5 (53): 475 - 485.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2016.

5. Malyarchuk N.N., Volosnikova L.M. Gotovnost' pedagoga k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2015; T. 1, № 4: 251 - 268.

6. Starobina E.M. Professional'noe obrazovanie invalidov. Moskva: Intellekt-Centr, 2003.

7. Stepanova O.A. Model' professional'noj reabilitacii lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. V mire nauchnyh otkrytij. 2011; № 2(14): 348 - 355.

8. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka. Available at: http://www.sonsuLtant. ru/docum ent/cons_doc_LAW _l 20805/

9. Konvenciya o pravah invalidov. Prinyata v g. N'yu-Jorke 13.12.2006 Rezolyuciej 61/106 na 76-om plenarnom zasedanii 61-oj sessii General'noj Assamblei OON. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

10. Konvenciya o pravah rebenka. Available at: http://www.consultant.ru/ documenVcons_doc_LAW J5959/

11. Salamanskaya deklaraciya o principah, politike i prakticheskoj deyatel'nosti v sfere obrazovaniya lic s osobymi potrebnostyami. Available at: http://www.notabene.ru/down_ syndrome/Rus/decLarat.htmL

12. O ratifikaciiKonvencii o pravah invalidov. Federal'nyj j zakon Rossijskoj Federacii. Available at: http://base.garant.ru/70170066/

Статья поступила в редакцию 15.05.20

УДК 378

Abidov R.R., teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal

Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

WORK WITH GIFTED STUDENTS IN LAW TRAINING. The essence of giftedness is considered in the work: it is revealed that giftedness is understood as a systemic quality of the psyche that develops throughout life, which determines a person's ability to achieve higher results in one or more types of activity compared to other people; analyzed various classification of giftedness. The main types of giftedness include artistic giftedness, psychomotor, intellectual, creative, academic, leadership and spiritual giftedness. The paper studies signs of giftedness in students; features of the organization of work with students with signs of giftedness in the study of law are revealed. The teacher needs to develop the creativity of each student in the classroom and in various forms of extracurricular activities. The society imposes high demands on the teacher, his ability to solve pedagogical problems independently and creatively, to realize the personal and social importance of their activities and to be responsible for its results, as the teacher chooses methods and techniques to improve the efficiency of the activities of the gifted.

Key words: giftedness, student, law.

Р.Р. Абидое, преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик,

E-mail: rukisha@bk.ru

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРАВУ

В статье рассмотрена сущность одаренности, установлено, что под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; проанализированы различные классификации одаренности. К основным видам одаренности относятся: художественная одаренность, психомоторная, интеллектуальная, творческая, академическая, лидерская и духовная; изучены признаки одаренности у студентов; выявлены особенности организации работы со студентами, имеющими признаки одаренности, при изучении права. Преподавателю необходимо развивать творческие способности каждого студента на занятии и в различных формах внеаудиторной деятельности. Общество предъявляет высокие требования к преподавателю, его способности самостоятельно и творчески решать педагогические задачи, осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности и нести ответственность за ее результаты, поскольку преподаватель выбирает методы и приемы, позволяющие повышать эффективности деятельности одаренных обучающихся.

Ключевые слова: одаренность, студент, право.

Долгое время одаренность рассматривалась как «божественный дар» и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Более того, раньше у людей не возникало особой потребности в овладении творчеством. Одаренные личности появлялись спонтанно, создавали выдающиеся творения в различных областях науки и искусства, реализуя потребности культуры. В наши дни положение совершенно иное, ведь мы живем в эпоху научно-технического прогресса, что требует от человека новаторского подхода к решению проблем, более креативного мышления, быстрой адаптации, а не общепринятых, известных действий. Конфуций, Овидий, Платон, Джефферсон обращались к отбору одаренных, особо талантливых личностей, указывая на необходимость применения специальных мер для поощрения их способностей. С конца XX века проблема обучения одаренной молодежи становится значимой для многих стран. До середины XX века одаренность выявляли исключительно по тестам интеллекта. Однако высокие показатели умственного развития не гарантируют выдающихся творческих достижений.

Более подробную и структурированную систему этапов развития научной категории «одаренность» сформировала Куршина Л.Ю. Научно-теоретическое и эмпирическое осмысление одаренности охватывает период развития от античности до наших дней, разделенный на пять концептуальных этапов, на каждом из которых выделялись соответствующие подходы к изучению феномена одаренности, его терминологическому определению, пониманию признаков одаренности и возможностей целенаправленного развития свойств одаренности у детей [1].

Для раскрытия сущности одаренности необходимо рассмотреть определения данного понятия. Прежде всего, в научной литературе отмечается, что «одаренные и талантливые чаще других демонстрируют высокие достижения в обучении, проявляя интерес к информации, которая предполагает разработку специализированных учебных программ. Перспективы развития одаренных определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах - интеллектуальной, академической, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности.

В исследованиях Р. Стернберга «одаренность» человека объясняется опытом раннего детства: концепция одаренности как постепенно возникающего свойства теоретически и практически расширяет понятие «одаренный»; это «качество, которое возникает, как правило, постепенно в контексте «человек -среда» [2].

Среди основных категорий одаренности называют общую интеллектуальную одаренность и специфическую одаренность в виде предпочтения человека заниматься каким-то определенным видом деятельности. Исследователь различает способных к одному типу занятий и общеодаренных. Под самой одаренностью автор понимал опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству.

По мнению Богоявленской Д.Б., одаренность - это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [3]. В определении автора прослеживается акцент на системности компонентов одаренности, что означает их слаженность, а не случайное формирование.

Следует отметить, что в психолого-педагогической среде присутствует ряд смежных понятий, которые часто отождествляются с одаренностью или рассматриваются как ее важные составляющие, формы развития.

Часто исследователи «одаренность» отождествляют с «талантливостью» и понимают, как «потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения». Под «талантом» понимаются выдающиеся способности, открывающиеся с приобретением опыта, формирующего недоступный большинству людей навык добиваться наибольшего успеха в области его проявления.

В концепции теоретической модели одаренности уже упомянутого Дж. Рен-зулли выделяются три основные характеристики (интеллектуальные способности, креативность, настойчивость), поддержанные эрудицией и благоприятной окружающей средой. Предлагается относить к одаренным тех, кто проявляет

высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик, в силу чего термин «одаренность» заменяется «потенциалом».

Также в научной литературе можно встретить классификацию уровней развития способностей, где одаренность является одним из них. Общая система уровней видится в следующей последовательности: способность, одаренность, талант, гениальность. Одаренность - это высокий уровень развития общих способностей, она определяет возможности достижения человеком высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Для успешного выполнения деятельности кроме одаренности нужны знания, умения и навыки. Талант зачастую выступает синонимом одаренности, иногда его определяют как реализованную одаренность, так как о нем судят по предметам творческой деятельности человека. Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.

Наряду с понятием для раскрытия сущности одаренности как научной категории необходимо рассмотреть существующую типологию одаренности, в рамках которой выделяются несколько классификаций, разделяющих виды одаренности по определенным признакам.

Наиболее распространенной в научной литературе выступает классификация одаренности, предложенная Ю.Д. Бабаевой. Данная классификация дифференцирует одаренность на семь видов, среди которых художественная одаренность, психомоторная, интеллектуальная, творческая, академическая, лидерская (социальная) и духовная.

Примечательно исследование Кашапова М.М. и Зверевой А.А., которые вводят понятие «абнотивность». Это комплексная профессиональная способность преподавателя к восприятию, осмыслению и пониманию креативных обучающихся. Абнотивность мышления преподавателя позволяет выделить одаренных детей и оказать им психолого-педагогическую поддержку в развитии творческого потенциала. Важным является формирование абнотивности педагога с целью адекватного восприятия, осмысления, понимания и обучения одаренных. Реализация данного подхода к обучению одаренных предъявляет высокие требования к преподавателю, его способности самостоятельно и творчески решать педагогические задачи, осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности и нести ответственность за ее результаты, поскольку педагог выбирает методы и приемы, позволяющие повышать эффективности деятельности одаренных [4].

По мнению Дворяшиной Л.В. и Селезневой Т.Ф., для успешного развития одаренности необходимо:

1. Создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных студентов.

2. Объединение усилий педагогов по формированию устойчивых навыков у студентов, склонных к творчеству и научно-исследовательской работе;

3. Построение взаимодействия с одаренными студентами на основе учета их психологических особенностей.

4. Повышение уровня компетентности педагогов, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении одаренных студентов, для сохранения их психического и физического здоровья.

5. Использование системного подхода для построения работы с одаренными студентами [5].

Дорофеева ГА. называет более эффективные подходы к организации педагогической работы с одаренными студентами:

- развивать творческие способности каждого студента на занятиях и во внеучебной деятельности (в соответствии с их индивидуальными возможностями);

- развивать мотивацию участия каждого студента во внеучебной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательские работы);

- создать условия для развития способностей студентов в вузе [6].

Важным универсальным аспектом организации работы педагога с одаренными студентами выступает диагностика одаренности, проводить которую необходимо независимо от возраста и той предметной области, в которой ведется педагогическая работа.

Ильин Е.П. утверждает, что существует два подхода к определению способностей - общепсихологический и дифференциально-психологический.

В рамках общепсихологического подхода способности - любые проявления возможностей человека, все люди способные. Главная проблема заключается в том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения. В рамках данного подхода В.Н. Дружинин понимал под общими способностями интеллект, обучаемость, креативность. Он ставил задачу понять, сколько усилий нужно приложить человеку в конкретной деятельности, чтобы достичь одинакового со способными людьми результата. При таком подходе утрачивается специфика понятия «способности», которое становится необязательным, а сама проблема как бы растушевывается, ее заменяет психолого-педагогический аспект обучения и развития человека [7].

Дифференциально-психологический подход можно разделить на два направления: личностно-деятельностное, в нем способности - это свойства личности, влияющие на эффективность деятельности. В общей сложности, при личностно-деятельностном подходе остается непонятным, где находится грань между личностными свойствами, которые могут относиться к способностям, и теми, которые не могут. При функционально-генетическом подходе ученые утверждают, что способности связаны не с личностными особенностями, а с функциональными системами, с функциями нервной системы.

В целом Ильин Е.П. отмечает, что правильнее было бы говорить о разной степени выраженности какой-либо способности (высокой - низкой), а не об отсутствии ее у того или иного человека. Также он утверждает, что нет людей без какой-либо способности, но есть люди со слабо выраженными способностями. Эти люди при их качественной (сравнительной) оценке называются неспособными, то есть не обладающими возможностями добиться в чем-то высокого результата.

Рассмотрев общие универсальные аспекты педагогической работы с одаренными студентами, сконцентрируем внимание на специфике данной работы, касающейся предметной области обучения (право) и возрастной категории субъектов обучения (студенты). Обучающийся, заинтересовавшийся какой-либо социальной проблемой или поставленный перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы по праву, обычно не испытывает дефицита в источниках информации. Иное дело - овладение способами работы с этой информацией, определенными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для его действительного, а не формального усвоения. В процессе обучения по данной дисциплине можно достичь формирования ключевых компетенций.

Для настоящего исследования большую значимость имеют особенность студенческого возраста, которая касается психологических характеристик, обусловленных данным возрастным периодом.

Психологические особенности студентов необходимо учитывать, поскольку они существенно влияют на восприятие ими образовательного и воспитательного процесса. Одаренность студентов проявляется не только в учебной деятельности, но и в различных других видах деятельности.

Особенности организации работы с одарёнными студентами на занятиях права могут быть описаны на уровне трех компонентов:

1) субъекты педагогической работы: педагог который наряду с достаточным уровнем компетентности в преподаваемой дисциплине должен учитывать особенности одаренных старшеклассников в организации образовательного процесса; учащиеся, имеющие определенные способности, ввиду чего их можно отнести к одаренным детям;

2) объект педагогической работы: в качестве него выступают компоненты одаренности учащихся - конкретные способности, которые требуют педагогической поддержки в их сохранении и развитии в рамках образовательного процесса;

3) особенности права как предметной дисциплины: во-первых, целесообразно использование коммуникационных форм взаимодействия со студентами для диалога и диагностик, позволяющих выявлять и учитывать психологические особенности одаренных студентов; во-вторых, это ориентация на их социально ориентированные потребности - необходимость освоения профессии, что соответствует содержанию права как предметной дисциплины, погружающей студентов в социальную среду.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. К основным видам одаренности относятся: художественная одаренность, психомоторная, интеллектуальная, творческая, академическая, лидерская и духовная одаренность. Главным образом, признаки одаренности заключаются в наличии выраженных способностей в той или иной сфере жизнедеятельности. При этом одаренность образуется из задатков и способностей, где способности выступают результатом проявления задатков. Преподавателю необходимо развивать творческие способности каждого студента на занятии и в различных формах внеаудиторной деятельности (олимпиады по дисциплинам, НИРС). Для систематизации этих особенностей была разработана концептуальная схема, описывающая компоненты педагогической работы - ее объект, субъектов и специфику права как предметной области, которая должна быть задействована в поддержке и развитии способностей одаренных студентов.

Библиографический список

1. Куршина Л.Ю. Одаренность: современные тенденции определения понятия. Актуальные вопросы современной психологии. 2017; № 1.

2. Детская одаренность: теория и практика. Available at: https://kpfu.rU/docs/F10l2726740/Blinova.Vl._.Blinova.L.RDetskaya.odarennost.Teoriya.i.pdf

3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности, 2010. Available at: https://www.kalitva.ru/153435-rabochaya-koncepciya-odarennosti-db- bogoyavlenskoj.html/

4. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: монография. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000.

5. Дворяшина Л.В., Селезнева Т.Ф. Одаренность как результат грамотного педагогического воздействия. Альманах мировой науки. 2018; № 3: 124 - 125

6. Дорофеева Г. А. Детская одаренность. Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: материалы XI Международной научно-практической конференции. НИЦ «Академический». CreateSpace, 2017.

7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. Санкт-Петербург: Питер, 2009.

References

1. Kurshina L.Yu. Odarennost': sovremennye tendencii opredeleniya ponyatiya. Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii. 2017; № 1.

2. Detskaya odarennost': teoriya ipraktika. Available at: https://kpfu.ru/docs/F1012726740/Blinova.V.L._.Blinova.L.RDetskaya.odarennost.Teoriya.i.pdf

3. Bogoyavlenskaya D.B. Rabochaya koncepciya odarennosti, 2010. Available at: https://www.kalitva.ru/153435-rabochaya-koncepciya-odarennosti-db- bogoyavlenskoj.html/

4. Kashapov M.M. Psihologiya pedagogicheskogo myshleniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2000.

5. Dvoryashina L.V., Selezneva T.R. Odarennost' kak rezul'tat gramotnogo pedagogicheskogo vozdejstviya. Al'manah mirovoj nauki. 2018; № 3: 124 - 125

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Dorofeeva G.A. Detskaya odarennost'. Aktual'nye napravleniya fundamental'nyh iprikladnyh issledovanij: materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. NIC «Akademicheskij». CreateSpace, 2017.

7. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

Статья поступила в редакцию 17.05.20

УДК 371

Alizhanova Kh.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: alizhanowa@mail.ru

Shafiev M.M., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Economic and Legal and General Disciplines, Dagestan State University,

Kizlyar Deputy Minister for National Policy and Religious Affairs of the Republic of Dagestan (Makhachkala, Russia), E-mail: alizhanowa@mail.ru

THEORETICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH. The article analyzes the problem of the implementation of spiritual and moral education in modern conditions, so today there are name many obstacles in the implementation of spiritual and moral education, since society is currently experiencing a spiritual and moral crisis. Spiritual and moral education is aimed at forming the readiness of the younger generation to interact with society, with the surrounding world on the basis of humanistic positions and ideals; to include the individual in the development and acceptance of cultural values developed by humanity as a whole, as well as the peoples living on this territory. The authors come to the conclusion that the main result of spiritual and moral education is the upbringing of the individual. It can manifest itself in the formed moral qualities and properties of the individual, in activities, in communication with peers and adults, in formed relationships with people around them. In a situation of increasing spiritual and moral crisis in the country, one-time and local measures will not lead to a drastic change in the situation. Specialists need a comprehensive, systematic approach to solving this problem.

Key words: spiritual and moral education, spiritual and moral development, spirituality, problems of spiritual and moral education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.