Усиление значения бренда на рынке детского питания характеризовано уровнем доверия к проверенной компании, к компании с положительной репутацией.
Эффективные результаты коммерческой деятельности в большой степени зависят от успешного продвижения произведенного товара. Это связано, прежде всего, с существованием в сознании потребителя представления о товаре, такой узнаваемости способствует бренд компании.
Ключевая роль упаковки в дефиниции товарной политики компании состоит из ряда составляющих элементов, которые позволяют ей преимущественное позиционирование на рынке:
1) физические свойства (хранение, транспортировка);
2) сопроводительная документация;
3) эмоциональная составляющая (оформление, цвет, форма);
4) информативность упаковки (указание свойств товара).
При анализе конкурирующих компаний в оценке свойств упаковки были выявлены ее характеристики, которые являются определяющими при выборе бренда потребителем. Бренд позволяет:
1) идентифицировать товар, отличать его от товаров конкурентов;
2) выстраивать ассоциативный ряд у потребителя;
3) упрощать выбор товара;
4) получать первичную информацию о товаре.
Для того чтобы бренд положительно влиял на
имидж компании и был эффективен для ее коммерческой деятельности, его следует рассматривать в совокупности элементов маркетинговых коммуникаций, таких как реклама (формирование фирменного стиля, упаковки), связи с общественностью и директ-менеджмент. Компании необходимо отличие товара от конкурентного, его явное выделение среди широкого ассортимента, преимущественные отличия упаковки, ее современные свойства и логотип компании.
1. Арташина И.А. Поведение потребителей: учебное пособие. Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.- строит. ун-т, 2003. С. 45-47.
2. Добробабенко Н.С. Mission and vision: ценности марки и основа корпоративной стратегии // Реклама. Advertising №1 / 2000. С. 14.
3. Васильев Е.Ж., Трофименко Е.Ю. Стратегический подход к маркетинговым коммуникациям // Вестник ЮурГУ (Южно-Уральский государственный университет). Челябинск. 2007. №17.
4. Король А. Брэндинг как синтетическая маркетинговая коммуникация фирмы // Практический маркетинг. 2005. №12(106).
5. Медведева Ю.Ю. Собственные торговые марки как инструмент маркетинговой стратегии торговых розничных сетей. Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. г. Шахты, 2011.
Библиографический список
6. Новиков В.С., Оганесян Л.Л. К вопросу о виртуализации экономики: содержательный аспект // Экономика и предпринимательство. М.: 2012. №1(24).(Vol. 6 Nom. 1)
7. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг: учебник. М.: Экономист, 2003. 292 с.
8. Темпорал П. Эффективный брэнд-менеджмент / пер. с англ.под ред. С.Г. Божук. СПб.: Нева, 2003.
9. Ткачева Е.Н. Виртуальные организации Южного федерального округа: оценка эффективности системы управления // Бизнес в законе. 2011. №2. С.245-247.
10. Официальный сайт ОАО «Прогресс». Режим свободного доступа // http://www.advis.ru/php/view_news.php?i d=01 BE71F4-60E7-F546-BA62-ABE E8FCE 2510
11. Нестле. Расти здоровым с первых дней жизни. Официальный сайт компании. Режим свободного доступа // http://www.nestlebaby.ru /Advice_article.aspx? artid=173
УДК 159.9.37.015 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОЗРАСТНОМУ АСПЕКТУ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1 9
Н.И.Горская1, В.Е.Глызина2
1Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Рассматривается понятие «мотивация, самоактуализация личности» в зарубежной и отечественной психологии. Уделяется внимание возрастным этапам развития личности. Подчеркивается, что результирующим фактором развития личности является уровень гармоничности состояния базовых стремлений. Самооценка силы и степени осуществления базовых мотиваций составляет существенный компонент Я-концепции личности, в котором систематизируется и обобщается состояние ее изначальных природных потребностей. Также показано, что в цен-
1 Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка (для технических специальностей), тел.: 89025680932, e-mail: natgo2012@yandex.ru
Gorskaya Natalya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of English Language (for technical specialities), tel.: 89025680932, e-mail: natgo2012@yandex.ru
2Глызина Вера Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89025680387, e-mail: Vecotd@yandex.ru
Glyzina Vera, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025680387, e-mail: Vecotd@yandex.ru
тре внимания самоактуализации находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: мотивация; самоактуализация; базовые стремления; реализация личностного потенциала; самосовершенствование.
THEORETICAL APPROACHES TO THE AGE ASPECT OF PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION N.I. Gorskaya, V.E. Glyzina
Irkutsk State Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Baikal State University of Economics and Law (BGUEP),
11 Lenin St., Irkutsk, 664003.
The concept of "motivation, personality self-actualization" is considered in foreign and national psychology. The article gives consideration to the age-specific stages of personality development. It is emphasized that the resulting factor of personality development is the harmonicity level of the state of basic desires. Self-assessment of the strength and implementation extent of basic motivations constitutes the essential component of the Self-concept of personality, where the state of his/her original natural needs is systematized and summarized. It is also shown that the focus of self-actualization is the problem of education and development of a harmonious and competent personality, implementing his/her potential for personal and social growth. 14 sources.
Key words: motivation; self-actualization; basic desires; implementation of personal potential; self-improvement.
На протяжении многих лет в отечественной и зарубежной психологии остаются актуальными проблемы мотивации деятельности. Пристальный интерес ученых к этой проблеме объясняется ее значимостью для решения жизненно важных задач, так как мотивация является внутренним двигателем любой деятельности, а уровень развития мотивационной сферы - важным показателем сформированности личности.
В большинстве научных публикаций мотивация рассматривается как сложное структурное образование, как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности. Мотиваци-онная сфера выступает в единстве и взаимодействии с другими образованиями личности.
Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры. (В.Г. Асеев, М.И. Бажович, А. Маслоу, Б.И. Дадонов). Важно также положение исследований о том, что структура мотивации является развивающейся, изменяющейся в процессе жизнедеятельности.
Высшим уровнем мотивации личности является ее стремление к самоактуализации. Это естественный, закономерный и необходимый жизненный процесс. Термин «самоактуализация» был впервые применен К. Гольдштейном в 1939 году в ходе исследования им участников войны, у которых в результате ранения был поврежден мозг. Под самоактуализацией он понимал реорганизацию способностей личности после перенесенного ранения. Подробно данный феномен был изучен психологами гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). А. Маслоу, создатель теории самоактуализации, заимствовал данный термин и стал использовать его в более широком смысле. Следует отметить, что термин «самоактуализация» - self-actualization - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию сво-
их возможностей и способностей, использовался К. Роджерсом [8] и А. Маслоу [4], в то время как другие психологи употребляли такие термины, как «самореализация» - self-realization или «реализация своих возможностей» - self-fulfillment (Э.Фромм [3] и А.Адлер [9]).
По мнению многих авторов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, А. Адлер), понятие самоактуализации интегрально: оно включает в себя адекватное восприятие окружающего мира и людей, своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности, всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала.
В работах А. Маслоу самоактуализация рассматривается как желание человека стать тем, кем он может стать, выполняя наилучшим образом то, что он делает, как непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как более полное познание своей изначальной природы. Человек, достигший уровня самоактуализации, добивается полного использования своих талантов, способностей, потенциала, одним словом, становится полноценно функционирующим человеком. А.Маслоу [5] утверждал, что только 1% взрослого населения достигает самоактуализации.
Однако представители гуманистической психологии, обращаясь к проблеме самоактуализации личности, сосредотачивают внимание на необходимости создания в обществе условий для саморазвития и самосовершенствования «человека действующего», то есть обладающего творческой, «надситуативной активностью». Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. А. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удо-
влетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным. Первая и главная характеристика полноценно функционирующего человека - это открытость переживанию. Вторая характеристика - экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является то, что Роджерс назвал орга-низмическим доверием. Четвертой характеристикой полноценно функционирующего человека, отмеченной Роджерсом, является эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничения и запрета. Последняя, пятая, характеристика, связанная с оптимальной психологической зрелостью - креативность [2].
Как выдающийся представитель гуманистической теории личности всеобщее признание получил Абрахам Маслоу. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поисков личных целей и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Маслоу описывает восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации [14]. 1. Моменты повышенного со-знавания и интенсивного интереса; 2. выбор в пользу роста - открытие себя новому, неожиданному опыту; 3. гармония со своей собственной внутренней природой; 4. честность и принятие ответственности за свои действия; 5. способность верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними; 6. развитие и использование своих способностей и разума; 7. моменты пика переживаний, при которых мы более целостны, более интегрированны, больше сознаем себя и мир; 8. обнаружение своих «защит» и работа отказа от них [13]. Таким образом, понятие «самоактуализация» личности является базовым понятием гуманистической психологии.
В современной психологии под самоактуализацией понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетенции, максимально возможное использование своего потенциала. Теория самоактуализации активно развивается не только в психологии, но и в педагогике, философии, социологии, культурологии, акмеологии. Фено-
мены самореализации и самоактуализации воспринимаются учеными как активно значимые и действенные в развитии человека. Ряд исследователей Л.И. Антропова, Н.Л. Кулик и К.Ч. Мухаметджанов рассматривают в философском аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску Смысла Жизни, и как фактор духовного роста. И.А. Витин, выделяя понятие «самоактуализация» в качестве центрального в современном научном гуманитарном знании, подчеркивает, что теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить проблему личности в современной общественной ситуации. Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др. под самоактуализацией понимают процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в ходе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма [3] .
На современном этапе развития психологической науки самоактуализация связывается с процессом развития личности как субъекта жизнедеятельности и формирования жизненной стратегии (К.А Альбухано-ва-Славская), интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская), свободного выбора (В.А. Петровский), саморегуляции произвольной активности (О.А. Коноп-кин, В.А. Иванников), носителя ответственности, нравственности, веры (Б.С. Братусь) и смысла (Д.А. Леонтьев). Самоактуализация изучается Т.Д. Дубовицкой в контексте интегральной индивидуальности, при рассмотрении факторов межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей и личностно-профессионального развития будущих учителей начальных классов.
О самоактуализации в широком смысле можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. В связи с этим возникает вопрос, какой возраст является наиболее благоприятным для начала процесса самоактуализации. Современная психология утверждает, что потребность в реализации накопленных сил наиболее актуальна в подростковом возрасте. Л.С. Выготский называет этот возраст, возрастом «интеграции самосознания» [1], Д.Я. Райгородский - возрастом «самоидентификации», открытия «Я» [7]. Д.И. Фельдштейн [10] утверждает, что процесс самоактуализации становится возможным в 14-15 лет. Именно в этом возрасте, по мнению автора, у растущего человека развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя в этом мире, обостряет потребность в самоопределении, самореализации. Согласно А. Маслоу [4], самоактуализирующаяся личность характеризуется широким спектром разнообразных проявлений, которые одновременно являются психологическими особенностями данной личности. Можно предположить, что личность стремящегося к самоактуализации подростка обладает особенностями, которые можно вы-
явить, исходя из характеристики данного возрастного периода.
Так, характерные для подросткового периода потребность в общении, развитие воображения, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций позволяют предположить, что личность самоактуализирующегося подростка будет обладать такими особенностями, как демократичность в межличностных отношениях, креативность, самостоятельность и ответственность, стремление к формированию ценностных ориентаций. А сам процесс самоактуализации подростка логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. Другими словами, это процесс постепенно накапливаемых достижений, способствующих психологическому росту человека, переход из состояния возможностей в состояние действительности и самоактуализации в дальнейшем. В центре внимания актуализации находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Гармоничный образ жизни - осознанно строящаяся система адаптивно необходимых интересов и видов жизненного функционирования, позволяющих поддерживать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье и успешнее реализовывать свое жизненное предназначение. Это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию. Как указывает О.И. Мотков, гармония - это динамичное состояние человека, требующее от него ежедневных усилий для своего достижения и эффективного поддержания [6].
Как указывает П. Ферруччи, заданная система жизненных предназначений человека внутренне тесно связана с базовым стремлением, то есть она также является модулятором процесса самореализации и саморазвития личности. Часто эта система находится в скрытом состоянии и требует усилий по ее самоопределению, осознанию. Смысл жизни многих людей заключается в гармоничной самореализации своих жизненных предназначений. Все компоненты базовой личности вносят свой вклад в процесс развития. Однако часто эти компоненты разрозненны, несбалансированные противоречивы внутри себя и между собой. Особой задачей развития, самоактуализации является «психосинтез» всех отделов личности между собой, их интеграция в общую целостность. Существуют оптимальные для данного человека балансы различных мотиваций. По мнению П. Ферруччи, система внутренних оптимальных балансов личности создает внутреннюю гармонию [10].
Таким образом, в центре понятия «самоактуализация» находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. В обобщенном плане самоактуализация понимается как процесс, состояние, результат и свойство личности, находящиеся во взаимоотношениях с самопознанием и самосовершенствованием, способствующие управлению не только потенциальными способностями, но также всеми уровнями психики и формами сознания личности, обеспечивающие «результативность» личности. Учитывая вышеизложенное, можно считать, что именно в подростковом возрасте приобретают значение некоторые аспекты самоактуализации, которые могут быть реализованы уже в зрелом возрасте.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982.
2. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. СПб.: Питер, 2000.
3. Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. СПб.: Речь, 2002. 538 с.
4. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.
6. Мотков О.И. Методика «Жизненные предназначения» // Школьный психолог. 1998. № 36. С. 8-9.
7. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2004. Т.1.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.М. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс» - «Универс», 1994.
9. Клонингер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.
10. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства. М.: Моск. психолого-соц. ин-т. Флин-та,1997.
11. Ферруччи П. Кем мы можем быть: психосинтез как метод психического и духовного роста // Экспериментально-прикладная психология. 1994. №1.
12. Goldstain C. The Organism: A Holistic approach to biology derived from pathological daft in man. - Boston: Beacon Press, 1963.
13. Maslow, A. 1970. Motivation and personality. Rev. ed. New York: Harper and Row.
14. Maslow, A. 1971. The father reaches of human nature. New Yolk: Viking.