Научная статья на тему 'Теоретический анализ «Я-концепции» и проблема ее измерения'

Теоретический анализ «Я-концепции» и проблема ее измерения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2508
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ОБРАЗ-Я / «Я-СОЗНАЮЩЕЕ» / «Я-КАК-ОБЪЕКТ» / «Я-КОНЦЕПЦИЯ» / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / “CONSCIOUS SELF” / “ SELF –AS AN OBJECT” / “SELF-CONCEPT” / SELF-IDENTITY / SELF-IMAGE / SELF-REGULATION / SELF-AWARENESS / EMOTIONAL AND VALUE ATTITUDE / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Наталья Евгеньевна, Глызина Вера Евгеньевна

Рассматривается проблема самосознания личности, центральное образование самосознания «Я-концепция» в зарубежной и отечественной психологии. Подчеркивается не только теоретический, но и практический интерес к данной проблеме в связи с формированием жизненной позиции личности. Уделяется внимание глобальному, личностному«Я», в котором соединяются «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Описываются факторы, определяющие «Я-концепцию», а также основные ее составляющие. Отмечается неоднозначное отношение исследователей к проблеме измерения «Я-концепции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF “SELF-CONCEPT” AND ITS MEASUREMENT PROBLEM

The article deals with the problem of personality self-identity, central formation of the “selfconcept” in foreign and national psychology. It emphasizes both theoretical and practical interest in this problem due to the formation of the life philosophy of the individual. The authors allow for the global, personal “Self”, which combines “conscious Self” and “Self –as an Object”; describe the factors that determine the “Self-Concept” and its main components; mark ambiguous attitudes of researches to the problem of measuring the “Self-Concept”.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ «Я-концепции» и проблема ее измерения»

восприятия»9. Способность отыскать сходство, подобие предметов и явлений в целом различных издревле принадлежит художнику.

Форма диван-скульптуры или функционального арт-объекта «Из силы проистекает сладость» (Strong Came Forth Sweetness), разработанная специалистами из британской архитектурной студии McChesney Architects для здания Angel Building, была найдена путем экспериментов с патокой и чайной ложкой. Углеродное волокно, прочное и очень легкое, позволяет выполнять изящные, стройные и масштабные формы и передавать эффект тянущейся патоки. Просторное основание - мягкая овальная зона отдыха, изготовленная с использованием черной кожи, стремится к потолку в виде узкой двадцатидвухметровой вертикали. Новый арт-объект выполняет роль произведения современного искусства и комфортного функционального элемента мебели.

По утверждению Тима Парсона, поэзия - «это

ключевой момент, который отличает утомительные заявления (иронические или любые другие заметные) от элегантного и прозрачного выражения. Ральф Болл меня поддерживает: «Поэтические объекты поднимаются над прагматичным и формальным требованием функционального артефакта, предоставляют информацию для размышления в сжатой, емкой форме»»10.

В заключение приведем суждения двух талантливых исследователей современности. Р. Морган утверждает: «нам не нужны новые кресла»11, но хорошим будет считаться «такой продукт, который кроме выполнения своих основных обязанностей может вступить с потребителем в эмоциональную связь и с ее помощью создать долгую историю общения». М. Фуко, выделяя важность понятия «переживание», указывает, что именно переживание организует ценный, необходимый опыт жизни в децентрированном мире хаотично движущихся фрагментов и ощущений современного урбанизированного человека.

9Травкина Е. Машина для выработки идей // журнал «КАК» 2010. №2(54).Арт-объектный дизайн. С. 31.

10Там же. С. 35.

11 Рафаэль Морган Положительная реакция // журнал «КАК».

2010. №2(54).Арт-объектный дизайн. С. 71.

1. Бычков В.В. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики. М.: ИФ РАН, 2005. 220 с.

2. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Спб.: Азбука-классика, 20042009. [Электронный ресурс].

3. Глазычев В.Л. Красота и польза декоративного искусства // Декоративное искусство СССР. 1969. №8.

4. Каган М. С. Морфология искусства Л.: Искусство, 1972. 440 с.

ский список

5. Катрин Клингсёр-Лерой. Сюрреализм / под ред. Ута Гро-сеник. ТASHEN/ Арт-РОДНИК, 2005. 95 с.

6. Медведев В.Ю. Арт-дизайн в мире дизайна. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.design-union.ru/ (13.06. 2012)

7. Мировое искусство. Энциклопедия: направления и течения от импрессионизма до наших дней / сост. И.Г. Мосин. СПб: ООО СЗКЭО «Кристалл», 2006. 192 с.

8. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М.:

Искусство, 1989. С. 280-285.

УДК 159.9.37.015 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ «Я-КОНЦЕПЦИИ» И ПРОБЛЕМА ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ

1 9

© Н.Е.Горская1, В.Е.Глызина2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассматривается проблема самосознания личности, центральное образование самосознания «Я-концепция» в зарубежной и отечественной психологии. Подчеркивается не только теоретический, но и практический интерес к данной проблеме в связи с формированием жизненной позиции личности. Уделяется внимание глобальному, личностному«Я», в котором соединяются «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Описываются факторы, определяющие «Я-концепцию», а также основные ее составляющие. Отмечается неоднозначное отношение исследователей к проблеме измерения «Я-концепции». Библиогр.4 назв.

1 Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка (для технических специальностей), тел.: 89025680932, e-mail: natgo2012@yandex.ru

Gorskaya Natalya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of English Language (for technical specialities), tel.: 89025680932, e-mail: natgo2012@yandex.ru

2Глызина Вера Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89025680387, e-mail: Vecotd@yandex.ru

Glyzina Vera, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025680387, e-mail: Vecotd@yandex.ru

Ключевые слова: самосознание;образ-Я; «Я-сознающее»; «Я-как-объект»; «Я-концепция»; саморегулирование; самопознание; эмоционально-ценностное отношение; социальное взаимодействие.

THEORETICAL ANALYSIS OF "SELF-CONCEPT" AND ITS MEASUREMENT PROBLEM N.E.Gorskaya, V.E.Glyzina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074. Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, Russia, 664003.

The article deals with the problem of personality self-identity, central formation of the "self- concept" in foreign and national psychology. It emphasizes both theoretical and practical interest in this problem due to the formation of the life philosophy of the individual. The authors allow for the global, personal "Self", which combines "conscious Self" and "Self -as an Object"; describe the factors that determine the "Self-Concept" and its main components; mark ambiguous attitudes of researches to the problem of measuring the "Self-Concept". 4 sources.

Key words: self-identity; Self-image; "conscious Self"; " Self -as an Object"; "Self-Concept"; self-regulation; self-awareness; emotional and value attitude; social interaction.

Проблема самосознания является в настоящее время проблемой высокого жизненного значения. Становление самосознания и его роль в структуре личности широко исследуется специалистами различных областей науки. В наше время все больше и больше механизируется труд человека, вследствие этого реальные взаимоотношения между людьми утрачиваются, а на смену им приходит общение человека с машиной, человеку все труднее искать пути самореализации. Поэтому проблема самосознания как фактора, влияющего на развитие личности, очень актуальна.

Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, самоотношения, структуры и функций «Я-концепции» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

В отечественной и зарубежной психологической литературе особое внимание уделяется изучению структуры самосознания, его компонентов в разные возрастные периоды. Разработке данного вопроса посвятили свои работы В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Берне, B.C. Мухина, К. Роджерс и многие другие исследователи. Всеми авторами подчеркивается исключительная роль самосознания в становлении личности и отмечается непреложное значение социума в процессе его формирования.

Большинство психологов рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Эти компоненты становятся одними из необходимых потребностей личности. Степень развития этих потребностей влияет на формирование нравственных качеств личности, являясь одной из предпосылок становления ее нравственной устойчивости.

По мнению многих исследователей, центральным образованием самосознания является «Я-концепция». Научное понятие «Я-концепция» вошло в обиход специальной литературы сравнительно недавно, хотя это, разумеется, не означает, что описываемая реальность психической жизни индивида ранее не изучалась. В области теоретической психологии первые

работы, содержащие представления о «Я-концепции», принадлежат У. Джемсу. Глобальное, личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт («Я» - сознающее), а другая - содержание этого опыта («Я-как-объект»). Это различие ясно зафиксировано. Но подобное различие не так просто учесть в психологической теории, поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию «Я-как- объекта» и в то же время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего - одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное «Я» - это всегда одновременно и «Я-сознающее», и «Я-как-объект».

Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживаниями какого-то содержания. Прекрасно понимая это, У.Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающее как разные аспекты единого интегрального «Я», то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено У.Джемсом, является обоснованной моделью структуры личностного «Я».

По мысли У.Джемса, «Я-как-объект» - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: «духовное Я», «материальное Я», «социальное Я» и «физическое Я» [3].

По мнению Р.Бернса, «Я-концепция» определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости. «Я-концепция» - это совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой. «Я-концепция» - это не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [1].

Бернс выделяет три основных составляющих

«Я-концепции»: когнитивная составляющая «Я-концепции», оценочная составляющая

«Я-концепции», поведенческая составляющая «Я-концепции».

«Я-концепция» формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными для него являются контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Однако с момента своего зарождения «Я-концепция» сама становится началом, важным фактором в интерпретации опыта.

Таким образом, «Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожидания.

Большое внимание этой проблеме уделяли представители символического интеракционизма Ч.Х.Кули и Дж.Мид. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.

Символический интеракционизм опирается на три основные посылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения. Во-вторых, эти значения являются продуктом социального взаимодействия. И, наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. «Я» и «другие» образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить «Я» от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

Первоначально точка зрения Ч.Х. Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис, следовательно, представления об изолированном и независимом эго - иллюзия [3]. Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Дж.Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Главным ориентиром для «Я-концепции» является «Я» другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-каким-я-сам-себя-вижу» весьма сходны по своему содержанию. Ч.Х. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой людьми от других людей, как главного источника данных о собственном «Я». В 1912 году Ч.Х.Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представление индивида о том, как

его оценивают другие, существенно влияет на его «Я-концепцию». Самосознание и ценностная ориентация личности как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. «Подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, - писал Ч.Кули, -и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам... так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т.д., и это определенным образом действует на нас» [3].

В соответствии с концепцией «зеркального Я» Ч.Кули, Дж.Мид считали, что становление человеческого «Я» как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Дж.Мид сделал вывод, к которому уже пришел в своей теории Ч.Кули: индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие.

Таким образом, Ч.Кули и Дж.Мид подчеркивали ведущую роль социального взаимодействия как источника «Я-концепции» индивида. Однако интеракци-онистам удалось выявить существенную, но далеко не достаточную для понимания этого исключительного процесса долю истины. Их интересует лишь микросоциальная динамика, а макросоциальные факторы развития личности оказываются в их теории незамеченными, они оставляют в тени «биологические основы индивидуальности» [3].

Иная точка зрения у Э.Эриксона, по мнению которого «Я-концепция» - это возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Данный подход, по существу являющийся развитием концепции З.Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я» индивида - эго. Проблематика «Я-концепции» рассматривается Эриксо-ном сквозь призму эго-идентичности. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, «культурно значимое достижение». В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадий кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов. Особенно сложным является процесс развития эго-идентичности в пору юности. Поэтому Эриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития «размытости» эго-идентичности в этот период. Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности» [2]. Он указывает, что эго-идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знаний о том, как

реагируют на него другие. Поскольку эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеет психосоциальную природу.

Данной проблемой также занимался К.Роджерс. По его мнению, «Я- концепция» - это функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне. Феноменалистический подход в понимании «Я- концепции», развитый К.Роджерсом, основывается на следующих положениях:

- поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;

- этот ракурс по своей природе субъективен;

- всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является «Я-концепция»;

- «Я-концепция» - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение;

- соответственно «Я-концепция» регулирует поведение;

- «Я-концепция» обладает относительной стабильностью и обуславливает довольно устойчивые схемы поведения;

- расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты;

- главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.

«Я-концепция» является вершиной самосознания. Но не у каждого человека представления о себе складываются в устойчивую систему. У некоторых людей они функционируют в форме отдельных ситуативных образов «Я», не оформляясь в «Я-концепцию», которая является показателем зрелости самосознания. Благодаря самосознанию, человек приобщается к общечеловеческим ценностям, включаясь в бесконечный поток духовного бытия. Главным корректором самосознания является сама жизнь. Сам человек становится автором собственных поступков, которые изменяют его представления о себе и тем самым преобразуют его дальнейшую жизнь.

Подавляющее большинство методик измерения «Я-концепции» основаны на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании.

Однако некоторые зарубежные исследователи А.Комбс, Д.Соупер и Коурсон считают, что такого рода

методики, претендующие на измерения «Я- концепции», на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же [3]. Эти авторы предлагают четко различать понятия «Я-концепция» и «самоотчет», поскольку содержание этих терминов, по их мнению, является близким, но не совпадает. Они придерживаются точки зрения, что «Я- концепция» - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывание о себе. Нет сомнения, что «Я-концепция» влияет на высказывание. Однако между ними не может быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменалистической психологии, но даже и с позиции более ранних, традиционных направлений психологической мысли. Степень, в которой самоотчет способен отразить реальность «Я-концепции» индивида, определяется следующими факторами:

- ясностью индивидуального самосознания;

- наличием адекватных символов для его выражения;

- готовностью индивида к сотрудничеству;

- социальным ожиданием;

- чувством личной адекватности индивида;

- отсутствием у него ощущения угрозы в ситуации самоописания.

В этой связи Дж.Паркер отмечает, что если эти факторы действительно влияют на надежность самоотчета, изучение «Я-концепции» методами такого рода должно давать весьма сомнительные результаты [4].

Тем не менее, многие исследователи считают, что изучение «Я-концепции» должно с необходимостью опираться на самоотчеты, поскольку главным требованием феноменалистического подхода в психологии является учет особенностей индивидуального восприятия.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что «Я-концепция» представляет собой совокупность знаний о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого «Я-концепцию» можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Библиографический список

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. 25с.

2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. 58с.

3. Свенцицкий А.Л. Социальная идентичность как часть Я-

концепции // Социальная психология: учебник. М.: Изд-во Проспект, 2005. С.71-75.

4. Parker, J ,1966, Relationship of self-report to inferred self-concept; Educational and Psychological Measurement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.