УДК 7.038.6
АРТ-ОБЪЕКТ. АКТУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ
л
© А.В. Ануфриева1
Иркутский государственный технический университет,
Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных исследований,
664074, Россия, г. Иркутск, ул. 4 Железнодорожная, 159.
Исследуется специфика художественной природы арт-объекта; социально-культурные истоки арт-объекта. Рассматриваются группы монофункционального и архитектонического искусства. В статье выделены наиболее распространенные техники и приемы создания арт-объекта, такие как игра с масштабом и контекстом, ирония, эффект сюрреальности и другие.
Ключевые слова: арт-объект; объектное искусство; арт-дизайн; современное искусство; актуальные стратегии.
ART OBJECT. ACTUAL STRATEGIES A.V. Anufrieva
Irkutsk State Technical University,
Institute of Fine Arts and Social and Humanitarian Studies,
159, 4th Zheleznodorohnaya St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper examines specific features of the artistic nature of the art object, its socio-cultural background; considers the groups of monofunctional and architectonic art; elicits the most widely-used techniques and methods of creating an art object, including playing with the scale and context, irony, surreality effect and others. Key words: art object; object art; art design; contemporary art; actual strategies.
Термин «арт-объект» не определен в отечественной научной литературе, но широко распространен в публицистической. Сегодня термин заменяет такие понятия, как «произведение современного искусства», «современная скульптура» и др., и в то же время под определение попадают творения, не имеющие культурной, духовной и эстетической ценности.
Исследование показало, что под арт-объектом полагают пространственную художественную композицию на различные темы (человек, одежда, мебель, искусство и др.), вызывающую яркий эмоциональный отклик у зрителя. Арт-объекты наделены неоднозначной текучестью, неуловимым игровым характером (и увлекающим, и отталкивающим), они завораживают и будоражат воображение. Специфика художественной природы арт-объекта в активной и тонкой эмоциональной изобразительной составляющей, вызывающей к диалогу зрителя. Выставочность и эпотажность - характерные черты арт-объекта.
Поиск истоков терминологии («арт-объект») приводит к двум сферам художественного творчества: монофункциональному («чистое» искусство) и архитектоническому искусству (прикладное искусство)2. Можно сузить область исследования до явно выделяющихся художественных жанров ХХ века: в сфере «чистых» искусств - искусство объекта, в прикладном
искусстве - арт-дизайн. Развитие именно этих жанров, на наш взгляд, сформировало в современном общественном сознании понятие арт-объект.
Точкой отсчета объектного искусства (objektkunst), как самостоятельного жанра в европо-американской культуре и искусстве, принято считать экспериментальные практики авангардистов двадцатых годов ХХ столетия, ярким примером которых являются акты М. Дюшана, выставившего в художественном музее бытовые предметы, купленные им на рынке. Реди-мэйды Дюшана выражали проблему осознания границы между предметом искусства и функциональной вещью. Дюшан показал, что объекты искусства обладают сугубо знаково-информационной функцией, только духовной ценностью, они свободны от утилитарности. Таким образом, с одной стороны, появилось осознание, что художнику под силу освободить вещь от мертвой и разрушающей функциональности (можно сказать, что Дюшан предвосхитил зарождение дизайна как такового), с другой - любая вещь, выставленная в музее, превращалась в предмет искусства.
Авангардное искусство значительно повлияло на эволюцию дизайн-проектирования. В условиях перепроизводства товара дизайн ориентируется на создание чисто декоративных изделий. Приведем цитату Тима Парсона из рассуждений об авангардном ди-
1Ануфриева Анастасия Владимировна, аспирант, тел.: 89500821451, e-mail: [email protected] Anufrieva Anastasiya, Postgraduate, tel.: 89500821451, e-mail: [email protected]
2К группе монофункциональных искусств относятся живопись, скульптура, графика, художественная фотография, художе-
ственная литература, искусство кино, театра, музыкальное искусство. К группе архитектонических искусств относятся виды
предметного художественного творчества, в сущности которых сливаются утилитарно -практическое и эстетическое начала, материальное и духовное. В нее входят архитектура, все виды прикладного искусства, дизайн, крестьянское предметное художественное творчество, городское ремесленное творчество, народные художественные промыслы.
зайне: «уже не страшно, что в результате их товары лишь слегка отдают дизайном, в них нет целостности, они выглядят скорее эгоцентричным подношением, нежели попыткой добавить нечто стоящее в объектный ландшафт»3. Кульминацией обращения дизайна к эстетическому можно считать возникновение арт-дизайна (art design) в конце 60-х. Арт-дизайн - вид дизайна, направленный на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Течение нацелено на «проектирование эмоций», цели его сближаются с задачами декоративного или даже изобразительного искусства, удаляясь от
4
задач предметного художественного творчества .
Далее на примерах объектного искусства, арт-дизайна и рекламного дизайна (как более утилитарного) рассмотрим наиболее распространенные художественные ходы и приемы, визуальные стратегии арт-объектов.
1. Реди-мейд (ready-made) и фаунд обджекс (found object). Основополагающий принцип так называемых готовых и найденных объектов: тонкая выборка художественных образов, тщательный отбор форм. Реди-мэйд - это носитель ценной информации, тонкого особого качества предмета. Наглядный пример: объект А. Подгорного «Новая органика». Произведение представляет собой фактурный массив сплавленных при пожаре продуктовых и фасовочных пакетов, найденный художником в развалинах старого здания. Так история предмета запечатлена и представлена в его форме. Объект самодостаточный и готовый, это уникальный артефакт.
В других случаях художник берет найденный объект за основу и немного его «доделывает», добавляет значимые детали, которые раскрывают эмоциональность предмета. В качестве иллюстрации приведем работу В. Марина, в которой с помощью краски художник превратил заборные доски в огромные сигары, поражающие своей фактурой и масштабом.
2. Ассамбляж(франц. аssemblage, от assembler -собирать) - техника или результат техники, в которой художественный объект собирается из реальных предметов или их фрагментов и располагается на плоскости или в пространстве как картина. Комбинации из предметов могут иметь различные варианты и дополняться окраской или отделкой материалами, выделим основные комбинации:
- введение реальных объектов в живописные произведения (Р. Раушенберг, Ребус, 1958 г.);
- создание композиции исключительно из готовых форм, например, промышленных изделий (компрессии Сезара) или их обломков (объекты Чемберлена);
- монтаж предметов на вертикальной плоскости или «падающие картины» (Т. Крэг, Британия, увиденная с севера, 1982 г.);
- монтаж предметов на горизонтальной плоскости (Р. Лонг, Красный круг, 1980 г.);
3 Тим Парсон. От смеха еще никто не умирал // журнал «КАК». 2010. №2(54). Арт-объектный дизайн. С. 43.
4 Медведев В.Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. СПб.: СПГУТД, 2004. 79 с._
- заключение предметных композиций в пространство какого-либо ящика или коробки (ассамбляжи Д. Корнела);
- включение в композицию продуктов питания и пищевых отходов (работы К. Э. Гердес, Ю. Дуоки).
Технику сборки арт-объекта из равных модулей достаточно часто используют в рекламе, собирая узнаваемые формы из большого количества единиц рекламируемого продукта. События и рекламные акции сопровождают фигуры спортсмена, собранного из теннисных мячей, робота из банок кока-колы, крем для кожи рекламирует фигура девушки, собранная из свежих персиков, и др.
3. Сюрреальность. Так называемый сюрреалистический предмет - это готовый предмет, потерявший свою традиционную функцию, но приобретший уникальную поэтичность и мистические качества благодаря действиям художника5. Типичный сюрреалистический предмет - «Меховой прибор» Мерет Оппен-гейм. Он представляет собой бытовой набор (кружка, блюдце и ложка), оклеенный мехом. Подмена родной гладкой и блестящей фактуры грубой ворсистой материей, ничем не связанной с чаепитием, полностью вымещает из утилитарной вещи функциональный элемент, оставляя только литературное прочтение.
Из области арт-дизайна выделим торшер «Шлеп, шлеп» германских дизайнеров Buro fur Form, представляющий собой классическую форму настольного торшера, свободно повисшую в воздухе и словно нарушающую все законы гравитации. Необычное положение обеспечивает жесткий тонкий и гибкий шнур торшера, твердость которого умело маскируют струящийся характер формы и плавные изгибы, а также способность конструкции облегать любую поверхность.
Сюрреальный эффект - один из самых востребованных в рекламном дизайне. Пример: монумент огромной чайной пары, на треть ушедший в кирпичный фасад, приглашает прохожего в кафе.
4. Концептуальность. Подчеркнутая идея-концепция может превратить практически любую вещь в раритетный арт-объект. Объекты Д. Бойса, Р. Морриса, Д. Кошута реализуются как чистый художественный жест, свободный от какой бы то ни было пластической формы. Концептуальное искусство «взывает не к эмоциональному сопереживанию, а ориентировано на угадывание идеи, интеллектуальное осмысливание увиденного»6. Нацеленный на уничтожение визуаль-ности, теоретик концептуализма Д. Кошут полагал, что физическая оболочка должна быть разрушена, ибо «искусство - это сила идеи, а не материала».
Знаменитый объект Й. Бойса «Фетровый костюм» является точной копией собственного костюма автора, в котором тот участвовал в акции против войны во
5 «Предмет с символической функцией» - так называли подобные объекты С. Дали и А. Джакометти - родоначальники сюрреалистического предмета.
6 Мировое искусство. (Энциклопедия: направления и течения от импрессионизма до наших дней) / Сост. И. Г. Мосин.
Вьетнаме 1971 года. Для Бойса фетровый костюм -это объект с внутренней энергией, это символ силы живительного тепла, защиты от жестокого внешнего мира.
5. Прием игра контекстов можно назвать базовым, так как традиция объектного искусства начинается со скандального жеста М. Дюшана (1968 г.), который взял бытовой писсуар - утилитарную вещь массового производства и поместил его в музей - элитарное пространство для презентации высокого искусства и для избранных понимать это искусство. Дюшан лишь выдумал название своему объекту «Фонтан», написал на нем имя производителя и поместил изделие в музей. Именно игра и переплетение контекстов превратили готовое изделие промышленного дизайна в эмоциональный арт-объект.
Шокирующий эффект смещения контекстов можно увидеть в работе команды дизайнера голландского стрит артиста Ф. Хофмана «Желтый кролик». В центре городской площади художник создает огромный объект в виде игрушечного кролика и помещает его так, будто гигантский кролик брошен на площадь случайно и только по воле этого случая «Кролик» упирается хвостом в исторический монумент - статую Энгель-бректа. Этот же прием использует художник К. Оль-денбург, неожиданно помещая скульптуру гигантского мороженого на крышу офисного здания, и дизайнер Ф. Старк, проектируя серию светильников, ножки которых представлены в виде оружия, окрашенного золотой краской.
Рекламные компании охотно используют прием игры с контекстом: зритель наблюдает выставленный у входа в ресторан аквариум с живой рыбой, заключенный в типовую рекламную конструкцию.
Вещь, вырванная из родного контекста и помещенная в новую среду, вызывает галлюциногенный эффект внезапности, удерживает внимание зрителя, смещение культурных текстов взывает к размышлению.
5.Современные искусственные материалы и новые технологии позволили художнику более смело и свободно работать с масштабом своих произведений. Прием неожиданного масштаба продолжает ряд техник-стратегий. Формы узнаваемых предметов, увеличенные или уменьшенные в несколько раз, поражают воображение. Скульптуры К. Ольденбурга в виде гигантских бытовых предметов («Прищепка»,1979; «Инструменты», 1984; «Булавка»), Д. Кунса (Серия «Банальность», 1988; «Подвешенное сердце (пурпур и золото)», 2006; «Щенок», 1992), Р. Муека, серия монументальных скульптур Сезара в виде увеличенных копий частей тела наглядно демонстрируют данный прием в пространстве современного искусства.
Компания Rimmel с целью проведения рекламы быстросохнущего лака установила на улице Лондона бренд-скульптуру в виде огромной баночки лака, зависшей в воздухе и проливающей розовую вязкую жидкость на уличное мощение. Превосходя масштаб реального товара на порядок, баночка держится на тонкой струе вытекающего из нее лака. Гигантская металлическая терка весом 150 кг приглашает екатерин-
буржцев на площадку нового городского медиа-проекта.
6.Достичь визуального отклика художнику помогают визуальные иллюзии. К подобным экспериментам обращались оп-артисты (В. Вазарелли, Б. Релей, Эшер), создавая иллюзию движения или пространства на плоских полотнах. С помощью иллюзии плоскость или предмет выдает себя не за то, чем действительно является.
Например, окно на стене при ближайшем рассмотрении оказывается качественно сделанной картинкой. С помощью окраски фасадов промышленного здания особым рисунком угрюмая архитектурная форма превращается в здание-достопримечательность или архитектурный арт-объект, облагораживая визуальный облик разросшихся промышленных городов.
Исследователи арт-дизайна считают идеальным, если дизайнеру удается создавать именно визуально-тактильную несовместимость (удивление потребителя обеспечено).
7. Ирония, самоирония, остроумие и юмор стали частью набора инструментов для художника и дизайнера современности. Поп-арт и соц-арт объекты пронизаны иронией. Многие произведения современного искусства просто бессмысленны вне ироничного контекста. Работа А. Косолапова «Микки-Ленин» наглядное подтверждение этому.
Проект Эндрю Стаффорда - дверной пластиковый ограничитель в виде куска сыра - классический пример использования шутки и иронии в арт-дизайне. «В нем отчетливо видна связь между материалом (пластиком), формой (сыр) и функцией (ограничитель), цель этого объекта - обеспечить сюрреалистически замедленный ход двери и заставить нас улыбнуть-ся»7.
Ирония говорит мягко, иносказательно, интеллигентно, в отличие от прямолинейного кича.
8. Беньямин В. отмечает: «Каждый день растет настойчивость все сильнее схватить объект, приблизить его, путем сходства, воспроизводства»8. Гиперреализм делает эту дистанцию минимальной: художник детально воспроизводит действительность. Копии предметов и объектов реального мира балансируют на тонкой грани между реальностью и иллюзией и создают эффект загадки и сюрприза.
9. Метафора (греч. - перенос, кратчайший путь между двумя точками) - это создание образа одного предмета через уподобление его в некоторых существенных чертах другому. Метафора - богатейший источник рождения новых смыслов. «Буквальный смысл отступает перед метафорическим, нарушается семантическая «правильность» объекта, становится невозможным его буквальное понимание, что стимулирует творческий и эмоционально «заряженный» характер
7 Тим Парсон. От смеха еще никто не умирал // журнал «КАК». 2010. №2(54). Арт-объектный дизайн. С. 33.
8 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : изб. эссе /пер с нем.; под ред. Ю.
восприятия»9. Способность отыскать сходство, подобие предметов и явлений в целом различных издревле принадлежит художнику.
Форма диван-скульптуры или функционального арт-объекта «Из силы проистекает сладость» (Strong Came Forth Sweetness), разработанная специалистами из британской архитектурной студии McChesney Architects для здания Angel Building, была найдена путем экспериментов с патокой и чайной ложкой. Углеродное волокно, прочное и очень легкое, позволяет выполнять изящные, стройные и масштабные формы и передавать эффект тянущейся патоки. Просторное основание - мягкая овальная зона отдыха, изготовленная с использованием черной кожи, стремится к потолку в виде узкой двадцатидвухметровой вертикали. Новый арт-объект выполняет роль произведения современного искусства и комфортного функционального элемента мебели.
По утверждению Тима Парсона, поэзия - «это
ключевой момент, который отличает утомительные заявления (иронические или любые другие заметные) от элегантного и прозрачного выражения. Ральф Болл меня поддерживает: «Поэтические объекты поднимаются над прагматичным и формальным требованием функционального артефакта, предоставляют информацию для размышления в сжатой, емкой форме»»10.
В заключение приведем суждения двух талантливых исследователей современности. Р. Морган утверждает: «нам не нужны новые кресла»11, но хорошим будет считаться «такой продукт, который кроме выполнения своих основных обязанностей может вступить с потребителем в эмоциональную связь и с ее помощью создать долгую историю общения». М. Фуко, выделяя важность понятия «переживание», указывает, что именно переживание организует ценный, необходимый опыт жизни в децентрированном мире хаотично движущихся фрагментов и ощущений современного урбанизированного человека.
9Травкина Е. Машина для выработки идей // журнал «КАК» 2010. №2(54).Арт-объектный дизайн. С. 31.
10Там же. С. 35.
11 Рафаэль Морган Положительная реакция // журнал «КАК». 2010. №2(54).Арт-объектный дизайн. С. 71.
1. Бычков В.В. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики. М.: ИФ РАН, 2005. 220 с.
2. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Спб.: Азбука-классика, 20042009. [Электронный ресурс].
3. Глазычев В.Л. Красота и польза декоративного искусства // Декоративное искусство СССР. 1969. №8.
4. Каган М. С. Морфология искусства Л.: Искусство, 1972. 440 с.
ский список
5. Катрин Клингсёр-Лерой. Сюрреализм / под ред. Ута Гро-сеник. ТASHEN/ Арт-РОДНИК, 2005. 95 с.
6. Медведев В.Ю. Арт-дизайн в мире дизайна. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.design-union.ru/ (13.06. 2012)
7. Мировое искусство. Энциклопедия: направления и течения от импрессионизма до наших дней / сост. И.Г. Мосин. СПб: ООО СЗКЭО «Кристалл», 2006. 192 с.
8. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М.: Искусство, 1989. С. 280-285.
УДК 159.9.37.015 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ «Я-КОНЦЕПЦИИ» И ПРОБЛЕМА ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ
1 9
© Н.Е.Горская1, В.Е.Глызина2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Рассматривается проблема самосознания личности, центральное образование самосознания «Я-концепция» в зарубежной и отечественной психологии. Подчеркивается не только теоретический, но и практический интерес к данной проблеме в связи с формированием жизненной позиции личности. Уделяется внимание глобальному, личностному«Я», в котором соединяются «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Описываются факторы, определяющие «Я-концепцию», а также основные ее составляющие. Отмечается неоднозначное отношение исследователей к проблеме измерения «Я-концепции». Библиогр.4 назв.
1 Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка (для технических специальностей), тел.: 89025680932, e-mail: [email protected]
Gorskaya Natalya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of English Language (for technical specialities), tel.: 89025680932, e-mail: [email protected]
2Глызина Вера Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89025680387, e-mail: [email protected]
Glyzina Vera, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025680387, e-mail: [email protected]