Научная статья на тему 'Теоретический анализ проблемы производительной и потребительной мотивации личности в психологии'

Теоретический анализ проблемы производительной и потребительной мотивации личности в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УСТАНОВКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ПРИТЯЗАНИЯ / MOTIVATION / NEEDS / MOTIVES / CONSUMING AND PRODUCTIVE ORIENTATION / VALUE ORIENTATIONS / SETTINGS / SOCIAL EXPECTATIONS / AMBITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Наталья Евгеньевна, Глызина Вера Евгеньевна, Gorskaya Natalya

Рассмотрено понятие мотивации как одной из фундаментальных проблем отечественной и зарубежной психол огии. Описаны формы деятельности личности, которые являются проявлением либо потребительной, либо прои зводительной тенденции, а также характерные черты потребительных и производительных процессов, соотносящихся с основными потребностями жизнеобеспечения человека и его существования в социуме. Подчеркнута тесная связь производительных и потребительных процессов в реальной жизни, которые в то же время по своей внутренней сущности принципиально различны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF PRODUCTIVE AND CONSUMING PERSONALITY MOTIVATION IN PSYCHOLOGY

The article studies the concept of motivation as one of the fundamental problems in native and foreign psychology. It describes the forms of activity of a person, which are the manifestations of either consuming tendency or a productive one; and identifies the characteristic features of consuming and productive processes correlated with the basic needs of human life support and his/her existence in society. The authors emphasize a strong connection of productive and consuming processes in real life, whose inner essence at the same time is fundamentally different.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ проблемы производительной и потребительной мотивации личности в психологии»

1891. 270 с.

5. Иркутская летопись 1857-1880 г.: Продолжение «Летописи» П. И. Пежемского и В. А. Кротова; сост. Н. С. Романов, ред. И. И. Серебренников. Иркутск: Типография И.П. Казанцева, 1914. 267 с.

6. Кричко В.А. Продолжая традиции: к 125-летию Русского технического общества. М.: Знание, 1991. 63 с.

7. Милютин Б.А. Генерал-губернаторство Н.Н. Муравьева в Сибири: отрывок из воспоминаний // Исторический вестник. 1988. Т. 34.

8. Об открытии Восточно-Сибирского отделения Русского технического общества [в Иркутске]: с прил. Инструкции // Иркутские губернские ведомости. 1868. № 34.

9. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. /

издание подготовлено Н.В. Куликаускеке. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1903. 544 с., ил.

10. Краткий исторический очерк деятельности Императорского русского технического общества с его основания по 1-е января 1983 г. / печ. по распоряж. ИРТО. СПб.: «Владимирская» типо-лит. Л. Мордуховской, 1893.

11. Филиппов Н.Г. Научно-технические общества России (1866-1917 гг.): учеб. пособие. М., 1975. 213 с.

12. Шинкарева А.П. Б.А. Милютин и деятельность ВосточноСибирского отделения Русского технического общества в Иркутске // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Гуманитарные и общественные науки». 2010. № 1.

13. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 211. Д. 1-7.

УДК 159.9.37.015 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1 9

© Н.Е. Горская1, В.Е. Глызина2

1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассмотрено понятие мотивации как одной из фундаментальных проблем отечественной и зарубежной психологии. Описаны формы деятельности личности, которые являются проявлением либо потребительной, либо производительной тенденции, а также характерные черты потребительных и производительных процессов, соотносящихся с основными потребностями жизнеобеспечения человека и его существования в социуме. Подчеркнута тесная связь производительных и потребительных процессов в реальной жизни, которые в то же время по своей внутренней сущности принципиально различны. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: мотивация; потребности; мотивы; потребительная и производительная направленность; ценностные ориентации; установки; социальные ожидания; притязания.

THEORETICAL ANALYSIS OF PRODUCTIVE AND CONSUMING PERSONALITY MOTIVATION IN PSYCHOLOGY N.E. Gorskaya, V.E. Glyzina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074 Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, Russia, 664003.

The article studies the concept of motivation as one of the fundamental problems in native and foreign psychology. It describes the forms of activity of a person, which are the manifestations of either consuming tendency or a productive one; and identifies the characteristic features of consuming and productive processes correlated with the basic needs of human life support and his/her existence in society. The authors emphasize a strong connection of productive and consuming processes in real life, whose inner essence at the same time is fundamentally different. 6 sources.

Key words: motivation; needs; motives; consuming and productive orientation; value orientations; settings; social expectations; ambitions.

Мотивация личности является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработ-

ки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Мотивация как ис-

1 Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка (для технических специальностей), тел.: 89025680932, e-mail: [email protected]

Gorskaya Natalya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of English Language (for technical specialities), tel.: 89025680932, e-mail: [email protected]

2Глызина Вера Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89025680 -387, e-mail: [email protected]

Glyzina Vera, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025680-387, e-mail: [email protected]

точник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Свое зарождение проблема мотивации личности получила в исследованиях зарубежных психологов. По мнению многих историков науки, толчком к ее разработке послужила теория Ч. Дарвина, исходя из которой возникли основные подходы к исследованию проблемы: теоретико-ассоциативный (Э. Торндайк), теория инстинктов (У. Макдаугалл) и теоретико-личностный (В. Вундт, З. Фрейд). Большой вклад в исследование мотивации внесли К. Роджерс, Р. Кеттел, А. Маслоу. В работах этих исследователей внимание уделяется проблеме индивидуальных различий, классификации побуждений, взаимосвязи мотивации с другими особенностями психологии человека.

Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая - «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. В контексте теории К. Роджерса тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован тем, чем живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма, поскольку человечество является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы [7].

Основным побудительным элементом модели в теории мотивации Р. Кеттелла является аттитюд (attitude), который понимается как тенденция к определенной форме поведения в заданной ситуации. К основным характеристикам аттитюда относятся сти-мульная ситуация, характер действий субъекта, объект действий и интенсивность мотивационной тенденции. Американским психологом А. Маслоу разработана иерархическая модель потребностно-мотивационной сферы личности. Согласно взглядам А. Маслоу, потребности даны человеку в виде врожденных потенций и актуализируются под влиянием

внешних условий. Все выделенные потребности он иерархизировал в зависимости от их значимости для жизнедеятельности индивида. Мотивационная сфера личности структурирована А. Маслоу и представлена в виде двух слоев: верхний слой образует психические явления, полностью контролируемые сознанием; нижний слой образует влечения, настроения, аффекты, желания и т.п.

Иерархия основных потребностей человека, предложенная А. Маслоу, была впервые опубликована в 1943 г. А. Маслоу разграничил не отдельные мотивы, а целые их группы, которые упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. Он выделил пять основных групп потребностей: 1) физиологические потребности (в пище, питье, кислороде); 2) потребность в безопасности (физической и психологической); 3) потребность в привязанностях, любви и причастности к группе; 4) потребность в самоуважении; 5) потребность в самоактуализации [4].

Изучение мотивации личности в отечественной психологии активно началось в 20-30-ые годы ХХ века, когда стали оформляться новые психологические взгляды и концепции. Основа научного понимания мотивации была заложена трудами Л.И. Петражицкого и А.А. Ухтомского.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев).

Проблемы мотивации в отечественной психологии рассматриваются многими научными школами и авторами, но почти все они могут быть сгруппированы вокруг общего методологического подхода, называемого деятельностным, личностно-деятельностным, субъектным. Большинство авторов рассматривают мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности.

При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы. Структура мотивационной сферы - не застывшее, статическое, а развивающееся в процессе жизнедеятельности образование.

Мотивационная сфера является значимым фактором, определяющим эффективность любой деятельности человека, в том числе и учебной. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и т.д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к учащемуся, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью, побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью индивида занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации. Поэтому становление учебной мотивации - это не просто возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Мотивация, являясь стержнем личности, включает такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики человека. Мотивация тесно связана с потребностями человека. В понятие потребности исследователи вкладывают состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Всякая потребность проявляется субъективно, неосознанно, в эмоциях.

Проблема психологической природы потребностей рассматривается в работах Л.И. Божович, А.Г. Здравосмыслова, В.А. Иванникова, Д.А. Леонтьева и др. По их мнению, потребностное состояние - это результат движения деятельности, определенный ее цикл. От того, на каком этапе своего движения находится деятельность, зависит смысловая сфера.

Любые формы деятельности являются проявлением либо потребительной, либо производительной тенденции. Они соотносятся с основными потребностями жизнеобеспечения человека и его существования в социуме. На этом основании многие авторы (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.Г. Асеев, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, И.А. Джидорьян) и выделяют в мотивационной сфере либо потребительную, либо производительную направленность [1-3].

Потребительная направленность обусловлена наличием потребительных процессов и ценностей. Функция потребительных процессов - поддержание жизнедеятельности, пополнение и восстановление израсходованных жизненных ресурсов индивида. Поэтому потребительные ценности связаны с индивидуальной сферой существования субъекта, обусловлены в своей исходной основе его натуральными потребностями. Характерной чертой потребительных процессов является то, что их реализация сопровождается субъективно положительными эмоциональными переживаниями, поэтому потребительное тесно связано с гедонистическим: «В основе потребительного жизнепонимания лежит осознанный или неосознанный гедонизм» [5]. Потребительные ценности отражают субъективные эмоциональные оценки полезности ре-

зультатов активности для индивида.

Наиболее характерными типами потребительных процессов являются материальное потребление, характеризующееся присвоением субъектом свойств объекта, и потребление условий комфорта и предметов роскоши. Потребление социальных условий воплощается в непосредственном переживании субъектом тех факторов престижа, статуса, влияния и власти, которыми он обладает. Особое место в системе производительных и потребительных процессов занимает духовное потребление, своеобразие и исключительность которого состоит в том, что по способу своей реализации оно по существу не может быть собственно потребительным процессом.

Характерной чертой потребительной системы ценностей является то, что ее элементы по своему характеру необходимо гомеостатичны, так как гомео-статический принцип регуляции поведения направлен именно на сохранение реального потребительного баланса жизнедеятельности:

- В отношении к предмету деятельности субъект потребления ориентирован на гомеостатический комфорт, положительные эмоциональные переживания; общественно значимый продукт как цель его активности имеет для него инструментальное значение. Поведение субъекта детерминируется в большей степени прошлым, чем будущим. Отношение к предмету опосредовано сугубо индивидуальными побуждениями и реально не заинтересовано в его развитии, так как основная цель субъекта потребительной активности замыкается на нем самом.

- В отношении к социальному окружению: отношение к другому человеку как к средству или условию получения индивидуально значимого результата, обеспечивающего субъекту потребления гомеостати-ческий комфорт. Социальное окружение расценивается субъектом как отделенное от него, безразличное и часто как противостоящее; аналогично его отношение к природе. Индивидуализация - необходимое условие потребительного процесса.

- В отношении к трудностям, удачам и неудачам: для субъекта, ориентированного на потребление, характерны принцип экономии энергии, отрицательное переживание собственных усилий, напряжения, дискомфорта, объективных трудностей, так как его конечная цель заключается в их минимизации. Реакция на неудачи - в виде отрицательных эмоциональных переживаний, агрессивного поведения, защитных механизмов. Удовлетворение успеха жестко насыщаемо; в связи с направленностью субъекта именно на эмоциональное переживание для него характерна тенденция к продолжению потребительной активности и при достаточном насыщении. В результате возникает перенасыщение, переживаемое как фрустрация; отсюда постоянная неудовлетворенность как при неудаче, так и при благоприятном течении событий.

Эти проявления «чистого» потребительного поведения или поведения, опосредованно направленного на потребительный результат, не являются отклонением в эволюции стереотипов поведения, а представляют собой необходимое следствие естественной

функциональной роли потребления.

Производительная направленность также обусловлена производительными ценностями, процессами. Производительные ценности связаны, в первую очередь, с характером творческого развития и включения субъекта деятельности в социум. При этом целевая детерминация поведения ориентирует его на будущее. Данные ценности несут в себе предпосылки предметного, содержательного развития человека и общества. Элементы производительной системы ценностей представляют собой обобщенные образцы различных сфер действительности и форм их развития. В них представлены предпочтительные для субъекта виды продуктивной активности и формы социального включения. Эти элементы, кроме того, необходимо антигомеостатичны по своей природе, так как процессы развития всегда связаны с разрушением го-меостатического баланса и установлением зафиксированного в целевой детерминации нового уровня функционирования.

Производительные процессы личности воплощаются в предметно-содержательной, ориентированной на развитие системе ценностей, проективно-целевом принципе детерминации и антигомеостатическом принципе регуляции поведения. В конкретных поведенческих проявлениях производительная направленность человека характеризуется следующими особенностями:

- В отношении к предмету своей деятельности: направленность основных устремлений субъекта деятельности на создание общественно значимого продукта, результата. Решающее влияние на поведение со стороны будущего, поскольку в нем - критерий развития; цель - связующее звено действия с будущим. Заинтересованное, творческое, понимающее отношение субъекта к предмету своей деятельности, стремление проникнуть в его сущность; без этого невозможно его внутреннее развитие.

- В отношении к трудностям, удачам и неудачам: собственное усилие, напряжение в ходе деятельности переживается субъектом как естественная составная часть его активности; это объясняется его антигомео-статической позицией. Аналогичное отношение к возникающим трудностям. Реакция на неудачи - в духе конструктивного анализа, осмысления причин и поиска

выхода из создавшегося положения. Удовлетворение от успеха принципиально ненасыщаемо, так как порождает новую производительную мотивацию.

В реальной жизни при ведущей роли активности производительного типа естественным образом задействованы производительная и потребительная системы ценностей; закономерно присутствуют и при-чинно-потребностный, и проективно-целевой принцип детерминации; в регуляции поведения участвуют и гомеостатический, и антигомеостатический принципы. Но под влиянием различных жизненных условий их естественное соотношение может сдвигаться в сторону фетишизации потребительных процессов.

Производительные и потребительные процессы, тесно связанные в реальной жизни, по своей внутренней сущности принципиально различны и в логически заостренной форме полярно противоположны.

В соответствии с идеями А. Маслоу, главная способность человека - это способность удовлетворять свои духовные потребности и тем самым развиваться как личность. Установив, что структура мотивов иерархична, он отмечает, что высший уровень в «пирамиде потребностей» удовлетворяется по мере реализации предыдущих, однако с большей активностью человек воплощает свои более высокие мотивы. По Маслоу, если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень развития. Это означает, что в мотивационной сфере начинают доминировать производительные потребности и в целом формируется производительная направленность.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что на протяжении всего периода активного становления психологии как науки актуальными являются проблемы мотивации личности. Пристальный интерес ученых к этой проблеме объясняется ее значимостью для решения жизненно важных задач, так как мотивация является внутренним двигателем любой деятельности, а уровень развития мотивационной сферы -важным показателем сформированности личности. Однако, несмотря на возрастающий интерес к содержанию мотивационной сферы человека, ее роли в онтогенезе, данная проблема остается недостаточно изученной.

Библиографический список

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 157 с.

2. Джидорьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. М., 1974. С. 145-169.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е. Изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

4. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл.-бук. Киев: Ваклер,

1997. 304 с.

5. Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал. 1988. № 1. С. 27-39.

6. Rogers C.R. A theory of therapy personality and interpersonal relationships as developed in to the client centered framiwork, in Koch S(ed)., Psychology: A study of science. Vol. 3. 1959. Р. 184-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.