Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТИПИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТИПИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
978
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТИПИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вельгош Наталия Зиновьевна, Реутов Виктор Евгеньевич, Змияк Сергей Сергеевич

Вопросы изучения содержательной части понятия «конкурентная стратегия» предприятия, определения основных видов и типов конкурентных стратегий предприятий подымались в современных научных трудах неоднократно. Зарубежными и российскими авторами дано множество вариантов типизации конкурентных стратегий предприятий, основанных на том или ином критерии их определения, в некоторой степени дублирующих друг друга. Сложившаяся ситуация в теоретическом плане обуславливает необходимость проведения тщательного анализа представленных современных авторских подходов к типизации конкурентных стратегий предприятий с целью последующей их систематизации. Методической основой исследований выступают общетеоретические методы исследований: методы анализа и синтеза, методы обобщения и систематизации, качественный контент-анализ, графический прием. В статье раскрыто современное понимание понятия «конкурентная стратегия» предприятия, функционирующего на рынке, установлена взаимосвязь данного понятия с термином «маркетинговая стратегия» предприятия. Рассмотрены разные виды конкурентных стратегий предприятий, функционирующих на товарном рынке. Определены теоретические подходы к типизации конкурентных стратегий предприятий, функционирующих на товарном рынке. Установлены типизации конкурентных стратегий, относящиеся к управленческому (поведенческому), биологическому (структурно-производственному), эволюционному (инновационному) подходам. В заключительной части работы отмечено авторское видение к систематизации типизаций конкурентных стратегий предприятий, функционирующих на товарном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вельгош Наталия Зиновьевна, Реутов Виктор Евгеньевич, Змияк Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТИПИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ»

УДК 339.137/. 14 : 332.14

Вельгош Наталия Зиновьевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Реутов Виктор Евгеньевич,

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой маркетинга, торгового и таможенного дела,

директор Института экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Змияк Сергей Сергеевич,

доктор экономических наук, доцент,

заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Velgosh Nataliia Zinovyevna,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Reutov Viktor Yevgeniyevich,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Head of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Director of the Institute of Economics and Management (structural subdivision),

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Zmiyak Sergey Sergeevich,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of World Economy and International Economic Relations, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТИПИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

THEORETICALAPPROACHES TO TYPING COMPETITIVE STRATEGIES OF ENTERPRISES OPERATING ON THE COMMODITY MARKET

Вопросы изучения содержательной части понятия «конкурентная стратегия» предприятия, определения основных видов и типов конкурентных стратегий предприятий подымались в современных научных трудах неоднократно. Зарубежными и российскими авторами дано множество вариантов типизации конкурентных стратегий предприятий, основанных на том или ином критерии их определения, в некоторой степени дублирующих друг друга. Сложившаяся ситуация в теоретическом плане обуславливает необходимость проведения тщательного анализа представленных современных авторских подходов к типизации конкурентных стратегий предприятий с целью последующей их систематизации.

Методической основой исследований выступают общетеоретические методы исследований: методы анализа и синтеза, методы обобщения и систематизации, качественный контент-анализ, графический прием.

В статье раскрыто современное понимание понятия «конкурентная стратегия» предприятия, функционирующего на рынке, установлена взаимосвязь данного понятия с термином «маркетинговая стратегия» предприятия. Рассмотрены разные виды конкурентных стратегий предприятий, функционирующих на товарном рынке. Определены теоретические подходы к типизации конкурентных стратегий предприятий, функционирующих на товарном рынке. Установлены типизации конкурентных стратегий, относящиеся к управленческому (поведенческому), биологическому (структурно-производственному), эволюционному (инновационному) подходам.

В заключительной части работы отмечено авторское видение к систематизации типизаций конкурентных стратегий предприятий, функционирующих на товарном рынке.

Ключевые слова: конкурентная стратегия предприятия, типизация конкурентных стратегий, товарный рынок, конкуренция, конкурентное преимущество, конкурентоспособность предприятия, маркетинг.

135

The issues of studying the substantive part of the concept of «competitive strategy» of an enterprise, determining the main types of competitive strategies of enterprises have been raised repeatedly in modern scientific works. Foreign and Russian authors have given many options for typing competitive strategies of enterprises, based on one or another criterion for their determination, to some extent duplicating each other. The current situation in theoretical terms necessitates a thorough analysis of the presented modern author's approaches to the typing of competitive strategies of enterprises with a view to their subsequent systematization.

The methodological basis of the research is the general theoretical research methods: methods of analysis and synthesis, methods of generalization and systematization, high-quality content analysis, graphic technique.

The article reveals a modern understanding of the concept of "competitive strategy" of an enterprise, operating in the market, establishes the relationship of this concept with the term "marketing strategy" of an enterprise. Different types of competitive strategies of enterprises operating in the product market are considered. Theoretical approaches to typing competitive strategies of enterprises operating in the product market are determined. Types of competitive strategies related to managerial (behavioural), biological (structural-production), evolutionary (innovative) approaches are established.

In the final part of the work, the author's vision for systematizing the typing of competitive strategies of enterprises operating in the commodity market is noted.

Keywords: enterprise competitive strategy, typing of competitive strategies, product market, competition, competitive advantage, enterprise competitiveness, marketing.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы конкуренции и всевозможных проявлений конкурентной борьбы выступают весьма актуальными во все времена, к изучению которых обращают свой взор и экономисты, и социологи, и государственные управленцы.

В экономике конкуренция — это, в первую очередь, «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [13]. С точки зрения социологов, конкуренция, как таковая, проявляется на рынке труда и в разных сферах жизнедеятельности человека. С позиции государственного вмешательства в регулирование вопросов развития конкурентных отношений вводится стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [14], в том числе в отношении ряда товарных рынков (более 40), являющихся приоритетными с учетом региональной специфики хозяйствования, что также оказывает влияние на выбор типа конкурентной стратегии предприятия.

В современной научной литературе вопросы изучения понятия «конкурентная стратегия» предприятия, ее видов и типов подымались неоднократно. Зарубежными и российскими учеными представлены различные авторские подходы к типизации конкурентных стратегий предприятий, функционирующих на товарных рынках. В зависимости от поставленной цели исследования конкурентные стратегии предприятий рассматривались с учетом базового критерия их классификации, попарно с целью выделения единой области их применения, через призму исторического (эволюционного) взгляда или воздействия инноваций и научно-технического прогресса. Все это дает возможность «осязать» и предметно изучить специфику типизации конкурентных стратегий предприятий на товарных рынках, обобщив и выделив ключевые теоретические подходы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Ввиду сложившегося большого разнообразия видов и типов конкурентных стратегий предприятия целью исследования является определение теоретических подходов к типизации конкурентных стратегий предприятий, функционирующих на товарном рынке. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач исследования:

• осознать современное понимание понятия «конкурентная стратегия» предприятия, функционирующего на рынке;

• путем всестороннего анализа представить свое видение о систематизации типизаций конкурентных стратегий предприятий, функционирующих на товарном рынке.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Предприятие, вступив в ужесточенную конкурентную борьбу на товарном рынке, находится в конкурентных взаимоотношениях с товаропроизводителями и их представителями, маркетинговыми посредниками, в дальнейшем выстраиваемых в определенную линию конкурентного поведения субъекта. Ввиду сложившихся конкурентных условий каждый хозяйствующий субъект стремится быть успешным на товарном рынке, получая определенную величину экономической выгоды, придерживаясь выработанной конкурентной стратегии, проявляющейся на практике линией или линиями его конкурентного поведения.

Завоевав конкурентные позиции на товарном рынке, весьма значимым для субъекта конкурентных отношений выступает вопрос по их сохранению и укреплению на данном товарном рынке. Для решения рассматриваемой задачи важным является осуществление мониторинга конкурентной ситуации, периодическое проведение конкурентного анализа рынка и стремление хозяйствующего субъекта повысить уровень достигнутой конкурентоспособности товара и предприятия в целом за счет укрепление имеющихся конкурентных преимуществ и/или формирования новых, что лежит в основе выработки конкурентной стратегии предприятия, индивидуальной линии конкурентного поведения.

136

Тщательный анализ понятийного аппарата в сфере конкуренции и развития конкурентных отношений на товарных рынках позволил установить множество дефиниций термина «конкурентная стратегия» предприятия, представленных российскими учеными.

С точки зрения Дадалко С.В., «конкурентная стратегия является синтезом понятий «конкуренция» и «стратегия», объединяя в себе долгосрочные цели развития предприятия, направленные на поиск и управление конкурентными преимуществами с целью удержания выгодной позиции на рынке, при этом предприятие делает сознательный выбор набора различных действий (маркетинг, соотношение цены и качества, поставщики и т.д.), чтобы завоевать покупателя» [7, с. 230].

Симонян Т.В., Репалова Д.В. также рассматривают сущность и содержание конкурентной стратегии через призму синтеза двух понятий — «конкуренция» и «стратегия», определив, что конкурентная стратегия представляет собой «стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли; образ долговременных действий фирмы в борьбе с конкурентами; сознательный выбор набора различных действий с целью доставить покупателю уникальное сочетание ценностей» [18, с. 498].

Данную точку зрения разделяют российские ученые И. А. Ангелина, С.В. Салита, считая, что «в наиболее общем понимании конкурентная стратегия направлена на достижение устойчивой и выгодной позиции, позволяющей предприятию успешно конкурировать в рыночных условиях» [2, с. 518]. В итоге, в большинстве своем при определении понятия «конкурентная стратегия» российские ученые, во-первых, опираются на подход по установлению роли и конкурентной позиции предприятия в рыночных условиях, на рынке в целом или его сегменте (стратегический уровень), а, во-вторых, как систему последовательных действий, методов и инструментов конкурентной борьбы с целью завоевания покупателя (операционный уровень).

Понятие «конкурентная стратегия» пересекается по смысловой нагрузке с понятием «маркетинговая стратегия», при этом толкование последней происходит в более широком понимании: «это общее определение действий предприятия, которые могут существовать в виде плана развития организации на долгосрочные периоды; плана оперативных вмешательств в случае резкого динамического всплеска на конкурентном рынке; алгоритма действий реорганизации предприятия и др.» [8, с. 67]. Конкурентная стратегия предприятия неразрывно связана с его маркетинговой стратегией, будучи нацеленной на выявление сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе [9, с. 137], обеспечение конкурентоспособности предприятия и его товаров, укрепление конкурентных позиций на рынке и удовлетворение потребностей потребителей целевого сегмента (сегментов).

Среди всего многообразия толкований термина «конкурентная стратегия», в первую очередь, следует выделить определение данного понятия основоположником учения о конкуренции и развитии конкурентных отношений Майклом Портером, воспринимающееся как классический вариант дефиниции для многих российских исследователей.

По мнению ученого, «стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, — это стремление компании занять конкурентную рыночную нишу в отрасли — то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые, определяют конкурентную борьбу в отрасли» [16, с. 23], то есть основывается на выработке устойчивого конкурентного преимущества. На данном постулате строится сам теоретический подход к ведению конкурентной борьбы и построению конкурентной стратегии (рис. 1).

Быть лучшим Быть уникальным

Быть номером первым в отрасли Получение более высоких доходов

Нацеленность на долю рынка Нацеленность на прибыль

Обслуживание «лучшего» клиента «лучшими» Удовлетворение разнообразных потребностей

продуктами клиентов, на которых ориентируется компания

Конкуренция путем подражания Конкуренция путем инноваций

Нулевая сумма результатов Положительная сумма результатов

Гонка, в которой никто не может выиграть Множество победителзй, много результатов

РЦа 1. Правильное понимание конкуренции по М. Портеру [11, с. 46]

Теоретический подход к типизации конкурентных стратегий, представленный Майклом Портером, является классическим и рассматривался в научной литературе неоднократно, претерпевая определенные авторские интерпретации, что требует его более детального рассмотрения.

С точки зрения М. Портера, выбор одного из трех общих видов конкурентных стратегий предприятия обусловлен двумя ключевыми факторами, важность которых подчеркивается в равной степени: прибыльностью отрасли в долгосрочной перспективе, ее привлекательностью и относительной конкурентной позицией хозяйствующего субъекта внутри данной отрасли [16, с. 23]. В основе выработки конкурентной стратегии предприятия лежит его конкурентное преимущество или множество конкурентных преимуществ, все виды которых можно свести к двум: минимизации издержек и дифференциации продукта. В итоге, ученый выделяет три вида базовых конкурентных стратегий предприятия: лидерство в минимизации издержек, дифференци-

137

ация и фокусирование. Причем у стратегии фокусирования выделено два подвида: фокусирование на издержках и фокусирование на дифференциации (рис. 2) [16, с. 47].

Уровень издержек Минимизация издержек Дифференциация

(низкий уровень издержек) (высокий уровень издержек)

1. Лидерство в минимизации издержек • экономия на масштабе; • выход на массовый рынок; • удержание цен на товар на среднерыночном уровне или несколько выше его; • товар сопоставим с товарами конкурентов; • равенство или приближенное равенство в дифференциации товара в сравнении с товарами конкурентов; • приоритетное право обладания особым преимуществом 2. Дифференциация • наделение товара одной или несколькими важными для покупателей характеристиками; • несколько сегментов рынка; • конкурентное позиционирование предприятия, основанное на уникальности товара, способов его реализации, системы обслуживания покупателей и т.п.; • равенство или приближенное равенство в издержках в сравнении с конкурентами; • наценка на товар предприятия превосходит дополнительные издержки по дифференциации товара

«Застрявшие на середине» Можно ли реализовывать более одной общей конкурентной стратегии, доминируя в своем целевом сегменте рынка?

3А. Фокусирование на издержках • достижение конкурентного преимущества в узком целевом сегменте за счет низких затрат; • различия в структуре издержек, системе производства товара, системе реализации (доставки) товара и потребительском спросе; • намеренное ограничение потенциальных объемов продаж 3В. Фокусирование на дифференциации • достижение конкурентного преимущества в узком целевом сегменте за счет дифференциации; • ориентация на осо бую группу потребителей с особыми потребностями; • намеренное ограничение потенциальных объемов продаж

Рис. 2. Базовые конкурентные стратегии по М. Портеру (Составлено по данным [16, с. 49-63]).

Таким образом, первых два вида базовых конкурентных стратегий ориентированы на выработку конкурентных преимуществ для потребителей широкого круга, в то время как третий вид базовой конкурентной стратегии ориентирован на узкий сегмент товарного рынка, что в некоторой степени отражает содержание конкурентных стратегий преимущественно для крупных предприятий (силовые конкурентные стратегии) и предприятий средней и малой величины соответственно (конкурентные стратегии нишевика или нишера).

В любом случае, какой бы конкурентной стратегии предприятие не придерживалось важным является правильное понимание им особенностей стратегического позиционирования на товарном рынке, что в корне отличается от определения инструментов и методов эффективного операционного управления, таких как: общий контроль качества (TQM), аутсорсинг, реинжиринг, бенчмаркинг, управление переменами и т.п. По мнению М. Портера, «стратегическое позиционирование старается достичь устойчивого конкурентного преимущества путем сохранения выгодных отличительных особенностей компании. Это подразумевает осуществление деятельности, отличающейся от деятельности конкурентов, или же выполнение той же деятельности иными способами» [19, с. 3-15]. Речь идет не о развитии конкуренции на основе применения инструментов и методов эффективного операционного управления, а о конкурентной конвергенции, более тонкой и глубокой в стратегическом плане, основанной на устойчивых отличительных характеристиках—устойчивых конкурентных преимуществах предприятия и/или его товара.

Теоретический подход к типизации конкурентных стратегий по М. Портеру относится к категории управленческих, в основе которого лежит соотношение масштаба конкуренции и типа конкурентного преимущества у предприятия. Среди прочих теоретических подходов данной категории следует выделить подходы к типизации конкурентных стратегий по Г.Л. Азоеву. Автор выделяет конкурентные стратегии, направленные на: снижение себестоимости, дифференциацию, сегментирование рынка, немедленное реагирование на потребности рынка, внедрение новшеств [1]. В этом же направлении определены базовые конкурентные стратегии А.А. Томсоном-мл., А.Дж. Стриклендом: лидерство по издержкам, широкая дифференциация, оптимальные издержки, низкие издержки, дифференциация продукции [6, с. 24]., а также Ж.-Ж. Ламбеном: стратегия лидерства по издержкам, стратегия широкой дифференциации, стратегия оптимальных издержек, стратегия рыночной ниши, сфокусированная стратегия дифференциации товарного ассортимента [21, с. 1191-1192].

Типизация конкурентных стратегий предприятий согласно управленческому подходу учитывает, с одной стороны, тип конкурентных преимуществ, а, с другой стороны, конкурентную позицию предприятия на рын-

138

ке, его долю. Так, конкурентными стратегиями по Ф. Котлеру, П. Дойлю являются: лидер рынка, претендент на лидерство, последователь, обитатель ниши [7, с. 231; 20, с. 1187-1189]. В свою очередь И. Ансофф установил четыре базовые конкурентные стратегии, которые следует рассматривать попарно: «развитие продукта» — «диверсификация», «проникновение на рынок» — «расширение рынка» [4].

Интересным является подход Р. Майлса, Ч. Сноу, согласно которому определение конкурентной стратегии предприятия зависит от его позиции относительно развития товаров / рынков: «разведчик», «защитник», «аналитик», «реакционер» [20, с. 1187-1189].

В продолжение представленной выше типизации конкурентных стратегий предприятий следует отметить стратегии конкурентной борьбы по Ф. Котлеру, Дж. Трауту, Э. Райсу: атаковую (наступательную) стратегию, оборонительную стратегию, стратегию ответного удара, стратегию подражания, стратегию дзюдо, стратегию отступления, у каждой из которых имеются свои подвиды [18, с. 500-501]. Ученые при выделении типов конкурентных стратегий, описании линий конкурентного поведения предприятий на рынке проводят аналогии с военными действиями, учитывая основы военного дела, разработанные военными стратегами и изложенные в военных трактатах.

«Конкурентная стратегия — данная стратегия рассчитана на долгосрочный период времени для наступления или обороны, для того чтобы укрепить положение компании» [17, с. 138]. Успешная конкурентная стратегия заключается в выстраивании атакующих и оборонительных действий для создания прочной позиции на выбранном рынке.

Вторым теоретическим подходом к типизации конкурентных стратегий, отнесенным отчасти к классическим, является так называемый биологический подход, разработанный российским экологом Л.Г. Раменским в 30-х гг. ХХ в. в отношении типов поведения растений, что в дальнейшем было взято за основу при описании конкурентного поведения предприятий на рынке российским экономистом А.Ю. Юдановым в 70-х гг ХХ в.

Согласно данному теоретическому подходу Юданова-Раменского определяют: силовую стратегию — «ви-оленты», нишевую стратегию — «патиенты», пионерскую стратегию — «эксплеренты» и стратегию приспособления — «коммутанты», выделенную позже [22]. Рассмотрение данных конкурентных стратегий следует осуществлять попарно: во-первых, в части ведения стандартного бизнеса на глобальном рынке («виоленты») или на локальном уровне («коммутанты»), во-вторых, в части ведения специализированного бизнеса, приспосабливаясь к рынку, его сегментам («патиенты») или учитывая изменения конъюнктуры рынка, адаптируясь к ним («эксплеренты»).

В дальнейшем швейцарский экономист Х. Фризевинкель конкурентного поведения хозяйствующих субъектов, сравнивая их с поведением животных, придавая им соответствующие начертания. Так, согласно данному биологическому подходу Юданова-Раменского силовая линия конкурентного поведения характерна для «гордых львов», «могучих слонов» и «неповоротливых бегемотов»), нишевая линия конкурентного поведения — для «серых мышей», стратегия приспособления — для «хитрых лис», а новаторами являются «первые ласточки» [3, с. 17].

Ко второму теоретическому подходу типизации конкурентных стратегий предприятий следует также отнести работы английского биолога Дж. Грайма [23], появившиеся в тот же период времени, и перенесенные в экономическое поле В.В. Попковым [15]. Данные работы содержат три базовые линии конкурентного поведения экономических агентов (конкуренты (С), что соответствует виолентам Раменского-Юданова, стресс-толе-ранты (8), что соответствует патиентам и коммутантам, рудералы (Я) — эксплеренты) и четыре переходные линии конкурентного поведения экономических агентов (рис. 3). Экономические агенты с переходными (вторичными) линиями конкурентного поведения приспособлены к изменяющимся условиям существования, связанных с интенсивностью конкуренции, стрессами и нарушениями.

Третий подход к типизации конкурентных стратегий предприятий—эволюционный (инновационный), основоположником которого выступает Й. Шумпетер. В рамках данного подхода авторские взгляды на типизацию конкурентных стратегий предприятий являются не столь многочисленными, как при управленческом или биологическом подходах. При этом важность инновационной составляющей при разработке конкурентной стратегии предприятия сложно переоценить. По мнению В.Е. Дементьева к конкурентным стратегиям стратегии на динамических рынках следует отнести: стратегию научно-технического лидерства, стратегию догоняющего развития (динамического наверстывания), стратегию опережающей коммерциализации [6, с. 24-25].

Систематизацию типизаций конкурентных стратегий предприятий, представленных российскими учеными, можно подать в табличной форме (табл. 1).

Усиление конкуренции на товарных рынках, динамическое и не всегда предсказуемое изменение внешней среды хозяйствования, повышение требований потребителей, их потребительских предпочтений в отношении приобретаемых товаров и услуг — факторы, обуславливающие необходимость выработки конкурентной стратегии предприятия, функционирующего на товарном рынке.

На выбор того или иного вида конкурентной стратегии предприятия оказывает воздействие множество факторов, учет которых позволяет более детально подойти к вопросу о выработке линии конкурентного поведения. Причем у одного и того же предприятия в отношении его структурных бизнес-единиц, разных товарных рынков (целевых сегментов) и различных товаров могут быть приняты весьма разные, а иногда и противоречивые линии конкурентного поведения, что при должном обосновании может привести предприятие к успеху, а при конфронтации его бизнес-интересов — к экономическому краху на рынке, в первую очередь, в его целевом сегменте.

139

С, Я, 8 — первичные типы стратегий;

СЯ, С8, Я8, СЯ8 — переходные (вторичные) типы стратегий Рис. 3. Треугольник Дж. Грайма [3; 23]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1. Систематизация типизаций конкурентных стратегий предприятий

Автор(ы) Теоретические подходы к типизации конкурентных стратегий

Куссый М.Ю., Ха-санов Л.А. [10, с. 140-141] Конкурентные стратегии по А. Юданову [10, с. 140]. Конкурентные стратегии поМ. Портеру [10, с. 141].

Ванюшкин А.С., ДрузинР.В. [4] Матричный: • матрица А. Юданова; • матрица И. Ансоффа; • матрица М. Портера

Дадалко С.В. [7, с. 231] Базовые конкурентные стратегии по М. Портеру (по соотношению масштаба и типа конкурентного преимущества) Базовые конкурентные стратегии по Ф. Котлеру (роль, которую фирма играет на целевом рынкг) Базовые конкурентные стратегии по А.Ю. Юданову (биологический подход) Базовые конкурентные стратегии по Г.Л. Азоеву (по соотношению масштаба и типа конкурентного преимущества)

Громова М.А. [5, с. 84-87] Школа проектирования (дизайна) (Чандлер, Эндрюс): «источником конкурентного преимущества в школе проектирования выступает изменение стратегии и организационной структуры в ответ на изменяющуюся внешнюю среду, и возможно более полное и глубокое познание будущих изменений» [5, с. 84].

140

Продолжение таблицы 1

Автор(ы) Теоретические подходы к типизации конкурентных стратегий

Громова М.А. [5, с. 84-87] Школа планирования (И. Ансофф): «источником конкурентного преимущества в школе планирования выступает формальный, по возможности детальный процесс планирования» [5, с. 85-86]. Школа позиционирования (М. Портер): «источником конкурентных стратегических преимуществ является способность фирм создавать варианты наиболее эффективного использования ресурсов» [5, с. 86-87]

Симонян Т.В., Ре-палова Д.В. [18, с. 499-501] Стратегии достижения конкурентных преимуществ по М. Портеру [18, с. 499] Стратегии конкурентной борьбы по Ф. Котлеру, Дж. Трауту, Э. Райсу [18, с. 500-501].

Давыденко Л.Н., ПинчукВ.М. [6, с. 24-25] Базовые конкурентные стратегии (А.А. Томсон-мл., А.Дж. Стрикленд) [6, с. 24]. Конкурентные стратегии на динамических рынках (В.Е. Дементьев) [6, с. 24-25].

Сулименко Н.В. [20, с. 1187-1189; 21, с. 1191-1192] Конкурентные стратегии по Ф. Котлеру, П. Дойлю (конкурентная позиция компании на рынке) [20, с. 1187-1189]. Конкурентные стратегии по МТрейси, Ф.Вирсема (форма удовлетворения потребительских предпочтений) [20, с. 1187-1189]. Конкурентные стратегии по Р. Майлсу, Ч. Сноу (позиция компании относительно развития товаров /рынков) [20, с. 1187-1189]. Основные конкурентные стратегии по М. Портеру (создание конкурентного преимущества) [20, с. 1187-1189]. Конкурентные стратегии по Ж.-Ж. Ламбену (формирование конкурентного преимущества и удовлетворение потребительского спроса) [21, с. 1191-1192]. Стратегии обеспечения конкурентоспособности организации по Л.Г. Раменскому, Х. Фризевинкелю (специфика производства) [20, с. 1187-1189].

Мокро носов А.Г., Маврина И.Н. [12, с. 146-152] Классический подход к конкурентным стратегиям (М. Портер) [12, с. 146-152]. Стратегическое позиционирование в рамках концепции стратегического управления издержками (SCM, Stratégie Cost Management) (Дж. Шанк, В. Говиндараян). «Вопросы стратегической направленности (расширять, поддерживать и использовать достижения) нельзя рассматривать отдельно от вопросов стратегического позиционирования для достижения конкурентных преимуществ» [12, с. 153-156]. Стратегии, основанные на ролевой функции предприятия: • конкурентные стратегии по Ф. Котлеру; • конкурентные стратегии по А. Юданову [ 12, с. 1 57-158]. Стратегии слияний и поглощений: горизонтальные слияния, вертикальные слияния, родовые слияния, конгломератные слияния, поглощения [12, с. 159-163].

ВЫВОДЫ

Таким образом, большинство рассмотренных нами различных авторских подходов к типизации конкурентных стратегий предприятий можно свести к трем основным: управленческий (поведенческий), биологический (структурно-производственный) и эволюционный (инновационный) подходы. Наиболее многочисленный из трех представленных теоретических подходов является первый, поскольку охватывает различные типизации конкурентных стратегий предприятий, функционирующих на товарном рынке, основанные на типе конкурентных преимуществ, занимаемой предприятием доле на рынке, его роле и конкурентной позиции на нем, специфике удовлетворения потребительских предпочтений целевого сегмента (сегментов).

Биологический (структурно-производственный) и эволюционный (инновационный) подходы по своей смысловой нагрузке являются более узкими, а третий — выступает перспективным подходом для проведения дальнейших исследований в данной сфере, установлений новых типов конкурентных стратегий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.

2. Ангелина И.А. Научно-методический алгоритм формирования конкурентной стратегии предприятия на основе развития его ключевых способностей / И.А. Ангелина, С.В. Салита [Электронный ресурс] // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2018. — Т. 8. № 12А. — С. 517-529. — Режим доступа: еНЬгагу.ги/йет.а8р?Ы=37334606 (дата обращения: 02.03.2020).

3. Берг Д.Б. Системный анализ конкурентных стратегий / Д.Б. Берг, С.Н. Лапшина [Электронный ресурс]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 56 с. — Режим доступа: е1аг.иг&.ги/Ы181геат/10995/28999/1/978-5-7996-1219-1_2014.pdf (дата обращения: 02.03.2020).

141

4. Ванюшкин А.С. Алгоритм выбора типа конкурентной стратегии в рамках развития точек роста / А.С. Ванюшкин, Р.В. Друзин [Электронный ресурс] // Геополитика и экогеодинамика регионов. — 2019. — Т. 5 (15). № 1. — С. 68-77. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=37155647 (дата обращения: 02.03.2020).

5. Громова М.А. Источники конкурентного преимущества фирм: взгляд школ стратегий / М.А. Громова [Электронный ресурс] // Наука и техника. — 2019. — Т. 18. — № 1. — С. 82-88. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=37083944 (дата обращения: 02.03.2020).

6. Давыденко Л.Н. Модели конкурентных стратегий деятельности предприятия на рынках наукоемкой продукции / Л.Н. Давыденко, В.М. Пинчук [Электронный ресурс] // Экономика и управление (Минск). — 2012. — № 4 (32). — С. 23-29. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=37102542 (дата обращения: 02.03.2020).

7. Дадалко С.В. Разработка конкурентной стратегии организации в условиях глобальных вызовов современности: теоретические аспекты / С.В. Дадалко [Электронный ресурс] // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества (Минск, 28 мая 2018 г. ) : материалы XI международной научно-практической конференции / сост. Д.Ю. Бусыгин, В.Н. Курбацкий ; Минский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. — М.: Издательский дом «Ковчег», 2018. — С. 229-234. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=37237506 (дата обращения: 02.03.2020).

8. Кравченко Л.А. Маркетинговая стратегия как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия / Л.А. Кравченко, П.Д. Кузнецов [Электронный ресурс] // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (Серия. Экономика и управление). — 2016. — Т. 2 (68). — № 4. — С. 63-69. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=30025801 (дата обращения: 02.03.2020).

9. Кравченко Л.А. Маркетинговая стратегия предприятия: основные принципы и факторы формирования / Л.А. Кравченко, П.Д. Кузнецов [Электронный ресурс] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 1 (38). — С. 134-139. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=30503217 (дата обращения: 02.03.2020).

10. Куссый М.Ю. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ю. Куссый, Л.А. Хасанов [Электронный ресурс] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 2 (31). — С. 138-142. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=25589139 (дата обращения: 02.03.2020).

11. Магретта Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии / Джоан Магретта [Электронный ресурс] ; пер. с англ. А. Калинина. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 272 с. — Режим доступа: www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/files/bookparts/understanding_michael_porter/Kluchevie_1-1-2.pdf (дата обращения: 02.03.2020).

12. Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 194 с.

13. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.03.2020 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/baabe5b69a3c031bfb8d485891bf80 77d6809a94/ (дата обращения: 02.03.2020).

14. Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 г. № 768-р. — Режим доступа: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 323102&fld= 134&dst= 100001,0&rnd=0.6895717051356647#06515847800408754 (дата обращения: 02.03.2020).

15. Попков В.В. Идентификация конкурентных стратегий российских банков / В.В. Попков, Д.Б. Берг, М.В. Капралов // Банки и технологии. — 2001. — № 5. — С. 70-73.

16. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер; пер. с англ. Е. Калинина. — М.: ООО «Альпина Паблишер», 2016. — 1020 с.

17. Ряжева Ю.И. Конкурентные стратегии как разновидность стратегии / Ю.И. Ряжева [Электронный ресурс] // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях : сб. ст. / под общ. ред. Н.А. Дубровиной. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2016. — Вып. 4. — С. 137-143. — Режим доступа: repo.ssau.ru/ bitstream/Strategicheskie-orientiry-razvitiya-ekonomicheskih-sistem-v-sovremennyh-usloviyah/Konkurentnye-strategii-kak-raznovidnost-strategii-66859/1/sores_2016_23.pdf (дата обращения: 02.03.2020).

18. Симонян ТВ. Особенности формирования маркетинговой конкурентной стратегии / Т.В. Симонян, Д.В. Репалова [Электронный ресурс] // Научный альманах. — 2016. — № 1-1 (15). — С. 497-503. — Режим доступа: ucom.ru/doc/ na.2016.01.01.497.pdf (дата обращения: 02.03.2020).

19. Стратегия. Серия. Harvard Business Review: 10 лучших статей / Р. Моборн, В. Чан Ким, Дж. Поррас, М. Портер, Р. Каплан, К. Кристенсен, Г Нилсон, Дж. Гилберт, Дж.Коллинз, Д. Нортон, К. Мартин, М. Мэнкинс, М. Джонсон, М.У Бленко, О. Гэдиш, П. Роджерс, Р. Стил, Х. Кагерманн, Э. Пауэрс. — М.: ООО «Альпина Паблишер», 2016. — 340 с.

20. Сулименко Н.В. Виды конкурентных стратегий / Н.В. Сулименко [Электронный ресурс] // Экономика и социум. — 2018. — № 12 (55). — С. 1187-1189. — Режим доступа: www.iupr.ru/domains_data/files/55/ Sulimenko%20N.V.(Vidy%20konkurentnyh%20strategiy).pdf (дата обращения: 02.03.2020).

21. Сулименко Н.В. Понятие конкурентной стратегии / Н.В. Сулименко [Электронный ресурс] // Экономика и социум. — 2018. — № 12 (55). — С. 1190-1193. — Режим доступа: www.iupr.ru/domains_data/files/55/Sulimenko%20N. V.(Ponyatie% 20konkurentnoy%20strategii).pdf (дата обращения: 02.03.2020).

22. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов [Электронный ресурс]. — М.: Издательство ГНОМ-ПРЕСС, 1998. — 384 с. — Режим доступа: biznesbooks.com/components/com_jshopping/files/demo_products/ konkurents iya-teoriya-i-praktika.pdf (дата обращения: 02.03.2020).

23. Grime J.P. Plant Strategies & Vegetation Processes / J.P. Grime. — N. Y. : John Willey & Sons, 1979. — 222 p.

SPISOK LITERATURY

1. Azoyev G.L. Konkurentsiya: analiz, strategiya i praktika / G.L. Azoyev. — M. : Tsentr ekonomiki i marketinga, 1996. — 208 s.

2. Angelina I.A. Nauchno-metodicheskiy algoritm formirovaniya konkurentnoy strategii predpriyatiya na osnove razvitiya yego klyuchevykh sposobnostey / I.A. Angelina, S.V. Salita [Elektronnyy resurs] // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. — 2018. — T. 8. № 12A. — S. 517-529. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=37334606 (data obrashcheniya: 02.03.2020).

142

3. Berg D.B. Sistemnyy analiz konkurentnykh strategiy / D.B. Berg, S.N. Lapshina [Elektronnyy resurs]. — Yekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2014. — 56 s. — Rezhim dostupa: elar.urfu.ru/bitstream/10995/28999/1/978-5-7996-1219-1_2014.pdf (data obrashcheniya: 02.03.2020).

4. Vanyushkin A.S. Algoritm vybora tipa konkurentnoy strategii v ramkakh razvitiya tochek rosta / A.S. Vanyushkin, R.V. Druzin [Elektronnyy resurs] // Geopolitika i ekogeodinamika regionov. — 2019. — T. 5 (15). № 1. — S. 68-77. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=37155647 (data obrashcheniya: 02.03.2020).

5. Gromova M.A. Istochniki konkurentnogo preimushchestva firm: vzglyad shkol strategiy / M.A. Gromova [Elektronnyy resurs] // Nauka i tekhnika. — 2019. — T. 18. — №2 1. — S. 82-88. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=37083944 (data obrashcheniya: 02.03.2020).

6. Davydenko L.N. Modeli konkurentnykh strategiy deyatel'nosti predpriyatiya na rynkakh naukoyemkoy produktsii / L.N. Davydenko, V.M. Pinchuk [Elektronnyy resurs] // Ekonomika i upravleniye (Minsk). — 2012. — № 4 (32). — S. 23-29. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=37102542 (data obrashcheniya: 02.03.2020).

7. Dadalko S.V. Razrabotka konkurentnoy strategii organizatsii v usloviyakh global'nykh vyzovov sovremennosti: teoreticheskiye aspekty / S.V. Dadalko [Elektronnyy resurs] // Sovremennyye innovatsionnyye tekhnologii i problemy ustoychivogo razvitiya obshchestva (Minsk, 28 maya 2018 g.) : materialy XI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / sost. D.Yu. Busygin, V.N. Kurbatskiy ; Minskiy filial REU im. G.V. Plekhanova. — M.: Izdatel'skiy dom «Kovcheg», 2018. — S. 229-234. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=37237506 (data obrashcheniya: 02.03.2020).

8. Kravchenko L.A. Marketingovaya strategiya kak instrument povysheniya effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiya / L.A. Kravchenko, P.D. Kuznetsov [Elektronnyy resurs] // Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo (Seriya. Ekonomika i upravleniye). — 2016. — T. 2 (68). — № 4. — S. 63-69. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item.asp?id=30025801 (data obrashcheniya: 02.03.2020).

9. Kravchenko L.A. Marketingovaya strategiya predpriyatiya: osnovnyye printsipy i faktory formirovaniya / L.A. Kravchenko, P.D. Kuznetsov [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 1 (38). — S. 134-139. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=30503217 (data obrashcheniya: 02.03.2020).

10. Kussyy M.Yu. Puti povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiya / M.Yu. Kussyy, L.A. Khasanov [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2015. — № 2 (31). — S. 138-142. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item. asp?id=25589139 (data obrashcheniya: 02.03.2020).

11. Magretta Dzh. Klyuchevyye idei. Maykl Porter. Rukovodstvo po razrabotke strategii / Dzhoan Magretta [Elektronnyy resurs]; per. s angl. A. Kalinina. — M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. — 272 s. — Rezhim dostupa: www.mann-ivanov-ferber.ru/ assets/files/bookparts/understanding_michael_porter/Kluchevie_1-1-2.pdf (data obrashcheniya: 02.03.2020).

12. Mokronosov A.G. Konkurentsiya i konkurentosposobnost' / A.G. Mokronosov, I.N. Mavrina. — Yekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2014. — 194 s.

13. O zashchite konkurentsii: Federal'nyy zakon ot 26.07.2006 g. № 135-FZ (red. ot 01.03.2020 g.) [Elektronnyy resurs]. —Rezhim dostupa www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/baabe5b69a3c031bfb8d485891bf8077d6809a94/ (data obrashcheniya: 02.03.2020).

14. Ob utverzhdenii standarta razvitiya konkurentsii v sub'yektakh Rossiyskoy Federatsii: Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 17.04.2019 g. № 768-r. — Rezhim dostupa: wwwconsultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=323102&fld= 134&dst=100001,0&rnd=0.6895717051356647#06515847800408754 (data obrashcheniya: 02.03.2020).

15. Popkov V.V. Identifikatsiya konkurentnykh strategiy rossiyskikh bankov / V.V. Popkov, D.B. Berg, M.V. Kapralov // Banki i tekhnologii. — 2001. — № 5. — S. 70-73.

16. Porter M. Konkurentnoye preimushchestvo: Kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' yego ustoychivost' / M. Porter; per. s angl. Ye. Kalinina. — M.: OOO «Al'pina Pablisher», 2016. — 1020 s.

17. Ryazheva Yu.I. Konkurentnyye strategii kak raznovidnost' strategii / Yu.I. Ryazheva [Elektronnyy resurs] // Strategicheskiye oriyentiry razvitiya ekonomicheskikh sistem v sovremennykh usloviyakh : sb. st. / pod obshch. red. N.A. Dubrovinoy. — Samara: Izdatel'stvo «Samarskiy universitet», 2016. — Vyp. 4. — S. 137-143. — Rezhim dostupa: repo.ssau.ru/bitstream/Strategicheskie-orientiry-razvitiya-ekonomicheskih-sistem-v-sovremennyh-usloviyah/Konkurentnye-strategii-kak-raznovidnost-strategii-66859/1/sores_2016_23.pdf (data obrashcheniya: 02.03.2020).

18. Simonyan T.V. Osobennosti formirovaniya marketingovoy konkurentnoy strategii / T.V. Simonyan, D.V. Repalova [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy al'manakh. — 2016. — № 1-1 (15). — S. 497-503. — Rezhim dostupa: ucom.ru/doc/ na.2016.01.01.497.pdf (data obrashcheniya: 02.03.2020).

19. Strategiya. Seriya. Harvard Business Review: 10 luchshikh statey / R. Moborn, V. Chan Kim, Dzh. Porras, M. Porter, R. Kaplan, K. Kristensen, G. Nilson, Dzh. Gilbert, Dzh.Kollinz, D. Norton, K. Martin, M. Menkins, M. Dzhonson, M.U. Blenko, O. Gedish, P. Rodzhers, R. Stil, KH. Kagermann, E. Pauers. — M.: OOO «Al'pina Pablisher», 2016. — 340 s.

20. Sulimenko N.V. Vidy konkurentnykh strategiy / N.V. Sulimenko [Elektronnyy resurs] // Ekonomika i sotsium. — 2018. — № 12 (55). — S. 1187-1189. — Rezhim dostupa: www.iupr.ru/domains_data/files/55/Sulimenko%20N.VXVidy%20 konkurentnyh%20strategiy).pdf (data obrashcheniya: 02.03.2020).

21. Sulimenko N.V. Ponyatiye konkurentnoy strategii / N.V. Sulimenko [Elektronnyy resurs] // Ekonomika i sotsium. — 2018. — № 12 (55). — S. 1190-1193. — Rezhim dostupa: www.iupr.ru/domains_data/files/55/Sulimenko%20N.V.(Ponyatie% 20konkurentnoy%20strategii).pdf (data obrashcheniya: 02.03.2020).

22. Yudanov A.Yu. Konkurentsiya: teoriya i praktika / A.Yu. Yudanov [Elektronnyy resurs]. — M.: Izdatel'stvo GNOMPRESS, 1998. — 384 s. — Rezhim dostupa: biznesbooks.com/components/com_jshopping/files/demo_products/konkurents iya-teoriya-i-praktika.pdf (data obrashcheniya: 02.03.2020).

23. Grime J.P. Plant Strategies & Vegetation Processes / J.P. Grime. — N. Y. : John Willey & Sons, 1979. — 222 p.

Статья поступила в редакцию 19 марта 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.