ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 338.46 Н. Г. НОВИКОВА
доктор экономических наук, профессор, Байкальский государственный университет экономики и права
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ В СФЕРЕ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ УСЛУГ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ)
Одной из проблем управления конкурентоспособностью организаций, функционирующих в сфере услуг, является слабая методологическая разработанность вопросов структуры и содержания конкурентной стратегии. В статье рассмотрены наиболее распространенные подходы к пониманию сущности конкурентной стратегии: подход, известный как «конкурентные стратегии М. Портера», подход Ф. Котлера и «биологический» подход. Дана оценка перечисленных подходов с позиции применения в сфере услуг на примере услуг розничной торговли. Уточнено понятие конкурентной стратегии, а также представлены некоторые принципы управления конкурентоспособностью коммерческой организации, которые необходимо учитывать при разработке конкурентной стратегии. На основании процессного подхода предложена итерационная модель конкурентной стратегии, в которой представлено авторское видение структуры и основных типов решений, принимаемых в ходе разработки, адаптации и реализации конкурентной стратегии.
Ключевые слова: конкуренция; конкурентные преимущества; управление конкурентоспособностью организации; конкурентная стратегия; принципы управления конкурентоспособностью.
N. G. NOVIKOVA
Doctor habil. (Economics), Professor, Baikal State University of Economics and Law
THE PROCESS APPROACH TO COMPETITIVE STRATEGY IN THE SERVICE SECTOR (ON THE EXAMPLE OF RETAILING)
One of the problems related to management of competitiveness of the organizations operating in the service sector is poor methodological development of the issues of structure and content of the competitive strategy. The article reviews the most common approaches to understanding of the competitive strategy essence, namely, an approach known as «Porter's competitive strategies», Kotler's approach and the «biological» approach. The assessment of these approaches from the position of their application in the service sector on the example of retailing is provided. The notion of competitive strategy is clarified, and some of the principles of commercial organization competitiveness management, which are to be considered when devising a competitive strategy, are presented. On the basis of the process approach an iterative model of competitive strategy is proposed. The approach depicts the author's vision of the structure and main types of decisions taken when devising, adopting and implementing the competitive strategy.
Keywords: competition; competitive advantages; organization competitiveness management; competitive strategy; principles of competitiveness management.
Одной из первоочередных задач российской экономики является повышение конкурентоспособности, которая определяется конкурентоспособностью организаций, в том числе и функционирующих в сфере услуг. Общепризнанными в теории и практике проблемами управления конкурентоспособностью коммерческих организаций по прежне-© Н. Г. Новикова, 2014
му являются не только поиск, обоснование, разработка, но и адекватная перспективам изменения внешней и внутренней среды, оперативная адаптация конкурентной стратегии организации, а также и ее реализация. Одной из причин обозначенных проблем является слабая методологическая разработанность целого ряда вопросов теории управления кон-
курентоспособностью, в том числе и вопроса о сущности конкурентной стратегии.
Целью настоящей статьи является разработка модели конкурентной стратегии организации, функционирующей в сфере услуг на основании процессного подхода. При этом под процессным подходом мы понимаем подход, рассматривающий управление не только как комплекс непрерывных взаимосвязанных известных управленческий функций, но и как совокупность непрерывных взаимосвязанных бизнес-процессов в контексте их результатов.
Для достижения этой цели считаем необходимым решить следующие основные задачи:
1. Представить уточненные определения базовых понятий теории управления конкурентоспособностью, необходимые для исследования современных подходов к разработке конкурентной стратегии, таких как «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентное преимущество», «управление конкурентоспособностью».
2. Кратко рассмотреть понятия «стратегия» и «конкурентная стратегия».
3. Представить уточненные принципы управления конкурентоспособностью, актуальные для сферы услуг.
4. Кратко рассмотреть наиболее известные подходы к трактовке конкурентной стратегии и произвести их оценку с позиции применения в сфере услуг.
5. Предложить модель конкурентной стратегии.
Исследование и уточнение базовых определений теории управления конкурентоспособностью с позиции маркетингового подхода было проведено автором ранее [6]. В рамках данной статьи представляется целесообразным привести некоторые определения с тем, чтобы перейти к рассмотрению сущности понятия «конкурентная стратегия», по которому в специальной литературе имеются наиболее существенные разногласия.
Под маркетинговым подходом к конкуренции здесь и далее будем понимать подход, основанный на постфункциональном маркетинге, как философии и технологии ведения бизнеса, обеспечивающий рыночную ориентированность коммерческой организации, ее конкурентоспособность.
Следует отметить, что маркетинговый подход находится в рамках поведенческого (деятельностного) подхода к изучению кон-Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)
куренции, который наряду со структурным подходом составляет методологическую основу изучения современных конкурентных процессов. Известными сторонниками деятельностного подхода к изучению конкуренции среди зарубежных ученых являются Й. Шумпетер, Ф. Хайек, И. Кирцнер, М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен, среди отечественных — А. Ю. Юданов, Р. А. Фатхутди-нов, Ю. Б. Рубин, В. П. Горев и др. Вопросы эволюции взглядов на конкуренцию и формы конкурентной борьбы в контексте обозначенных двух методологических подходов к изучению конкуренции достаточно широко представлены в отечественной специальной литературе (см. напр.: [1, с. 17-35; 9]).
С позиции маркетингового подхода под конкуренцией предлагаем понимать соперничество за лояльность и деньги целевых потребителей.
Говоря о конкурентоспособности организации, следует отметить, что этот вопрос является слабо проработанным в экономической литературе. Специалисты, как правило, связывают конкурентоспособность организации с конкурентоспособностью ее продукции, игнорируя другие аспекты рыночной политики. Однако практика показывает, что подчас превосходные по сравнению с конкурентами виды продукции остаются невостребованными в силу того, что рыночная политика в целом не позволяет организации в полной мере создавать ценности, искомые ее целевыми потребителями, на требуемом уровне. Особенно это актуально для сферы услуг. С учетом изложенного под конкурентоспособностью организации мы предлагаем понимать ее способность функционировать в условиях соперничества, имея уровень прибыли не ниже среднерыночного значения, в определенном секторе экономики, на определенной территории, в определенный период времени на основе целесообразной, с позиции интересов целевого рынка и собственных возможностей, комбинации конкурентных преимуществ, формируемых за счет всех аспектов рыночной политики.
Здесь и далее конкурентное преимущество — превосходство коммерческой организации в области значимых (с позиции обеспечения лояльности) комбинации и уровня ценностей, искомых целевыми потребителями при условии среднерыночного уровня
затрат и/или превосходство в области затрат при условии обеспечения целевым потребителям искомых ценностей на среднерыночном уровне. В свою очередь, конкурентоспособность коммерческой организации — итерационный процесс, нацеленный на разработку согласованных стратегических, тактических и операционных решений принимаемых на основе анализа рыночных возможностей в рамках каждой итерации, позволяющий производить поиск, формирование, адаптацию, поддержание и реализацию конкурентной стратегии, обеспечивающей конкурентоспособность организации. Важным положением, следующим из представленных определений, является то, что объектом управления конкурентоспособностью организации выступает ее конкурентная стратегия.
Прежде чем исследовать подходы к трактовке конкурентной стратегии представляется целесообразным остановиться на рассмотрении сущности понятия «стратегия» и обозначить основные принципы разработки конкурентной стратегии.
П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд считают, что «когда необходимо дать определение стратегии, добиться общего согласия между профессионалами очень сложно. У теоретиков, экспертов и практиков точки зрения по этому поводу совершенно различные. Некоторые рассматривают стратегию как ретроспективный процесс, другие — как описательный, а третьи — как итеративный. Даже авторы учебников не смогли пока выработать единое определение, поэтому говорить об общем подходе к выработке хороших стратегий в настоящее время пока не приходится» [11, с. 103].
Определяя стратегию, Г. Минцберг предлагает рассматривать ее в пяти ипостасях: план, принцип, позиция, перспектива, прием [5, с. 16].
В рамках настоящей статьи при исследовании различных позиций по вопросу о сущности стратегии остановимся только на двух наиболее распространенных в специальной литературе позициях, которые и наложили свой отпечаток на подходы к разработке конкурентной стратегии. Одна группа авторов считает, что стратегия — это вектор, задающий направление движения, другая группа авторов настаивает на том, что это подробная карта местности, развернутый план действий.
В проведенном ранее исследовании [6] было уточнено, что конкурентная стратегия — система взаимосвязанных с текущей и перспективной ситуацией в рыночной среде и между собой стратегических, тактических, операционных решений, нацеленных на систематический поиск, формирование и поддержание целесообразной для целевого рынка комбинации и уровня внешних и внутренних конкурентных преимуществ, обеспечивающих конкурентоспособность организации. Данное положение определяет необходимость учета в процессе управления конкурентоспособностью (конкурентной стратегией) ряда принципов:
1. Принцип обеспечения рыночной ориентации, всех уровней принимаемых решений.
2. Принцип нацеленности на конкретные сегменты (сегмент — совокупность существующих и потенциальных потребителей, однородных с точки зрения комбинации и уровня искомых ценностей, значимых для выбора торговой сети и формирования лояльности).
3. Принцип формирования стратегии позиционирования на основании значимой комбинации и уровня искомых ценностей для потребителей целевого рынка.
4. Принцип адекватного стратегии позиционирования выбора структуры рыночной политики, осуществление которой позволит обеспечить реализацию стратегии в целом.
5. Принцип экономической обоснованности решений по каждому элементу рыночной политики, по каждой программе действий с целью отыскания приемлемого компромисса между внутренними и внешними конкурентными преимуществами.
6. Принцип интеграции всех уровней решений.
7. Принцип соответствия имеющихся ресурсов принимаемым решениям.
8. Принцип ясности принятых решений для всех сотрудников, привлекаемых к их реализации.
От соблюдения принципов 1, 6, 7, 8 при прочих равных условиях зависит реализация конкурентной стратегии, в том числе и за счет ее адаптивности к изменениям рыночной среды. Реализация принципа 2 применительно к сектору услуг розничной торговли предполагает необходимость такого выбора сегментов в качестве целевых, который позволит разработать и реализовать непротиворечи-
Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)
вую стратегию позиционирования торговой сети в целом. Реализация принципа 3 для торговой сети, работающей в нескольких форматах, на нескольких сегментах предполагает необходимость разработки стратегии позиционирования для каждого сегмента и формата.
Вопрос о сущности конкурентной стратегии представлен весьма противоречивыми позициями известных ученых. Это определяет необходимость его рассмотрения.
Исследование специальной литературы по данному вопросу позволило сделать вывод о том, что наиболее часто встречаются 3 подхода к определению конкурентной стратегии, условно они могут быть обозначены: «конкурентные стратегии М. Портера», подход Ф. Котлера, «биологический подход». Для пояснения нашей позиции рассмотрим кратко каждый из обозначенных подходов. Произведем оценку возможности их применения в сфере услуг, в частности в сфере услуг розничной торговли, с позиции предложенных принципов.
В соответствии с подходом, известным в специальной литературе как «конкурентные стратегии М. Портера», называются 3 возможные стратегии: лидерство по издержкам, лидерство в уникальности, лидерство в фокусировании на сегменте [2, с. 134-139]. Интересно отметить, что М. Портер не называл эти стратегии конкурентными, а трактовал их как генерические (позиционные) стратегии, характеризующие позицию в отрасли [8], так как понимал подход к разработке конкурентной стратегии шире, чем просто определение позиции в отрасли. Рассматривая подход к разработке конкурентной стратегии, он предлагал учитывать 2 основных момента: структуру отрасли, представленную по его мнению пятью силами, влияющими на конкурентную позицию компании (прямые конкуренты, потенциальные конкуренты, субституты, поставщики и покупатели), и позицию в отрасли, которая зависит от типа конкурентного преимущества (низкие издержки, дифференциация, фокусирование на сегменте) [Там же]. При этом М. Портер считал, что каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора конкурентной стратегии. Так, фирма в очень прибыльной отрасли может не получить большой прибыли, если неправильно выбирает позицию в отрасли [Там же, с. 52].
Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)
Одной из причин того, что его позиционные стратегии больше известны как конкурентные, по нашему мнению, является то, что каждая из них основана на одном из трех возможных преобладающих типах конкурентного преимущества: лидерство по издержкам, лидерство в дифференциации продукции, лидерство в фокусировании на сегменте. На рис. 1 показаны известные форматы розничной торговли в системе координат матрицы позиционных стратегий М. Портера, разработанной им в [8], где на самом деле выделено не 3, а 4 возможные позиционные стратегии компании.
Сфера конкуренции Широкая цель (весь рынок) ^
Лидерство по издержкам (магазины массовых товаров, в том числе супермаркеты) Лидерство по дифференциации продукции (специализированные гиганты)
Узкая цель (сегмент) Сосредоточение на издержках (дискаунтеры) Лидерство в фокусировании на сегменте (специализированные магазины товаров особого спроса, например «Тиффани»)
Меньшие Дифференциация
издержки ..
Конкурентное
преимущество Рис. 1. Форматы розничной торговли в системе координат позиционных стратегий М. Портера
Рассмотрение подхода к разработке конкурентной стратегии, выделяющего 3 типа «конкурентных стратегий», позволяет сделать следующие выводы: данный подход трактует стратегию только как вектор, определяющий направление достижения цели и не позволяет получить представление о необходимых шагах для реализации и трансформации такой конкурентной стратегии; значительно упрощает видение конкурентной стратегии с позиций М. Портера; не позволяет получить ответ на вопрос о том как должны конкурировать между собой, например, супермаркеты, дискаунтеры, в то время как конкуренция между ними в рамках одной сбытовой зоны бывает весьма сильной и они нуждаются в действенной и гибкой конкурентной стратегии (см. рис. 1).
Кроме того, утверждая в ранних работах, что между выявленными им основными типами конкурентных преимуществ лежит встроенное противоречие, в более поздних работах М. Портер в большей степени придерживался концепции допустимых компромиссов между ними и, соответственно, компромиссов между видами деятельности компании, при помощи которых конкурентная стратегия может быть реализована [7]. Таким образом М. Портер видит конкурентную стратегию скорее не как направление движения к цели, а как взаимосвязанный комплекс стратегических, тактических и операционных решений и действий, в том числе компромиссных. Применительно к услугам розничной торговли компромиссные решения могут приниматься при развитии форматов розничной торговли. В настоящее время границы между известными форматами размываются. Трудно четко определить, что такое супермаркет, дискаунтер, хотя для последнего существуют определенные экономически обоснованные характеристики размера торговой площади, количества позиций торгового ассортимента, местоположения, выкладки товаров, отношения к рекламе и ряд других. Примером размытости форматов и компромиссов в плане комплекса действий, при помощи которых реализуется конкурентная стратегия, может служить известная и весьма успешная сеть дискаунтеров Netto.
Еще одним широко известным подходом к описанию конкурентной стратегии в современной отечественной литературе, в том числе и учебной, получил подход, изложенный Ф. Котлером [4]. В своих работах он рассматривает стратегию скорее как вектор, нежели как развернутый план действий, и называет предложенные им стратегии маркетинговыми, отражающими лучшие традиции современной маркетинговой философии. Однако поскольку все они имеют непосредственное отношение к конкурентной позиции компаний (лидеров, претендентов на лидерство, последователей и обитателей рыночных ниш) и обусловленной ею стратегии конкурентной борьбы, то во многих источниках отечественной специальной литературы они трактуются как конкурентные стратегии. Ф. Котлер говорит о маркетинговых (конкурентных) стратегиях в
контексте стратегии роста компании за счет расширения рынка или его доли, планомерного сокращения, удержания позиций и т. п. При этом он предлагает ориентироваться на единственный показатель «доля рынка». В соответствии с данным подходом компаниям в зависимости от занимаемой доли рынка следует выбирать рекомендуемую Ф. Кот-лером маркетинговую (конкурентную) стратегию и на основании действий и целей для каждого типа стратегий судить о том, какие цели могут быть в принципе рациональны, а какие нет.
К числу ограничений применения предложенного подхода в сфере услуг, в частности услуг розничной торговли, можно отнести следующие моменты:
1. Упрощенность подхода к определению позиции компании, когда рассматривается единственный показатель «доля рынка». При этом из контекста следует, что компания, имеющая максимальную долю рынка, обладает большими ресурсами и может позволить себе такие методы его удержания и расширения, которые не могут позволить себе конкуренты. Однако практика развития компаний последних 40 лет показала, что наличие высокой доли рынка еще не означает достаточности необходимых ресурсов для реализации тех действий в борьбе с конкурентами, которые предусмотрены в работах Ф. Котлера. Это связано с наличием зон бесприбыльности. Исследования, проведенные А. Сливотски и Д. Моррисоном [10], показали, что многие известные компании, имеющие высокую долю рынка, не имели или почти не имели прибыли и сдавали свои конкурентные позиции на определенный временной период. Применительно к торговле показательно в этом плане известное противоборство американских торговых сетей Кта^ и Wal-Mart. Кроме того, исследования ученых в области определения позиции компании на рынке доказывают, что она зависит не только от доли рынка, но и от таких факторов, как избранная ею позиционная стратегия по М. Портеру, либо избранная ею стратегическая модель (продажа массовых товаров с низкой наценкой и высокой скоростью оборота или продажа специализированных товаров с высокой наценкой и низкой скоростью оборота), а также то, обладает компания лояльностью Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)
своих целевых потребителей или нет, каковы тенденции изменения этой лояльности.
2. Необходимость весьма серьезных дополнительных разработок в области установления типа принимаемых решений, характера их взаимосвязи между собой и внешней средой, определения комплекса необходимых действий для реализации выбранной конкурентной стратегии, а главное — способа определения момента ее необходимой адаптации к изменениям.
3. Невозможность получить представление о конкурентной стратегии, даже в виде вектора, определяющего направление действий для предприятий сферы услуг, главным направлением поведения которых Ф. Котлер считает различного рода специализацию [4]. Например, рынок услуг розничной торговли для конкретных торговых точек всегда локален, привязан к определенной сбытовой зоне. Все они в какой-то мере обитатели ниш, поскольку даже торговые сети адаптируют позиционирование и многие решения рыночной политики под особенности конкретной торговой территории. Однако стратегические модели, которых они придерживаются, могут быть принципиально разными: высокая скорость оборота — низкая наценка/низкая скорость оборота — высокая наценка. Очевидно, что говорить о специализации можно только в последнем случае. Разработка Ф. Котлера, судя по приводимым им примерам, может быть в определенной мере полезна для предприятий производителей товаров массового производства, для которых привязка к конкретной сбытовой зоне не имеет такого важного значения, как для предприятий сферы услуг, в частности услуг розничной торговли.
Еще одним подходом к понимаю сущности конкурентной стратегии является так называемый «биологический подход», в рамках которого по аналогии со стратегическим поведением биологических видов Х. Фризе-винкелем были выделены типы конкурентного поведения фирм.
Этот подход определил названия конкурентных стратегий или поведения фирм: вио-лентное патиентное, эксплерентное. В дальнейшем биологический подход получил свое развитие в работах А. Ю. Юданова [13], который ввел еще один тип конкурентного Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)
поведения — коммутантное. В результате в специальной отечественной литературе с незначительными разночтениями описывается 4 типа конкурентных стратегий: виолентная (силовая) конкурентная стратегия, целесообразная для крупных компаний, функционирующих в сфере массового производства; патиентная (терпеливая, выносливая) конкурентная стратегия, заключающаяся в приспособлении к сегментам (нишам), на основе специализации; эксплерентная (пионерская) конкурентная стратегия, состоящая в ориентации на новые продукты и захват на их основе части рынка; коммутантная (приспосабливающаяся) конкурентная стратегия, ориентирующая на приспособление к запросам местного рынка и захвату ниш, не занятых виолентами и патиентами. Более подробное описание истории формирования и сущности «биологического подхода» приведено в статье А. Трачука [12]. Признавая, что рассмотренный подход схематично описывает целесообразные модели поведения в конкурентной среде в зависимости от типа конкурента, следует отметить, что он так же, как и подход Ф. Котлера, в незначительной степени соответствует принципам управления конкурентоспособностью, а поэтому не позволяет разрабатывать, адаптировать и реализовывать конкурентную стратегию для предприятий и организаций, функционирующих в сфере услуг.
На основании исследования многочисленных подходов и принципов управления конкурентоспособностью коммерческой организации, а также уточнения определения понятия «конкурентная стратегия» нами был сформулирован и предложен процессный подход к представлению структуры конкурентной стратегии. Ранее нами была разработана модель управления конкурентоспособностью коммерческой организации [6]. Учитывая, что объектом такого управления является конкурентная стратегия, данная модель, после некоторых доработок с учетом результатов проведенного анализа подходов к конкурентной стратегии, может отражать структуру конкурентной стратегии, будучи зафиксированной на некоторый плановый период, размер которого в каждом случае определяется индивидуально с учетом конкурентных условий функционирования организации (рис. 2).
Рис. 2. Модель конкурентной стратегии
Двойная стрелка в модели (см. рис. 2) указывает на связь с рыночной средой всех решений и действий, а двухсторонние стрелки 1, 2, и 3 отражают итерационный характер принятия решений каждого уровня и модели в целом. Эти связи обеспечивают адаптивность текущей конкурентной стратегии, возможность быстрой реакции на рыночные изменения, что позволяет говорить о процессном подходе к конкурентной стратегии. При этом адаптации в текущем режиме в первую очередь могут подвергаться решения в отношении программ действий по реализации рыночной политики и в какой-то мере частично и сама рыночная политика. Таким образом предложенный подход обеспечивает возможность обучения.
К достоинствам предложенной модели конкурентной стратегии можно отнести то, что:
- модель непосредственно связана с процессом управления организацией, ее структура представлена тремя уровнями решений, необходимыми для формирования, адаптации и реализации конкурентной стратегии;
— в модели обозначены основные типы вопросов, по которым необходимо принимать решения, а также взаимосвязь между решени-
ями разных уровней. Характер взаимосвязей указывает на то, что итерационный характер модели, каждое решение высшего уровня сопоставляется с возможностью его реализации как с позиций возможностей самой организации, так и с позиций текущей/перспективной ситуации в рыночной среде;
- модель служит не только реализации целей организации, но и позволяет трансформировать эти цели в зависимости от конкретных рыночных возможностей, в том числе и цели развития.
Следовательно, ориентация на уточненное определение понятия «конкурентная стратегия», представленные в статье основные принципы управления конкурентоспособностью коммерческой организации, а также модель конкурентной стратегии, разработанная на основе анализа существующих подходов к конкурентной стратегии, позволяют формировать и реализовывать адаптивную конкурентную стратегию для организаций, функционирующих в сфере услуг. Предложенная модель конкурентной стратегии основана на процессном подходе к управлению конкурентоспособностью организации, функционирующей в сфере услуг.
Список использованной литературы
1. Горев В. П. Экономика России в системе международных конкурентных отношений / В. П. Горев. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 161 с.
2. Кент Т. Розничная торговля : учеб. / Т. Кент, О. Омар. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 756 с.
3. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирцнер. — М. : Юнити-Дана, 2001. — 239 с.
Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)
4. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. — 9-е изд. — СПб. : Питер, 1998. — 887 с.
5. Минцберг Г. Школы стратегий. Стратегическое Сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. — СПб. : Питер, 2000. — 356 с.
6. Новикова Н. Г. Управление конкурентоспособностью коммерческой организации: маркетинговый подход : учеб. пособие / Н. Г. Новикова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 177 с.
7. Портер М. Конкуренция. Обновленное и расширенное издание / М. Портер. — М. : Вильямс, 2010. — 592 с.
8. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. — М. : Международные отношения, 1993. — 896 с.
9. Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции / Ю. Б. Рубин // Современная конкуренция. — 2010. — № 3 (21). — С. 38-65.
10. Сливотски А. Маркетинг со скоростью мысли / А. Сливотски, Д. Моррисон. — М. : ЭКСМО, 2002. — 448 с.
11. Смит П. Коммуникации стратегического маркетинга: учеб. пособие / П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 415 с.
12. Трачук А. Инновационная стратегия компании / А. Трачук // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 9. — С. 75-83.
13. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика / А. Ю. Юданов. — М. : Акалис, 1996. — 272 с.
References
1. Gorev V. P. Ekonomika Rossii v sisteme mezhdunarodnykh konkurentnykh otnoshenii [Russian economy in international competitive relations]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 161 p.
2. Kent T., Omar O. Roznichnaya torgovlya [Retailing]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2012. 756 p.
3. Kirzner I. M. Competiton and Entrepreneurship. University of Chicago Press, 1973. 256 p. (Russ. ed.: Kirtsner I. Konkurentsiya i predprinimatelstvo. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2001. 239 p.).
4. Kotler F. Marketing. Menedzhment. Analiz, planirovanie, vnedrenie, kontrol [Marketing. Management. Analysis, planning, implementation, monitoring]. 9th ed. Saint Peretsburg, Piter Publ., 1998. 887 p.
5. Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Strategy Safari: A Guided Tour Through The Wilds of Strategic Management. The Free Press, 1998. 406 p. (Russ. ed.: Mintsberg G., Alstrend B., Lempel Dzh. Shkoly strategii. Strategicheskoe Safari: ekskursiya po debryam strategii menedzhmenta. Saint Peretsburg, Piter Publ., 2000. 356 p.).
6. Novikova N. G. Upravlenie konkurentosposobnostyu kommercheskoi organizatsii: marketingovyi podkhod [Managing the competitiveness of the commercial organization: a marketing approach]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 177 p.
7. Porter M. E. On Competition. Updated & Expanded Edition. Harvard Business Review Press, 2008. 576 p. (Russ. ed.: Porter M. Konkurentsiya, obnovlennoe i rasshirennoe izdanie. Moscow, Viliyams Publ., 2010. 592 p.).
8. Porter M. E. Competitive Advantage of Nations. New York, Free Press, 1990. 855 p. (Russ. ed.: Porter M. Me-zhdunarodnaya konkurentsiya. Moscow, International Relations Publ., 1993. 896 p.).
9. Rubin Yu. B. Disputable issues of the modern theory of competition. Sovremennaya konkurentsiya — Modern Competition, 2010, no. 3 (21), pp. 38-65 (in Russian).
10. Slivotski A., Morrison D. Marketing so skorostyu mysli [Marketing at the speed of thought]. Moscow, EKSMO Publ., 2002. 448 p.
11. Smith P., Berry C., Pulfoid A. Strategic marketing communications: new ways to build and integrate communications. London, Kogan Page Publishers, 1997. 320 p. (Russ. ed.: Smit P., Berri K., Pulford A. Kommunikatsii strate-gicheskogo marketinga. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2001. 415 p.).
12. Trachuk A. The Company Innovation Strategy. Problemy teorii i praktiki upravleniya — Problems of theory and practice of management, 2013, no. 9, pp. 75-83 (in Russian).
13. Yudanov A. Yu. Konkurentsiya: teoriya i praktika [Competition: Theory and Practice]. Moscow, Akalis Publ., 1996. 272 p.
Информация об авторе
Новикова Надежда Григорьевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра логистики и коммерции, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Novikova Nadezhda Grigorievna — Doctor habil. (Economics), Professor, Chair of Logistics and Commerce, Baikal State university of Economics and Law, 11 Lenina St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].
Известия ИГЭА 2014. М 2 (94)