Научная статья на тему 'Теоретические подходы к сущности педагогической толерантности как профессионально важного качества педагога'

Теоретические подходы к сущности педагогической толерантности как профессионально важного качества педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / Z. P / TOLERANT MENTALITY / TOLERANCE / PEDAGOGICAL TOLERANCE / PEDAGOGICAL INTERACTION / THE PERSONALITY OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Ж. П.

Статья посвящена теоретическим положениям о сущности педагогической толерантности как профессиональному качеству педагога и условию обеспечения толерантных отношений в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical tolerance as professionally important quality of the teacher of comprehensive and higher school

The article is devoted to the theoretical proposition on the essence of pedagogical tolerance as a professional quality of the teacher and conditions of providing tolerant relations in the educational proces

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к сущности педагогической толерантности как профессионально важного качества педагога»

принципах необходимо строить воспитательное воздействие семьи и школы - единомышленников и соратников в современном воспитательном процессе.

The article is devoted (dedicated) to consideration of one of the terms of creative abilities forming at lagging students. It is a matter of organization of pedagogical and family groups forming on the base of humanitarian standards. The tasts are determined in the article, settling of which leads to the successful creative abilities forming at the given category of children. The key words: creative abilities, family and school cooperation, lagging students, educational process, self-realization.

Об авторе

Ильбулова Г. В.- учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №5, г. Сургут.

УДК-32.037

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Ж. П. Лазарева

Статья посвящена теоретическим положениям о сущности педагогической толерантности как профессиональному качеству педагога и условию обеспечения толерантных отношений в образовательном процессе. Ключевые слова: толерантная ментальность, толерантность, педагогическая толерантность, педагогическое взаимодействие, личность педагога.

Воспитание личности, обладающей толерантной ментальностью, становится одной из важнейших педагогических проблем. А в связи с реализацией Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2005г.)» исследования проблем толерантности значительно активизировались. Однако просматривается противоречие между необходимостью организации толерантного педагогического взаимодействия, как условия профессионально педагогической подготовки будущих учителей в высшей школе, и недостаточной разработанностью теории и методики формирования педагогической толерантности как профессионально важного качества педагога общеобразовательной и высшей школы.

Мы подходим к толерантности как к ценностному интегративному качеству личности, отражающему ее отношение к миру в целом, предметам, явлениям, к другим людям, их взглядам, к самому себе и «позволяющему индивиду разрешать проблемные ситуации во взаимодействии со средой, сохраняя психологическую устойчивость и адаптивность» [1]. Особое значение приобретает педагогическая толерантность как профессионально важное качество, определяющее нравственный и деловой уровень отношений между участниками образовательного процесса толерантного качества.

Известно, что организация педагогического взаимодействия на толерантной основе способствует гуманизации межличностных отношений, оптимизирует учебно-воспитательный процесс, решает проблемы личностного и профессионального самоопределения и развития студентов, у которых формируется толерантная культура - основа успеха в педагогической деятельности.

Поэтому на этапе вузовской подготовки учителя становится актуальным создание специальных организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое качество педагогического взаимодействия, которое предусматривает эмоциональную устойчивость, доверие, взаимопринятие, взаимопонимание и сотрудничество в образовательном процессе [1].

Толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как средство достижения поставленных воспитательных и образовательных задач, с другой - как одна из целей процесса воспитания

Толерантность играет двойную роль в структуре общения людей: она через эмоциональную составляющую характеризует процесс общения изнутри и объективно отражает взаимоотношения субъектов через комплекс поведенческих реакций на основе рационального постижения отношений субъектов. Значит, проблема взаимодействий лежит в области межличностных отношений. В.Н. Мясищевым разработана концепция отношений личности, под которой понимается «совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическое ядро личности есть индивидуально-целостная система субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения» [3].

Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах:

12

Вестник Брянского госуниверситета. №1 (2012)

- безразличие;

- уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать;

- снисхождение к слабости других, сочетающиеся с некоторой долей презрения к ним;

- расширение собственного опыта и критический диалог [2].

В философии выделяют пять уровней толерантности:

• цивилизационный,

• межгосударственный,

• этнический,

• социальный,

• индивидуальный.

Толерантность цивилизационная подразумевает ненасилие в контактах различных культурных миров. Поэтому цивилизационное измерение толерантности, в качестве наиболее общего уровня ее существования, является условием творческого развития «культуры мира» в современности.

Толерантность в международных отношениях является условием сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической или религиозной принадлежности их населения и пр.

Этническая толерантность есть основное средство достижения гармонии национальных отношений в многонациональных обществах, потому что основывается на признании того факта, что под различиями скрыто существенное сходство.

Социальная толерантность, определяется как ненасильственное, уважительное отношение между различными социальными группами, является гарантом гармоничных отношений в обществе. Она направлена на равновесие в обществе и признает право на объединение людей для защиты своих прав и интересов. В социально-направленном обществе создаются условия для формирования толерантного поведения личности, ее ответственности.

На индивидуальном уровне толерантность является нормой поведения ответственной личности. Это уровень готовности к взаимопониманию и понимание другого на основе общечеловеческих ценностей, а также признание за ним права на существование, уровень критического диалога и расширение собственного опыта на основе критического осмысления [4].

Для констатирующего эксперимента мы составили таблицу - опросник для будущих учителей иностранного языка. Студентам было предложено внимательно прочитать информацию, данную в таблице и, ориентируясь на свои качества, выставить балл, которым можно оценить их проявление в рамках каждого показателя.

Таблица 2

Оценка психологических показателей и критериев для самоопределения типа субъекта

толерантного педагогического общения в себе студентами - будущими _учителями (50 участников опроса)_

Показатели для выделениятипа субъекта общения Критерии выделения типа субъекта педагогического общения

субъект толерантного общения с детьми, родителями, коллегами Баллы

1. Направленность, установки, ценностные ориентации, отношения Направленность деятельности на созидание в сотрудничестве с детьми, родителями, коллегами. Установки на признание ценности себя и другого, его права быть другим, доверие к себе, к людям. Ценностные ориентации глубокие, дифференцированные, осознаваемые, позитивно направленные за заботу о людях и себе как члену сообщества. Отношения с людьми субъект - субъектные, демократические, направленные на взаимодействие на основе диалога и взаимозаботы.

2. Мотивационно - потребностная сфера Внутренняя мотивация поддержания уникальности, ценности другого, удовлетворенность собственными социальными потребностями, содействие в удовлетворении социальных потребностей другого

3. Эмоционально-волевые характеристики Эмоциональная стабильность, включенность, близость, личностная направленность эмоционального резонанса, преобладание позитивно окрашенных эмоций, высокий самоконтроль

4. Социальные способности Высоко развитые способности к пониманию другого, к эмпатии, к психологической проницательности, к сензитивности и наблюдательности, к использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке значимости и прогнозированию событий

5.Социально-психологические свойства личности, следование социокультурным нормы Решительность, уверенность в отстаивании гуманистических идей, общительность, инициативность, децентрация, открытость, заботливость об участниках толерантного общения, раскрепощенность, уверенность в преобладании добра в людях, правдивость, внимательность и интерес к мнению других. Следование моральным и нравственно-этическим нормам

6. Умения и навыки владения техникой общения, стратегией взаимодействия Наличие умений аргументировать свои предложения, поддерживать контакт, выбирать адекватную форму сообщений, опираться на обратную связь, соответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистанции; использование разъяснений в диалоге, сотрудничающая, альтруистическая, поддерживающая инициативу стратегии

7. Роль, статус Следование ролевым ожиданиям, выбираемый, находится ближе к "центру" группы

Преобразовательная активность в жизнедеятельности

а/ направленность на себя и к другим

б/ интенсивность Различная, зависящая от смысла и цели деятельности

в/ качественные характеристики деятельности Персонификация, адаптация, развитие, созидание, сотворение

Результаты данного опроса показывают, что опрашиваемые будущие учителя заинтересовались информацией, предлагаемой в таблице, внимательно с интересом, с просьбой уточнить суть понятий вчитывались 40 % студентов (22 человек), остальные 28 человек заполняли опросник без эмоций, не проявляя особого интереса, сделали это быстрее тех, кто заинтересовался и проецировал приводимые качества на себя. При этом эти 40% отвечавших были правдивее и самокритичнее. Остальные выискивали положительное и завышали себе баллы.

Приведенная таблица - ориентир для саморефлексии как работающих педагогов так и готовящихся к выполнению педагогичекой деятельности. Использование нами в эксперименте данных показателей и критериев происходило как для диагностики уровня толерантности студентов, так и для воспитания толерантных качеств через осознание участниками эксперимента их сути и важности, принятие для формирования у себя и применении их в жизнедеятельности.

Однако проблемы формирования толерантности студентов и организации толерантного взаимодействия в связи со специфическими задачами вузовской подготовки требуют научного обоснования и практически выверенного решения. И в первую очередь на основе глубокого постижения сущности психологического содержания педагогической толерантности как профессионально важного качества педагога.

The article is devoted to the theoretical proposition on the essence of pedagogical tolerance as a professional quality of the teacher and conditions of providing tolerant relations in the educational process.

The key words: tolerant mentality, tolerance, pedagogical tolerance, pedagogical interaction, the personality of the teacher.

Список литературы

1. Асейкина, Л. С. Организация толерантного педагогического взаимодействия на этапе довузовской подготовки иностранных студентов. Автореферат диссертации канд. пед. наук. Майкоп 2006. 26 с.

2. Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. №3-4, с.14-18.

3. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1960. С. 110-125.

4. Нурлигаянова, О. Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя. Диссертация кандидат психологических наук. -Ярославль . 2006. 188 с.

Об авторе

Лазарева Ж.П. - преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.