ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК: 37.036.5
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЕЙНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У
НЕУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ
Г.В. Ильбулова
Статья посвящена рассмотрению одного из условий формирования творческих способностей у неуспевающих учащихся. Речь идет об организации сотрудничества педагогического и семейного коллективов на основе гуманистических норм. В статье определены задачи, разрешение которых ведет к успешному формированию творческих способностей у данной категории детей.
Ключевые слова: творческие способности, сотрудничество семьи и школы, неуспевающие учащиеся, воспитательный процесс, самореализация.
Общепризнано, что решающую роль в формировании личности ребенка и развитии его способностей играет семья, традиционно считающаяся наиважнейшим и первостепенным институтом воспитания подрастающего поколения. Социально-психологическое благополучие, успешная самореализация человека во многом обусловлены влиянием семьи, обеспечивающей полноценное включение ребенка во внешний мир и социальное взаимодействие.
Эффективное сотрудничество семьи и школы благотворно влияет на формирующуюся личность ребенка, поскольку комплексное воздействие всех субъектов воспитания на личность воспитанника обеспечивает более быстрое и результативное достижение цели воспитания.
Одна из целей нашего формирующегося эксперимента состояла в обеспечении сотрудничества школы и семьи по формированию творческих способностей у неуспевающих детей. Реализации поставленной цели служили следующие задачи:
- повышение педагогической компетентности родителей;
- выработка единых подходов к осмыслению целей, задач, методов и средств формирования творческих способностей у детей;
- разработка системы педагогического обеспечения родителями процесса формирования творческих способностей у неуспевающих детей в условиях семейного воспитания.
Постановка первой из задач была продиктована необходимостью повышения уровня педагогической компетентности родителей по проблеме психологической поддержки и коррекции неуспевающих школьников. Уже на этапе проведения диагностического эксперимента, в ходе личных бесед с родителями мы обнаружили, что подавляющее большинство родителей испытывают серьезные трудности в воспитании своего ребенка, прежде всего, из-за своей педагогической беспомощности: многие из них осуществляли воспитание детей, полагаясь на интуицию, а не на знание особенностей воспитательного процесса. Этим в значительной мере и объясняется характер педагогической запущенности исследуемых нами детей. Стремясь повысить уровень педагогической компетентности родителей, мы организовали для них специальный педагогический лекторий, имеющий целью расширение знаний родителей о психолого-педагогических проблемах воспитания детей, испытывающих затруднения в плане школьной адаптации, и о методах коррекционной работы с указанной категорией детей. Педагогический лекторий работал в течение учебного года, и на обсуждение были вынесены следующие проблемы:
□ Роль творческих способностей в самореализации личности.
□ Виды творческой деятельности ребенка. Проблема выбора, целеполагания, определения путей и перспектив развития.
□ Творческий подход к организации досуга детей.
□ Воспитательная трудотерапия и творческое развитие ребенка.
□ Формирование коммуникативно-творческой активности учащихся.
□ Пути и способы повышения авторитета ребенка в семье.
□ Ваш умный и талантливый ребенок.
В процессе реализации следующей из задач следовало объединить воспитательные усилия и выработать единую стратегию и тактику педагогических воздействий на формирующуюся творческую личность ребенка; определить единые подходы к формированию творческих способностей ребенка. В ходе сотрудничества нами было принято решение придерживаться единых требований к школьнику, состоящих в регламентации его режима дня, организации досугового времени с ориентацией на специфику детских творческих интересов: совместное чтение специальных книг, просмотр документальных
10
Вестник Брянского госуниверситета. №1 (2012)
фильмов и телепередач с последующим их обсуждением, совместное посещение творческих выставок, картинных галерей, театров, музеев; организация встреч с интересными людьми (музыкантами, художниками, артистами, писателями, народными умельцами и т.д.).
Третья задача состояла в разработке системы педагогического обеспечения родителями процесса формирования творческих способностей у неуспевающих детей в условиях семьи. Здесь речь шла о важности просветительской деятельности родителей по расширению и углублению познавательного кругозора своего ребенка в области той творческой деятельности, которую они осваивают (сбор и передача интересной информации; ознакомление с наиболее оптимальными методами и технологиями осуществления творческой деятельности с последующим их применением на практике; постижение секретов повышения творческого мастерства).
Сюда же следует отнести и необходимость обеспечения положительного эмоционального фона общения, предполагающее создание особой воспитательной среды, стимулирующей процесс творческого формирования личности. В свете этой задачи родителям следует заботиться об укреплении дружеских связей своего ребенка со сверстниками на основе их творческих интересов (приглашение в гости по выходным дням; организация совместных экскурсий, выездов на природу и т.п.). Необходимо стимулировать интересы ребенка, его хобби, связанные с характером творческой деятельности (к примеру, ребенок, занимающийся в художественной школе, коллекционирует открытки с репродукциями картин известных художников либо тематических картин, допустим, с изображением пейзажей, портретов и т.п.). Родителям следует демонстрировать явный интерес к хобби ребенка (устраивать совместный просмотр его коллекций с обсуждением достоинств отдельных экспонатов; интересоваться последними пополнениями коллекции; вносить свой вклад в пополнение данной коллекции и т.д.).
Также мы рекомендовали родителям создать «портфолио» своего ребенка, в котором необходимо будет хранить любые его творческие работы (удачные рисунки, аппликации, фотографии, поделки и т.п.). Некоторые из родителей создали своего рода «домашний музей», под который в квартире выделено место под выставку успешных работ своего ребенка (модель корабля, самолета, поделки из глины, пластилина, дерева и многое другое). Следовало также вести «паспорт творческих достижений», куда необходимо было записывать любые личные победы подростка во всевозможных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах (вплоть до фиксирования простого участия). При этом, если нет возможности сохранить собранную коллекцию на будущее, желательно все же хотя бы сфотографировать ее либо записать на видеопленку, чтобы, став взрослым, подросток смог оценить как результаты своего детского творчества, так и всю меру родительской заботы и внимания.
Особую роль в установлении доверительных отношений с ребенком играет изменение привычного стиля межличностного взаимодействия с преимущественно конфликтно-антагонистического («проработка» ребенка, чтение нотаций, применение наказаний и т.д.) на перцептивно-эмпатический (помощь и поддержка, доброжелательность и терпимость, выдержка и спокойствие). Этот момент мы посчитали особенно важным, ибо в процессе воспитательной работы с неуспевающими подростками было установлено, что подавляющее большинство последних живет в состоянии постоянного психологического давления со стороны родителей, испытывая чувство страха, потерянности, ощущения собственной никчемности и ненужности родителям. «Они меня не любят!» - в этом коренится причина эмоциональной подавленности и душевного дискомфорта неуспевающего подростка. Причем в ситуации психотравматического стресса находится не только сам ребенок, но и его родители, особенно матери, имеющие, по сравнению с отцами, серьезные проблемы при самоконтроле негативных эмоций по отношению к детям. Глубокий пессимизм относительно будущего своего ребенка также в большей степени характерен именно для матерей, и со временем этот стресс может перерасти в устойчивую депрессию. На фоне постоянного раздражения, повышенной тревожности, разочарования и ощущения собственного бессилия и педагогической несостоятельности матери неуспевающих детей весьма редко проявляют к ребенку позитивные чувства, и наиболее типичными их поведенческими реакциями являются контроль, наказание и игнорирование. А ведь коррекция развития неуспевающих детей напрямую зависит не только от действий педагога, но и от грамотного родительского (в первую очередь материнского) поведения, ориентированного на эмоциональное принятие ребенка, любовно-сострадательное сопереживание и сочувствие. Правильная поведенческая стратегия родителей в данном случае предполагает обеспечение максимально комфортной среды жизне-обитания учащегося в семье, способной благотворно повлиять на процесс формирования творческих способностей у неуспевающих детей, актуализировать для них ситуацию «жизненного успеха».
Таким образом, плодотворное сотрудничество семьи и школы обеспечивает достижение высоких результатов, если сопровождается опорой на гуманистические нормы и принципы. Основа гуманизма - это, прежде всего, человеколюбие. Педоцентризм и педагогический оптимизм - на этих
принципах необходимо строить воспитательное воздействие семьи и школы - единомышленников и соратников в современном воспитательном процессе.
The article is devoted (dedicated) to consideration of one of the terms of creative abilities forming at lagging students. It is a matter of organization of pedagogical and family groups forming on the base of humanitarian standards. The tasts are determined in the article, settling of which leads to the successful creative abilities forming at the given category of children. The key words: creative abilities, family and school cooperation, lagging students, educational process, self-realization.
Об авторе
Ильбулова Г. В.- учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №5, г. Сургут.
УДК-32.037
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
Ж. П. Лазарева
Статья посвящена теоретическим положениям о сущности педагогической толерантности как профессиональному качеству педагога и условию обеспечения толерантных отношений в образовательном процессе. Ключевые слова: толерантная ментальность, толерантность, педагогическая толерантность, педагогическое взаимодействие, личность педагога.
Воспитание личности, обладающей толерантной ментальностью, становится одной из важнейших педагогических проблем. А в связи с реализацией Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2005г.)» исследования проблем толерантности значительно активизировались. Однако просматривается противоречие между необходимостью организации толерантного педагогического взаимодействия, как условия профессионально педагогической подготовки будущих учителей в высшей школе, и недостаточной разработанностью теории и методики формирования педагогической толерантности как профессионально важного качества педагога общеобразовательной и высшей школы.
Мы подходим к толерантности как к ценностному интегративному качеству личности, отражающему ее отношение к миру в целом, предметам, явлениям, к другим людям, их взглядам, к самому себе и «позволяющему индивиду разрешать проблемные ситуации во взаимодействии со средой, сохраняя психологическую устойчивость и адаптивность» [1]. Особое значение приобретает педагогическая толерантность как профессионально важное качество, определяющее нравственный и деловой уровень отношений между участниками образовательного процесса толерантного качества.
Известно, что организация педагогического взаимодействия на толерантной основе способствует гуманизации межличностных отношений, оптимизирует учебно-воспитательный процесс, решает проблемы личностного и профессионального самоопределения и развития студентов, у которых формируется толерантная культура - основа успеха в педагогической деятельности.
Поэтому на этапе вузовской подготовки учителя становится актуальным создание специальных организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое качество педагогического взаимодействия, которое предусматривает эмоциональную устойчивость, доверие, взаимопринятие, взаимопонимание и сотрудничество в образовательном процессе [1].
Толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как средство достижения поставленных воспитательных и образовательных задач, с другой - как одна из целей процесса воспитания
Толерантность играет двойную роль в структуре общения людей: она через эмоциональную составляющую характеризует процесс общения изнутри и объективно отражает взаимоотношения субъектов через комплекс поведенческих реакций на основе рационального постижения отношений субъектов. Значит, проблема взаимодействий лежит в области межличностных отношений. В.Н. Мясищевым разработана концепция отношений личности, под которой понимается «совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическое ядро личности есть индивидуально-целостная система субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения» [3].
Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах: