Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОДЫ / МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / УСЛОВИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дохтукаева Петимат Пашаевна, Османова Патимат Алилаловна, Бекова Марина Руслановна

В статье рассмотрены теоретические подходы к понятию мотивации студентов в условиях дистанционного обучения. Автор выделяет основой успешной деятельности студента высокий уровень мотивации к данному виду деятельности, что является важным фактором качества подготовки будущих специалистов. В статье показана необходимость общества в специалистах с высоким уровнем профессионализма, предприимчивости, инициативы, креативности и творческих способностей. Дан анализ литературы по данному вопросу, разобраны различные виды мотивации, характерные для учебной деятельности. В условиях дистанционного образования структура мотивационной сферы обучающегося претерпевает некоторые изменения. Рассмотрены различные группы мотивов, подвергающиеся изменениям. Показана роль педагога в формировании мотивации. При обучении в дистанционном режиме определяющую роль в учебной успешности играет мотивация обучающегося, причем механизмы формирования этой мотивации отличны от работающих в очном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дохтукаева Петимат Пашаевна, Османова Патимат Алилаловна, Бекова Марина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO STUDENT MOTIVATION IN DISTANCE LEARNING

The article considers theoretical approaches to the concept of motivation of students in the conditions of distance learning. The author identifies a high level of motivation for this type of activity as the basis of a student's successful activity, which is an important factor in the quality of training of future specialists. The article shows the need of society for specialists with a high level of professionalism, entrepreneurship, initiative, creativity and creative abilities. An analysis of the literature on this issue is given, various types of motivation characteristic of educational activities are analyzed. In the conditions of distance education, the structure of the motivational sphere of the student undergoes some changes. Various groups of motives undergoing changes are considered. The role of the teacher in the formation of motivation is shown. When studying remotely, the motivation of the student plays a decisive role in educational success, and the mechanisms of formation of this motivation are different from those working in full-time mode.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Литература:

1. Лидак Л.В., Донева О.В. Формирование профессиональной ответственности студентов в условиях модернизации высшего профессионального образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2013. - №34. - С. 69-74.

2. Лямин А.В. Критерии проявления ответственности у студентов вуза // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - №1. - С. 21-24.

3. Прямикова Е.В. Развитие социального мышления старшеклассников в процессе изучения общественных наук: автореф. канд. соц. наук / Е.В. Прямикова. - Екатеринбург, 2004. - 17 с.

4. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: Учеб. пособие для студентов / Г.К. Селевко. - М.: Нар. образование, 2002. - 176 с.

5. Слепова Н.Ю. Развитие социально значимой деятельности старшеклассников в современном социокультурном пространстве: автореф. дисс. ...канд.пед.наук Н.Ю. Слепова. - Казань, 2005. - 17 с.

6. Фалеева Л.В., Хомякова В.Е. Производственная практика как фактор развития опыта профессионального общения студентов // Казанский педагогический журнал. - 2020. - №2(139). - С. 146-152.

7. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития / Д.И. Фельдштейн. - М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та: НПО «Модек», 2008. - 15 с.

8. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Д.И. Фельдштейн. -М.: Педагогика, 1982. - 224 с.

9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры «Межфакультетская языковая» Дохтукаева Петимат Пашаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук Османова Патимат Алилаловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель

кафедры педагогики и психологии Бекова Марина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические подходы к понятию мотивации студентов в условиях дистанционного обучения. Автор выделяет основой успешной деятельности студента высокий уровень мотивации к данному виду деятельности, что является важным фактором качества подготовки будущих специалистов. В статье показана необходимость общества в специалистах с высоким уровнем профессионализма, предприимчивости, инициативы, креативности и творческих способностей. Дан анализ литературы по данному вопросу, разобраны различные виды мотивации, характерные для учебной деятельности. В условиях дистанционного образования структура мотивационной сферы обучающегося претерпевает некоторые изменения. Рассмотрены различные группы мотивов, подвергающиеся изменениям. Показана роль педагога в формировании мотивации. При обучении в дистанционном режиме определяющую роль в учебной успешности играет мотивация обучающегося, причем механизмы формирования этой мотивации отличны от работающих в очном режиме.

Ключевые слова: подходы, мотивация, студенты, условия, дистанционное обучение, педагог.

Annotation. The article considers theoretical approaches to the concept of motivation of students in the conditions of distance learning. The author identifies a high level of motivation for this type of activity as the basis of a student's successful activity, which is an important factor in the quality of training of future specialists. The article shows the need of society for specialists with a high level of professionalism, entrepreneurship, initiative, creativity and creative abilities. An analysis of the literature on this issue is given, various types of motivation characteristic of educational activities are analyzed. In the conditions of distance education, the structure of the motivational sphere of the student undergoes some changes. Various groups of motives undergoing changes are considered. The role of the teacher in the formation of motivation is shown. When studying remotely, the motivation of the student plays a decisive role in educational success, and the mechanisms of formation of this motivation are different from those working in full-time mode.

Keywords: approaches, motivation, students, conditions, distance learning, teacher.

Введение. Основой успешной деятельности студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности, который, в свою очередь, является важным фактором качества подготовки будущих специалистов. Обществу необходимы специалисты с высоким уровнем профессионализма, предприимчивости, инициативы, креативности и творческих способностей.

Вопрос о мотивации учебной деятельности не теряет своей актуальности примерно с половины прошлого века. Это обусловлено тем, что изменения во всех аспектах жизни находят свое отражение в образовании. Постоянно появляются новые знания по дисциплинам, открытия в области педагогической психологии используются для улучшения качества обучения, технические новшества активно внедряются в образовательный процесс.

Изложение основного материала статьи. Для качественной реализации требований ФГОСа необходимо создание таких психолого-педагогических условий, где мотивации обучающихся всех ступеней будет уделяться достаточное внимание. Большинство исследователей проблемы учебной мотивации сходятся на том, что предпочтительным является преобладание внутренних мотивов. Мы также согласимся с Гордеевой Т.О., которая пишет, что наиболее благоприятный «тип мотивационного функционирования» тот, где выражены «внутренние мотивы (познания и достижения) и значительно ниже внешние» [3, с. 45]. Взаимосвязи мотивации достижения и познавательной мотивации в условиях дистанционного обучения до настоящей работы изучены не были.

Появившись в начале ХХ века, понятие «мотивация» на данный момент имеет два вида определений: первое -структурное, где мотивация является совокупностью факторов и мотивов; во втором направлении мотивация рассматривается как динамическое образование. Ильин Е.П. в монографии «Мотивация и мотивы», проанализировав различные подходы к проблеме мотивации, определяет мотивацию как динамический процесс формирования мотива [4, с. 67]. Мотив (фр. motif) - побудительная причина. Мотив является сложным психологическим образованием, которое должен построить сам субъект. Формирование его извне невозможно: под влиянием воспитания возможна интериоризация норм и правил, которые в данном случае будут выступать мотиваторами деятельности. Обучение в вузе не является обязательным в нашей стране, так что само желание продолжить обучение выявляет личность с развитой мотивацией. Е.П. Ильин выделяет «следующие мотивы поступления в вуз: желание относится к студенческой молодежи, общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям, ее творческие возможности» [4, с. 264].

В зависимости от причины поступления в вуз может наблюдаться различные виды мотивации во время образовательного процесса.

Ниже разберем подробнее различные виды мотивации, характерные для учебной деятельности. Рассмотрим классификацию мотивов учебной деятельности П.М. Якобсона [6, с. 213]:

1. «Отрицательный» вид мотивов характеризуется тем, что обучение вызвано осознанием возможных неприятностей, если оно не будет осуществляться. В данном случае нет потребности в получении знаний или росте личностного престижа, а при недостаточном развитии волевой сферы, ситуация может завершиться уходом студента из учебного заведения.

2. Общественно обусловленный мотив также не связан с учебной деятельностью, но имеет положительное влияние на учебу. Чувство долга делает обучение в вузе привлекательным за счет того, что субъект осознает его значимость для выбранной профессии. Он характеризуется большей усидчивостью, терпением и ответственностью.

3. Обучение основанное на стремлении познавать новое, интересу к самому процессу учебной деятельности. Это самый лучший вариант, когда студент получает удовольствие от приобретаемых знаний.

Еще в 1954 году А. Маслоу писал о полидетерминированности любого поведения человека, т.е. о его сложной мотивации [5, с. 85]. В рамках его теории, любое поведение любое поведение мотивированно несколькими или всеми базовыми потребностями. Взгляд многих своих современников, придерживающихся мнения, что один конкретный мотив порождает одно определенное действие, он называл «наивным». В дальнейшем положение о влиянии на человеческую деятельность многих мотивов прочно утвердилось в научном сообществе. Учебная деятельность действительно объединяет в себе многие мотивы разной направленности, кроме того, в силу своей протяженности во времени различные мотивы могут сменять друг друга, меняться ролями и статусом. Принимая тезис о полимотивированности учебной деятельности, необходимо выделить какие именно мотивы действуют в данной деятельности и как они взаимодействуют между собой. Согласно А.Н. Леонтьеву, для учебной деятельности характерно сочетание познавательной и социальной мотивации. Л.И. Божович пишет, что отметка в качестве мотива учебной деятельности воплощает в себе сразу многие потребности - не только потребность в познании, но и страх быть отвергнутым родными или товарищами в случае плохой отметки, престижа хорошей успеваемости и многих других. Основываясь на многочисленных исследованиях, Л.И. Божович разработала собственную классификацию мотивов учения.

Л.И. Божович выделяет две группы мотивов: первая - непосредственно связанная с процессом учения, порождаемая самой учебной деятельностью, вторая группа мотивов находится за пределами учебного процесса, порождается «всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью» [1, с. 65]. Таким образом, выделяют мотивы, связанные с содержанием учения, с процессом, широкие социальные мотивы (долга и ответственности, самоопределения) и узколичностные мотивы (быть в числе первых, хорошие отметки, избегание наказания). Все эти мотивы присутствуют в каждом действии обучающегося, имеет смысл говорить о разной степени влияния конкретных мотивов в конкретный момент. Таким образом, полученная система не только выделяет основные мотивы учения, но и подчеркивает их динамичность.

Л.И. Божович пишет в 1972 году, что согласно исследованию, обе категории мотивов, познавательные и социальные, присутствуют в любой деятельности человека, как в учебной, так и нет. Она подчеркивает, что важно не наличие определенного мотива, но и его содержание. В случае школьного возраста пласт социальных мотивов - та область, куда должна быть направлена воспитательная работа, в более взрослом возрасте это удел самовоспитания.

Социальная мотивация также имеет в своей структуре три подгруппы:

1. Широкие социальные мотивы - восприятие необходимости получения знаний, чтобы быть полезным обществу, из чувства долга, ответственности.

2. Узкие социальные мотивы - стремление занять определенную позицию в отношения с окружающими, заработать авторитет. Могут быть представлены «мотивацией благополучия» (стремлением получать только одобрение («положительное подкрепление») со стороны окружающих) или «престижной мотивацией» (быть лучшим, занять первое место).

3. Мотивы социального сотрудничества - стремление совершенствовать способы своего сотрудничества с окружающими людьми, работа над собой в этом направлении.

В практической части настоящей работы будет использована методика на основе данной классификации, так как она полно отражает структуру мотивации учебной деятельности.

Крупным специалистом в психологии мотивации достижения является немецкий психолог Х. Хекхаузен. Согласно его теории, мотивация достижения всегда направлена на определенный результат (цель) - достижение успеха или избегание неудачи. Достижение цели подразумевает четкую последовательность действий. Если результат деятельности может быть достигнут через значительный период времени (например, в случае учебы в вузе), происходит постоянный пересмотр целей, необходимым становится необходимым для организации цепи действий [7, с. 93], причем для мотивированных на успех личностей характерно планирование на более длительный срок.

Согласно Гордеевой Т.О., «для мотивации достижения характерно стремление как можно более лучшего выполнения деятельности, направленной на конкретный результат, к которому может быть применен критерий успешности. Критерий успешности подразумевает некие стандарты оценки и возможность сравнения с другими результатами» [2, с. 8]. В основном, мотивация достижения характерна для учебной, спортивной, профессиональной деятельности и не характерна для межличностных отношений.

Учебная деятельность является достиженческой: она нацелена на конкретный результат, который подлежит оценке согласно единой системе, ответственность за результат лежит на субъекте учебной деятельности.

Е.П. Ильин отмечает, что фактор мотивации для успешной учебы является более значимым, чем фактор интеллекта [4, с. 268]. Для хорошо успевающих студентов характерно преобладание профессионального, познавательного и

общесоциального мотивов в сочетании с низким уровнем утилитанного мотива. Познавательный мотив у хорошо успевающих студентов занимает второе место, у средне успевающих только третье.

Дистанционное обучение как таковое не является новым форматом образования. Еще в 1997 году стартовал эксперимент, участниками которого стали ряд российских вузов: введение дистанционного формата работы с целью переподготовки специалистов или на территориях слабо обеспеченных квалифицированным профессорско-преподавательским составом. Дистанционное обучение рассматривалось как эффективное дополнение традиционного, оно не было призвано заменить основные виды обучения. Развитие сети интернет позволило обеспечить качественным образованием тех, кто ранее, в силу различных обстоятельств, получить его не мог. Сюда относятся в первую очередь люди с ОВЗ, жители отдаленных поселений, занятые по месту службы взрослые граждане. Соответственно, педагогическая наука на данный момент обладает достаточным количеством приемов и методических разработок позволяющих проводить занятия эффективно.

Основным отличием ситуации в 2020-2021 году является то, что в формат дистанционного обучения попали люди изначально не выбиравшие такой путь. Многие участники образовательного процесса, впервые столкнувшиеся с такой формой проведения занятий, просто не обладали необходимыми методами и навыками такой работы.

В условиях дистанционного образования структура мотивационной сферы обучающегося претерпевает некоторые изменения. Основные ее компоненты остаются, но меняется их иерархия. Ниже рассмотрим, каким именно изменениям подвергаются различные группы мотивов.

При переходе на дистанционное обучение, обучающийся оказывается в ситуации, когда ведущую роль в его образовании занимает он сам. Главной движущей силой становится его мотивация. Традиционно считается, что для успешной учебы необходим высокий уровень познавательной мотивации, в основе которой заложенная самой природой потребность к изучению всего нового. В силу различных факторов развития индивида в онтогенезе, данная потребность может искажаться: вследствие воспитания, педагогических факторов, вплоть до синдрома вынужденной беспомощности, когда она блокируется совсем.

Не менее значимой для образовательного процесса является мотивация достижения, на этом построена вся система образования с ее оценками, личностной ответственностью, нацеленностью на результат. В условиях дистанционного образования, данная мотивация остается самой стимулируемой со стороны образовательного учреждения, так как сохраняется система оценок, сроков сдачи материала, зачастую рейтингов.

Формат дистанционного обучения, в силу своей специфики, влияет в большей мере на социальную мотивацию, хотя и не убирает ее совсем. Многие исследователи подчеркивают, что для развития мотивации в условиях дистанционного обучения, необходимо организовать качественную обратную связь педагога со студентом. Взаимодействие, положительное подкрепление со стороны других участников образовательного процесса также остаются важны, но их интенсивность снижается. Для тех, кто оказался в условиях дистанта вынуждено, это может доставлять существенный дискомфорт и усиливать тревожность.

Негативным фактором для образовательного процесса является мотивация, основанная на стремлении избежать неприятностей. Обращение лишь к одному подвиду мотивации достижения посредством оценок, провоцирует рост мотивации избегания неудач. В условиях снижения социальных составляющих мотивации и при изначально низком уровне мотивации познавательной, это может иметь очень негативное значение.

Дополнительная и внеучебная деятельность также является фактором, положительно влияющим на мотивацию студентов. Высокий процент студентов, занятых во внеучебной деятельности отмечается не только в гуманитарных вузах. Зачастую, люди, у которых преобладает социальная мотивация, которые хотят достичь общественного одобрения их профессиональных навыков и задействовать при этом свои личностные качества участвуют в дополнительной деятельности. В условиях дистанционного образования снижается, если не сводится на нет, участие студента в профориентационных мероприятиях и дополнительной внеучебной деятельности.

При любом режиме важную роль в формировании мотивации играет то, на какую область мотивации ориентируется педагог во время своей деятельности. Педагогические методы стимулирования, такие как оценки и рейтинги, безусловно, остаются важной частью образовательного процесса. Однако хотелось бы отметить, что в условиях, когда ограничено общение и взаимодействие между участниками образовательного процесса, увеличивается чувство тревожности и изоляции, что отрицательно влияет на мотивацию обучающихся. Излишняя стимуляция мотивации достижения посредством оценок может способствовать росту тревожности. Особенно это характерно для ситуации вынужденного перехода на дистанционное обучение весной и осенью 2020 года.

В условия дистанта, когда студент вынужден мотивировать себя сам, решающим становится его ведущий тип мотивации, но так как мотивация - это сложная система, образовательная система должна стремиться влиять на все ее компоненты. Структура курса, система оценивания, форма подачи материала, способы взаимодействия участников образовательного процесса и личность преподавателя остаются так же важны.

Увлечь содержанием учебной деятельности, а, следовательно, сформировать ту саму положительную мотивацию может педагог, который сам увлечен этой деятельностью. Создание действительно увлекательного процесса обучения сопряжено с большими временными затратами и собственной мотивацией педагога. Учитель должен одобрять профессиональный выбор студентов, акцентировать внимание на существенных профессиональных компетенциях и сам владеть актуальными знаниями в сфере деятельности обучающихся. Период вынужденного дистанционного обучения выявил готовность и неготовность всех участников образовательного процесса, но большая часть груза ответственности, несомненно, лежала на преподавательском составе.

Большое значение имеет личность преподавателя, его профессионализм. К материалу, который он преподает, предъявляется зачастую требование практикоориентированности. Мотивация к овладению фундаментальными знаниями ниже, что ведет к пробелам в основании (базе) полученных наук. Студенты утверждают, что возможность планировать учебу, наличие свободного времени, так же положительно влияет на мотивацию. С другой стороны стресс, нехватка времени отрицательно влияют на мотивацию.

Однако стоит различать зоны ответственности педагога и обучающегося. Даже хорошо организованный учебный процесс сталкивается с внутренним состоянием студента, окружающей его обстановкой и проходящими в жизни событиями. Существенным является не только техническое оснащение, но и наличие комфортного рабочего места, возможности уединится на нем от домочадцев и прочих отвлекающих факторов. В условиях дистанционного обучения эти факторы могут оказывать существенное влияние на успешность учебного процесса. Даже хорошо продуманный и проведенный преподавателем учебный процесс может не достичь своей цели по причинам от него не зависящим. Недаром, такие классические учебные заведения как Гарвард, Кембридж, Оксфорд располагают для своих сотрудников и обучающихся студенческими городками для максимального приобщения к науке и сведению на минимум препятствующих

этому элементов. Усложняется ситуация отсутствием прямого контакта участников образовательного процесса, зачастую отсутствием видеосигнала.

Выводы. Подводя итог, отметим, что при обучении в дистанционном режиме определяющую роль в учебной успешности играет мотивация обучающегося, причем механизмы формирования этой мотивации отличны от работающих в очном режиме. В условиях дистанционного обучения материал должен быть переформулирован для условий этого обучения, форма подачи должна отличаться от аудиторной. Больше внимания следует уделять активности самих студентов, усилению обратной связи от всех участников процесса. Деятельность должна оставаться социальной, чтобы задействовать широкий пласт социальных мотивов. В условиях дистанционного обучения важно сформировать положительные мотивы, которые придадут учебе ценностно-смысловое направление. В современных условиях актуально создание форм и средств развития мотивации, создание методических комплексов, позволяющих максимально реализовать возможности электронного обучения.

Литература:

1. Божович Л.И. О мотивации учения / Л.И. Божович // Вестник практической психологии образования. - 2012. -№4(33). - С. 65-67.

2. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации / Т.О. Гордеева // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 62. - С. 38-53.

3. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2017.- 400 с.

6. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 ч. / А.И. Савенков. - М.: Юрайт, 2020. - Т. 1. - 317 с.

7. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

Педагогика

УДК 796.011.3

начальник кафедры огневой подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Дудко Алексей Сергеевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар);

заместитель начальника кафедры физической подготовки,

кандидат педагогических наук Муханов Юрий Викторович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего

образования «Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации»

(Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина) (г. Белгород);

старший преподаватель кафедры огневой

подготовки Хабаров Дмитрий Валентинович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И

СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье приведены данные ряда исследований, посвященных актуализации роли профессионально-важных физических качеств курсантов и слушателей вуза МВД в системе обучения, как необходимых условий успешного уровня овладения профессиональными компетенциями в ходе учебного процесса, а также значению дифференцированной модели физической подготовки, социального и эмоционального интеллекта в формировании профессиональных компетенций целевой аудитории

Ключевые слова: компетенции, профессионально-важные физические качества курсантов, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, дифференцированная модель физической подготовки, метод продольного среза

Annotation. The article presents data from a number of studies devoted to the actualization of the role of professionally important physical qualities of cadets and students of the University of the Ministry of Internal Affairs in the training system as necessary conditions for a successful level of mastering professional competencies during the educational process, as well as the importance of a differentiated model of physical fitness, social and emotional intelligence in the formation of professional competencies of the target audience

Keywords: competencies, professionally important physical qualities of cadets, social intelligence, emotional intelligence, differentiated model of physical training, longitudinal slice method

Введение. В современной научной психологии большое внимание уделяется поиску ресурсов, как личностных, так и средовых для повышения конкурентоспособности занимающихся спортом, но дело в том, что деятельность сотрудника МВД среди приоритетных детерминант транслирует необходимость совершенствования именной физической подготовки. Поэтому такой срез по профессиональным достижениям и уровням физической подготовки курсантов и слушателей вуза МВД, а также успешность различных ресурсов для повышения уровня развития профессионально значимых качеств, показался авторам весьма интересным.

В ряде исследований, посвященных проблеме изучения роли профессионально важных физических качеств в системе обучения курсантов и слушателей вуза МВД, были проанализированы подходы к поиску ответов на эти проблемные вопросы в контексте исследования этих феноменов [1].

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день существует ряд исследований, которые занимаются изучением проблемы взаимосвязи физической подготовки и успешности выполнения профессиональных задач сотрудниками МВД, в частности, особое внимание авторов привлекли работы, посвященные изучению профессиональных достижений спортсменов и роли социального и эмоционального интеллекта. Например, В.О. Белоконь в одной из своих работ, посвященных изучению интеграции между этими феноменами, пишет о том, что нужно исследовать как внутренние, так и личностные ресурсы, необходимые для повышения уровня физической подготовки. В проблемном поле изучения внутренних ресурсов следует особое внимание уделить когнитивным способностям, самосознанию, ценностно-смысловой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.