Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коркмазов Алим Викторович, Рашидханова Аида Алавутдиновна, Мальсагов Бекхан Сулиманович

В статье выявлены особенности формирования мотивации студентов при дистанционном режиме обучения. Сделан вывод о том, что в условиях дистанционного обучения мотивация студента играет решающую роль, меняется иерархия мотивов учебной деятельности, однако все они остаются. Наиболее уязвимой является мотивация, обусловленная социальной составляющей, - здесь необходима компенсирующая работа участников образовательного процесса. В условиях низкой внешней стимуляции, познавательная мотивация и мотивация достижения будут являться основными действующими видами мотивации при дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коркмазов Алим Викторович, Рашидханова Аида Алавутдиновна, Мальсагов Бекхан Сулиманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENT MOTIVATION FORMATION IN DISTANCE LEARNING

The article reveals the features of the formation of students' motivation in the distance learning mode. It is concluded that in conditions of distance learning, student motivation plays a decisive role, the hierarchy of motives for educational activity changes, but they all remain. The most vulnerable is motivation due to the social component - compensatory work of the participants in the educational process is required here. In conditions of low external stimulation, cognitive motivation and achievement motivation will be the main operating types of motivation in distance learning.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ ОБУЧЕНИЯ»

смогли найти в интернете в готовом виде); игнорирование замечаний и требований преподавателей, уклонение от коммуникации. Исключением были 1-2 человека в первой группе, что полностью совпадает с уже имеющимися у нас данными.

Качество выполнения заданий, экзаменационных ответов преподаватели в большинстве случаев оценили, как «крайне низкое», «ниже обычного уровня, демонстрируемого слушателями в аудиторной работе». Причинами сложившейся ситуации, как считают преподаватели, послужили следующие факторы: в аудиторной работе есть возможность группового обсуждения и совместного выполнения работ под непосредственным контролем преподавателя; слушатели на местах не имели возможности сосредоточиться на выполнении заданий (имели место множественные отвлекающие и напрягающие служебные и семейно-бытовые факторы); без выездных занятий существенно сужались представления слушателей о сущности и возможностях социальной работы; в аудитории создавались ситуации, когда слушатели могли сразу попробовать применить полученные знания и др. 4 преподавателя в беседе отметили, что адекватной альтернативы выездным занятиям найдено не было, что также повлияло на конечные результаты обучения.

8 преподавателей отметили, что ряд слушателей (около 6-8 человек) не смотрели выкладываемые видеолекции и не слушали аудиосопровождение к материалам. Эти выводы они сделали по результатам выполнения заданий слушателями и сдачи ими зачетов и экзаменов. Также преподаватели отметили, что на начало обучения несколько обучающихся практически не умели работать в интернете, не могли самостоятельно форматировать документы. Судя по косвенным признакам, преподаватели также сделали заключение о том, что слушатели пользовались только выложенными материалами в системе «Русский Moodle», но не пользовались электронными ресурсами института, к которым их отсылали задания.

7 преподавателей отметили, что слушатели не видят межпредметные связи, не используют знания, полученные в рамках изучения других дисциплин, для выполнения заданий. Это, по их мнению, свидетельствует об отсутствии у обучающихся устойчивой сформированной системы знаний и о низком уровне усвоения информации.

Все преподаватели посчитали дистанционное обучение более затратным в области временных ресурсов: требуется больше времени на подготовку материалов и заданий для размещения в системе «Русский Moodle», а также на их проверку.

Выводы. Преподаватели оценили дистанционное обучение слушателей в 2020 - 2021 учебном году как «вынужденную меру», к которой не готовы как обучающиеся, так и имеющаяся программа обучения. По мнению преподавателей, для обучения в дистанционном формате программа должна быть существенно пересмотрена.

В целом слушатели и преподаватели намного выше оценивают потенциал очного обучения по программам профессиональной переподготовки. Помимо того, что дистанционное обучение достаточно трудоемко и энергозатратно, оно требует специальной подготовленности обучающихся (компьютерная и информационная грамотность, умения в области тайм-менеджмента и др.), наличия стойкой мотивации к обучению по профилю, специальных образовательных программ, технического оснащения. Выявленные проблемы показывают перспективы дальнейшего развития и совершенствования дистанционных форм обучения.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, кандидат педагогических наук Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

доцент кафедры информационных технологий, экономики и дизайна,

кандидат экономических наук Рашидханова Аида Алавутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

ассистент кафедры бизнес-информатика Мальсагов Бекхан Сулиманович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ

РЕЖИМЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье выявлены особенности формирования мотивации студентов при дистанционном режиме обучения. Сделан вывод о том, что в условиях дистанционного обучения мотивация студента играет решающую роль, меняется иерархия мотивов учебной деятельности, однако все они остаются. Наиболее уязвимой является мотивация, обусловленная социальной составляющей, - здесь необходима компенсирующая работа участников образовательного процесса. В условиях низкой внешней стимуляции, познавательная мотивация и мотивация достижения будут являться основными действующими видами мотивации при дистанционном обучении.

Ключевые слова: мотивация, студент, преподаватель, дистанционное обучение.

Annotation. The article reveals the features of the formation of students' motivation in the distance learning mode. It is concluded that in conditions of distance learning, student motivation plays a decisive role, the hierarchy of motives for educational activity changes, but they all remain. The most vulnerable is motivation due to the social component - compensatory work of the participants in the educational process is required here. In conditions of low external stimulation, cognitive motivation and achievement motivation will be the main operating types of motivation in distance learning.

Keywords: motivation, student, teacher, distance learning.

Введение. Дистанционное обучение как таковое не является новым форматом образования. Еще в 1997 году стартовал эксперимент, участниками которого стали ряд российских вузов: введение дистанционного формата работы с целью переподготовки специалистов или на территориях слабо обеспеченных квалифицированным профессорско-преподавательским составом.

Дистанционное обучение рассматривалось как эффективное дополнение традиционного, оно не было призвано заменить основные виды обучения. Развитие сети интернет позволило обеспечить качественным образованием тех, кто ранее, в силу различных обстоятельств, получить его не мог. Сюда относятся в первую очередь люди с ОВЗ, жители отдаленных поселений, занятые по месту службы взрослые граждане. Соответственно, педагогическая наука на данный момент обладает достаточным количеством приемов и методических разработок позволяющих проводить занятия эффективно.

Основным отличием ситуации в 2020 году является то, что в формат дистанционного обучения попали люди изначально не выбиравшие такой путь. Многие участники образовательного процесса, впервые столкнувшиеся с такой формой проведения занятий, просто не обладали необходимыми методами и навыками такой работы.

Изложение основного материала статьи. Технические и гуманитарные направления подготовки подразумевают различные мотивы поступления в вуз, содержание образовательных дисциплин, соотношение лекционных и практических занятий, способы подачи материала, соответственно в условиях дистанционного режима эти два направления также будут имеет различия.

Следует отметить, что на успешное формирование познавательной мотивации оказывает влияние осознанность выбора направления подготовки в вузе, что в свою очередь зависит от самосознания личности студента. Под осознанным выбором понимается комплекс психолого-педагогических и профориентационных мероприятий, которые в идеальном случае должен проходить выпускник школы.

Согласно Ильину Е.П. [6, с. 272], при выборе профессии следует опираться на свойства нервной системы, которые могут обуславливать склонность человека к быстрой и кратковременной работе, работе, размеренной работе требующей усидчивости и т.п. Осознание этой склонности влечет за собой формирование мотива заниматься определенным видом деятельности. Здесь важно глубокое и адекватное представление о профессии, четкое понимание того, чем предстоит заниматься.

В благоприятной среде начинают проявляться способности к выбранному виду деятельности, появляется удовлетворенность трудом, подкрепляется мотив выбора профессии. В условиях как осознанного, так и неосознанного выбора студент сталкивается с реалиями своей профессии, все больше узнавая подробностей по мере обучения в вузе. Может быть разрушен идеальный образ, появиться сложности в овладении предлагаемыми знаниями, появиться факторы не имеющие непосредственного отношения к учебной деятельности, но влияющие на нее, однако динамика мотивации примерно одинакова для всех ситуаций. Отмечается заинтересованность учебой и новым социальном статусом в начале обучения, спад на втором году обучения, далее наблюдается снижение мотивации достижения и саморегуляции, затем снова подъем на третьем и далее, когда происходит переход от общих дисциплин к специальным [6, с. 45]. Здесь можно сделать вывод о важности практических знаний для студентов, которые они смогут непосредственно применить в своей будущей работе. Реальная производственная практика также важна, именно она позволяет обучающемуся оценить дефициты в своих знаниях и выявить то, на что необходимо сделать акцент во время дальнейшего обучения.

Мотивация учения формируется под влиянием целого ряда факторов, чаще всего обусловленных даже не самой личностью студента, а его внешним социальным окружением. Кроме того, к факторам среды, оказывающей влияние на мотивацию студентов к учебе, следует отнести и материальное оснащение вуза.

Согласно исследованиям, педагогические специальности характеризуются в целом более высокой степенью мотивации, технические специальности наоборот характеризуются низкой мотивацией. Причины этого в том, что изначально конкурс на эти направления ниже, а учеба оказывается довольно трудной, так как базовые знания по предметам, полученные в школе ниже требуемых в вузе. Педагогика зачастую рассматривается как призвание, идущий на данное направление человек, на предыдущих этапах своей жизни уже сталкивался с представителями данной профессии и сам был частью образовательной системы, следовательно на момент поступления в вуз уже имеет о ней достаточное представление.

Если говорить о наукоемких дисциплинах, важным для любого направления подготовки является сформировать в первые годы обучения в вузе стремление к научно-исследовательской деятельности. Вхождение в профессию подразумевает причастность к определенному сообществу, обновление знаний в котором в настоящее время происходит крайне стремительно. Вчерашнему выпускнику необходимо постоянно приобщаться к новшествам в своей области, для этого следует воспитывать культуру научно-исследовательской деятельности.

Многие исследователи сходятся на том, что гуманитарные специальности имеют больше возможностей использования дистанционного обучения, чем технические, отмечается, что по некоторым видам специальностей практически невозможно. Из учебного плана без потери качества образования будущих специалистов не могут быть исключены лабораторные и практические занятия - современные технические средства пока не могут их заменить и вряд ли когда-нибудь заменят полностью. Использование дистанционных образовательных технологий допустимо для повышения квалификации лиц, уже имеющих основное образование и достаточную мотивацию для его углубления. Еще один недостаток дистанционного обучения связан с тем, что данная форма обучения не подходит для тех направлений, основой которых является практика или живое общение с людьми, работа в команде. Кроме того, дистанционный формат обучения посредством использования личных кабинетов в автоматизированных информационных системах вуза способствует излишней теоретизации обучения. Качественная дистанционная подготовка специалистов возможна при комбинированной форме обучения: пропорция между онлайн и аудиторной работой должна составлять от 20 до 50 % в зависимости от направления подготовки [4, с. 3].

В условиях дистанционного образования структура мотивационной сферы обучающегося претерпевает некоторые изменения. Основные ее компоненты остаются, но меняется их иерархия. Ниже рассмотрим каким именно изменениям подвергаются различные группы мотивов.

При переходе на дистанционное обучение, обучающийся оказывается в ситуации, когда ведущую роль в его образовании занимает он сам. Главной движущей силой становится его мотивация. Традиционно считается, что для успешной учебы необходим высокий уровень познавательной мотивации, в основе которой заложенная самой природой потребность к изучению всего нового. В силу различных факторов развития индивида в онтогенезе, данная потребность может искажаться: в следствие воспитания, педагогических факторов, вплоть до синдрома вынужденной беспомощности, когда она блокируется совсем [1-3].

Не менее значимой для образовательного процесса является мотивация достижения, на этом построена вся система образования с ее оценками, личностной ответственностью, нацеленностью на результат. В условиях дистанционного образования, данная мотивация остается самой стимулируемой со стороны образовательного учреждения, так как сохраняется система оценок, сроков сдачи материала, зачастую рейтингов.

Формат дистанционного обучения, в силу своей специфики, влияет в большей мере на социальную мотивацию, хотя и не убирает ее совсем. Многие исследователи подчеркивают, что для развития мотивации в условиях дистанционного обучения, необходимо организовать качественную обратную связь педагога со студентом [7, с. 30]. Взаимодействие, положительное подкрепление со стороны других участников образовательного процесса также остаются важны, но их интенсивность снижается. Для тех, кто оказался в условиях дистанта вынуждено, это может доставлять существенный дискомфорт и усиливать тревожность [8].

Негативным фактором для образовательного процесса является мотивация основанная на стремлении избежать неприятностей. Обращение лишь к одному подвиду мотивации достижения посредством оценок, провоцирует рост мотивации избегания неудач. В условиях снижения социальных составляющих мотивации и при изначально низком уровне мотивации познавательной, это может иметь очень негативное значение [5].

Дополнительная и внеучебная деятельность также является фактором, положительно влияющим на мотивацию студентов. Высокий процент студентов, занятых во внеучебной деятельности отмечается не только в гуманитарных вузах. Зачастую, люди, у которых преобладает социальная мотивация, которые хотят достичь общественного одобрения их профессиональных навыков и задействовать при этом свои личностные качества участвуют в дополнительной деятельности. В условиях дистанционного образования снижается, если не сводится на нет, участие студента в профориентационных мероприятиях и дополнительной внеучебной деятельности.

При любом режиме важную роль в формировании мотивации играет то, на какую область мотивации ориентируется педагог во время своей деятельности. Педагогические методы стимулирования, такие как оценки и рейтинги, безусловно, остаются важной частью образовательного процесса. Однако хотелось бы отметить, что в условиях, когда ограничено общение и взаимодействие между участниками образовательного процесса, увеличивается чувство тревожности и изоляции, что отрицательно влияет на мотивацию обучающихся [10, с. 593]. Излишняя стимуляция мотивации достижения посредством оценок может способствовать росту тревожности. Особенно это характерно для ситуации вынужденного перехода на дистанционное обучение весной и осенью 2020 года.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в условиях дистанционного обучения можно разделить на 2 группы: технические и личностные. К техническим проблемам относятся недостаточное материальное обеспечение, отсутствие необходимой техники, гарнитур, веб-камер, непостоянный или слабый сигнал сети. К личностным проблемам испытуемые отнесли мотивацию, самоорганизацию и самодисциплину. Согласно этому исследованию, около половины опрошенных студентов не готовы перейти целиком в дистанционное обучение. Из основных минусов данного формата было указано отсутствие личного общения и социального контакта.

В условия дистанта, когда студент вынужден мотивировать себя сам, решающим становится его ведущий тип мотивации, но так как мотивация - это сложная система, образовательная система должна стремиться влиять на все ее компоненты. Структура курса, система оценивания, форма подачи материала, способы взаимодействия участников образовательного процесса и личность преподавателя остаются так же важны.

Увлечь содержанием учебной деятельности, а следовательно сформировать ту саму положительную мотивацию может педагог, который сам увлечен этой деятельностью. Создание действительно увлекательного процесса обучения сопряжено с большими временными затратами и собственной мотивацией педагога. Учитель должен одобрять профессиональный выбор студентов, акцентировать внимание на существенных профессиональных компетенциях и сам владеть актуальными знаниями в сфере деятельности обучающихся [5, с. 146]. Период вынужденного дистанционного обучения выявил готовность и неготовность всех участников образовательного процесса, но большая часть груза ответственности, несомненно, лежала на преподавательском составе. Необходимо отметить, что дистанционное обучение - это комплекс дидактических методов, основанных на отличающихся от традиционного образования принципах. Но цель у них едина - получение качественного образования.

Большое значение имеет личность преподавателя, его профессионализм. К материалу, который он преподает, предъявляется зачастую требование практико-ориентированности. Мотивация к овладению фундаментальными знаниями ниже, что ведет к пробелам в основании (базе) полученных наук. Польза онлайн курса для будущей работы, то есть очевидная связь с реальностью, делают студентов более мотивированными. Удовлетворение и радость от успеха тоже отмечены как положительные факторы для мотивации. Если курс вдохновляющий, связан с личными интересами, приносит радость и удовлетворение от развития своих навыков, то он мотивирует студентов.

Личностные параметры, такие как интерес к теме, радость от прогресса и личностный рост положительно сказываются на учебной мотивации. Студенты утверждают, что возможность планировать учебу, наличие свободного времени, так же положительно влияет на мотивацию. С другой стороны стресс, нехватка времени отрицательно влияют на мотивацию.

Важным для успешной деятельности является уверенность в своих силах. Если обратиться к англоязычной литературе, для реализации дистанционного обучения зачастую используется модель Келлера ARCS. Принцип ее работы: захватить внимание ученика, сделать так, чтобы он поверил в значимость процесса, вселить уверенность, сделать так, чтобы он получил удовлетворение от достигнутых результатов [9, с. 57].

Однако стоит различать зоны ответственности педагога и обучающегося. Даже хорошо организованный учебный процесс сталкивается с внутренним состоянием студента, окружающей его обстановкой и проходящими в жизни событиями. Существенным является не только техническое оснащение, но и наличие комфортного рабочего места, возможности уединится на нем от домочадцев и прочих отвлекающих факторов. В условиях дистанционного обучения эти факторы могут оказывать существенное влияние на успешность учебного процесса. Даже хорошо продуманный и проведенный преподавателем учебный процесс

может не достичь своей цели по причинам от него не зависящим. Не даром, такие классические учебные заведения как Гарвард, Кембридж, Оксфорд располагают для своих сотрудников и обучающихся студенческими городками для максимального приобщения к науке и сведению на минимум препятствующих этому элементов. Усложняется ситуация отсутствием прямого контакта участников образовательного процесса, зачастую отсутствием видеосигнала.

При обучении в дистанционном режиме определяющую роль в учебной успешности играет мотивация обучающегося, причем механизмы формирования этой мотивации отличны от работающих в очном режиме. В условиях дистанционного обучения материал должен быть переформулирован для условий этого обучения, форма подачи должна отличаться от аудиторной. Больше внимания следует уделять активности самих студентов, усилению обратной связи от всех участников процесса. Деятельность должна оставаться социальной, чтобы задействовать широкий пласт социальных мотивов. В условиях дистанционного обучения важно сформировать положительные мотивы, которые придадут учебе ценностно-смысловое направление. В современных условиях актуально создание форм и средств развития мотивации, создание методических комплексов, позволяющих максимально реализовать возможности электронного обучения.

Выводы. Анализ научно-исследовательской литературы, показал, что в психолого-педагогической науке мотивации студентов в условиях дистанционного обучения является недостаточно изученной. При разработке психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения необходимо учитывать профиль подготовки, так как есть основания предполагать, что учебные мотивы студентов технического и гуманитарного направлений подготовки будут отличаться.

В условиях дистанционного обучения мотивация студента играет решающую роль, меняется иерархия мотивов учебной деятельности, однако все они остаются. Наиболее уязвимой является мотивация, обусловленная социальной составляющей, - здесь необходима компенсирующая работа участников образовательного процесса. В условиях низкой внешней стимуляции, познавательная мотивация и мотивация достижения будут являться основными действующими видами мотивации при дистанционном обучении.

Литература:

1. Алиева Р.Р., Гузуева Э.Р. Роль дистанционного обучения в современном образовании. / Актуальные вопросы истории и развития литературы народов РФ. Международная научно-практическая конференция. -Грозный, 2021. - С. 18-22.

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

3. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - Москва, 2021.

4. Базалий Р.В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Мир Науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 3. - Т. 8. - С. 1-12.

5. Дражан Р.В., Белоусова М.Н., Кузнецов С.С. Учебно-профессиональная мотивация и условия ее формирования и развития в процессе подготовки студентов гидрографов. // Вестник современных исследований. - 2018. - № 6.3 (21). - С. 145-147.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

7. Маркова А.К. Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрасте. // Вестник практической психологии образования. - 2012. - №4(33). - С. 104-106.

8. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 ч. - М.: Юрайт, 2020. - Т. 2. - 186 с.

9. Ucar H. & Kumtepe A.T. Use of ARCS-V Motivational Design Model in Online Distance Education // Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. - 2016. -С. 55-60.

10. Williams, E.A., Duray, R., & Reddy V. (2006) Teamwork Orientation, Group Cohesiveness, and Student Learning: A Study of the Use of Teams in Online Distance Education // Journal of Management Education. -№ 30(4). - С. 592-616.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики, Муцурова Залина Мусаевна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); ассистент кафедры бизнес-информатика Абдулкадыров Умалт Умарович ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье выявлены принципы и методы дистанционного обучения студентов вуза, такие как устные методы, работа с материалами, работа с наглядными пособиями, задания с цифровым материалом, использование учебных пособий, практические работы, кейс-технология. ТВ-технология, сетевая технология, комбинированный способ, самообучение, метод индивидуализированного преподавания, метод «один ко многим», метод активного взаимодействия. Сделан вывод о том, что при дистанционном формате обучения занятия в вузе проводится с применением основных групп методов, строятся по всем методическим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.