Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
570
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стародубцева Н. А., Солодкова А. В.

В данной статье рассматривается проблема определения понятия «жизненный цикл семьи», анализируются основные стадии цикла, а также уделяется большое внимание методу социального проектирования как способу моделирования социальной реальности. Определяются моменты, связанные с трансформацией традиционных ценностей, соответствующих семейному укладу жизни, обосновывается необходимость обращения к историческим истокам института семьи. Делается вывод о важности семьи как малой социальной группы для укрепления основ государственности, ведь именно в семье закладываются те нравственный ориентиры, с которыми человек выходит в жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE DEFINITION FAMILY LIFE CYCLE

This article discusses the problem of defining the concept of «family life cycle», analyzes the main stages of the cycle, and also pays great attention to the method of social design as a way of modeling social reality. The moments connected with the transformation of traditional values corresponding to the family way of life are determined, the necessity of referring to the historical origins of the institution of the family is justified. The conclusion is made about the importance of the family as a small social group for strengthening the foundations of statehood, because it is in the family that the moral guidelines with which a person enters life are laid.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ»

УДК 316.354

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ

В данной статье рассматривается проблема определения понятия «жизненный цикл семьи», анализируются основные стадии цикла, а также уделяется большое внимание методу социального проектирования как способу моделирования социальной реальности. Определяются моменты, связанные с трансформацией традиционных ценностей, соответствующих семейному укладу жизни, обосновывается необходимость обращения к историческим истокам института семьи. Делается вывод о важности семьи как малой социальной группы для укрепления основ государственности, ведь именно в семье закладываются те нравственный ориентиры, с которыми человек выходит в жизнь.

Ключевые слова: жизненный цикл семьи, семья, социальное проектирование.

10.22281/2542-169 7-2023-02-01-67-76

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что роль и функции семьи в современном мире меняются. Если раньше одним из важных аспектов было продолжение рода и воспроизводство населения, то сейчас детородная функция не является обязательной для сохранения семейных отношений. Поэтому важно исследовать жизненный цикл семьи. Произошло изменение роли и функций семейного института в современном мире. Влияние семьи на развитие общества и попытки спроектировать идеальную модель союза людей приводят к необходимости теоретического проектирования и практической реализации социальных проектов. Их создание направлено, в первую очередь, на решение конкретных проблем, вызванных с неустойчивостью системы.

Семья, как институт первичной социализации, формирует личность новых членов общества, и, в результате, влияет на развитие всего общества в целом. Конфликты и деструктивные процессы, происходящие в семье, все чаще выходят за рамки и становятся общественными проблемами: детский суицид, движение «Колумбайн», домашнее насилие и пр. Преодоление этих проблем является одной из важнейших задач общества, государства [5; 14]. Одним из способов решения может стать укрепление института семьи и разработка социальных проектов, связанных с жизненным циклом семьи.

Социальное проектирование заключается с создании идеальной модели, которую исследователь хочет воплотить в будущем. Она должна быть реальной и реализуемой. Термин «социальное конструирование» активно разрабатывался социологами П. Бергером и Т. Лукманом как додумывание, переструктурирование окружающего мира. Социальное конструирование реальности восходит к социальному проектированию и связано с социальными рисками, которые в постоянно меняющемся мире становится все больше [4; 11; 12]. Любой кризис в обществе лишает человека возможности прогнозировать будущее, так как растет число рисков, которые невозможно предусмотреть. Это касается в том числе рисков, приводящих к распаду семьи, увеличению количества официальных разводов.

Существует множество определений семьи. Общими в этих определениях являются такие факторы, как кровное родство или брак, малая группа (минимум два человека), совместное проживание. Деторождение, быт, воспитание и образование детей, уход за лицами пожилого возраста — это желательные, а не обязательные функции семьи. Причем желательные они больше для стабильности общества.

В социологии существует такое понятие, как «жизненный цикл семьи». Оно отражает изменения, происходящие с семьей на всем временном отрезке ее существования: от начала и до конца. Термин ввел в 40-е годы 20 века американский демограф Пол Глик. Необходимость выделения нового социологического термина обусловлена распадом традиционной семьи. Социологи пытались и продолжают работать над проектированием

Стародубцева Н.А., Солодкова А.В.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

DOAJ

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2023, №1(29)

идеальной модели развития семьи. В идеале семья должна существовать «пока смерть не разлучит вас», но статистика разводов в мире говорит о том, что такая парадигма устарела. По данным Росстата, если в 1950 году количество разводов на 1000 человек населения составляло 0,5, то в 2021 году — 4,4 (за год распалось 644207 семей). По этому показателю Россия занимает третье место в мире после Мальдив (5,52 на 1000 человек населения) и Казахстана (4,6).

Проблема жизненного цикла семьи и социального проектирования вызывала и вызывает интерес исследователей. Ряд ученых отмечает, что жизненный цикл не может быть аналогичным одному и тому же укладу [10; 22]. Данный цикл должен отражать все этапы развития этой относительно замкнутой социальной группы: создание (зарождение), эволюция и распад или прекращение семейных отношений.

В жизненном цикле семьи есть те события, которые кардинально влияют на ее дальнейшее функционирование: рождение ребенка, смерть близких, развод и т. п. Новые обстоятельства сказываются на семейном порядке, меняют особенности внутреннего взаимодействия.

Разные ученые выделяют разные стадии жизненного цикла семьи. Существуют два основных подхода: фамилистский (алармистский, кризисный) и эволюционный. Первый подход предполагает, что социум должен вернуться к существовавшему ранее идеалу семьи посредством реформирования или обращения к утраченным нормам и ценностям. Сторонники эволюционного подхода считают семью частной сферой, где каждый вправе решать, что для него подходит, а что нет, т.е. они утверждают, что не может быть одного идеала для всего человечества.

Ученые в жизненном цикле семьи выделяют четыре стадии (рис. 1).

•стабильность — от рождения последнего ребенка до выхода из родительской семьи первого из детей после его перехода к самостоятельной жизни

•зрелость — время, в течение которого все дети постепенно покидают родительскую семью

•затухание — от выхода из родительской семьи последнего ребенка до смерти одного из родителей

Рисунок 1 - Стадии жизненного цикла семьи

К недостатку данной классификации можно отнести отсутствие таких факторов, как развод, отсутствие по разным причинам детей, преждевременная смерть одного из супругов.

П.А. Сорокин предположил, что снижение значимости социокультурных функций семьи, их сужение и все больший научно-технический прогресс общества приводят к бездетному сожительству женщин и мужчин. В идеальном жизненном цикле семьи он также выделяет четыре стадии (рис. 2).

Российские социологи подчеркивают, что семьей брачная пара становится только при рождении совместного ребенка. От этого они и отталкиваются при создании своей классификации основных семейных событий (рис. 3).

йО/У

•брачная пара в момент образования

семья с маленькими зависимыми детьми

семья по крайней мере с одним взрослым ребенком

•стадия отделения всех детей

Рисунок 2 - Стадии жизненного цикла семьи (П.А. Сорокин)

Представленные основные семейные события и формируют четыре стадии полного жизненного цикла семьи: предродительства, репродуктивного родительства, социализированного родительства, прародительства. Момент перехода от одной стадии к другой проявляется кризисом в отношениях, так как в эти периоды у семьи появляются новые функции, а старые могут полностью исчезнуть или потерять ведущее значение.

Ученые не относят период ухаживания к стадии жизненного цикла семьи, хотя он в современном мире может длиться десятилетиями и так и не закончится браком. Все больше людей осознают, что они не хотят создавать традиционную семью и выбирают гостевой или открытый брак.

3

■официальная регистрация брака;

2 цикл

• рождение первого ребенка;

3 цикл

•рождение последнего ребенка;

4 цикл

•отделение детей от родителей и появление у детей своих детей (рождение первого внука);

XI

•смерть одного и другого супругов прародителей.

Рисунок 3 - Жизненные циклы семьи (отечественные социологи)

Развитие общества приводит к постепенному переходу от малодетной к преимущественно однодетной семье. Этот так называемый «второй демографический переход» в современном мире наблюдается в ряде развитых стран. Одиночество становится наиболее привлекательным и комфортным стилем жизни. Это убеждение является еще одним признаком нестабильности семьи. Среди причин на первое место ученые ставят даже не экономические, а социальные факторы [13]. Поэтому особенно важно разработать и реализовать на уровне государства действенные меры, направленные на увеличение рождаемости [20; 15; 8].

Р. Хил и Э. Дюваль, занимавшиеся изучением проблем брака, изначально предлагали 24 этапа жизненного цикла семьи. Позднее они решили сделать акцент и оставить только 8 основных, по их мнению, периодов. Классификация основана, как и у А.И. Антонова, на

сс ) (0(0

69

DOAJ

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2023, №1(29)

репродуктивной и воспитательной функциях семьи, т.е. на наличии или отсутствии детей, а также от их возраста (рис. 4).

• 1) формирующаяся семья (0-5 лет), детей нет; •2) детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет; >

•3) семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3-6 лет; •4) семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет; Л

•5) семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21 год; •6)семья, «отправляющая» детей в жизнь; 1 J

• 7) супруги зрелого возраста; •8) стареющая семья. 1 >

Рисунок 4 - Жизненные циклы семьи (Р. Хил и Э. Дюваль)

Помимо разных подходов к периодизации жизненного цикла, существует множество вариантов функций семьи. Общие характеристики основаны на том, что в функциях проявляются способы жизнедеятельности, активность и роль семьи как социального института. Следует отметить, что цели возникновения и развития семьи могут быть не только тщательно обоснованные, осознанные, но и спонтанные, бессознательные.

Рассмотрим основные из специфических и неспецифических функций (рис. 5).

Специфические отражают сущность семьи и ее особенности как социального явления

репродуктивная функция семья заключается в рождении, воспитании, социализации, содержании и опеке детей

воспитательная медицинская р екр е a mi онная социальная

хозяйств енно-экоиомичес-кая

Неспецифические функции могут проявиться спонтанно

выплата ипотеки

оформление наследства

передача социального

статуса («продолжение династии»)

организация отпуска

^проведение досуга

забота о здоровье и благополучии членов семьи

создание стабильной

эмоциональной атмосферы в доме и пр.

Рисунок 5 - Специфические и неспецифические функции семьи

Переход семей из одной стадии в другую заметны при сравнении неспецифических функций в разное историческое время.

Нельзя не согласится с тем, что, как отмечают ученые, «репродуктивная функция заключается не только в биологическом, но и в социальном воспроизводстве членов сообщества. Ни один социум не в состоянии существовать при отсутствии системы

сс) (0(0

70

воспроизводства, замещения одного поколения другим. Через семью осуществляется пополнение населения» [16].

Следует отметить, что реализацию воспитательной функции затрудняют, по мнению исследователей, такие факторы, как «неполный состав семьи, ограниченный уровень знаний и навыков родителей в воспитательном процессе, напряженные отношения между родителями и конфликты по вопросам воспитания, чрезмерное вмешательство родственников (например, бабушек, дедушек) в воспитание детей» [21], а также влияние цифровых технологий на социализацию личности [17; 18]. Можно отметить, что на социализацию личности влияние оказывает множество факторов, даже пресса [9].

Функции семьи с начала двадцатого столетия частично взяли на себя социальные институты [3, с. 146]. Детские сады занимаются воспитанием, школа — образованием, армия и полиция — защитой и охраной, сферы обслуживания занимают досуг и предоставляют различные варианты отдыха. Американский социолог Уильям Огборн указывал, что эти факты ведут к отмиранию отдельных функций семьи, что отрицательно отражается на самой семье. У. Огборн, как и П.А. Сорокин, пришел к выводу, что урбанизация и индустриализация общества ведут к сокращению и распаду семьи, увеличению числа разводов в сравнении с заключаемыми браками, снижению рождаемости.

Рассмотрим тенденции, характерные для России (рис. 6).

В России, как и в большинстве развитых стран, рождаемость в семьях сокращается, а внебрачная, наоборот, растет, увеличивается количество юных родителей, которые еще неспособны себя обеспечить, стареет население, увеличивается количество однодетных и бездетных семей. Ухудшающиеся социально-экономические условия способствуют депопуляции отдельных регионов страны, молодежь уезжает в крупные города, что ухудшает возрастную структуру населения (в основном в селах), уменьшает количество трудоспособного населения.

Чтобы решить проблемы, связанные с жизненным циклом семьи, необходимо применить метод социального проектирования.

Как пишут исследователи, он «представляет собой специфическую плановую деятельность направленную на научно обоснованное определение основных параметров формирования будущих социальных объектов или процессов при максимальном соблюдении и согласовании интересов общества, социальных слоев и групп, личности» [2]. Стоит сказать также, что содержание социального проектирования является «разновидностью социального конструирования наряду с целеполаганием, планированием, программированием, построением идеальных моделей» [2]. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, реальность социально конструируема. Социология анализирует процессы, посредством которых «реальность» как качество, присущее феноменам иметь бытие, независимое от нашей воли и желания изучает взаимосвязи специфических алгоритмов реальности и составляет предмет социологического анализа, социального проектирования.

Рассмотрим границы и цели социального проектирования (рис. 7). Социальное проектирование реализуется в следующих формах (рис. 8). Представления о социальном прогнозировании постоянно обогащаются и развиваются. Так, в научной литературе обсуждаются различные подходы к классификации и объяснению сущности социального проектирования: объективно-ориентированный подход (Г.А. Антонюк, Ж.Т. Тощенко), проблемно-ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова) и субъективно-ориентированный (В.А. Луков).

Г,

ь.

Рисунок 6 - Тенденции, характерные для РФ

Границы проектирования определяются областью социальной жизни, поддающейся направленному преобразованию. Цель социального проекта — идеальное формирование социальной жизни, жизненного пространства в желаемом направлении. Поэтому социальный проект является нормативной моделью. Однако сам по себе он еще не мотивирует социальное действие. Только решение к реализации придает проекту директивный характер.

Общими целями проектирования социальных объектов являются:

- обеспечение оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития социальных объектов в указанных интересах общества и личности;

- оптимальное обеспечение жизнедеятельности для субъектов, для которых проектируется объект;

- реконструкция старых объектов в новых и инновационных системах.

Рисунок 7 - Границы и цели социального проектирования

Для методологии социального проектирования большое значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, социальные процессы и явления. В социальном проектировании основным является «социальное», которое выступает как присущее специфическое свойство, обуславливающее социализацию любой человеческой деятельности.

• при внедрении принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация)

• при реконструкции, принципиальной перестройке существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

Рисунок 8 - Формы социального проектирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученые справедливо пишут: «Деятельность человека как способ существования одновременно выступает условием его взаимодействия с социальной общностью. Участвуя в деятельности социальной общности, каждый человек вступает в социальные связи с другими людьми, образуя социально-психологические контакты, социальные взаимодействия и отношения, вступая в отношения социального контроля. Совокупность связей обеспечивает социализацию, адаптацию человека к деятельности и формирует его личные качества. Из этого вытекает двойственная связь человека с обществом: как общность «производит» человека, так и человек производит общность» [1, с. 183].

Мы недаром затронули вопросы социального проектирования при рассмотрении жизненного цикла семьи.

Как уже отмечалось, социальное проектирование — это «специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых и модернизируемых социальных объектов, процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением их социальных характеристик» [2, с. 180].

Последовательность стадий жизненного цикла семьи, без сомнения, соотносится с логической последовательностью объективных событий и зависит от возрастных изменений

4/BVSA

членов семьи. Отметим, что в данном случае жизненный цикл семьи определяется тем, что для каждой его стадии характерны типичные проблемы развития, знание которых помогает, с одной стороны, подготовиться к их появлению и разрешению, а с другой — разработать социальный проект по укреплению семьи и гармоничному переходу из одной стадии в другую.

В условиях современной социальной реальности [6; 7; 19] происходит трансформация привычных функций семьи. Необходим тщательный анализ жизненного цикла современных семей и проектирование на основе социологических данных нового комплексного подхода.

1. Голенкова О.В. Модель профессиональной подготовки будущих социальных работников к сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей / О.В. Голенкова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 183.

2. Голенкова О.В. Использование методов социологического исследования как технологии практикоориентированного обучения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 8(54). С. 178-186.

3. Голенкова О.В. Педагогические методы обучения трудотерапии как механизма реализации потенциала социоприродного окружения в процессе социализации инвалидов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 8(54). С. 145-152.

4. Дискурс социальных проблем в образовательном пространстве в период пандемии коронавируса: опыт учащихся общеобразовательных школ / С.Л. Мельников, И.А. Гончарова, С.И. Демин, М.С. Морозов // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 1 0 февраля 2021 года. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. С. 391-399.

5. Епремян Т.В. Дискурсивные технологии управления. Учебник для бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Социология». Брянск: РИСО БГУ, 2022. 258 с.

6. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.

7. Ефимочкина Н.Б. Эволюция цифровых полей социальных трансформаций мегаполиса/ Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 4 (24). С. 73-85.

8. Киричек П.Н. Правовое поле социальной политики: вектор изменений / П.Н. Киричек // Система ценностей современного общества. 2014. № 33. С. 52.

9. Киричек П.Н. Пресса как агент социализации личности / П.Н. Киричек // В сборнике: III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации. Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 2020. С. 387-394.

10. Киселев А.Г. Проблемы отношения государственно-управленческих структур к институту семьи / А.Г. Киселев, С.А. Шилина, М.А. Штельмухова // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира : Сборник материалов, Москва, 19-20 февраля 2018 года. - Москва: ООО «МАКС Пресс», 2018. - С. 485-487.

11. Ковалева Е.Л. Вопросы качества жизни и здоровья в радиационно загрязненных районах / Е.Л. Ковалева, В.Н. Касацкая, А.В. Ковалева // Социальная динамика населения и устойчивое развитие, Москва, 10 октября 2019 года / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2019. С. 151-155.

12. Ковалева Е.Л. Рассмотрение социально-экологического мониторинга как инструмента определения качества жизни нашего социума / Е. Л. Ковалева // Русский мир: динамика научного познания : сборник статей участников Международной научно -практической конференции, Арзамас, 23-25 октября 2019 года / Ответственный редактор

Список использованных источников

гло л 'directory of

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2023, №1(29)

С.В. Напалков, научный редактор Е.В. Валеева; Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Фонд «Русский мир». Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2019. С. 214-219.

13. Лифанова Т.Е. Дискурсивные технологии в социальной работе: благотворительность и меценатство. Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (Социальная работа в системе социальных служб). Брянск: РИСО БГУ, Изд-во Худовец Р.Г., 2022. 162 с. [4]

14. Лифанова Т.Е. Проблемные вопросы работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов: социологический аспект / Т.Е. Лифанова, А.А. Пимахова, Е.В. Харлашина, А.М. Шилин // Научный журнал Дискурс. 2018. № 7 (21). С. 155-167.

15. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2020. Том Часть 2. 160 с.

16. Лифанова Т.Е. Формирование у студентов семейных ценностей с помощью психосемантического метода // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ульяновск, 2013. С. 385-389.

17. Мамедов А.К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности? / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1 (13). С. 68-75.

18. Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект/ А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. 2020. С. 76-96.

19. Мамедов А.К. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски / А.К. Мамедов, Л.Ю. Писарева // Социология. 2020. № 3. С. 4-17.

20. Мартыненко И.Д. Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи в свете социального проектирования политики государства по укреплению института семьи / И. Д. Мартыненко и др. // Практический дискурс высшей школы : Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Брянск, 01 декабря 2016 года. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2016. С. 81-85.

21. Моисеенко Н.А. Дискурсивные аспекты семейных ценностей молодежи / Н.А. Моисеенко, С.А. Айрапетян, Ж.А. Казорина // Социальная динамика населения и устойчивое развитие, Москва, 10 октября 2019 года / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2019. С. 280-283.

22. Шилина С.А. Управленческий дискурс как технология социальной политики государства по укреплению института семьи / С.А. Шилина и др. // Экономика. Социология. Право. 2017. № 4 (8). С. 91-110.

Сведения об авторах

Стародубцева Наталья Анатольевна - аспирант направления подготовки Социология ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. Телефон: +74832580520 (1231), е^П: [email protected].

Солодкова Алина Владимировна - студент направления подготовки 39.03.01 Социология, факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. Е-mail: S [email protected].

ЮЛ Р"»

ljvjra-j jouri

UDC 316.354

THEORETICAL APPROACHES TO THE DEFINITION FAMILY LIFE CYCLE

Starodubtseva N.A., Solodkova A.V.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

This article discusses the problem of defining the concept of «family life cycle», analyzes the main stages of the cycle, and also pays great attention to the method of social design as a way of modeling social reality. The moments connected with the transformation of traditional values corresponding to the family way of life are determined, the necessity of referring to the historical origins of the institution of the family is justified. The conclusion is made about the importance of the family as a small social group for strengthening the foundations of statehood, because it is in the family that the moral guidelines with which a person enters life are laid. Keywords: family life cycle, family, social design.

References

1. Golenkova O.V. Model of professional training of future social workers to accompany children left without parental care / O.V. Golenkova // Modern problems of science and education. 2012. №. 2. P. 183.

2. Golenkova O.V. The use of methods of sociological research as a technology of practice-oriented learning // Education management: theory and practice. 2022.№. 8(54). Pp. 178-186.

3. Golenkova O.V. Pedagogical methods of teaching occupational therapy as a mechanism for realizing the potential of the socio-natural environment in the process of socialization of disabled people // Education management: theory and practice. 2022. №. 8(54). PP. 145-152.

4. Discourse of social problems in the educational space during the coronavirus pandemic: the experience of secondary school students / S.L. Melnikov, I.A. Goncharova, S.I. Demin, M.S. Morozov // Discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Bryansk, February 10, 2021. Bryansk: Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2021. Pp. 391-399.

5. Yepremyan T.V. Discursive management technologies. Textbook for bachelor's and master's degrees in the field of «Sociology». Bryansk: RISO BSU, 2022. 258 p.

6. Efimochkina N.B. Digital fields of social transformations of megapolis / N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. №. 3 (23). Pp. 35-45.

7. Efimochkina N.B. Evolution of digital fields of social transformations of megapolis/ N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. №. 4 (24). Pp. 73-85.

8. Kirichek P.N. Legal field of social policy: vector of changes / P.N. Kirichek // System of values of modern society. 2014.№. 33. P. 52.

9. Kirichek P.N. Press as an agent of personality socialization / P.N. Kirichek // In the collection: III Moses Readings: Culture and humanitarian problems of modern civilization. Reports and materials of the All-Russian (national) Scientific Conference. Moscow, 2020. Pp. 387-394.

10. Kiselev A.G. Problems of the relationship of state-management structures to the institution of the family / A.G. Kiselev, S.A. Shilina, M.A. Shtelmukhova // Social injustice in the sociological dimension: challenges of the modern world : A collection of materials, Moscow, February 19-20, 2018. - Moscow: MAX Press LLC, 2018. - Pp. 485-487.

11. Kovaleva E.L. Issues of quality of life and health in radiation-contaminated areas / E.L. Kovaleva, V.N. Kasatskaya, A.V. Kovaleva // Social dynamics of the population and sustainable development, Moscow, October 10, 2019 / Lomonosov Moscow State University. Moscow: MAX Press LLC, 2019. Pp. 151-155.

12. Kovaleva E.L. Consideration of socio-ecological monitoring as a tool for determining the quality of life of our society / E. L. Kovaleva // Russian world: dynamics of scientific knowledge : collection of articles by participants of the International Scientific and Practical Conference, Arzamas, October 23-25, 2019 / Responsible editor S.V. Napalkov, scientific editor

гло л 'directory of

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2023, №1(29)

E.V. Valeeva; Arzamas branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky», Russian World Foundation. Arzamas: Arzamas Branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «N.I. Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University», 2019. Pp. 214-219.

13. Lifanova T.E. Discursive Technologies in Social Work: charity and Patronage. Educational and methodical manual for bachelor's degree in the field of training 39.03.02 Social work (Social work in the system of social services). Bryansk: RISO BSU, Publishing house Khudovets R.G., 2022. 162 p. [4]

14. Lifanova T.E. Problematic issues of working with families raising disabled children: a sociological aspect / T.E. Lifanova, A.A. Pimakhova, E.V. Kharlashina, A.M. Shilin // Scientific Journal Discourse. 2018. №. 7 (21). Pp. 155-167.

15. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized institutions of social service / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 «Social work» / Bryansk, 2020. Volume Part 2. 160 p.

16. Lifanova T.E. Formation of family values among students using the psychosemantic method // Category of «social» in modern pedagogy and psychology. Materials of the scientific and practical conference (correspondence) with international participation. Ulyanovsk, 2013. Pp. 385-389.

17. Mammadov A.K. Virtual personality: social escapism or a new field of creativity? / A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2019. №. 1 (13). Pp. 68-75.

18. Mammadov A.K. Personality in the information matrix: an unfinished project / A.K. Mammadov // In the collection: Transformation of communication in the digital age. Materials of an online scientific conference with international participation dedicated to the World Mail Day. Ed. A.K. Mammadov, I.N. Chudnovskaya. 2020. Pp. 76-96.

19. Mammadov A.K. Metamorphoses of digital society: difficulties of growth and risks / A.K. Mammadov, L.Y. Pisareva // Sociology. 2020. №3. Pp. 4-17.

20. Martynenko I.D. Maternity capital as a form of additional family support in the light of social design of state policy to strengthen the institution of the family / I. D. Martynenko et al. // Practical discourse of higher school : Collection of reports of the International scientific and practical Conference, Bryansk, December 01, 2016. Bryansk: Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2016. Pp. 81-85.

21. Moiseenko N.A. Discursive aspects of family values of youth / N.A. Moiseenko, S.A. Hayrapetyan, Zh.A. Kazorina // Social dynamics of the population and sustainable development, Moscow, October 10, 2019 / Lomonosov Moscow State University. Moscow: LLC «MAX Press», 2019. Pp. 280-283.

22. Shilina S.A. Managerial discourse as a technology of social policy of the state to strengthen the institution of the family / S.A. Shilina et al. // Economics. Sociology. Right. 2017. №. 4 (8). Pp. 91-110.

Author's information

Starodubtseva Natalia Anatolyevna - postgraduate student of the field of study Sociology, k of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 241036, Russia, Bryansk, Bezhitskaya str., 14. Phone: +74832580520 (1231), е-mail: [email protected].

Solodkova Alina Vladimirovna - student of the direction of training 39.03.01 Sociology, Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 241036, Russia, Bryansk, Bezhitskaya str., 14. E-mail: S [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.