Научная статья на тему 'Теоретические подходы к изучению профессионально-педагогической мобильности педагога'

Теоретические подходы к изучению профессионально-педагогической мобильности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кипина Оксана Анатольевна

Современные тенденции образования требуют определения приоритетных на сегодня подходов к подготовке специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кипина Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к изучению профессионально-педагогической мобильности педагога»

5. Коломок, О. И, Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей - вуз»: Дис. ... канд пед наук. [Текст] / О. И. Коломок - Саратов, 1998. - 126 с.

6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: 1975, 304 с.

7. Сластенин, В. А., Асадуллин, Р. М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности [Текст] / В. А. Сластенин, Р. М. Асадуллин // Сибирский педагогический журнал,- 2005,- № 5. - С. 3-18.

8. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций [Текст] / Е. Н.Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.

УДК 371.32

О. А. Кипина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Современные тенденции образования требуют определения приоритетных на сегодня подходов к подготовке специалистов. Подход -мировоззренческая категория, отражающая установки субъектов педагогического процесса [4; 54]. Ориентация в современных подходах к профессиональному образованию помогает определить основные направления, цели и принципы педагогической деятельности и выстроить систему педагогических действий.

Для выбора подхода к рассмотрению какого-либо понятия или категории необходимо учитывать уровень обобщенности этого понятия или категории.

Более специфичная и узкая трактовка требует большего количества подходов, которые могут быть использованы при описании понятия. Однако необходимо учитывать в процессе научного поиска, что используемые подходы не должны вступать друг с другом в противоречие.

Феномен «профессионально-педагогическая мобильность» находится на пересечении экономических, социальных, образовательных, трудовых отношений. В связи с этим необходимо изучение данного понятия с точки зрения различных подходов.Понятие «профессионально-педагогическая мобильность» является более узким по отношению к понятию «мобильность», «профессиональная мобильность», «педагогическая мобильность». Поэтому, при рассмотрении данного понятия, адекватно использование нескольких подходов.

Изучение проблемы профессионально-педагогической мобильности с точки зрения гуманистического подхода ориентирует на создание условий, содействующих профессиональному и личностному саморазвитию. Он позволяет организовать пространство, в котором всякая деятельность приобретает личностный смысл, а система формирования становится динамичной, т. е. приобретает способность адекватно реагировать на изменения внешних и внутренних условий.

С позиции гуманистического подхода профессионально-педагогическая мобильность определяется как экзистенциональная ориентация личности, представленная в ее структуре в виде ценностно-смыслового конструктора, продуцирующего в определенные моменты жизни виды, типы, уровни мобилизации, адекватные требованиям среды. Представление о мобильности как ценностно-смысловом конструкте позволяет рассматривать ее как способ освоения физического и социального пространства, который является относительно устойчивым [1].

Системный подход в педагогике представляет собой комплексное изучение наиболее существенных закономерностей развития явления как единого целого с позиции системного анализа. Системный анализ — это разложение целого на составные части, когда система дробится на подсистемы до отдельных компонентов с целью выделения элементов предмета и установления причинно-следственных связей между ними. Далее осуществляется системный синтез, суть которого заключается в воссоздании целостности на основе взаимодействия всех частей между собой и выхода на общие выводы.

Системный подход к исследованию проблемы формирования профессионально-педагогической мобильности позволяет рассмотреть данный процесс как результат качественного совершенствования действий будущего педагога во взаимодействии с субъектом своей деятельности, а также как саморегулируемую систему. С данной позиции Л. Амирова, 3. Багишаев профессионально-педагогическую мобильность рассматривают как систему, состоящую из совокупности компонентов: профессионально-педагогическая деловитость, имеющая в своей основе личностную активность; профессионально-педагогическая компетентность, основу которой составляет готовность как интегративное качество личности; профессиональнопедагогическая гибкость, базирующаяся на адаптивности как личностном свойстве; профессионально-педагогическое новаторство, психологическим фундаментом которого является способность к творческой деятельности. Данные компоненты могут быть распределены между био- и социодетерминантами. Так, активность можно отнести, по преимуществу, к биодетерминанте, как и адаптивность. Готовность в равной степени соотносится с био и социодетерминантами, поскольку ее одинаково уместно рассматривать как с физиологической, анатомической точки зрения, так и социальной. Креа-

тивность же - это чисто социальное качество, в структуре которого одним из основных компонентов является рефлексия [1].

Признаками профессионально-педагогической .мобильности с точки зрения системного подхода являются: наличие разносторонних профессионально-педагогических умений с установкой на их саморазвитие; вариативное управление действиями; самоконтроль и самооценку результатов.

С позиции синергетического подхода профессионально-педагогическая мобильность представляет собой открытую, самоорганизующуюся, нелинейную систему. В педагогике синергетический подход основывается на законах и закономерностях синергетики, то есть на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических систем (В. И. Андреев).

Систему формирования профессионально-педагогической мобильности можно считать открытой, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимися (обратная связь), целенаправленного добывания информации. Во время этого процесса появляются новые цели, методы и средства обучения. Во-вторых, меняется содержание образования, так как оно не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент [2]. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Результат педагогического процесса всегда отличен от замыслов его участников. В-третьих, постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия. Синергетический подход позволяет рассматривать человека как сложную вероятностную систему открытого типа, способную при определенных условиях к самоорганизации и саморазвитию; учитывать нелинейную зависимость изменений уровня профессиональнопедагогической мобильности от педагогических воздействий и индивидуальность траектории ее развития.

Общепризнано, что человек формируется, развивается и проявляется в деятельности. Деятельностный подход в педагогике означает взгляд на педагогические процессы с позиции теории деятельности, имеющую свою структуру: цель - средства - действия - результаты. Посредством организации деятельности осуществляется присвоение человеком социального и профессионального опыта, развитие психических функций и способностей, формируется система отношений к миру и к самому себе.

Деятельностный подход позволяет организовать процесс становления профессионально-педагогической мобильности как интенсивную, постоянно усложняющуюся деятельность педагога, в процессе которой человек усваивает науку, культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества (Л. С. Выготский. А. Н. Леонтьев, Г, И. Щукина).

Личностно-деятельностный подход основан на идее развития личности через деятельность, в которой происходит становление студента как активного субъекта деятельности, реализующего свой способ жизнедеятельности и свою личностную сущность. Л. В. Горюнова, рассматривая профессиональную мобильность с данной точки зрения, определяет деятельность про-фес сионально мобильного специалиста как мотивированную, целенаправленную, активную, проявляющуюся в профессионально жизненном пути. Успешность такой деятельности зависит от возможностей специалиста и готовности с ними работать. Данный подход помогает определить признаки профессионально-педагогической мобильности: наличие рефлексии своего профессионализма, своих возможностей, изменений своей личности и деятельности; готовность к изменениям в жизнедеятельности; активность, успешность деятельности, целеполагание, предвидение результатов [3].

Личностно-ориентированный подход определяет позицию педагога как активного субъекта собственной деятельности по саморазвитию. Поэтому содержание личностно-ориентированного образования должно включать все, что нужно человеку для развития собственной личности, и иметь следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный.

Личностно-ориентированный подход в педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе обучающийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной целенаправленной деятельности.

Основная идея личностно-ориентированного подхода (Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков И. С. Якиманская и др.) заключается в том, что образование, нацеленное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, ее сил, саморазвития. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием индивида с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций образовательного процесса. Существуют различные подходы к реализации личностно-ориентированного образования. Так, И. С. Якиманская рассматривает обучающегося как субъекта познания и предлагает строить образовательный процесс на основе его познавательной деятельности, способностей, интересов, предоставляя возможности для самореализации в познании, учебной деятельности и поведении [5; 31]. По мнению Е. В. Бондаревской, целями личностно-ориентированного образования являются поддержка и развитие человека в человеке, его самореализация, саморазвитие, адаптация, саморегуляция, самовоспитание.

Акмеологический подход позволяет рассматривать вопросы формирования профессионально-педагогической мобильности через призму самосознания личности в его профессиональной деятельности. Причем данный подход предполагает формирование у профессионально-мобильного специалиста системы ценностей, позволяющих ему успешно самореализоваться в профессии.

С точки зрения компетентностного подхода, профессионально-педагогическая мобильность специалиста представляет собой совокупность определенных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности. Несмотря на то, что этому подходу в образовании стали уделять особое внимание, использование его при подготовке мобильного специалиста также затруднено, так как пока нет единого определения и представления о компетенциях современного специалиста [3].

Событийный подход позволяет рассмотреть профессионально-педагогическую мобильность специалиста с позиции значимости происходящих в его жизни событий. Направленность профессионально мобильного специалиста активизируется в процессе преобразования себя в профессии, а также в окружающей реальности. Профессионально-мобильный специалист готов изменить свою деятельность в соответствии с меняющимися условиями, событиями окружающей жизни, которые являются фактором детерминации его мобильности. С точки зрения данного подхода, профессионально-мобильного специалиста отличает способность влиять на события, управлять ими, использовать их для своего саморазвития, работать с реалиями и возможностями. Реализация данного подхода в процессе подготовки профессионально-мобильного педагога представляет определенные трудности, т. к. насыщение образовательного пространства значимыми для личности событиями требует нестандартных механизмов, технологий, диагностик [3].

Эволюционный подход позволяет широко интерпретировать как сущностное, содержательное, так и функциональное назначение профессионально-педагогической мобильности. Если процесс развития рассматривать в категориях непрерывности, вездесущности, всепроникаемости, то мобильность человека является непосредственным условием этого процесса. Ведь именно она позволяет ему двигаться, развиваться, изменяться. В этом случае мобильность может быть рассмотрена как изначально данное, и факт ее отсутствия невозможен. С данной позиции, по мнению Л. Амировой,

3. Багишаева, интерес представляет скорость и качество протекания данного процесса. Только в этом аспекте профессионально-педагогическую мобильность можно рассматривать как условие, определяющее качество жизни человека [1].

Специфика социокультурного подхода состоит в том, что он интегрирует три измерения человеческого бытия (тип соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности), которые взаимосвязаны и влияют

друг на друга. Социокультурный опыт личности представляет собой единство когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого и коммуникативного компонентов [2].

Когнитивный компонент социокультурного опыта проявляется в знаниях, представлениях, понятиях и суждениях. Эмоционально-ценностный компонент (активность) складывается в процессе всей жизнедеятельности субъекта и опосредован сферой бессознательного. Поведенческий компонент (готовность) определяет практическую готовность к определенному поведению, нацеленность на реализацию сложившихся социальных представлений и культурных ценностей, которые фиксируются и закрепляются в сознании человека в процессе его жизнедеятельности. Коммуникативный компонент обуславливает получение новых представлений, отношений, установок, норм и правил общения (адаптивность) [1].

Таким образом, использование различных подходов в изучении профессионально-педагогической мобильности позволит точнее определить сущность данного понятия, а также специфику ее формирования у будущих педагогов.

Библиографический список

1. Амирова, Л. А., Багишаев, 3. А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования [Текст] /Л. А. Амирова, 3. А. Багишаев // Alma mater. - 2004. - № 1. - С. 55-60.

2. Берулава, Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие. [Текст] / Г. А. Берулава - Сочи.: Научно-образовательный центр Российской академии образования, 2002. - 220 с.

3. Горюнова, Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / [Текст] / Л. В. Горюнова Ростов-на-Дону, 2006. - 344 с.

4. Никитина, Н. Н., Железкякова, О. М., Петухов, М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие. [Текст] /Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.

5. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. [Текст] / И. С. Якиманская - М.: Сентябрь, 2000. - 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.