находчивость и неприятие пассивного роли женщины помогло ей спасти мужа.
В сказке «Недотепа» именно терпеливая и умная жена научила своего мужа думать самостоятельно и принимать решения, достойные главы семьи.
Сказка «Проделка трех девушек» на образах трех дочерей бедняка, сумевших помочь вернуть отцу отобранное у него золото, воспитывает смелость, решительность и умение контролировать ситуацию.
Легенда «Гора Кузнец» повествует о смелой девушке Мерьем, выступившей против врагов-чужеземцев, которые стали использовать гору для ковки оружия, что повлекло за собой пересыхание родников. Мучения народа прекратились после того, как Мерьем, не побоявшись врага, поднялась на гору и обратилась к главарю с требованием уйти и не губить людей. Ее не напугал тот факт, что много богатырей уже потеряли голову, сражаясь с врагом. В момент, когда Мерьем упала наземь замертво от кинжала злодея, гора содрогнулась, разверзлась и поглотила пришельцев. Отвага и непреодолимое желание защитить свой народ от гнета врагов выделяет образ Мерьем среди традиционных образов мусульманской женщины.
Но сказки и легенды не только восхваляют и воспитывают наличие мужских черт характера в женских образах. В некоторых из них высмеивается недостаток у женщин маскулинных черт характера. Так, например, в сказке «Волшебство Таз Оглана» описывается история о безвольной дочери хана, отданной замуж за простого крестьянина. Она ни разу не вступилась за своего мужа, которого трижды пытался убить хан. В конце концов, она вместе с матерью, родней и визирями превратились в стадо ослов.
Из приведенных выше примеров женских образов в крымскотатарском фольклоре наглядно видно, что главные героини некоторых сказок и легенд отнюдь не высокофемининные женщины. Наличие маскулинных черт в этих образах помогают им достойно выдерживать жизненные испытания, справляться с трудностями, побеждать. Высокофемининные женщины наоборот показываются в невыигрышном виде и высмеиваются.
Это позволяет сделать вывод, что гендерные идеалы в этнопедагогике крымскотатарского народа, кроме традиционно фемининных и маскулинных, включают и воспитание андрогинной личности, способной демонстрировать богатый набор тендерного поведения.
Список использованной литературы:
1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.
2. Красова Е. Ю. Андрогиния // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. — М. : Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты»: Информация XXI век, 2002. — 256 с.
3. Сказки и легенды татар Крыма. - Симферополь : Госиздат Крым. АССР, 1936, - М. : Новости, 1992 - 352 с.
© Таирова З. Ш., 2017
УДК 378.4
Цуникова Т.Г.
к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии г. Москва, Российская Федерация Сухоленцева А.А.
Заместитель заведующего кафедрой проблем управления по учебно-воспитательной работе
г. Москва, Российская Федерация
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ РЕПЕРТУАР И КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗАДАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИКА"В МИРЭА
Аннотация
Статья ориентирована на модальное управление образовательным процессом в рамках организации
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
образовательной деятельности по направлению «Мехатроника и робототехника» в части проектирования мотивационной готовности на основе текстового сопровождения процесса выстраивания индивидуальной (групповой) траектории обучения, которые направлены на углубление интереса к выбранной специальности.
Ключевые слова
Конкурентоспособная личность, инструментальной компетенция, коопетенция, проективные, навыкообразующие и личностные показатели, мотивационная готовность профессиональной деятельности
Российское профессионально-техническое образование исходит из понимания важности формирования гражданской ответственности выпускников на базе кооперативного образовательного пространства «колледж - научно-исследовательский вуз - базовые предприятия». Это вызвано тем, что с одной стороны, существует проблема перманентной утечки научно-технических кадров, обусловленная западно-ориентированной направленностью российской трудовой миграции выпускников с высшим образованием.
Анализ научной литературы позволяет выделить определенные предпосылки к формированию профессиональной подготовки выпускников в вузах России. В ней, в частности, нашли отражение следующие вопросы:
- на методологическом уровне - формирование конкурентоспособной личности (Н.Н. Никитина [17]); целенаправленного воздействия на личность обучаемого через механизм самоорганизации (Е. Князева, С. Курдюмов, И. Пригожин, Г. Хакен и др.); развитие субъекта до уровня профессионала на основе акмеологического и процессного подходов как проявление адекватной мотивации самоосуществления (Л. М. Митина [15], Т. Кудрявцев [10], В. Шадриков [26] и др.); формирование мотивационной готовности на основе гуманистического подхода в сочетании с акмеологическим, синергетическим подходами (М.Вебер, Д. Голдторп, П.А. Сорокин, Б. Шеффер, Р.М. Хаузер и др.) А также формирование профессиональной культуры в процессе сознательной, ценностно-ориентированной деятельности на основе социологического подхода (П.М. Бло, О.Д. Данкен, Э.Ф. Джексон, Э. Дюркгейм, Г.Д. Крокет, У. Мур, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Б. Шеффер, П. Штопка и др.). В то же время вопросы организации текстового сопровождения индивидуальных (групповых) образовательных траекторий обучаемых в техническом вузе не получили инструментальной поддержки и необходимой локально-нормативной базы;
- на теоретическом уровне - различные аспекты мотивационной готовности к профессиональному развитию (Э.Ф. Зеера [7], Л.М. Митиной [15], Н.С. Пряжникова [19] и др.); идея гармонизации личного и общественного (В.И. Загвягинский, Л.И. Гриценко [5-6]); готовность изменить свою жизнь и деятельность сообразно потребностям инновационной экономики (Л.А. Амирова, З.А. Багишаев [3]); готовность специалиста к смене выполняемых профессиональных заданий, рабочих мест, способность быстро осваивать новые специальности (Л.В. Горюнова, Э.Ф. Зеер и др.); способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами профессиональной деятельности (С.Е. Каплина [8], Л.П. Меркулова, В.А. Мищенко [16]); креативность как творческое отношение к среде и собственной деятельности (Л.А. Амирова, З.А. Багишаев [3], Б.М. Игошев, В.А. Мищенко [16]); компетентность как способность гибко ориентироваться в профессии, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию (Л.А. Амирова, З.А. Багишаев [3]); коопетентность, как способность принимать решения в сотрудничестве (В.А. Сластенин [20]). Однако сущность, содержание и особенности наставнической (тьюторской) поддержки индивидуальных (групповых) образовательных траекторий обучаемых, управления поэтапным формированием профессиональной готовности выпускников в техническом вузе не достаточно проявились в исследованиях.
К числу наиболее значимых теорий обучения, привлеченных в исследование процесса формирования профессиональной мобильности бакалавров, следует также отнести теорию проблемного обучения (Г.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер [12], А.М. Матюшкин [13] и др.); теорию оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.); кибернетическую теорию обучения (С.И. Архангельский [4], Н.В. Кузьмина [11], Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина и др.).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
Следует отметить, что общими ограничениями проектирования процесса управления поэтапным формированием профессиональной готовности выпускников, как и организацией образовательной деятельности в целом, являются их обращенность в основном к определенной возрастной категории и технологическими сложностями реализации теоретических установок (мотива). Последнее ограничение может быть разрешено, если принять тезис, что управление индивидуальным (групповым) развитием выступает в качестве механизма обучения на основе антропологического подхода как ведущего и компетентностного как основополагающего к организации образовательного процесса в техническом университете.
Антропологический подход в исследовании охватывает вопросы смены и конфликта идеалов, ценностей, смыслов и целей при решении вопросов воспитания будущих инженеров не как максимально приспособленных субъектов профессиональной деятельности, а нравственных и порядочных людей, обладающих относительно свободным личным выбором и мотивационной готовностью в особых условиях жизнедеятельности человека (аксиологический аспект).
В предлагаемом исследовании ФГОС ВО 3+ компетентностный подход доопределен в соответствии с целями формирования заданных компетенций бакалавров, и уточняет понятия компетенции, инструментальной компетенции и коопетенции.
Применительно к направлению подготовки «Мехатроника и робототехника» компетенции субъекта профессиональной деятельности определены как совокупность знаний, умений, навыков, направленных на приобретение профессионального опыта путем решения стандартных научно-исследовательских и проектно-конструкторских задач на основе информационной и, в частности, библиографической культуры, задач межличностного и межкультурного взаимодействия, формирования гражданской и мировоззренческой позиции.
Инструментальная компетенция определяет направление развития субъекта профессиональной деятельности и определяется владением современными информационными технологиями, готовностью применять современные средства автоматизированного проектирования, моделирования мехатронных и робототехнических систем (их подсистем, отдельных элементов и модулей) и готовностью к формированию профессиональных поведенческих моделей («способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности», «способен проводить вычислительные эксперименты», «способен внедрять результаты исследований и разработок») [4].
Модальное управление образовательным процессом в рамках организации образовательной деятельности по направлению «Мехатроника и робототехника» ориентировано на проектирование мотивационной готовности, получение знаний в профессиональной сфере и развитие личности студентов для обеспечения профессиональной деятельности путем формирования и развития профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций.
В рамках организации образовательной деятельности по данному направлению предусмотрены также адаптированные формы выстраивания индивидуальной (групповой) траектории обучения, которые направлены на: углубление интереса к выбранной специальности, готовности к участию в научно-исследовательских разработках новых робототехнических и мехатронных систем; развитию способностей ориентироваться в профессии, использовать основы знаний в различных сферах деятельности; развитию способностей самоорганизации и самообразования; творческих способностей личности [4].
Рассмотрим компетентностный репертуар по направлению подготовки «Мехатроника и робототехника» профилей «Автономные роботы» (первый цикл обучения) и «Интеллектуальные мобильные роботы» (второй цикл обучения) (См. Табл.1). Цикл 2 - ожидаемое будущее.
Проективные показатели (знания, навыки, умения, владения - ЗУНВ) задают интерпретацию действий и позволяют выходить за нормативно-заданную ситуацию.
Проективными показателями, лежащими в основе первого цикла обучения (бакалавриата) по направлению подготовки «Мехатроника и робототехника», являются: знания и понимание законов и методов естественных наук и математики; владение физико-математическим аппаратом, необходимым для описания мехатронных и робототехнических систем; умение решать стандартные задачи профессиональной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
деятельности с применением информационно-телекоммуникационных технологий; понимание междисциплинарного контекста инженерной науки.
Проективные показатели второго цикла обучения (магистратуры) по направлению «Мехатроника и робототехника» профиля «Интеллектуальные мобильные роботы» базируются на показателях первого цикла обучения: умение использовать в своей практической деятельности знания и умения, относящиеся не только к своему научному направлению, но и к новым областям знаний, не связанные непосредственно с профессиональной сферой деятельности; владение в полной мере основным физико-математическим аппаратом, необходимым для описания и исследования разрабатываемых систем и устройств; критическая осведомленность о передовых знаниях в области робототехники.
Навыкообразующие показатели ЗУНВ - это закрепляющие достигнутые практики и методы первого цикла обучения, лежащие в основе инженерного анализа: способность применять полученные знания для постановки, формулирования и решения стандартных задач профессиональной деятельности, используя признанные методы; способность применять полученные знания для анализа инженерных систем, процессов и методов; способность выбирать и применять соответствующие аналитические методы и методы; осуществлять анализ научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в области средств автоматизации и управления.
Во втором цикле обучения навыкообразующими показателями будут являться:
использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ;
способность применять полученные знания для концептуализации инженерных моделей, систем и процессов;
способность применять инновационные методы для решения инженерных задач; применение современных и специализированных средств автоматизированного проектирования и машинной графики при проектировании систем и их отдельных модулей.
Предметные показатели ориентированы на инженерное проектирование, исследования, инженерную практику.
Инженерное проектирование первого цикла обучения заключается в способности применять инженерные знания и понимание для разработки и реализации проектов, удовлетворяющих заданным требованиям; знании методов проектирования и способность использовать их на практике.
Второй цикл обучения отличается способностью использовать творческий подход для разработки новых оригинальных идей и методов; способностью разрабатывать методики проведения экспериментов, конструкторской и проектной документации для действующих макетов и образцов мехатронных и робототехнических систем и их подсистем, обработке результатов с применением современных информационных технологий и технических средств в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями.
Исследования для первого цикла обучения включают способность планировать и проводить эксперименты на действующих макетах, образцах мехатронных и робототехнических систем по заданным методикам и обрабатывать результаты с применением современных информационных технологий и технических средств; способность планировать и проводить вычислительные эксперименты с использованием стандартных программных пакетов с целью исследования математических моделей мехатронных и робототехнических систем; способность внедрять на практике результаты исследований и разработок, выполненных индивидуально и в составе группы исполнителей, обеспечивать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; способность находить необходимую литературу.
Исследования во втором цикле подготовки по направлению «Мехатроника и робототехника» заключаются в подготовке технического задания на проектирование мехатронных и робототехнических систем их подсистем и отдельных устройств с использованием стандартных исполнительных и управляющих устройств, средств автоматики, измерительной и вычислительной техники, а также новых устройств и подсистем; разработке методики проведения экспериментальных исследований и испытаний мехатронной или робототехнической системы; готовности собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии в своей профессиональной деятельности
Для инженерной практики бакалавриата по направлению «Мехатроника и робототехника» характерно: способность выбирать и использовать подходящее оборудование, инструменты и методы; способность сочетать теорию и практику для решения инженерных задач; понимание применяемых методик и методов, и их ограничений; способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов своей профессиональной деятельности. Во втором цикле инженерной практики по данному направлению подготовки: способность интегрировать знания различных областей и справляться со сложными задачами; всестороннее понимание применяемых методик и методов, и их ограничений; знание нетехнических ограничений инженерной деятельности.
Личностные показатели первого цикла обучения связаны с эффективным осуществлением профессиональной деятельности и определяют потенциал к профессиональному росту: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; способность к самоорганизации и самообразованию; использование различных методов с целью эффективного взаимодействия с инженерным сообществом и обществом в целом; способность использовать основы экономических и правовых знаний в различных сферах деятельности; способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции; понимание влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду.
Личностные показатели второго цикла обучения по направлению «Мехатроника и робототехника» направлены на выполнение требований, предъявляемым к выпускникам первого цикла на более высоком уровне, и связаны со способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способностью к самостоятельному обучению с помощью современных информационных технологий новым методам исследования, к постоянному обновлению и расширению своих знаний, к изменению в случае необходимости научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.
Тем самым, в исследовании предлагается задать и экспериментально проверить такой измерительный инструментарий, который бы соответствовал новым требованиям развития рынка техники и технологий (табл.1).
Таблица 1
Матрица компетенций по направлению подготовки «Мехатроника и робототехника» (1 уровень)
Формирующие компетенции Компетенции по ФГОС 3+ Компетенции по содержанию
личностные • «способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)»; Умение использовать базовые знания в различных областях
• «способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2»); Способность к анализу
• «способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3)»; Умение использовать базовые знания в различных областях
• «способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4)»;
• «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)»
• «способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)»; Умение согласовывать свои действия
• «способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)» Умение организовывать свои действия
предметные • «способностью представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ОПК-1)» Умение использовать базовые знания в различных областях
• «готовностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии в своей профессиональной деятельности (ОПК-4)» Навыки управления информацией
• «способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов своей профессиональной деятельности (ОПК-5)» Умение использовать базовые знания в различных областях
• «способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6)» Навыки управления информацией
• «способностью осуществлять анализ научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в области средств автоматизации и управления, проводить патентный поиск (ПК-4)»; Способность к анализу
• «способностью проводить эксперименты на действующих макетах, образцах мехатронных и робототехнических систем по заданным методикам и обрабатывать результаты с применением современных информационных технологий и технических средств (ПК-5)»; • «способностью проводить вычислительные эксперименты с использованием стандартных программных пакетов с целью исследования математических моделей мехатронных и робототехнических систем (ПК-6)»; • «готовностью участвовать в составлении аналитических обзоров и научно-технических отчетов по результатам выполненной работы, в подготовке публикаций по результатам исследований и разработок (ПК-7)»; Исследовательские навыки
• «способностью внедрять результаты исследований и разработок и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-8)»; • «способностью участвовать в качестве исполнителя в научно-исследовательских разработках новых робототехнических и мехатронных систем (ПК-9)» Умения применять знания на практике
навыкообразующие • «владением физико-математическим аппаратом, необходимым для описания мехатронных и робототехнических систем (ОПК-2)» • «владением современными информационными технологиями, готовностью применять современные средства автоматизированного проектирования и машинной графики при проектировании систем и их отдельных модулей, а также для подготовки конструкторско-технологической документации, соблюдать основные Владение профессиональными знаниями
требования информационной безопасности (ОПК-3)»
• «способностью составлять математические модели мехатронных и робототехнических систем, их подсистем и отдельных элементов и модулей, включая информационные, электромеханические, гидравлические, электрогидравлические, электронные устройства и средства вычислительной техники (ПК-1)» • «способностью разрабатывать программное обеспечение, необходимое для обработки информации и управления в мехатронных и робототехнических системах, а также для их проектирования (ПК-2)»; • «способностью разрабатывать экспериментальные макеты управляющих, информационных и исполнительных модулей мехатронных и робототехнических систем и проводить их экспериментальное исследование с применением современных информационных технологий (ПК-3)»[18] Умение применять профессиональные знания на практике, способность порождать новые идеи
Приведённый инструментарий предоставляет собой матрицу компетенций по заданному направлению подготовки бакалавров в техническом вузе в рамках организации образовательной деятельности; при этом по данному направлению предусмотрены также адаптированные формы выстраивания индивидуальной (групповой) траектории обучения, которые направлены на углубление интереса к выбранной специальности, готовности к участию в научно-исследовательских разработках новых робототехнических и мехатронных систем; и т.п.
Совокупность антропологического и компетентностного подхода ориентируют исследователей на решение образовательных задач в условиях смены и конфликта идеалов, ценностей, смыслов и целей при решении вопросов воспитания будущих инженеров не как максимально приспособленных субъектов профессиональной деятельности, а нравственных и порядочных людей, обладающих относительно свободным личным выбором и мотивационной готовностью в особых условиях жизнедеятельности человека (аксиологический аспект), при этом компетентностный подход позволяет доопределить основные результаты учебной деятельности в соответствии с целями формирования заданных компетенций бакалавров.
Список использованной литературы:
1. Амирова, Л.А. Личностная мобильность как условие успешного профессионального самоопределения [Текст] / Л.А.Амирова // Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций: материалы IV региональной научно-практической конференции 20-21 февраля 2006 г. - Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2006. - С. 121-124
2. Амирова, Л.А. Ориентация современных образовательных систем на подготовку мобильной личности [Текст] / Л.А.Амирова, С.В.Трусов // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск /Сборник научных трудов. Вып. 10. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т», 2008. -Вып.10. - С. 13-19
3. Амирова, Л.А. Профессионально-педагогическая мобильность: сущность, стратегии реализации, векторы развития [Текст] / Л.А.Амирова, З.А.Багишаев. - М.: РАО, 2004. - 190 с.
4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. -М.,1988.
5. Гриценко Л.И. Личностно-социальное воспитание: теория и практика. - Волгоград, 2001. - 193с
6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: «Академия», 2003. - 208 с.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., перераб. М.: МПСИ, 2003. 479 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
8. Каплина С. Е. Профессиональная культура как ценностная основа формирования профессионально-мобильной личности инженера. - Вестник Бурятского государственного университета. 1/2015, с.59-65
9. Каплина С. Е. Профессиональная мобильность: Основы. Концепции. Технологии. — Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. — KG, 2011. — 490 p
10.Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. П.Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Методы системного педагогического исследования. - Л.: ЛГУ, 1980, - 172с.
12.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186с.
13.Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. -392 с.
14.Матюшкин А. М., Петросян А. Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения.
- М.: Знание, 1981. - С. 37-83.
15.Митина Л.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 28—35. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 400 с.
16.Мищенко В. А. Формирование профессиональной мобильности в системе высшего профессионального образования. / В.А. Мищенко / - Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2010,-215с.
- С.24-74.
17.Никитина Н. Н. Самоопределение личности как социокультурный феномен / Н. Н. Никитина // Новые ценности образования. 2005. - № 2. -С. 16-26. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-konkurentosposobnoi-lichnosti-uchashchikhsya-iz-nepol#ixzz4TSOThx00
18.Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.03.2015 N 206 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 15.03.06 Мехатроника и робототехника (уровень бакалавриата)» URL: http://base.garant.ru
19.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: Теория и практика. - М.: «Академия», 2007 .
20.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.; Педагогика. - М.: «Академия», 2011. - 576 с.
21.Филатов С.В., Цуникова Т.Г. Методология управления качеством образовательного продукта / Профессионализм педагога: Компетентностный подход в образовании. - М.: МАНПО, 2011. С. 300-303.
22.Филатов С.В., Цуникова Т.Г., Серегин В.Н. Концепция формирования системы сбалансированных показателей качества профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля / Проблемы качества в образовательных технологиях высшей школы / Материалы Международной научно-технической конференции INTERMATIC-2007, 23-27 октября 2007 г. Москва. - М.: МИРЭА, 2007. Ч. 4. С.142-144.
23.Филатов, С.В. Технология управления качеством профессиональной подготовки бакалавров в технических вузах России / С.В. Филатов, Т.Г. Цуникова /Профессионализм педагога: Компетентностный подход в образовании .- М.: МАНПО, 2012 . - С.289-296.
24.Филиппова В.М. Реформы образования.- М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. -303 с.
25.Цуникова Т.Г. Организационно-деятельностный подход к управлению формированием профессиональной мобильности бакалавров в техническом университете (социономический аспект): монография. М.:МИРЭА, 2016. - 278с.
26.Цуникова Т.Г., Гайдамашко И.В., Филатов С.В., Методические рекомендации по проведению исследования проблем управления качеством профессиональной подготовки бакалавров в техническом университете: Учеб. пособие. М.: ТранАрт, 2014. 140 с.
27.Цуникова Т.Г., Гайдамашко И.В., Пугачева Е.В., Системно-мыследеятельностный подход к самоорганизации деятельности субъектов образовательного процесса в техническом университете//Человеческий капитал. 2015. № 1 (73).
28.Гайдамашко И.В., Жемерикина Ю.И., Пугачева Е.В., Основные тренды развития инженерно-технического
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
образования в России // сборник статей Международной научно-практической конференции "Инновационные процессы в психологии и педагогике" (20 декабря 2014 г. г. Уфа). - Уфа: Аэтарна, 2014. С. 18-22
29.Цуникова Т.Г., Гайдамашко И.В., Пугачева Е.В., Метод кластерного модельного управления при формировании профессиональной мобильности выпускников технический университетов //Педагогика. 2016. № 6. С. 50-52.
© Цуникова Т.Г., Сухоленцева А.А., 2017