Научная статья на тему 'Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии'

Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2044
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЧЕЛОВЕК / PEOPLE / ПРИРОДА / NATURE / АТМОСФЕРА / СРЕДА / ENVIRONMENT / РЕСУРСЫ / RESOURCE / СБЕРЕЖЕНИЯ / ГЛОБАЛИСТИКА / GLOBAL STUDIES / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / КАТАСТРОФА / ЯВЛЕНИЯ / ПРОДУКТЫ / HUMANITY DISASTER PHENOMENA PRODUCTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Иванов Михаил Николаевич

Проблема экологической культуры в наше время считается одной из актуальнейших. В конце ХХ века внимание к культуре взаимодействия между человеком и природой существенно усилилось. Причиной такого внимания стало в первую очередь общественное понимание того, что если не урегулировать процессы воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, человечеству грозит экологическая катастрофа, которая затрагивает все человечество. Нарушение и изменение климата в результате повышения количества вредных газов в атмосфере. Появление аномальных природных явлений, смещению географических зон и распространение носителей различных болезней по всему миру. Опустошение и превращение возобновляемых природных ресурсов в невозобновляемые. Вымирание биологических видов. Это лишь поверхностный список глобальных экологических проблем, которые уже существуют сейчас и могут увеличить свои темпы при усугублении экологического кризиса. Следовательно, проблемы экологии вышли за национальные границы и стали объектом не только внутренней, но и мировой политики. Появляется тенденция использования экологических проблем на международной арене как средства давления и воздействия в торговых, политических отношениях. Российская Федерация, несмотря на существующие экопроблемы, имеет существенные преимущества перед другими государствами, так как в нашей стране «ненарушенная хозяйственной деятельностью площадь составляет более 11 млн. кв. км около 65% всей территории страны». Однако стоит не забывать о том, что на территории Российской Федерации существуют не менее важные экологические проблемы, которым необходимо уделять должное внимание. Помимо вышеперечисленных глобальных проблем, следует отметить высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха и воды, неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель, низкий уровень охраны заповедных и других уникальных природных объектов. Неправильное хранение ядерных и других опасных бытовых и промышленных отходов, непригодных боеприпасов. Отсутствие программ энергои ресурсосбережения, а также низкий уровень соответствия продуктов экологическим стандартам. Исходя из понимания существенной экологической угрозы, нависшей над мировым благополучием, мы можем наблюдать тесное сотрудничество между разными государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF ECOLOGICAL CULTURE IN MODERN SOCIOLOGY

The problem of ecological culture in our time is one of the most urgent. At the end of the twentieth century, attention to the culture of the interaction between man and nature has increased significantly. The reason for this emphasis was primarily a public perception that if you do not regulate the processes of human impact on the environment, humanity faces ecological disaster that affects the whole of humanity. Violation and climate change by increasing the amount of harmful gases in the atmosphere. The appearance of abnormal natural phenomena, geographical areas of displacement and distribution of carriers of various diseases around the world. The devastation and the transformation of renewable natural resources nonrenewable. The extinction of species. This is only a superficial list of global environmental problems that already exist today and can increase their rates at a worsening ecological crisis. Consequently, environmental issues went beyond national borders and become the object of not only domestic but also international politics. There is a tendency to use environmental issues in the international arena as a means of pressure and impact of trade and political relations. The Russian Federation, despite the ekoproblemy, has significant advantages over other countries as in our country, "the unbroken economic activity area of ​​more than 11 million sq. M. km about 65% of the country. " However, we should not forget that in Russia there are no less important environmental issues that need to be given due attention. In addition to these global problems, it should be noted the high level of pollution of air and water, the poor state of agricultural land, the low level of protection of protected and other unique natural features. Improper storage of nuclear and other hazardous household and industrial waste, obsolete ammunition. Lack of energy and resource conservation programs, as well as the low level of product compliance with environmental standards. Based on the understanding of the significant environmental threat hanging over the world's well-being, we can observe the close cooperation between the different states.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии»

УДК 31 (075) 502/ 504

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

© 2016

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология» Иванов Михаил Николаевич, магистрант кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Проблема экологической культуры в наше время считается одной из актуальнейших. В конце ХХ века внимание к культуре взаимодействия между человеком и природой существенно усилилось. Причиной такого внимания стало в первую очередь общественное понимание того, что если не урегулировать процессы воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, человечеству грозит экологическая катастрофа, которая затрагивает все человечество. Нарушение и изменение климата в результате повышения количества вредных газов в атмосфере. Появление аномальных природных явлений, смещению географических зон и распространение носителей различных болезней по всему миру. Опустошение и превращение возобновляемых природных ресурсов в невозобновляемые. Вымирание биологических видов. Это лишь поверхностный список глобальных экологических проблем, которые уже существуют сейчас и могут увеличить свои темпы при усугублении экологического кризиса. Следовательно, проблемы экологии вышли за национальные границы и стали объектом не только внутренней, но и мировой политики. Появляется тенденция использования экологических проблем на международной арене как средства давления и воздействия в торговых, политических отношениях. Российская Федерация, несмотря на существующие экопроблемы, имеет существенные преимущества перед другими государствами, так как в нашей стране «ненарушенная хозяйственной деятельностью площадь составляет более 11 млн. кв. км — около 65% всей территории страны». Однако стоит не забывать о том, что на территории Российской Федерации существуют не менее важные экологические проблемы, которым необходимо уделять должное внимание. Помимо вышеперечисленных глобальных проблем, следует отметить высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха и воды, неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель, низкий уровень охраны заповедных и других уникальных природных объектов. Неправильное хранение ядерных и других опасных бытовых и промышленных отходов, непригодных боеприпасов. Отсутствие программ энерго- и ресурсосбережения, а также низкий уровень соответствия продуктов экологическим стандартам. Исходя из понимания существенной экологической угрозы, нависшей над мировым благополучием, мы можем наблюдать тесное сотрудничество между разными государствами.

Ключевые слова: экология, культура, человек, природа, атмосфера, ресурсы, сбережения, глобалистика, среда, промышленность, человечество, катастрофа, явления, продукты.

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF ECOLOGICAL CULTURE

IN MODERN SOCIOLOGY

© 2016

Ivanova Tatiana Nikolaevna, doctor of sociological Sciences, Professor of "Sociology" Ivanov Mikhail Nikolaevich, graduate student of the department "Sociology" Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The problem of ecological culture in our time is one of the most urgent. At the end of the twentieth century, attention to the culture of the interaction between man and nature has increased significantly. The reason for this emphasis was primarily a public perception that if you do not regulate the processes of human impact on the environment, humanity faces ecological disaster that affects the whole of humanity. Violation and climate change by increasing the amount of harmful gases in the atmosphere. The appearance of abnormal natural phenomena, geographical areas of displacement and distribution of carriers of various diseases around the world. The devastation and the transformation of renewable natural resources nonrenewable. The extinction of species. This is only a superficial list of global environmental problems that already exist today and can increase their rates at a worsening ecological crisis. Consequently, environmental issues went beyond national borders and become the object of not only domestic but also international politics. There is a tendency to use environmental issues in the international arena as a means of pressure and impact of trade and political relations. The Russian Federation, despite the ekoproblemy, has significant advantages over other countries as in our country, "the unbroken economic activity area of more than 11 million sq. M. km - about 65% of the country. " However, we should not forget that in Russia there are no less important environmental issues that need to be given due attention. In addition to these global problems, it should be noted the high level of pollution of air and water, the poor state of agricultural land, the low level of protection of protected and other unique natural features. Improper storage of nuclear and other hazardous household and industrial waste, obsolete ammunition. Lack of energy and resource conservation programs, as well as the low level of product compliance with environmental standards. Based on the understanding of the significant environmental threat hanging over the world's well-being, we can observe the close cooperation between the different states.

Keywords: ecology, culture, people, nature, environment, resource, global studies, the environment, industry, humanity disaster phenomena products.

Сложная экологическая ситуация, постоянно осложняющая в современном мире, поставила вопрос о необходимости формирования экологической культуры. Однако разработка теоретико-методологических основ в данной области существенно затрудняется, так как все внимание уделяется в первую очередь решению практических проблем. Но вскоре научное сообщество приходит к выводу о том, что для грамотного и рационального решения экологических проблем нужно разработать актуальную теоретическую базу, которая будет отвечать запросам современного общества.

На протяжении всего времени культура и экология тесно связаны между собой. В статье Е.Ю. Захаровой приводится следующая типология культур по отношению к природе.

1. «Культура, отличающаяся приспособлением к природе (У-ХУП вв.);

2. Культура, при помощи которой происходит построение второй природы, созданной человеком, не уступающей в значимости первой (ХУП-ХХ вв.);

3. Культура, в которой учитываются природные ограничения при создании второй природы, называемая как «способ выжить» (конец XX в. до настоящего вре-мени)»[1].

Таким образом, мы видим, что в культуре присутствует экологический аспект. Человеческая культура развивает и взаимодействует вместе с природой, что в конечном итоге приводит к разумному поведению человечества по отношению ко второй.

Само понятие экологической культуры появилось

во второй половине двадцатого века. На данный момент существует множество различных интерпретаций данного термина. Приведем некоторые из них. С.Н. Глазачев вводит следующее понятие. «Экологическая культура - совокупность духовных ценностей, принципов правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимоотношений общества и природы»

[2]. А.Н. Кочергин определяет экологическую культуру как «определенную программу, на основании которой субъект строит свой исторически конкретный процесс взаимодействия с природой, раскрывает содержание ре-гулятивно-деятельностно-поведенческого компонента»

[3]. Часто понятие экологической культуры связывают с категорией «повседневность». Такие ученые как В. Майстренко, Н. Курамелина, С. Павлова дают следующее определение. «Экологическая культура - это усвоение основ современной экологии, природопользования и отношения к природе, которыми необходимо постоянно руководствоваться в повседневной жизни - на работе, в быту, во взаимоотношениях с людьми»[4]. В.А. Кобылянский в своей концепции взаимодействия природы и общества в определении экологической культуры делает акцент на том, что «она позволяет выявить качественные различия природы и общества, область их взаимопроникновения, разграничить экооориентирован-ный и экологический подходы к исследованию систем» [5]. А.М. Испандиярова дает следующее определение. Экологическая культура - «часть общей культуры, совокупность гармонично развитых интеллектуальной, де-ятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром» [6]. Один из современных ученых, Г.А. Пирсаидова объясняет экологическую культуру как «сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы» [7].

Для наиболее полного раскрытия феномена экологической культуры в социологии применяются следующие подходы. В системном подходе экологическая культура рассматривается как система, а процесс ее формирования - становление это системы. Изучая тему под данным углом зрения, можно определить роль каждого элемента, участвующего во взаимодействии, а также проинтерпретировать последствия их результатов. Экологическая культура может быть уровневым понятием. Ее значение будет приобретать различные вариации в зависимости от разных категорий. Важно отметить, что уровни должны располагаться не в иерархическом порядке, а с точки зрения существования различных вариантов. В качестве примера, могут выступать уровни экологической культуры разных стран. В основе деятельностного подхода лежит идея о том, что существует экологическое поведение, которое заложено в формировании экологической культуры. Так, например, Т. Е. Абрамова, одна из его представителей дает следующее определение рассматриваемого феномена. «Экологическая культура - это способность вести экологически целесообразную деятельность, ответственную по отношению к окружающей среде, воспитание ответственного отношения к природе; отражение целостного восприятия мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанный на уникальности свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека; органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой; этап развития общечеловеческой культуры, которая характеризуется общим осознанием важности экологических проблем в жизни человека» [7,8]. В рамках информационного подхода заложена идея о том, что формирование экологической культуры - один из множества процессов глобализации. Одни из наиболее ярких представителей данного подхода, уче-130

ные Месарович и Пестель разработали концепцию органического роста. Ее суть заключается в том, что если рост мировой экономики будет сбалансированным и рациональным, то человечеству не придется отказаться от нее для преодоления экологических трудностей.

Интересна по своему содержанию теория экологической модернизации, в которой рассмотрены пути выхода из экологического кризиса. Один из представителей данной концепции, И.П. Кулясов дает следующее определение экологической модернизации. «Это изменения в соответствии с новейшими, современными экологическими требованиями и нормами, выполнение которых ведет к устранению проблем между человеком и средой его обитания, обществом и природой.»[8] В рамках данной теории выделены восемь основных направлений. В первом направлении (Дж. Хубер, А. Мол) существенную роль играет замена существующих промышленных технологий на новые, энергосберегающие и безопасные. Второе направление (М.Джоник) выступает за создание государственной политики, направленной на реструктуризацию национальной экономики, отвечающей за экологическую безопасность. В третьем направлении (А.Вил, Р.Велфорд, А.Гоулдсон) преобладают идеи о создании государственной экополитики, которую в дальнейшем будут реализовывать представители, как политической, так и экономической сферы. Четвертое направление (М.Хайер и Дж.Друзек) заинтересовано в создании социологического дискурса об экологической модернизации и формирования конструктов дальнейших путей развития. Представители пятого направления (У.Бек, Э.Гидденс, С.Лэш и др.) рассматривают экологическую модернизацию как проявление институциональных изменений в разных сферах жизни. В шестом направлении (П.Христоф, Д.Гибс, М.Кохен) речь идет о рациональном распределении ролей между государством, бизнесом и негосударственными организациями в формировании экополитики. Седьмое направление (И.Кулясов, Я.Кортилайнен) учитывает важность локальных случаев нарушения экологической безопасности, т.е. подразумевается формирование экополитики снизу. Последнее, восьмое направление (Ю.Пахомов, И.Кулясов) занимается разработкой механизмов формирования экологического сознания отдельной личности. Проанализировав все направления, можно подвести итог, что, несмотря на некоторые различия, суть данной теории остается та же. Необходимо формировать экологически щадящий бизнес, эффективную государственную политику, экологизацию всего общества. В России на данный момент нельзя говорить о полноценном осуществлении идей изученной концепции, т.к. государственная власть в первую очередь делает акцент на увеличении экономического роста без учета экологической ситуации. Однако, по словам И. Кулясова, начало активной экологической модернизации уже положено по инициативе бизнеса и в дальнейшем будет получать свое распространение.

Одним из важнейших экологических вопросов в современном мире является формирование экологической культуры. Ее эффективность измеряется не только приобретенными знаниями, но и активным экологическим поведением.

О.Н. Яницкий выделял следующие формы экологической культуры: консервационизм, экологизм, утилитаризм и «глубокая экология» [9]. Основная идея консер-вационизма заключается в сохранении тех природных ландшафтов, которые считаются природными памятниками. Здесь делается акцент на культурных и эстетических сторонах экологической безопасности. Экологизм пропагандирует соединение охраны окружающей среды и целей эффективного хозяйствования. Суть утилитаризма в признании национальных парков и различных природных памятников бесполезными и замене их на полезные сельскохозяйственные предприятия. Глубокая экологизация напротив выступает за равные права межКарельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)

ду природой и человеком. Следовательно, необходимо создание экологического поведения, учитывающего особенности природных объектов. Данные формы экологической культуры актуальны на сегодняшний день и часто используются в основе идеологий тех или иных политических партий.

Основные трудности в формировании экологической культуры связаны с противоречиями между эко-политикой и условиями ее осуществления. В России на официальном уровне идея необходимости формирования экологической культуры находит поддержку среди Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной Палаты и в структурах гражданского общества. Концепция национальной безопасности Российской Федерации определила воспитание экологической культуры населения в качестве приоритетного направления деятельности государства в экологической сфере. В.В. Мисенжников утверждает, что «эта область деятельности не стала частью государственной политики. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» полтора десятилетия назад отнес формирование экологической культуры населения к полномочиям органов государственной власти. Однако ни на федеральном, ни на региональном уровнях не определены те органы, которые призваны этим заниматься. Сегодня полномочиями по формированию экологической культуры населения не наделены ни министерство образования, ни министерство природных ресурсов, ни министерство культуры» [10]. В последнее время проблема экологической культуры обсуждается на российских форумах. Так в 2008 году состоялись парламентские слушания в Государственной Думе и Совете Федерации, по инициативе Правительства РФ прошла Всероссийская конференция «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики». Однако на данном этапе существуют лишь рекомендации, а их осуществление застряло в планах. Для того чтобы запустить процесс, В. В. Мисенжников выделяет следующие меры, которые необходимо выполнить в первую очередь. К ним относятся «разработка и принятие стратегии формирования экологической культуры; разработка концептуальной модели формирования экологической культуры; наделение Министерства образования и науки, Министерства природных ресурсов и Министерства культуры конкретными полномочиями в сфере формирования экологической культуры населения; создание межрегионального ресурсного информационно-методического центра, обладающего банком экологической информации, современных педагогических, информационных технологий, диагностических методик измерения уровня экологической культуры и других инструментов формирования экологической культуры населения; организация работы постоянно действующего круглого стола по экологической культуре при Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания» [11].

Важно понимать, что речь идет о сложном процессе, требующем серьезной проработки. Необходимо создание общего подхода к проблеме, который будет включать в себя множество различных аспектов и поможет воссоздать ясную и полную картину происходящего.

Традиционным каналом трансляции культурных ценностей принято считать образование людей. Для формирования экологической культуры необходимо использовать все формы образования. К ним относятся формальное (дошкольное, начальное общее, основное, полное среднее, дополнительное, профессиональное), неформальное (деятельность различных экологических организаций, направленных на просвещение населения). Однако некоторые признанные в данной области авторитеты в процессе слушаний в Общественной Палате высказали свои сомнения по поводу эффективности общеобразовательной школы. По мнению такого ученого как В.В. Мисенжников, такое очевидное заблуждение

появилось в результате отсутствия продуманной государственной политики, направленной на создание системы непрерывного экологического образования [11]. Важно отметить, что предусмотренные Федеральным законом разработка и внедрение этой системы так и не появились в российских школах. Еще одним важным заблуждением является отождествление экологического образования с преподаванием предмета «экология». В.В. Мисенжников говорит о том, что «знания - необходимы, но лишь один из многочисленных факторов, определяющих мировоззрение» [11]. Действительно, большинство людей, которые получили хорошее образование, занимаются загрязнением окружающей среды и имеют неуважительное отношение к природе. Следовательно, экологическую культуру нельзя сформировать на уровне предметного знания. Обязательными компонентами экологического образования являются опыт деятельности и ценностное отношение. На вопрос о том, что же подразумевается под опытом деятельности, дает ответ Е.В. Колесова. «Как известно, одной и важнейших задач экологического образования было «научить огромное количество людей согласованным действиям, направленным на улучшение окружающей среды» и следствием этого должно было стать уменьшение антропогенной нагрузки на биосферу» [1]. Деятельность человека часто сводится к участию в субботниках по уборке территории, экономии и воды. Однако она не содержит в себе серьезных действий, направленных на реализацию устойчивой экологической культуры. Другим фактором, как уже говорилось раннее, является ценностное отношение, которое представляет одну из важных категорий развития общества. Большинство людей рассматривает природу, как абстрактную ценность, и не прикладывает серьезных усилий для ее сбережения. Еще одной проблемой является периодическое обновление содержания экологического образования.

Важно отметить, что экологическая культура должна проявляться в поведении всех людей, а не у отдельных личностей. Ю.А. Агешин говорит о том, что «экологическая культура, как и всякая культура это не только комплекс знаний, это еще совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку. Обязательно надо, чтобы получаемые знания подкреплять практическими делами» [12]. Необходимо, не ослабляя внимание к экологическому образованию, делать акцент на практическую реализацию получаемых знаний, реальное преобразование их в какие-то общественно-значимые инициативы, движения и т.д. Экология не должна касаться не только экологов, а каждого человека в частности. Этого можно добиться лишь через массовые общественные инициативы.

На формирование экологической культуры влияет зависимость экологического мышления от социальной ситуации [13-22]. Неблагоприятные тенденции, ведущие к социальной напряженности в обществе, постоянно увеличиваются. Людям некогда думать об экологии, т.к. им в первую очередь приходится решать проблемы нормального существования, а вопросы об экологии стоят на последнем месте. Ю.Агешин говорит о том, что лечить по отдельности все проблемы, существующие в нашем обществе, бесполезно и предлагает следующий выход [23]. Основную причину таких неудач он видит в духовно-нравственном состоянии общества, к лечению которого необходимо подходить системно, целостно. В качестве основного «лекарства» должна выступить культура. «Лекарство такое есть. Это наша Великая Культура. У нас в стране сохраняется существенная недооценка определяющего значения культуры в диктуемых жизнью преобразованиях, глубокое недопонимание того, что именно Культура, и только она может служить первоосновой, базисом для построения будущего. Только опираясь на весь неисчерпаемый духовно-творческий потенциал Культуры, можно исцелить наше больное общество» [23]. Современный этап

человеческой цивилизации открывает перед культурой безграничные возможности. Культура, которая на сегодняшний день вооружена новейшими достижениями научно-технического прогресса, осознала потребности общественной жизни. Эти потребности связаны с необходимостью усиления духовно-нравственного воздействия на все слои населения. Благодаря этому она стоит на пороге невиданного рывка в освоении качественно нового инструментария воздействия на людей, приведения разрозненных, стихийных масс к единому пониманию неотвратимой неотложности находить пути к духовному согласию, социальному равновесию, взаимовыгодному сотрудничеству, творческому взаимодействию в разрешении всех глобальных и региональных проблем, стоящих перед человечеством. Поворот к культуре должен, прежде всего, произойти в политике. Реформы не должны противоречить естественным устремлениям человека. Они должны сформировать общество разумного существования, устремленного к улучшению жизни. При рассмотрении культуры как основание политики, государство делает политику действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной. В синтезе этих двух сфер, возможно, разрешить существующие проблемы в России. Вознесение культуры на пьедестал высших ценностей не должно развиваться стихийно. Государству необходимо осмысленно и целеустремленно корректировать этот процесс. Ю.Агешин предлагает создание специального государственного научно-исследовательского центра - Исследовательский центр духовной культуры, который будет заниматься социально-культурным инжинирингом, оценивать и вырабатывать новые формы, новый инструментарий духовного преображения людей [23].

Ж.Т. Тощенко предлагает следующие пути формирования экологической культуры [24]. В первую очередь градостроителям необходимо освоить один из принципов современной экологии, который пропагандирует создание и поддержание устойчивого, продуктивного мозаичного ландшафта, который подразумевает чередование преобразованных и естественных участков. Вторым, но не менее важным условием полноценной экологической культуры является создание различных заповедников, заказников, которые позволяют сохранить растительный и животный мир нетронутыми, помогают защитить редкие, вымирающие виды. Кроме того, их создание и поддержание должно быть согласовано в развитии с хозяйственным освоением территорий, а также в гармонизации с модернизацией производства. Третьи и обязательным условием выступает проведение при-родовосстановительных и природообогащающих работ, таких как озеленение, создание водоемов, садоводство и т.д. Необходимо уделить внимание развитию экологического контроля, хотя некоторые меры уже предприняты. Так, например, в некоторых городах создаются системы контроля за состоянием водного и воздушного бассейнов, утилизацией отходов, разумным использованием человеком окружающей среды. Нормы концентрации вредных веществ в воздухе и воде также являются одной из мер социального контроля.

Н.А. Михеева рассматривает процесс экосоциализа-ции и ее осуществление путем развития в Российской федерации экологического туризма.

Экотуризм предполагает посещение различных заповедников, национальных парков и т.п. [25-32]. На территории России на данный момент существует 101 заповедник, 35 национальных парков, 68 федеральных заказников [33]. В рамках данного подхода экологическая социализация подразумевает усвоение экологических ценностей во время посещения экотуров. Процесс экосоциализации может осуществляться в двух направлениях: как для учащихся в рамках образовательных программ, так и для любых групп населения. Однако стоит отметить, что уже существующий экологический туризм не направлен на экологическую социализацию. 132

Его основная цель - получение прибыли. Н.А. Михеева предлагает следующие варианты социализации в экоту-ризме:

1. «Развитие системы экологического образования, просвещения и воспитания.

2. Создание новых рабочих мест в ООПТ, связанных с организацией фольклорных мероприятий, изготовлением сувениров, работой в качестве местных гидов. Таким образом, не следует ограничивать представления людей только кругом потребительских интересов, связанных с лесозаготовками, охотой, рыбалкой, сбором ягод, грибов, лекарственных трав и т.д.

3. Рекреация и реабилитация в процессе общения с природой. Это лечение с помощью природных факторов: чистого воздуха, природных ландшафтов, экологически чистых продуктов и среды обитания.

4. Поддержка экологические движений, которые существуют во многих регионах страны. Представители этих движений постоянно обращают внимание общественности на существующие экологические проблемы, призывают бережно относиться к природе и непосредственно влияют на формирование экологических знаний у населения» [34].

Все перечисленные аспекты могут помочь повысить уровень экологического сознания населения в нашей стране.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Существует огромное множество понятий экологической культуры, но все они имеют схожее значение, указывающее на непосредственное взаимодействие экологии и культуры человека [35-38]. В настоящее время, осознав неизбежность надвигающегося экологического кризиса, общество пришло к пониманию важности формирования экологической культуры, как в теоретическом, так и в практическом плане. Ученые выделяют следующие подходы к изучению экологической культуры: системный, уровневый, деятельностный, информационный и т.д., которые не только раскрывают ее понятие, но и объясняют формирование экологической культуры. Одной из наиболее актуальной теорией, занимающейся вопросами экологической теории, считается теория экологической модернизации. Данная теория рассматривает различные способы выхода из экологического кризиса. Важным моментом является формирование экологической культуры у населения путем укрепления законодательной базы, через образовательные структуры, при помощи бизнеса и т.д. Нестандартным является подход к созданию полноценного экологического туризма, который только начинает развиваться и может принести большие успехи в формировании экологической культуры жителей нашей страны. Экологическая культура тесно связана с экологическим волонтерством, т.к. этой деятельностью занимаются люди, как правило, уже с достаточно сложившимся уровнем экокультуры, которые видят своей целью не только в защите окружающей среды, но и в вовлечении населения в нее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Захарова, Е. Ю. Концептуализация понятия «экологическая культура» / Е. Ю. Захарова. - Тамбов: Грамота, 2012. - С. 64.

2. Глазачев, С. Н. Сохраним и приумножим ценности экологической культуры мира / С. Н. Глазачев // Эпос-информ. - 1998. - № 6 - С.45.

3. Кочергин, А. Н. Экологическое знание и сознание: особенности формирования / А. Н. Кочергин. - М.: Новое тысячелетие, 1987. - С.89.

4. Захарова, Е. Ю. Концептуализация понятия «экологическая культура» / Е. Ю. Захарова. - Тамбов: Грамота, 2012. - С. 64.

5. Кобылянский, В. А. Философия экологии / В. А. Кобылянский. - М.: Академический проект, 2010. - С. 115.

6. Испандиярова, А.М. Формирование экологиче-

ской культуры у учащихся в процессе обучения (аксиологический аспект): дисс. ... канд. пед. наук / А.М. Испандиярова.- Шымкент, 2005. - С. 68.

7. Пирсаидова Г.А. Педагогические условия моделирования школьного экологического образования: дисс. ... канд. пед. наук / Г.А. Пирсаидова. - Астана, 2007. - С.118 .

8. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. - М.: Акрополь, 2008. - С. 16-17.

9. Кулясов, И.П. Экологическая модернизация: теоретические аспекты / И. П. Кулясов // Социология и социальная антропология. - 2005. - № 3. - С. 106.

10. Яницкий, О.Н. Экологическая социология / О.Н. Яницкий. - М.: ЭКМОС, 1998. - С. 129-130.

11. Мисенжников, В.В. Экологическая культура и государственная политика / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, 2008. - С.28.

12. Колесова, Е. В. Проблемы содержания экологического образования в интересах устойчивого развития / Е. В. Колесова. - М.: Акрополь, 2008. - С. 72.

13. Юрина В.С., Кудинова Г.Э., Кудинова Н.А. Инновации в управлении природоохранной деятельностью. экологический аудит территорий и экологическое нормирование // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 35-36.

14. Кудинова Г.Э., Юрина В.С. «Эталонный уровень» биоразнообразия как фактор обеспечения устойчивого экономико-экологического развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 109-115.

15. Краснопевцева И.В., Мальцев С.А., Краснопевцева Е.А., Козина Л.Н. Экономическая выгода и экологическая проблема // Вестник НГИЭИ. 2014. № 12 (43). С. 42-48.

16. Юрина В.С. Теорико-методологические и практические аспекты управления устойчивым развитием и проведения экологического аудита территорий // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 112-114.

17. Прошин И.А., Сюлин П.В. Оценка экологической безопасности многокомпонентных систем // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 9 (13). С. 144-155.

18. Баландина О.А. Новый взгляд на методы оценки эффективности инновационного развития предприятия с учетом экологического аспекта // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 109-115.

19. Трифонова Т.А. Идеология потребительства в ракурсе актуальной экологической ситуации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 27-30.

20. Ченских Н.А. Фактор экологической безопасности в хозяйственной деятельности США и России в Арктике // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 116-120.

21. Яковлева Е.Л. Аксиосфера инклюзивной модели культуры // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 106-109.

22. Булетова Н.Е. Эколого-экономическое развитие регионов россии через призму экологической грамотности населения // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 133-140.

23. Агешин, Ю. А. Исцеление культурой / Ю. А. Агешин. — М.: Прогресс, 2008. - С. 33.

24. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж. Т. Тощенко. -2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Прометей, 2001. - С. 118.

25. Блиничкина Н.Ю. Развитие туризма как основа системы экономической безопасности республики Таджикистан // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 11-14.

26. Кабиров И.С. Специфика развития социального туризма в российской федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 79-83.

27. Абенова Е.А. Перспективы развития лечебно-оз-

доровительного туризма в Казахстане // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 7-10.

28. Мордовченков Н.В., Агафонова А.В. Перспективы развития аграрного туризма Чкаловского района // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 126-136.

29. Любонько Т.В. Факторы развития сельского туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 85-88.

30. Якунин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 124-126.

31. Марченко О.А. Социально-экономические основы регионального развития сельского туризма в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 150153.

32. Зиганшин И.И., Овчаров А.О., Рысаева М.А. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 17-25.

33. Заповедники, национальные парки, заказники России // на сайте «Национальная карта» - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nationalcard.ru/information/ рагк/ (дата обращения: 20.10.2014).

34. Михеева, Н.А. К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России / Н.А. Михеева // Современные исследования социальных проблем. -2010. - №1. - С.27.

35. Яковлева Е.Л. К проблеме интеллектуального возрождения человека // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 128-131.

36. Катаева А.А. Право на благоприятную окружающую среду в системе общих прав человека // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 109-112.

37. Семенов А.А., Соловьева В.В. Структура и содержание магистерской программы «Экология» // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 109-111.

38. Яковлева Е.Л. Аксиосфера инклюзивной модели культуры // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 106-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.