Научная статья на тему 'Благоустройство городской среды как значимый фактор повышения качества жизни: социо - эколого - экономические аспекты'

Благоустройство городской среды как значимый фактор повышения качества жизни: социо - эколого - экономические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
748
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Благоустройство городской среды как значимый фактор повышения качества жизни: социо - эколого - экономические аспекты»

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

2016. - Т. 25, № 4. - С. 142-148.

УДК 31(075)502/504

БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ: СОЦИО - ЭКОЛОГО -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© 2016 Т.Н. Иванова, М.Н. Иванов

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти (Россия)

Поступила 01.06.2016

В системном подходе экологическая культура рассматривается как система, а процесс ее формирования - становление это системы. Изучая тему под данным углом зрения, можно определить роль каждого элемента, участвующего во взаимодействии, а также проинтерпретировать последствия их результатов. Экологическая культура может быть уровневым понятием. Ее значение будет приобретать различные вариации в зависимости от разных категорий. Важно отметить, что уровни должны располагаться не в иерархическом порядке, а с точки зрения существования различных вариантов. В качестве примера, могут выступать уровни экологической культуры разных стран.

Одним из важнейших экологических вопросов в современном мире является формирование экологической культуры. Ее эффективность измеряется не только приобретенными знаниями, но и активным экологическим поведением.

Авторы выделяют основные трудности в формировании экологической культуры, которые связаны с противоречиями между экополитикой и условиями ее осуществления. В России на официальном уровне идея необходимости формирования экологической культуры находит поддержку среди Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной Палаты и в структурах гражданского общества. Концепция национальной безопасности Российской Федерации определила воспитание экологической культуры населения в качестве приоритетного направления деятельности государства в экологической сфере.

Ключевые слова: культура, человек, экология, экополитика, система, экокультура, концепция, природа, общество.

Ivanova T.N., Ivanov M.N. The improvement of the urban environment as a significant factor in improving the quality of life: socio - ecologo - economic aspects. - In the

system approach, ecological culture is considered as a system, and the process of its formation - the formation of this system. Studying a subject under a given angle of view, you can define the role of each element involved in the interaction and to interpret the implications of their results. Ecological culture can be tiered concept. Its value will purchase different variations depending on different categories. It is important to note that the levels should be placed in a hierarchical order, and from the point of view of the existence of various options. As an example, there may be levels of ecological culture of different countries.

Доклад представлен на III международной конференции «Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем» (Самара-Тольятти, 1517 июня 2016 г.).

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой; Иванов Михаил Николаевич, заместитель по общим вопросам, a888a2010@mail.ru

142

One of the most important environmental issues in the modern world is the formation of ecological culture. Its effectiveness is measured not only acquired knowledge, but active environmental behavior.

The authors identify the main difficulties in the formation of ecological culture, which are connected with contradictions between ecological policy and its modalities. In Russia at the official level, the idea of the need of formation of ecological culture finds support among the State Duma, Federation Council, Public Chamber and civil society organizations. The national security concept of the Russian Federation has identified the education of ecological culture of the population as priority directions of state activities in the environmental field.

The major factors of formation of the illnesses of system of blood circulation are social, economic and ecological. Information on the dynamics of disease on a class of diseases of system of blood circulation in the Samara region from 1998 to 2008 are given. Key words. culture, people, environment, ecological policy, system, eco-culture, concept, nature, society.

Само понятие экологической культуры появилось во второй половине двадцатого века. На данный момент существует множество различных интерпретаций данного термина. Приведем некоторые из них. С.Н. Глазачев вводит следующее понятие. «Экологическая культура - совокупность духовных ценностей, принципов правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимоотношений общества и природы» (Глазачев, 1998). А.Н. Кочергин определяет экологическую культуру как «определенную программу, на основании которой субъект строит свой исторически конкретный процесс взаимодействия с природой, раскрывает содержание регулятив-но-деятельностно-поведенческого компонента» (Кочергин, 1987). Часто понятие экологической культуры связывают с категорией «повседневность». Такие ученые как В. Майстренко, Н. Курамелина, С. Павлова дают следующее определение. «Экологическая культура - это усвоение основ современной экологии, природопользования и отношения к природе, которыми необходимо постоянно руководствоваться в повседневной жизни - на работе, в быту, во взаимоотношениях с людьми» (Захарова, 2012). В.А. Кобылянский в своей концепции взаимодействия природы и общества в определении экологической культуры делает акцент на том, что «она позволяет выявить качественные различия природы и общества, область их взаимопроникновения, разграничить экооориентированный и экологический подходы к исследованию систем» (Кобылянский, 2010). А.М. Испандиярова дает следующее определение. Экологическая культура - «часть общей культуры, совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром» (Ис-пандиярова, 2005). Один из современных ученых, Г.А. Пирсаидова (2007) объясняет экологическую культуру как «сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы».

Для наиболее полного раскрытия феномена экологической культуры в социологии применяются следующие подходы. В системном подходе экологическая культура рассматривается как система, а процесс ее формирования - становление это системы. Изучая тему под данным углом зрения, можно определить роль каждого элемента, участвующего во взаимодействии, а также проинтерпретировать последствия их результатов. Экологическая культура может быть уровневым понятием. Так, например, Т.Е. Абрамова, одна из его представителей дает следующее определение рассматри-

ваемого феномена. «Экологическая культура - это способность вести экологически целесообразную деятельность, ответственную по отношению к окружающей среде, воспитание ответственного отношения к природе; отражение целостного восприятия мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанный на уникальности свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека; органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой; этап развития общечеловеческой культуры, которая характеризуется общим осознанием важности экологических проблем в жизни человека» (Формирование экологической..., 2008; Кулясов, 2005). В рамках информационного подхода заложена идея о том, что формирование экологической культуры - один из множества процессов глобализации. Одни из наиболее ярких представителей данного подхода, ученые Месарович и Пестель разработали концепцию органического роста. Ее суть заключается в том, что если рост мировой экономики будет сбалансированным и рациональным, то человечеству не придется отказаться от нее для преодоления экологических трудностей.

Интересна по своему содержанию теория экологической модернизации, в которой рассмотрены пути выхода из экологического кризиса. Один из представителей данной концепции, И.П. Кулясов дает следующее определение экологической модернизации. «Это изменения в соответствии с новейшими, современными экологическими требованиями и нормами, выполнение которых ведет к устранению проблем между человеком и средой его обитания, обществом и природой» (Кулясов, 2005). В рамках данной теории выделены восемь основных направлений. В первом направлении (Дж. Хубер, А. Мол) существенную роль играет замена существующих промышленных технологий на новые, энергосберегающие и безопасные. Второе направление (М.Джоник) выступает за создание государственной политики, направленной на реструктуризацию национальной экономики, отвечающей за экологическую безопасность. В третьем направлении (А. Вил, Р. Велфорд, А. Гоулдсон) преобладают идеи о создании государственной экополитики, которую в дальнейшем будут реализовывать представители, как политической, так и экономической сферы. Четвертое направление (М. Хайер и Дж. Друзек) заинтересовано в создании социологического дискурса об экологической модернизации и формирования конструктов дальнейших путей развития. Представители пятого направления (У. Бек, Э. Гидденс, С. Лэш и др.) рассматривают экологическую модернизацию как проявление институциональных изменений в разных сферах жизни. В шестом направлении (П. Христоф, Д. Гибс, М. Кохен) речь идет о рациональном распределении ролей между государством, бизнесом и негосударственными организациями в формировании экополитики. Седьмое направление (И. Кулясов, Я. Кортилайнен) учитывает важность локальных случаев нарушения экологической безопасности, т.е. подразумевается формирование экополитики снизу. Последнее, восьмое направление (Ю. Пахомов, И. Кулясов) занимается разработкой механизмов формирования экологического сознания отдельной личности. Проанализировав все направления, можно подвести итог, что, несмотря на некоторые различия, суть данной теории остается та же. Необходимо формировать экологически щадящий бизнес, эффективную государственную политику, экологизацию всего общества. В России на данный момент нельзя говорить о полноценном осуществлении идей изученной концепции, т.к. государственная власть в первую очередь делает акцент на увеличении экономического роста без учета экологической ситуации. Однако, по словам И. Кулясова, начало активной экологической модернизации уже положено по инициативе бизнеса и в дальнейшем будет получать свое распространение.

Одним из важнейших экологических вопросов в современном мире является формирование экологической культуры. Ее эффективность измеряется не только приобретенными знаниями, но и активным экологическим поведением.

О.Н. Яницкий выделял следующие формы экологической культуры: консерва-ционизм, экологизм, утилитаризм и «глубокая экология» (Яницкий 1998). Основная идея консервационизма заключается в сохранении тех природных ландшафтов, которые считаются природными памятниками. Здесь делается акцент на культурных и эстетических сторонах экологической безопасности. Экологизм пропагандирует соединение охраны окружающей среды и целей эффективного хозяйствования. Суть утилитаризма в признании национальных парков и различных природных памятников бесполезными и замене их на полезные сельскохозяйственные предприятия. Глубокая экологизация напротив выступает за равные права между природой и человеком.

Основные трудности в формировании экологической культуры связаны с противоречиями между экополитикой и условиями ее осуществления. В России на официальном уровне идея необходимости формирования экологической культуры находит поддержку среди Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной Палаты и в структурах гражданского общества. Концепция национальной безопасности Российской Федерации определила воспитание экологической культуры населения в качестве приоритетного направления деятельности государства в экологической сфере. В.В. Мисенжников утверждает, что «эта область деятельности не стала частью государственной политики. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» полтора десятилетия назад отнес формирование экологической культуры населения к полномочиям органов государственной власти. Однако ни на федеральном, ни на региональном уровнях не определены те органы, которые призваны этим заниматься. Сегодня полномочиями по формированию экологической культуры населения не наделены ни министерство образования, ни министерство природных ресурсов, ни министерство культуры» (Мисенжников, 2008). В последнее время проблема экологической культуры обсуждается на российских форумах.

Традиционным каналом трансляции культурных ценностей принято считать образование людей. Для формирования экологической культуры необходимо использовать все формы образования. К ним относятся формальное (дошкольное, начальное общее, основное, полное среднее, дополнительное, профессиональное), неформальное (деятельность различных экологических организаций, направленных на просвещение населения). Однако некоторые признанные в данной области авторитеты в процессе слушаний в Общественной Палате высказали свои сомнения по поводу эффективности общеобразовательной школы. По мнению такого ученого как В.В. Мисенжников, такое очевидное заблуждение появилось в результате отсутствия продуманной государственной политики, направленной на создание системы непрерывного экологического образования (Мисенжников, 2008). Важно отметить, что предусмотренные Федеральным законом разработка и внедрение этой системы так и не появились в российских школах. Еще одним важным заблуждением является отождествление экологического образования с преподаванием предмета «экология». В.В. Мисенжников говорит о том, что «знания - необходимы, но лишь один из многочисленных факторов, определяющих мировоззрение» (Мисенжников, 2008). Действительно, большинство людей, которые получили хорошее образование, занимаются загрязнением окружающей среды и имеют неуважительное отношение к природе. Следовательно, экологическую культуру нельзя сформировать на уровне предметного знания. Обязательными компонентами экологического образования являются опыт деятельности и цен-

ностное отношение. На вопрос о том, что же подразумевается под опытом деятельности, дает ответ Е.В. Колесова. «Как известно, одной и важнейших задач экологического образования было «научить огромное количество людей согласованным действиям, направленным на улучшение окружающей среды» и следствием этого должно было стать уменьшение антропогенной нагрузки на биосферу» (Мисенжников, 2008). Деятельность человека часто сводится к участию в субботниках по уборке территории, экономии и воды. Однако она не содержит в себе серьезных действий, направленных на реализацию устойчивой экологической культуры.

Важно отметить, что экологическая культура должна проявляться в поведении всех людей, а не у отдельных личностей. Ю.А. Агешин говорит о том, что «экологическая культура, как и всякая культура это не только комплекс знаний, это еще совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку. Обязательно надо, чтобы получаемые знания подкреплять практическими делами» (Колесова, 2008). Необходимо, не ослабляя внимание к экологическому образованию, делать акцент на практическую реализацию получаемых знаний, реальное преобразование их в какие-то общественно-значимые инициативы, движения и т.д. Экология не должна касаться не только экологов, а каждого человека в частности. Этого можно добиться лишь через массовые общественные инициативы.

На формирование экологической культуры влияет зависимость экологического мышления от социальной ситуации. Неблагоприятные тенденции, ведущие к социальной напряженности в обществе, постоянно увеличиваются. Людям некогда думать об экологии, т.к. им в первую очередь приходится решать проблемы нормального существования, а вопросы об экологии стоят на последнем месте. Ю. Агешин говорит о том, что лечить по отдельности все проблемы, существующие в нашем обществе, бесполезно и предлагает следующий выход (Агешин, 2008). Основную причину таких неудач он видит в духовно-нравственном состоянии общества, к лечению которого необходимо подходить системно, целостно. В качестве основного «лекарства» должна выступить культура. «Лекарство такое есть. Это наша Великая Культура. У нас в стране сохраняется существенная недооценка определяющего значения культуры в диктуемых жизнью преобразованиях, глубокое недопонимание того, что именно Культура, и только она может служить первоосновой, базисом для построения будущего. Только опираясь на весь неисчерпаемый духовно-творческий потенциал Культуры, можно исцелить наше больное общество» (Агешин, 2008). Современный этап человеческой цивилизации открывает перед культурой безграничные возможности. Культура, которая на сегодняшний день вооружена новейшими достижениями научно-технического прогресса, осознала потребности общественной жизни. Эти потребности связаны с необходимостью усиления духовно-нравственного воздействия на все слои населения. Благодаря этому она стоит на пороге невиданного рывка в освоении качественно нового инструментария воздействия на людей, приведения разрозненных, стихийных масс к единому пониманию неотвратимой неотложности находить пути к духовному согласию, социальному равновесию, взаимовыгодному сотрудничеству, творческому взаимодействию в разрешении всех глобальных и региональных проблем, стоящих перед человечеством. Поворот к культуре должен, прежде всего, произойти в политике. Реформы не должны противоречить естественным устремлениям человека. Они должны сформировать общество разумного существования, устремленного к улучшению жизни. При рассмотрении культуры как основание политики, государство делает политику действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной. В синтезе этих двух сфер, возможно, разрешить суще-

ствующие проблемы в России. Вознесение культуры на пьедестал высших ценностей не должно развиваться стихийно. Государству необходимо осмысленно и целеустремленно корректировать этот процесс. Ю. Агешин предлагает создание специального государственного научно-исследовательского центра - Исследовательский центр духовной культуры, который будет заниматься социально-культурным инжинирингом, оценивать и вырабатывать новые формы, новый инструментарий духовного преображения людей (Агешин, 2008).

Ж.Т. Тощенко предлагает следующие пути формирования экологической культуры (Агешин, 2008). В первую очередь градостроителям необходимо освоить один из принципов современной экологии, который пропагандирует создание и поддержание устойчивого, продуктивного мозаичного ландшафта, который подразумевает чередование преобразованных и естественных участков. Вторым, но не менее важным условием полноценной экологической культуры является создание различных заповедников, заказников, которые позволяют сохранить растительный и животный мир нетронутыми, помогают защитить редкие, вымирающие виды. Кроме того, их создание и поддержание должно быть согласовано в развитии с хозяйственным освоением территорий, а также в гармонизации с модернизацией производства. Третьи и обязательным условием выступает проведение природовосстановительных и природообо-гащающих работ, таких как озеленение, создание водоемов, садоводство и т.д. Необходимо уделить внимание развитию экологического контроля, хотя некоторые меры уже предприняты. Так, например, в некоторых городах создаются системы контроля за состоянием водного и воздушного бассейнов, утилизацией отходов, разумным использованием человеком окружающей среды. Нормы концентрации вредных веществ в воздухе и воде также являются одной из мер социального контроля.

Н.А. Михеева рассматривает процесс экосоциализации и ее осуществление путем развития в Российской федерации экологического туризма. Экотуризм предполагает посещение различных заповедников, национальных парков и т.п. На территории России на данный момент существует 101 заповедник, 35 национальных парков, 68 федеральных заказников (Тощенко, 2001). В рамках данного подхода экологическая социализация подразумевает усвоение экологических ценностей во время посещения экотуров. Процесс экосоциализации может осуществляться в двух направлениях: как для учащихся в рамках образовательных программ, так и для любых групп населения. Однако стоит отметить, что уже существующий экологический туризм не направлен на экологическую социализацию. Его основная цель - получение прибыли. Н.А. Михеева предлагает следующие варианты социализации в экотуризме.

«1. Развитие системы экологического образования, просвещения и воспитания.

2. Создание новых рабочих мест в ООПТ, связанных с организацией фольклорных мероприятий, изготовлением сувениров, работой в качестве местных гидов. Таким образом, не следует ограничивать представления людей только кругом потребительских интересов, связанных с лесозаготовками, охотой, рыбалкой, сбором ягод, грибов, лекарственных трав и т.д.

3. Рекреация и реабилитация в процессе общения с природой. Это лечение с помощью природных факторов: чистого воздуха, природных ландшафтов, экологически чистых продуктов и среды обитания.

4. Поддержка экологические движений, которые существуют во многих регионах страны. Представители этих движений постоянно обращают внимание общественности на существующие экологические проблемы, призывают бережно отно-

ситься к природе и непосредственно влияют на формирование экологических знаний у населения» (Заповедники..., 2015).

Все перечисленные аспекты могут помочь повысить уровень экологического сознания населения в нашей стране.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Существует огромное множество понятий экологической культуры, но все они имеют схожее значение, указывающее на непосредственное взаимодействие экологии и культуры человека. В настоящее время, осознав неизбежность надвигающегося экологического кризиса, общество пришло к пониманию важности формирования экологической культуры, как в теоретическом, так и в практическом плане. Ученые выделяют следующие подходы к изучению экологической культуры: системный, уровневый, деятельностный, информационный и т.д., которые не только раскрывают ее понятие, но и объясняют формирование экологической культуры. Одной из наиболее актуальной теорией, занимающейся вопросами экологической теории, считается теория экологической модернизации. Данная теория рассматривает различные способы выхода из экологического кризиса. Важным моментом является формирование экологической культуры у населения путем укрепления законодательной базы, через образовательные структуры, при помощи бизнеса и т.д. Нестандартным является подход к созданию полноценного экологического туризма, который только начинает развиваться и может принести большие успехи в формировании экологической культуры жителей нашей страны. Экологическая культура тесно связана с экологическим волонтерством, т.к. этой деятельностью занимаются люди, как правило, уже с достаточно сложившимся уровнем экокультуры, которые видят своей целью не только в защите окружающей среды, но и в вовлечении населения в нее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глазачев С.Н. Сохраним и приумножим ценности экологической культуры мира // Эпос-информ. 1998. № 6. С. 45.

Заповедники, национальные парки, заказники России [Электронный ресурс]. URL: http://www.nationalcard.ru/information/park/ (дата обращения: 20.10.2015). - Захарова Е.Ю. Концептуализация понятия «экологическая культура». Тамбов: Грамота, 2012. C. 64.

Испандиярова А.М. Формирование экологической культуры у учащихся в процессе обучения (аксиологический аспект): дис. ... канд. пед. наук. Шымкент, 2005. С. 68.

Кобылянский В.А. Философия экологии. М.: Академический проект, 2010. С. 115. - Колесова Е.В. Проблемы содержания экологического образования в интересах устойчивого развития. М.: Акрополь, 2008. С. 72. - Кочергин А.Н. Экологическое знание и сознание: особенности формирования М.: Новое тысячелетие, 1987. С. 89. - Кулясов И.П. Экологическая модернизация: теоретические аспекты // Социология и социальная антропология. 2005. № 3. С. 106.

Мисенжников В.В. Экологическая культура и государственная политика / Под. ред. В.М. Захарова. М.: Акрополь, 2008. С. 30. - Михеева Н.А. К вопросу об управлении процессом экосо-циализации населения России // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 1. С. 27.

Пирсаидова Г.А. Педагогические условия моделирования школьного экологического образования: дис. ... канд. пед. наук. Астана, 2007. С. 118 .

Тощенко Ж.Т. Социология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Прометей, 2001. С. 118.

Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. М.: Акрополь, 2008. С. 16-17.

Яницкий О.Н. Экологическая социология. М.: ЭКМОС, 1998. С. 129-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.