Народ в огромной и богатой стране вымирает. Демографическая ситуация по подсчетам российских ученых и специалистов ООН катастрофическая. Государственная проблема демографического кризиса на первый план выдвигает задачу создания условий для увеличения продолжительности жизни, в том числе и посредством включения в активную жизнь людей с ограниченными возможностями.
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Битов А.Н. Повторение не пройденного. // Знамя. 1991, № 6. с. 195.
3. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов н/Д: Феникс. С.173.
4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Изд-во МГУ, 2004,
С.11.
УДК 338.484
Экологический туризм и законодательство России
А.Е. Лапшина,
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО
«Российский государственный университет туризма и сервиса»
Развитие экологического туризма в России способно не только поднять экономику нашей страны на новый уровень, но и обеспечить лучшее содержание важного объекта экотуризма — особо охраняемых природных территорий России. В статье проводится анализ основных российских нормативно-правовых актов в экологической сфере.
Ключевые слова: экология, туризм, законодательство.
«Защита окружающей среды должна устоять перед давлением со стороны организаций и лиц, озабоченных только коммерческим успехом или
личным обогащением».
Монреальская декларация по туризму, 1996 г.
Экологический туризм в России, как и во всем мире, рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития современного туризма. Термин «экотуризм» появился в индустрии туризма около 20 лет назад, но и сегодня трактуется по-разному. Иногда этот термин рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже турпродукта, но чаще под экотуризмом понимают путешествия в экологически чистые, нетронутые человеческой цивилизацией уголки мира.
Отдых среди первозданной природы становится все более популярным во всем мире и привлекает все большее количество туристов. Это свидетельствует о том, что бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и отдыха и гарантом развития экологического туризма.
Формирование техногенной цивилизации на нашей планете в целом закрепило негативное воздействие человека на природу. Общеизвестно, что и туризм по-разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия использует природные ресурсы, производит отходы, загрязняет воздух, воды и почву, оказывает сильное антропогенное воздействие на природу.
Проблемы экологии находятся сейчас в центре общественной и научной мысли. Наиболее перспективными представляются теоретические разработки учеными проблемы ответственности разных стран за преодоление экологического кризиса. Человечеству необходимо обретение новых взаимоотношений с биосферой, природой, чтобы обеспечить право человека на жизнь и на экологический отдых.
Поэтому экологическая функция государства, призванная обеспечивать экологобезопасное развитие страны и выраженная, в частности, в эколого-правовых отношениях, должна стать приоритетной. Если экологическая функция не войдет в первую тройку приоритетов страны, то страна «обрекает себя на локальную экологическую катастрофу» [3, с. 34].
Экологическая ситуация в России, по мнению многих ученых, имеет реальные возможности для улучшения. Средняя плотность населения в стране (8,3 человека на 1 кв. км) значительно ниже мировой средней плотности (40 человек на 1 кв. км). Ниже среднемирового и антропогенное давление на окружающую среду, и оно во много раз ниже, чем в постиндустриальных странах. Россия имеет около 20% лесных ресурсов планеты, занимает второе место в мире по запасам водных ресурсов, обладает значительным биоразнообразием.
Приоритетным фактором оптимизации отношений общества и природы для России являются соответствующие законодательные меры, приведение их в соответствие с
европейской практикой, в том числе, правовое оформление экологических методов управления предприятиями туристской индустрии в России.
В соответствии с определением Федерального министерства по финансовому сотрудничеству и развитию Германии (БМ2) «экотуризм относится к тем формам туризма, при которых делается сознательная попытка свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду, оказать помощь в финансировании охраняемых природных территорий...» [4, с. 28—29].
В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. При этом правовая основа регулирования особо охраняемых природных территорий включает в себя весьма обширную часть российского законодательства, а именно: Конституцию РФ, Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон РФ от 14 марта 1995 г. № З3-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и другие.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., в частности, устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечивать охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.
В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9). При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).
Декларируя в статье 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Знаменательным событием в развитии российского экологического законодательства стало принятие 19 декабря 1991 г. закона «Об охране окружающей природной среды». Этот закон явился главным актом экологического законодательства. Закон определил задачи всего природоохранительного законодательства РФ, которые включили в себя регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Центральное место в законе заняло регулирование предупреждения вреда природной среде, создание механизма стимулирования и принуждения к исполнению экологических требований. В этом отношении он предусмотрел ряд новых положений и подходов к решению экологических проблем в стране. Однако в настоящее время действует новый закон, заменивший прежний, — Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Принятый в соответствии с Конституцией РФ указанный федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Данный федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Он также определяет, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на
окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. Указанный федеральный закон в соответствии с нормами международного права и федеральными законами направлен на обеспечение, в том числе, сохранения морской среды.
Следующим по значимости в области правового регулирования такого важного объекта экотуризма, как особо охраняемые природные территории, является Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ.
Названный федеральный закон дает понятие особо охраняемых природных территорий, определяет, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния, а также регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов,
достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» определяет категории и виды особо охраняемых природных территорий, к числу которых относит государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы,
дендрологические парки и ботанические сады, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты. Он также определяет задачи, порядок образования и устанавливает правовой режим особой охраны указанных территорий.
Кроме указанных законов, в систему законодательства об особо охраняемых природных территориях России входят: Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 37 «О схеме развития и размещения
особо охраняемых природных территорий в городе Москве» и другие законы и
подзаконные нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровней.
Так, приказом Министерства природных ресурсов РФ от 22 апреля 2003 г. № 342 утверждены «Основные направления развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года», включающие, в том числе, планы усовершенствования законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях.
Рассмотренные нормативно-правовые акты имеют главенствующее значение в регулировании отношений по экотуризму в России и свидетельствуют о том, что немалая часть российского законодательства посвящена правовой основе регулирования особо охраняемых природных территорий. Однако, что касается правового оформления экологических методов управления туристкой индустрии России, то ситуация на сегодняшний день не вполне соответствует европейской практике и европейским стандартам, поскольку является для российского туризма сравнительно новым делом.
Так, Закон РФ «Об основах туристкой деятельности», государственные стандарты Российской Федерации по туристско-экскурсионному обслуживанию практический не затрагивают вопросы экологии и уменьшения отрицательного воздействия турпредприятий на окружающую среду. В национальных стандартах ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению» и ГОСТ Р 50691—94 «Модель обеспечения качества услуг», в Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, вопросы экологии и отрицательного воздействия туристских предприятий на окружающую среду не затрагиваются совсем.
В стандартах ГОСТ Р 50690—94 «Туристко-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования», ГОСТ Р 50644—94 «Туристко-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» обозначены лишь общие требования о неухудшении окружающей среды туристскими предприятиями и вовсе отсутствует указание на какие-либо конкретные меры защиты природы.
Создание правового оформления экологического туризма является насущной и необходимой перспективой развития туриндустрии в России.
Таким образом, экотуризм в настоящее время становится одной из наиболее заметно развивающихся отраслей туристкой индустрии во всем мире. В России множество туристских объектов, в том числе экологических. Развитие экотуризма способно не
только поднять экономику нашей страны на новый уровень, но и обеспечить лучшее содержание главного объекта экотуризма — особо охраняемых природных территорий России.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. М.: Инфра-М—Норма, 1997.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
3. Скибицкий М.М. Глобальные проблемы современности. М.: Финансовая академия, 2003.
4. Экотуризм как инструмент охраны природы. Бонн: БМ2, 1995 г. // Сергеева Т.К. Экологический туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004.
УДК 070.11:796.075(338.48)
Сущность и структура этической культуры менеджера по туризму и формирование ее основ в процессе профессиональной подготовки
Е.А. Лукина,
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Статья посвящена проблеме формирования основ этической культуры будущих менеджеров по туризму в процессе профессионального образования. Определяется роль профессиональной этической культуры менеджера по туризму, раскрывается сущность этической культуры, рассматривается ее структура, а также основные функции.
Ключевые слова: этическая культура, менеджер по туризму.
Профессиональное туристическое образование в современной России пользуется повышенным спросом. Это обусловлено непрерывным ростом и развитием туристской