Научная статья на тему 'Процесс формирования стратегии инновационного развития на примере экотуризма'

Процесс формирования стратегии инновационного развития на примере экотуризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологический туризм / экотуризм / туриндустрия / туристский продукт / инновации. / ecological tourism / ecotourism / tourist industry / tourist product / innovations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А К. Барсов

В статье на примере экологического туризма рассмотрены основные направления достижения устойчивого инновационного роста и развития; выделена специфика и долгосрочные целевые приоритеты развития экологического туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS OF FORMING THE STRATEGY OF INNOVATION DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF ECOLOGICAL TOURISM

The article analyzes the main directions of achieving sustainable innovation growth and development on the example of eco-tourism; the specifics and long-term target priorities for the development of ecological tourism in Russia.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования стратегии инновационного развития на примере экотуризма»

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА

ПРИМЕРЕ ЭКОТУРИЗМА

А.К. Барсов, магистрант

Московский университет им. С.Ю. Витте

(Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10517

Аннотация. В статье на примере экологического туризма рассмотрены основные направления достижения устойчивого инновационного роста и развития; выделена специфика и долгосрочные целевые приоритеты развития экологического туризма в России.

Ключевые слова: экологический туризм, экотуризм, туриндустрия, туристский продукт, инновации.

Инновационное развития экономики России предполагает формирование механизма активизации процесса, обоснование и выбор прорывных технологий на основе сбалансированных стратегий выявления вектора и конфигурации процесса развития по каждой отрасли и сфере деятельности. Одним из важных направлений хозяйствования является туристская сфера деятельности, выступающая как экспортоори-ентированная сфера, наиболее устойчивая по сравнению с другими отраслями в условиях кризисов и турбулентных отношений на мировых рынках. Важное место в структуре туристских услуг занимает экологический туризм, то есть комплексное междисциплинарное и многофункциональное направление деятельности, обеспечивающее взаимосвязь интересов туризма, культуры и экологии. Экотуризм, являясь новым и перспективным направлением, оказывает мощное положительное влияние на экономику регионов и всей страны, активизирует движение по защите и сохранению природных территорий и национальных памятников России. Данные предпосылки обусловливают актуальность исследования процесса формирования стратегий инновационного развития именно на примере экологического туризма.

В Федеральном законе от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" прописаны особо охраняемые природные территории, в составе которых выделяют: а) государственные при-

родные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады [1]. Для экотуризма активизация процесса связана со стимулированием альтернативного туризма, имеющего значение для периферийных территорий, нативные условия и целостность бизнеса с экосредой. О значении отрасли туризма свидетельствует его весомая доля в ВВП, которая во многих развитых странах достигает 4-6% [2]. Удельный вес отрасли в ВВП России пока незначителен, но следует отметить огромные ресурсы для развития туристических услуг, в связи с чем динамику развития туристического бизнеса могут придать процессные и продуктовые, управленческие и маркетинговые инновации. На территории России реализуются практически все формы экотуризма, но в небольших объемах. К наиболее массовым относятся однодневные, экологически ориентированные экскурсии, совершаемые туристами, находящимися на курортах и других местах отдыха. О перспективности свидетельствует уровень посещаемости национальных парков страны, расположенных вблизи крупных городов, в которых за год бывает более 1,5 млн. посетителей. Приоритетные, на наш взгляд, стратегические задачи развития экологического туризма в России представлены в таблице 1.

Таблица 1. Приоритетные задачи развития экологического туризма в России

Задачи Стратегические направления экотуризма Социально-экономическое значение отрасли Уровень и место

1.Динамичное развитие рынка инноваций, инфрастуктуры и потенциала сферы экотуризма а) организация экологических образовательных туров для школьников и студентов 1. Отрасль занимает одно из важных мест в мировой хозяйственно-экономической структуре Второе место по экономическим показателям, первое по числу рабочих мест -более 20 млн человек занято в сфере туризма

2.Формирование системы подготовки квалифицированных специалистов для отрасли б) фотоохота в естественных природных условиях на редких животных и птиц 2.Специфический продукт, особая услуг которые не накапливаются и не транспортируются 10% всех потребительских расходов приходится на туризм, 5% налоговых поступлений идет от туризма

З.Разработка продуктово-услуговой, сервисной программы с широким ассортиментом новых направелний экотуризма в) специальные туры по болотам и знакомство с флорой и фауной З.Динамично меняющийся спрос на туруслуги повышает спрос на вакансии Туристские организации создают восьмое новое рабочее место в мире, рост вакансий более 3 млн рабочих мест

4.Разработка адаптивной ценовой политики в условиях финасовых рисков г) туры по озерным и речным водным экосистемам на гребных и парусных лодках 4.Перераспределяет национальный доход по туристски активным странам Туристы вывозят часть заработанного в различных отраслях дохода

5.Обеспечение конкуренции и государственной поддержки в продвижении экотуристских продуктов на мировой рынок д) туры по лесным экологическим системам с посещением особо охраняемых природных территорий 5. Катализатор социально-экономического роста и развития регионов Формирует до 7080% доходов населения по различным направлениям туризма

6. Симбиоз государственных, региональных и международных отношений с опорой на региональные власти и местные сообщества в развитии экологического туризма в региональных ООПТ е) сочетание пеших, конных и велосипедных маршрутов 6. Отличается высокой окупаемостью инвестиций 10% мировых инвестиций проходится на туризм

7.Обоснование бизнес- планов для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, упрощение налоговых обременений, повышение уровня активности малого и среднего бизнеса ж) развитие агротуризма 7. Активизирует экологическую, культурную и природоохранную систему Повышает эффективность развития бизнеса на 10-15%

По данным Всемирной туристской организации, в мире удельный вес экологического туризма достигает от 12% до 15% ото всех туристов, при динамичном росте численности в среднем на 30% [3]. О перспективах развития экологического туризма свидетельствует не только общий экологических тренд экономики, но и рост урбанизации, эмоционально обостренное восприятие отрыва человека от природы и стремление к новым ощущениям. Так по прогнозу Организации объединенных на-

ций, в промышленно развитых странах доля городского населения к 2025 году превысит 90%, причем на 100 крупнейших городов планеты будут приходиться более 5 млрд. человек [4].

В силу достаточно емкого ресурсного обеспечения, территориальных масштабов, разнообразия климатических зон и природных запасов, Россия признается мировым сообществом, как страна наиболее перспективная для развития экологического туризма. Известно, что ЮНВТО отмеча-

ет важность экотуризма как одного из трех приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма в России. В региональном разрезе по России начинается процесс развития экологического туризма. Однако для развития и модернизации сферы все направления следует систематизировать и объединить в единую федеральную стратегическую политику, целью которой станет инновационное социально-экономическое развитие регионов и сохранение природного и экологического равновесия систем. Экологический туризм по своей природе инновационный, отличается инновационной активностью бизнеса в регионе, новизной услуг, нестандартными организационно-управленческими и маркетинговыми подходами, спецификой процессов и многоуровневых потоков.

При разработке и формировании стратегии инновационного развития в экотуризме необходимо комплексно оценить спрос и предложение, оптимизируя структуру потребления, т.е. поэтапно формировать инновационный сектор экономики с уникальными, процессными, открытыми инновациями. Прежде всего, дифференцировать инновации по происхождению на естественные и искусственные. При создании рынка инноваций учитывать отраслевую специфику, специфику услуги и возможности каждого региона по источникам инвестирования, бюджетным ассигнованиям в части государственной программы инновационного развития. Многие исследователи считают, что в туристской сфере инновационная деятельность осуществляется по трем направлениям. Прежде всего, это внедрение организационно-управленческих инновации по реорганизации, концентрации на основе технико-технологических, информационных разработок, кадровой политики, рациональной экономической и финансовой деятельности. Затем маркетинговые инновации, включающие новые технологии и методы исследования рынка, потребностей и целевых сегментов, интернет- проекты по взаимодействию с клиентами и поиску каналов реализации услуг, коммуникационные разработки. Продуктовые инновации направлены на изменение потребительских

свойств туристского продукта, но новое позиционирование и конкурентные преимущества. Экспертами отмечается, что для нестабильного и динамичного турист-кого рынка актуально внедрение кризисных инноваций и инноваций развития, когда стратегическое доминирование в зависимости от сутуации позволяет реагировать на изменения в окружащей среде, в смежных отраслях, изменяя взаимодействие поставщиков, потребителей и пространства на рынке экотуристских услуг.

Семенова З.А. рекомендует при разработке стратегия развития отечественного экотуризма опираться на пять базовых блоков: аналитический, прогнозный, целевой, организационный, ресурсный. В аналитическом блоке оцениваются и дифференцируются проблемы и ресурсы при фактическом состоянии сферы экотурист-ских услуг. Приводится анализ региональной индустрии эко-туризма в целом и влияния экотуризма на развитие региона с выделением ключевых проблем. Представлено ранжирование факторов и условий по степени важности с определением путей решения задач развития. Прогнозный блок содержит перспективные показатели развития экотуризма. Целевой блок включает целевые программные технологии и мероприятия по маркетинговому управлению экотуристским комплексом. Организационный блок представляет перечень текущих, проводимых мероприятий по организации туристкого процесса. Ресурсный блок позволяет проследить источники, принципы ресурсного обеспечения и взаимозаменяемости в сфере экотуристских услуг и туриндустрии [5].

Лазарева Е.И. в своих исследованиях подчеркивает, что с целью идентификации различных компонентов ценности все интенсивнее применяются находящие все большую популярность во многих странах оценочные технологии, в основе которых лежат процедуры измерения «излишка потребителя». В соответствии с этой концепцией повышение эколого-экономической эффективности в долгосрочной перспективе требует перехода к ресурсосбережению на базе инноваций, учета экологических ограничений и обеспечения приоритетно-

сти решения социальных задач. Возрастает важность оценки в воспроизводственном развитии многокомпонентного природного капитала, включая жизнеобеспечивающие компоненты-ресурсы: рекреация, ассимиляция загрязняющих отходов в природной среде [6]. Именно экотуризм объединяет виды туризма и рекреации в природной среде, не наносящие ущерба природным комплексам, содействующие охране природы и улучшению благосостояния местного населения [7].

Цапулина Ф.Х. и Тихонова С.В. описывают перспективы развития рекреации и экологического туризма в Чувашской Республике, развивающей бизнес-проекты в государственном заповеднике «Присур-ский», национальном парке «Чаваш варманё», природном парке «Заволжье», Чебоксарском филиале Ботанического сада России [8]. Здесь инновационный продукт рожден самой природой, уникальная флора и фауна влияют на уникальное предложение, активизируют спрос на услуги и уровень удовлетворенности посетителей. Никитин А.И. и Федорова С.В. считают, что поток туристов на природно-заповедных территориях следует ограничивать и тщательно регулировать, потому что для сохранения экологической среды на заповедных территориях эффективнее становится организация длительных, специализированных и более дорогостоящих туров для небольших групп [9]. В этой связи обостряется задача решения коммерческих и природоохранных вопросов, сочетания природной естественности и технологий проведения туров.

Мы разделяем мнение Ереминой И.А. о том, что основная идея экологического туризма связана с очень внимательным и осторожным использованием окружающей природной среды, в связи с чем сама тури-

стическая направленность должна способствовать сохранению богатств природы в сочетании с повышением ценности экос-реды и воспитанием привязанности и любви к Родине [10]. Поэтому при разработке инновационных стратегий необходимо постоянно, систематически и целенаправленно культивировать критерии равновесия окружающей среды и природной сферы. Важно в перспективе иметь четкую стратегию гармонизации отношения между экологией, обществом и экономикой, личностными, социальными и региональными особенностями и преимуществами, с ориентацией турорганизации на сохранение и приумножение потребительной стоимости природной среды за счет выделения части туристских доходов на решение поставленных задач.

Таким образом, экотуризм является инновационным направлением туристско-рекреационной и экологической деятельности по процессам, услугам и ценности для клиентов, что требует в отношении развития бизнес- проектов повышения инновационной активности, управляемости и развития инфраструктуры. Процесс формирования стратегии инновационного развития связан с выявлением условий, факторов и направлений оптимизации регионального развития экотуризма, оценки природных ресурсов, спроса и предложения, дифференциации услуг по сегментам и направлениям на перспективу. Стратегическое сочетание инновационной инфраструктуры, операций и процессов, продуктовых, маркетинговых и управленческих инноваций стимулирует не только развитие рынка туристских услуг и инновационное развитие, но обеспечивает повышение уровня и качества жизни населения, удовлетворенность и благополучие потребителей.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 (ред. от 04.06.2018) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

2. Плюснина Е.Е., Рубан Д.А. Инновационные предпосылки регионального развития экологического туризма в России // Вестник ТИУиЭ. 2013. №2 (18). С. 46-50.

3. Каменик Л.Л. Эколого-экономическая сбалансированность - стратегия управления инновационным развитием общества XXI века // Вопросы инновационной экономики. 2018. Т. 8. № 1. С. 25-38.

4. Развитие экотуризма в России [Электронный ресурс]. URL: https://rusunion.com/razvitie-ekoturizma-v-rossii/

5. Семенова З.А. Формирование стратегии развития экологического туризма в Российской Федерации / автореферат дисс. на соиск. степени канд. экон. наук. СПБ.: ГАСЭ, 2005. 25 с.

6. Лазарева Е.И. Новый взгляд на спецификацию природного капитала в контексте стратегии устойчиво-инновационного развития экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 150-154.

7. Плюснина Е.Е., Рубан Д.А. Инновационные предпосылки регионального развития экологического туризма в России // Вестник ТИУиЭ. 2013. №2 (18). C. 46-50.

8. Цапулина Ф.Х., Тихонова С.В. Инновационные пути развития экологического туризма Чувашии // Вестник ЧГУ. 2013. №2. C. 334-337.

9. Никитин А.И., Федорова С.В. Механизм управления экологическим туризмом в Российской Федерации // СтройМного, 2017. № 2 (7). C. 1-5.

10. Еремина И.А. Экологический туризм: проблемы развития в России // Российское предпринимательство. 2007. Том 8. № 8. С. 164-168.

PROCESS OF FORMING THE STRATEGY OF INNOVATION DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF ECOLOGICAL TOURISM

A.K. Barsov, graduate student Moscow state university Witte (Russia, Moscow)

Abstract. The article analyzes the main directions of achieving sustainable innovation growth and development on the example of eco-tourism; the specifics and long-term target priorities for the development of ecological tourism in Russia.

Keywords: ecological tourism, ecotourism, tourist industry, tourist product, innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.