УДК 502.12
Захарова Лина Николаевна
преподаватель кафедры прикладной экономики и управления персоналом Кубанского государственного университета
Мареева-Королева Светлана Сергеевна
студентка экономического факультета Кубанского государственного университета
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Zakharova Lina Nikolaevna
Lecturer, Applied Economics and HR Management Subdepartment, Kuban State University
Mareeva-Koroleva Svetlana Sergeyevna
Student, Economics Department, Kuban State University
ENVIRONMENTAL FOCUS OF THE STATE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
Статья посвящена анализу проблем функционирования государства по сохранению окружающей среды. Проведенное исследование позволяет утверждать, что, несмотря на существование нерешенных проблем, грамотное применение перспективных программ, нацеленных на сохранение стабильного экологического состояния в нашей стране, поможет избежать серьезных последствий.
Ключевые слова:
охрана природы, государственная политика, экологическое законодательство, зеленая экономика, экологическая обстановка, энергоэффективность, природные ресурсы, экологическое регулирование, проблемы национальной экологии.
Summary:
The article deals with the state functioning on protection of the environment. The undertaken research shows that there is a number of unresolved problems, but competent application of the long-term programs focused on maintenance of the environmental balance in the country can help to avoid the serious consequences.
Keywords:
nature protection, public policy, environmental laws, green economy, ecological state, energy efficiency, natural resources, environmental management, problems of national environment.
Актуальность темы обусловлена проблемами, связанными с неблагоприятным воздействием экономики государства на окружающую среду, что является главным вопросом в сохранении экологии, восстановлении ее состояния.
Многие ученые освещали в своих трудах данную проблему: Т.А. Хорушая, И.А. Игнатьева, С.Н. Бобылев, А.С. Степанов, В.В. Никишин, Б.В. Ерофеева и другие. Однако, несмотря на массив наработанного материала, в силу стремительного развития экономики, интеграционных процессов и, как следствие, чрезвычайно быстрых изменений в окружающей среде, возникают все новые проблемы, в том числе нарушения в исполнении законодательства либо полное неподчинение ему. Статья направлена на анализ главных проблем, а также выявление способов их решения.
В условиях глобализации, стремительного развития научно-технического прогресса на первый план выходят такие проблемы, как повышение производительности, увеличение объема выпускаемой продукции, изменение структуры рынка сбыта и т. д., постепенно перевешивая чашу весов в сторону экономического роста, оставляя в стороне вопросы о сохранении ресурсов, не говоря уже о рациональном их использовании. В силу необъятности просторов нашей страны сложилось мнение о бесчисленных запасах природных ископаемых, лесных и биологических ресурсов, следовательно, о ненужности заботы о рациональном их потреблении. Поэтому вплоть до последних времен использовался экстенсивный метод производства, буквально разрушающий природу и ее богатства.
Одна из главных проблем национальной экологической политики - контроль во всех сферах антропогенного развития, сопряженного с высоким уровнем влияния и изменения окружающей среды. Большую роль здесь играет деятельность государства как источника правотворческих мер, слабые стороны которого с каждым годом проступают все более отчетливо: недостаточно высокое качество принимаемых или обновляемых законных или правовых актов, пробелы, нерешенности ряда вопросов, низкий уровень контроля за исполнением экологического законодательства. Все вышеперечисленные факты приводят к плачевным последствиям, результатом которым являются образования целых регионов с нарушенной экосистемой. В статье «К вопросу о некоторых факторах, определяющих развитие экологического законодательства на современном этапе» [1] Я.А. Гуляев высказал мысль о необходимости дальнейшего развития экологического законодательства, исходя не из сиюминутных, конъюнктурных решений, а с учетом потребностей как настоящего, так и будущих поколений. Мы разделяем точку зрения автора, так как законодательство должно иметь не только природоохранительную направленность, но и социально-прогностическую.
Другой фактор пагубного влияния на состояние экологии страны оказывает загрязнение биосферы продуктами жизнедеятельности человека. Политика государства в наши дни не предполагает развития экологической грамотности населения, моральной ответственности и осознанного содействия в помощи сохранения природы, как и отсутствие стимулов для заинтересованности в данной проблеме. К сожалению, по-нашему мнению, главным руководством в иррациональном использовании ресурсов жителей нашей страны служат выражения «Жить одним днем» или «Моя хата с краю, ничего не знаю». Только этим можно объяснить равнодушное отношение к экологической обстановке в стране.
Из этой проблемы вытекает другая - в сфере технической оснащенности производства. По сравнению со странами Европы, уровень развития техники на заводах, фабриках, в добывающей отрасли РФ намного ниже. Производство неспособно в полной мере обеспечить устранение результатов влияния, сопровождающего его деятельность, на окружающую среду: вредные выбросы в атмосферу; перегруженность и низкая эффективность работы очистных сооружений, приводящая к загрязнению поверхностных вод и истощению запасов питьевых источников (примером может служить всем известная ситуация с целлюлозно-бумажными фабриками, расположенными на берегу оз. Байкал); неспособность утилизировать отходы промышленной деятельности, последующее складирование которых влечет множество необратимых последствий. Транспорт является бесспорной причиной загрязнения воздушного пространства; если в развитых странах нашли множество способов, как уменьшить воздействие «чумы XXI века» на окружающую среду, - для России, как нам кажется, такой уровень будет достигнут лишь в далеком будущем. Наблюдается устойчивая тенденция халатного отношения к природным ресурсам, и виной этому в том числе низкий уровень развития технологий.
Нам представляется, что еще одна важная проблема экополитики государства -отсутствие специалистов, способных справиться с увеличивающимся числом проблем. Экологов не хватает и для укомплектования природоохранных служб, и на производстве (особенно на предприятиях повышенной экологической опасности), и в органах управления, и в отраслевых и академических институтах, и при организации внешнеэкономической деятельности. Недостаточно эффективны научные исследования, применимые на практике и приносящие по-настоящему действенные результаты.
Однако за этой проблемой, как и за большинством других, относящихся к природоохранной деятельности, стоит проблема недофинансирования отрасли. Решение задач, связанных с экологической направленностью политики государства, требует больших
финансовых вложений и инвестиций. Средств, выделяемых государственным бюджетом, категорически не хватает, так как начисление осуществляется по остаточному принципу. Достаточно сложная для решения проблема требует особенного подхода, дипломатических способностей, а главное, заинтересованности для привлечения внимания инвесторов и общественности.
Как мы считаем, основной проблемой, решаемой государством в сфере экологии, остается неблагоприятное влияние на жизнь и здоровье человека. Все большее число заболеваний возникает не на основе личной предрасположенности человека к недугу, а как результат взаимодействия с неблагоприятными условиями окружающей среды. В последнее время можно наблюдать зависимость между типом производства и видом заболеваний на определенной территории (город, регион). Также возникают новые виды заболеваний или увеличивается количество известных. Сокращается средняя продолжительность жизни населения. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений и хромосомных аберраций. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. Примеры, приведенные Г.Г. Вукович [2], являются наглядным результатом воздействия экологии на жизнь и здоровье граждан.
Какой же выход есть из сложившегося положения? Возможно ли если не исправить полностью, то хотя бы вернуть хрупкое равновесие в экологию нашей страны?
На эти и другие вопросы можно ответить с перспективой на будущее. Государство, как главный субъект, принимает различные меры для сохранения окружающей среды, создаются международные организации природоохранного типа. Однако в связи с тем, что Россия - страна с многочисленными особенностями географического, климатического, национального, экономического, культурного, геополитического характера, мы должны найти свой, особенный путь в решении многочисленных проблем.
Одним из решений может послужить принятие проекта «зеленой экономики», основные черты которой освещает С.М. Бобылев в статье «Зеленая экономика: перспективы для России» [3]. К элементам «зеленой экономики» автор отнес низкие углеродные выбросы, эффективное использование природных ресурсов, сохранение, увеличение и восстановление природного капитала, предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг. Действительно, названы необходимые средства для достижения цели. На наш взгляд, необходимо развить и добавить способы и методы для их реализации на практике.
Совместно с социальными институтами необходимо провести изучение проблемы участия граждан, общества в формировании экологической культуры, повысить возможность получения полноценного образования в этой сфере с последующим трудоустройством, а также проводить социальную пропаганду сохранения окружающей среды, прививая бережливость, умение рационально использовать имеющиеся ресурсы, беря пример с успешной политики стран Европы, преобразуя его для культуры и менталитета граждан нашей страны.
Думается, следующим шагом для улучшения состояния экологической обстановки может послужить усиление государственного контроля, ужесточение законов и наказания за их нарушение в сфере экологии. Законодательству необходимо предъявлять более высокие требования к оснащенности промышленноемких производств техническими средствами, которые снизят нагрузку вредного воздействия на окружающую среду.
Создать систему стимулирования и поощрения как граждан, так и производственных единиц, заинтересованных в сохранении и восстановлении природного комплекса, - один
их способов приобщения к бережному отношению к окружающей среде. В статье «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования и инструменты «зеленой» экономики: точки пересечения в праве» И.А. Игнатьева [4] предлагает конкретные способы привлечения в отрасль энергосберегающих разработок, инвестиций и т. д., что способствует усилению экологической направленности экономики страны.
К сожалению, на наш взгляд, Россия попала в сырьевую ловушку, связанную с формированием в стране экспортно-сырьевой модели экономики. Поэтому необходимо принять соответствующие меры по становлению независимости всей экономики, уменьшению числа производств с большим воздействием на окружающую среду, таких как энергетика и металлургия [5].
Таким образом, эффективная политика государства в области сохранения экологического состояния страны, его возрождения способна намного улучшить ряд показателей: уровень жизни населения и развития государственной экономики, социальной сферы, снизить уровень смертности и многие другие. Если удастся воплотить в жизнь решения по вопросам, освещенным в статье, поднять на новый уровень экологию и экономику, Российская Федерация сможет бороться с развитыми странами на равных, стать государством, способным самостоятельно решать свои проблемы, превратиться в «здорового» и могучего противника на мировой арене.
Ссылки:
1. Гуляев Я.А. К вопросу о некоторых факторах, определяющих развитие экологического законодательства на современном этапе // Экологическое право. 2011. № 2. С. 11-14.
2. Вукович Г.Г. Повышение конкурентоспособности предприятия как результат эффективизации его кадровой политики // Вестник Ростовского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2009. № 9. С. 105.
3. Бобылев С.М. Зеленая экономика: перспективы для России // Экологическое право. 2011. № 6. С. 39-41.
4. Игнатьева И.А Экологическое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования и инструменты «зеленой» экономики: точки пересечения в праве // Экологическое право. 2012. № 4. С. 37-41.
5. Вукович Г.Г. Рынок труда в инвестиционно привлекательном регионе // Человек и труд. 2011. № 7. С. 32.