Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / COMPETITION / COMPETITIVENESS / THEORETICAL APPROACH TO RESEARCH / BEHAVIORAL APPROACH / STRUCTURAL APPROACH / FUNCTIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королёв Дмитрий Анатольевич

В статье изложены некоторые теоретические подходы к исследованию конкурентоспособности организации. Проанализированы взгляды различных авторов и их трактовки понятия «конкурентоспособность», дано обобщенное понятие, учитывающие различные особенности этого многогранного определения. Показана роль конкурентоспособности на всех уровнях: от отдельного товара до экономики страны. Сделаны выводы о безусловной необходимости присутствия здоровой конкуренции на рынке для продвижения достижений НТП и повышения качества продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION

The article presents some theoretical approaches to the study of the competitiveness of the organization. The views of various authors and their interpretations of the concept of "competitiveness" are analyzed, a generalized concept is given, taking into account various features of this multifaceted definition. The role of competitiveness at all levels is shown: from an individual product to the country's economy. Conclusions are drawn about the absolute need for the presence of healthy competition in the market to promote the achievements of NTP and improve product quality.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

степени учитывать особенности их функционирования и факторы, оказывающие воздействие со стороны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. - Режим доступа: https: //www. mintrans.ru/documents/3/1009

2. Дюдюн Т.Ю. Методологический инструментарий формирования стратегии развития организации / Т.Ю. Дюдюн, А.В.Шишкин // Economics. - 2019. - №26. - С. 15-19.

3. Кузьменко О. В., Чернышов Д. С. Роль стратегического планирования в повышении устойчивости развития предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1. - С.1-5.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебник. - М.: Вильямс, 2016. - 672 с.

5. Портер М. Э. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2016. - 456 с.: ил.

6. АнсоффИ.И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 1999. - 416 с.

7. Лукина Е.В. Методический подход к разработке стратегии маркетинга / Е.В. Лукина // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2018. Т.

7. - №1. - С. 26-36 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34881765.

8. Баринов В. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие /В. А. Баринов, В. Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 280 с.

9. Графова Т.О. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета / Т.О. Графова, Д.А. Горбик // Научный результат. Экономические исследования. - 2017. - №4. -С. 18-22.

10. Федоренко А. И., Ляско В. И. Экономика транспортных компаний: стратегии развития, обоснование стратегических решений. - М.: Техполиграфцентр, 2012. - 229 с.

УДК 338.2 ГРНТИ 06.39.02

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

КОРОЛЁВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

магистрант направления «Менеджмент»,Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Алтайский филиал, 656038, г.

Барнаул, просп. Ленина, д. 54, Россия E-mail: 22korolev22@mail.ru

Аннотация. В статье изложены некоторые теоретические подходы к исследованию конкурентоспособности организации. Проанализированы взгляды различных авторов и их трактовки понятия «конкурентоспособность», дано обобщенное понятие, учитывающие различные особенности этого многогранного определения. Показана роль конкурентоспособности на всех уровнях: от отдельного товара до экономики страны. Сделаны выводы о безусловной необходимости присутствия здоровой конкуренции на рынке для продвижения достижений НТП и повышения качества продукции.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, теоретический подход к исследованию, поведенческий подход, структурный подход, функциональный подход.

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION

Dmitry A. Korolev

Department of «Economy, management and marketing» in Barnaul branch of Financial university under the Government of Russian Federation, Barnaul,

Lenin Avenue, d. 54, Russia E-mail: 22korolev22@mail.ru

Annotation. The article presents some theoretical approaches to the study of the competitiveness of the organization. The views of various authors and their interpretations of the concept of "competitiveness" are analyzed, a generalized concept is given, taking into account various features of this multifaceted definition. The role of competitiveness at all levels is shown: from an individual product to the country's economy. Conclusions are drawn about the absolute need for the presence of healthy competition in the market to promote the achievements of NTP and improve product quality.

Key words: competition, competitiveness, theoretical approach to research, behavioral approach, structural approach, functional approach.

В настоящее время экономическая система Российской Федерации является рыночной. Известно, что рыночная экономика основана на принципах свободного предпринимательства, рыночного ценообразования, а также ограничения вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства государством. Основной чертой рыночной экономики, исходя из её принципов, является конкуренция, другими словами, та самая «невидимая рука», которая регулирует ценообразование и

пропорциональность производства. Благодаря конкуренции происходит «естественный отбор» наиболее эффективных предприятий, а основной характеристикой предприятия, в этом случае, является конкурентоспособность. Таким образом, одним из главных направлений финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии является повышение конкурентоспособности предприятия.

Теория конкуренции начала активно развиваться с 70-х годов XX века. Этому способствовали труды М. Портера, А. Стрикленда, А. Томпсона, И. Ансоффа. В развитых странах механизмы и само понятие конкуренции изучено достаточно давно. Так К.Р. Макконелл и С.Л. Брю под конкуренцией подразумевают наличие большого количества независимых покупателей и продавцов, которые имеют возможность свободно входить и выходить с рынка [1].

Фридрих А. фон Хайек, австрийский ученый и лауреат Нобелевской премии по экономике, рассматривает конкуренцию как механизм, благодаря которому люди получают и передают знания [2].

Т.Г. Философова рассматривает конкуренцию, как ситуацию, в которой любой желающий что-либо купить или продать имеет возможность выбрать между различными поставщиками и покупателями [3].

В России же, в силу позднего перехода к рыночной экономике, теория конкуренции и конкурентоспособности, а также их практические механизмы находятся на стадии зарождения. Нередко конкуренция трактуется достаточно узко, например, как ситуация, при которой товарно-денежные отношения происходят с субъектами, выбранными самим поставщиком или продавцом.

Чтобы определить экономическое содержание понятия «конкуренция», в литературе часто выделяют три подхода к ее пониманию: поведенческий, структурный, функциональный (рисунок 1).

Рисунок 1 - Подходы к определению понятия конкуренции

Важно понять сущность и значение конкурентоспособности как для предприятия, так и для экономики страны в целом. Без постоянного повышения конкурентоспособности выживаемость хозяйствующих субъектов значительно снижается, следовательно, необходимо регулярно проводить исследования, и находить новые пути ее роста, применимые к конкретному предприятию. Особенно актуальна тема повышения конкурентоспособности в нынешней экономической обстановке - глобализация способствует высокому уровню конкуренции во всех сферах рынка, и присутствие на рынке большого количества зарубежных брендов обязывает российских производителей искать новые механизмы ее роста.

Для начала необходимо определиться с понятием «конкурентоспособность». В настоящее время существует множество терминов, которым нельзя дать однозначное толкование, конкурентоспособность - один из таких терминов, и для его понимания необходимо рассмотреть разнообразные подходы к его трактовке.

При детальном анализе термина «конкурентоспособность» можно обратить внимание, что большинство авторов опираются на термин «конкуренция». Например, А.Н. Чаплина определяет конкурентоспособность как «возможность предприятия производить продукцию, которая пользуется спросом в условиях достижения высокого уровня эффективности деятельности» [4]. М.И. Гельвановский рассматривает конкурентоспособность, как обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономических соревнований [5]. Р.Ф. Фатхутдинов утверждал, что это «свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [6].

Рассмотрев некоторые из определений, предложенных авторами, можно сформулировать понятие конкурентоспособности следующим образом: конкурентоспособность - это способность хозяйствующего субъекта вести деятельность в постоянно изменяющейся внешней среде, при этом завоевывать новых потребителей и новые рынки, непрерывно повышая свои конкурентные преимущества.

Термин конкурентоспособность интересен своей многогранностью, т.е. он может рассматриваться на разных уровнях - товара, предприятия, технологий, отрасли, региона, страны. Системно многогранность данного понятия хорошо показывает «пирамида конкурентоспособности», представленная на рисунке 2.

Рисунок 2 - Пирамида конкурентоспособности

«Пирамида конкурентоспособности» отражает тесную между всеми уровнями. Действительно, стабильность функционирования предприятия на рынке определяется не только конкурентоспособностью товаров, которые им производятся, предоставляемых им услуг и возможностями, которые обеспечивают успех в конкурентной борьбе, но и ситуацией в отрасли и в стране в целом. И наоборот, как правило, государства с развитыми рыночными отношениями, являются наиболее конкурентоспособными.

Обострение конкурентной борьбы за сбыт продукции, за место на рынке заставляют предприятия постоянно искать новые возможности и резервы для сбыта своей продукции, усовершенствовать технологию с целью создания качественных товаров. Поэтому, в конкретных рыночных условиях фактором первого уровня конкурентоспособности можно считать качество товара. Высокий уровень качества продукции означает ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства.

Качественная продукция и эффективное производство - важные условия развития экономики, необходимые составные экономического роста и повышение жизненного уровня населения. Только при этих условиях можно обеспечить внутренний рынок отечественными товарами общественного потребления, реализовать взаимовыгодное международное сотрудничество и наладить экспорт.

Рассмотрев вопрос о необходимости обеспечения конкурентоспособности предприятия можно сделать вывод об актуальности данного явления.

Безусловно, создатель любой коммерческой организации преследует цель - увеличить капитал. Для этого он непрерывно ищет возможности повышения конкурентоспособности своего предприятия. Однако, некорректно рассматривать вопрос о необходимости повышения конкурентоспособности лишь со стороны продукта и предприятия, так как множество предприятий и отраслей составляют экономику и конкурентоспособность государства. В свою очередь экономика государства определяет возможности для развития предприятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Макконелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконелл, С. Л. Брю - пер. с 14-го англ. изд. - М.: 2003. - 972 с.

2. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия / Ф.Ф. фон Хайек; пер. с англ. М. Б. Гнедовского // Мировая экономика и международные отношения. - 1989. - №12. - С. 6 - 14.

3. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

4. Чаплина А.Н. Обеспечение конкурентоспособности предприятий предпринимательской сферы на основе методов управления качеством // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. №17. 2017. С.232.

5. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 2012. № 3. С. 57.

6. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Наука, 2015.

УДК: 336

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РИСКОВ В МИКРОФИНАНСОВЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

КАШТАНОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА

магистрант направления «Менеджмент»,Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ, Алтайский филиал, 656038, г. Барнаул, пр-т Ленина,

д.54, Россия Е-mail: Ulij_kashtanova@mail. ru

Аннотация.В статье анализируются четыре основных риска микрофинансовых организацийи, к которым относятся кредитный риск, риск ликвидности, операционный риски и правовой риск. По результатам исследования предлагаются конкретные мероприятия для снижения изучаемых типов рисков микрофинансовых организаций.

Ключевые слова. Микрофинансирование, кредитный риск, операционный риск, правовой риск, риск ликвидности, снижение рисков.

THE MAIN TYPES OF RISKS IN MICROFINANCE ORGANIZATIONS.

Julia A.Kashtanova

graduate student, Financial University under the government of the Russian Federation, Altai branch, 656038, Barnaul, Lenin Ave., 54, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.