Научная статья на тему 'Системный подход к пониманию конкурентоспособности как фактор устойчивого развития экономики'

Системный подход к пониманию конкурентоспособности как фактор устойчивого развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
949
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО / ОБЪЕКТ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТ СИНЕРГИИ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клековкин Л. И.

Устойчивое развитие экономики страны зависит от адекватного понимания сущности понятия «конкурентоспособность». В статье выполнен анализ существующих подходов к пониманию данной категории и предлагается новое ее определение на основе системного подхода. Предлагается понимать конкурентоспособность как способность системы обеспечивать требуемый выход с учетом внешней среды и входа объекта. Анализируются преимущества данного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к пониманию конкурентоспособности как фактор устойчивого развития экономики»

системный подход к пониманию конкурентоспособности как фактор устойчивого развития экономики

л. и. клековкин,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики E-mail: oklik1@udm. net

Ижевский филиал Российского университета кооперации

Устойчивое развитие экономики страны зависит от адекватного понимания сущности понятия «конкурентоспособность». В статье выполнен анализ существующих подходов к пониманию данной категории и предлагается новое ее определение на основе системного подхода. Предлагается понимать конкурентоспособность как способность системы обеспечивать требуемый выход с учетом внешней среды и входа объекта. Анализируются преимущества данного подхода.

Ключевые слова: система, конкурентоспособность, качество, объект, системный подход, управление конкурентоспособностью, маркетинговый подход, эффект синергии, внешняя среда, факторы конкурентоспособности товара.

Конкуренция и конкурентная борьба являются важными и необходимыми факторами рыночной экономики. Рынок по своим основам требует наличия экономического соперничества обособленных товаропроизводителей. Именно конкуренция обеспечивает одно из явных и несомненных преимуществ стран с рыночной экономикой. Она побуждает товаропроизводителей постоянно внедрять наиболее эффективные способы производства, обновлять номенклатуру товаров и услуг, максимально полно удовлетворять потребности потребителей.

Задачи повышения качества жизни населения страны требуют разработки национальной стратегии управления конкурентоспособностью российской экономики, которая в современных условиях должна определяться инновационными факторами развития, возможностями организации новых производств, отвечающих перспективным потребностям рынка.

В настоящее время особенно актуальными становятся проблемы формирования конкурентоспособности страны, вопросы, связанные с управлением конкурентоспособностью отдельных фирм и их товаров на современных мировых рынках, определением основных методов и инструментов обеспечения конкурентных преимуществ с учетом особенностей хозяйствования в стране.

Особую актуальность приобретает решение научных проблем формирования теоретических основ, методологии и целостной концепции управления системой инструментов формирования устойчивой долгосрочной конкурентоспособности отечественной экономики, а также анализ современных мировых тенденций, вопросы адаптации зарубежного опыта к российским условиям. Дальнейшего осмысления требует объект управления конкурентоспособностью, т. е. уточнение и дальнейший анализ сущности понятия «конкурентоспособность». Точное понимание цели управления позволяет на практике повысить эффективность работы.

Неизбежное экономическое соперничество постоянно побуждает производителей сравнивать свой уровень производства и его организацию с конкурентами, а также стремиться повышать его. Наличие конкуренции определяет существование такой экономической категории, как «конкурентоспособность». Однако экономическая наука в настоящее время не имеет однозначной трактовки содержания категории «конкурентоспособность», кроме того, нет общепринятого подхода к методам ее оценки [9, с. 7].

В общем понимании под конкурентоспособностью понимается способность объекта конкурировать на рынках товаров и услуг [9, с. 7]. Согласно

определению гарвардского словаря «Field Guide to Business Terms» основой конкурентоспособности являются товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках [2, с. 85].

Ясное представление о содержании понятия конкурентоспособности и факторах, влияющих на нее, в значительной степени определяет мотивацию сотрудников организации (включая менеджеров) работать для обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности своей организации и его повышения.

В целях выявления степени понимания менеджерами на практике сущности конкурентоспособности М. Погодина провела эмпирическое исследование [5, с. 67]. Оно проводилось методом неструктурированного интервью на тему: «Понимание менеджерами конкурентных преимуществ своей организации». Цель его состояла в получении информации об особенностях восприятия менеджерами термина «конкурентоспособность организации» и о значимых факторах, влияющих на нее.

Исследование выявило, что среди менеджеров среднего звена не существует однозначного понимания термина «конкурентоспособность фирмы». Чаще всего называлась способность:

• отвечать требованиям заказчика;

• выдерживать конкуренцию в определенном сегменте рынка;

• поддерживать высокое качество продукции и цену, обеспечивающую регулярный спрос на нее;

• устойчиво занимать свою нишу на рынке и быть привлекательным для клиентов и работников.

Респондентами было отмечено, что успех на рынке определяется наличием у предприятия конкурентных преимуществ. При ответе на уточняю-

щий вопрос «как вы понимаете значение термина «конкурентное преимущество» практически все участники дали следующее определение — «это то, чем предприятие существенно отличается от конкурентов». Далее, при более детальном выяснении факторов, от которых оно зависит, был получен следующий их перечень:

• длительный срок существования на рынке;

• значительные основные фонды;

• спрос на предлагаемые услуги;

• использование специальных технологий;

• качество товаров (или услуг);

• наличие квалифицированного персонала. Только 26,6 % опрошенных лиц отметили, что

готовы лично много работать для повышения конкурентоспособности своей фирмы.

Данное исследование показало отсутствие у руководителей среднего звена четкого и однозначного понимания категории конкурентоспособности. Все перечисленные факторы не противоречат действительности, но у практиков нет комплексности и системности понимания данной категории, что повышает вероятность принятия неверных решений.

Для более точного и глубокого понимания конкурентоспособности целесообразно обобщить существующие формулировки данной категории у отдельных авторов, что показано в табл. 1 [9, с. 8].

Современная рыночная экономика имеет сложную структуру, что обусловливает большое количество уровней и видов объектов функционирования. Данные табл. 1 показывают разные виды объектов конкурентоспособности — это товар, организация, экономика, страна. Системно это может быть представлено в виде многоуровневой модели, схема которой представляет собой «пирамиду конкурентоспособности», показанную на рис. 1 [9, с. 9].

Таблица 1

Примеры формулировки авторами термина «конкурентоспособность»

Автор Определение термина «конкурентоспособность»

М. Портер Конкурентоспособность — свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений

М. Гельвановский В самом общем смысле — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования

Р. Завьялов Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке

Р. Ф. Фатхутдинов Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке

Окончание табл. 1

Автор Определение термина «конкурентоспособность»

Е. Дж. Визер Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке

П. У. Зулькарпаев, Л. Р. Ильясова Интегральная конкурентоспособность предприятия — это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю

М. Мескон, А. Альберт, Ф. Хедоури Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т. е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей

пособность отрасли страны зависит от совокупности работы организаций, конкурентоспособность экономики страны зависит от работы предприятий ключевых отраслей.

Конкурентоспособность страны проявляется на внешнем рынке и зависит от конкурентоспособности товаров и услуг, а также определяется еще и общим развитием экономики страны и политическими, демографическими, культурными и другими институциональными факторами.

Оценка конкурентоспособности на одном уровне предполагает процедуру сравнения различных объектов между собой, поэтому для каждого объекта существуют определенные субъект оценки, уровень менеджмента конкурентоспособности и критерии оценки, которые показаны в табл. 2 [9, с. 10].

Профессор Н. В. Бекетов определяет два подхода к выделению уровней конкурентоспособности: территориальный и отраслевой. С точки зрения территориального подхода выделяют конкурентоспособность страны (макроуровень), конкурентоспособность региона (мезоуровень) и конкурентоспособность фирмы (микроуровень). Отраслевой

Таблица 2

Объекты и субъекты оценки, уровень менеджмента и критерии оценки конкурентоспособности

Объект оценки конкурентоспособности Субъект оценки Уровень менеджмента конкурентоспособности Критерии оценки, проводимые мероприятия

Товар Предприятие Бизнес Национальная экономика (страна) Покупатель, товаропроизводитель Товаропроизводитель Инвесторы, акционеры, товаропроизводитель Международные аналитические центры Оперативно-тактический Стратегический Инвестиционный Национальный (государственный) стратегический Критерием конкурентоспособности предприятия являются потребительские оценки товаров, выпускаемых предприятием. Для топ-менеджмента сферой управления являются характеристики конкурентоспособности товаров, обеспечивающие улучшение их рыночных позиций. Конкурентоспособность предприятия определяется рыночным успехом (рост объема оборота, доля на рынке, прибыль, рентабельность и др.). Для топ-менеджмента сферой управления является формирование стратегий (технических, технологических, инновационных, организационных, экономических и др.) по сохранению и развитию конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью бизнеса, определяемой стоимостью бизнеса, ростом курса акций и др. Конкурентоспособность национальной экономики (страны) оценивается независимыми международными организациями в зависимости от принятых моделей оценки (индексы GCI, ВС1).

Данная «пирамида» иллюстрирует зависимость и взаимозависимость конкурентоспособности объектов разного уровня друг от друга. Конкурентоспособность фирмы на рынке определяется ее «выходом», т. е. товарами и услугами, конкурентос-

Окончание табл. 2

Объект оценки конкурентоспособности Субъект оценки Уровень менеджмента конкурентоспособности Критерии оценки, проводимые мероприятия

Предприятие Товаропроизводитель Стратегический Конкурентоспособность предприятия определяется рыночным успехом (рост объема оборота, доля на рынке, прибыль, рентабельность и др.). Для топ-менеджмента сферой управления является формирование стратегий (технических, технологических, инновационных, организационных, экономических и др.) по сохранению и развитию конкурентных преимуществ

Бизнес Инвесторы, акционеры, товаропроизводитель Инвестиционный Конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью бизнеса, определяемой стоимостью бизнеса, ростом курса акций и др.

Национальная экономика (страна) Международные аналитические центры Национальный (государственный) стратегический Конкурентоспособность национальной экономики (страны) оценивается независимыми международными организациями в зависимости от принятых моделей оценки (индексы GCI, ВС1)

подход выделяет национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара (микроуровень) [2, с. 86].

Подводя итог анализу категории конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы о ее свойствах и признаках:

1) конкурентоспособность является сложным интегральным свойством объекта. Она зависит от множества свойств данного объекта, имеющих разные сферы проявления, ее формирование зависит от совокупности свойств внешней и внутренней среды;

2) существует несколько уровней объектов конкурентоспособности, которые зависят друг от друга;

3) конкурентоспособность является относительным свойством объекта — она определяется отношением свойств данного объекта к аналогичным объектам конкурентов;

4) уровень конкурентоспособности данного объекта постоянно изменяется под действием рыночной среды. Это требует постоянного мониторинга уровня конкурентоспособности и постоянных усилий субъектов по ее оптимизации;

5) в современной экономической науке отсутствует общепринятая трактовка понятия конкурентоспособности, закрепленная нормативным актом и подходящая для всех уровней объектов конкурентоспособности.

Для практики важно учитывать в трактовке понятия конкурентоспособности ее интегрирующую функцию по объекту оценки. Конкурентоспособность объединяет в себе все сильные и слабые стороны данного объекта. Еще более важно учитывать то, что она зависит от всей совокупности значимых факторов формирования и изготовления объекта. Например, конкурентоспособность товара определяется совокупностью экономических, технологи-

ческих, организационных факторов предприятия-изготовителя.

Применение системного подхода к объектам конкурентоспособности позволяет более объективно сформулировать данную категорию. При таком подходе объект конкурентоспособности — товар, организация, страна обозначается как система определенного уровня.

Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система — это единство объекта (например, организации) и его связей с внешней средой (рис. 2). Объект как совокупность взаимосвязанных компонентов рассматривается на более высоком уровне абстракции (анализа) как подсистема более глобальной системы. Система состоит из двух составляющих. Первично — внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обратную связь (взгляд вовнутрь). Вторично — внутренняя структура, т. е. совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы (взгляд изнутри) [7, с. 98].

Применение системного подхода позволяет сформулировать следующее определение категории конкурентоспособности.

Конкурентоспособность объекта — это способность объекта как системы обеспечить требуемый выход для конечного потребителя с учетом состояния внешней среды и входа объекта, включая конкурентное окружение.

Системный подход и системный анализ уже давно с успехом используются в управлении качеством и в управлении конкурентоспособностью. Международные стандарты серии ISO 9000—2000 и национальные стандарты на их основе, концепция TMQ (Всеобщее управление качеством) ис-

Рис. 2. Общая структура системы

пользуют именно системный подход для решения сложной задачи обеспечения требуемого качества. Более того, многие ученые отмечают обязательное использование системного подхода, что объясняется многофакторностью и трудностью решаемой задачи. Поэтому определение конкурентоспособности — «способность объекта как системы обеспечить требуемый выход» — можно адекватно включать в данные методики.

Профессор Р. А. Фатхутдинов в своих работах уже давно рассматривает конкурентоспособность как определенную систему показателей, имеющих свою иерархию. Однако используемое им определение конкурентоспособности (см. табл. 1) не содержит системного подхода, он использует формулировку Европейского форума по проблемам управления [7, с. 268].

По мнению профессора Р. А. Фатхутдинова, стратегическая конкурентоспособность товара определяется четырьмя статичными факторами и набором динамичных факторов. К динамичным относятся зависимые от времени факторы процесса производства товара, факторы синергичности, качества управления, адаптивности, организованности системы и другие. К четырем статичным факторам относятся:

1) качество товара;

2) цена товара;

3) качество сервиса в период эксплуатации;

4) затраты на потребление во время эксплуатации.

Профессор Р. А. Фатхутдинов справедливо отмечает, что фактор «качество товара» определяет конкурентоспособность лишь на 30—40 %, остальное — оставшимися статичными и динамичными факторами.

Как вывод, только управление качеством в организации недостаточно для достижения оптимальной конкурентоспособности [7, с. 13]. Требуется учитывать все факторы конкурентоспособности и их иерархию. Пример иерархии показателей конкурентоспособности показан в табл. 3 [7, с. 116].

36 -

На основе этих данных легко построить дерево показателей товара для иллюстрации их соподчи-ненности. Это соответствует предлагаемому определению конкурентоспособности как способности системы обеспечить требуемый выход. Можно выделить следующую иерархию конкурентоспособности объектов: конкурентоспособность организации — это ее способность как системы обеспечить требуемый выход в виде товара для конечного потребителя — конкурентоспособность товара определяется набором статичных и динамичных факторов — каждый фактор имеет свою иерархию показателей.

Данная логика анализа может позволить на практике объективно определять наиболее значимые факторы конкурентоспособности по данному товару и иерархию значимых свойств факторов. Грамотное выявление значимых факторов позволит на практике эффективно обеспечить высокую конкурентоспособность.

Профессор Р. А. Фатхутдинов справедливо отмечает, что методически неправомерными будут следующие логические рассуждения: следует «повышать безотказность, надежность и качество товара»; или «повышать качество и конкурентоспособность товара»; или «снижать себестоимость

Таблица 3

Показатели товара по уровням иерархии

Номер

уровня Показатель товара

иерархии

0 Показатель конкурентоспособности товара

1 Интегральный показатель качества товара

2 Цена товара

3 Интегральный показатель качества обслу-

живания потребителей товара

4 Среднегодовые затраты (затраты за срок

службы) на эксплуатацию и ремонт товара

1.1 Производительность (среднегодовая, нор-

мативная, за срок службы) товара

1.2 Надежность товара

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2.1 Безотказность товара

1.2.2 Долговечность товара

1.3 Обобщающий показатель экологичности

товара

1.3.1 Содержание вредных примесей в продуктах

сгорания

1.3.2 Уровень шума при эксплуатации товара

2.1 Себестоимость изготовления товара

2.2 Прибыль (балансовая) изготовителя на

единицу товара

3.1 Качество упаковки

3.2 Гарантии сохраняемости качества

4.1 Затраты на транспортировку и монтаж

4.2 Стоимость одного текущего ремонта

и цену товара», так как в структуру логической цепочки включены показатели разных уровней. Правильно говорить: «повышать конкурентоспособность товара за счет улучшения показателя нижнего уровня — повышения его качества, качества обслуживания потребителей товара, снижения цены или эксплуатационных затрат»; или «повышать качество товара за счет повышения его надежности, улучшения показателей экологичности и других показателей качества»; или «снижать цену товара за счет снижения его себестоимости путем использования эффекта масштаба»; или «повышать надежность товара за счет повышения его безотказности и оптимизации долговечности» [7, с. 116].

Предлагаемое определение конкурентоспособности максимально соответствует маркетинговому подходу. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента являются следующие [8, с. 147]:

1) повышение качества объекта («выхода» системы) в соответствии с нуждами потребителей;

2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов;

3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.

Маркетинговые исследования позволили сформулировать концепцию изменения предпочтений покупателей, их субъективное восприятие факторов конкурентоспособности товаров — «пирамиду уровней конкурентоспособности» — в зависимости от характе ра мотивации потребностей покупателя (рис. 3) [9, с. 147].

Нижний уровень пирамиды ха рактеризует поведение покупателей, удовлетворяющих самые мини мальные базовые потребности при минимальных затратах (ми нимально возможной цены).

На втором уровне по

Инновационный лидер (уникальность, новизна)

Качество + дополнительные факторы + цена (интегрированный маркетинг)

собности товара характерен для потребителей с развитым уровнем потребления, ориентированных на комплексную оценку всех факторов, удовлетворяющих их потребность, отдавая предпочтение товару с лучшим соотношением неценовых (комплекса показателей качества) и ценовых характеристик.

Четвертый уровень характеризуется тем, что инновационно ориентированный покупатель фокусирует внимание на уникальности, новизне товара. Высокая цена его не отталкивает, а зачастую, наоборот, служит дополнительным побудительным фактором.

Для покупателя последнего (пятого) уровня побудительным фактором становится «бренд» товара, определяющий «имиджевое» потребление.

Системный подход к конкурентоспособности позволяет учитывать эффект синергии. Он определяется свойством системы как целого обладать совокупностью свойств, не равной сумме свойств ее компонентов (свойство неаддитивности системы). Эффект синергии заключается в том, что «эффективность функционирования системы не равна сумме эффективности функционирования ее подсистем (компонентов). При отлаженном позитивном взаимодействии подсистем (компонентов) достигается положительный эффект синергии — эффект взаимодействия, к получению которого должны стремиться менеджеры. Если сумма показателей эффективности подсистем больше эффективности системы, эффект синергии отрицательный» [7, с. 107].

Проявление эффекта синергии можно показать на примере такой технической системы, как автомобиль. Современный автомобиль — это сложная техническая система, требующая значительных усилий и затрат при эксплуатации. Поэтому конкурентоспособность любого автомобиля без организации его ремонта и ТО значительно снижается, даже если сам автомобиль качественный. Сочетание изделия и дополнительных услуг может обеспечить дополнительную прибыль организации — за счет эффекта синергии.

Понимание конкурентоспособности как способности организации (системы производства) обеспечить требуемый выход (товар и сопутствующие ус-

купатель, ориентируясь / Цена + качество

на ценовой фактор, уже обращает внимание на

качественные харак- / Цена Сановной фактор)

теристики товара. Третий уровень

конкурентоспо- Рис- 3- Пирамида конкурентоспособности (с позиции потребителя)

л луги) позволяет на практике учитывать эффект си-

нергии.

Величина эффекта синергии зависит от уровня организованности системы. Для уровня предприятия организованность характеризуется степенью приближения в заданных условиях показателей пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности и других параметров организации производственных и управленческих процессов к оптимальному уровню. Неорганизованные системы быстрее разрушаются [7, с. 108].

В заключение можно сделать следующие выводы о достоинствах предлагаемого определения понятия конкурентоспособности — с формулировкой «способность объекта как системы обеспечить требуемый выход для конечного потребителя с учетом состояния внешней среды и входа объекта, включая конкурентное окружение»:

1) данное определение использует системный подход к объекту исследования, что позволяет:

а) использовать для анализа конкурентоспособности и путей ее повышения правила системного подхода и системного анализа;

б) гармонично интегрировать предлагаемое определение в существующие системы управления качеством и конкурентоспособностью, в которых уже используется системный подход;

в) учитывать на практике эффект синергии, который особенно актуален для сложных систем;

г) позволяет учитывать всю совокупность значимых факторов конкурентоспособности, т. е. четыре статичные и значимые динамичные факторы. Данное определение позволяет выстраивать иерархию значимых факторов, что помогает увеличивать эффективность управления конкурентоспособностью;

д) учитывает влияние внешней среды на конкурентоспособность объекта;

2) данное определение конкурентоспособности соответствует маркетинговому подходу, т. е. требованию максимально соответствовать запросам конечных потребителей;

3) предлагаемое определение подходит для всех уровней объектов конкурентоспособности:

товар, организация, отрасль, регион, экономика страны, страна. Все перечисленные объекты можно представить в форме систем, причем показатели конкурентоспособности объектов разных уровней зависят друг от друга.

Список литературы

1. Андреева Л., Миргородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики // Экономист. 2004. № 1. С. 81-88.

2. Бекетов Н. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Маркетиг в России и за рубежом. 2007. № 6. С. 83-86.

3. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Рос. экон. Журнал. 1998. № 3. С. 68.

4. Миргородская Е. О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования // Философия хозяйства. 2005. № 4/5. С. 202-205.

5. Погодина Г. Что с точки зрения менеджера определяет конкурентоспособность фирмы // Человек и труд. 2008. № 11. С. 66—68.

6. Прахова Т. С. Понятие и сущность конкурентоспособности // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2005. № 2. URL: http://www. ncstu. га.

7. ФатхутдиновР. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 544.

8. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 448.

9. Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика» / Т. Г. Философова, В. А. Быков; под ред. Т. Г. Философовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 295.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected] НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.