СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
УДК 338.465.2
С. В. КОНДРАТЮКОВ Е. С. СТАУРСКИЙ
Омская академия МВД России
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ УСЛУГ__________________________
В статье рассматриваются существующие и авторские подходы к определению и анализу конкурентоспособности организаций на рынке услуг. Авторы обобщают концепции экономистов по данной проблеме и предлагают собственное понимание термина конкурентоспособность с учетом рыночной динамики, оценки потребителей и эффективности организаций при оказании услуг.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, рыночная динамика, эффективность, сфера услуг, организация сервиса.
Позднее вступление России в мировое экономическое пространство, игнорирование в советский период хозяйствования роли конкуренции и объективных законов рынка диктуют необходимость нового осмысления понятий и проблем, связанных с определением, оценкой, анализом конкурентоспособности организаций различных сфер деятельности.
Если отечественные товарные рынки формируются в основном за счет импорта, то российские рынки услуг развиваются самостоятельно, когда конкурентное взаимодействие в борьбе за потребителя приобретает первостепенное значение.
В рамках классической экономической теории изучение вопросов конкурентоспособности неразрывно связано с изучением рынка, механизмов ценообразования, поведения потребителей, производителей, антимонопольной теории и практики.
Основой или движущей силой экономических отношений выступает конкуренция. Как отмечал академик Л. Абалкин: «Государство должно признать, что если и существует «секрет» рыночной экономики, то он состоит не в частной собственности, а в конкуренции. Конкуренция — это то, что заставляет рыночную экономику работать» [1, с. 28].
При этом выделяют три подхода к определению конкуренции как к отправной точке рассмотрения конкурентоспособности объектов [2, с. 196]:
— конкуренция как состязательность на рынке;
— конкуренция как элемент рыночного механизма;
— конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
В разработку теории конкурентоспособности внесли свой вклад, начиная с А. Смита, — К. Менгер, В. Визер, А. Маршал, Ф. Хайек, Дж. Кейнс, П. Саму-эльсон и многие другие.
А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели конкурируют друг с другом за более выгодные продажи и покупки соответственно. При этом конкуренция как «невидимая рука» рынка координирует деятельность его участников, не требуя вмешательства государства. Он определил условия, при выполнении которых частное предприятие действительно полезно обществу: наличие личной выгоды предпринимателя; наличие конкуренции между предпринимателями, которая держит их в определенных условиях. В работах А. Маршала прослежи-
ваются в обобщенном виде два подхода к пониманию конкуренции: результат и процесс [2, с. 196].
Трактовка конкуренции Ф. Хайеком прямо указывает на ее специфику как процедуры открытия новых возможностей использования существующих (доступных) ресурсов, а также поиск совершенно новых.
Й. Шумпетер считал, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, формируемой непрерывным потоком нововведений. Он разработал концепцию «предпринимательской фирмы» — особого экономического агента, конкурирующего посредством внедрения новых товаров, технологий, источников сырья, новых типов организации. Цель фирмы — поиск стратегического преимущества на основе продуктовых и иных инноваций [2, с. 224].
Учитывая важность защиты конкуренции в переходной экономике России, в которой доминирующее положение большинства организаций диктует низкое качество и высокие цены товаров и услуг, игнорирование требований большинства потребителей, отечественное законодательство на пороге реформ определило понятие конкуренции [3, ст. 4]: «Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке».
В более позднем нормативном документе дано аналогичное определение конкуренции [4, ст. 4]: «Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельные действия каждого из них исключают или ограничивают возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке».
Правовой предпосылкой для конкуренции служит свобода экономической деятельности, гарантируемая в Конституции России, в Гражданском кодексе и антимонопольном законодательстве. Так, согласно ст. 8 Конституции РФ, в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции [5].
Именно с изучения конкурентного взаимодействия берет свое начало теория и практика конкурентоспособности, которая на современном этапе развития общества призвана способствовать более полному удовлетворению возрастающих потребно-
стей в условиях нестабильной экономики и дефицита ресурсов.
В разных странах экономисты подошли к проблеме конкурентоспособности производителей как к объективно приобретаемому ими свойству при непосредственном участии в конкурентной борьбе за потребителя.
Так, М. Портер впервые сформулировал группу факторов, влияющих на конкурентоспособность:
— параметры спроса, определяющие возможности реализации продукции, а также границы возможных изменений цен на нее;
— наличие конкурентной среды, стимулирующей к постоянному поиску нового, повышению качества и эффективности производства;
— параметры факторов, используемых в процессе производства (сырье, материалы, энергия, рабочая сила);
— наличие родственных и поддерживающих отраслей, связанных с основными, которые могут повысить качество продукции по всей ее номенклатуре.
М. Портер в своих работах [6, 7] заложил фундамент для разработки практического плана действий в борьбе за конкурентные преимущества. Привел анализ сильных и слабых сторон предприятий, входящих в отрасль, определил их позиционирование на рынке, дал рекомендации по увеличению эффективности их деятельности и установил угрозы со стороны конкурентов.
Именно Портер на базе системного подхода, установил тождественность конкурентоспособности и экономической эффективности.
Применительно к успешному менеджменту организации П. Друкер добавил следующие ориентиры: рыночное положение, инновации, производительность, материальные и финансовые ресурсы, прибыльность, ответственность перед обществом [2, с. 198—199].
«Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента» [8, с. 20]. На первое место ставится рыночное положение, определяемое потенциалом рынка и деятельностью конкурентов. Причем достижение доминирующего статуса в будущем нежелательно из-за недостатков монополии (прекращение инновационной деятельности, снижение качества продукции, рост цен).
В России в период плановой экономики вопросами конкурентоспособности занимались сотрудники научно-исследовательского конъюнктурного института. Наиболее полно аспекты конкурентоспособности как экономической категории (конкуренция в социалистическом хозяйстве отрицалась) подробно рассматривались в части обеспечения качества продукции.
В отечественной и зарубежной литературе понятие «конкурентоспособность продукции» трактуется исследователями по-разному, в зависимости от характера рассматриваемого объекта и подходов к оценке свойств, как самого предприятия, так и результатов его деятельности. Приведем наиболее полные и часто встречающиеся определения.
«Конкурентоспособность — свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» (М. Портер) [6, с. 15]. «Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлет-
ворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» (Р. Фатхутдинов) [9, с. 8].«Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке» (Е. Визер) [9, с. 8].
«Конкурентоспособность товара — это способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам (Ю. В. Сухотин) [10, с. 32].
«Конкурентоспособность — состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания работников на высоком качественном уровне (О. В. Аристов)» [10, с. 32].
«Конкурентоспособность продукции — способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период. В конечном счете, оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя, из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя» [11, с. 11].
Большинство определений акцентируют потребительскую составляющую рассматриваемого понятия, ряд предполагает формулирование целей развития предприятия (получение прибыли, совершенствование деятельности) и характеризует конкурентоспособность как процесс достижения максимальной рыночной доли.
Последнее толкование связывает конкурентоспособность с определенным временем существования предприятия (жизненным циклом товара) или периодом сравнения.
Таким образом, конкурентоспособность продукции (работ, услуг) определяется соотношением ее качества и цены (по сравнению с изделиями, услугами-аналогами), а также более выгодными для потребителя условиями поставки, меньшими расходами на содержание и эксплуатацию, формами платежа, видами доставки, преимуществами обслуживания (сервиса).
Можно согласиться, что «конкурентоспособным является такое производство, которое на базе эффективного управления имеющимися ресурсами (материальными, производственными (оборудованием, зданиями и сооружениями); трудовыми (рабочей силой) и финансовыми (собственными и заемными средствами)) обеспечивает выпуск с минимальными издержками и высоким качеством пользующейся большим спросом у потребителей продукции» [10, с. 33].
При исследовании процессов достижения оптимального соотношения между качеством изделия и издержками производства, в современной экономике появляются разработки, посвященные проблемам взаимосвязи показателей экономической эффективности и безопасности организаций с уровнем их конкурентоспособности. Такой подход обусловлен увеличением количества угроз, ростом вероятности природных, техногенных аварий и катастроф, а также усилением борьбы за рынки и ресурсы с применением форм и методов недобросовестной конкуренции.
Поэтому мы предлагаем оценивать и воздействовать на конкурентоспособность экономических
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
систем комплексно: начиная от формирования параметров продукции (услуг), показателей эффективности и безопасности самого предприятия до разработки маркетинговой стратегии, с учетом динамики происходящих процессов.
В большинстве публикаций на рассматриваемую тему, авторы исходят из того, что конкурентоспособный объект, это объект, способный обеспечивать прибыль в течение определенного времени. Откуда следует, что повышение конкурентоспособности является обязательно эффективной операцией. Реальным лидером на рынке станет более эффективное и защищенное предприятие, на котором достигается устойчивая максимизация прибыли в длительном периоде хозяйствования при оптимизации издержек, в том числе и на проведение мероприятий по обеспечению безопасного ведения бизнеса.
Таким образом, если обобщить взгляды на проблему, то можно сделать вывод, что конкурентоспособными в оцениваемый период времени считаются те хозяйствующие субъекты, которые функционируют эффективно и безопасно, реализуя на рынке товары и услуги, имеющие более высокие потребительские свойства (соотношения качества и цен), чем у конкурентов.
В этом смысле проработка проблемы конкурентоспособности активных экономических субъектов практически не отличается от уровня осмысления конкурентоспособности их продукции, но с учетом динамики показателей эффективности и безопасности собственного производства и конкурентов.
Сегодня можно утверждать, что конкурентоспособность — это самостоятельная категория, выступающая как основное свойство любых функционирующих экономических объектов, которые уже имеют определенную долю рынка. При этом необходимо подчеркнуть не абстрактный, а конкретный ее характер, относящийся к реально действующим предприятиям и их продуктам. Кроме того, конкурентоспособность системы — свойство динамическое, причем ее объективная зависимость от времени обусловлена требованиями постоянного управления показателями и параметрами (конкурентными преимуществами) при изменении внешних и внутренних воздействий.
Товар (изделия, услуги) — первичный компонент рынка, в первую очередь оцениваемый потребителем. Предприятия (организации) — вторичный компонент, конкурентоспособность их определяется обобщенными характеристиками, отличными от квалиметрических, применимых только к готовой продукции в условиях самого производства.
К тому же, при достижении конкурентоспособности объекта, затрагиваются практически все его показатели (от рентабельности производства до фондоотдачи, от степени применяемых инноваций, эффективности управленческих структур до надежности охраны и защиты информации).
Для организаций, реально представленных на рынке, — конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне. При этом все параметры товара и показатели организации должны оцениваться в сравнении с аналогичными показателями конкурентов, в определенное время.
Изучение рынка услуг, из-за неоднозначности, сложности и субъективности ряда оценок качественных параметров конкуренции в его поле, занимает относительно малое место в отечественной и зарубежной экономической литературе.
Это связано с поздним вступлением России в международную конкуренцию и недооценку сферы сервиса в экономике страны. Между тем с начала реформ, появляются новые рынки, требующие оптимального регулирования и цивилизованного развития для удовлетворения возрастающих потребностей населения в определенных общественно-полезных действиях.
Это, прежде всего, финансовые рынки, рынки жилищно-коммунальных услуг, услуг транспорта, охранных услуг и т.п.
Организации сервиса на перечисленных рынках являются в большинстве своем малыми предприятиями, задачей которых является удовлетворение самых насущных и повседневных потребностей физических и юридических лиц. Поэтому проблемы развития малого предпринимательства напрямую затрагивают и вопросы повышения эффективности (конкурентоспособности) данных субъектов хозяйствования.
Применительно к организациям сервиса следует дополнить существующие определения конкурентоспособности, учитывая высокую динамику рыночных процессов на рассматриваемых рынках, интенсивную конкуренцию, финансовую неустойчивость организаций в кризисной экономике и поступательное развитие индустрии сервиса в большинстве стран мира. Авторы считают необходимым включить в понятие и анализ конкурентоспособности организаций сервиса ее динамический характер и прямую связь с эффективностью деятельности, а также с уровнем защищенности бизнеса и адаптивности менеджмента к условиям внешнего окружения и внутренней среды.
Учитывая изложенное выше, понятие конкурентоспособность может быть сформулировано следующим образом: конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует определенную рыночную ситуацию и включает, прежде всего, управленческие (проектные, производственные, распределительные, потребительские и иные) аспекты деятельности организации. Конкурентоспособность присуща только действующим субъектам и их продуктам и проявляется в реальных ситуациях, результатом которых должно стать перераспределение рынка при наиболее эффективном ведении хозяйства и более высоком уровне его безопасности по сравнению с конкурентами.
Сложившаяся методология исследования конкуренции на товарных рынках, не в полной мере применима в сфере услуг. Отсутствие собственного российского опыта существования индустрии сервиса, особенно в сфере негосударственной безопасности, обусловили появление специфических, национальных характеристик и параметров конкурентной борьбы между организациями различных форм собственности.
Среди методологических подходов к решению проблемы конкурентоспособности в первую очередь необходимо выделить [10, с. 33]:
— теорию национальной конкурентоспособности, разработанную М. Портером;
— концепцию факторов конкурентоспособности, предложенную японским исследователем К. Тоехиро;
— факторную оценку и определение уровня конкурентоспособности производства А. Оливье, А. Дайнана и Р. Уренса.
Следует также отметить отечественную методику Р. А. Фатхутдинова, базирующуюся на системном, комплексном подходах и теории управления
Рис. 1. Граф конкурентоспособности
Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности
конкурентными преимуществами объектов на основе их эксклюзивных ценностей [8].
В основе концепции М. Портера лежит эффективность использования производственных ресурсов: материальных, трудовых, финансовых и т. д. При этом он выделил четыре группы характеристик-детерминант конкурентных преимуществ [10, с. 34]:
— параметры производственных факторов;
— параметры внутреннего спроса;
— наличие конкурентоспособных на мировых рынках родственных или поддерживающих отраслей;
— Стратегия фирм, их структура и соперничество (условия в стране, определяющие характер создания и управления фирмами и особенности конкуренции на внутреннем рынке).
К. Тоехиро провел структуризацию факторов конкурентоспособности фирм и представил ее в виде пятиуровневого графа (рис. 1).
Как видно, основным критерием конкурентоспособности фирмы является определенная рыночная доля. На формирование этого интегрального показателя, зависимого от поведения на рынке потребителей направлена вся деятельность предприятия.
А Оливье, А. Дайан и Р. Уренс анализ конкурентных позиций фирм на рынках сбыта с целью в явления их сильных и слабых сторон предлагают производить на основе восьми факторов, в состав которых включены показатели, позволяющие оценить товаропроизводителей на количественном и качественном уровне.
В результате строится следующий многоугольник конкурентоспособности (рис. 2).
Наглядность данного метода позволяет графически сравнивать конкурентоспособность нескольких предприятий. Однако существуют трудности в определении основных показателей предприятия среди их множества.
Задача усложняется еще и тем, что разнородные критерии конкурентоспособности на данном рисунке не могут быть представлены в динамике рыночных процессов, что не позволяет объективно оценить конкурентоспособность объекта с течением времени.
В табл. 1 сведены основные факторы конкурентоспособности в соответствии с рассмотренными ранее подходами.
Из приведенной таблицы видно, что большинство исследователей отдают предпочтение управленческому фактору обеспечения конкурентоспособности — производственному менеджменту. Затем следуют финансово-экономическое положение предприятия, качество и уровень цен.
В отличие от материального продукта, услуга имеет отличительные особенности, делающие ее особым товаром со своими законами спроса и предложения. Кроме того, услуга неосязаема, неотделима от источника ее оказания, непостоянна (гетерогенна) и в большинстве случаев несохраняема.
Это определяет специфику управления организациями сервиса в процессе предоставления общественно-полезных действий, в отличие от материального производства.
Таким образом, наши представления о конкурентоспособности позволяют выделить ряд моментов, важных для определения ее среди других экономических категорий.
1. Конкурентоспособность продукции (услуг) — это мера привлекательности для потребителя.
2. Привлекательность продукции (услуг) определяется степенью удовлетворенности разноплановых требований клиентов.
3. Состав предъявляемых требований, их приоритетность зависит как от вида продукции (услуг), так и типа ее потребителей.
4. Конкурентоспособность как экономическая категория имеет релятивистскую природу, так как рассматривается относительно конкретного рынка, реальных соперников и только в определенный период времени.
5. Конкурентоспособности присущ динамический характер — ее имеет смысл рассматривать лишь с учетом временного фактора и тенденций рыночной конъюнктуры.
6. Проблема конкурентоспособности относится к развивающемуся недефицитному рынку с активным конкурентным взаимодействием предприятий.
7. Конкурентоспособность зависит от стадий и продолжительности жизненных циклов конкретных товаров и услуг.
8. Имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того продукта, который уже обладает определенной долей рынка.
9. Конкурентоспособность — это совокупность свойств, присущая групповым объектам и системам и обусловленная конкуренцией между ними за достижение поставленных целей.
10. Конкурентоспособность — это объективное состояние объектов и систем, достигших его в процессе управления своими преимуществами.
11. Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, то есть в сфере обращения (в этом принципиальное отличие конкурентоспособности от качества).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
Основные факторы конкурентоспособности организации
Факторы конкуренто- способности Исследователи
Портер Коно Оливье Мескон Брун Аристов Фатхутди- нов
Величина и динамика спроса на продукцию + -
Качество продукции, уровень цен + + + +
Производственный и трудовой потенциал + + -
Высокий уровень производственного менеджмента + + + + + + +
Эффективная рекламно-сбытовая деятельность + + + -
Финансово-экономическое положение + + + + +
Соблюдение экологических требований и безопасности + -
Эксклюзивные ценности +
12. Конкурентоспособное предприятие — это обязательно эффективное и защищенное производство, достигшее более высоких показателей хозяйственной деятельности по сравнению с конкурентами.
Обобщая приведенные выше признаки конкурентоспособности, следует предложить следующее определение, уточняющее предыдущее: конкурентоспособность — это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия экономических, организационных и других его показателей (параметров) требованиям потребителей, эффективно действующее, а также защищенное от возможных угроз во времени и развивающееся в направлении максимизации рыночной доли и рентабельности, по сравнению с конкурентами.
Таким образом, уточненное и дополненное определение термина конкурентоспособность, позволит объективно оценивать и анализировать положение организаций сервиса в рыночной экономике для дальнейшего совершенствования их деятельности по удовлетворению возрастающих потребностей.
Библиографический список
1. Абалкин, Л. И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. — 2000. — № 12. - С. 27-40.
2. Крутиков, В. К. Предпринимательство и трансформация общества: Анализ отечественного и зарубежного опыта / В. К. Крутиков, В. К. Смолянский. — М. : Ноосфера, 2005. — 352 с.
3. Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 (действующая редакция). — URL: http://www.ooo-zao.ru/map-law.html (дата обращения: 13.03.2012).
4. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции : Федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (действую-
щая редакция). — URL: http://www.rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html (дата обращения 13.03.2012).
5. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. — URL: http://www. ksrf.ru/INFO/LEGALBASES/CONSTITUTЮNRF/Pages/default. aspx (дата обращения: 13.03.2012).
6. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. ; под ред. В. Д. Щетинина. — М. : Международные отношения, 1993. — 895 с.
7. Портер, М. Конкурентное преимущество [Текст] / М. Портер ; пер. с англ. ; под ред. О. Л. Пелявского. — М. : Альпина бизнес букс, 2006. — 715 с.
8. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения : учеб. / Р. А. Фатхутдинов. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М,
2004. — 314 с.
9. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организаций : учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. — М. : Эксмо, 2004. — 544 с.
10. Мишин, Ю. В. Инвестиции в конкурентоспособное производство : учеб. пособие / Ю. В. Мишин. — М. : КНОРУС,
2005. — 288 с.
11. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц — М. : Юрайт М, 2001. — 224 с.
КОНДРАТЮКОВ Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экономической теории и финансового права. Адрес для переписки: e-mail: кsv-оmsk@mаil.ru. СТАУРСКИЙ Евгений Станиславович, кандидат технических наук, доцент (Россия), старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 20.03.2012 г.
© С. В. Кондратюков, Е. С. Стаурский