Научная статья на тему 'Основные подходы к определению и анализу конкурентоспособности организаций на рынке услуг'

Основные подходы к определению и анализу конкурентоспособности организаций на рынке услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5155
785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ДИНАМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СФЕРА УСЛУГ / ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСА / COMPETITION / COMPETITIVENESS / MARKET TRACK RECORD / EFFICIENCY / SPHERE OF THE SERVICES / ORGANIZATION OF THE SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратюков Сергей Владимирович, Стаурский Евгений Станиславович

В статье рассматриваются существующие и авторские подходы к определению и анализу конкурентоспособности организаций на рынке услуг. Авторы обобщают концепции экономистов по данной проблеме и предлагают собственное понимание термина конкурентоспособность с учетом рыночной динамики, оценки потребителей и эффективности организаций при оказании услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main approaches to determination and analysis to competitiveness of organization on market of the services

In the article there are considered existing and author's approaches to determination and analysis to competitiveness organization on the market of the services. The author generalizes the concepts an economist on given to problem and offers own understanding the term competitiveness with provision for market track record, estimations of the consumers and efficiency organization when rendering the services.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к определению и анализу конкурентоспособности организаций на рынке услуг»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

УДК 338.465.2

С. В. КОНДРАТЮКОВ Е. С. СТАУРСКИЙ

Омская академия МВД России

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ УСЛУГ__________________________

В статье рассматриваются существующие и авторские подходы к определению и анализу конкурентоспособности организаций на рынке услуг. Авторы обобщают концепции экономистов по данной проблеме и предлагают собственное понимание термина конкурентоспособность с учетом рыночной динамики, оценки потребителей и эффективности организаций при оказании услуг.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, рыночная динамика, эффективность, сфера услуг, организация сервиса.

Позднее вступление России в мировое экономическое пространство, игнорирование в советский период хозяйствования роли конкуренции и объективных законов рынка диктуют необходимость нового осмысления понятий и проблем, связанных с определением, оценкой, анализом конкурентоспособности организаций различных сфер деятельности.

Если отечественные товарные рынки формируются в основном за счет импорта, то российские рынки услуг развиваются самостоятельно, когда конкурентное взаимодействие в борьбе за потребителя приобретает первостепенное значение.

В рамках классической экономической теории изучение вопросов конкурентоспособности неразрывно связано с изучением рынка, механизмов ценообразования, поведения потребителей, производителей, антимонопольной теории и практики.

Основой или движущей силой экономических отношений выступает конкуренция. Как отмечал академик Л. Абалкин: «Государство должно признать, что если и существует «секрет» рыночной экономики, то он состоит не в частной собственности, а в конкуренции. Конкуренция — это то, что заставляет рыночную экономику работать» [1, с. 28].

При этом выделяют три подхода к определению конкуренции как к отправной точке рассмотрения конкурентоспособности объектов [2, с. 196]:

— конкуренция как состязательность на рынке;

— конкуренция как элемент рыночного механизма;

— конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

В разработку теории конкурентоспособности внесли свой вклад, начиная с А. Смита, — К. Менгер, В. Визер, А. Маршал, Ф. Хайек, Дж. Кейнс, П. Саму-эльсон и многие другие.

А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели конкурируют друг с другом за более выгодные продажи и покупки соответственно. При этом конкуренция как «невидимая рука» рынка координирует деятельность его участников, не требуя вмешательства государства. Он определил условия, при выполнении которых частное предприятие действительно полезно обществу: наличие личной выгоды предпринимателя; наличие конкуренции между предпринимателями, которая держит их в определенных условиях. В работах А. Маршала прослежи-

ваются в обобщенном виде два подхода к пониманию конкуренции: результат и процесс [2, с. 196].

Трактовка конкуренции Ф. Хайеком прямо указывает на ее специфику как процедуры открытия новых возможностей использования существующих (доступных) ресурсов, а также поиск совершенно новых.

Й. Шумпетер считал, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, формируемой непрерывным потоком нововведений. Он разработал концепцию «предпринимательской фирмы» — особого экономического агента, конкурирующего посредством внедрения новых товаров, технологий, источников сырья, новых типов организации. Цель фирмы — поиск стратегического преимущества на основе продуктовых и иных инноваций [2, с. 224].

Учитывая важность защиты конкуренции в переходной экономике России, в которой доминирующее положение большинства организаций диктует низкое качество и высокие цены товаров и услуг, игнорирование требований большинства потребителей, отечественное законодательство на пороге реформ определило понятие конкуренции [3, ст. 4]: «Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке».

В более позднем нормативном документе дано аналогичное определение конкуренции [4, ст. 4]: «Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельные действия каждого из них исключают или ограничивают возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке».

Правовой предпосылкой для конкуренции служит свобода экономической деятельности, гарантируемая в Конституции России, в Гражданском кодексе и антимонопольном законодательстве. Так, согласно ст. 8 Конституции РФ, в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции [5].

Именно с изучения конкурентного взаимодействия берет свое начало теория и практика конкурентоспособности, которая на современном этапе развития общества призвана способствовать более полному удовлетворению возрастающих потребно-

стей в условиях нестабильной экономики и дефицита ресурсов.

В разных странах экономисты подошли к проблеме конкурентоспособности производителей как к объективно приобретаемому ими свойству при непосредственном участии в конкурентной борьбе за потребителя.

Так, М. Портер впервые сформулировал группу факторов, влияющих на конкурентоспособность:

— параметры спроса, определяющие возможности реализации продукции, а также границы возможных изменений цен на нее;

— наличие конкурентной среды, стимулирующей к постоянному поиску нового, повышению качества и эффективности производства;

— параметры факторов, используемых в процессе производства (сырье, материалы, энергия, рабочая сила);

— наличие родственных и поддерживающих отраслей, связанных с основными, которые могут повысить качество продукции по всей ее номенклатуре.

М. Портер в своих работах [6, 7] заложил фундамент для разработки практического плана действий в борьбе за конкурентные преимущества. Привел анализ сильных и слабых сторон предприятий, входящих в отрасль, определил их позиционирование на рынке, дал рекомендации по увеличению эффективности их деятельности и установил угрозы со стороны конкурентов.

Именно Портер на базе системного подхода, установил тождественность конкурентоспособности и экономической эффективности.

Применительно к успешному менеджменту организации П. Друкер добавил следующие ориентиры: рыночное положение, инновации, производительность, материальные и финансовые ресурсы, прибыльность, ответственность перед обществом [2, с. 198—199].

«Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента» [8, с. 20]. На первое место ставится рыночное положение, определяемое потенциалом рынка и деятельностью конкурентов. Причем достижение доминирующего статуса в будущем нежелательно из-за недостатков монополии (прекращение инновационной деятельности, снижение качества продукции, рост цен).

В России в период плановой экономики вопросами конкурентоспособности занимались сотрудники научно-исследовательского конъюнктурного института. Наиболее полно аспекты конкурентоспособности как экономической категории (конкуренция в социалистическом хозяйстве отрицалась) подробно рассматривались в части обеспечения качества продукции.

В отечественной и зарубежной литературе понятие «конкурентоспособность продукции» трактуется исследователями по-разному, в зависимости от характера рассматриваемого объекта и подходов к оценке свойств, как самого предприятия, так и результатов его деятельности. Приведем наиболее полные и часто встречающиеся определения.

«Конкурентоспособность — свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» (М. Портер) [6, с. 15]. «Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлет-

ворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» (Р. Фатхутдинов) [9, с. 8].«Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке» (Е. Визер) [9, с. 8].

«Конкурентоспособность товара — это способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам (Ю. В. Сухотин) [10, с. 32].

«Конкурентоспособность — состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания работников на высоком качественном уровне (О. В. Аристов)» [10, с. 32].

«Конкурентоспособность продукции — способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период. В конечном счете, оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя, из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя» [11, с. 11].

Большинство определений акцентируют потребительскую составляющую рассматриваемого понятия, ряд предполагает формулирование целей развития предприятия (получение прибыли, совершенствование деятельности) и характеризует конкурентоспособность как процесс достижения максимальной рыночной доли.

Последнее толкование связывает конкурентоспособность с определенным временем существования предприятия (жизненным циклом товара) или периодом сравнения.

Таким образом, конкурентоспособность продукции (работ, услуг) определяется соотношением ее качества и цены (по сравнению с изделиями, услугами-аналогами), а также более выгодными для потребителя условиями поставки, меньшими расходами на содержание и эксплуатацию, формами платежа, видами доставки, преимуществами обслуживания (сервиса).

Можно согласиться, что «конкурентоспособным является такое производство, которое на базе эффективного управления имеющимися ресурсами (материальными, производственными (оборудованием, зданиями и сооружениями); трудовыми (рабочей силой) и финансовыми (собственными и заемными средствами)) обеспечивает выпуск с минимальными издержками и высоким качеством пользующейся большим спросом у потребителей продукции» [10, с. 33].

При исследовании процессов достижения оптимального соотношения между качеством изделия и издержками производства, в современной экономике появляются разработки, посвященные проблемам взаимосвязи показателей экономической эффективности и безопасности организаций с уровнем их конкурентоспособности. Такой подход обусловлен увеличением количества угроз, ростом вероятности природных, техногенных аварий и катастроф, а также усилением борьбы за рынки и ресурсы с применением форм и методов недобросовестной конкуренции.

Поэтому мы предлагаем оценивать и воздействовать на конкурентоспособность экономических

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

систем комплексно: начиная от формирования параметров продукции (услуг), показателей эффективности и безопасности самого предприятия до разработки маркетинговой стратегии, с учетом динамики происходящих процессов.

В большинстве публикаций на рассматриваемую тему, авторы исходят из того, что конкурентоспособный объект, это объект, способный обеспечивать прибыль в течение определенного времени. Откуда следует, что повышение конкурентоспособности является обязательно эффективной операцией. Реальным лидером на рынке станет более эффективное и защищенное предприятие, на котором достигается устойчивая максимизация прибыли в длительном периоде хозяйствования при оптимизации издержек, в том числе и на проведение мероприятий по обеспечению безопасного ведения бизнеса.

Таким образом, если обобщить взгляды на проблему, то можно сделать вывод, что конкурентоспособными в оцениваемый период времени считаются те хозяйствующие субъекты, которые функционируют эффективно и безопасно, реализуя на рынке товары и услуги, имеющие более высокие потребительские свойства (соотношения качества и цен), чем у конкурентов.

В этом смысле проработка проблемы конкурентоспособности активных экономических субъектов практически не отличается от уровня осмысления конкурентоспособности их продукции, но с учетом динамики показателей эффективности и безопасности собственного производства и конкурентов.

Сегодня можно утверждать, что конкурентоспособность — это самостоятельная категория, выступающая как основное свойство любых функционирующих экономических объектов, которые уже имеют определенную долю рынка. При этом необходимо подчеркнуть не абстрактный, а конкретный ее характер, относящийся к реально действующим предприятиям и их продуктам. Кроме того, конкурентоспособность системы — свойство динамическое, причем ее объективная зависимость от времени обусловлена требованиями постоянного управления показателями и параметрами (конкурентными преимуществами) при изменении внешних и внутренних воздействий.

Товар (изделия, услуги) — первичный компонент рынка, в первую очередь оцениваемый потребителем. Предприятия (организации) — вторичный компонент, конкурентоспособность их определяется обобщенными характеристиками, отличными от квалиметрических, применимых только к готовой продукции в условиях самого производства.

К тому же, при достижении конкурентоспособности объекта, затрагиваются практически все его показатели (от рентабельности производства до фондоотдачи, от степени применяемых инноваций, эффективности управленческих структур до надежности охраны и защиты информации).

Для организаций, реально представленных на рынке, — конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне. При этом все параметры товара и показатели организации должны оцениваться в сравнении с аналогичными показателями конкурентов, в определенное время.

Изучение рынка услуг, из-за неоднозначности, сложности и субъективности ряда оценок качественных параметров конкуренции в его поле, занимает относительно малое место в отечественной и зарубежной экономической литературе.

Это связано с поздним вступлением России в международную конкуренцию и недооценку сферы сервиса в экономике страны. Между тем с начала реформ, появляются новые рынки, требующие оптимального регулирования и цивилизованного развития для удовлетворения возрастающих потребностей населения в определенных общественно-полезных действиях.

Это, прежде всего, финансовые рынки, рынки жилищно-коммунальных услуг, услуг транспорта, охранных услуг и т.п.

Организации сервиса на перечисленных рынках являются в большинстве своем малыми предприятиями, задачей которых является удовлетворение самых насущных и повседневных потребностей физических и юридических лиц. Поэтому проблемы развития малого предпринимательства напрямую затрагивают и вопросы повышения эффективности (конкурентоспособности) данных субъектов хозяйствования.

Применительно к организациям сервиса следует дополнить существующие определения конкурентоспособности, учитывая высокую динамику рыночных процессов на рассматриваемых рынках, интенсивную конкуренцию, финансовую неустойчивость организаций в кризисной экономике и поступательное развитие индустрии сервиса в большинстве стран мира. Авторы считают необходимым включить в понятие и анализ конкурентоспособности организаций сервиса ее динамический характер и прямую связь с эффективностью деятельности, а также с уровнем защищенности бизнеса и адаптивности менеджмента к условиям внешнего окружения и внутренней среды.

Учитывая изложенное выше, понятие конкурентоспособность может быть сформулировано следующим образом: конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует определенную рыночную ситуацию и включает, прежде всего, управленческие (проектные, производственные, распределительные, потребительские и иные) аспекты деятельности организации. Конкурентоспособность присуща только действующим субъектам и их продуктам и проявляется в реальных ситуациях, результатом которых должно стать перераспределение рынка при наиболее эффективном ведении хозяйства и более высоком уровне его безопасности по сравнению с конкурентами.

Сложившаяся методология исследования конкуренции на товарных рынках, не в полной мере применима в сфере услуг. Отсутствие собственного российского опыта существования индустрии сервиса, особенно в сфере негосударственной безопасности, обусловили появление специфических, национальных характеристик и параметров конкурентной борьбы между организациями различных форм собственности.

Среди методологических подходов к решению проблемы конкурентоспособности в первую очередь необходимо выделить [10, с. 33]:

— теорию национальной конкурентоспособности, разработанную М. Портером;

— концепцию факторов конкурентоспособности, предложенную японским исследователем К. Тоехиро;

— факторную оценку и определение уровня конкурентоспособности производства А. Оливье, А. Дайнана и Р. Уренса.

Следует также отметить отечественную методику Р. А. Фатхутдинова, базирующуюся на системном, комплексном подходах и теории управления

Рис. 1. Граф конкурентоспособности

Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности

конкурентными преимуществами объектов на основе их эксклюзивных ценностей [8].

В основе концепции М. Портера лежит эффективность использования производственных ресурсов: материальных, трудовых, финансовых и т. д. При этом он выделил четыре группы характеристик-детерминант конкурентных преимуществ [10, с. 34]:

— параметры производственных факторов;

— параметры внутреннего спроса;

— наличие конкурентоспособных на мировых рынках родственных или поддерживающих отраслей;

— Стратегия фирм, их структура и соперничество (условия в стране, определяющие характер создания и управления фирмами и особенности конкуренции на внутреннем рынке).

К. Тоехиро провел структуризацию факторов конкурентоспособности фирм и представил ее в виде пятиуровневого графа (рис. 1).

Как видно, основным критерием конкурентоспособности фирмы является определенная рыночная доля. На формирование этого интегрального показателя, зависимого от поведения на рынке потребителей направлена вся деятельность предприятия.

А Оливье, А. Дайан и Р. Уренс анализ конкурентных позиций фирм на рынках сбыта с целью в явления их сильных и слабых сторон предлагают производить на основе восьми факторов, в состав которых включены показатели, позволяющие оценить товаропроизводителей на количественном и качественном уровне.

В результате строится следующий многоугольник конкурентоспособности (рис. 2).

Наглядность данного метода позволяет графически сравнивать конкурентоспособность нескольких предприятий. Однако существуют трудности в определении основных показателей предприятия среди их множества.

Задача усложняется еще и тем, что разнородные критерии конкурентоспособности на данном рисунке не могут быть представлены в динамике рыночных процессов, что не позволяет объективно оценить конкурентоспособность объекта с течением времени.

В табл. 1 сведены основные факторы конкурентоспособности в соответствии с рассмотренными ранее подходами.

Из приведенной таблицы видно, что большинство исследователей отдают предпочтение управленческому фактору обеспечения конкурентоспособности — производственному менеджменту. Затем следуют финансово-экономическое положение предприятия, качество и уровень цен.

В отличие от материального продукта, услуга имеет отличительные особенности, делающие ее особым товаром со своими законами спроса и предложения. Кроме того, услуга неосязаема, неотделима от источника ее оказания, непостоянна (гетерогенна) и в большинстве случаев несохраняема.

Это определяет специфику управления организациями сервиса в процессе предоставления общественно-полезных действий, в отличие от материального производства.

Таким образом, наши представления о конкурентоспособности позволяют выделить ряд моментов, важных для определения ее среди других экономических категорий.

1. Конкурентоспособность продукции (услуг) — это мера привлекательности для потребителя.

2. Привлекательность продукции (услуг) определяется степенью удовлетворенности разноплановых требований клиентов.

3. Состав предъявляемых требований, их приоритетность зависит как от вида продукции (услуг), так и типа ее потребителей.

4. Конкурентоспособность как экономическая категория имеет релятивистскую природу, так как рассматривается относительно конкретного рынка, реальных соперников и только в определенный период времени.

5. Конкурентоспособности присущ динамический характер — ее имеет смысл рассматривать лишь с учетом временного фактора и тенденций рыночной конъюнктуры.

6. Проблема конкурентоспособности относится к развивающемуся недефицитному рынку с активным конкурентным взаимодействием предприятий.

7. Конкурентоспособность зависит от стадий и продолжительности жизненных циклов конкретных товаров и услуг.

8. Имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того продукта, который уже обладает определенной долей рынка.

9. Конкурентоспособность — это совокупность свойств, присущая групповым объектам и системам и обусловленная конкуренцией между ними за достижение поставленных целей.

10. Конкурентоспособность — это объективное состояние объектов и систем, достигших его в процессе управления своими преимуществами.

11. Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, то есть в сфере обращения (в этом принципиальное отличие конкурентоспособности от качества).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

Основные факторы конкурентоспособности организации

Факторы конкуренто- способности Исследователи

Портер Коно Оливье Мескон Брун Аристов Фатхутди- нов

Величина и динамика спроса на продукцию + -

Качество продукции, уровень цен + + + +

Производственный и трудовой потенциал + + -

Высокий уровень производственного менеджмента + + + + + + +

Эффективная рекламно-сбытовая деятельность + + + -

Финансово-экономическое положение + + + + +

Соблюдение экологических требований и безопасности + -

Эксклюзивные ценности +

12. Конкурентоспособное предприятие — это обязательно эффективное и защищенное производство, достигшее более высоких показателей хозяйственной деятельности по сравнению с конкурентами.

Обобщая приведенные выше признаки конкурентоспособности, следует предложить следующее определение, уточняющее предыдущее: конкурентоспособность — это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия экономических, организационных и других его показателей (параметров) требованиям потребителей, эффективно действующее, а также защищенное от возможных угроз во времени и развивающееся в направлении максимизации рыночной доли и рентабельности, по сравнению с конкурентами.

Таким образом, уточненное и дополненное определение термина конкурентоспособность, позволит объективно оценивать и анализировать положение организаций сервиса в рыночной экономике для дальнейшего совершенствования их деятельности по удовлетворению возрастающих потребностей.

Библиографический список

1. Абалкин, Л. И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. — 2000. — № 12. - С. 27-40.

2. Крутиков, В. К. Предпринимательство и трансформация общества: Анализ отечественного и зарубежного опыта / В. К. Крутиков, В. К. Смолянский. — М. : Ноосфера, 2005. — 352 с.

3. Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 (действующая редакция). — URL: http://www.ooo-zao.ru/map-law.html (дата обращения: 13.03.2012).

4. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции : Федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (действую-

щая редакция). — URL: http://www.rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html (дата обращения 13.03.2012).

5. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. — URL: http://www. ksrf.ru/INFO/LEGALBASES/CONSTITUTЮNRF/Pages/default. aspx (дата обращения: 13.03.2012).

6. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. ; под ред. В. Д. Щетинина. — М. : Международные отношения, 1993. — 895 с.

7. Портер, М. Конкурентное преимущество [Текст] / М. Портер ; пер. с англ. ; под ред. О. Л. Пелявского. — М. : Альпина бизнес букс, 2006. — 715 с.

8. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения : учеб. / Р. А. Фатхутдинов. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М,

2004. — 314 с.

9. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организаций : учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. — М. : Эксмо, 2004. — 544 с.

10. Мишин, Ю. В. Инвестиции в конкурентоспособное производство : учеб. пособие / Ю. В. Мишин. — М. : КНОРУС,

2005. — 288 с.

11. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц — М. : Юрайт М, 2001. — 224 с.

КОНДРАТЮКОВ Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экономической теории и финансового права. Адрес для переписки: e-mail: кsv-оmsk@mаil.ru. СТАУРСКИЙ Евгений Станиславович, кандидат технических наук, доцент (Россия), старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права.

Адрес для переписки: e-mail: Ses-qq@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 20.03.2012 г.

© С. В. Кондратюков, Е. С. Стаурский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.