ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 3. С. 185-190.
УДК 338.465.2
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
NEW APPROACH TO THE DEFINITIONS RELATING COMPETITIVENESS OF SECURITY ORGANIZATIONS
В.В. Карпов V.V. Karpov
Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
С.В. Кондратюков
S.V. Kondratukov
Омская академия МВД России
Рассматриваются авторские подходы к разработке и формированию понятий, определений, касающихся конкурентоспособности охранных организаций и предоставляемых ими услуг. Авторы обобщают имеющиеся термины в сфере конкурентоспособности и предлагают собственные и уточненные категории для формирования нового понятийного аппарата с учетом потребностей отечественных рыночных структур при становлении цивилизованной конкурентной среды, на основе комплексного подхода, рыночной динамики, мнения потребителей, эффективности и безопасности организаций при оказании ими качественных охранных услуг по экономически обоснованным тарифам.
The article deals with the author's approach to the development and formation of concepts and definitions relating to the competitiveness of security organizations and the services they provide. The authors summarize the available terms in the field of competitiveness and offer their own categories and the revised ones for a new conceptual apparatus considering the needs of domestic market structures while the civilized competitive environment is being formed, based on an integrated approach, market dynamics, consumer opinion, effectiveness and safeness of organizations when they provide high-quality security services on a cost-based tariffs.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, охранные услуги, показатели, параметры, эффективность, охранная организация.
Key words: competition, competitiveness, security services, data, settings, effectiveness, security organization.
Активное развитие новых рынков в России, к которым смело можно отнести рынок охранных услуг, диктует необходимость в разработке и формировании понятийного аппарата конкурентоспособности организаций и их продуктов, с учетом специфики отечественной экономико-правой среды.
Это необходимо не только для формирования цивилизованных рыночных отношений в сфере сервиса, но и для определения инновационных научных подходов к анализу и управлению конкурентоспособностью сложных систем, предоставляющих защитные мероприятия, в период нестабильной экономики и нарастающих угроз как в производстве, так и в жизнедеятельности.
Период становления и развития рынка негосударственной безопасности в России, в состав которого входит и рынок охранных услуг, определяется наличием таких особенностей, которых не существует в мировой практике.
Это наличие конкурентов частному бизнесу - подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел, специфических форм конкуренции и российской нормативной базы, не полностью адаптированной к международной практике, обязательности лицензирования частной охранной деятельности.
Вместе с тем междисциплинарный характер конкуренции требует новых комплексных подходов к определению конкурентоспособности отечественных организаций и их продук-
© В.В. Карпов, С.В. Кондратюков, 2013
тов из-за высокой динамики происходящих процессов, новизны предлагаемых услуг (например, услуги телохранителей и функционирование современных технических охранных систем с элементами искусственного интеллекта), активной диверсификации их параметров, отражающих все составляющие стоимости.
Кроме того, наличие отечественного понятийного аппарата конкурентоспособности поможет реальным и потенциальным потребителям охранных мероприятий лучше ориентироваться в различных формах конкурентной борьбы и маркетинговой деятельности, делать рациональный выбор защиты своей собственности и жизни, обеспечить непрерывность воспроизводственного процесса, заключив договор на охрану по экономически обоснованным тарифам при материальной ответственности охранной организации.
Иностранный опыт конкурентной борьбы и соответствующий ему понятийный аппарат не в полной мере удовлетворяет растущие потребности отечественных клиентов на рынке охранных услуг в связи со спецификой деятельности российских охранных организаций (частных предпринимателей и подразделений вневедомственной охраны), наличием множества форм недобросовестной конкуренции, обусловленной «детскими» болезнями российской экономики и права.
С целью разработки понятийного аппарата конкурентоспособности охранных организаций приведем схему, отражающую комплексный подход к определению состава и по-
следовательности формирования терминов и определений. При этом иерархия понятий предполагает рассмотрение охранных услуг и охранной организации как части и целого, базисные понятия включают соответствующие показатели и параметры (рис.).
В рамках классической экономической теории изучение вопросов конкурентоспособности неразрывно связано с изучением рынка, механизмов ценообразования, поведения потребителей, производителей, антимонопольной теории и практики.
При этом выделяют три подхода к определению конкуренции как к отправной точке рассмотрения конкурентоспособности объектов [1]:
• конкуренция как состязательность на рынке;
• конкуренция как элемент рыночного механизма;
• конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
В разработку теории конкурентоспособности внесли свой вклад, начиная с А. Смита, К. Менгер, В. Визер, А. Маршал, Ф. Хайек, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и многие другие.
Именно с изучения конкурентного взаимодействия берет свое начало теория и практика конкурентоспособности, которая на современном этапе развития общества призвана дополнить существующие управленческие механизмы формирования рыночных цен, обеспечения качества и диверсификации продуктов.
Конкурентоспособность охранной организации (показатели конкурентоспособности)
Схема понятий, составляющих конкурентоспособность охранной организации
В разных странах экономисты подошли к проблеме конкурентоспособности производителей как к объективно приобретаемому ими свойству при непосредственном участии в конкурентной борьбе за потребителя.
Так, М. Портер впервые сформулировал группу факторов, влияющих на конкурентоспособность:
• параметры спроса, определяющие возможности реализации продукции, а также границы возможных изменений цен на нее;
• наличие конкурентной среды, стимулирующей к постоянному поиску нового, повышению качества и эффективности производства;
• параметры факторов, используемых в процессе производства (сырье, материалы, энергия, рабочая сила);
• наличие родственных и поддерживающих отраслей, связанных с основными, которые могут повысить качество продукции по всей ее номенклатуре.
М. Портер в своих работах [2; 3] заложил фундамент для разработки практического плана действий в борьбе за конкурентные преимущества. Он привел анализ сильных и слабых сторон предприятий, входящих в отрасль, определил их позиционирование на рынке, дал рекомендации по увеличению эффективности их деятельности и установил угрозы со стороны конкурентов.
Именно Портер на базе системного подхода установил тождественность конкурентоспособности и экономической эффективности.
В России в период плановой экономики вопросами конкурентоспособности занимались сотрудники научно-исследовательского конъюнктурного института. Наиболее полно аспекты конкурентоспособности как экономической категории (положительная роль конкуренции в социалистическом хозяйстве отрицалась) подробно рассматривались в части обеспечения качества продукции.
В отечественной и зарубежной литературе понятие «конкурентоспособность продукции» трактуется исследователями по-разному, в зависимости от характера рассматриваемого объекта и подходов к оценке свойств как самого предприятия, так и результатов его деятельности. Приведем наиболее полные и часто встречающиеся определения.
«Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» (М. Портер) [2].
«Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» (Р. Фатхутдинов) [4].
«Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке» (Е. Визер) [4].
«Конкурентоспособность товара - это способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» (Ю.В. Сухотин) [5].
«Конкурентоспособность - состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания работников на высоком качественном уровне» (О.В. Аристов) [5].
«Конкурентоспособность продукции -способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период. В конечном счете, оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя, из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя» [6].
Большинство определений акцентируют потребительскую составляющую рассматриваемого понятия, ряд предполагает формулирование целей развития предприятия (получение прибыли, совершенствование деятельности) и характеризует конкурентоспособность как процесс достижения максимальной рыночной доли.
Последнее толкование связывает конкурентоспособность с определенным временем существования предприятия (жизненным циклом товара) или периодом сравнения.
Таким образом, конкурентоспособность продукции (работ, услуг) определяется соотношением ее качества и цены (по сравнению с изделиями, услугами-аналогами), а также более выгодными для потребителя условиями поставки, меньшими расходами на содержание и эксплуатацию, формами платежа, видами доставки, преимуществами обслуживания (сервиса).
Можно согласиться, что «конкурентоспособным является такое производство, которое на базе эффективного управления имеющимися ресурсами (материальными, производствен-
ными (оборудованием, зданиями и сооружениями); трудовыми (рабочей силой) и финансовыми (собственными и заемными средствами)) обеспечивает выпуск с минимальными издержками и высоким качеством пользующейся большим спросом у потребителей продукции» [5].
При исследовании процессов достижения оптимального соотношения между качеством изделия и издержками производства, в современной экономике появляются разработки, посвященные проблемам взаимосвязи показателей экономической эффективности и безопасности организаций с уровнем их конкурентоспособности. Такой подход обусловлен увеличением количества угроз, ростом вероятности природных, техногенных аварий и катастроф, а также усилением борьбы за рынки и ресурсы с применением форм и методов недобросовестной конкуренции.
Поэтому мы предлагаем разрабатывать понятийный аппарат конкурентоспособности охранной организации комплексно: от формирования определений параметров охранных услуг, включающих качественные и тарифные, до определений показателей эффективности, безопасности и конкурентоспособности, по которым оценивают позицию организации на рынке.
В большинстве публикаций на рассматриваемую тему авторы исходят из того, что конкурентоспособный объект должен обеспечивать прибыль в течение определенного времени. Отсюда следует, что повышение конкурентоспособности является обязательно эффективной операцией.
В период нестабильной экономики и наличия на рынке недобросовестной конкуренции способность организации защитить свои интересы на рынке (обеспечить экономическую безопасность ведения бизнеса) становится новым критерием конкурентоспособности.
Таким образом, если обобщить взгляды на проблему, то можно сделать вывод, что конкурентоспособными в оцениваемый период времени считаются те хозяйствующие субъекты, которые функционируют эффективно и безопасно, реализуя на рынке товары и услуги, имеющие более высокие соотношения качества и цен, чем у конкурентов.
Сегодня можно утверждать, что конкурентоспособность - это самостоятельная категория, выступающая как основное свойство любых функционирующих экономических объектов, которые уже имеют определенную долю рынка. При этом необходимо подчеркнуть
не абстрактный, а конкретный ее характер, относящийся к реально действующим предприятиям и их продуктам. Кроме того, конкурентоспособность системы - свойство динамическое, причем ее объективная зависимость от времени обусловлена требованиями постоянного управления показателями и параметрами (конкурентными преимуществами) при изменении внешних и внутренних воздействий.
Товар (изделия, услуги) - первичный компонент рынка, в первую очередь оцениваемый потребителем. Предприятия (организации) -вторичный компонент, конкурентоспособность их определяется обобщенными характеристиками, отличными от квалиметрических, приме -нимых только к готовой продукции в условиях самого производства.
Для организаций, реально представленных на рынке, конкурентоспособность - категория эффективности, но на более высоком уровне. При этом все параметры товара и показатели организации должны оцениваться в сравнении с аналогичными показателями конкурентов и в определенное время.
Таким образом, сформулируем уточненные определения конкурентоспособности, которые применимы к охранной организации и ее услугам:
Конкурентоспособность охранной организации - это свойство действующего субъекта, которое характеризует степень соответствия экономических, организационных и других его показателей (параметров услуг) требованиям потребителей, эффективность деятельности на рынке, а также уровень защищенности от возможных угроз в определенное время и по сравнению с конкурентами.
При этом составляющие конкурентоспособности показатели включают традиционные количественные характеристики, которые отражают ее позицию на рынке относительно конкурентов (рыночная доля и ее динамика), и специфические для охранной организации: количество охраняемых объектов, их динамика, перечень оказываемых услуг (ассортимент приборов и средств охранной сигнализации).
Перейдем к формированию определения конкурентоспособности охранных услуг как основы для обеспечения конкурентоспособности организации.
В литературе отмечается, что специфика оценки конкурентоспособности услуг включает следующие аспекты [6], которые представлены в авторской редакции:
• объектом конкурентоспособности услуг является деятельность предприятия сервиса;
• особенности оценки услуг в первую очередь связаны с оценкой качества процесса обслуживания;
• методология оценки результата услуги в вещной форме принципиально не отличается от оценки качества товара;
• сам клиент оценивает качество услуги, которое должно соответствовать его требованиям;
• имеется такой критерий конкурентоспособности услуги, как временная характеристика (сроки выполнения работ, время обслуживания, своевременность);
• применение в сфере услуг специфических стандартов (применительно к охранным мероприятиям это относится прежде всего к проектированию и монтажу приборов, систем охраны);
• разовый характер ряда нематериальных услуг, порождающий субъективную их оценку.
Учитывая специфику охранных услуг, которые представляют собой мероприятия по защите объектов, имущества и граждан, оказываемые на основе договора, имеющейся лицензии и с использованием приборов, систем охранной сигнализации (технические виды охраны), вооружения, связи и спецсредств (физические виды охраны), мы разработаем определение конкурентоспособности охранных услуг.
Конкурентоспособность охранных услуг
- свойство оказанного общественно-полезного действия (мероприятия), направленного на защиту имущественных и иных интересов потребителей, отражающее степень реального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными услугами, реализуемыми на данном рынке конкурентами и в определенное время.
Виды охранных услуг регламентируются законодательством [7]:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Если обобщить указанный перечень, то можно сформулировать следующие виды охраны: охрана объектов с использованием технических средств и физической охраны; обеспечение общественного порядка; проектирование, монтаж и обслуживание средств сигнализации; консалтинг защитных мероприятий и обеспечение пропускного режима.
Следует отметить, что перечень охранных услуг, предоставляемых охранной организацией, формирует ее рыночную позицию путем привлечения дополнительных клиентов, увеличивая такие показатели, как полученный доход, прибыль и рыночная доля.
Для определения качественных и тарифных параметров охранных услуг необходимо уточнить их экономическое содержание и влияние конкурентоспособных защитных мероприятий.
Качественные параметры оказанной услуги понимаются нами как количественные характеристики ее потребительной стоимости (полезности), оцениваемые потребителями.
Тарифные параметры отражают меновую (продажную) стоимость услуги, включающую себестоимость и норму прибыли.
Отношение качественных параметров к тарифным является критерием конкурентоспособности охранной услуги.
Таким образом, качественные параметры охранной услуги - набор количественных характеристик, оцениваемых потребителями исходя из степени их полезности (например, надежность охраны, быстрота предоставления защитных мероприятий, новизна услуги, качество работы охранника и т. д.).
Тарифные параметры охранной услуги -набор стоимостных характеристик защитных мероприятий, включающий основной тариф, надбавки и скидки.
Экономическая эффективность организации - достигнутая (планируемая) степень соотношения результата и затрат или система показателей, отражающая достижение поставленных целей с учетом понесенных издержек.
Для охранной организации, кроме традиционных показателей экономической эффективности, могут применяться такие количественные характеристики, как количество охраняемых объектов (количество предотвращенных (раскрытых) краж) на одного сотрудника в качестве специфических показателя производительности труда. В качестве составляющей конкурентоспособности объекта данное понятие отражает относительную эффективность деятельности охранной организации на рынке по сравнению с конкурентами.
Экономическая безопасность организации - достигнутая (планируемая) степень защищенности организации от внешних и внутренних угроз, влияющих на ее хозяйственную деятельность, выраженная количественными показателями. Наиболее важным показателем экономической безопасности для охранной организации является доля дебиторской задолженности в полученных доходах, а также специфические характеристики, показывающие степень защищенности охраняемых объектов и уровень возмещения материального ущерба согласно условиям договора. Как составляющая конкурентоспособности объекта данное понятие отражает относительную защищенность хозяй-
ственной деятельности от различных угроз на рынке по сравнению с конкурентами.
Таким образом, разработанный понятийный аппарат охранной организации позволяет обобщить имеющиеся определения и сформулировать уточненные составляющие характеристики ее конкурентоспособности с позиции комплексного подхода, учитывающего интересы производителя и потребителя.
1. Крутиков В. К., Смолянский С. В. Предпринимательство и трансформация общества: Анализ отечественного и зарубежного опыта.
- М. : Ноосфера, 2005. - 352 с.
2. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. В.Д. Щетинина. -М. : Международные отношения, 1993. - 895 с.
3. Портер М. Конкурентное преимущество: пер. с англ. - М. : Альпина бизнес букс, 2006. - 715 с.
4. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организаций : учебное пособие. - М. : Эксмо, 2004. - 544 с.
5. Мишин Ю. В. Инвестиции в конкурентоспособное производство : учеб пособие. -М. : КНОРУС, 2005. - 288 с.
6. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. -М. : Юрайт М, 2001. - 224 с.
7. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (действующая редакция).