Научная статья на тему 'Конкурентоспособность бизнес-деятельности организации и определяющие ее факторы'

Конкурентоспособность бизнес-деятельности организации и определяющие ее факторы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1413
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / COMPETITION / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE FACTORS / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Полина Игоревна

Цель: выявление необходимости ввода понятия «конкурентоспособность бизнес-деятельности организации» в сфере услуг, определение содержания этого понятия и анализ основных факторов, обусловливающих уровень конкурентоспособности бизнес-деятельности. Метод: абстрактно-логический. Результаты: на основе оценки мнений отечественных и зарубежных авторов доказана необходимость выявление такого понятия, как «конкурентоспособность бизнес-деятельности организации» применительно к сфере услуг. Предложено авторское понимание данного понятия, выявлены основные факторы конкурентоспособности бизнес-деятельности организации в сфере услуг. Научная новизна: введено новое понятие «конкурентоспособность бизнес-деятельности организации»; обоснована необходимость выявления формирующих ее факторов и необходимость ее оценки; определена логическая взаимосвязь понятий «конкурентоспособность бизнес-деятельности» и «экономическая безопасность». Практическая значимость: в возможности повышения уровня конкурентоспособности бизнес-деятельности организаций в сфере услуг путем глубокого анализа основных определяющих факторов и управления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE’S BUSINESS ACTIVITY AND FACTOR DETERMINING IT

Objective: to identify the necessity to introduce the concept of "competitiveness of business activity of an organization" in the services sector, to define the content of this concept and to analyze the main factors contributing to the competitiveness of business activity. Method: abstract logic. Results: basing on the evaluation of the views of the Russian and foreign authors, the necessity is proved of identifying such notion as "competitiveness of business activity of an organization" in relation to the services sector. The author's understanding of this concept is proposed, the main factors of competitiveness of the business activities of an organization in the services sector are revealed. Scientific novelty: a new concept "competitive business activity of the organization" is introduced; the necessity to identify factors forming it is prov4ed, as well as the need to assess it; the logical relationship of the concepts of "competitiveness of business activity" and "economic security" is defined. Practical value: the ability to improve the competitiveness of business activity in the services sector through a thorough analysis of its main determinants and their management.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность бизнес-деятельности организации и определяющие ее факторы»

УДК 339.137:334.01

П. И. КУЗЬМИНА, аспирант

Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Россия

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ ФАКТОРЫ

Цель: выявление необходимости ввода понятия «конкурентоспособность бизнес-деятельности организации» в сфере услуг, определение содержания этого понятия и анализ основных факторов, обусловливающих уровень конкуренте способности бизнес -деятельно сти.

Метод: абстрактно-логический.

Результаты: на основе оценки мнений отечественных и зарубежных авторов доказана необходимость выявление такого понятия, как «конкурентоспособность бизнес-деятельности организации» применительно к сфере услуг. Предложено авторское понимание данного понятия, выявлены основные факторы конкурентоспособности бизнес-деятельности организации в сфере услуг.

Научная новизна: введено новое понятие «конкурентоспособность бизнес-деятельности организации»; обоснована необходимость выявления формирующих ее факторов и необходимость ее оценки; определена логическая взаимосвязь понятий «конкурентоспособность бизнес-деятельности» и «экономическая безопасность».

Практическая значимость: в возможности повышения уровня конкурентоспособности бизнес-деятельности организаций в сфере услуг путем глубокого анализа основных определяющих факторов и управления ими.

Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособность; факторы конкурентоспособности; экономическая безопасность.

Введение

Конкуренция играет одну из ведущих ролей в формировании механизма регулирования и последующего контроля действий производителей во всех отраслях и сферах деятельности, и именно благодаря конкуренции производители стремятся удовлетворить потребности и пожелания потребителей на максимальном уровне с целью получения большей прибыли. Н. А. Качалина под конкуренцией предлагает понимать соперничество рыночных субъектов, преследующих одну и ту же цель, их борьбу за наиболее выгодные условия [1, с. 10]. Г. Л. Азоев полагает, что «под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей» [2, с. 5]. Е. И. Мазилкина и Г. Г. Па-ничкина считают, что «под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также соперничество между отдельными производителя-

ми или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя» [3]. Как видно из этих определений, конкуренция всегда подразумевает под собой соперничество с целью максимизации прибыли путем привлечения максимального числа потребителей. Существование и рост конкуренции обусловливает желание хозяйствующих субъектов совершенствовать формы и методы производства, улучшать качество продукции, диверсифицировать деятельность, увеличивать ассортимент, т. е. различными путями повышать конкурентоспособность.

Таким образом, цель нашего исследования -выявить необходимость ввода понятия «конкурентоспособность бизнес-деятельности организации» в сфере услуг, определить содержание этого понятия и проанализировать основные факторы, обусловливающие уровень конкурентоспособности бизнес-деятельности.

Результаты исследования

Конкурентоспособность представляет собой свойство рассматриваемой категории выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или субъектами рыночных отношений. При ее оценке используют-

ся характеристики, важные для потребителей, на которые они ориентируются, делая свой выбор [1, 10], т. е. категория конкурентоспособности является междисциплинарной и формируется не только за счет экономических предпочтений потребителей, но и за счет различных маркетинго-психологи-ческих факторов. Некоторые трактовки понятия «конкурентоспособность» приведены в табл. 1.

При анализе понятия «конкурентоспособность» выявлено, что наиболее часто рассматриваемыми в трудах отечественных и зарубежных авторов являются конкурентоспособность про-

дукции (товаров, работ, услуг), организации, производства, отрасли, региона, страны.

Конкурентоспособность продукции представляет собой комплексную характеристику способности продукции максимально точно удовлетворять конкретные потребности получателя товара по сравнению с аналогичными товарами на рынке. Данная характеристика является динамичной, оценивается только за определенный промежуток времени и зависит от многочисленных факторов внешней и внутренней среды. Эта способность товара оценивается в соотнесении с определенной долей рынка [5]. Основные факторы, обусловливающие конкурентоспособность продукции, представлены на рис. 1.

Выявленные факторы конкурентоспособности продукции являются общими во всех отраслях и сферах деятельности, однако в каждой отдельной отрасли могут быть выявлены специфические факторы конкурентоспособности продукции.

Наряду с рассмотренным понятием существует понятие конкурентоспособности организации, которое несколько отличается от определения конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность предприятия - это система оценочных характеристик продукции и услуг, производственной и хозяйственной деятельности предприятия, влияющих на результаты соперничества с другими предприятиями на рынках сбыта [1, с. 10], т. е. конкурентоспособность организации является характеристикой эффективности использования всех ресурсов с последующим по-

Производство. Конкурентоспособность

Качество продукции

- технический уровень продукции

- технический уровень производства

- уровень организации и управления производством

- полезный эффект

- инновационность

- соответствие стандартам качества

Цена продукции

- издержки производства (труд, материалы, энергия, амортизация)

- издержки маркетинга и реклама

- издержки управления

- прибыль

- затраты на НИР и обновление

- условия рынка

- продажная цена

Затраты в процессе потребления

- эксплуатационные расходы

- экономичность потребления

- многофункциональность значения

Качество сервиса продукции

- система технического обслуживания

- срок эксплуатации

Выбор покупателя. Потребительский спрос

Рис. 1. Основные факторы конкурентоспособности продукции. Позиция производителя и потребителя [1, с. 141]

Таблица 1

Определения понятия «конкурентоспособность» [4]

Автор Определение

М. Портер Конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или субъектами рыночных отношений

М. Гельваноский Конкурентоспособность - это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического существования

Р. Ф. Фатхутдинов Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке

П. У. Зулькарпаев Л. Р. Ильясова Интегральная конкурентоспособность предприятия - это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличить/ уменьшать данную долю

М. Мескон А. Альберт Ф. Хедоури Выраженная компетентность выражается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т. е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей

лучением финансовых результатов, обеспечивающих выполнение всех финансово-экономических обязательств с возможностью последующего увеличения конкурентных преимуществ в обозримом будущем. Конкурентоспособность организации характеризуется динамичностью и относительностью, так как она зависит как от внешних, так и от внутренних факторов организации [5].

Конкурентоспособность организации определяется тремя группами факторов:

- на макроэкономическом уровне - конкурентоспособность страны;

- на отраслевом уровне - конкурентоспособность отрасли;

- на уровне предприятия - факторы, характеризующие его собственный потенциал и место на рынке, в частности уникальность продукции [1, с. 188].

Так как понятие конкурентоспособности есть относительная характеристика, и все организации определенного сектора экономики России находятся в одинаковом положении относительно конкурентоспособности страны, региона, отрасли, то более подробное изучение данных понятий в данном исследовании считаем нецелесообразным. При условии существования и деятельности организаций в одинаковых рыночных условиях наибольшего внимания заслуживают внутренние факторы конкурентоспособности организаций.

Л. Н. Качалина к традиционным факторам конкурентоспособности организации (предприятия) относит:

- экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль к объему продаж, на инвестированный капитал, на акционерный капитал);

- производственный и сбытовой потенциал, показывающий возможность предприятия производить ту или иную продукцию в требуемых количествах и в небольшие сроки (инновационные технологии, производственные и сбытовые мощности, обновление номенклатуры выпускаемой продукции и пр.);

- научно-исследовательский потенциал (организация научных исследований, число исследовательских центров, лабораторий, направленных научных исследований в области патентования и пр.);

- финансовое положение (платежеспособность, т. е. способность предприятия выполнять в необходимые сроки свои финансовые обязательства, кредитоспособность, структура капитала, рост нормы и массы прибыли);

- место предприятия на рынке страны (скорость роста долгосрочного спроса, изменение состава покупателей и способов использования продукта, обновление продукции, маркетинговые инновации, устойчивые покупательские предпочтения, рост доли рынка);

- место предприятия на мировом рынке (рассеивание крупных технических и технологических достижений, изменение в издержках и эффективности, уменьшение неопределенности и риска открытости внешнему рынку, рост доли рынка);

- кадровый потенциал (профессионализм, сотрудничество, коллективность, мобильность рабочей силы, дух конкуренции, приверженность фирме) [1, с. 193].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в научных трудах мало уделено внимания понятию конкурентоспособности деятельности организации в целом.

Понятие деятельности является емким и сложным по своей структуре. Каждая организация осуществляет производственную, финансовую, маркетинговую, сбытовую, коммерческую и прочую деятельность. В трудах многих авторов при анализе и оценке конкурентоспособности производства прочие виды деятельности не находят своего отражения или изучены недостаточно. Именно поэтому на настоящий момент для комплексной оценки и характеристики организаций в условиях активного рынка считается необходимым ввести в оборот понятие «конкурентоспособность бизнес-деятельности».

«Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг» [6]. Как следствие, при наличии цели максимизации прибыли все виды деятельности организации тем или иным образом направлены на достижение основной цели.

По мнению автора, конкурентоспособность бизнес-деятельности является интегральной характеристикой конкурентоспособности организации и конкурентоспособности продукции, так как успех деятельности организации на рынке зависит от факторов, влияющих на обе эти категории.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что конкурентоспособность бизнес-деятельности организации является многофакторной характеристикой способности организации вести деятельность с максимальным удовлетворением потребностей покупателей (пользователей, потребителей) и получением наибольших положительных финансовых результатов как основной цели бизнеса по сравнению с конкурентами в рассматриваемой отрасли.

Особое значение конкурентоспособность деятельности имеет для сферы услуг, поскольку качество услуги может быть оценено только в процессе ее оказания, т. е. в процессе деятельности по предоставлению услуги потребителю.

Путем анализа параметров, влияющих на кон -курентоспособность продукции и организации, а также ключевых факторов успеха [7, с. 127] можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое влияние на уровень совокупной конкурентоспособности таких категорий, как продукция, организация, т. е. на конкурентоспособность бизнес-деятельности организации в сфере услуг (рис. 2).

На настоящий момент в связи с недостаточной изученностью проблемы является затруднительным выделить факторы, присущие непосредственно категории конкурентоспособности

бизнес-деятельности организации в чистом виде, поэтому примем за основу определение конкурентоспособности бизнес-деятельности как совокупной конкурентоспособности организации.

Необходимо обратить внимание на то, что в целом конкурентоспособность представляет собой совокупность таких понятий, как эффективность и экономическую безопасность деятельности организации. При этом под экономической безопасностью рассматриваемой предметной области понимается такое состояние деятельности, при котором обеспечивается стабильность и самостоятельность организации с помощью определенного выработанного механизма противодействия внешним и внутренним угрозам бизнеса. Таким образом, конкурентоспособность и экономическая безопасность являются логически связанными категориями: при невозможности обеспечить экономическую безопасность деятельности организации организация неизбежно теряет свои конкурентные преимущества и, как следствие, уровень конкурентоспособности значительно снижается.

Наличие логической взаимосвязи этих двух понятий подтверждается близостью компонент экономической безопасности и факторов, обусловливающих совокупную конкурентоспособность (табл. 2).

Рис. 2. Основные факторы совокупной конкурентоспособности организации*

* Источник: составлено автором.

Таблица 2

Взаимосвязь экономической безопасности бизнес-деятельности и совокупной конкурентоспособности организаций в сфере услуг*

Составляющая экономической безопасности Характеристика Наличие указанных составляющих при рассмотрении ЭБ бизнес-деятельности организации Факторы совокупной конкурентоспособности организаций

1 2 3 4

Технико-ехнологическая Представляет собой научно-технологический потенциал системы, который гарантирует конкурентоспособность товаров, работ и услуг на рынке высокотехнологичных благ, обеспечивает самостоятельную разработку системой технологических решений, способствующих продвижению товаров, работ и услуг Присутствует: оказание услуг ДПО возможно только на определенной научно-технической базе: просторные помещения, необходимое мультимедиа-оборудование и оргтехника, использование современных информационно-коммуникационных технологий Производственные факторы: наличие помещений для организации деятельности; наличие необходимого оборудования; владение современными технологиями; использование сети Интернет; оказание услуг в дистанционном режиме. Информационные факторы: совершенные информационные системы; оказание услуг в дистанционном режиме; широкий выбор ассортиментных групп; быстрая и удобная поддержка потребителей; быстрое реагирование на поступающие заявки; точное выполнение заказов потребителей и возможность предоставления услуг по индивидуальному заказу. Маркетинго-сбытовые факторы: оказание услуг в дистанционном режиме

Финансовая Характеризует обеспеченность системы финансовыми ресурсами, позволяющими производить достаточное количество товаров, работ, услуг, удовлетворяя общественные потребности в неблагоприятных внутренних и внешних условиях; возможность объекта (организации, региона, государства) получать, распределять и эффективно использовать заемные средства, распределять активы таким образом, чтобы получать максимальный доход Присутствует: для оказания услуг ДПО необходимо правильно организовать работу сотрудников, привлечь преподавателей, а, соответственно, выплатить зарплату всем задействованным лицам. Полученные доходы необходимо распределить таким образом, чтобы были обеспечены ликвидность, рентабельность и стабильность системы Финансовые факторы: отсутствие дебиторской и кредиторской задолженности; низкая себестоимость услуг и общие низкие издержки

Ресурсно-сырьевая Заключается в наличии материальных ресурсов, обеспечивающих бесперебойное функционирование системы, производство товаров, работ услуг тем самым обеспечивая конкурентоспособность системы; включает в себя наличие достаточного количества запасов, сырья, доступность электроэнергии, водоснабжения и прочих коммуникаций, необходимых для бесперебойного функционирования системы Присутствует: в отношении доступности электроэнергии, водоснабжения и прочих коммуникаций, необходимых для бесперебойного функционирования системы Производственные факторы: наличие необходимых коммуникаций

Экологическая Характеризует возможность системы функционировать, не нанося при этом вред окружающей среде. На каждом объекте, взаимодействующем с окружающей средой, должен быть разработан комплекс мероприятий по уменьшению наносимого вреда, по сокращению от потерь от загрязнения окружающей среды Отсутствует: прямое влияние на окружающую среду. Косвенное влияние ничтожно мало по сравнению с такими отраслями, как электроэнергетика, металлургия, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность и пр. -

Информационная Определяет способность системы обеспечить на высоком уровне безопасность персональных данных, используемых в информационных системах обработки данных; наличие достоверной и своевременной информации, касающейся производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг Присутствует: деятельность в области ДПО охарактеризована наличием большого количества личной информации, которая должна быть недоступна третьим лицам в соответствии с заключаемыми договорами Организационные факторы: наличие необходимой документации для ведения бизнес-деятельности; Маркетинго-сбытовые факторы: качественная реклама

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Кадровая и социальная Предполагают наличие способностей предотвращения негативных воздействий на систему за счет сокращения рисков и угроз, связанных с персоналом, налаживания трудовых отношений в коллективе и как можно более полного использования интеллектуального потенциала сотрудников Присутствует: организация деятельности в области ДПО требует наличие высококвалифицированного кадрового состава для достижения максимальных результатов деятельности и увеличения количества и качества предлагаемых услуг Производственные факторы: высокая производительность труда; наличие высококвалифицированных кадров Организационные факторы: качественный менеджмент

Силовая Заключается в целях обеспечения сохранности имущества, охраны территории и безопасности персонала системы; определена соответствием деятельности организации действующим нормативно-правовым актам Присутствует: Соответствие действующим нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность в области ДПО. Наличие лицензии на образовательную деятельность - один из основных факторов, необходимых для оказания услуг в области ДПО Организационные факторы: наличие необходимой документации для ведения бизнес-деятельности

* Источник: составлено автором.

Как можно заметить, уровень совокупной конкурентоспособности бизнес-деятельности организации определяют те же факторы, что и уровень экономической безопасности бизнес-деятельности. Однако при определении уровня экономической безопасности в расчет не принимаются прочие факторы (хорошая репутация, приветливость и доброжелательность персонала, размер организации) и маркетинго-сбытовые факторы (быстрая реакция на изменение рыночной ситуации, точное выполнение заказов потребителей и возможность предоставления услуг по индивидуальному заказу, быстрое реагирование на поступающие заявки, быстрая и удобная поддержка потребителей, высокий уровень обслуживания, широкий выбор ассортиментных групп, разработка новых видов услуг; качество и цена услуг), хотя косвенное влияние этих факторов на конкурентоспособность доказуемо.

Выводы

Принимая во внимание ранее указанную гипотезу о том, что совокупная конкурентоспособность бизнес-деятельности организации представляет собой единство таких понятий, как эффективность и экономическая безопасность, можно сделать определенные выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, уровень конкурентоспособности бизнес-деятельности организации напрямую зависит от уровня эффективности деятельности и уровня экономической безопасности деятельность организации.

Во-вторых, конкурентоспособность бизнес-деятельности организации можно косвенно

оценить путем анализа совокупных результатов оценки эффективности деятельности и экономической безопасности деятельности организации, а также путем оценки потенциала экономической безопасности.

В-третьих, большая часть факторов конкурентоспособности бизнес-деяетельности организации нашла отражение в компонентах экономической безопасности. Таким образом, уровень экономической безопасности оказывает большее влияние на уровень конкурентоспособности бизнес-деятельности организации, чем уровень эффективности деятельности.

Список литературы

1. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент. М.: Эксмо, 2006. 464 с.

2. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.

3. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Основы управления конкурентоспособностью. URL: http://lib.rus.ec/b/176422/ read

4. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие. URL: http:// www.knigafund.ru/books/149276/read#page8

5. Борисова Ю. В. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции горно-обогатительного предприятия: маркетинговый аспект: дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2011. 151 с.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. URL: http://www.pqm-online.com/books

7. Томпсон-мл. А. А., Стриклэнд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. 12-е изд. М.: Вильямс, 2006. 928 с.

В редакцию материал поступил 07.02.14 © Кузьмина П. И., 2014

Информация об авторе

Кузьмина Полина Игоревна, аспирант кафедры «Финансы и антикризисное регулирование», заведующий лабораториями Института дополнительного профессионального образования, Иркутский государственный университет путей сообщения

Адрес: 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15, тел.: (3952) 638371, 638370 E-mail: [email protected]

Л

Как цитировать статью: Кузьмина П. И. Конкурентоспособность бизнес-деятельности организации и определяющие ее факторы // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 116-122.

P. I. KUZ'MINA,

post-graduate student

Irkutsk State University for Traffic Network, Irkutsk, Russia

COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE'S BUSINESS ACTIVITY AND FACTOR DETERMINING IT

Objective: to identify the necessity to introduce the concept of "competitiveness of business activity of an organization" in the services sector, to define the content of this concept and to analyze the main factors contributing to the competitiveness of business activity.

Method: abstract logic.

Results: basing on the evaluation of the views of the Russian and foreign authors, the necessity is proved of identifying such notion as "competitiveness of business activity of an organization" in relation to the services sector. The author's understanding of this concept is proposed, the main factors of competitiveness of the business activities of an organization in the services sector are revealed.

Scientific novelty: a new concept "competitive business activity of the organization" is introduced; the necessity to identify factors forming it is prov4ed, as well as the need to assess it; the logical relationship of the concepts of "competitiveness of business activity" and "economic security" is defined.

Practical value: the ability to improve the competitiveness of business activity in the services sector through a thorough analysis of its main determinants and their management.

Key words: competition; competitiveness; competitive factors; economic security.

References

1. Kachalina, L. N. Konkurentosposobnyi menedzhment (Competitive management). Moscow: Eksmo, 2006. 464 p.

2. Azoev, G. L. Konkurentsiya: analiz, strategiya i praktika (Competition: analysis, strategy and practice). Moscow: Tsentr ekonomiki i marketinga, 1996. 208 p.

3. Mazilkina, E. I., Panichkina, G. G. Osnovy upravleniya konkurentosposobnost'yu (Bases of competitveness management), available at: http://lib.rus.ec/b/176422/read

4. Filosofova, T. G., Bykov, V. A. Konkurentsiya. Innovatsii. Konkurentosposobnost' (Competition. Innovations. Competitiveness), available at: http://www.knigafund.ru/books/149276/readtfpage8

5. Borisova, Yu. V. Metodicheskiepodkhody k otsenke konkurentosposobnostiproduktsii gorno-obogatitel'nogopredpriyatiya: marketingovyi aspekt: dis. ... kand. ekon. nauk (Methodological approaches to evaluation of competitiveness of an ore-processing plant: marketing aspect: a PhD (Economics) thesis). Irkutsk, 2011. 151 p.

6. Meskon, M., Al'bert, M., Khedouri, F. Osnovy menedzhmenta (Methodological approaches to estimating the competitiveness of an ore-processing plant production: a PhD (Economics) thesis), available at: http://www.pqm-online.com/books

7. Tompson A. A., Strikland A. Dzh. Strategicheskii menedzhment: kontseptsii i situatsii dlya analiza (Strategic management: concepts and situations for analysis. Moscow: Vil'yams, 2006. 928 p.

Received 07.02.14

Information about the author

Kuz'mina Polina Igorevna, post-graduate student of "Finance and Anti-crisis Regulation" Chair, Head of Laboratory of Institute for Supplementary Professional Education, Irkutsk State University for Traffic Network

Address: 15 Chernyshevskogo St., 664074 Irkutsk, tel.: (3952) 638371, 638370 E-mail: [email protected]

How to cite the article: Kuz'mina P. I. Competitiveness of an enterprise's business activity and factor determining it. Aktualnye problemy ekonomiki i prava, 2014, no. 1 (29), pp. 116-122.

© Kuz'mina P. I., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.