ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
Завгородняя Т.В.
Решетникова А.В, магистрант
Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»
Аннотация. В условиях современной российской экономики важным становится не только развитие конкурентоспособных отраслей в сфере традиционных производств, создание новых, перспективных, но и совершенствование конкурентоспособности товара. Особо остро это показали введённые санкционные меры западных стран. Эта статья исследует некоторые аспекты конкурентоспособности организаций, показывая необходимость учитывать при разработке стратегии развития организации множество факторов.
Ключевые слова, конкуренция, рынок, товаропроизводители, продукция, конкурентные преимущества, стратегические факторы, спрос, эффективность.
До 90-х годов XX века в отечественной экономике не использовался термин «конкуренция». В первую очередь это было связано с тем, что исследование данной проблемы не имело необходимости. Конкуренция в экономике подразумевала борьбу частных товаропроизводителей за наиболее привлекательные условия производства и сбыта товаров.
И лишь некоторым компаниям, чья продукция поставлялась на экспорт, были знакомы стороны конкурентной борьбы на рынке. То есть, отсутствие частной собственности на средства производства и директивное планирование на производстве для подавляющего большинства предприятий явилось причиной отсутствия конкуренции.
Однако переход России к рыночной экономике привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. В связи с этим появилась необходимость всестороннего изучения данного явления, не только теоретических аспектов, но и практического западного и отечественного опыта, для создания качественной конкурентоспособной отечественной продукции, предприятий и улучшения всей экономики страны в целом.
В экономической науке наблюдаются различные подходы к его определению и следует выбрать наиболее актуальное понятия для того, чтобы впоследствии опираться на него в дальнейших исследованиях:
- В классическом учебнике «Экономикс» приводится следующее определение термина «Конкуренция» - это наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его. [8]
- В ряде специализированных словарей и учебных пособий под конкуренцией понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. [9, 13]
- По мнению Р.А. Фахутдинова конкурентоспособность - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. [15]
- В контексте стратегического менеджмента тот же автор дает другое определение конкурентоспособности - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [16]
В приведенных выше определениях можно выделить несколько характерных черт конкурентоспособности. Во-первых, существование большого числа покупателей, которые отличаются свободой выбора. Во-вторых, это наличие большого числа компаний на рынке. В-третьих, соперничество между этими компаниями - поставщиками товаров или услуг - за лучшие условия ведения своей деятельности. В-четвертых, незначительные входные и выходные барьеры в отрасли. Учитывая вышеприведенные черты, наиболее актуальным выглядит третье из приведенных определений.
Известно, конкурентоспособность может существовать на различных уровнях [21, стр. 119],
1. Микроконкурентоспособность - конкурентоспособность товаров, производимых в стране;
2. Мезоконкурентоспособность - конкурентоспособность предприятий и фирм национального базирова-
ния, производящие товары и услуги и поддерживающие результатами своей коммерческой деятельности государственный бюджет страны;
3. Макроконкурентоспособность - эффективность функционирования всей совокупности государствен-
ных и общественных институтов и организаций, обеспечивающих согласованность работы всего хо-
зяйственного организма страны и его эффективное взаимодействие с другими странам. Это создает условия для положительной экономической динамики и социальной стабильности, что позволяет предприятиям работать с максимальной эффективностью.
Также конкурентоспособность можно классифицировать по территориальному признаку: местная, региональная, национальная, международная или глобальная.
Место конкурентоспособности товаров, услуг, организаций страны влияет на ее позиции не только в общенациональных масштабах, но и на международной арене. Более подробно зависимость конкурентоспособности субъектов разных уровней можно представить в виде следующей схемы (см. рисунок 1):
Каче- Каче- Эффек- Эффектив-
ство ство фектив ность ин-
обра- управ- тив- новацион-
^ ► и
зова- ления ность ной и ин-
ния (зако- госу- вестицион-
ны, дарст- ной дея-
подхо- венно- тельности
ды) го страны
Конку-ренто-способность товаров, услуг, организаций
Эффек-
фектив
тив-
ность
исполь
поль-
зова-
ния
Качество жизни населения
Рисунок 1 - Логическая цепочка обеспечения качества жизни населения
Из рисунка видно, что важно говорить о том, что качество образования должно быть ориентировано на повышение конкурентоспособности, что в свою очередь будет способствовать улучшению качества жизни населения.
Конкурентная стратегия на макро уровне является тесно связанной с решением экономических, социальных и политических проблем, фактически представляя собой некий итог согласования стратегических путей развития субъектов экономики различных уровней. Поэтому важно рассматривать не только теоретическую сторону конкуренции, но также и ее взаимосвязь с практикой.
В то же время конкурентные преимущества определяют стратегические факторы успеха компании. Задача менеджмента - идентификация и развитие потенциала компании, трансформируя его в соответствующие факторы. Можно выделить четыре группы конкурентных преимуществ товара:
- качество;
- цена;
- затраты на эксплуатацию за жизненный цикл продукта; уровень сервиса.
Все эти показатели не только являются тесно взаимосвязанными, но и вместе с тем, они также находятся под непосредственным влиянием ряда внешних и внутренних факторов конкурентоспособности товара. Более подробно это влияние представлено в следующей таблице:
Таблица 1
Влияние внешних и внутренних факторов конкурентных преимуществ товара
на конкурентоспособность
Внешние факторы Влияние на конкурентоспособность
Конкурентоспособность страны и региона Изменение показателя однонаправлено изменяет все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность отрасли, компании
Сила конкурентоспособности среди товаров-субститутов Сонаправленно изменяет конкурентоспособность товара
Активность контактных аудиторий
Появление новых потребностей Снижает конкурентоспособность выпускаемого товара
Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность
Внутренние факторы Влияние на конкурентоспособность
Патентоспособность/новизна товара С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность
Качественный уровень построения орга- При улучшении данных характеристик, повышается и
низационной и производственной структуры, квалификации персонала конкурентоспособность товара
Прогрессивность информационных технологий, технологических процессов и оборудования С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара
Чтобы конкурентные преимущества могли считаться полноценными стратегическим фактором успеха компании, они должны отвечать определенным требованиям:
- обеспечивать уникальность собственной марки по сравнению с другими продуктами в течение длительного времени; для этого сильные стороны фирмы должны быть грамотно соотнесены со слабостями соперников;
- удовлетворять специфические потребности клиента; сильные стороны предприятия должны давать релевантную выгоду целевой группе потребителей;
- использовать и одновременно основываться на специфических способностях и ресурсах компании, которые должны быть оригинальными по сравнению с конкурентами, и которые трудно или невозможно будет имитировать. [5]
Значит, уровень конкурентоспособности товара является зависимым как от внутренних, так и внешних конкурентных преимуществ, причем они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.
В зависимости от того, как продукция определенной компании соотносится с товарами других фирм, конкуренция может принимать одну из двух форм:
- Предметная - соперничество между товарами одной ассортиментной группы или между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность.
- Функциональная - конкуренция между товарами-заменителями.
Что же касается конкурентоспособности предприятия, то в различных литературных источниках это понятие формулируется, как возможность осуществлять эффективную хозяйственную деятельность и ее прибыльную реализацию в условиях конкурентного рынка. Она, как явление, представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности. [7] С одной стороны конкурентоспособность фирмы является внешним фактором, воздействующим на конкурентоспособность товара, с другой - сама подвержена влиянию извне. Так М. Портер выделил пять характеристик: [11]
1. борьба с существующими конкурентами;
2. угроза появления в отрасли новых конкурентов;
3. возможности проведения торгов с поставщиками;
4. возможности потребителей сделать свой выбор и осуществить торги с ними;
5. угрозы появления новых альтернативных изделий или услуг, то есть продуктов-субститутов. Иными словами, главной опасностью для компании является вероятность того, что кто-то сможет
предложить покупателям идентичный или альтернативный товар.
У каждой компании существует собственный набор конкурентных преимуществ, которые отличаются от тех, которыми обладает отдельно взятый продукт. Внутренние конкурентные преимущества организации подразделяются на несколько групп:
- ресурсные - представляют собой обеспеченность компании различными видами ресурсов, позволяющих ей производить товары определенного качества. Они появляются в ходе функционировании и развитии организации и могут быть накоплены;
- операционные - включают структурные преимущества, формируемые при проектировании организации и представляющие собой организационные решения, обеспечивающие фирме большую гибкость и динамичность по отношению к внешним и внутренним изменениям, а также экономические и научно-технические факторы;
- управленческие, например, грамотно выстроенные взаимосвязи в области корпоративного управления между всеми подразделениями организации;
- стратегические - совокупность стратегических решений и принятых на их основе программ развития фирмы или предприятия, позволяющие оптимально сочетать их ресурсную базу и операционные преимущества [21, стр. 120].
Как уже было отмечено, конкурентоспособность каждой фирмы влияет на конкурентоспособность страны на мировой арене. Причем чем больше и развитее компания, тем большую роль она играет. Наряду с этим фактором, также существуют еще три, которые обуславливают связь между конкурентоспособностью страны и компании, они составляют «бриллиант конкурентного преимущества» М. Портера [23]:
Стратегия фирмы может создать преимущества, связанные с корпоративным управлением. Она является обусловленной умением фирмы лидировать, делать выбор в пользу наиболее эффективных решений, возможностью создавать новые виды бизнеса. Превосходство используемых факторов производства позволяет воспользоваться наличием материальных и нематериальных условий для формирования конкурентных преимуществ компании. Состояние спроса определяется емкостью и качеством рынка. Часто именно характер спроса национального рынка вынуждает производителей целенаправленно поддерживать высокие стандарты производства, своевременно вносить необходимые усовершенствования и новшества в создаваемые блага. Четвертый фактор «сопутствующие и поддерживающие отрасли» олицетворяет процесс формирования конкурентной бизнес-среды в национальной экономике, включая всех контрагентов и партнеров по бизнесу.
Взаимное воздействие всех факторов, составляющих конкурентоспособный уровень страны, фирмы или же продукта, может обеспечить появление синергетического эффекта. В этом случае полезный эффект от каждого из факторов будет усиливаться за счет действия других, а общий положительный результат будет превышать тот, который бы мог быть получен от каждого из них по отдельности. Поэтому так необходимо не только стремиться улучшать каждый из них в отдельности, но и все вместе в условиях их тесного взаимодействия.
Литература
1. Котлер Ф., Вероника В., Джон С., Гари А. Основы маркетинга, 4-е европейское издание = Principies of Marketing: European Edition 4th. - М.: Вильямс, 2007. - 1200 с.
2. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Инфра-М, 2007. - 235 с.
3. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнел, С.Л. Брю: Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. - 799 с.
4. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: Экономика, 2000. - 362 с.
5. Портер М. Конкуренция. / М. Портер: Пер. с англ. - М.: Изд. Вильямс, 2003. - 496 с.
6. Фатхутдинов Р.А. Кокурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.
7. Белокурова Е.С. Конкурентоспособность отечественных товаров - один из факторов экономической безопасности России / Е.С. Белокурова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2010. - С.23-29.
8. Гельвановский М.И. Национальная стратегия конкурентоспособности как основа промышленной политики России. с. 118-128.
9. Егорова И.Е. Повышение конкурентоспособности как приоритетное условие кластерного развития экономики / И.Е. Егорова // Наука и образование. - 2007. - №3. - С.26-30.
10. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Рекламная программа банка / Завгородняя Т.В.- Омск.: ВЗФЭИ (Омский ф-л), РГТЭУ (Омский ф-л), 2011.- 230с.
11. Кузнецов П., SWOT - анализ услуг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //freemann23.iivej ournal. com/2689.html
12. Лояльность - это почти любовь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www .stepconsulting .ru/comments/lisl .shtml
13. Савтюгин А. Конкурентные преимущества в стратегии компании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.4p.ru/main/theory/3189/