УДК 330.322:316.3
И.Н. Пчелинцева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Рассмотрены теоретические основы понятий семейного человеческого капитала, инвестиций в семейный человеческий капитал. Определяются источники инвестирования семейного человеческого капитала. Представлена характеристика современной государственной политики в области инвестирования семейного человеческого капитала. Предлагаются основы организационно-экономического механизма инвестирования семейного человеческого капитала.
I.N. Pchelintseva
THEORETICAL APPROACHES TO ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM FORMATION OF THE FAMILY HUMAN CAPITAL INVESTMENT
Theoretical bases of the concepts the family human capital and investments into the family human capital are considered in the article. The sources of the family human capital investment are defined here. The characteristic of a modern state policy in the field of the family human capital investment is submitted in the article. The bases of organizational - economic mechanism of the family human capital investment are offered in this work.
Из теории и практики функционирования экономических систем известно, что основным необходимым фактором их роста и развития является человеческий капитал. Человеческий капитал может анализироваться на различных экономических уровнях. Так, например, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова выделяют следующие уровни экономического анализа человеческого капитала:
- микроуровень - человеческий капитал отдельных индивидуумов (персональный) и человеческий капитал предприятий и фирм;
- мезоуровень - человеческий капитал крупных корпораций и регионов;
- макроуровень - совокупный человеческий капитал в масштабах национальной экономики (общества);
- мегауровень - объединенный человеческий капитал в глобальном, мировом масштабе [1, с. 85].
Г. Беккер [2], Е.В. Сумарокова [3], В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина [4] исследовали проблемы, связанные с человеческим капиталом индивидуума, с позиций микроэкономического анализа.
О специфическом «человеческом капитале» фирмы говорил Г. Беккер. Э. Брукинг, Л. Эдвинссон, М. Мэлоун [5], Н.В. Казакова [6] в своих работах изучали понятие человеческого капитала корпораций.
Г. Беккер, Т. Шульц [7] доказывали экономическую целесообразность крупных вложений не только на микроуровне, но и на макроуровне - на государственном уровне.
Дж. Минкер [8], К.Б. Маллиган, Х.С. Мартин [9] разработали методологию измерения запаса совокупного человеческого капитала. Л. Нестерова, Г. Аширова исследуют человеческий капитал как элемент национального богатства [10, с.107] и предлагают способы его оценки.
Практически все исследователи отмечают, что формирование человеческого капитала начинается в семье: при инвестировании родителей в поддержание здоровья, воспитания, обучения и образования детей. При этом авторы не выделяют уровень экономического анализа формирования человеческого капитала в семье. В основном рассматриваются инвестиции семьи (родителей) в формирование человеческого капитала ребенка. «Все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка с тем, чтобы эти затраты были многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем, если не для семьи, так для самого ребенка. Следовательно, семья несет издержки, необходимые для физического формирования человека, издержки на воспитание детей, которые представляют собой инвестиции, так как уменьшают текущие затраты на потребление родителей, которые еще называют «эффект их воздержания» [1, с.137]. При этом не исследуется человеческий капитал родителей (рис. 1).
Семья Инвестиции Человеческий
(родители) капитал ребенка
Рис. 1. Традиционное представление формирования человеческого капитала в семье
Между тем семья состоит из индивидуумов (членов семьи), в том числе и детей, каждый из которых обладает своим человеческим капиталом. Как представляется, на уровне семьи можно рассматривать категорию «семейный человеческий капитал».
Причем можно говорить о семейном человеческом капитале как совокупности человеческого капитала всех членов семьи. Однако, по нашему мнению, такое представление будет тривиальным. Как представляется, семейный человеческий капитал необходимо определять с системных позиций, как объединяющий взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимовлияющие элементы (индивидуальные человеческие капиталы членов семьи). При объединении индивидуальных человеческих капиталов в семейный человеческий капитал возникает синергетический эффект. Это выражается в том, что простая совокупность индивидуального человеческого капитала членов семьи есть нечто меньшее, чем семейный человеческий капитал. Синергетический эффект семейного человеческого капитала может быть объяснен взаимосвязями и взаимовлиянием индивидуальных человеческих капиталов членов семьи, в частности, за счет влияния культурной и социальной составляющих семейного человеческого капитала. По нашему мнению, если на индивидуальном уровне человеческий капитал имеет компонентный состав, характеризующий капитал здоровья, капитал образования, капитал культуры, то на семейном уровне вследствие синергетического эффекта образуется нового качества семейный капитал культуры, семейный социальный капитал.
Взрослые члены семьи, обладающие каждый своим индивидуальным человеческим капиталом определенного качества, используют его в трудовой деятельности (на рынке труда или в семейном бизнесе) с целью получения дохода. Индивидуальные доходы взрослых членов семьи объединяются в семейный доход, который затем используется в том числе и для формирования и развития человеческого капитала детей. Таким образом, по нашему мнению, семейный человеческий капитал по своей структуре и значимости является неоднородным. Его можно подразделить на две части: базисную и
формирующую.
Человеческий капитал взрослых членов семьи (родителей) является базисной частью семейного человеческого капитала. Формирующей частью является человеческий капитал детей. Базисная часть оказывает влияние на формирующую, под ее влиянием и при участии осуществляются физическое формирование и развитие человеческого капитала детей. От того, насколько активна, развита базисная часть, зависит уровень развития формирующей. Поэтому в целях развития семейного человеческого капитала важны инвестиции не только в формирующую ее часть (инвестиции в человеческий капитал детей), но и в базисную (инвестиции в родителей для развития и поддержания их человеческого капитала в активном трудоспособном состоянии).
В результате инвестирования и при прохождении определенного времени формирующая часть семейного человеческого капитала /-го поколения превращается в базовую часть семейного человеческого капитала /+1-го поколения. Тем самым создается платформа (база) для формирования совокупного человеческого капитала новой семьи. От того, насколько эффективно инвестировалась базовая часть семейного человеческого капитала 1-го поколения, будет зависеть величина базовой части семейного человеческого капитала /+1-го поколения.
Поэтому, на наш взгляд, при разработке организационно-экономического механизма инвестирования человеческого капитала семьи необходимо использовать категорию семейного человеческого капитала и учитывать необходимость инвестирования, как в базисную, так и в формирующую его части.
Исходя из вышеизложенного, категорию «совокупный человеческий капитал семьи (семейный человеческий капитал)» авторы трактуют как накопленный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, культурных и моральных устоев всех членов семьи, формирующийся путем инвестиций (долговременных вложений) в базисную и формирующую часть в виде затрат на здравоохранение, образование, профессиональную подготовку и культурное развитие.
Категория семейного человеческого капитала является центральной, основополагающей, поскольку семейный человеческий капитал является источником формирования на микроуровне - человеческого капитала предприятий, на мезоуровне -человеческого капитала крупных корпораций и человеческого капитала региона, на макроуровне - национального человеческого капитала.
Семейный человеческий капитал формируется и развивается на основе инвестиций. Инвестиции в семейный человеческий капитал, по мнению авторов, можно определить как долговременные вложения (совокупность прямых и косвенных затрат) в физическое формирование, поддержание и укрепление здоровья, обучение, образование, профессиональную подготовку, развитие культуры всех членов семьи, способные приносить в будущем или приносящие в настоящее время семейный доход.
В настоящее время семья как микроэкономическая система - это активный субъект инвестиционного рынка, являющийся одновременно инвестором и потребителем инвестиционных ресурсов. Семья выступает в качестве субъекта инвестиционного рынка, поскольку является активным инвестором в человеческий капитал детей, других членов семьи, а также в другие активы (семейный бизнес, недвижимость, банковские депозиты). Развитие семьи осуществляется с помощью вложений семейного инвестиционного капитала. Семейный инвестиционный капитал, на наш взгляд, - это капитал семьи, подлежащий долгосрочному вложению в различные объекты, принадлежащие или не принадлежащие семье, с целью получения семейного дохода.
Направления вложения семейного инвестиционного капитала зависят от стратегий, которые изберет семья для своего развития. Это могут быть:
- вложения в физическое формирование и развитие человеческого капитала детей;
- вложения в человеческий капитал взрослых членов семьи;
- вложения в другие семейные активы или семейный бизнес;
- вложения в активы других экономических систем.
Семейный инвестиционный капитал в первых трех случаях направляется в производственную подсистему семьи с целью ее развития и получения семейного дохода.
Семья как микроэкономическая система выступает также потребителем инвестиционных ресурсов, потому что в целях увеличения совокупного семейного человеческого капитала в некоторых случаях требуются вложения со стороны. Некоторым семьям (с низкими доходами родителей, с большим количеством детей, с детьми, имеющими проблемы со здоровьем) остро необходимы внешние инвестиции. В данном случае эти группы семей являются потребителями инвестиционных ресурсов на рынке социальных инвестиций.
Источники инвестиций в семейный человеческий капитал можно разделить на собственные (внутренние) и привлеченные (внешние) (рис. 3).
К собственным источникам относятся семейные сбережения и семейный бюджет. Привлеченные источники рассматриваются в двух аспектах: по форме собственности (государственные и частные); по условиям инвестирования (предоставляемые безвозмездно и на условиях займа).
Ели рассматривать собственные источники инвестиций, то необходимо отметить, что большинство российских семей пока еще объективно не располагают возможностями для аккумуляции заметных сбережений на банковских депозитах. Однако в 2006 г. средства населения в банках выросли на 21,2% по сравнению с предыдущим годом и достигли 3415,3 млрд. руб. Постепенный рост доходов создает хорошие предпосылки для увеличения сбережений в среднесрочной перспективе.
По данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ), доля организованных сбережений в структуре использования доходов населения в 2006 г. составила 10,3%. Доля расходов на покупку иностранной валюты по сравнению с аналогичным периодом 2005 года уменьшилась с 7,9 до 7,5%. Доля расходов на потребление снизилась на 0,2 процентных пункта до 71,9% [11].
Опрошенные ВЦИОМ россияне откладывают деньги на непредвиденный случай. Половина хранит их дома, а треть - в банках. Эксперты АСВ проанализировали ситуацию, и нашли ее стабильной, имеющей позитивный характер развития. При этом ряд изменений в 2006 г. стал носить более четко выраженный характер. Это, прежде всего, увеличение числа граждан, пользующихся банковскими услугами (63%), считающих целесообразным накопление средств.
Необходимо отметить, что прирост вкладов населения в 2006 г. был различным по федеральным округам. Наибольшие темпы роста вкладов населения в 2006 г. наблюдались в Дальневосточном (38,5%) и Московском регионах (36,5%). Самые низкие темпы - в Сибирском регионе (19,7%). Темпы прироста вкладов в Приволжском регионе соответствуют средним по регионам (26,6%) [12].
Если анализировать целевую направленность сбережений, то 40% россиян делают сбережения на непредвиденный случай. Значительная часть россиян, имеющих возможность делать сбережения, пока не в полной мере осознают значимость долгосрочных личных накоплений, необходимых для получения медицинских, образовательных услуг. Так, на образование формируют накопления около 10% населения, на отдых и лечение - 19%. Как отмечает А. Евпланов, можно предположить, что в среднесрочной перспективе восстановление инвестиционно-потребительского равновесия в российском обществе будет связано с происходящим изменением системы здравоохранения и образования [12].
Хотелось бы обратить внимание на то, что, начиная с 2003 г., изменились подходы государственной экономической политики в отношении семей. Если ранее эта политика характеризовалась как «экономическая поддержка», «государственная социальная помощь семьям» и категория инвестирования не использовалась в отношении семей, то, начиная с 2005 года, государственной властью активно используются понятия «вложения в человека», «вложения в человеческий капитал». Практически это выразилось в
инициировании и реальном функционировании национальных проектов «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство». Анализируя структуру государственных расходов, направляемых в семейный человеческий капитал (рис. 3), следует констатировать, что только малую их часть можно отнести к инвестициям в семейный человеческий капитал.
К ним, на наш взгляд, можно отнести средства материнского (семейного) капитала и средства, направляемые на осуществление социальной ипотеки. Эти государственные проекты, бесспорно, имеют большую социально-экономическую значимость, однако, в механизм их реализации заложены ограничения для российских семей.
Что касается материнского (семейного) капитала, то, действительно, данный проект является самым крупным и социально значимым для российских семей, имеющих детей, за последние годы. Однако идея, а также и механизм реализации этого проекта, на наш взгляд, имеют ряд существенных ограничений:
- Средства, выделяемые в рамках каждого сертификата (250 тыс. рублей), называются капиталом. Действительно, эти средства в принципе можно назвать капиталом, поскольку предназначены для вложений с целью развития человеческого капитала ребенка и (или) матери и (или) всей семьи, в конечном итоге - для получения дохода. Однако эти средства могут использоваться только через три года после рождения ребенка. Следовательно, в самый ответственный момент развития ребенка, когда закладываются капитал здоровья и капитал образования ребенка, семья не может осуществлять вложения в формирование и развитие человеческого капитала ребенка. Поэтому для семьи в первые три года рождения ребенка материнский капитал практически не является таковым.
- Проект «материнский (семейный) капитал» имеет хотя и важную в современных условиях развития экономики России, однако узко направленную цель - улучшение демографической ситуации. В связи с этим получателями сертификата являются матери (семьи), имеющие второго и последующих детей. Получить его можно только один раз. Как представляется, этот проект наряду с имеющейся целью мог бы иметь более широкую направленность: улучшение качества жизни семей, имеющих иждивенцев (двух и более детей).
- Соответствующим законом предусматривается только три варианта вложений средств материнского капитала. Таким образом, семьи, имеющие детей с серьезными проблемами здоровья, не могут воспользоваться этими средствами, чтобы предотвратить инвалидность своих детей.
Рис. 3. Государственные расходы, направляемые в семейный человеческий капитал
Реализация проекта «Социальная ипотека» является серьезным шагом в расширении сферы государственного инвестирования семейного человеческого капитала. Однако этот проект также имеет ограничения по кругу охвата семей. Социальная ипотека применима исключительно к молодым семьям (с возрастом родителей не более 30 лет). Кроме того, организационно-административный механизм реализации данного проекта пока несовершенен, что снижает эффективность проекта.
Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, необходимо активизировать процесс формирования организационно-экономического механизма инвестирования семейного человеческого капитала.
Как представляется, данный механизм должен быть направлен на более широкие слои населения: многодетные семьи; семьи, воспитывающие сирот; семьи,
воспитывающие детей-инвалидов. Выбор именно этих семей для инвестирования объясняется тем, что именно они составляют группу малообеспеченных семей, которые не могут осуществлять развитие человеческого капитала своих детей, опираясь только на собственные источники. В целях развития семейного человеческого капитала данных групп семей необходимы привлеченные и заемные источники, в первую очередь -государственные источники (средства федерального, региональных и местных бюджетов), а также средства социально ответственного бизнеса.
Организационно-экономический механизм процесса инвестирования семей, на наш взгляд, - это совокупность моделей, средств и методов, трансформирующих цели, задачи, принципы социального инвестирования в конкретные результаты. Основные контуры организационно-экономического механизма инвестирования семейного человеческого капитала представлены на рис. 4.
Субъектами механизма инвестирования семей за счет средств федерального бюджета являются: семьи, главные распорядители средств федерального бюджета (Министерства), Банк РФ, федеральное казначейство, органы управления социальным развитием, здравоохранением, образованием субъектов РФ, коммерческие банки-агенты, социальные службы, предприятия социальной сферы, другие посредники процесса инвестирования.
Федеральные и региональные приоритеты социально-экономического развития
Теория и методология социального инвестирования
Цели и задачи инвестирования семей
Принципы
инвестирования
семей
Разработка моделей инвестирования семей
Определение субъектов, их места и ответственности в процессе инвестирования
г
Нормативно- Информационно- Ресурсное
правовое методическое обеспечение
обеспечение обеспечение инвестирования
инвестирования инвестирования семей
семей семей
Результаты инвестирования
Рис. 4. Основы организационно-экономического механизма инвестирования семейного человеческого капитала
Всем рассматриваемым группам семей инвестиции необходимы с целью потребления ими комплекса социальных услуг. Как представляется, комплекс социальных услуг можно
определить как социальные услуги, включающие их различные виды (образовательные, медицинские, социально-бытовые, психологические, жилищно-коммунальные и другие), необходимые ребенку и другим членам семьи в целях развития человеческого капитала каждого из них и в целом семейного человеческого капитала в конечном итоге для увеличения семейного дохода.
В качестве экономических моделей, составляющих организационно-экономический механизм инвестирования семейного человеческого капитала, можно предложить модель социального субсидирования и социального кредитования из средств федерального бюджета, а также модель формирования регионального фонда «Социальный семейный капитал» с привлечением средств бюджетов субъектов федерации и средств социально ответственных предприятий.
Инвестирование семейного человеческого капитала за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации и средств социально ответственных предприятий, на наш взгляд, может способствовать положительному эффекту:
для государства - за счет:
- снижения иждивенческой нагрузки со стороны данной группы семей (уменьшение различных социальных выплат);
- увеличения налоговых поступлений (вовлечения в трудовую деятельность всех трудоспособных членов семей);
- увеличения национального человеческого капитала в средне- и долгосрочной перспективе;
- уменьшения социальной напряженности в обществе;
- укрепления института семьи;
для соинвесторов - за счет:
- благоприятного отношения в обществе власти к социально ответственному бизнесу;
- увеличения объемов продаж и доходов;
- уменьшения налоговых отчислений (при использовании налогового стимулирования социального инвестирования);
для посредников инвестиционного процесса - за счет:
- расширения клиентской базы (физических лиц);
- получения дополнительных доходов;
- некоторой стабильности в деятельности за счет работы с бюджетными средствами;
для семей - за счет:
- расширения возможности получения необходимых социальных услуг;
- осуществления выбора производителей социальных услуг;
- получения возможности трудовой деятельности для трудоспособных членов
семьи;
- увеличения семейного дохода;
для предприятий социальной сферы:
- реализация платных социальных услуг позволит получить дополнительный доход и расширить (увеличить количество видов) производство и повысить качество услуг.
Таким образом, на наш взгляд, разработка организационно-методических основ для формирования механизма инвестирования семейного человеческого капитала, использующего в качестве источников федеральные, региональные ресурсы, а также средства социально ответственных предприятий, в настоящее время является весьма актуальной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. СПб.: Наука, 1999. 309 с.
2. Becker G.S. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference to education / G.S. Becker. NY, 1964.
3. Сумарокова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал / Е.В. Сумарокова // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 28-34.
4. Управление инновациями: модульная программа для менеджеров. Модуль 7 /
B.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина. М.: Гелиос, 2000. 187 с.
5. Эдвинссон Л. Интеллектуальный капитал: определение истинной стоимости компании / Л. Эдвинссон, М. Мэлоун // Новая постиндустриальная волна на Западе / под ред. В. Иноземцева. М.: Экономика, 1999. С. 434-456.
6. Казакова Н.В. Университеты и экономика, основанная на знаниях / Н.В. Казакова. Саратов: СГТУ, 2002. 175 с.
7. Schulz T. Investment in Human Capital / T. Schulz. NY., 1971.
8. Mincer J.The Production of Human Capital and The Lifecycle of Earnings: Variations on a Theme / J. Mincer // Working Paper of the NBER. № 4838 (aug. 1994).
9. Mulligan C.B. Measuring Aggregate Human Capital / C.B. Mulligan, X. Sala-I-Martin // Working Paper of the NBER. № 5016 (feb.1995).
10. Нестеров Л. Национальное богатство и человеческий капитал / Л. Нестеров, Г. Аширова // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 103-110.
11. Евпланов А. Вклады обгоняют инфляцию / А. Евпланов // Российская бизнес-газета. 2007. № 1 (587). 16 января. С. 7.
12. Евпланов А. Крупный, опытный, государственный. Идеальный банк глазами типичного вкладчика / А. Евпланов // Российская бизнес-газета. 2007. № 2 (588). 23 января.
C. 7.
Пчелинцева Ирина Николаевна -
кандидат экономических наук,
докторант кафедры «Экономика и управление в машиностроении»
Саратовского государственного технического университета Статья поступила в редакцию 11.09.07, принята к опубликованию 13.11.07