УДК 364.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Петрова Екатерина Васильевна, аспирант, katerina.126@mail.ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Since the beginning of the 90-ies of the last century a new, but at once has received the recognition, phenomenon of social partnership has been developing in the Russian public life. The article considers various theoretical approaches to the study of social partnership. It carries out systematization of the modern interpretations of this phenomenon.
С начала 90-х годов прошлого века в российской общественной жизни стало развиваться новое, но сразу получившее признание, явление - социальное партнерство. В статье рассматриваются различные теоретические подходы к изучению социального партнерства. Приводится систематизация современных интерпретаций этого феномена.
Keywords: institutional, conflictological, technological interpretations of social partnership Ключевые слова: институциональные, конфликтологические, технологические
трактовки социального партнерства
Большое внимание сейчас уделяется проблематике социального партнерства. Теоретические основы анализа явления социального партнерства в различных ракурсах отражены в научных трудах зарубежных и отечественных авторов, но пока единого подхода к определению понятия социального партнерства нет, оно неоднозначно трактуется различными авторами.
Так, В.А. Михеев в работе «Политика социального партнерства», рассматривая социальное партнерство в широком смысле, дает следующее определение: «Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития» [5, с. 3]. В названной работе В.А. Михеев рассматривает социальное партнерство преимущественно в трудовой сфере.
Примерно так же рассматривает указанное явление и А.Л. Кулаков: «Социальное партнерство — это особая система отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социальнотрудовых конфликтов» [3].
По мнению В.К. Потемкина и Д.Н. Казакова, социальное партнерство нужно рассматривать «как одну из форм взаимодействия государства в целом, его полномочных представителей на разных уровнях социальной организации с работодателями (предпринимателями), различными группами наемных работников и общественными организациями, выражающими их интересы» [7, с. 16].
Для М.Л Бадхена социальное партнерство «это форма организации социального взаимодействия между людьми, группами людей, социальными общностями и организациями (в том числе государственной власти и управлениями), основанная на совпадении общих интересов (глобальных - интересов существования и развития человеческого общества в условиях ограниченности природных ресурсов), уважении частных интересов, и характеризующаяся совместной конструктивной и эффективной деятельности для удовлетворения всех этих интересов» [1, с. 95].
По мнению К. Г. Кязимова, социальное партнерство в узком смысле слова это «способ согласования интересов работников и работодателей в целях достижения социального мира с участием государственных структур, представляющих интересы общества».
Социальное партнерство для И.И. Бородина это «специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу рыночной экономики» и как «метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов» [9, с. 228-229].
Рассматривая различные исследовательские работы различных авторов, которые раскрывают сущность социального партнерства, можно выделить следующие теоретические подходы к анализу понятия социального партнерства:
1) институциональный;
2) конфликтологический;
3) технологический.
Целесообразно изучить социальное партнерство с точки зрения конфликтологии, т.к. в сегодняшнее время большое внимание уделяется развитию разработки традиций социального партнерства связанных с исследованием конфликтов. Одна из основных причин конфликта - это противоположность потребностей и интересов людей. В рамках исследования конфликтологического подхода социальное партнерство рассматривается как «метод разрешения конфликтных ситуаций в различных сферах общественной жизни»
стр. 101 из 326
и «как способ разрешения социальных проблем связанной с классовой дифференциацией» [10, 11].
Так, для Б.В. Корнейчука социальное партнерство выступает «в качестве альтернативы силовых методов решения трудовых конфликтов и является цивилизованным методом их решения в рамках социального мира» [2].
С точки зрения институционального подхода социальное партнерство, по мнению В.В. Ситникова, это «институционально закрепленные социальные взаимодействия, основанные на добровольном принятии социальными партнерами обязательств на основе взаимного согласования требований» [8, с. 21].
М.О. Тохчуков рассматривает социальное партнерство как «институциональный механизм, включающий совокупность организационно-экономических и правовых норм» [11].
В.А. Михеев рассматривает социальное партнерство как «фактор формирования институтов гражданского общества» [6, с. 15]. С.И. Кубицкий рассматривает это явление аналогичным образом, «как общественный институт, выполняющий функцию смягчения противоречий» [2, с. 15].
Социальные технологии изучаются в рамках разнообразных теоретико-практических исследований.
С точки зрения технологического подхода социальное партнерство В.В. Ситникова рассматривает как «технология, направленная на защиту интересов человека, реализацию его основных потребностей и мотивирующая его в конкретной ситуации» как некое социальное поле для взаимодействия индивидуальных партнеров с государством [8, с. 23].
Таким образом, в научной литературе социальное партнерство рассматривается с точки зрения различных подходов: одни понимают это явление как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, другие - как механизм взаимоотношения между государством, представителями работников и работодателями, а также как особый тип отношений - социально-трудовых, характерной для рыночной экономике. Одна из целей социального партнерства - содействовать разрешению возникающих экономических и социальных проблем, а также укреплению демократии и достижению согласия между участниками партнерства.
Литература
1. Бадхен М.Л., Черкасская Г.В. Социальное партнерство: концепция и реализация: Монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. С. 95.
стр. 102 из 326
2. Корнейчук Б.В. Экономика труда: Учебное пособие / Б.В. Корнейчук. М.: Гардарики,
2007. 286 с. : ил.
3. Кубицкий С.И. Перспективы развития социального партнерства субъектов рынков образования и в России: Монография / С.И. Кубицкий. М.: ИД «АТИСО», 2008. С. 15.
4. Кулаков А.Л. Развитие системы социального партнерства в экономике рыночной ориентации: Дис...к-та экон. наук. М., 2002.
5. Кязимов Социальное партнерство: Учебное пособие / К.Г. Кязимов. М.: Гардарики,
2008. С. 22.
6. Михеев В.А., Политика социального партнерства. М., 1999., С.З.
7. Михеев В.А. Основы социального партнерства; теория и политика: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2001.
8. Потемкин В.К., Казаков Д.Н. Социальное партнерство: формирование, оценка, регулирование. СПб.: РАЕН, 2002. С. 16.
9. Ситникова В.В. Социальное партнерство в Амурской области. Монография. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2009. С. 21.
10. Социальное партнерство: Словарь-справочник. / Акад. Труда и соц. отношений;
[Бородин И.И.]. 2 изд., испр. и доп. М.:. Акад. Труда и соц. отношений (АТиСО), 2002.
С.228-229
11. Социальное партнерство. Монография. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2006.
12. Тохчуков М.О. Развитие социального партнерства в экономике социальной России. Автореф. дис... к-та экон. наук. Саратов, 2007.