Научная статья на тему 'Особенности социального партнерства и его роль в сфере труда'

Особенности социального партнерства и его роль в сфере труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3465
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социального партнерства и его роль в сфере труда»

предприятия. Определение права аудиторской организации на проведение обязательного аудита осуществляется путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Особенностью конкурентной процедуры по закупке аудиторских услуг является возможность освобождения от обязанности вводить требование об обеспечении исполнения договора, а также, если объем выручки организации не превышает один миллиард рублей, организатор конкурса обязан обеспечить участие в нем малых и средних аудиторских организаций.

Аудиторская деятельность получает все большее распространение и в части нормативного регулирования занимает особое положение, включая как сферу коммерческой, так и государственной (муниципальной) деятельности организаций.

Т. В. Талалаева

Особенности социального партнерства и его роль в сфере труда

В наше время активно реформируется российская экономика, особую актуальность приобретает развитие социального партнерства. Социальное партнерство раздвинула свои рамки и теперь не ограничивается только экономическими целями, такими как получения прибыли. Сегодня работодатель берет на себя социальную ответственность перед своими работниками и обществом и способствует достижению равновесия между экономическими и социальными интересами. Эта концепция соответствует идеологии социально ориентированной модели рыночной экономики.

В научный трудах как зарубежных, так и отечественных авторов, большое внимание уделяется проблематике социального партнерства. На сегодняшний день мы не имеем пока единого подхода к определению понятия социального партнерства, оно неоднозначно.

Так, В.А. Михеев в работе «Политика социального партнерства», рассматривая социальное партнерство в широком смысле, дает следующее определение: «Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического разви-

280

тия». В названной работе В.А. Михеев рассматривает социальное партнерство преимущественно в трудовой сфере.

Примерно также рассматривает указанное явление и А.Л. Кулаков: «Социальное партнерство - это особая система отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов».

По мнению В.К. Потемкина и Д.Н. Казакова, социальное партнерство нужно рассматривать «как одну из форм взаимодействия государства в целом, его полномочных представителей на разных уровнях социальной организации с работодателями (предпринимателями), различными группами наемных работников и общественными организациями, выражающими их интересы».

По мнению В.К. Потемкина и Д.Н. Казакова, социальное партнерство нужно рассматривать «как одну из форм взаимодействия государства в целом, его полномочных представителей на разных уровнях социальной организации с работодателями (предпринимателями), различными группами наемных работников и общественными организациями, выражающими их интересы».

М.О. Тохчуков рассматривает социальное партнерство как «институциональный механизм, включающий совокупность организационно-экономических и правовых норм».

Для М.Л. Бадхена социальное партнерство «это форма организации социального взаимодействия между людьми, группами людей, социальными общностями и организациями (в том числе государственной власти и управлениями), основанная на совпадении общих интересов (глобальных - интересов существования и развития человеческого общества в условиях ограниченности природных ресурсов), уважении частных интересов и характеризующаяся совместной конструктивной и эффективной деятельностью для удовлетворения всех этих интересов».

Социальное партнерство для И.И. Бородина это «специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу рыночной экономики», и как «метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов».

Таким образом, в научной литературе социальное партнерство рассматривается с точки зрения различных подходов: одни понимают это явление как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, другие - как механизм взаимоотношения между государством, представителями работников и работодателями, а также как особый тип отношений -социально-трудовой, характерный для рыночной экономики. Одна из целей социального партнерства - содействовать разрешению

281

возникающих экономических и социальных проблем, а также укреплению демократии и достижению согласия между участниками партнерства.

В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартист-ском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Практическая реализация принципов социального партнерства - трудная задача. Она предполагает учет не только своих интересов, но в равной степени интересов партнеров. А это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды: сглаживается поляризация

общества, повышается экономическая активность всех участников созидательного процесса, растет устойчивость как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного развития.

Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система взаимоотношений сторон социального партнерства реализуется в различных формах с помощью различных органов и включает следующие уровни: федеральный; межрегиональный, ре-

282

гиональный; отраслевой и межотраслевой; территориальный -устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда; локальный уровень (уровень конкретного работодателя), на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Выделяют четыре формы социального партнерства:

— коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;

— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

— участие работников, их представителей в управлении организацией;

— участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

В настоящее время не оспаривается тот факт, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения стабильности гражданского общества.

И. В. Туинов

Оптимизация технологических и планировочных решений при реконструкции животноводческих предприятий с использованием критериев оптимизации

Принципиальным решением проблемы поддержки уровня конкурентоспособности животноводческих предприятий является обновление технологических и планировочных решений и освоение новых технологий. Отдельно взятое предприятие может иметь несколько вариантов технологий и путей производства, отличающихся по стоимости, длительности процесса изготовления. Вопрос выбора наилучшей технологии - вопрос успешного функционирования предприятия.

283

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.