СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ
Н.В. КУЧКОВСКАЯ, кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономическая теория и управление» Волжский гуманитарный институт Волгоградского государственного университета
В статье показано, что эффективное решение проблемы социального партнерства власти и бизнеса в России сегодня является одним из национальных приоритетов. Эта проблема актуальна и в научном плане, и привлекает внимание ученых, представляющих разные области знания, что приводит к разным трактовкам природы и сущности концепции социального партнерства. Поэтому в статье проведена четкая научная систематизация понятийного аппарата социального партнерства, основанного на трехуровневой модели сотрудничества власти, бизнеса и общества. Классификация определений проведена по признакам экономического и организационно-правового содержания трудовых отношений; институциональной и социально-политической сущности социального партнерства.
Ключевые слова: социальное партнерство, национальный приоритет, экономический интерес, трудовые отношения, социальная ответственность, социальный капитал, социальные инвестиции, бизнес, власть, общество.
Характерной чертой развития экономики ряда стран мира становится рост социальной ориентированности бизнеса. Конкурентоспособность компаний, регионов и стран определяется приоритетной ролью факторов, лежащих на стороне качества. При этом достижение ценового преимущества все более осложняется. Интенсивность внедрения технологических и организационно-экономических нововведений зависит от накопленного и постоянно увеличиваемого человеческого, интеллектуального капитала. Придание особой значимости социальному капиталу, то есть качественному росту рабочей силы и мотивации работников, вносит свои коррективы в процесс социализации бизнеса.
Сдвиги в сторону постепенной реализации социальных функций в предпринимательской среде обусловлены рядом причин. Во-первых, средства государственного бюджета недостаточны для поддержания растущего уровня социальных гарантий, становится объективно необходимым более активное участие бизнеса в социальном инвестировании. Во-вторых, пассивность бизнеса в решении социальных проблем сопровождается увеличением масштабов финансируемых государством средств, источниками которых преимущественно выступают уплачиваемые предпринимательством налоги. В-третьих, в современных условиях усиливается влияние крупных бизнес-структур на экономическое развитие государств. Поэтому они становятся их полноценными партнерами при формировании внутренней социально-экономической политики.
Описанные тенденции характерны для российской социально-экономической действительности. Поэтому эффективное решение проблемы социального партнерства власти и бизнеса сегодня является одним из национальных приоритетов. Эта проблема актуальна и в научном плане, и привлекает внимание исследователей, представляющих разные области знания, что, очевидно, приводит к разным трактовкам природы и сущности концепции социального партнерства.
Предлагаемые в отечественных публикациях научные подходы к определению сущности социального партнерства основаны на его трехуровневой модели (табл. 1). В соответствии с приведенной моделью правомерно выделить трактовки, основанные на экономической и организационно-правовой
Таблица 1
Трехуровневая модель процесса социального партнерства
Уровни социального партнерства Позиции потенциальных партнеров
Общество (работники, население) Компания Государство
1-й (базовый) уровень Добросовестное выполнение производственно-трудовых функций, гражданского долга Регулярная выплата заработной платы; соблюдение норм трудового законодательства; своевременная и полная уплата положенных налогов; обеспечение стандартов качества продукции Законодательное регулирование хозяйственной деятельности; законодательное регулирование трудовых отношений
2-й уровень Подготовка, переподготовка и повышение квалификации; обогащение содержания труда; проявление и реализация творческих инициатив; инновационная активность Инвестирование в человеческий капитал; высокоэффективная организация охраны труда и здоровья работников; осуществление социальных инвестиций, направленных на улучшение пенсионного и жилищного обеспечения; реализация программ, предназначенныхдля членов семей работников компании Законодательное регулирование охраны труда и здоровья работников компании; участие в софи-нансировании программ социальных инвестиций
3-й уровень Преимущественное пользование населением услугами и продукцией социально ответственной компании, расположенной на данной территории; пропаганда и рекламирование компании Социальные инвестиции в население территории базирования компании, в отдельные его категории (вложения в транспортную инфраструктуру, освещение улиц, благоустройство территории) Формирование цивилизованных партнерских отношений с компанией (преимущественно крупной) на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
характеристике трудовых отношении; институциональном и социально-политическом подходах.
Теоретическое оформление идеи партнерства начиналось в рамках «социальной теории распределения», которая активно и подробно разрабатывалась в трудах классиков экономической теории. Они обосновывали необходимость непосредственного участия государства в регулировании социально-классовых отношений в сфере распределения и, тем самим, вывели рассмотрение этой проблемы от узкоэкономического до социально значимого уровня [1].
Концепция социального партнерства изначально рассматривается в трудовых отношениях. Ряд авторов определяет социальное партнерство как форму сотрудничества в социально-трудовых отношениях. В. И. Орехов, К. В. Балдини Н. П. Гапоненко социальное партнерство представляют с позиции согласования интересов работодателя и работников на основе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Они указывают на объективно существующую взаимозависимость и взаимодействие участников хозяйственной деятельности (работодателей, работников и государства, их представителей) в процессе труда с целью достижения общих целей на основе компромисса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества в рамкахдоговоров и соглашений [2, с. 526].
В отдельных публикациях социальное партнерство рассматривается как отношение между
социальными группами, классами, имеющими не только общие корпоративные интересы, но и различные, существенно отличающиеся социально-экономические интересы, которые и определяют в итоге саму сущность социально-трудовых отношений между этими социальными группами. Отсюда следует, что социальное партнерство — это обоюдовыгодное взаимодействие между этими социальными слоями, взаимодействие, в котором объективно заинтересована каждая из сторон. Являясь особым типом регуляции социально-трудовых отношений на рынке труда, социальное партнерство имеет цель достижения социального консенсуса на основе исторически обусловленного компромисса экономических интересов наемных работников и работодателей. Можно сказать, что в реальной действительности социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре класса или личности и является цивилизованным методом решения социальных конфлик-товнаразличныхуровнях [3, с. 189-191].
Многоступенчатая система социального партнерства обеспечивает сочетание макро- и микроэкономических уровней сотрудничества. При этом целесообразно принимать во внимание все уровни партнерства: все, что может быть решено внизу, не выносится наверх, но все, что принято наверху в соответствии с делегированными снизу правами, учитывается в низовых звеньях. В то же время соглашения,
- 9
заключаемые на уровнях предприятии, отраслей, регионов, в свою очередь, учитываются при заключении генеральныхсоглашений [4, с. 191-192].
Социальное партнерство, по самой своей сути связанное с договором, соглашением между партнерами, взаимными партнерскими уступками, противоречит социальному соглашательству, то есть постоянным, принципиальным уступкам одного класса другому, попранию интересов одного класса за счет превалирования интересов другого [5].
М.А. Винокурова и Н. А. Горелова определяют социальное партнерство как принципиальную характеристику системы трудовых отношений, которая заключается в их неконфронтационном взаимодействии на основе уважения законных прав и экономических интересов сторон и включает механизм разрешения противоречий между сторонами трудовых отношений. В основе социального партнерства лежит право на развитие личности, запрет на дискриминацию, право создания различных объединений, гарантий частной собственности. Это предполагает наличие законодательной базы, формирование инфраструктуры переговорного процесса [6, с. 635]. Авторы справедливо отводят важную роль экономическим интересам сторон, однако вопрос о том, каким должен быть механизм их согласования, остается открытым.
В российской научной литературе социальное партнерство предлагается как форма социально-трудовых отношений, представляющая такой тип и систему отношений между работодателями и работниками, при которых в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовыхинтересов [7, с. 245].
С учетом субъектного состава и взаимодействия участников социальное партнерство трактуется в виде системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, обеспечивающей согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений [8, с. 252].
В литературе, посвященной экономике труда, социальное партнерство предстает способом обеспечения оптимального баланса основных интересов различных социальных групп, в первую очередь — наемных работников и работодателей. Эти интересы не совпадают в своей основе, поскольку у каждого из их носителей свое назначение и вполне определенная общественная роль, без выполнения которой современное общество, основанное на рыночных принципах, существовать не может [9, с. 599].
10 -
К главным элементам процесса социального партнерства в рыночной экономике целесообразно отнести:
1) согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне механизма распределения доходов и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости, мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;
2) переговорный характер процесса урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;
3) наличие механизмов и институтов, служащих согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях;
4) участие наемных работников в управлении предприятиями;
5) снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством применения формальных методов сторонами [10, с. 705-706]. Содержание процесса социального партнерства
предполагает налаживание переговорным путем отношений между его субъектами. В частности, в [11, с. 195], к ним относят работников многообразных профессиональных и социальных групп, слоев, работодателей, предпринимателей и государство. При этом основополагающим моментом этого процесса справедливо считается согласование их интересов на основе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений [12, с. 420]. Концепция социального партнерства в России стала актуальной после перехода хозяйства на рыночную основу и отделения бизнеса от государства. В настоящее время уже многое сделано для того, чтобы механизмы социального партнерства начали работать. Так, например, раздел II Трудового кодекса РФ посвящен социальному партнерству в сфере труда.
Принимая во внимание позиции исследователей, основанные на концептуальной трактовке социального партнерства в социально-трудовом аспекте, последнее, по мнению автора статьи, представляет собой систему цивилизованных отношений, обеспечивающую согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
В ряде работ определение содержания социального партнерства осуществляется с позиции инсти-
туционального подхода. Действительно, его следует понимать как особый социальный институт, на основе которого реализуется определенный тип социальных отношений, направленных на развитие консенсуса и положительного результата в процессе взаимодействия социальных субъектов — партнеров этого взаимодействия. В самом общем смысле термин социальное партнерство характеризует весь спектр социальных взаимодействий между социальными субъектами, цель которых — достижение согласия и взаимный отказ от противоборства и конфронтации. Это — отношения постоянного согласования повседневной практической деятельности, имеющие своей основной целью решение общих задач. В узком смысле речь может идти об особом типе отношений в сфере занятости населения, которые строятся на основе соглашений между представителями работников и работодателей при участии государства [13, с. 459-460].
Часть ученых социальное партнерство включает в состав элементов социальной ответственности
компании. Так, например, по мнению Д. А. Стурова, социальное партнерство власти и бизнес-структур направлено на улучшение качества жизни населения и решение актуальных социальных проблем только тогда, когда оно представляет собой сотрудничество в контексте модели социально ответственного бизнеса [14, с. 141-143]. В другом источнике утверждается, что через социальное партнерство осуществляется социальная ответственность бизнеса [5, с. 3-33]. Аналогичная точка зрения содержится в работе [15, с. 58], согласно которой социальное партнерство и власть являются обязательными условиями социальной ответственности компаний. Поскольку сегодня бизнес заинтересован в динамичном развитии, правомерно считать, что его взаимоотношения с государством переходят от «социальной ответственности» к «социальному партнерству» [16].
Обобщенное представление определений сущности социального партнерства в рамках рассмотренных подходов содержится в табл. 2. Как
Таблица 2
Подходы к определению сущности социального партнерства в российской научно-экономической литературе
Научные подходы Определение
С позиции трудовых отношений Система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; особый тип социально-трудовых отношений, присущих рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов; особая система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при регулирующей роли государства, направленная на согласование экономических интересов и урегулирование социально-трудовых конфликтов, эффективно действующая в условиях относительного равновесия сил между трудом и капиталом; социальное партнерство связано с договором, соглашением между партнерами, взаимными партнерскими уступками, противоречит социальному соглашательству, то есть постоянным, принципиальным уступкам одного клсса другому, попранию интересов одного класса за счет превалирования интересов другого; принципиальная характеристика системы трудовых отношений, заключающаяся в их неконфронта-ционном взаимодействии на основе уважения законных прав и экономических интересов сторон и включающая механизм разрешения противоречий между сторонами трудовых отношений. В основе социального партнерства лежит право на развитие личности, запрет на дискриминацию, право создания различных объединений, гарантий частной собственности. Предполагает наличие законодательной базы, формирование инфраструктуры переговорного процесса
С позиции институционального подхода и политического содержания Система институтов, механизмов, процедур достижения и поддержания баланса социальных интересов сторон социально-трудовых отношений; социальный институт общества, обеспечивающий баланс социальных интересов, разрешение и предотвращение конфликтов; общественно-политический институтдемократического общества, включающий в себя совокупность органов, организаций и объединений государственного и общественного характера; процесс взаимодействия социальных общностей, чьи коренные социально-экономические интересы различны, а иногда и противоположны, однако достижение этих интересов невозможно без определенного согласования позиций сторон; отношение между основными социальными группами общества в осуществлении социального порядка, построенного на возможности и необходимости учета и реализации интересов сторон на основе согласия и взаимопонимания; конструктивное взаимодействие представителей всехтрехсекторов общества (государственного, коммерческого и некоммерческого) при решении социально-экономических проблем, осуществляемое в рамках действующего законодательства и направленное на проведение рациональной социальной политики
видно, социальное партнерство представляет собой сотрудничество, форму ограниченного взаимодействия различных субъектов социальных отношений. Поэтому для нормального функционирования экономики необходимо эффективное взаимодействие власти и бизнеса, что может происходить в русле партнерских отношений при решении существующих социальных проблем.
Основой социального партнерства власти и бизнеса выступает выработка общих целей на основе целей частных, индивидуальных. При этом участники взаимодействия должны быть равноправными.
Для вступления в партнерские отношения заинтересованному в них субъекту необходимо убедить другого в том, что предлагаемое взаимодействие позволит решить их обоюдные проблемы и, более того, что без такого взаимодействия эти проблемы либо вообще не могут быть решены, либо разрешаются с большими затратами ресурсов (финансовых, материальных, временных и других), т. е. менее эффективно.
Основная цель социального партнерства состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей. При этом партнерство между властью и бизнесом предполагает совместное решение социальных проблем путем налаживания конструктивного сотрудничества между государственными и бизнес-структурами. Предметом социального партнерства являются основные направления социально-экономической политики, система социальных гарантий и защиты интересов социальных субъектов.
Основными задачами достижения цели соци-альногопартнерстваявляются [17,с. 129]:
• стимулирование развития местных сообществ на основе государственного заказа, социально-ответственной реструктуризации, конкурсного механизма реализации социальных проектов и т.д.;
• использование различных рычагов мотивации в системе социального партнерства (рейтинги социальной ответственности, конкурсы предприятий, индексы социальной ответственности, законодательное регулирование, стандарты и нормы, субсидии, налоговые и неналоговые льготы и др.);
• контроль за выполнением обязательств при ответственности сторон и мониторинг эффективности партнерства (критериальный подход к эффективности, различные технологии
12 -
оценки проектов и программ, социальная отчетность, социальный аудит, индексы социальных инвестиций, ответственность за нецелевое использование средств по предоставленным грантам, государственному заказу и др.). Организация процесса социального партнерства основана на объективных требованиях, принципахегореализации [18; 19]:
1) демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;
2) гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политической сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномоч-ность их представителей;
3) социальный диалог, сотрудничество, взаимодействие, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;
4) толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.
Участвовать в социальном партнерстве и брать на себя какую-то социальную ответственность можно только добровольно. Если представители предприятий сами делают больше того, что положено, это говорит об их высоком уровне развития, поэтому подключаются к этому процессу только те бизнес-структуры, которые достигли такого уровня и готовы примерить на себя стандарты социального партнерства.
Выбор нового направления развития социальной политики возможен лишь на основе равноправных партнерских отношений между государством и бизнесом. При этом необходимо четкое определение границ социальной ответственности и сфер деятельности всех субъектов партнерских отношений [20], что, в свою очередь, предполагает соблюдение условий реализации социального партнерства [21, с. 5-6]:
• осуществление постоянной взаимосвязи и социального диалога власти с бизнесом как с равноправным партнером;
• обеспечение участия бизнеса в решении актуальных социальных проблем;
• распространение принципов социальной ответственности бизнеса как фактора устойчивого экономического развития предприятия и создания положительной деловой репутации;
• защита, поддержка и поощрение социально ответственных компаний, способствующих более широкому участию бизнеса в реализации
социальных программ и созданию качественно новых отношений между деловым сообществом и властью;
• наличие государственных гарантий и государственного механизма поддержки деятельности бизнеса, включение его потенциала в совместную с государством конструктивную деятельность.
Вступая в договорные отношения с властями, корпорации становятся активными участниками процесса формирования социально-экономической политики. Если стороны нарушат условия договора, то данное взаимодействие не принесет желаемого результата.
Сегодня становится актуальным формирование института социального партнерства между властью и бизнесом, основанного на взаимовыгодном сотрудничестве и взаимной ответственности и четком выделении их обязательств [22, с. 138]. К основным обязательствам власти целесообразно отнести:
• оказание помощи в ведении бизнеса, представление интересов бизнеса в федеральных и региональных органах власти;
• содействие предоставлению работникам предприятий услуг учреждений здравоохранения, культуры, спорта ит.д.;
• улучшение качества жизни работников;
• содействие в предоставлении льготных кредитов предпринимателям;
• создание благоприятных условий для ведения бизнеса;
• учет мнения предпринимателей при разработке и реализации стратегии развития;
• подготовка кадров;
• отчет о целевом расходовании поступивших средств.
В состав обязательств бизнеса следует включить:
1) спонсорскую помощь;
2) участие в социальных проектах;
3) инвестирование в строительство жилья, объектов соцкультбыта, дорог ит. д.;
4) обеспечение выплаты и увеличения заработной платы работников;
5) расширение и модернизация производства. При построении партнерства каждая сторона
исходит из своих интересов. Оно не будет устойчивым, если интересы одной из сторон ущемляются. Поэтому построение модели социального партнерства предполагает проведение анализа интересов всех сторон с учетом того, что сотрудничество является нормой бизнеса, в основе которой лежат весьмамеркантильные мотивы [23, с. 6]:
• компания желает выглядеть презентабельно в бизнес-сообществе, поскольку хорошая репутация — это кредиты, инвестиции ит.д.;
• стимулируя работников через решение их социальных проблем, компания укрепляет в них корпоративный дух, преданность, активизирует творческий и трудовой потенциалы и, в конечном счете, увеличивает свои прибыли;
• чтобы получать прибыли, компания также не должна встречать препятствий этому и со стороны групп общественности. Например, жителей местности, где расположены ее производства. Поэтому она проявляет заботу о благополучии людей, во всяком случае, о том, чтобы ее деятельность таковому не угрожала, или же старается с избытком компенсировать возможные негативные ее последствия. Сотрудничество власти и бизнеса носитдого-
ворный характер и может проявляться в следующих формах соучастия бизнеса в решении социальных вопросов:
1) бизнес предоставляет денежные средства государству, которое, в свою очередь, отчитывается по своим расходам, т. е. бизнес в данном случае является спонсором социальных программ и контролирует целевое использование направляемых средств;
2) государство делегирует часть своей ответственности перед социумом бизнесу (аутсорсинг);
3) бизнес и власть реализуют социальную функцию посредством долевого участия, что предполагает совместное финансирование социальных программ и проектов. Социальное партнерство власти и бизнеса
актуально также и на региональном уровне. Во многих субъектах Федерации вслед за федеральным приняты региональные законы о социальном партнерстве, которые служат базой для применения механизмов социального партнерства, но для того чтобы оно в достаточной степени себя реализовало, требуется активное взаимодействие власти и бизнеса. Дело в том, что сотрудничество бизнеса с государственными и муниципальными органами власти определяет его участие в реализации федеральных, региональных и городских (сельских) социально-экономических программ. При этом социальная ответственность бизнеса должна подкрепляться ответственностью государства — предсказуемой политической обстановкой, либеральной налоговой политикой, стабильностью экономики, решением вопроса о земле и имуществе, поддержкой малого предпринимательства и ответственностью местных властей — предоставлением льгот по налогам, кре-
- 13
диту и аренде, решением других проблем предпри-нимательскойдеятельности [25, с. 245-246].
Вместе с тем, характерными особенностями российской региональной модели социального партнерства являются несовершенство правовой базы; неразвитость слоя собственников-предпринимателей как субъектов социального партнерства; отсутствие или неразвитость на различных уровнях регулирования социально-трудовых отношений; социальная незащищенность основной массы населения; социальное расслоение общества; неразвитость среднего класса и гражданского общества; высокая степень патерналистских настроений и тенденций; решающая роль региональных особенностей в практике становления и развития социального партнерства.
Таким образом, формирование эффективного механизма социального партнерства в России служит интересам всей страны, способствует увеличению интеллектуального капитала, достижению высокого уровня социально-экономического развития и поэтому правомерно отнести социальное партнерство к одному из национальных приоритетов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология экономической классики. — Т. 2. — М.: Эконов-ключ, 1993.
2. Орехов В. И., Балдин К. В., Гапоненко Н. П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Смольков В. Г. Становление и проблемы социального партнерства в России // Социально-гуманитарные знания. - 2005. № 5. С. 185-196.
4. Сущность, проблемы, факторы становления // Труд и социальные отношения. Спецвыпуск. — М., 2001.
5. Киселев В. Взаимоотношения крупного капитала и государственной власти (зарубежный опыт) // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1. С. 3-33.
6. Экономика труда /Под. ред. Винокурова М.А., Горелова Н. А. - СПб.: Питер, 2004.
7. Яковенко Е. Г., Христолюбова Н. Е., Мостова В. Д. Экономика труда: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
8. Корнейчук Б. В. Экономика труда: Учеб. пособие / Б. В. Корнейчук. — М.: Гардарики, 2007.
9. Современная экономика труда: Монография / Руководитель авторского кол-ва и научн. ред. В. В. Куликов, Институт труда Минтруда России (НИИ труда). — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.
10. Белоусова Л. А. Альтернативные элементы реализации национальных систем социального партнерства в условиях глобализации экономики // Экономическая теория в XXI веке в 2-х т. Т 2. / Под ред. Ю. М. Осипова, В. В. Чекмарева, Е. С. Зотовой. - М.: Экономика, 2004, № 2 (9).
11. Михеев В. А., Михеев А. В. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития //Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. С. 195-205.
12. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2003.
13. Теория управления: социально-технологический подход. Энцикл. словарь / под ред. Иванова В. Н., Патрушева В. И.; Акад. наук социал. технологий и местного самоуправления. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Муниципальный мир, 2004.
14. Стуров Д. А. Бизнес, власть и общество: как им обустроить социальное партнерство //Управление персоналом. 2005. № 5. С. 141-143.
15. Василенко Е. Социальная ответственность бизнеса: мировой опыт и российские реалии // Власть. 2006. № 1. С. 54-59.
16. Шохин А. Власть и бизнес переходят к социальному партнерству // www.hse.ru / pressa2002 / default. php?show=103018.
17. Садков В., Кузнецова О. О модели социального партнерства в регионах России // Общество и экономика. 2007. № 4. С. 125-135.
18. Трудовой кодекс РФ. — СПб.: Издательский дом Герда, 2005.
19. Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика. — М.: Экзамен, 2001.
20. Кучковская Н. В. Региональные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России //Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1 (94). С. 15-20.
21. Карелова Г. Н. От сотрудничества к социальному партнерству // Социальное партнерство государственных органов и неправительственных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. — М., 2000. С. 5—6.
22. Колесников А. И., Антонов Г. Д. Управление развитием социально-производственного комплекса города // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2006. № 3. С. 132—145.
23. Калашников С. Государство и общество — им есть о чем подумать вслух //Советник. 2004. № 10. С. 6-9.
24. Местное самоуправление и предпринимательство: социальное партнерство и развитие территорий // www.aergroup.ru/.
25. Белова В.Л., Гарсиа А. Л. О социальной ответственности бизнеса // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 5. С. 241-253.