Научная статья на тему 'История правового регулирования социально-партнёрских отношений'

История правового регулирования социально-партнёрских отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
556
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРУДОВОЙ КОДЕКС / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIAL PARTNERSHIP / REGULATION / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / NON-PROFIT ORGANIZATION / LABOR LAW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федукова А. М.

Статья посвящена проблемам развития социального партнерства в России как средства для развития и углубления демократии в стране и достижения социального согласия в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE LEGAL REGULATION OF SOCIAL PARTNERSHIP

The article investigates the development of social partnership in Russia as a means for the development and deepening of democracy in the country and the social cohesion in society.

Текст научной работы на тему «История правового регулирования социально-партнёрских отношений»

Уголовный кодекс удачно структурно выдержан и, вряд ли, нужно рушить то, что устоялось и хорошо работает.

Кроме того, вряд ли стоит размещать контрабанду в разных главах.

Таможенные преступления, в том числе - контрабанда, на сегодняшний день - состоявшееся явление. Это обусловлено а) самостоятельной сферой деятельности таможенных органов; б) высокой распространенностью посягательств на эту сферу экономической деятельности в)недостаточностью охраны сферы таможенной деятельности другими отраслями права; г) способностью имеющихся уголовно-правовых норм и средств обеспечить защиту экономических отношений в сфере таможенного дела.

Отделение других видов контрабанды от экономической кон-

трабанды разрушит устоявшуюся систему мер борьбы с контрабандой, потребует дополнительных усилий для организации борьбы с другими видами контрабанда (отделившимися) и вряд ли сможет быть эффективным.

Вместе с тем на сегодняшний день Россия ни экономически, ни психологически не готова к декриминализации контрабанды. В России сохраняется особое отношение к государственной границе, а под его влиянием - и к границе таможенной. Противоправное пересечение границы считается опасным. По сущности и содержанию контрабанда представляет собой дерзкое и опасное уклонение от государственного контроля. Экономический характер этого контроля и объясняет понимание контрабанды в качестве преступления в сфере экономики.

ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЁРСКИХ

ОТНОШЕНИЙ

Федукова А.М., к.и.н., доцент, Открытый юридический институт, Владивосток

Статья посвящена проблемам развития социального партнерства в России как средства для развития и углубления демократии в стране и достижения социального согласия в обществе.

Ключевые слова: социальное партнерство, правовое регулирование, трудовой кодекс, социально-трудовые отношения, некоммерческие организации.

HISTORY OF THE LEGAL REGULATION OF SOCIAL PARTNERSHIP

Fedukova A., Ph.D., associate professor, Public Law Institute, Vladivostok

The article investigates the development of social partnership in Russia as a means for the development and deepening of democracy in the country and the social cohesion in society.

Keywords: social partnership, regulation, labor law, social and labor relations, non-profit organization.

Известно, что со времен зарождения капитализма между трудом и капиталом всегда существовала антагонистическая борьба. В середине XIX в. в западных промышленно развитых странах появляется промышленная (производственная) демократия. «Дикий» капитализм, о котором писал К. Маркс, сменяется в результате борьбы рабочего класса за свои права более гибким, делающим уступки этой борьбе, приспосабливаясь к ней. Обе стороны социально-трудовых отношений начали достигать определенного общего решения, закрепляемого в соответствующих документах, которые именовались коллективным договором или социально-партнёрским соглашением. В результате отношения начали характеризоваться более высоким уровнем жизни и социальной защищенности трудящихся (например, страны Скандинавского полуострова).

Во многих странах идеология и политика социального партнерства получила юридическое закрепление главным образом через нормы трудового права1. Как социальное явление социальное партнерство возникло во второй половине XIX в., когда в результате развития индустриализации произошел рост армии наемных работников, обострились классовые противоречия в буржуазном обществе. В этот период в ряде стран мира возникают политические партии, рабочие клубы, группы интересов (давления), профессиональные и депутатские объединения. Наряду с радикальнейшими течениями в Европе (типа партии большевиков в России), которые в начале XX в. призывали к революционной смене буржуазного строя, формируются и партии мира, разделяющие позицию, изложенную в энциклике Папы Римского Льва XIII "Рерум Новарум" (1891). В ней понтифик призвал рабочих не применять насилия, не стремиться к свержению существующего социального порядка и политических режимов, а направлять энергию в сторону социального партнерства, обеспечивающего эволюционное, а не революционное развитие общества.2

Как видно, социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, является компромиссом (консенсусом) их интересов, т. е. оно означает переход «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству». Таким образом, главная роль социального партнерства заключается в том, что оно является способом решения социально-трудовых проблем в обществе.

Правовое регулирование отношений по социальному партнерству в зарубежных странах, в том числе международно-правовыми актами, по существу, началось лишь в первой половине XX в. Так,

Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллек-тивных переговоров» (1949 г.) не только защитила права профсоюзов, но и предусмотрела принятие страной мер в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями (т. е. работодателями) или их организациями, с одной стороны, и организациями трудящихся - с другой, с целью регулирования условий труда путем заключения кол-лек-тивных договоров.

В России коллективные договоры появились в самом начале XX в. Однако практика заключения коллективных договоров впервые получила правовое регулирование лишь в первом Кодексе законов о труде 1918 года, а также в Положении о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда от 2 июля 1918 г. (Собрание узаконений и распоряжений Правительства, 1918).3

Советское трудовое законодательство регулировало лишь коллективные договоры. Оно никак не закрепляло коллективные переговоры и ничего не говорило о социально-партнерских соглашениях выше уровня предприятия.

Чтобы исключить возможность повторения того, что произошло в России, Запад вынужден был менять стратегию и тактику отношений между трудом и капиталом, вырабатывать согласованную, взаимоприемлемую линию поведения государства, предпринимателей и представителей наемных работников. Для разрешения возникающих противоречий пришлось создавать специальные организации как в самих промышленно развитых странах, так и на международной арене. Ими стали профессиональные союзы, объединения работодателей, их организации. Одной из таких организаций стала активно функционирующая с 1919 г. Международная организация труда (МОТ).4

Однако международные организации, как бы ни была эффективна их деятельность, все же являются внешним фактором, влияние которого всегда ограничено. Главным фактором возникновения отношений социального партнерства в стране является внутренний, отражающий реальные изменения, происходящие в первую очередь в сфере производства.

Мощный толчок к становлению социального партнерства дала научно-техническая революция. С одной стороны, в результате НТР

84 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2012 |

общество получило новые возможности для удовлетворения жизненных потребностей различных слоев населения. С другой - в условиях исключительно высоких требований, предъявляемых НТР к качеству рабочей силы, большую важность приобрела социально-психологическая составляющая отношений между участниками производственного процесса, необходимость гуманизации этих отношений.

Растущие масштабы внедрения в производство и обслуживание результатов научно-технической революции существенно повышали спрос на высококвалифицированный труд. Подготовка же и рациональное использование высококвалифицированных кадров потребовали и принципиально иных отношений между работодателями и наемными работниками, складывающихся в процессе их взаимодействия. Этими отношениями призваны были стать социальное партнерство и сотрудничество, дающие заметные экономические и социально-психологические выигрыши и тем, и другим, а в конечном счете и всему обществу.

Именно в силу названных причин взаимодействие между разными элементами социальной структуры (классы, социальные группы, слои) в развитых странах строится сегодня все в большей мере на основе социального партнерства, а не конфронтационного противостояния. Практика индустриально развитых стран показала, что система социального партнерства и его механизмы в современных условиях дают возможность решать спорные вопросы не путем забастовок или выступлений на баррикадах, а за столом переговоров, путем взаимного согласия, уравновешивания интересов разных социальных групп населения вместо их противопоставления. Партнерство различных социально-политических сил предусматривает разумный компромисс вместо конфронтации, ведущей к безысходности, согласие вместо односторонних действий, терпимость вместо радикализма, эволюцию вместо революции. Оно играет стабилизирующую роль, способствует социальной устойчивости, экономической и политической стабильности.5

В России социальное партнерство на более высоком уровне, чем предприятие, стало впервые регулироваться правом с 1991 года. Так, Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» в целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений ввел в практику ежегодное заключение генеральных и отраслевых соглашений между тремя социальными партнерами: соответствующими объединениями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти.6

Более подробно социально-партнерские отношения по заключению соглашений и уже на пяти уровнях (федеральном, отраслевом, региональном, территориальном, локальном) урегулировал Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях». Этот Закон по-новому урегулировал и коллективный договор. Значение этого Закона в том, что он впервые в трудовом законодательстве России признал и подробно урегулировал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда. Вместе с тем указанный Закон не содержал легального определения социального партнерства, его системы, органов социального партнёрства. В настоящее время Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» утратил силу, поскольку его основные положения в обновленном и уточненном виде вошли в Трудовой кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ включил нормы о регулировании социально-партнёрских отношений в раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23—55).7 Трудовой кодекс РФ поставил данный институт трудового права даже впереди норм о трудовом договоре, что представляется не очень последовательным, так как для работника партнерские отношения возникают лишь при наличии у него трудового договора, т. е. когда он стал уже работником, а не до того. Кроме того, Трудовой кодекс РФ в ст. 2 относит социальное партнерство к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений8.

К настоящему времени многие субъекты Российской Федерации приняли собственные законы о социальном партнерстве.

Заложенная в Трудовом кодексе РФ и законах субъектов РФ концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики в России.

Начиная с 1996 года, происходит кардинальный переворот в отношении государства к социальной политике. Социальная политика из второстепенных направлений деятельности государства выходит на одно из приоритетных мест.С 2000 года по настоящее время намечается, с одной стороны, тенденция снижения роли государства в осуществлении социальной политики и сокращения масштабов государственного вмешательства в социальную сферу. С другой - тенденция изменения социальной позиции личности по отношению к государству; увеличения доли ее социального участия и ответственности; формирования все большего числа и форм негосударственных институтов, участвующих в осуществлении социальной политики (развитии социальной сферы). Происходит дальнейшая децентрализация социальной политики и перераспределение полномочий в управлении социальной сферой, изменение структуры и функций социальных ведомств. Постепенное снижение роли государства в осуществлении социальной политики и изменение социальной позиции личности по отношению к государству - объективный фактор, который является причиной такого же постепенного становления третьего сектора.9

Так, в период с 1992 года по 1998 год создавалась нормативно-правовая база для взаимодействия государственного сектора, коммерческого и некоммерческого секторов, регулирующая не только статус и условия деятельности организаций, но и их взаимодействие. В нормативно-правовых документах этого периода была закреплена идея создания комплексной системы поддержки активности юридически зарегистрированных гражданских инициатив по решению социально-значимых проблем, с которыми сталкивается российское общество10.

Гражданские инициативы стали выражаться в некоммерческих организациях, число которых в России стремительно увеличивается с 4613 в 1991 году до 663,7 тыс. в 2003 году, в том числе и в регионах.

Некоммерческий сектор стал предлагать новые теоретические и практические подходы разрешения социальных проблем, которые становятся основой механизмов участия НКО в развитии социальной сферы.

Выделяется 5 групп механизмов межсекторного социального партнерства: конкурсный, социально-технологический, организационно-структурный, процедурный, комплексный или комбиниро-ванный.11

1 Мырынюк А.Н., Бутова Т.В. Управление социальной сферой и социальная ответственность бизнеса// Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2010. № 1. С. 44-47.

2 Медведев А.Ю. Социальное партнерство - М.: Издательство «Экономика», 2009 - С. 52

3 Малышев М.А. Правовые основы становления новых социально-трудовых отношений // Вопросы трудового права. - 2006. - № 9. - С.

78

4 Авакян К.С. Социальное согласие в современном мире. - Ростов-н/Д.:Феникс, 2008. - С. 23

5 Гордон Л.А., Клопов Э.В. На пути к социальному партнерству: развитие социально-трудовых отношений в современной России - М.: Норма, 2011. - С. 34

6 Гордон Л.А., Клопов Э.В. На пути к социальному партнерству: развитие социально-трудовых отношений в современной России - М.: Норма, 2011. - С. 35

7 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

8 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

9 Зинченко Г.П. Социальное партнерство: Учебник / Г. П. Зинченко, И. И. Рогов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Академцентр, 2009. — С. 88

10 Зинченко Г.П. Социальное партнерство: Учебник / Г. П. Зинченко, И. И. Рогов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Академцентр, 2009. — С. 88

11 Гордон Л.А., Клопов Э.В. На пути к социальному партнерству: развитие социально-трудовых отношений в современной России -М.: Норма, 2011. - С. 52

Также, существует и иная классификация механизмов взаимодействия.

Выделяются следующие 6 групп: стимулирование социальной активности прямым финансированием; социальное обслуживание; государственное социальное спонсорство; социально побуждение негосударственных спонсоров; государственный социальный заказ; лоббирование.

Свою детализацию механизмы приобрели в следующих конкретно практических формах взаимодействия государства и общества:

1) целевое финансирование конкретных организаций, осуществляющих социально значимую деятельность;

2) конкурсное размещение государственных или муниципальных грантов среди государственных и негосударственных некоммерческих организаций;

3) создание ассоциативных структур (государственно-общественные, общественно-государственные, муниципально-обще-ственные, общественно-муниципальные организации, фонды, некоммерческие ассоциации, партнерства и т.д.), имеющих определенный круг целей и задач и создающихся целевым образом для их достижения и решения;

4) подписание временных соглашений о сотрудничестве, в рамках которых могут проводиться разовые мероприятия или акции социальной направленности;

5) подписание долгосрочных соглашений, определяющих принципы взаимоотношений различных секторов общества (или их частей);

6) государственный социальный заказ - экономико-правовая форма реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального и (или) регионального уровней, обеспеченных в основном за счет средств бюджета Российской Федерации, путем заключения контрактов (договоров) на конкурсной основе;

7) ярмарки НКО являются одной из форм активного практического взаимодействия (формой государственной активной социальной политики, изначально инициированной гражданской некоммерческой юридически оформленной инициативой), способствующей развитию процессов конструктивного социального партнерства (социальная маркетинговая технология);

8) юридические клиники в форме привлечения студентов академий права - будущих юристов к практической деятельности;

9) работа НКО с депутатом. Образование при депутате Общественного экспертного совета (ОЭС) для работы по профилю.12

Проблемы развития социального партнерства в России при решении социальных проблем.

Во-первых, одной из наиболее трудных задач является поиск источника финансирования проектов. В большинстве случаев социальные проблемы решаются только средствами бюджетных дотаций, объем которых практически не зависит от реальных качественных результатов работы, поскольку для государственных организаций бюджетная строка всегда строго ограничена. Более того, в России до сих пор не создана система поощрения благотворительной деятельности, которая в западных странах является серьезным источником финансирования. Средства грантов зарубежных благотворительных организаций и фондов также недостаточны для широкого развития социального партнерства.

Во-вторых, важна проблема нехватки человеческих ресурсов, точнее - недостаток профессионалов, способных обеспечить эффективность процесса социального партнерства. Инициатива реализации тех или иных проектов чаще всего исходит от третьего сектора. И отсутствие у его представителей опыта административной деятельности, планирования, привлечения средств является препятствием усиления социального эффекта партнерства. Энтузиазм должен опираться на базу профессионализма, иначе он быстро погаснет.

В-третьих, неприспособленность к инновациям. Новаторские методики и технологии работы, инициируемые общественными организациями или взятые из опыта других стран, не всегда могут быть внедрены в существующий формат социальной системы. Положение усугубляется еще и тем, что чиновники различных органов государственного управления проявляют неприязнь к переменам, особенно в работе с третьим сектором. Представители последнего часто воспринимаются как «просители» или «подчиненные», или даже как «соперники», но не как партнеры. Бывает, что сопер-

ничество или даже зависть разгораются внутри одного сектора или организации, что приводит к блокированию дальнейшего сотрудничества. Иногда возникает и обратная ситуация, когда ряд общественных деятелей считают, что государство многие вопросы должно решать самостоятельно. Такой подход объясняется общими причинами неразвитости институтов гражданского общества. Патернализм и социальная пассивность всегда были присущи российскому социуму.13

Все стороны должны осознавать, что социальное партнерство предполагает профессионализм, высокую ответственность за качество и полноту выполнения взятых на себя обязательств. Только при таком отношении к совместному сотрудничеству можно преодолеть существующие проблемы и сделать процесс социального партнерства эффективным.

Каждый из секторов в системе социального партнерства имеет свои сильные стороны. В сумме они дают мощный синергетичес-кий эффект. В странах Запада он достигается за счет четко отлаженного механизма регулирования партнерства, согласованности действий между субъектами влияния.

В России все складывается несколько по-другому. Во многих случаях коммерческий сектор преследует только свои интересы, а государство остается консервативным в своих взглядах и чаще выступает в роли сдерживающего фактора в новаторских проектах. В такой ситуации третий сектор должен становиться той творческой, созидательной силой, способной аккумулировать новые идеи, отвечающие требованиям быстро меняющихся социальных условий.

Зачастую в общественном сознании неверно трактуют само понятие социального партнерства. Многие понимают это явление как любое взаимодействие, будь то внутрикорпоративное сотрудничество или налаживание партнерских отношений с другими организациями. В результате искажается истинный смысл социального партнерства, происходит подмена понятий.

Исторически лозунг социального партнерства возник как антитеза классовым конфликтам и революциям, как способ разрешения противоречий между трудом и капиталом. Кризис основных концепций государственного устройства - социализма, государства благосостояния и модернизации - требовал поиска новых подходов. В фокусе общественного и политического влияния появляются инициативы граждан, которые объединяются в сообщества некоммерческих организаций и общественных движений.

Разработка теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия.

Содержание термина «социальное партнерство» в научной литературе определяется многозначно. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство как метод и механизм регулирования социально-трудовых отношений, разрешения противоречий между работниками и работодателями14. Другие утверждают, что это один из наиболее распространенных видов корпоративизма и неокорпоративистских отношений представителей трех основных субъектов — бизнеса, профсоюзов и государства, классифицируя его по различным системам «трипартизма», «бипартизма», на микро- и мезокорпоративизм (по уровням отдельных корпораций, отраслей и регионов)15. Третьи характеризуют социальное партнерство между работниками, работодателями и властными структурами, как сложное социальное явление, многоплановый противоречивый общественный процесс16.

Социальное партнерство - социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом.

Социальное партнерство - это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития17.

Наряду с социальным партнерством получили широкое распространение политическое, корпоративное, агентское партнерство,

86 ТЯАШРОЯТ БиБШБББ Ш ЯиББТА | №6 2012 |

социальный диалог. Кроме того, входит в практику так называемое некоммерческое партнерство, реализуемое некоммерческими организациями по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении нематериальных потребностей граждан, их законных интересов, а также в сферах защиты прав, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи.

Политика социального партнерства не ограничивается сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственного управления и местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, политических решений. В разработке и принятии их участвуют большие группы людей, трудовые коллективы, представители населенных пунктов, территорий. Властные структуры выступают чаще всего как организаторы переговорного или согласительного процесса.

Конструктивные цивилизованные отношения социального партнерства предполагают максимальный учет интересов различных социальных групп, слоев, согласование их и возможно более полную реализацию. Иначе они не будут эффективно содействовать формированию устойчивого социально-экономического развития и политической стабильности, установлению согласия в обществе18.

Политика социального партнерства способствует развитию и углублению демократии, утверждению цивилизованных форм согласования многообразных интересов различных социальных групп, слоев и классов, формированию открытого демократического гражданского общества. Главная цель социального партнерства состоит в достижении социального согласия, а значит, и мира.

Исходя из этого ,можно назвать пять основных принципов партнерства в социальной сфере:

-взаимное признание интересов сторон (партнера) как важных и правомерных;

-паритетность на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;

-социальную справедливость при регулировании интересов и

действий, особенно в сфере труда и распределения доходов;

-поиск и нахождение компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов, преследующие главную цель партнерства — достижение социального согласия;

-взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений.

Можно выделить следующие ключевые моменты социального партнерства:

-социальная проблема; -интересы партнеров; -правовая обоснованность партнерства; -возможности и сильные стороны партнеров; -правила взаимодействия и взаимного контроля; -наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства;

-наличие проекта как способа соорганизации сторон; -постоянство и стабильность процесса социального партнерства;

-инновационные пути решения социальных проблем.19 Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства - необходима артикуляция интересов сторон:

-значимость социальной проблемы для каждой из сторон; -установление интересов каждого из возможных партнеров; -совместное формулирование целей и задач деятельности; -осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы;

-выработка четких правил действий в процессе сотрудничества; -осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.

Социальное партнерство по своей сущности нацелено на формирование консенсуса, гражданского мира в обществе; на снижение напряженности во взаимоотношениях между различными социальными группами, слоями; на политическую консолидацию органов власти всех уровней и органов местного самоуправления.

12 Зинченко Г.П. Социальное партнерство: Учебник / Г. П. Зинченко, И. И. Рогов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Академцентр, 2009. — С. 89

13 Лютов Н. Коллективные договоры в России: правовые проблемы // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С.73

14 Лютов Н. Коллективные договоры в России: правовые проблемы // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С.73

15 Малышев М.А. Партнерство в системе социально-трудовых отношений: дисс. ... канд. соц. наук. - М., 2008.- С. 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Михеев В. А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития / В. А. Михеев, А. В. Михеев // Соц. гуманитарные знания. - 2009. - № 5. - С. 194

17 Михеев В. А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития / В. А. Михеев, А. В. Михеев // Соц. гуманитарные знания. - 2009. - № 5. - С. 194

18 Нуртдинова А. Объединения работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства // Хозяйство и право. - 2008. - № 10. - С.3

19 Перегудов С.П. Новые экономические структуры и российское государство // Россия и современный мир. - 2007. - №2 (11). - С. 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.