Научная статья на тему 'Научные подходы к понятию социального партнерства в высшей школе'

Научные подходы к понятию социального партнерства в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1074
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорокина Е. Ю.

Sorokina Е.Yu. scientific approaches to the concept of social partnership in higher school. The article considers the evolution abroad and in Russia of the concept «social partnership» in economics, politics, social sphere, and the way the problem can be studied and implemented in higher school of Russian education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к понятию социального партнерства в высшей школе»

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Е.Ю. Сорокина

Sorokina F.Yu. Scientific Approaches to the Concept of Social Partnership in Higher School. The article considers the evolution abroad and in Russia of the concept «social partnership» in economics, politics, social sphere, and the way the problem can be studied and implemented in higher school of Russian education.

Условием устойчивого развития любой страны является согласие в обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога, цивилизованных переговоров. В современном мире широкое распространение получило такое понятие, как «социальное партнерство».

Система социального партнерства, являющаяся, по сути, способом интеграции интересов различных общественных слоев и социальных групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения взаимопонимания, отказа от насилия, успешно функционирует лишь в условиях цивилизованного общества, правового государства. Социальное партнерство может быть реализовано в развитой форме как массовое явление только в обществе, достигшем достаточно высокого уровня общественноисторического развития. Именно в такой стране создаются все необходимые предпосылки и условия для социального партнерства: экономические, политические, правовые, социальные, духовно-нравственные, социально-психологические, психолого-педагоги-ческие.

Концепция социального партнерства вырабатывалась в западной науке в течение ряда десятилетий как метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов. Термин «социальное партнерство» появился в годы Первой мировой войны в период обострения противоречий между трудом и капиталом как противовес теории классовой борьбы.

Однако главным фактором возникновения отношений социального партнерства явились внутренние процессы в странах, отражающие реальные изменения как в социальной, так и трудовой сферах общественной жизни. Главными из таких изменений для первой трети XX в. явились следующие: ши-

рокая распространенность конфликтов в обществе и развитие научно-технической революции. В результате последней общество получило новые возможности для удовлетворения жизненных потребностей различных слоев населения [15], что существенно снижало остроту социальной напряженности. Одновременно научно-техническая революция предъявляла высокие требования к профессиональной компетенции, образованию работающих, а также их социальнопсихологической совместимости на производстве, гуманизации социально-трудовых отношений. Все это вместе оказало влияние на социальную структуру общества в направлении «размывания» классовых границ, появления среднего класса, что явилось дополнительным стимулом для развития социального партнерства.

Одной из первых работ, посвященных сущности и условиям общественного согласия, является «Общественный договор» Ж.Ж. Руссо. Важным условием функционирования общественного договора является высокий уровень гражданской зрелости населения. Роль законодательства подчеркивали многие современники Руссо [13].

Р. Оуэн призывал в своем завещании человечеству объединить силы для создания общества, в котором «единственным видом соперничества будет соперничество в деле производства наибольшей силы прочного счастья для человеческого рода» [12, с. 363].

Сен-Симон считал, что полное равенство в обществе принципиально недостижимо, однако в новой общественной системе положение человека будет определяться не случайностью происхождения, а способностями. При этом статус и доход каждого должны быть пропорциональными его способностям и его вкладу в общественный труд. Уделяя в своем учении значительное место теории классов, и называя борьбу общественных

классов основным содержанием исторического процесса, Сен-Симон оказал большое влияние на развитие инновационных идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран [15]. Работы Фурье, Сен-Симона, Оуэна оказали существенное влияние на многих экономистов, в том числе на одного из крупнейших идеологов XIX в. - Джона Стюарта Милля, считавшего достоинством предложений Фурье обеспечение конструктивного сотрудничества труда и капитала. Д.С. Милль был одним из первых, кто использовал термин «партнерство» для социальных отношений. Он писал по этому поводу: «Отношения... между хозяевами и работниками будут постепенно вытеснены отношениями партнерства в одной из двух форм: в некоторых случаях произойдет объединение рабочих с капиталистами, в других... объединение рабочих между собой» [8, с. 100].

Существенное внимание уделено проблемам сотрудничества труда и капитала в работах А. Маршалла, который подчеркивал: «Сотрудничество между капиталом и трудом столь же обязательно, как и сотрудничество между прядильщиками и ткачами» [7, с. 247].

Поскольку основной целью социального партнерства является обеспечение устойчивого эволюционного развития общества, важно определение условий, при которых такое развитие может стать возможным. Эти условия были рассмотрены еще в 20-х гг. П. Сорокиным [17].

Он установил, что устойчивость общественной системы зависит от двух основных параметров: уровня жизни большинства населения и степени дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни и чем больше различие между богатыми и бедными, тем популярнее призывы к свержению власти и переделу собственности с соответствующими практическими действиями.

Существенное влияние на развитие идей социального партнерства оказали немецкие экономисты Р. Репке, А. Мюллер-Армак и Л. Эрхард. Они создали концепцию социального рыночного хозяйства, которая исходит из сочетания конкуренции, экономической свободы предпринимателей и активной роли государства.

Например, позиции Л. Эрхарда по данным вопросам понятны из его тезисов [20]:

1) принцип экономической свободы превыше принципа распределительной справедливости;

2) распределение по своей природе всегда принудительно. Тот, кому распределяют, всегда объект и никогда не субъект. Следовательно, всегда несвободен;

3) единственный путь добиться всеобщего благосостояния - последовательное формирование хозяйства, основанного на свободной конкуренции. Только производством можно гарантировать соразмерный жизненный уровень всем тем, кто по объективным причинам не может принимать участие в производственном процессе.

Российский исследователь Б.М. Генкин считает, что «социальное партнерство - это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия» [4, с. 321].

Г.Ю. Семигин понимает его как «особый тип социально-экономических отношений между классами, слоями, социальными группами и властными структурами» [14].

В словаре-справочнике Ю.Г. Одегова, Г.Г. Руденко, система социального партнерства рассматривается как «особый институт гражданского общества, основанный на признании необходимости и ценности всех социальных групп, образующих структуру общества, безотносительно к их статусу, и их права отстаивать и практически реализовывать интересы» [11, с. 108-109].

В своей работе «Каким может быть социальное партнерство в России» И.Н. Мыс-ляева объясняет социальное партнерство как «определенную идеологию, раскрывающую тип и характер взаимоотношений двух классов в обществе - класса собственников и класса трудящихся, который эту собственность не имеет. И от того, как оценивается социально-экономическое положение этих классов, как определяется их роль в обществе, их интересы, а также степень совпадения этих интересов, могут формироваться и разные представления о том, что такое социальное партнерство» [10, с. 6-7].

У В.А. Михеева мы встречаем следующее определение этого термина: «это циви-

лизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по активным проблемам экономической и социально-политической жизни общества» [9, с. 7].

Концепции социального партнерства постепенно прочно вошли в экономическую и политическую жизнь цивилизованных стран мира. В настоящее время социальное партнерство стало одним из средств регулирования социально-трудовых отношений, в том числе и в сфере образования.

И теперь необходимо разобраться в том, что такое социальное партнерство. Рассмотрим различные определения интересующего нас термина.

Существует три различных подхода в понимании данного понятия:

Первый подход - гармоническо-утопический - его сторонники считают, что наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом», -утверждают разработчики подхода Каменецкий и Патришев [1, с. 4].

Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахождении оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения -объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо.

Второй подход - интегративный - в котором социальное партнерство можно рассмотреть как способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.

Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более того, невозможно.

Наиболее точно понятие социального партнерства раскрывает третий подход, который рассматривает социальное партнерство как «специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному об-

ществу с рыночной экономикой» и характеризуется следующими чертами:

- это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы;

- отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник - достойное образование;

- это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем достигаются социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие [18, с. 193].

Социальное партнерство - это метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности общества, гарантирует его мирную эволюцию, отсекая все деструктивное, потенциально взрывоопасное.

Анализ научных источников показал, что социальное партнерство является многоаспектной категорией, особым типом взаимодействия социальных групп, в том числе субъектов экономической и социальной деятельности, по тем вопросам, которые находятся в сфере их взаимных интересов. Социальное партнерство направлено на то, чтобы на основе равноправного сотрудничества, консультаций и переговоров обеспечить баланс социально-экономических интересов и реальное участие социальных партнеров (наемных работников, работодателей и государства) в разработке, принятии и реализации трудовой и социально-экономической политики.

Социальное партнерство представляет собой универсальный, договорный метод решения социально-экономических проблем, институт взаимодействия органов власти, работодателей и профсоюзов, способ учета интересов различных социальных групп, средство проведения согласованной социально-экономической политики. К объектам переговоров социальных партнеров можно отнести: собственность, прибыль, зарплату, условия труда, ресурсы, человеческий по-

тенциал, технологии, информацию, власть, т.е. все то, что привлекает внимание партнеров и способствует удовлетворению их интересов. Исходя из этого, категорию «социальное партнерство» можно вполне рассматривать и как социальное, и как экономическое явление.

В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство - это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений. Одной из сторон системы социального партнерства являются органы государственной власти, призванные реализовывать общественные интересы. Государственное законодательное регулирование трудовых отношений содержит механизмы защиты прав субъектов трудового договора.

Но приведенные выше определения социального партнерства являются достаточно общими. При всем многообразии оттенков мнений можно выделить три наиболее распространенных вида такого партнерства.

Первое. Социальное партнерство - это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе. Согласно такого рода представлениям в настоящее время в странах с развитой системой рыночных отношений существует возможность уйти от классовых противоречий. Классовой конфликт превращается в конфликт между организациями, представляющими разные интересы в обществе, которые можно погасить путем переговоров и достижения компромисса. Социальное партнерство в данном случае - один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

Второе. Социальное партнерство - это способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий между классом наемных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного западного общества, классовые различия и противоречия интересов наемных работников и работодателей сохраняются. В этом случае соци-

альное партнерство - это способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.

Третье. Социальное партнерство как способ регулирования социально-трудовых отношений вообще отсутствует, так как якобы нет объективных условий для его существования. Такую точку зрения разделяют либо представители крайне либерального направления, утверждающие, что рыночный механизм сам по себе, без вмешательства государства и каких-либо иных субъектов способен регулировать всю систему отношений, включая и социально-трудовые отношения, либо теоретики, проповедующие фашизм или тоталитаризм, отстаивающие идею моральнополитического и экономического единства общества, общность интересов нации, реализуемых посредством сильного государства.

Переход к рыночной экономике привел к появлению ряда как положительных, так и отрицательных моментов в социальнотрудовой сфере. Естественно, в современных условиях созданы благоприятные условия для конкуренции на рынке труда, что стимулирует работников к развитию, повышению уровня своего профессионализма, расширению спектра своих возможностей, что позволяет вывести сотрудников на более совершенный, конкурентоспособный, многопрофильный уровень. Огромное значение здесь имеет и современная система образования, которая предлагает огромное количество возможностей и услуг для подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации.

Это становиться особенно актуальным в современных условиях, когда роль высшего образования возрастает, идет активное изменение в структуре производства, формируются новые отрасли, вытесняя старые.

Рыночная экономика рассматривает затраты на высшее образование как инвестиции в человеческий капитал, платное образование соответствует обществу с разными уровнями доходов, что приводит к выделению отдельной структуры - образовательный рынок, на котором действуют рыночные очаги: спрос цена, предложение, конкуренция.

Особая роль здесь отводится социальному партнерству как финансовому механизму в совершенствовании взаимоотношений ме-

жду высшим учебным заведением и государством, выступающим в качестве гаранта. Суть этих отношений состоит в том, что, с одной стороны, сфера высшего образования должна готовить кадры специалистов или осуществлять профессиональное обучение в соответствии с требованиями рынка, запросами работодателей и предпринимателей на кадры в объемах и по составу специальностей, достаточных для всего хозяйства страны.

С другой стороны, работодатели должны принимать активное участие в выработке стратегии образования, контроле за его качеством, а также в его финансировании.

Проблемы социального партнерства в сфере образования можно сформулировать следующим образом:

- рынок и его потребности, требования к профессиональной подготовке кадров не остаются неизменными, а быстро меняются по мере технического прогресса;

- образование - это, как правило, длительный процесс; сегодня готовятся кадры для работы в будущем и необходимо знать, кого следует готовить, прогнозировать будущую потребность в специалистах;

- поскольку жизнь общества не исчерпывается рыночными отношениями, постольку образование служит не только интересам рынка, но и интересам общества в целом, а потому оно не может быть «служанкой» рынка;

- образование, кроме профессионального, включает еще и общее образование, которое является базой для профессиональной подготовки. Взаимоотношения между общим и профессиональным образованием тоже есть частица социального партнерства [2].

Для характеристики социального партнерства в образовании мы уточним для себя понятие социальной группы. Социальная группа - это относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Различают большие социальные группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы, специфический признак которых -

непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании и т.д.

По отношению к образованию социальное партнерство можно классифицировать как:

- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;

- партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;

- партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Последнее понимание партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.

Из всего вышесказанного, социальное партнерство в высшем образовании можно определить как систему взаимоотношений между студентами, преподавателями, высшими учебными заведениями, государственными и муниципальными органами управления, работодателями, направленную на обеспечение согласования интересов сторон по вопросам регулирования социально-экономических и связанных с ними отношений.

Таким образом, можно выделить следующие виды социального партнерства в сфере образования:

- Социальное партнерство между студентами в учебной группе.

- Социальное партнерство между студентами в разных учебных группах.

- Социальное партнерство между студентами и преподавателями.

- Социальное партнерство между вузами.

- Социальное партнерство между российскими и зарубежными вузами.

- Социальное партнерство между вузом и работодателями.

- Социальное партнерство между вузом и органами государственной власти.

Рассмотрим каждый из видов более подробно:

Социальное партнерство между студентами в учебной группе и между студентами в разных учебных группах

Данный вид социального партнерства направлен на достижение хороших показателей группы, создание в ней благоприятного микроклимата, что оказывает влияние на общую успеваемость всей группы, выполнение каких-либо общих целей.

Социальное партнерство между студентами и преподавателями

Традиционный вид обучения, когда учитель передает всю информацию ученику, который со своей стороны должен лишь усвоить полученные знания, постепенно вытесняется. На данный момент наблюдается иная схема взаимодействия между учеником и преподавателем. Студент является не только реципиентом той информации, которую ему предлагает преподаватель, а сам участвует в процессе приобретения знаний, т.е. становится субъектом. В подобном способе взаимодействия преподаватель и студент выступают «как равноправные партнеры коммуникации, как сотрудники-исследователи совместно работающие над научной проблемой, как новаторы, создатели нового типа знания». Таким образом, преподаватель и студент являются участниками одного процесса, направленного на согласование взаимного интереса, что и подразумевает социальное партнерство.

Социальное партнерство между российскими и зарубежными вузами

Сегодня многие страны, в том числе и Россия, рассматривают международные образовательные обмены и программы как важную составную часть своей внешней политики. Каждая из них делает активные шаги на пути интеграции в мировое образовательное пространство, решая сложные организационные вопросы реформирования своей системы образования и конвертируемости национальных дипломов о высшем образовании.

В настоящее время многие университеты рассматривает международную деятельность как одно из ключевых направлений своей

работы и реализуют ее по следующим направлениям:

- международная студенческая мобильность и академические обмены;

- сотрудничество в области научноисследовательской работы;

- международные связи в сфере экспорта образовательных услуг;

- повышение эффективности международной деятельности.

Социальное партнерство между вузом и работодателями

В настоящее время социальный диалог между сферами образования и труда в России приобретает все большую важность. Основные направления социального диалога в системе образования включают такие аспекты, как финансирование, стандартизация, оценка качества, аккредитация, сертификация, оптимизация, а также образование обучающихся.

Активная работа с социальными партне-рами-предприятиями, как правило, начинается с внедрения новых образовательных стандартов, анализа требований к выпускникам по реализуемым в каждом университете специальностям. Заведующие кафедрами, ведущие преподаватели совместно с работниками предприятий должны откорректировать требования к выпускникам, предложенные государственными образовательными стандартами. И уже на основании проведенной корректировки, коллективной работы преподавателей и психологов может быть составлена модель выпускника.

Вышеописанная система сотрудничества университетов с социальными партнерами дает возможность более успешно решать вопросы качества подготовки специалистов и обеспечения конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.

Социальное партнерство между вузом и органами государственной власти

Государство, действуя как активный и полноценный экономический субъект, берет под свою опеку не только промышленную инфраструктуру, сельское хозяйство, науку, передовые области, но и сферу образования.

В сфере образования диалог между высшими школами и государством, выступающим в качестве «заказчика» специалистов востребованных на рынке труда профессий, призван обновить качество образования, его содержание, повышение ориентированности

роли личности; повысить социально-экономическую эффективность системы образования. Социальное партнерство предлагается считать структурой, посредством которой государство осуществляет финансирование высших учебных заведений для подготовки высококвалифицированных кадров определенной специализации.

Таким образом, государство на основе госзаказа призвано осуществлять финансирование высших учебных заведений для подготовки высококвалифицированных кадров по определенным специальностям востребованным в том или ином регионе. Особенно актуальна здесь роль социальных партнерств, которые выступают в качестве финансового механизма в регулировании этих взаимоотношений.

Говоря о социальном партнерстве между высшими учебными заведениями и органами власти, необходимо сказать о существовании трех основных моделей, которые отличаются друг от друга степенью государственного участия в системе высшего образования и обучения и потребностями социальных партнеров в объединении усилий:

1. Государство не играет никакой роли или его роль незначительна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Государство планирует и осуществляет высшее образование и обучение и управляет им.

3. Государство определяет общие рамки деятельности частных компаний и организаций по осуществлению высшего образования и обучения.

Таким образом, социальное партнерство в широком смысле - это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов - представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции. Социальное партнерство - это путь построения гражданского общества.

В системе высшего профессионального образования - это путь ее демократизации и парадигмального обновления в современных социально-экономических и политических условиях общества.

1. Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. Казань: Медицина, 2000.

2. Галанов В.А. Социальное партнерство и О ДО. // Университетское управление. 2000. №1(12). С. 31-32.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2002. С. 323-324.

4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 1998. С. 321.

5. Корчагова Л. Управление маркетингом образовательных услуг // Маркетинг. 2004. №6. С. 69-75.

6. Крылов К.Д. Социальное партнерство в современных условиях: сравнительно-правовой обзор // Библ-чка профсоюзн. активиста.

1998. №4. С. 18-24.

7. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. С. 247.

8. Милль Дж.С. Основы политической экономии. М., 1980. Т. 3. С. 100.

9. Михеев В.А. Основы социального партнерства. М., 2001. С. 7.

10. Мысляева И.Н. Каким может быть социальное партнерство в России. М., 2000. С. 6-7.

11. Одегов Ю.Г. Социальное партнерство. Словарь-справочник. М., 1999. С. 108-109.

12. Оуэн Р. Избранные сочинения. М., 1950. Т. 1. С. 363.

13 Руссо Ж.-Ж. Общественный договор. М.: ТРУД И ВОЛЯ, 1906. 208 с.

14. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. С. 20-21.

15. Сен-Симон А. Избранные сочинения. М., 1948.

16. Симон В. Всесилие Союзов предпринимателей: пер. с немец. М., 1989. С. 50-51.

17. Сорокин П.А. Голод и идеология общества: Квинтэссенция / сост. В.И. Мудрагей,

B.И. Усанов. М., 1990. С. 188-120.

18. Социальное партнерство. М.: Экономика,

1999. 236 с.

19. Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. М., 1997. 218 с.

20. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.

C. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.