магистрантов тем, что они не только могут попробовать свои силы и использовать полученные при изучении курса знания, но и готовить тренинг в рамках темы своей выпускной квалификационной работы. Даже если программа магистерского исследования не предполагает проведение формирующего эксперимента, разработка социально-психологического тренинга может стать примером деятельности в рекомендациях по результатам констатирующего исследования, которое на момент изучения дисциплины уже частично или полностью проведено.
Эти и подобные практико-ориентированные задания позволяют повысить эффективность образовательного процесса, способствовать усвоению не только теоретических знаний, но и умений в области разработки и проведения социально-психологического тренинга.
Выводы. Таким образом, для планомерной подготовки специалистов психологов необходимо включение в образовательный процесс дисциплин, позволяющих познакомиться и отработать методы деятельности, в том числе социально-психологический тренинг. В рамках изучения дисциплины «Методологические основы социально-психологического тренинга» важно сделать акцент на четкой дифференциации понятий, практической отработке навыков, в том числе входящих в практическую деятельность психолога. Первоначальные представления обучающихся показывают их недостаточную осведомленность, помогают преподавателю сориентироваться в моментах, на которые необходимо обратить внимание как при изучении теории, так и при отработке практики. Актуализация значимости и возможностей изучаемого метода, а также ориентация на использование тренинга в рамках тем и интересов обучающихся, позволяет им уже в ходе обучения готовить наработки для будущей практической деятельности.
Кроме того, предложенные задания с использование активных методов обучения позволяют лучше усваивать теоретический материал, расширять методический арсенал и в дальнейшем применять полученные знания.
Литература:
1. Бачков, И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговых групп / И.В. Бачков. - Москва: ЭКСМО, 2007. - 416 с.
2. Кузнецова, Д.А. Социально-психологический тренинг в уголовно-исполнительной системе: учебное пособие / Д.А. Кузнецова. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2021. - 99 с.
3. Макшанов, С.П. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография / С.И. Макшанов. - Санкт-Петербург: Образование, 1997. -238 с.
4. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие / В.Э. Пахальян. - Санкт-Петербург: Питер, 2006.-224 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)».
Педагогика
УДК 37.025.3
старший преподаватель Кузьмина Ирина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация. В статье рассмотрена необходимость изучения теоретических основ развития эмоциональной сферы обучающихся в педагогической литературе. Цель работы состоит в раскрытии научных педагогических представлений об эмоциональной сфере обучающихся и ее воздействии на развитие, воспитание и образование, как важного элемента организации мотивации учебной деятельности; развитии познавательных интересов; творческого потенциала; формировании нравственных ценностей общества и установлению норм поведения. На основе проведенного теоретического анализа автором представлена обобщенная характеристика понятия «развитие эмоциональной сферы обучающихся» и систематизация подходов ее изучения.
Ключевые слова: эмоциональная сфера обучающихся, мотивация учебной деятельности, обучение, искусство, нравственное воспитание.
Annotation. The article considers the need to study the theoretical foundations of the development of the emotional sphere of students in the pedagogical literature. The purpose of the work is to reveal scientific pedagogical ideas about the emotional sphere of students and its impact on the development, upbringing and education, as an important element of the organization of motivation for educational activities; the development of cognitive interests; creative potential; the formation of moral values of society and the establishment of norms of behavior. Based on the theoretical analysis carried out, the author presents a generalized characteristic of the concept of "development of the emotional sphere of students" and systematization of approaches to its study.
Key words: emotional sphere of students, motivation of educational activity, education, art, moral education.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Исследование особенностей эмоционального развития обучающихся средствами искусства»
(руководитель — И.Н. Кузьмина)
Введение. Развитие эмоциональной сферы обучающихся, является актуальной проблемой современной педагогики, поскольку создается основа для полноценного развития личности ребенка, воспитания, образования. Развитие эмоциональной сферы имеет большое значение в формировании мотивации учебной деятельности, как основе успешного обучения; развитии познавательных интересов различных видов деятельности (учебной, творческой, исследовательской и т.д.); раскрытии творческого потенциала, развивая способности креативного мышления и находчивости для решения сложных задач; активации созидательных установок и понимании нравственных ценностей общества; овладению механизмов социализации, обеспечивающих присвоение социальных норм для осуществления себя как действенного субъекта.
Феномен «развитие эмоциональной сферы» имеет интегративный характер и находится на пересечении наук педагогики, психологии, философии, культурологии, социологии и т.д. Педагогические теории развития эмоциональной
сферы обучающихся отражены в работах A.C. Макаренко, К.Д. Ушинского, A.M. Новикова, Б.Т. Лихачева, И.Ф. Гербарта, Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, С.Т. Шацкого, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервега, Дж. Локка мн. др. С психологической точки зрения вопрос развития эмоциональной сферы личности рассматривался в трудах Б.И. Додонова, Ф. Крюгера, СЛ. Рубинштейна, П.В. Симонова, Е.П. Ильина, К.Э. Изарда, Ю.В. Варданян, И.Б. Буяновой, Ю.Н. Соколовой и мн. др. Философские рассуждения о развитии эмоциональной сферы человека отражены в работах Н.Я. Грота, Аристотеля и др.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем теоретические подходы изучения проблемы развития эмоциональной сферы обучающихся в педагогической литературе.
Изложение основного материала статьи. Анализ педагогических научно-исследовательских теорий развития эмоциональной сферы обучающихся позволяет нам определить теоретические подходы к изучению эмоциональных характеристик обучающихся с позиции педагогики. В рамках данного исследования рассмотрим некоторые из них, наиболее значимые на наш взгляд.
Прежде всего, важно отметить тот факт, что определение «эмоциональная сфера» в педагогической литературе встречается нечасто, в связи с этим возникает потребность обзора родственных понятий эмоциональной сферы. В научной литературе для ее обозначения часто встречаются два термина «эмоции» и «чувства», реже «сфера ощущений», употребляемые как синонимы.
В концепциях Я.А. Коменского [6] и A.M. Новикова [10] основным понятием развития эмоциональной сферы, выступают чувства, которые являются исходными «проводниками знания» [6, С. 551-552], выполняющими роль источника всех мыслительных процессов человека, посредством чего осуществляется познание объективного мира. Осознанно или неосознанно чувства влияют на познавательную деятельность ребенка, в ходе которой возникает эмоциональный отклик, проявляющийся в форме интеллектуальных чувств и, таким образом, способствующих процессу приобретения знаний.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, оказывает непосредственное влияние на его воспитание и развитие в целом. В своих научных трудах «Педагогические сочинения» посвященных правильному воспитанию детей, A.C. Макаренко [9] придавал большое значение сфере ощущений личности ребенка, его самочувствию и его эмоциональным устремлениям. Эмоциональное благополучие ребенка, как утверждает автор, оказывает положительное влияние на его воспитание, развитие, обучение, трудовую деятельность и отношение к окружающим его людям и событиям. Эффективным средством, воздействующим на развития эмоциональной сферы обучающихся, он считал художественную литературу, потому как воспитание художественным словом и примерами литературных образов, приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению живого отклика на различные события жизни, перестраивая субъективный мир человека.
Аналогичного мнения о благоприятном влиянии художественно-творческих произведений на развитие эмоциональных характеристик и обучения детей, придерживался Ш.А. Амонашвили [1]. Духовные образы «высших творений разных искусств» являются источниками духовной насыщенности, указывал автор, способствуя более полному пониманию окружающей действительности. Испытывая яркие впечатления и предвосхищая различным явлениям жизни, ребенок начинает мыслить более активно, переоценка действительности происходит в соответствии с эмоциональной сутью личности [там же С. 26-65].
В педагогических исследованиях Б.Т. Лихачева [7] и И.Ф. Гербарта [4], смысловое содержание развития эмоциональной сферы рассматривается в единстве с нравственным сознанием. Хронологическая структура развития эмоциональной сферы выстраивается И.Ф. Гербартом следующим образом. Изначально, в ребенке необходимо культивировать эталоны нравственных эмоций, на основе которых возникают чувства, а из чувств устанавливаются нормы поведения, набор привычек и поведенческие реакции, из чего складываются представления о правильном поведении соответствующим нормам и правилам общества, базирующиеся на нормах нравственности и совести. А искусство, по мнению Б.Т. Лихачева, выполняет функцию нравственного воспитания. В процессе создания или прочтения художественно-творческого произведения развивается воображение, и нравственные и эстетические чувства, вследствие этого обогащается эмоциональная сфера. Таким образом, развитие эмоциональной сферы в единстве с нравственными чувствами, являются основой созидательной восприимчивости к людям и событиям окружающего мира, благодаря этому пробуждается интерес к обучению, открывая детям новые горизонты познания.
Схожесть идеи нравственности мы можем проследить в трудах В.А. Сухомлинского [13]. Ключевым понятием эмоциональной сферы в его работах, выступает эмоциональная память, а основными ее компонентами он выделяет культуру чувств и эстетическое воспитание, способствующие обогащению и запоминанию эмоций, чувств, переживаний и способность воспринимать тончайшие нравственные оттенки. Совершенствование эмоциональной памяти закладывает основу для развития познавательной деятельности и усвоению объема и глубины знаний. Как и другие ученые (A.C. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачев и др.) он считал сферу искусства практической работой по эстетическому воспитанию, закрепляя в сознании эмоциональную окраску. Таким образом, искусство способствует развитию творческих возможностей, являясь важным фактором в процессе детского воспитания и образования.
И.Г. Песталоцци [11], Дж. Локк [8] и Ф.А.В. Дистерверг [5] изучаемый феномен представляет в качестве чувственного восприятия. Схожесть их мнения заключается в том, что именно обогащение эмоциональной сферы и оживления чувственности души приводят в движение умственные силы (воображение, память, изобретательность и т.п.) и является первоосновой любого знания, и основным условием интеллектуального и физического развития человека.
К.Д. Ушинский [14], рассматривает эмоциональную сферу, как врожденные стремления души, которые изначально имеют одинаковые свойства в любом человеке. Их предназначение состоит в удовлетворении душевных (желания, чувствования и т.д.) и телесных стремлений (потребности питания и т.д.), развивающихся в ходе сознательной деятельности и жизненного опыта индивидуально.
Известный российский педагог С.Т. Шацкий [15], рассматривает эмоциональную сферу, в качестве преобразовательной деятельности, которая сопровождает все области жизни человека (эмоциональную, умственную, социальную, область искусства, материальный труд, физическое развитие, игры) и является важнейшим фактором социализации личности ребенка.
Выводы. Анализ педагогической литературы, позволяет нам сделать заключение, о том, что развитие эмоциональной сферы в педагогической литературе имеет разностороннее значение и различные подходы к ее изучению. Я.А. Коменский и A.M. Новиков к изучению развития эмоциональной сферы применяли развивающий подход; в исследованиях A.C. Макаренко и К.Д. Ушинского - стремленческо-деятельностный; Б.Т. Лихачев, И.Ф. Гербарт и В.А. Сухомлинский применяли подход нравственно-поведенческого воспитания. В исследовательских трудах И.Г. Песталоцци, Дж. Локка и Ф.А.В. Дистерверга развитие эмоциональной сферы ребенка рассматривается через личностный подход. С.Т. Шацкий, к изучению развития эмоциональной сферы применял социокультурный подход, в работах Ш.А. Амонашвили - подход духовно-нравственного обучения.
Таким образом, на основе изученных научных представлений, мы можем сделать вывод о том, что развитие эмоциональной сферы обучающихся - это «внутренняя вселенная», которая начинает развиваться с первых дней жизни, с первых эмоций дает возможность ярче испытывать впечатления, предвосхищая различным явлениям окружающей действительности; способствует активации мыслительной деятельности, как основе успешного обучения; развитию познавательного интереса и поиску творческих идей; установлению норм поведения, набору привычек и поведенческих реакций; развитию способности преодолевать жизненные ситуации, возникающих в социальном пространстве современного
Развитие эмоциональной сферы в педагогической литературе дает ясное представление о важности изучения данного феномена, в развитии, обучении и воспитании детей. Данная работа предполагает перспективу дальнейших исследований.
Литература:
1. Амонашвилли, Ш.А. Основы гуманной педагогики в 20 кн. (кн. 3) Школа жизни / Ш.А. Амонашвилли. - Москва: Амрита-Русь 2015.-320 с.
2. Буянова, И.Б. Модель эстетического воспитания детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования / И.Б. Буянова, Л.Г. Паршина, И.О. Зобова // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - № 13 (2). - С. 25-31
3. Варданян, Ю.В. Модель эмоционального развития детей средствами искусства / Ю.В. Варданян, И.Н. Кузьмина // Учебный эксперимент в образовании. - 2022. - № 3 (103). - С. 15-21
4. Гербарт, И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения Йог. Гербарта в систематическом извлечении / И.Ф. Гербарт. -Москва: Тихомиров, 1906. -365 с.
5. Дистервег, Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения / Ф.А.В. Дистервег. - Москва: Учпедгиз, 1956. - 374 с.
6. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в двух томах / Я.А. Коменский. - Москва: Педагогика, 1982. - 656 с.
7. Лихачев, Б.Т. Педагогика /Б.Т. Лихачев. - Москва: Юрайт, 2001. - 607 с.
8. Локк, Дж. Педагогические сочинения / Дж. Локк. - Москва: Учпедгиз, 1939. - 320 с.
9. Макаренко, A.C. Педагогические сочинения в 8 т. / A.C. Макаренко. - Москва: Педагогика, 1984. - 398 с.
10. Новиков, A.M. Основания педагогики / A.M. Новиков. - Москва: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.
11. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения / И.Г. Песталоцци. - Москва: Педагогика, 1965. - 635 с.
12. Соколова, Ю.Н. Методические приемы организации формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе / Ю.Н. Соколова, В.В. Мамонова // Гуманитарные науки и образование. - 2023. - № 14 (2). - С. 90-95
13. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения в 5-ти т. / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1980.-687 с.
14. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии / К.Д. Ушинский. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.
15. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. (т. 3) / С.Т. Шацкий. - Москва: Просвещение, 1964. - 490 с.
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель Кутепова Ольга Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА
СТУДЕНТА ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье обоснована актуальность выявления организационно-педагогических условий формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры, представлены их описание и содержательная характеристика. В качестве первого условия выделена необходимость обогащения содержания образовательного процесса вуза имиджелогическими контекстами, которые определяются логической последовательностью ориентации на освоение студентом вуза физической культуры ценностей имиджирования себя как профессионала отрасли физической культуры и спорта, а также объектов профессиональной деятельности (физической культуры, учреждений отрасли, физической активности, физкультурной деятельности, здорового образа жизни, направленного использования средств оздоровления для обеспечения профессиональной успешности, качества жизни и др.). Реализация имиджориентированных технологий формирования и продвижения профессионального имиджа студента как второе условие исследуемого процесса раскрыто в направлении поиска педагогических способов обогащения содержания высшего образования имиджеформирующим содержанием, определяющим расширение и систематизацию студентом знаний о имиджмейкинге в профессиональной сфере по профилю подготовки и развития соответствующих профессиональных качеств. Третьим условием исследуемого процесса определено включение студента в разнообразные имиджформирующие физкультурно-профессиональные практики, в рамках которого они классифицированы и раскрыто их содержание. Сделан вывод о целесообразности реализации выделенных организационно-педагогических условий в их совокупности для обеспечения эффективности формирования профессионального имиджа студента вуза физической культуры.
Ключевые слова: профессиональный имидж, студент, вуз физической культуры.
Annotation. The article substantiates the relevance of the problem of the organization of value-oriented activities of the University of physical culture for the formation of a student's professional image, presents its semantic, informational and transformative possibilities for achieving the effectiveness of the process under study. Semantic possibilities make it possible to organize the educational process of the University of physical culture for the student to master the value content of physical culture in accordance with his prospective professional goals and objectives on the basis of emotionally saturated polysubject interaction, enriching the conscious choice of ways and means of designing and implementing a positive professional brand with a semantic basis. Information opportunities contribute to the expansion, integration and systematization of the student's knowledge about the image of a professional image bearer in the field of physical culture and sports in relation to their own efforts in the context of improving the level of physical development and fitness, taking into account the appropriate combination of external and internal characteristics of a representative of the professional community. Transformative opportunities allow the student to gain and increase the experience of positive self-presentation in the profession based on active participation in image-forming physical culture and professional practices. The conclusion is made about the availability of appropriate resources in universities of physical culture (image-image, organizational-content, interactive-activity).
Key words: professional image, student, value-oriented activity, university of physical culture.