Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИКИ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / РАЗВИТИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕАЛИИ / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / DEVELOPMENT / HISTORIC FEATURES / SOCIO-CULTURAL REALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редькина Л. И., Вишневский В. А.

В статье представлен ретроспективный анализ развития основных педагогических принципов. Особое внимание обращается на влияние исторических эпох на развитие педагогической мысли. Совершенствование педагогических принципов рассматривается с опорой на труды отечественных и зарубежных педагогов. Доказано, что реализация педагогических принципов в образовании - ключевой компонент его развития. Обновление социально-культурных реалий способствует обновлению содержания педагогических принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL PRINCIPLES

Тhe article presents the retrospective analysis of the development of the basic pedagogical principles. Special attention is paid to the influence of historical periods on the development of pedagogical thought. The improvement of pedagogical principles is considered to base on the works of Russian and foreign teachers. It is proved that the implementation of pedagogical principles in education is a key component of its development. Updating the socio-cultural realities contributes to the renewal of the content of pedagogical principles.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИКИ»

4. Ашинова З.Ш., Айвазян О.О. Культура речи и ее влияние на этику общения в современных социально-экономических условиях развития общества / З.Ш. Ашинова, О.О. Айвазян // Материалы всероссийской научно-практическая конференция «социально-экономические аспекты развития современного общества в постолимпийский период», 28 февраля - 1 марта 2015 г., Краснодар. - С. 15-19.

5. Васильева, А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. - М: Рус. яз., 1990. - 247 с.

6. Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М., 1983. - 269 с.

7. Вырыпаева, Л.С. Формирование навыка продуцирования собственного текста: дис. ... канд. пед. наук / Л.С. Варапа-ева. - Рязань, 2007. - 232 с.

8. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М., 2001. - 272 с.

9. Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. ред. Г.В. Рамишвили; Послесл. А.В. Гулы-гин, В.А. Звегинцева. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. - 400 с.

10. Гусейнов, А.А. Этика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 570

с.

11. Сопер, П.Л. Основы искусства речи. - М.: Яхтсмен, 1995. - 448 с.

12. Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики: монография / Ф. де Соссюр. - М.: УРСС Эдиториал, 2007. - 257 с.

13. Шефнер, В.С. Слово. Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. Серия третья / В.С. Шефнер // А. Краковская, Ю. Розенблюм. - М.: Художественная литература, 1977.

14. Шхапацева, М.Х. Современный русский язык: учебник для педагогических факультетов высших учебных заведений (уровень подготовки - бакалавр) / М.Х. Шхапацева. - Майкоп, редакционно-издательский огтдел ФГБОУ ВПО «АГУ», 2013. - 475 с.

15. Шхапацева, М.Х. Развитие связной русской речи учащихся: пособие для учителей общеобразовательных школ РА / М.Х. Шхапацева. - Майкоп, 1995.- 134 с.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИКИ

Редькина Л. И.

Доктор педагогических наук, профессор, Заведующий кафедрой педагогики и управления учебными заведениями «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» Вишневский В. А.

Кандидат педагогических наук, доцент, Доцент кафедры педагогики и управления учебными заведениями «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

В статье представлен ретроспективный анализ развития основных педагогических принципов. Особое внимание обращается на влияние исторических эпох на развитие педагогической мысли. Совершенствование педагогических принципов рассматривается с опорой на труды отечественных и зарубежных педагогов. Доказано, что реализация педагогических принципов в образовании - ключевой компонент его развития. Обновление социально-культурных реалий способствует обновлению содержания педагогических принципов.

Ключевые слова: педагогические принципы, развитие, исторические особенности, социально-культурные реалии.

THE HISTORICAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL

PRINCIPLES

Redkina L. I.

Doctor of Pedagogic Sciences, professor, Head of the Department of Pedagogy and educational management

«V.I. Vernadsky Crimean Federal University» Vishnevskij V. A.

Candidate of Pedagogic Sciences, docent, Associate Professor at the Department of Pedagogy and educational management

«V.I. Vernadsky Crimean Federal University»

The article presents the retrospective analysis of the development of the basic pedagogical principles. Special attention is paid to the influence of historical periods on the development of pedagogical thought. The improvement of pedagogical principles is considered to base on the works of Russian and foreign teachers. It is proved that the implementation of pedagogical principles in education is a key component of its development. Updating the socio-cultural realities contributes to the renewal of the content of pedagogical principles.

Key words: pedagogical principles, development, historic features, socio-cultural realities.

Постановка проблемы. Принципы обучения - это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявле-

ниях.

Конечно, эти доминанты учебного процесса не являются догмами. Они обусловлены целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влия-

нием исторических условий, смены педагогических систем.

Эта проблема всегда занимала многих выдающихся педагогов всего мира. Тем не менее, и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не созданы научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Именно это является причиной того, что в соответствующих фундаментальных трудах по дидактике и в учебных пособиях по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировки значительно разнятся. Это объясняется тем, что одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие - из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служить закономерности психики обучающихся. И хотя законы и закономерности не содержат прямых указаний, как действовать педагогу в той или иной ситуации, они являются теоретической основой для обоснования принципов обучения.

В связи с этим возникает необходимость в раскрытии генезиса принципов педагогики, что позволяет открывать и развивать ее новые аспекты.

Анализ последних исследований и публикаций. Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами - основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности: определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов. Принципы в педагогике дают общее направление воспитания и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.

Однако вопрос о принципах педагогики для каждого периода развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные ученые выдвигают те или иные принципы или по-новому толкуют уже известные.

Проблема принципов обучения всегда являлась одной из актуальных в дидактике. Тем не менее она и сегодня не получила своего окончательного решения, поскольку раскрытие сущности принципов обучения и их номенклатуры, как оказалось, является одной из сложных методологических и специально-научных проблем.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Рассмотрение особенностей развития принципов педагогики в ретроспективном контексте с опорой на труды известных ученых.

Цель статьи - рассмотреть в хронологической последовательности разработку педагогических принципов с учетов специфики времени их возникновения.

Изложение основного материала. Родоначальником педагогики считается Сократ. Главное и методике Сократа,

которая называется «Маевтика», - это вопросно-ответная система обучения и воспитания, сутью которой является обучение логическому мышлению. Беседа его касалась вопросов о сущности общих понятий: добра, красоты, любви, бессмертия души, достоверности знания и прочего. Сократовский метод вести диалог строился на дедуктивном приеме, состоявшем в определении понятий путем исключений. Однако обучение и воспитание должно происходить в полном и безусловном приятии Учителем Ученика. Сократ поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели. Сократ учил учиться в пространстве безусловной любви, что позже в педагогике было названо «обучением в поле любви». Педагогические принципы Сократа - отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным воспитательным средством и другие нашли отклик уже в античности. В XVII веке некоторые положения сократовской педагогики были включены Я. А. Коменским в «Великую дидактику».

По сути, своей методой Сократ провозгласил принцип неманипулятивности.

Ученик Сократа, философ Платон выразил свои идеи в педагогической теории, которая заключалась в следующем: восторг и познание - единое целое, поэтому познание должно приносить радость. Радость в обучении возможна при личностном ориентировании Учителя на каждого ученика. В педагогических воззрениях, идеях Платона практически сформулирован принцип личностного ориентирования.

Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик, известный философ Аристотель. Он внес в педагогику следующее: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, утверждал, что все люди должны получать одинаковое воспитание. Он сформулировал принцип образования -принцип природосообразности, природолюбия. В целом Аристотель рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, «физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному» [1].

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В этот период античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. Идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания вновь начинает разрабатываться в эпоху Возрождения. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма.

Т. Мор и Т. Кампанелла, рассуждая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития и воспитания личности, причем связывали это с воссоединением образования и воспитания с производительным трудом. Социалисты-утописты сделали большой вклад в развитие педагогики не столько своими суждениями, сколько глубоким эстетическим смыслом своих утопий. «Я считаю, - писал Т. Мор в «Утопии», - что человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира». На место религиозного идеала пассивности и смирения вместе с утопическим социализмом приходит новый идеал человека, который совершенствует себя и исправляет окружающий мир. Это возможно только посредством «сво-

бодного творчества» [4]. Идеи этих педагогов-мыслителей заложили основу для формирования принципа креативности (свободного творчества).

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах выдающихся мыслителей эпохи Возрождения (XV-XVII вв.): итальянского гуманиста Витторино да Фельтре (1378-1446 гг.), испанского философа и педагога Хуана Ви-ееса (1442-1553 гг.), нидерландского богослова, философа, филолога, педагога, виднейшего представителя «христианского гуманизма» Эразма Роттердамского (1469-1536 гг.), французского писателя Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), французского писателя и философа Мишеля Монтеня (1533-1592 гг.) и др. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, выступали за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма, призывали к гуманному подходу при обучении, провозглашая тем самым принцип гуманизации в педагогике.

Как уже отмечалось, наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. Этому способствовал труд английского философа, естествоиспытателя, государственного деятеля, лорда, барона Веруламского, виконта Сент-Олбанского Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.) «О достоинстве и увеличении наук», который вышел в 1623 г. Ф. Бэкон видел важнейшую задачу науки в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы. Некоторые исследователи рассматривают его как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины в педагогике. (Имеется в виду его высказывание: «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно»).

В XVI столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, философа, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В своем знаменитом труде «Великая дидактика» [2] Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной и воспитательной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание. Ян Амос Коменский создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Однако к этому великому педагогу всегда было неоднозначное отношение в виду его принадлежности к религиозному ордену «Золотой Розенкрейц».

Многое из того, что возникло и существует в современной жизни, пришло из его дидактики: современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование активности и отдыха во время занятий, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей - все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему.

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение званиями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы,

написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому - дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

Коменский выдвинул идею непрерывности образования, (учить через всю жизнь), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии - высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста». В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведением о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении, но меньшей мере, вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда». Этим Коменский сформулировал принцип экономичности. «Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считал, «что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (это можно сравнить с современной идеей межпредметных связей).

Удивительно, что идеи Коменского, высказанные много лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его должно считать гениальным педагогом-провидцем, который явил миру состоятельность и необходимость воплощения в педагогике принципа универсальности.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как философ, иногда называемый «интеллектуальным вождем XVIII в.» и первым философом эпохи Просвещения Джон Локк (1632-1704 гг.) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) во Франции, Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776-1841 гг.) и Адольф Дистервег (1790-1866 гг.) в Германии.

В своем труде «Мысли о воспитании» Д. Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. В своей теории воспитания Джон Локк утверждал, что основа всему добро. Добро - это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдания. А моральное добро - это добровольное подчинение человеческой воли законам общества и природы, которые находятся в божественной воле - истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении. Его теория познания и Социальная философия оказали глубокое воздействие на историю педагогики, культуры и общества. Этот педагог развивал и наполнял новыми идеями принцип нравственности и принцип гармонизации.

Философ-просветитель, писатель, композитор Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять

детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию. Ж.-Ж. Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании» [5]. Автор критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе его обучения и воспитания, надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он - писал Руссо - достигает знания не через Вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам». Этим высказыванием Руссо провозглашает принцип проектности, актуальный и на современном этапе развития образования.

Идеи Ж.-Ж. Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога-демократа, одного из основоположников дидактики начального обучения Иоганна Генриха Песталоцци, который утверждал, что цель обучения - в формировании человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природо-сообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. В этом и заключается принцип природосообраз-ной гармонизации по И. Песталоцци.

Главная заслуга И. Песталоцци в том, что он - один из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармоническое развитие человека. Теория элементарного образования построена на принципе простоты образования. Его идею развивающего обучения К. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику. Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития, обосновывая тем самым необходимость в педагогике принципа эмпатии (сочувствия).

В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Большой вклад в развитие педагогики внес немецкий философ, психолог, педагог И. Гербарт. Он развивал идеи Песталоцци. Основные работы Гербарта отличаются рациональностью. В педагогике автор видел, прежде всего, мето-

дологический инструментарий, он стремился к выявлению условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Педагогика по И. Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а посредством психологии - способы их осуществления. Главная цель воспитания - воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами (через волеизъявление личности) и выработкой многосторонних интересов. Именно этот ученый сформулировал так называемый принцип добродетельности - принцип этичности и психологичности.

Немецкий педагог А. Дистервег был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразностъ и самодеятельность. Под природосообразностъю он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность, по мнению педагога - это решающий фактор, который и определяет личность человека, все его поведение. Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, сформулировал 33 закона и правила, утвердив и реализовав тем самым принцип инструментальности.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии С. Полоцкого (до пострижения в монахи - Петровский-Ситнианович, Самуил Емельянович) (1629-1680 гг.). В 1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинских языков. В 1667 г., он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С. Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в Российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. По его сути это есть формулирование принципа экологичности.

Педагогические взгляды украинского философа, поэта, педагога Г. Сковороды (1722-1794 гг.) основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определенному виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание. Человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно Сковороде, только через духовное устроение отдельной личности можно прийти к идеалу совершенного человеческого общества. В виду того, что не каждый человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у Сковороды напоминает сократовскую «родовспомога-тельницу»: задача наставника, воспитателя - не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь человеку, занятому поиском истинного призвания, развития «сродности». Принцип сродности явился основой для формулирования принципа опережающего развития.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М. Ломоносов (1711-1765 гг.). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748 г.), «Российскую грамматику» (1755 г.) и др. Благодаря педагогическому творчеству Ломоносова были сформулированы принципы риторичности и системности.

Заметный след в российской педагогике оставил Н. Новиков (1744-1818 гг.). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой, выдвинул принцип научности.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л. Толстой (1828-1910 гг.), который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и воплощал там свои мысли об обучении и воспитании. Согласно Толстовской концепции требования к учителю были следующими: насильно не принуждать детей к учебе, чтобы не создавать у них отвращение к школе, приучающее их к лицемерию и обману; учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, «которые поставила для него природа»; замечать психологическое состояние, которое Лев Николаевич называл «школьным состоянием души», дающим возможность развивать «высшие способности - воображение, творчество, соображение...»; иметь «педагогический дар»; уметь общаться с родителями, чтобы совместно с ними отказываться от физических наказаний детей; понимать учителям, что «образование - это совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работа, учение, ненасильственное и свободное, искусства, науки, жизнь - все образовывает»; знать хорошо свой предмет, ибо «хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их»; устанавливать «между учителями и учениками ... дружеские, естественные отношения, при которых только и возможно учителю узнать вполне своих учеников, их склонности»; воспитывая, образовывая, развивая, действуя на ребенка, учитывать, что он «представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Большое внимание Л. Толстой обращал на развитие творческой созидательной самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», утверждая тем самым принцип творческой созидательной самостоятельности (свободного воспитания). Толстой создал учебник для начальной школы «Азбука», который интересен и по сей день.

В России цельную дидактическую систему разработал педагог К. Ушинский (1824-1870 гг.). Стержнем его педагогической системы были принципы творческой созидательной самостоятельности и свободного воспитания. К. Ушинский выдвигал требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушин-ский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях - это значит изучить его физические и психи-

ческие особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своей фундаментальной труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869 гг.) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения.

Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», специфики культуры и передовых общественных идеалов пирс деленного социума в конкретно-исторический период. Цель воспитания, по Ушинскому, - формирование активной и творческой личности, Подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей фирме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость науки и школы от религии, выступал против руководящей роли духовенства в школе.

Проблемы нравственного воспитания представлены у К. Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. Вот где корни педагогики сотрудничества.

Новой педагогической идеей автора была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «...следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Ушинский по праву считается основоположником отечественной научной педагогики.

В послереволюционной России строительство системы школьного образования и воспитания шло в течение многих десятилетий. Педагогика была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа, что определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации, идеологизация учебной и воспитательной работы. Важную роль в развитии педагогики сыграли А. Луначарский, Н. Крупская, П. Блонский, С. Шацкий, А. Макаренко, В. Сухомлинскнй.

П. Блонского (1884-1941 гг.) часто называют «советским Песталоцци». Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннее развитие личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Именно П. Блонскому принадлежит формулирование принципа эстетичности.

Исследования П. Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к из-

учению ребенка. Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». В учебнике «Педология» (1936 г.) Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения. Он выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития мнемической функции, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка; изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведения человека. П. Блонский сформулировал принцип индустриализации - тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением. П. Блонский -автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.

Мировую педагогику, безусловно, обогатила фило-софско-этическая концепция формирования личности в коллективе А. Макаренко (1888-1939 гг.). Макаренко исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя формированию потребностей коллективиста: «Нравственно оправданная потребность - это есть потребность коллективиста, то есть человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом». Педагогические воззрения Макаренко отражены следующими принципами: принцип соединения обучения с производительным трудом, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; успешность детского труда (регулятором труда должен быть успех, победа, достижение, радость); творческий характер труда; равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников; четкая организация труда; основы перевоспитания. В современное время это можно определить как принцип коллективизма и принцип перспективы потребного будущего.

В. Сухомлинский (1918-1970 гг.) является крупнейшим педагогом XX столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разго-

вор с молодым директором школы» В. Сухомлинский писал «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, введите каждого учителя на тропку исследователя», провозглашая тем самым принцип инновационности. Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка. Основное внимание В. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухом-линским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы [6].

В конце 70-х - начале 80-х гг. ХХ столетия на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя - творчество ученика» - таков их девиз. Увлеченность свои предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к детям, уважение к личности ребенка с того дня, когда он переступил порог школы - это то, что отличает настоящего учителя.

Издательство «Педагогика» с 1979 г. стало выпускать серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лысенковой, Ш. Амо-нашвили, И. Волкова, М. Щетинина.

Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Педагогика сотрудничества сформулировала и реализует принцип сотворчества, сотрудничества.

Выводы и предложения. Принципы педагогики - важная составляющая развития современного образовательного процесса. Их глубокое ретроспективное изучение способствует расширению понимания важности образования в обществе. Каждый из принципов прошел значительный путь своего развития и апробации, поэтому современный педагог должен обладать не только их знанием, но и умением прикладного использования.

Список литературы:

1. Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983.

2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.

3. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. М., 1991.

4. Мор Томас. Утопия / Пер. Ю. М. Каган. М., 1978.

5. Руссо Ж. -Ж. Педагогические сочинени: В 2 т. М., 1981.

6. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. / Сост О. С. Богданова, В. З. Смаль. М., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.