Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ / ПОВЕДЕНИЕ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ / МИМИКА / ПЛАСТИКА ТЕЛА / ЭКСТРА- И ПАРАВЕРБАЛИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айсувакова Татьяна Петровна, Дмитриев Максим Михайлович

Смысловое значение речи и сопровождающее её невербальное поведение во многом зависят друг от друга. Любой невербальный сигнал представляет собой реакцию на изменение в окружающей среде, слова данного индивида или одного из субъектов общения, потому невербальное поведение предопределено отношением человека к триггеру, вызвавшего у него данное эмоциональное состояние. В статье рассматриваются аспекты соотношения лексико-семантического содержания речи с подкрепляемым его поведением; анализируются сигналы мимики, пластики тела, а также экстра- и паравербальные особенности. Кроме этого, обсуждаются условия, в которых на основе такого рода информации можно верифицировать ложь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айсувакова Татьяна Петровна, Дмитриев Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF THE INTERRELATION OF VERBAL AND NONVERBAL MEANS OF COMMUNICATION IN INTERPERSONAL COMMUNICATION

The meaning of the speech and the non-verbal behavior accompanying it are largely dependent on each other. Any non-verbal signal is a reaction to a change in the environment, the words of a given individual or one of the subjects of communication, therefore non-verbal behavior is predetermined by the attitude of the person to the trigger that caused this emotional condition in him. The article discusses aspects of the relationship of the lexical-semantic content of speech with its reinforced behavior; signals of facial expressions, body plastics, as well as extra- and paraverbal features are analyzed. In addition, conditions are discussed in which false information can be verified on the basis of such information.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

УДК 371

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

кандидат психологических наук, доцент Айсувакова Татьяна Петровна Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московскиймеждународныйуниверситет» (г. Москва); студент 4 курса факультета журналистикиДмитриев МаксимМихайлович Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет» (г. Москва)

Постановка проблемы. Многие учёные, изучающие проблемы межличностного общения, рассматривают этот сложнейший процесс в качестве целостной совокупности познавательного, эмоционального и поведенческого аспектов. Проблема общения как многогранного процесса, изучаемая разными науками, занимает значительное место и в различных отраслях психологической науки. Психологи отмечают, что общение одновременно может решать разные задачи, указывая на разные стороны и средства общения.

Знаний в данной области накоплено достаточно как в зарубежной (В. Вундт, Н. Миллер, Д. Доллард, А Бандура, Дж. Тибо, Г. Келли, Дж. Хоминс, Ч. Осгуд, Л. Фестингер, Г. Лассуэлл и др.), так и в отечественной (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, A.A. Леонтьев, A.A. Бодалев, A.A. Реан, Г.М. Андреева и др.) науке.

Вместе с тем, остается немало вопросов, связанных с выявлением взаимосвязи и взаимодополнений вербальных и невербальных средств общения. В этой связи в статье предполагается раскрыть некоторые характеристики общения, в частности - возможность проследить саморегуляцию поступков человека с учётом полученного знания о себе и о других в процессе общения через анализ взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения.

Изложение основного материала исследования. Человеческая речь является основным средством вербального общения, с помощью которой человек передает информацию другим людям и получает ответную информацию. Благодаря речи в коммуникации образуются логико-смысловые связи, благодаря речи человек представляет научные идеи, координирует совместную деятельность, выстраивает свои взаимоотношения с людьми, говорит о своих чувствах и пр.

Любая межличностная коммуникация, подкрепляемая визуальным контактом между субъектами общения, предполагает не только обмен вербальными репликами, но и сопровождается потоком невербальных сигналов. При этом оба аспекта общения находятся в непрерывной зависимости друг от друга. Для того, чтобы понять действительные намерения и состояние индивидуума, необходимо не только внимательно наблюдать за тем, что он говорит и какими сигналами языка тела подкрепляет сказанное, но и грамотно интерпретировать полученную таким образом информацию.

Невербальные средства используются для установления эмоционального контакта, которые способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения, дополняют содержание высказывания и свидетельствуют об отношении к собеседнику, а также дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.

Взаимопонимание между людьми будет наиболее эффективным не только осознанием речи собеседника, но и точной интерпретацией визуальной информации (мимика, жесты, пантомимика, поза, дистанция и угол общения) и используемых экстра- и паралингвистических средств общения (система вокализации голоса, тип речи, темп и тембр речи, паузы и т.д.).

В общении важно учитывать тот факт, что большая часть реакций человека недостаточно контролируема, а потому в тех ситуациях, когда мысли и слова собеседника неконгруэнтны, это можно «прочитать».

Характер невербальных реакций, безусловно, зависит и от ряда причин, в частности:

- контекст отношений между участниками общения и их статус по отношению друг к другу;

- личностные особенности субъекта коммуникации, включая уровень его эмоционального интеллекта;

- интенсивность триггера, вызвавшего реакцию [4, с. 76].

Имея представление о каждом из факторов и отслеживая процессуальные единицы, при грамотной интерпретации можно сделать максимально безошибочный вывод об отношении человека к собеседнику или предмету диалога. Для того, чтобы безошибочно соотнести лексико-семантическое содержание речи с процессуальными единицами, необходимо отслеживать динамику всех элементов невербального поведения. Согласно исследованиям П. Экмана, самым важным компонентом является мимика человека, поскольку она наиболее полно отражает эмоциональные состояния субъекта общения. В западной традиции принято выделять семь базовых эмоциональных состояний, к которым восходит большинство выражений лиц: радость, печаль, страх, удивление, отвращение, презрение и гнев [4, с. 13]. П. Экман утверждает, что каждому эмоциональному состоянию соответствует сокращение совершенно определённых групп лицевых мышц (таблица 1).

Таблица 1

Мимические проявления эмоциональных состояний

№ Эмоция Мимические признаки эмоции

1 Радость Характерно растянутые губы; приоткрытый рот; морщинки в уголках глаз, отличающие искреннюю улыбку [4, с. 251-260].

2 Печаль Поднятые и сведенные уголки бровей; вертикальная морщина между бровями; опущенные верхние веки; приподнятые щеки, которые слегка щурят глаза и поднимают уголки рта, напоминая улыбку; опущенные уголки рта; выпуклость между нижней губой и подбородком; приподнятая верхняя губа [4, с. 129-139].

3 Страх Поднятые верхние и слегка напряженные нижние веки; взгляд перед собой; поднятые и сведенные брови; опущенная нижняя челюсть; растянутый рот; оттянутые губы [4, с. 202-209].

4 Удивление Поднятые не сведенные брови; поднятые верхние и расслабленные нижние веки; открытый рот [4, с. 202-209].

5 Отвращение Поднятая верхняя губа; слегка выдвинута вперед и приподнята нижняя губа; углубленные носогубные морщины; расправленные ноздри; нос сморщен; морщины на переносице; поднятые щеки, приподнимающие расслабленные нижние веки; опущенные брови; морщинки в уголках глаз [4, с. 227-230].

6 Презрение Асимметричное выражение; поднят и заострен один уголок рта; приподнята одна щека; может сопровождаться коротким выдохом или хмыканьем. Можно перепутать с ассиметричной улыбкой или асимметричным отвращением [4, с. 227-230].

7 Гнев Опущенные и сведенные брови; поднятые верхние веки; слегка поднятые нижние веки; губы сжаты и напряженны (при ярости могут принять форму прямоугольника); выдвинутый подбородок; стиснуты зубы; сверкающие глаза; расширенные ноздри [4, с. 172-179].

Чаще всего, мы сталкиваемся с эмоциональными состояниями, отражение которых сопровождается изменениями не всех участков лица, присущих данной эмоции, что осложняет верификацию [4, с. 84]. Более того, необходимо учитывать индивидуальные и социокультурные особенности, а также осознаваемые и неосознаваемые намерения субъекта коммуникации, чтобы дать безошибочную интерпретацию фиксируемых процессуальных единиц.

Помимо этого, важно обращать внимание на интенсивность эмоциональных состояний, их продолжительность, время появления и затухания, симметричность и асимметричность, а также соотносить эти данные с вербальным речевым контекстом. В совокупности такого рода информация говорит об отношении человека к предмету диалога или к одному из участников общения.

Немаловажным типом процессуальных единиц являются двигательные импульсы. По замечанию У. Кондона и П. Экмана, некоторые состояния сопровождаются телесными движениями относительно триггера, вызвавшего данное состояние. Так, отстранение от триггера соответствует эмоции отвращения или страха, а движение по направлению к триггеру говорит об испытываемом гневе к источнику эмоции [4, с. 87-89].

При верификации состояний важно обращать внимание на изменения пластики тела, которая включает в себя следующие элементы:

- сигналы рук, кистей и пальцев;

- сигналы корпуса;

- сигналы ног и ступней [1, с. 131-133].

Дж. Наварро, экс-сотрудник Федерального бюро расследований (ФБР), предлагает собственную классификацию значений невербальных сигналов пластики тела. Так, он выделяет следующие наиболее частые позы, принимаемые людьми:

- позы открытости и закрытости;

- позы уверенности и неуверенности;

-позы стресса и комфорта;

- позы готовности к действию;

- позы территориального превосходства [2, с. 111-116].

Каждая из обозначенных категорий включает в себя ряд невербальных признаков, свидетельствующих о том или ином эмоциональном или настроенческом состоянии и иллюстрирующих лексико-семантическое наполнение речи. При этом большинство сигналов пластики тела крайне неоднозначно, и расшифровывать каждую процессуальную единицу необходимо с учётом ситуационного и вербального контекста, а также личностных характеристик субъекта общения.

Совместно с изменениями в мимике и пластике тела происходят закономерные изменения в экстра- и паравербальной оформленности голоса человека [4, с. 13]. Данная сфера включает в себя скорость речи, интонацию, ритм, тембр, тон и громкость голоса, а также такие экстралингвистические факторы, как глубина и частота дыхания, сглатывание, прочищение горла и т.д. - то есть физиологически обусловленные звуки. Так, при естественной речи и поведении голосовые модуляции соответствуют настроениям и переживаемым эмоциональным состояниям и коррелируются с остальными невербальными сигналами. В действительности трудно выделить конкретное число существующих интонаций и найти для них определения из имеющегося понятийно-терминологического аппарата, так как голосовые возможности человека крайне многогранны и неоднозначны, а существенную часть спецификаций можно обозначить только на сонограмме. При этом доказано, что когда человек, например, говорит о приятных для него вещах, его голос звучит более громко и высоко. И наоборот, когда предмет разговора вызывает негативные эмоции, это сопровождается подавленной интонационной оформленностью и более тихим голосом.

Наблюдение за невербальным поведением человека и сопоставление его с речевыми единицами предоставляет возможность не только распознавать отношение субъекта к другому участнику или предмету разговора, но и верифицировать ложь. П. Экман утверждает, что озвучивание ложной информации

сопровождается несоответствием между вербальной и невербальной стороной общения. Так, когда процессуальные единицы одного из участников общения не иллюстрируют смысл его речи, мы можем заподозрить его в неискренности или лжи. Однако здесь чрезвычайно важную роль играет, так называемый, капкан Брокау. Согласно определению П. Экмана, капкан Брокау - это ошибка, которую можно сделать, приняв подозрительное поведение человека за аргумент в пользу лжи [3, с. 88].

Вызывающую подозрения в искренности информацию, полученную посредством наблюдения за поведением человека, П. Экман называет горячими точками: «Они отмечают те моменты, когда вам требуется иметь больше информации. Альтернативные объяснения того, почему у человека возникло такое поведение, должны быть исключены, прежде чем вы сможете сделать вывод о том, что изменение в поведении является свидетельством лжи» [4, с. 267].

Несмотря на отсутствие универсальных и объективных признаков лжи [3, с. 93], существует практически универсальный принцип её верификации: отслеживание базовой линии поведения конкретного человека и фиксация отклонений от неё. Апеллирование к этому принципу позволяет учесть все индивидуальные особенности личности, не попасться в капкан Брокау и тем самым с большей вероятностью распознать ложь [4, с. 266-267].

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что вербальное и невербальное общение находится в неразрывной связи друг с другом. Изменения в мимике, пластике тела, экстра- и паравербалике тем или иным образом сопряжены с лексико-семантическим содержанием речи. Так, отношение индивида к предмету разговора или субъекту общения чаще всего находит отражение в его процессуальных единицах - зачастую это минимальные и/или неоднозначные визуальные или аудиальные изменения в поведении, значение которых в синхронном режиме не всегда удаётся верифицировать. Однако при должной подготовке можно не только распознать эмоциональное состояние человека, но и определить, когда он говорит правду, а когда

Всё вышесказанное указывает не на то, что способность чутко воспринимать особенности поведения как своего, так и другого человека, потребность и умение оценивать себя в общении с другими, а также свобода и вариативность в общении - могут и должны стать для будущего специалиста в любой сфере деятельности объектом совершенствования и развития.

Аннотация. Смысловое значение речи и сопровождающее её невербальное поведение во многом зависят друг от друга. Любой невербальный сигнал представляет собой реакцию на изменение в окружающей среде, слова данного индивида или одного из субъектов общения, потому невербальное поведение предопределено отношением человека к триггеру, вызвавшего у него данное эмоциональное состояние. В статье рассматриваются аспекты соотношения лексико-семантического содержания речи с подкрепляемым его поведением; анализируются сигналы мимики, пластики тела, а также экстра- и паравербальные особенности. Кроме этого, обсуждаются условия, в которых на основе такого рода информации можно верифицировать

Ключевые слова: невербальные сигналы, поведение, лексико-семантическое содержание речи, мимика, пластика тела, экстра- и паравербалика.

Annotation. The meaning of the speech and the non-verbal behavior accompanying it are largely dependent on each other. Any non-verbal signal is a reaction to a change in the environment, the words of a given individual or one of the subjects of communication, therefore non-verbal behavior is predetermined by the attitude of the person to the trigger that caused this emotional condition in him. The article discusses aspects of the relationship of the lexical-semantic content of speech with its reinforced behavior; signals of facial expressions, body plastics, as well as extra-and paraverbal features are analyzed. In addition, conditions are discussed in which false information can be verified on the basis of such information.

Keywords: non-verbal signals, behavior, lexical-semantic content of speech, facial expressions, body plastic, extra- and paraverbalik.

Литература:

1. Мейер П. Как распознать ложь. Эффективные методы выявления обмана. -М.: Эксмо,2013. -320 с.

2. Наварро Д., Карлинс М. Я вижу, о чем вы думаете - Минск: Попурри, 2018. - 352 с.

3. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. - СПб.: Питер, 2018. - 384 с.

4. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 334 с.

5. Condon, W.S. An analysis of behavioral organization - Sign Language Studies. - 1988. -318 c.

УДК 371

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. На современном этапе развития высшего профессионального образования происходит смена образовательной парадигмы с традиционной (репродуктивной) на инновационную (продуктивную). Цель изменения образовательной парадигмы обоснована новыми требованиями к личности специалиста и гражданина информационного общества. Становление инновационной образовательной парадигмы реализуется путем обеспечения продуктивной деятельности студентов в образовательном процессе вуза. В этой связи одной из задач современных педагогов, в том числе и преподавателей социологических дисциплин в высшей школе, является использование технологий, методов, средств и приемов обучения, направленных на привлечение студентов к продуктивной познавательной деятельности.

Отличие продуктивной деятельности от репродуктивной в том, что студент, на основе наличия определенных знаний, самостоятельно применяет их в новой или в стандартной ситуации путем нахождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.