Научная статья на тему 'Теоретические основы выбора поставщика услуг при управлении проектами с использованием механизма аутсорсинга'

Теоретические основы выбора поставщика услуг при управлении проектами с использованием механизма аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАКТ / АУТСОРСИНГ / ТЕНДЕРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ПОСТАВЩИКИ / ИТ-УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арланов Игорь Викторович

В статье рассмотрена роль ИТ-аутсорсинга как одного из самых молодых и динамично развивающихся секторов российского рынка информационных технологий. Уточнен понятийный аппарат в сфере ИТ-аутсорсинга, рассмотрена классическая схема категоризации ИТ-аутсорсинга, определены основные виды ИТ-аутсорсинга. Освещены основные проблемы в развитии российского рынка ИТ-аутсорсинга. Сделаны выводы о перспективах использования ИТ-аутсорсинга как эффективного инструмента оптимизации бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы выбора поставщика услуг при управлении проектами с использованием механизма аутсорсинга»

Раздел II. РАЗВИТИЕ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

КОМПЛЕКСОВ

И.В. Арланов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА УСЛУГ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА АУТСОРСИНГА

Аннотация: в статье рассмотрена роль ИТ-аутсорсинга как одного из самых молодых и динамично развивающихся секторов российского рынка информационных технологий. Уточнен понятийный аппарат в сфере ИТ-аутсорсинга, рассмотрена классическая схема категоризации ИТ-аутсорсинга, определены основные виды ИТ-аутсорсинга. Освещены основные проблемы в развитии российского рынка ИТ-аутсорсинга. Сделаны выводы о перспективах использования ИТ-аутсорсинга как эффективного инструмента оптимизации бизнес-процессов.

Ключевые слова: контракт, аутсорсинг, тендерная документация, поставщики, ИТ-

услуги.

Управление процессом выбора - сложный процесс, и качество управления критически важно для успешного выбора наилучшего поставщика. На этом этапе важно создать сильную команду высококвалифицированных специалистов, ключевыми фигурами которой должны являться:

• высшее руководство (функции управлении и контроля);

• руководители коммерческих подразделений (бизнес-план и критерии оценки в процессе выбора);

• команда аналитиков - задачи управления процессом выбора, анализ рынка, ведение переговоров, подготовка соглашений и т.п. (сюда также входят сотрудники финансовых, юридических, информационно-технологических и материально-технических подразделений);

• эксперты-консультанты (сторонние специалисты в области передаваемой на аутсорсинг-функции).

Прежде чем процесс выбора начнется всерьез, многое должно быть достигнуто, начиная с проведения переговоров с рядом компаний предоставляющих ИТ-услуги. Предварительные переговоры с поставщиками для подготовки ЯБР очень важны. Клиент должен изо всех сил стараться доказать каждому потенциальному поставщику, что он не откажется от своего намерения обратиться к аутсорсингу [1].

Среди основных требований выбора поставщика услуг можно выделить следующие:

1) наличие опыта в реализации аналогичных проектов предоставления ИТ-услуг;

2) качество услуг, наличие сертификатов качества у поставщиков услуг;

3) стоимость услуг;

© Арланов И.В., 2013

4) гибкие условии контракта;

5) репутация, известность компании на рынке;

6) спектр предоставляемых услуг;

7) размер компании.

Наиболее значимыми факторами при выборе поставщика услуг, являются наличие опыта в реализации аналогичных проектов и качество услуг, при этом стоимость услуг является менее значимым фактором, чем их качество.

Автор предлагает отдать предпочтение следующими требованиям.

1. Доверие (насколько опытен этот поставщик услуг, т.е. сколько у него клиентов в данный момент).

2. Надежность (удовлетворяет ли этот поставщик услуг требованиям своих клиентов).

3. Гибкость (работает ли этот поставщик по одному образцу или он достаточно гибок, чтобы быстро удовлетворить потребности, а в дальнейшем корректировать свою работу в зависимости от того, будет ли предприятие расширяться или, наоборот, сворачивать свою деятельность).

4. База навыков (есть ли у этого поставщика навыки в сфере 1Т и других областях, которые не нужны сейчас, но которые понадобятся в будущем).

5. Возможность экономии (сможет ли этот поставщик услуг предложить большую экономию средств, чем другие поставщики).

6. Обслуживание (насколько высок уровень обслуживания, предлагаемый этим поставщиком, по сравнению с тем, что организация заказчик получает сейчас, или с тем, что предлагают другие поставщики).

7. Кадровая политика (какую политику в отношении кадров проводит поставщик услуг и как это скажется на наших сотрудниках).

8. Навыки перевода (насколько эффективно поставщик услуг осуществил предыдущий перевод сотрудников: придерживался ли он установленного графика; как этот переход повлиял на переведенных сотрудников компании-клиента).

9. Вопросы, связанные с заключением контракта (захочет ли поставщик воспользоваться своим большим опытом и связать заказчика жестким контрактом или он позволит внести поправки либо заключить партнерское соглашение).

10. Внутренняя квалификация и контроль (позаботится ли поставщик услуг о том, чтобы заказчик не потерял квалификацию и контроль, необходимые для поддержания и расширения деятельности предприятия).

Оценивая потенциального поставщика услуг, необходимо представлять его возможности в отношении развития бизнеса, стремление к совершенствованию технологий, которые имеют непосредственное отношение к передаваемым функциям. Чрезвычайно важным представляются также и опыт реализации аналогичных проектов, взаимодействие с клиентами, коммуникабельность, адекватность понимания взаимных требований.

Автор считает, что наиболее важными для организации заказчика требованиями, предъявляемыми к поставщику аутсорсинг-услуг, являются следующие:

1) Стоимость услуг, так как одной из причин для применения аутсорсинга является именно сокращение финансовых издержек;

2) Репутация компании и спектр предоставляемых услуг и профессиональных навыков для осуществления аутсорсинга в сфере интересов заказчика;

3) Возможность изменения условий контракта с учетом интересов обеих сторон. Это связано с тем, что в сложившейся практике компании, предоставляющие услуги аутсор-

синга, неохотно идут на подобные условия, ссылаясь на невозможность изменения условий принятого руководством контракта. Это, во-первых, противоречит принципу свободы договора, а во-вторых, свидетельствует не о самой высокой компетенции такой организации и ставит под сомнение уверенность в качестве оказываемых ими услуг.

Подобная дифференциация по значимости предъявляемых к поставщику услуг аутсорсинга требований схожа с данными, приведенными в исследовании С. А. Коновалова значимости показателей при выборе поставщика ИТ-услуг для настоящего времени. Ниже приведены полученные оценки.

1 - наличие опыта в реализации аналогичных проектов предоставления ИТ-услуг

(16%);

2 - качество услуг, наличие сертификатов качества у поставщика услуг (15%);

3 - стоимость услуг (15%);

4 - гибкие условия контракта (13%);

5 - репутация, известность компании на рынке (12%);

6 - спектр предоставляемых услуг (11%);

7 - существующие связи с поставщиком услуг (10%);

8 - размер компании (8%) [2].

После того как критерии оценки будут согласованы, следующий этап процесса выбора будет заключаться в создании списка потенциальных поставщиков услуг. Отбор кандидатов выполняется путем запроса информации у ряда перспективных поставщиков и оценки их ответов. ЯБР к потенциальным поставщикам должны быть высланы им вместе с кратким описанием требований к обслуживанию. Им должны быть предоставлена информация о текущей стратегии компании и целях внедрения программы аутсорсинга.

Тендерная документация должна содержать следующую информацию:

- вводная информация и деловая ситуация;

- вопросы конфиденциальности;

- информация о программе аутсорсинга;

- требования к обслуживанию;

- информация о сотрудниках

- активы;

- расходы и механизмы определения стоимости;

- требования к обеспечению безопасности и определению порядка действий в чрезвычайных ситуациях;

- проект контракта;

- реализация и контроль исполнения контракта;

- приложения.

Краткое содержание каждого раздела тендерной документации рассмотрено в табл.

Таблица

Содержание тендерной документации

Раздел Содержание

Вводная информация Описание организации, основных видов деятельности, общей деловой стратегии. Краткое описание подразделения, которое планируется передать на аутсорсинг

Вопросы конфиденциальности Необходимо получить гарантии сохранения конфиденциальности передаваемых сведений.

Раздел Содержание

Информация о программе аутсорсинга Общие цели программы аутсорсинга, процесс выбора и общий график выполнения работ

Требования к обслуживанию Подробное описание текущих процессов и приложений, конфигураций оборудования и телекоммуникаций, требований к хранению данных, циклов обработки, необходимых отчетов, уровней укомплектованности персоналом, графиков работ, вопросов производительности и качества обслуживания, а также расценок.

Информация о сотрудниках Полное описание политики компании по работе с персоналом

Активы Подробный перечень активов, которые должны быть включены в сделку аутсорсинга

Издержки и механизмы расчета стоимости Формула расчета стоимости, которая должна быть включена в контракт на аутсорсинг, может основываться на потребляемых факторах, производимых результатах, разделяемых рисках и вознаграждениях или совокупности этих элементов

Требования к обеспечению безопасности и определению порядка действий в чрезвычайных ситуациях Необходимо указать действия по обслуживанию в результате непредвиденных обстоятельств или соглашение по восстановлению в чрезвычайной ситуации

Проект контракта Надлежащим образом согласованный, сшитый и не подписанный документ, направляется в качестве оферты потенциальным контрагентам

Реализация и управление исполнением контракта Описание команды управления исполнением контракта, требования к составлению отчетов об эффективности выполнения работ, график встреч и конференций

Приложения Технические данные, буклеты, внутренние руководства; правоустанавливающие документы

Автор рекомендует при направлении ЯБР одновременно запрашивать у потенциальных поставщиков ИТ-услуг правоустанавливающие документы, подтверждающие полномочия данных организаций на осуществление соответствующих видов деятельности. Если деятельность организации заказчика связана с государственной тайной, то необходимо также запросить должным образом заверенные копии соответствующих лицензий.

После получения откликов целесообразно продолжить работы, посетив потенциальных поставщиков услуг. Такого рода визиты должны носить ознакомительный характер, но с обязательным подтверждением намерений компании начать плодотворное и эффективное сотрудничество. Элизабет Спарроу рекомендует запланировать посещение других организаций, сотрудничающих с рассматриваемым поставщиком, для получения справочной информации на этом этапе оценки [3].

Финальным этапом процесса выбора является анализ полученных откликов. Целью этого этапа является выбор компании аутсорсера (далее - также поставщика услуг), которая наиболее вероятно сможет осуществлять превосходное обслуживание и обеспечит высокую экономическую прибыльность, способна удовлетворить будущие требования к обслуживанию и является надежным, открытым и заслуживающим доверия партнером. Группа оценивающих экспертов должна вынести обоснованное решение с учетом оценочных баллов, присвоенных предложению каждого поставщика. Могут потребоваться некоторые уточнения, но это не означает, что поставщики должны исправлять свои предложения на этом этапе. Долж-

на быть подготовлена детальная запись заключений группы оценки. Примечание о коммерческой конфиденциальности должно быть представлено руководству на одобрение.

После того как выбор предпочтительного поставщика одобрен, об этом должно быть объявлено всем кандидатам, подавшим предложения. Автор считает, что руководству компании заказчика вполне достаточно направить в адрес несостоявшихся контрагентов письма с объяснением причин, по которым они не подходят для заключения контракта на аутсорсинг, нежели информировать сторонние фирмы о победителе тендера.

Заключительным этапом перед подписанием контракта являются переговоры между представителями сторон. К этому моменту организация-заказчик уже имеет согласованный со своей стороны и завизированный ответственными сотрудниками проект контракта. Также на этом этапе каждая из сторон имеет ряд претензий, проблем и сложностей, выявленных в ходе обмена информацией и анализа проекта контракта. Поэтому автор считает вполне целесообразным и логичным со стороны руководства заказчика пригласить на переговоры команду, ведущую рассматриваемый аутсорсинг-проект. На данном этапе в большей степени пойдет речь о содержании контракта, так как любые вытекающие последствия после его заключения должны быть четко отражены в данном документе. Именно поэтому необходимо присутствие представителей финансовых, юридических и ИТ-подразделений.

Договор является соглашением двух сторон об установлении, изменении или прекращении определенных прав и обязанностей. Также стороны свободны в выборе условий договора, которые не противоречат действующему законодательству. Поэтому в процессе переговоров сторон и достигается максимальное понимание и согласование всех существенных условий контракта. Результатом успешных переговоров является двустороннее подписание контракта на оказание услуг аутсорсинга.

Библиографический список

1. Диязитдинова А.Р. Информационные системы и технологии: история развития, проектирование, защита: стандарты упр. предприятием, IT-аутсорсинг, методы и средства проектирования ИС, интеллектуальная собственность / А.Р. Диязитдинова. - Самара: Офорт, 2006. - 132 с.

2. Коновалов С. А. Система показателей для выбора поставщика ИТ-услуг / С. А. Коновалов. - М.: Московский печатник, 2010. - 17 с.

3. Спарроу Э. Успешный IT-аутсорсинг = Successful it outsourcing: от выбора поставщика услуг до управления проектом. / Э. Спарроу. - М.: Кудиц-Образ, 2004. - 403 с.

Т.К. Бекжанова

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НЕНАБЛЮДАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ

КАЗАХСТАНА

Аннотация: рассматривается оценка и масштабы скрытой неформальной деятельности некоторых отраслей экономики страны, проведен анализ по данным Агентства по статистике РК за 2011 год. В статье рассмотрены сокрытый оборот розничной торговли, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также структура объема платных услуг населению в РК, в объеме производства продукции.

Ключевые слова: теневая экономика, скрытая деятельность.

© Бекжанова Т.К., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.