_Аннотация
Рассмотрены возможности управления с использованием аутсорсинга. Проанализированы виды аутсорсинга. Выделены основные направления развития и структура российского рынка ИТ-аутсорсинга. Сформулированы направления развития аутсорсинга, в том числе формирование методической, правовой базы, а также создание и адаптация стандартов и методологий аутсорсинга в конкретных отраслях, внутренние стандарты отрасли и самихкомпаний-аутсорсеров.
Ключевые слова: сорсинг, аутсорсинг, модели аутсорсинга, ИТ-услуга, поставщик услуг ИТ-аутсорсинга, аутсорсер, облачные вычисления, БааБ
Чуприкова Елена Александровна
аспирантка факультета государственного управления Московский государственный университет elenachuprikova@gmail.com
ключ с правом передачи
возможности аутсорсинга как метода оказания ит-услуг
Стремительное развитие новых технологий, растущая диверсификация бизнеса,усложнение бизнес-проектов и другие факторы побуждают компании разрабатывать новые стратегии и искать более эффективные решения для повышения своей конкурентоспособности. Ряд экспертов считает развитие подходов сорсин-га направлением дальнейшего развития российского ИТ-рынка.
Ресурсная свобода
Gartner Group определяет стратегический сорсинг как динамическое предоставление внутренних и внешних, деловых или ИТ-ориентированных ресурсов и сервисов для достижения целей организации. Так, по результатам исследования Gartner Gr. выделяет следующие виды сорсинга: внутрен-
нее обслуживание, инсорсинг, мульти-сорсинг или выборочный аутсорсинг, совместное предприятие, полный аутсорсинг, оптимальный консорциум, сервисная компания, генеральный подрядчик.
Заказчики ИТ-услуг должны определить наиболее эффективные способы потребления ИТ-сервисов за счет структурирования своей потребности в услугах, создания механизмов выставления требований и заданий поставщикам ИТ-услуг, контроля результатов и создания системы аудита их деятельности. Рассмотрим подробнее на примере аутсорсинга. Аутсорсинг в сфере информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) - один из существенных, конкурентообразующих факторов в сфере управления. ИТ-аутсорсинг представляет собой актуальный и эко-
ИТ-аутсорсинг представляет собой актуальный и экономически эффективный бизнес-инструмент
номически эффективный бизнес-инструмент. Компании обращаются к аутсорсингу, поскольку данный механизм позволяет им:
• повысить эффективность управления;
• получить доступ к новым технологиям;
• снизить издержки на управление;
• разделить риски с аутсорсером;
• получить выгоды от быстро реорганизованной функции;
• освободить ресурсы для других задач;
• снизить затраты на рабочие места сотрудников;
• снизить фонд оплаты труда и единого социального налога;
• привлечь высококвалифицированные кадры аутсорсера;
• повысить гибкость компании;
• сконцентрировать внимание на основных бизнес-процессах, тем самым увеличив конкурентоспособность компании.
Сравним модели аутсорсинга ИТ-услуг (табл. 1).
Что-то будет впереди
Преимущества ИТ-аутсорсинга: снижение TCO и «скрытых затрат»; стандартизованная инфраструктура и увеличение прозрачности; снижение сложности; повышение качества предоставляемых услуг; увеличение масштабируемости.
В последние годы появляются новые перспективные технологии, осно-
ванные на принципах аутсорсинга, К ним относятся Cloud (облачные технологии), Xaas («Все как услуга»), Iaas («Инфраструктура как услуга»), SaaS («Программное обеспечение как услуга») и др, Возможность предоставления информационных технологий во временное пользование в качестве «облачной» услуги создала целую экосистему, которая открывает новые возможности для разных игроков ИТ-рынка, Аналитики Gartner Group прогнозируют перенос большей части информационных технологий в «облака» в течение 5-7 лет, По их оценкам, к 2015 году объем рынка облачных вычислений достигнет 200 миллиардов долларов, Многие развитые государства уже используют «облачные» технологии, Например, в Японии в рамках «Проекта Создания Цифровой Японии» планируется выстроить к 2015 году новую «облачную» инфраструктуру, Цель проекта состоит в консолидации всех государственных ИТ-систем в единую «облачную» инфраструктуру для улучшения операционной эффективности и сокращения издержек, что позволит различным министерствам интегрировать и консолидировать вычислительное оборудование и создать единую платформу для коллективных услуг,
Стремительное развитие самих ИТ-услуг, а также моделей предоставления ИТ-услуг приводит к тому, что нет адекватной методической и правовой базы,
Выводы
Можно выделить основные направления развития ИТ-аутсорсинга:
1, Отсутствие адекватной методической базы аутсорсинга требует проведения многостороннего исследования,
2,Необходимость формирования пра-
Таблица 1
Сравнение моделей аутсорсинга ИТ-услуг
Модели аутсорсинга Аутсорсер Срок Преимущества
Управление оборудованием Юр. лицо Согласно договору. Длительный Экономия средств. Все обязательства по трудовому договору ложатся на плечи аутсорсера
Out-tasking (Ауттаскинг) или Выборочный аутсорсинг Юр. лицо Согласно договору Решение новых или сложных задач. Компания-заказчик не передает какому-либо одному крупному аутсорсеру все бизнес-задачи, подлежащие передаче на аутсорсинг, а распределяет их между несколькими аутсорсерами. Компания-заказчик направляет освободившихся сотрудников на решение других бизнес-задач. Осуществление более полного контроля над соблюдением аутсорсером договорных условий
Тактический аутсорсинг Юр. лицо Краткий срок договора Быстрое и часто краткосрочное решение определенной задачи или проблемы. Используются инновационные компании для того, чтобы получить быстрый доступ к новым техническим знаниям
Стратегический аутсорсинг Юр. лицо. Зачастую договор о сотрудничестве Длительный срок контракта Договор поощряет поставщика использовать инновации взамен строго соблюдения существующих норм и правил. И клиент, и поставщик признают важность управления отношениями, а не только договора об аутсорсинге. Они разделяют между собой риски, в то же время деля между собой вознаграждение за успех в решении поставленных задач
Трансформационный аутсорсинг Юр. лицо срок договора определяется сроком проекта Обращаются в случаях, если компания: 1) находится на начальном этапе формирования своего бизнеса, и аутсорсинг может помочь быстро внедрить новые бизнес-проекты; 2) использует аутсорсинг, чтобы получить возможность быстрого развития своего бизнеса; 3) ставит целью обновление и совершенствование собственных основных бизнес-процессов; 4) заинтересована, прежде всего, в производстве добавленной стоимости
Переходный аутсорсинг Юр. лицо Согласно договору Компании используют переходный аутсорсинг для внедрения коренного (-ых) изменения (-ий), такого (-ие) как переход от одной технологической платформы к другой. В данном контексте целесообразно выделить три основных стадии: • управление унаследованными системами; • переход к новой технологии; • ввод в действие и управление новой платформой
Аутсорсинг деловых процессов Юр. лицо. Длительный срок контракта Производственная деятельность, оборудование и штат полностью передаются внешнему поставщику услуг; передача не ограничивается операциями в области информационных технологий. Обычно передаваемые функции включают «горячие линии связи», телефонные «справочные столы», call-центры, обработку и хранение документов, работу с платежными документами и внутренний аудит
Продолжение табл.1
1 2 3 4
Совместные предприятия Совместное предприятие с внешним поставщиком услуг Длительный срок Доступ к техническим навыкам и ресурсам, не передавая сотрудников и не теряя контроль над новой организацией, действующей в сфере информационных технологий. Обе стороны несут затраты и риски и обе имеют право разделять прибыль или дивиденды. Один из рисков этого подхода заключается в том, что если цели не достигнуты, возмещение убытков производиться не будет.
Отношения на основе выгоды Юр. лицо Длительный срок Обе стороны вносят авансовый платеж и разделяют прибыль по мере ее накопления. Вследствие этого обе стороны делят риски и прибыли. Если уровень прибыли, предварительно обговоренный и спрогнозированный, не был достигнут, поставщику не гарантируется какое-либо возмещение приложенных усилий или вложенных средств
Внутренний аутсорсинг Внутренний отдел информационных технологий соглашения по обслуживанию Внутренний отдел информационных технологий формально признан поставщиком услуг. Будут заключены соглашения по обслуживанию, а услуги улучшены и разработаны по требованиям бизнеса
Insourcing (ин-сорсинг) Дочернее/ аффили-ро- ванное Длительный срок Обеспечивает большую безопасность данных по сравнению с моделью аутсорсинга
Offshoring (Оф-фшоринг) Юр. лицо. В оффшорных зонах Согласно договору Частичное или полное освобождение от налогов
Nearshoring (Ниаршоринг) Юр. лицо. В оффшорных зонах, расположенных в географической близости Согласно договору Процессы, происходящие в близлежащих странах, проще и легче контролировать благодаря минимальной разнице во времени и местоположению. Кроме того, заказчик имеет возможность снизить расходы в связи с близким расстоянием от аутсорсера
Crowdsourcing (Краудсорсинг) Пользователи Согласно договору Привлечение пользователей Интернета к производству товаров и услуг, к предложению идей
Проектный аутсорсинг Юр. лицо На этапе внедрения проекта Основные преимущества: • минимизация рисков; • привлечение квалифицированных ресурсов; • использование лучших практик, методологических подходов и международных стандартов; • тщательное планирование и мониторинг; • эффективное решение коммуникационных проблем; • эффективное управление персоналом заказчика; • повышение качества результата
Аутстафинг (Outstaffing) Юр. лицо Согласно договору Снижение нагрузки на кадровые службы и сокращение расходов по их содержанию. Делегирование ответственности. Увеличение количества сотрудников без отмены УСН. Повышение инвестиционной привлекательности компаний
вового поля аутсорсинга, включая регулирование договорных отношений, лицензирования аутсорсеров, правовой базы «облачной» инфраструктуры для госсектора и др. 3. Создание и адаптация стандартов и методологий аутсорсинга. Федеральные правила (стандарты), нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации деятельности по оказанию услуг аутсорсинга и применению аутсорсинга в конкретных отраслях, внутренние стандарты отрасли и самих компаний аутсорсеров.
Литература
1. Харатишвили Д. Рынок ИТ-аутсорсинга: что считаем? (Текст) // КомпьютерПресс, №1. 2008.
2. Спарроу Э. Успешный 1Т-аут-сорсинг(Текст). - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.
3. Готтшальк П., Соли-Сетер Х. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества (Текст). - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
4. Афонина М. Человеческий фактор в аутсорсинге // Управление компанией, 2005, №1.
5. Джо Шивар. Основные тенденции развития оффшорного аутсорсинга в 2009 году (Электронный ресурс] // http://www.astera.ru/pr/38753/.
6. Джмухадзе А., Бочарский К. Толпотворение // Секрет фирмы, 2007, №9.
7. Ильин В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт (Текст]. -М.: Вершина. 2006.
8. Мельник О. Аутсорсинг и SaaS: и все-таки они существуют (Электронный ресурс] // http://www.crn.ru/numbers/ spec-numbers/detail.php?ID=53247.
9. Данные конференции IDC Datacenters Transformation Roadshow 2011 Storage, Virtualization, Cloud, 2011.
10. Горбатова А. «Облачные» технологии накроют мир (Электронный ресурс] // http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=223&d_no=31856.
Elena A. Chuprikova
Postgraduate Student, Chair of State Administration, Moscow State University
Opportunities of Outsourcing as the Method of IT-Services Rendering
_Abstract
Article considers management opportunities by utilization of outsourcing. The types of outsourcing are analyzed. Main directions of development and structure of Russian IT-outsourcing market are specified. Directions of outsourcing development, including formation of methodical and legal base, and development and adaptation of outsourcing standards and methodologies in specific industries, internal standards of industry and outsourcing companies.
Keywords: sourcing, outsourcing, outsourcing models, IT-service, supplier of IT-outsourclng services, outsourcer, cloud computing, SaaS