Научная статья на тему 'Теоретические основы управления устойчивым развитием экономики города как социально-экономической системы'

Теоретические основы управления устойчивым развитием экономики города как социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА ГОРОДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНФРАСТРУКТУРА КРУПНОГО ГОРОДА / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / STABLE DEVELOPMENT / CITY ECONOMY / REGIONAL SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM / CITY INFRASTRUCTURE / GOAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туфетулов А. М., Зарипова Д. А.

В настоящей статье представлена авторская структура города как социально-экономической системы. Обоснованы методические подходы совершенствования, планирования и мониторинга устойчивого развития городского хозяйства. Предложена пирамида приоритетных целей устойчивого развития экономики города как результат совершенствования стратегического планирования и мониторинга социально-экономического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT OF A CITY ECONOMY STABLE DEVELOPMENT AS SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM

The article presents the author's structure of a city as a social-economic system. The methodological approaches to improvement, planning and monitoring of a city economy stable development are grounded. The pyramid of priority goals of a city economy stable development is proposed, being the result of improving of strategic planning and monitoring of social-economic condition.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы управления устойчивым развитием экономики города как социально-экономической системы»

УДК 332.1:911

А.М. ТУФЕТУЛОВ, доктор экономических наук, профессор

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

Д.А. ЗАРИПОВА, доцент

Альметьевский государственный нефтяной институт

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В настоящей статье представлена авторская структура города как социально-экономической системы. Обоснованы методические подходы совершенствования, планирования и мониторинга устойчивого развития городского хозяйства. Предложена пирамида приоритетных целей устойчивого развития экономики города как результат совершенствования стратегического планирования и мониторинга социально-экономического состояния.

Ключевые слова: устойчивое развитие; экономика города; региональная социально-экономическая система; инфраструктура крупного города; целевые индикаторы.

Развитие экономики города - это непрерывный процесс изменения его социально-экономического состояния. Рассматривая город как систему, мы использовали в исследовании положения теории систем.

Как известно, целостность системы заключается в принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимость из последних свойств целого, а также в зависимости каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри системы. В настоящей работе мы поставили цель определить структурность города

как системы, которая состоит в возможности ее описания через установление состава структуры, т.е. элементов сети связей и отношений системы; обусловленности поведения системы поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры. Свойство структурности города как системы отображено на рис. 1.

Укрупненное структурирование города не позволяет установить состав его подсистем и выявить внутренние и внешние связи элементов, отношения и зависимости. Необходимость дальнейшего структурирования и декомпозиции города также обусловлена потребностью

Экономика города

Местное сообщество

Система управления городом

Инфраструктура города

Экосистема города

Рис. 1. Структура города как социально-экономической системы

формирования моделей города и его подсистем, что позволит корректно сформировать представление о городе и рационально организовать его устойчивое развитие.

Взаимозависимость системы и среды означает, что система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия. Город является открытой системой и существует только во взаимодействии с внешней средой. Из муниципальных образований состоит система более высокого порядка - субъект федерации, а также Российская Федерация в целом. При этом города являются активными элементами этих систем.

Мы выделяем пять подсистем города, раскрывающие иерархичность города как системы: 1) местное сообщество, декомпозирующееся по классовым признакам (рабочие, интеллигенция, служащие, предприниматели, владельцы предприятий и фирм); этническим (нации, народности, национальные группы, этнические группы), профессиональным (работники конкретных профессий), демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, зрелые люди, старики); территориальным (жители районов и микрорайонов города); религиозным. В явном виде некоторые подсистемы не оформлены, но их существование и различный состав определяют потенциал и обусловливают организационные мероприятия по устойчивому развитию города; 2) городская инфраструктура, включающая жилые и нежилые здания и сооружения, системы жизнеобеспечения, дороги, мосты, производственные и социальные комплексы, парки, зоны отдыха и другие объекты; 3) экосистема города, включающая среду обитания (атмосфера, гидросфера, литосфера), подсистемы живых организмов (люди, животные, рыбы, птицы, насекомые, бактерии, вирусы и т. д.) и растений (деревья, кустарники, травы, грибы и т.п.); 4) система управления (органы прямого управления городом, местного самоуправления и косвенного управления; 5) экономика города, детальная декомпозиция которой имеет существенное значение для раскрытия свойств экономики города в целях их рационального учета в процессе дальнейшего развития всего городского хозяйства. В экономике города как системе выделяются следующие подсистемы субъектов хозяйствова-

ния по признакам: а) однородность производства (отрасль, подотрасль); б) форма собственности предприятия (государственная, муниципальная, частная, смешанная и др.); в) виды деятельности (производственная, финансово-кредитная, торговая и т.п.); г) место расположения (зона расположения в городе); д) размер предприятия (крупные, средние и малые); е) организационно-правовая форма предприятия (коммерческие и некоммерческие организации, акционерные общества и т.п.).

Данный перечень не претендует на полноту описания экономики города. В зависимости от поставленных целей и задач устойчивого развития города экономика может быть представлена по другим системообразующим признакам, например, по рыночным - рынок труда, рынок товаров, рынок капиталов и т.п. Это же касается и других исследуемых подсистем города.

Всякой системе свойствен особый жизненный цикл возникновения, развития и угасания. Для принятия управленческих решений по устойчивому развитию экономики города органы местного самоуправления должны объективно отследить существующую ситуацию в своем городе, определить, на каком этапе жизненного цикла находится город в данный момент.

Определение этапа жизненного цикла города является важнейшим условием оценки состояния и перспектив устойчивого развития экономики городской территории, основой для выработки управленческих решений и выбора стратегических приоритетов политики его руководства.

Установив системную и организационную сущность города, целесообразно вывести деятельность по развитию экономики города на новый качественный уровень - системное развитие. Под системным развитием экономики города понимается ее целостное развитие как системы, имеющее определенное значение для всего населения города, или оказывающее воздействие на все ее подсистемы.

Наиболее важными характеристиками развития экономики города дополнительно к ее непрерывности являются направленность развития и скорость развития (темпы развития). Направленность развития показывает, какие изменения происходят в экономике города (прогрессивные или регрессивные). Темпы развития характеризуют

скорость наступления того или иного состояния экономики города [1].

Одной из наиболее значимых проблем в настоящий период является проблема обновления городов и строительства жилья. При этом из-за специфики формирования городского хозяйства российские города не в полной мере подчиняются закономерностям урбанизации. В результате более чем столетней экстенсивной урбанизации в России преобладает тенденция депрессивной стабилизации сложившегося расселения. Главной причиной этого стало отсутствие учета в региональной политике императивов, заложенных в систему расселения, и достигнутого уровня урбанизации [2]. Между тем именно расселение во многом определяет условия и перспективы развития экономики города. Детерминация эта двоякая: во-первых, через локализацию спроса населения и предложения рабочей силы и, во-вторых, через развитие экономик городов и сел, образующих «инфраструктурный каркас» расселения. Такие проблемы урбанизации, как жилье, инфраструктура, организация землепользования были отнесены в узковедомственную градостроительную науку. Но именно эти сферы, в совокупности определяющие систему расселения, создают материально-пространственную основу социальной ориентации экономики города. Поэтому одним из направлений развития экономической науки должно стать введение в экономический анализ пространственного измерения, применимого для качественной и количественной оценки развития городского хозяйства как самостоятельного объекта исследования и субъекта развития, важнейшими характеристиками которого является устойчивость.

Город должен выступать в качестве самостоятельного субъекта экономического развития, вносящего в хозяйственные процессы системную связь и экологический порядок, поскольку именно города являются центрами возникновения экологических, экономических, социальных и других проблем и вместе с тем местами сосредоточения основной массы жителей.

В настоящее время на основе концепции устойчивого развития происходит становление интегральной общенаучной парадигмы знаний, которая возникает как результат широкого синтеза наук о природе, обществе и человеке. Существует более 50 определений устойчивого развития, и их

количество продолжает расти, что отражает как сложность самого понятия, включающего социальные, экономические и экологические аспекты развития человечества, так и несовпадение взглядов представителей разных слоев общества - научных, предпринимательских, политических.

В связи с этим, как нам представляется, в понимание устойчивого развития экономики города следует включить: 1) сбалансированность экономики и экологии; 2) сбалансированность экономической и социальной сфер; 3) решение задач, связанных с воспроизводством.

Проведенный нами анализ позволил сформулировать уточненное определение понятия «устойчивое развитие экономики города», под которым мы понимаем комплексный процесс, который ведет к решению городских проблем, к улучшению условий жизни горожан путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего городского ресурсного потенциала, включая географические, градостроительные особенности городской территории, потенциальные возможности населения, экономики, промышленности, инфраструктуры, не превышающего предельно допустимых нагрузок на окружающую среду (городские экосистемы).

В рамках современного управления устойчивым развитием экономики города выделяются два направления: стратегирование (поиск новых направлений развития геополитического масштаба, миссии - национальной идеи городского уровня, нового смысла жизни городского сообщества) и создание практичных моделей управления, позволяющих реализовать стратегические задачи и более эффективно выполнять рутинные функции.

Наш анализ теории и практики управления развитием позволил обобщить методы управления устойчивым развитием экономики города (рис. 2). Наибольший интерес, по нашему мнению, сегодня вызывает метод стратегического планирования.

Практикой установлены основные принципы разработки городских целевых программ: согласованность целей и задач программы с прогнозами и программами устойчивого развития экономики города; обоснованность по ресурсам (в том числе источникам финансирования), исполнителям и

Рис. 2. Основные методы управления устойчивым развитием экономики города

срокам осуществления комплекса мероприятии, составляющих программу и т.д.

Комплексный анализ содержания отдельных городских целевых программ и организации работ по их выполнению позволил выявить ряд недостатков в этой сфере, а именно: недостаточную научно-практическую проработанность отдельных мероприятий по разделам программ; нечеткость формулировок намеченных задач; несоответствие запланированных мер и их финансового обеспечения и др.

Необходимо также указать на неудовлетворительный уровень контроля и отчетности о выполнении программ. Это, в частности, выражается в том, что в ряде среднесрочных и долгосрочных городских целевых программ конкретные измеряемые результаты отнесены на последний год их реализации, что не позволяет должным образом оценить ход и промежуточные результаты реализации [3].

Стратегическими целями при планировании устойчивого развития экономики города, по нашему мнению, являются: а) рост благосостояния жи-

телей города; б) рост экономического потенциала; в) рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциалов; г) качество городской среды; д) обеспечение безопасности жизни.

Для корректного определения стратегических целей необходимы адекватные существующим потребностям и управления измерения, поскольку регулярное измерение (оценка) - важнейшая часть любой системы управления. Нами были разработаны методические основы совершенствования стратегического планирования и предложен метод мониторинга процессов устойчивого развития города. Блоки информации для оценки социально-экономического состояния города в рамках совершенствования стратегического планирования устойчивого развития традиционны: а) население и рынок труда; б) социальная сфера и уровень жизни населения; в) производство и рынок товаров и услуг; г) финансы; д) инвестиции; е) прогнозирование и мониторинг процессов устойчивого развития экономики города.

В рамках совершенствования стратегического планирования устойчивого развития экономики города нами разработана система индикаторов, отражающих реализацию целей и задач плана (целевые индикаторы) и индикаторы, характеризующие качество управления реализацией плана (индикаторы управления).

Стратегическая цель устойчивого развития экономики города, по нашему мнению, может быть сформулирована как удовлетворение потребностей нынешнего поколения до уровня потребностей будущих поколений при сбалансированном экономическом и экологическом развитии экономики города.

Декомпозицию глобальной цели управления устойчивым развитием экономики города посредством осуществления мониторинга социально-экономического состояния города в рамках совершенствования стратегического планирования представим в виде пирамиды четырехуровневой конфигурации, состоящей из набора приоритетных целей на каждом иерархическом уровне. Учитывая, что уровень и качество жизни определяется не только материальными, но и духовными благами, иерархические уровни построенной пирамиды олицетворяют этапы последовательного перехода к устойчивому развитию экономики города.

Структурирование приоритетов по обеспечению устойчивого развития экономики города в аспекте совершенствования стратегического планирования, нами выполнено исходя из социальной ориентации устойчивого развития, что обусловлено тем, что в центре муниципальной политики находится человек и его потребности (рис. 3).

Рис. 3. Пирамида приоритетных целей устойчивого развития экономики города как результат совершенствования стратегического планирования и проведения мониторинга

социально-экономического состояния города

Для количественной оценки цели устойчивого развития экономики города при проведении мониторинга ставится задача определить величину необходимого уровня удовлетворения потребностей человека, который может быть признан достаточным и не нарушающим баланс в соответствии с ограничением устойчивого развития.

Цель удовлетворения потребностей нынешнего поколения поддается более или менее точному измерению и, в определенной степени, свободна от субъективных оценочных суждений. В противоположность этому, удовлетворение потребностей будущих поколений олицетворяет нормативно-оценочные суждения относительно того, какими должны быть направленные действия или конкретные решения, чтобы достичь предела потребностей будущего времени в результате осуществления обоснованной экономической политики.

Отсюда представим конечную цель совершенствования стратегического планирования устойчивого развития экономики города в виде функциональной зависимости уровня потребностей человека УПЧ( в настоящее время г от множества параметров, характеризующих их удовлетворение во времени Т, при сбалансированном экономическом и экологическом развитии (Экон. р. ~ Экол. р.), как это представлено в уравнении:

УЩ = ^ Д, Д,, Пт П, , г), когда г^Т. (1)

Как видно из (1), определение цели содержит ограничение, возникающее во времени между потребностями нынешнего и будущих поколений, и отражает противоречие между нынешними альтернативами и будущими возможностями.

Подводя итоги, можно утверждать, что стратегическое управление состоит в обосновании и разработке стратегии развития региональной социально-экономической системы, определении ее количественных характеристик и управлении процессом ее реализации. Общей целью развития городского хозяйства каждого региона является качественное повышение жизненного уровня населения. Это основной принцип новой стратегии экономических преобразований в регионе - в отличие от отраслевого и ведомственного, которые доминировали в прошлом. Экономической базой социальных приоритетов стратегии регионального развития является заинтересованность регионов и муниципальных образований в решении социальных, экологических и других проблем.

Список литературы

1. Братищев И.М., Быстрое О.Ф., Перцов В.В. Совершенствование управления инвестиционными процессами в субъектах РФ как условие развития региональной экономики: - М.: Международный славянский институт, 2008. -С. 82.

2. Жданов А.В. Инвестиционные механизмы регионального развития. - Калининград: БИЭФ, 2010. - С. 48.

3. Федоренко Н.П. О целях и стратегии социально-экономического развития России // Экономика и математические методы. - 2003. - № 2. - С. 8.

В редакцию материал поступил 02.05.12

Информация об авторах

Туфетулов Айдар Миралимович, доктор экономических наук, профессор, Институт экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Адрес: 420012, г Казань, ул. Бутлерова, 4, тел.: (843) 291-13-02 E-mail: ajdar-t@yandex.ru

Зарипова Дания Анасовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Альметьевский государственный нефтяной институт

Адрес: 423450, г. Альметьевск, ул. Ленина, 2, тел.: (88553) 43-88-35 E-mail: alni@rambler.ru

A.M. TUFETULOV,

Doctor of Economics, Professor,

Kazan (Volga) Federal University,

D.A. ZARIPOVA,

Associate Professor

Almetyevsk State Institute for Oil

THEORETICAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT OF A CITY ECONOMY STABLE DEVELOPMENT AS SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM

The article presents the author's structure of a city as a social-economic system. The methodological approaches to improvement, planning and monitoring of a city economy stable development are grounded. The pyramid of priority goals of a city economy stable development is proposed, being the result of improving of strategic planning and monitoring of social-economic condition.

Key words: stable development; city economy; regional social-economic system; city infrastructure; goal indicators.

References

1. Bratishchev I.M., Bystroe O.F., Pertsov V.V. Sovershenstvovanie upravleniya investitsionnymiprotsessami vsub"ektakhRF kak uslovie razvitiya regional'noi ekonomiki (Improving of investment processes management in Russian Federation subjects as a condition of the regional economy development). Moscow: Mezhdunarodnyi Slavyanskii institut, 2008, p. 82.

2. Zhdanov A.V. Investitsionnye mekhanizmy regional'nogo razvitiya (Investment mechanisms of regional development). Kaliningrad: BIEF, 2010, p. 48.

3. Fedorenko N.P. O tselyakh i strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii (On the goals and strategy of social-economic development of Russia), Ekonomika i matematicheskie metody, 2003, No. 2, p. 8.

Information about the authors

Tufetulov Aidar Miralimovich, Doctor of Economics, Professor, Institute for Economics and Finance, Kazan (Volga) Federal University

Address: 4 Butlerov Str., Kazan 420012, tel.: (843) 291-13-02

E-mail: ajdar-t@yandex.ru

Zaripova Daniya Anasovna, PhD (Economics), Associate Professor of Chair of Management, Almetyevsk State Institute for Oil

Address: 2 Lenin Str., Almetyevsk 423450, tel.: (88553) 43-88-35

E-mail: alni@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.