ференцироваться по территориальному признаку. Выделяются две территориальные группы регионов — западная и восточная. Западная группа включает регионы Центрального, Южного, Северо-западного и Приволжского федерального округов. Восточная группа включает регионы Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Закупочная интервенционная цена для каждой из перечисленных групп рассчитывается с учетом данных государственной статистики по ценам реализации зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями в разрезе субъектов РФ, относящихся к каждой из групп.
Расчетные интервенционные цены могут быть скорректированы с учетом ценовой конъюнктуры, складывающейся в текущем году на внутреннем и мировом рынках. Для этого анализируется динамика мировых цен на соответствующие культуры в США и в ЕС, а также динамика внутренних цен на зерновые культуры и продукты их переработки. Это необходимо в целях соблюдения баланса интересов всех участников отече-
ственного зернового рынка, а также обеспечения конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке и стимулировании его экспорта.
Государственные интервенции в качестве механизма регулирования рынка, по мнению многих специалистов, в целом доказали свою эффективность. Они способствуют сглаживанию сезонных колебаний цен и снижению напряжения как при избыточном, так и при недостаточном урожае. Несмотря на это, интервенции — весьма затратный для государства механизм регулирования рынка.
Литература
1. ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
2. Постановление Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ КРУПНЫХ ГОРОДОВ
О.В. САРАДЖЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. На рубеже XX и XI вв. в России существенно возросла роль крупнейших и крупных городов в подъеме экономики и проведении ее структурных изменений, увеличении промышленного потенциала страны, формировании межрегиональных экономических связей, осуществлении институциональных преобразований и т.д. Одновременно города приняли возросший миграционный приток населения. Как промышленные центры и места высокой концентрации населения, крупнейшие и крупные города стали одним из источников возникновения сложных и противоречивых социально-демографических, экономических, техногенных, экологических и других проблем, сказывающихся на всех странах. В арсенале современной науки до сих пор не сформированы исходные принципы и рекомендации относительно управления такими объектами сложной социальной природы как крупные города. Наука о городе как таковом (градостроительство имеет к указанной проблеме лишь частичное отношение) не сформирована до сих пор. Таким образом, проблемы управления устойчивым развитием социально-экономической сферы городов представляются в настоящий момент актуальными, но малоисследованными и трудно решаемыми. Безусловно, новая городская политика не может разрабатываться без опоры на надежный научно-методологический фундамент.
Ключевые слова: устойчивость, развитие экономики города, экология, урбанизация, сбалансированность экономики, мегаполис.
METHODS OF CONTROL OVER A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE LARGE CITIES
O. V. SARADZHEVA,
candidate of economic sciences, senior lecturer of chair «the Finance and the credit» the Moscow state industrial university
Annotation. At a turn of XX and XI centuries in Russia the role of the largest and large cities essentially increased in lifting of economy and carrying out its structural changes, increase in industrial capacity of the country, formation of interregional economic relations, implementation of institutional transformations etc. At the same time the cities accepted the increased migratory inflow of the population. As industrial centers and places of high concentration of the population the largest and large cities became one of sources of emergence of the complex and inconsistent social and demographic, economic, technogenic, environmental and other problems affecting all countries. In an arsenal of a modern science initial principles and recommendations concerning management of such objects of the difficult social nature as the large cities still aren't created. The science about the city as that (town planning has to the specified problem only partial relation) isn't created still. Thus, problems of management are represented by a sustainable development of the social and economic sphere of the cities at the moment actual and at the same time low-investigated and difficult solved. Certainly, the new city policy can't be reasonable without a support on the reliable scientific and methodological base.
Keywords: stability, city economy development, ecology, urbanization, equation of economy, megalopolis.
Развитие экономики города — это непрерывный процесс изменения его социально-экономического состояния. Воспринимая город как систему, мы использовали в исследовании положения теории систем.
Целостность системы заключается в принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимость из последних свойств целого, а также в зависимости каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого.
Структурность города как системы состоит в возможности описания системы через установление состава ее структуры, т.е. элементов сети связей и отношений системы; обусловленности поведения системы поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры. Свойство структурности города как системы отображено на рисунке 1.
Укрупненное структурирование города не позволяет установить состав его подсистем и выявить внутренние и внешние связи элементов, отношения и зависимости. Необходимость дальнейшего структурирования и декомпозиции города также обусловлена потребностью формирования моделей города и его подсистем, что позволит корректно сформировать представление о городе и рационально организовать его устойчивое развитие.
Взаимозависимость системы и среды означает, что система формирует и проявляет свои свойства в
процессе взаимодействия со средой, будучи при этом ведущим активным компонентом взаимодействия. Город является открытой системой и существует только во взаимодействии с внешней средой. Из муниципальных образований состоит система более высокого порядка — субъект федерации, а также РФ в целом. При этом города являются активными элементами этих систем.
Мы выделяем пять подсистем города, раскрывающих иерархичность города как системы: 1) местное сообщество, декомпозирующееся по классовым признакам (рабочие, интеллигенция, служащие, предприниматели, владельцы предприятий и фирм); этническим (нации, народности, национальные группы, этнические группы); профессиональным (работники конкретных профессий); демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, зрелые люди, старики); территориальным (жители районов и микрорайонов города); религиозным. В явном виде некоторые подсистемы не оформлены, но их существование и различный состав определяют потенциал и обусловливают организационные мероприятия по устойчивому развитию города; 2) городская инфраструктура, включающая жилые и нежилые здания и сооружения, системы жизнеобеспечения, дороги, мосты, производственные и социальные комплексы, парки, зоны отдыха и др. объекты; 3) экосистема города, включающая среду обитания (атмосфера, гидросфера, литосфера), подсистемы жи-
вых организмов (люди, животные, рыбы, птицы, насекомые, бактерии, вирусы и т.д.) и растений (деревья, кустарники, травы, грибы и т.п.); 4) система управления (органы прямого управления городом, местного самоуправления и косвенного управления; 5) экономика города, детальная декомпозиция которой имеет существенное значение для раскрытия свойств экономики города в целях их рационального учета в процессе дальнейшего развития всего городского хозяйства.
В экономике города как системе выделяются следующие подсистемы субъектов хозяйствования по признакам: а) однородность производства (отрасль, подотрасль); б) форма собственности предприятия (государственная, муниципальная, частная, смешанная и др.); в) виды деятельности (производственная, финансово-кредитная, торговая и т.п.); г) место расположения (зона расположения в городе); д) размер предприятия (крупные, средние и малые); е) организационно-правовая форма предприятия (коммерческие и некоммерческие организации, акционерные общества и т.п.).
Данный перечень не претендует на полноту описания экономики города. В зависимости от поставленных целей и задач устойчивого развития города экономика может быть представлена по другим системообразующим признакам, например, по рыночным — рынок труда, рынок товаров, рынок капиталов и т.п. Это же касается и других исследуемых подсистем города.
Всякой системе свойствен особый жизненный цикл возникновения, развития и угасания. Для принятия управленческих решений по устойчивому развитию экономики города органы местного самоуправления должны объективно отследить существующую ситуацию в своем городе, определить, на каком этапе жизненного цикла находится город в данный момент.
Определение этапа жизненного цикла города является важнейшим условием оценки состояния и перспектив устойчивого развития экономики городской территории, основой для выработки управленческих решений и выбора стратегических приоритетов политики его руководства.
Установив системную и организационную сущность города, целесообразно вывести деятельность по развитию экономики города на новый качественный уровень — системное развитие. Под системным развитием экономики города понимается ее целостное развитие как системы, имеющее определенное значение для всего населения города или оказывающее воздействие на все ее подсистемы.
Наиболее важными характеристиками развития экономики города, дополнительно к ее непрерывности, являются направленность развития и скорость развития (темпы развития). Направленность развития показывает, какие изменения происходят в экономике города (прогрессивные или регрессивные). Темпы развития характеризуют скорость наступления того или иного состояния экономики города.
В настоящее время на проблемы городов активно воздействует процесс урбанизации. В первую очередь, это проблемы, порожденные динамикой городского роста, обусловившие экономические, экологические, культурные и нравственные проблемы.
Одной из наиболее значимых проблем в настоящий период является проблема обновления городов и строительства жилья. При этом из-за специфики формирования городского хозяйства российские города не в полной мере подчиняются закономерностям урбанизации. В результате более чем столетней экстенсивной урбанизации в России преобладает тенденция депрессивной стабилизации сложившегося расселения. Главной причиной этого стало отсутствие учета в региональной политике императивов, заложенных в систему расселения, и достигнутого уровня урбанизации. Между тем, именно расселение во многом определяет условия и перспективы развития экономики города. Детерминация эта двоякая: во-первых, через локализацию спроса населения и предложения рабочей силы и, во-вторых, через развитие экономик городов и сел, образующих «инфраструктурный каркас» расселения. Такие проблемы урбанизации как жилье, инфраструктура, организация землепользования были отнесены в узковедомственную градостроительную науку. Но именно эти сферы, в совокупности определяющие систему расселения, создают материально-пространственную основу социальной ориентации экономики города. Поэтому одним из направлений развития экономической науки должно стать введение в экономический анализ пространственного измерения, применимого для качественной и количественной оценки развития городского хозяйства как самостоятельного объекта исследования и субъекта развития, важнейшими характеристиками которого является устойчивость.
Город должен выступать в качестве самостоятельного субъекта экономического развития, вносящего в хозяйственные процессы системную связь и экологический порядок, поскольку именно города являются
центрами возникновения экологических, экономических, социальных и других проблем и, вместе с тем, местами сосредоточения основной массы жителей.
В настоящее время на основе концепции устойчивого развития происходит становление интегральной общенаучной парадигмы знаний, которая возникает как результат широкого синтеза наук о природе, обществе и человеке. Существует более 50 определений устойчивого развития, и их количество продолжает расти, что отражает как сложность самого понятия, включающего социальные, экономические и экологические аспекты развития человечества, так и несовпадение взглядов представителей разных
слоев общества — научных, предпринимательских, политических.
В связи с этим, как нам представляется, в понимание устойчивого развития экономики города следует включить: 1) сбалансированность экономики и экологии; 2) сбалансированность экономической и социальной сфер; 3) решение задач, связанных с воспроизводством.
Проведенный нами анализ позволил сформулировать уточненное определение понятия «устойчивое развитие экономики города», под которым мы понимаем комплексный процесс, который ведет к решению городских проблем, к улучшению условий жизни
Рис. 2. Основные методы управления устойчивым развитием экономики города № 7 / 2012 -Вестник Московского университета МВД России-
горожан и т.п., путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего городского ресурсного потенциала, включая географические, градостроительные особенности городской территории, потенциальные возможности населения, экономики, промышленности, инфраструктуры, не превышающего предельно допустимых нагрузок на окружающую среду (городские экосистемы).
В рамках современного управления устойчивым развитием экономики города выделяются два направления: стратегирование (поиск новых направлений развития геополитического масштаба, миссии — национальной идеи городского уровня, нового смысла жизни городского сообщества) и создание практичных моделей управления, позволяющих реализовать стратегические задачи и более эффективно выполнять рутинные функции.
Наш анализ теории и практики управления развитием позволил обобщить методы управления устойчивым развитием экономики города (рисунок 2). Наибольший интерес, по нашему мнению, сегодня вызывает метод стратегического планирования.
Практикой установлены основные принципы разработки городских целевых программ: согласованность целей и задач программы с прогнозами и программами устойчивого развития экономики города; обоснованность по ресурсам (в том числе источникам финансирования), исполнителям и срокам осуществления комплекса мероприятий, составляющих программу и т.д.
Комплексный анализ содержания отдельных городских целевых программ и организации работ по их выполнению позволил выявить ряд недостатков в этой сфере, а именно: недостаточная научно-практическая проработанность отдельных мероприятий по разделам программ; нечеткость формулировок намеченных задач; несоответствие запланированных мер и их финансового обеспечения и др.
Необходимо также указать на неудовлетворительный уровень контроля и отчетности о выполнении программ. Это, в частности, выражается в том, что в ряде среднесрочных и долгосрочных городских целевых программ конкретные измеряемые результаты отнесены на последний год их реализации, что не позволяет должным образом оценить ход и промежуточные результаты реализации.
Стратегическими целями при планировании устойчивого развития экономики города, по нашему мнению, являются: а) рост благосостояния жителей города; б) рост экономического потенциала; в) рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциалов; г) качество городской среды; д) обеспечение безопасности жизни.
Для корректного определения стратегических целей необходимы адекватные существующим потребностям управления измерения, поскольку регулярное измерение (оценка) — важнейшая часть любой системы управления. Блоки информации для оценки социально-экономического состояния города в рамках совершенствования стратегического планирования устойчивого развития традиционны: а) население и рынок труда; б) социальная сфера и уровень жизни населения; в) производство и рынок товаров и услуг; г) финансы; д) инвестиции; е) прогнозирование и мониторинг процессов устойчивого развития экономики города.
В рамках совершенствования стратегического планирования устойчивого развития экономики города нами разработана система индикаторов, отражающих реализацию целей и задач плана (целевые индикаторы) и индикаторы, характеризующие качество управления реализацией плана (индикаторы управления).
Стратегическая цель устойчивого развития экономики города, по нашему мнению, может быть сформулирована как удовлетворение потребностей нынешнего поколения до уровня потребностей будущих поколений при сбалансированном экономическом и экологическом развитии экономики города.
Декомпозицию глобальной цели управления устойчивым развитием экономики города посредством осуществления мониторинга социально-экономического состояния города в рамках совершенствования стратегического планирования представим в виде пирамиды четырехуровневой конфигурации, состоящей из набора приоритетных целей на каждом иерархическом уровне. Учитывая, что уровень и качество жизни определяются не только материальными, но и духовными благами, иерархические уровни построенной пирамиды олицетворяют этапы последовательного перехода к устойчивому развитию экономики города.
Структурирование приоритетов по обеспечению устойчивого развития экономики города в аспекте совершенствования стратегического планирования,
нами выполнено исходя из социальной ориентации устойчивого развития; это обусловлено тем, что в центре муниципальной политики находится человек и его потребности (рисунок 3).
Для количественной оценки цели устойчивого развития экономики города при проведении мониторинга ставится задача определить величину необходимого уровня удовлетворения потребностей человека, который может быть признан достаточным и не нарушающим баланс в соответствии с ограничением устойчивого развития. Цель удовлетворения потребностей нынешнего поколения поддается более или менее точному измерению и, в определенной степени, свободна от субъективных оценочных суждений. В противоположность этому, удовлетворение потребностей будущих поколений олицетворяет нормативно-оценочные суждения относительно того, какими должны быть направленные действия или конкретные решения, чтобы достичь предела потребностей будущего времени в результате осуществления обоснованной экономической политики.
Отсюда представим конечную цель совершенствования стратегического планирования устойчивого развития экономики города в виде функциональной зависимости уровня потребностей человека УПЧt в настоящее время 1 от множества параметров, характеризующих их удовлетворение во времени Т, при сбалансированном экономическом и экологическом развитии (Экон.Р. ~ Экол.Р.), как это представлено в уравнении:
УПЧ1 = F (Пк, Ш, Из], Пт, ПзЛ), когда ®Т (1)
Как видно из формулы (1), определение цели содержит ограничение, возникающее во времени между потребностями нынешнего и будущих поколений, и
отражает противоречие между нынешними альтернативами и будущими возможностями.
Мы выделяем следующие основные тенденции и факторы, характеризующие современное состояние и условия устойчивого развития экономики города — это: а) продолжающийся рост урбанизации населения; б) наблюдающиеся различия в уровне урбанизации развитых и развивающихся стран; в) в промышленно развитых странах наметилась тенденция сокращения численности населения в столичных городах; г) распространение доминирующего влияния городов на окружающие территории; д) изменение форм урбанизированного расселения; е) формирование нового типа управления городами и их агломерациями.
Система принципов управления устойчивым развитием экономики города: принцип эффективного использования инвестиционных ресурсов и стимулирования инвестиционной активности субъектов экономики города; принцип выстраивания эффективных межрегиональных экономических связей для расширения ресурсной базы экономики города; принцип формирования конкурентоспособной промышленной политики города; принцип системного развития инфраструктуры инновационной сферы города; принцип отраслевой ориентации науки и непрерывного финансирования деятельности научных организаций города.
Аспект научно-инновационной деятельности чрезвычайно важен в связи с ожидаемым стремительным ростом наукоемкой продукции в мире. Одновременно это и очень сложный для России вопрос, если принять во внимание, что в стране не принята государственная стратегия научно-технического прогресса, а в реальной экономике доминирует технологическая отсталость производственного аппарата и не сформирован
Средства
Устойчивое развитие индивида
Глобальная (высшая) цель
Удовлетворение потребностей нынешнего поколения до уровня будущего поколения при сбалансированном экологическом и экономическом развитии
Безопасность
Рост
Улучшение
Сохранение
среды обитания благосостояния жилищных условий жизненного потенциала
Развитие человеческого
\ V
потенциала
Обеспечение экологическо безопасности
Рост материальной Повышение
обеспеченности благ комфортности жилищ
Укрепление Повышение здоровья образования
Тактические (ведущие) цели
рикладные (структурные) цели
Рис. 3. Пирамида приоритетных целей устойчивого развития экономики города как результат совершенствования стратегического планирования и проведения мониторинга социально-экономического состояния города
крупный современный бизнес и адекватная ему инфраструктура.
В этой связи к числу основных целевых установок совершенствования системы управления устойчивым развитием экономики Москвы следует отнести: а) создание благоприятного и привлекательного для инвесторов климата; б) реализацию решений органов власти по вопросам социальной политики, в частности в сфере инвестиций; в) сглаживание посредством активной инвестиционной и социально-экономической политики имеющих место противоречий и диспропорций в устойчивом развитии отдельных отраслей экономики города и показателях обеспеченности населения территории ее услугами; г) рационализацию (экономию) средств и ресурсов, установление очередности их выделения для достижения комплексности в решении важнейших проблем устойчивого развития экономики территории.
Для такого мегаполиса как Москва важнейшее значение при реализации стратегического подхода к управлению устойчивым развитием экономики города имеют: 1) обеспечение экологической безопасности территории и охраны окружающей природной среды; 2) повышение устойчивости экосистем, сохранение ландшафтного и биологического своеобразия природных зеленых массивов и долин рек; 3) сохранение ис-
торико-культурного градостроительного наследия; 4) совершенствование пространственной структуры территории города; 5) улучшение системы общественных территорий, центров и объектов социальной инфраструктуры; 6) реконструкция и улучшение жилых и производственных территорий; 7) совершенствование транспортной, инженерной инфраструктуры и энергетического комплекса города.
Реализация указанных направлений деятельности возможна при соответствующем предпринимательском климате, созданию которого, по нашему мнению, будут способствовать: а) упрощенный порядок согласования разрешительной и проектной документации для реализации инвестиционных и экономических проектов; б) минимизация числа проверок предприятий и фирм различными органами государственного контроля; в) упрощенный визовый режим для иностранных инвесторов и специалистов; г) создание филиалов иностранных банков.
Литература
1. Зарипова Д.А. Методология и механизмы управления устойчивым развитием крупных городов: моногр. М., 2011.
2. Ревайкин А., Быстрицкий С., Телушкина Е. Мониторинг инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист. 2009.
РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В.К. СТАРОСТЕНКО,
кандидат экономических наук, профессор;
Д.А. ПАНИН,
адъюнкт кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются особенности деятельности органов внутренних дел в борьбе с экономической преступностью. Раскрываются основные задачи и функции подразделений экономического блока органов внутренних дел в противодействии экономической преступности.
Ключевые слова: экономическая преступность, экономическая безопасность, органы внутренних дел.
ROLE AND PLACE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN COUNTERACTION OF ECONOMIC CRIME
V.K. STAROSTENKO,
candidate of economic science, professor;
D.A. PANIN,
associate professor of economics and economic security of the Russian Ministry of Internal Affairs of Moscow university
Annotation. In given article features of activity of law-enforcement bodies in struggle against economic criminality are considered. The main objectives and functions of divisions of the economic block of law-enforcement bodies in counteraction of economic crime reveal.
Keywords: economic criminality, economic safety, law-enforcement bodies.