Научная статья на тему 'Этапы развития и стадии формирования пригородных зон'

Этапы развития и стадии формирования пригородных зон Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2686
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / ПРИГОРОДНАЯ ЗОНА / ОПОРНЫЙ КАРКАС ТЕРРИТОРИИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИГОРОДНЫХ ЗОН / ФУНКЦИИ / АГЛОМЕРАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / AGGLOMERATION / SUBURBAN AREA / BASIC CARCASS OF THE TERRITORY / STAGES OF DEVELOPMENT / STAGES OF SUBURBAN AREAS FORMATION / FUNCTIONS / AGGLOMERATION EFFECT / SYNERGISTIC EFFECT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Олейник Валентина Демьяновна, Гладкий Александр Виталиевич

Решение проблемы повышения производительности труда, роста уровня социально-экономического развития страны, улучшение качества жизни населения возможно через постоянное совершенствование территориальной структуры экономики регионов страны. Территории пригородных зон представляют собой исключительно интересный объект для исследования: именно здесь наиболее ярко проявляется проблема организации разумного баланса в части планировочных, коммуникационных, социальных, промышленных, экологических и иных предложений. В работе проанализированы и обобщены труды зарубежных и отечественных учёных в области становления и развития пригородных территорий, которые имели фрагментарные исследования, в результате чего выделены этапы развития пригородных зон европейских стран, особенности развития пригородных зон в США, рассмотрены предпосылки и факторы каждого этапа. Аналогично рассмотрен процесс становления, развития пригородных зон в СССР и в дальнейшем в Украине, проведена периодизация. Выделен ряд определённых функций пригородных зон, характерных для каждого этапа, а также их кардинальные изменения по этапам развития. Рассмотрено зонирование города и пригородных территорий, изменения стоимости земли и земельной ренты в различных зонах города и пригорода. На основе стадий формирования опорного каркаса территорий (по Г. М. Лаппо) параллельно выделены стадии формирования пригородных территорий: локальная, интеграционная и комплексная. Изучен агломерационный эффект как один из механизмов формирования экономической эффективности хозяйствования пригорода, сущность, характер синергетического эффекта города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SUBURBAN AREAS

The solution of the problems of labor productivity, socio-economic development as well as the quality of life can be solved in the frames of continuous improvement of national and regional structure of economy. Territories of suburban areas are extremely interesting objects for regional investigations: there we can observe issues of the balance between social, industrial, environmental and other aspects. This article deals with analysis and systematization of foreign and native scientists’ investigations in the feld of formation and development of suburban areas. Therefore, we can defne some stages and factors in the development of suburban areas of European countries and of the United States. In much the same way, we can investigate the process of formation and development of suburban areas in the USSR and in Ukraine. The number of specifc features of suburban areas, characteristics of each stage of development as well as principal changes in suburban growth are described. The zoning of a city and its suburban areas, changes in the land value and land rents in different areas of a city and its suburbs are considered. The stages of suburban areas formation (local, integration and complex) are disclosed using the G. M. Lappo investigations. The agglomeration effect as one of the mechanisms of economic effciency development in suburbs is explored. The essence and fundamentals of synergistic effect development in the city are explored. Key words: agglomeration, suburban area, basic carcass of the territory, stages of development, stages of suburban areas formation, functions, agglomeration effect, synergistic effect.

Текст научной работы на тему «Этапы развития и стадии формирования пригородных зон»

Псковский регионологический журнал № 1 (25)/2016 УДК:911.372.32:911.375.635-043.86

В. Д. Олейник, А. В. Гладкий

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИГОРОДНЫХ ЗОН

Решение проблемы повышения производительности труда, роста уровня социально-экономического развития страны, улучшение качества жизни населения возможно через постоянное совершенствование территориальной структуры экономики регионов страны. Территории пригородных зон представляют собой исключительно интересный объект для исследования: именно здесь наиболее ярко проявляется проблема организации разумного баланса в части планировочных, коммуникационных, социальных, промышленных, экологических и иных предложений. В работе проанализированы и обобщены труды зарубежных и отечественных учёных в области становления и развития пригородных территорий, которые имели фрагментарные исследования, в результате чего выделены этапы развития пригородных зон европейских стран, особенности развития пригородных зон в США, рассмотрены предпосылки и факторы каждого этапа. Аналогично рассмотрен процесс становления, развития пригородных зон в СССР и в дальнейшем в Украине, проведена периодизация. Выделен ряд определённых функций пригородных зон, характерных для каждого этапа, а также их кардинальные изменения по этапам развития. Рассмотрено зонирование города и пригородных территорий, изменения стоимости земли и земельной ренты в различных зонах города и пригорода. На основе стадий формирования опорного каркаса территорий (по Г. М. Лаппо) параллельно выделены стадии формирования пригородных территорий: локальная, интеграционная и комплексная. Изучен агломерационный эффект как один из механизмов формирования экономической эффективности хозяйствования пригорода, сущность, характер синергетического эффекта города.

Ключевые слова: агломерация, пригородная зона, опорный каркас территории, этапы развития, стадии формирования пригородных зон, функции, агломерационный эффект, синергетический эффект.

Одним из главных признаков современного процесса урбанизации является развитие городских агломераций. Их количество постоянно растёт. Глобальный процесс эволюции агломераций превращает их в урбанизированные районы, урбанизированные зоны с формированием мегаполисов. Городские агломерации, крупные города выступают «полюсами роста» социально-экономического развития регионов и стран. В их пределах чётко проявляются процессы деловой активности, производственной, инвестиционной деятельности, что определяет устойчивые тенденции саморазвития городов, несмотря на механизмы ограничения их роста [9]. В современных городах проживает более половины населения планеты, они сосредотачивают две трети хозяйственно-экономического потенциала страны, 85 % культурно-исторических, интеллектуально-информационных достижений цивилизации [2].

Неотъемлемой частью крупных городов, агломераций стали пригородные зоны. Территории пригородных зон представляют собой исключительно интересный объ-

ект для исследования: именно здесь наиболее ярко проявляется проблема организации разумного баланса в части планировочных, коммуникационных, социальных, промышленных, экологических и иных предложений [11].

В последнее десятилетие получили широкое распространение исследования, связанные с региональной проблематикой. В этом направлении следует выделить исследования экономистов и экономико-географов: И. Быстрякова, М. Бутко, Ю. Георги-ева, Г. Гуцуляка, Б. Данилишина, М. Долишнего, С. Дорогунцова, Ю. Доценко, Ф. Заставного, С. Ищука, Т. Качалы, Е. Вилка, Я. Коваля, В. Ковалевского, В. Кравцива, В. Куценко, Л. Левковского, И. Лукинова, А. Маринича, В. Мищенко, П. Надолишне-го, Я. Олейника, М. Паламарчука, Г. Подгрушного, Т. Пепи, В. Пилы, В. Симоненко, А. Степаненко, А. Топчиева, М. Фащевского, М. Хвесика, Е. Хлобыстова, Л. Чернюк, А. Чмырь, М. Чумаченко, А. Шаблия и других учёных.

Существенный вклад в развитие теории и практики градостроительства, планирования систем расселения, пространственного развития городов и городских агломераций сделали Б. Адамов, Ю. Белоконь, Д. Богорад, А. Вашкулат, М. Габрель, А. Гутнов, М. Демин, Е. Клюшниченко, Л. Коган, С. Куц, Г. Лаппо, В. Нудельман, Ю. Палеха, А. Оситнянко, Г. Фильваров, И. Фомин и др.

Теоретические основы рационального использования и охраны земель, земельного кадастра разработаны в трудах И. Быстрякова, Д. Бабминдры, А. Даниленко, Ш. Ибатуллина, А. Кучера, Л. Новаковского, Б. Пасхавера, А. Третьяка, М. Федорова, Б. Чепкова, А. Юрченко и др.

Некоторые теоретические и прикладные задачи развития пригородных зон крупных городов поднимались в работах А. Агаповой, Г. Баталова, А. Гладкого, М. Хауке и др.

Несмотря на многочисленные труды учёных, не было проведено полномасштабного исследования периодизации развития пригородных зон и стадий их формирования, что и послужило толчком для авторского исследования.

Активное изучение пригородной зоны как особого типа территории в зарубежной литературе датируется 1940-ми гг., что было связано с высокими темпами субурбанизации и следующими за ней изменениями сельской местности вблизи крупных городов. В 1950-1960-е гг. термин и его содержание широко обсуждались, формировались основные концепции развития.

В конце XIX — начале XX вв. ряд факторов способствовала выезду горожан за пределы города. Основными предпосылками этого процесса зарубежные исследователи [15, 16, 19] называют экологичность среды, возможность увеличения площади жилья за пределами города. Стимулом развития субурбанистических процессов стало наличие личного и общественного транспорта. В это же время активно обсуждается и популяризируется идея «городов-садов», что так же способствовало выезду населения за пределы города [20]. В результате, вокруг города сформировалась фактически спальная зона, состоящая преимущественно из коттеджных посёлков и неразрывно связанная с центральным городом. Как правило, зона субурбанизации имела вид звезды с наибольшим развитием вдоль основных транспортных путей и меньшим — между лучами.

В европейских странах и США субурбанизированные территории вокруг городов, достигнув определённого уровня количественного насыщения, стали меняться качественно (рис. 1). В Европе это происходило административными мерами, в США

— в результате самоорганизации жителей и бизнеса города. В странах Европы процесс дальнейшего развития пригородов получил название «региональных городов» [13]. После Второй мировой войны с целью роста самообеспеченности спальных пригородов и улучшения их жилищных условий были разработаны проекты по интеграции пригорода в общегородскую среду, за счёт улучшение транспортной связи с ними и создание локальных городских центров на окраинах зон субурбанизации. В результате, пригород приобрёл новые функции, начали формироваться локальные центры приложения труда, улучшилась социальная инфраструктура.

Дальнейшее развитие пригородной зоны привело к созданию постсубурбани-зированной среды, где точкой роста выступал уже не только центральный город, но и пригороды. В США именно пригороды были зоной наиболее активного развития экономики в 1975-2000 гг. [15, 17, 18]. В новой структуре города и вокруг него возникали принципиально новые элементы, которые до этого отсутствовали. В частности, сначала появились так называемые «города на окраине» («edge cities»), в которые была перенесена часть функций центрального делового района [14]. В дальнейшем эта тенденция приобрела успешное развитие и распространение — процесс построения офисных центров не концентрировался в одном месте, а распространялся дисперсно по территории бывших сельских пригородов (рис. 2). Масштаб этого процесса был настолько велик, что именно отдалённые пригороды больших городов в США показывали наибольшие темпы роста [17].

В Европе, например, во Франции в 1970-е гг. пригороды также активно развивались, в дальнейшем темпы замедлились и несколько стабилизировались. Пригороды представляют собой не только спальную зону, но и ячейки деловой активности, где появляется социальная инфраструктура (предприятия промышленности, учреждения культуры, образования, объекты транспортной инфраструктуры). Пригородная зона приобретает всё в большей степени функции города, на второй план отходит сугубо сельскохозяйственная функция, которая характерна для сельских поселений. Появление новых функций ещё в большей степени обостряет борьбу за землю — наиболее ценный ресурс в пригородах. В результате формируются особые процессы, характерные для пригородной зоны.

Рис. 1. Эволюция пригородов в ХХ в.

Рис. 2. Развитие пригородов в США

Город, разрастаясь, поглощает окружающие территории, происходит активный спрос на земельные ресурсы. Стоимость земли и рента от её использования — ключевые экономические составляющие развития городов. Размещение любого предприятия градообразующей и градообслуживающей сфер определяется возможностью получить дополнительный доход от использования преимуществ географического положения, а также плотности и качества инфраструктурной сети. Кроме того, учитывается влияние и таких показателей, как общая экономическая ситуация, конъюнктура рынка, финансовые и инвестиционные факторы [10].

Главным утверждением экономики городов является постулат о том, что по мере приближения земельного участка к центру города, его рентный доход растёт, функции города в разных поясах (зонах) — разные [3]. Ядро города выполняет представительские, репрезентативные функции. В историческом центре размещаются в основном предприятия инфраструктуры отдыха, развлечений, офисы международных и мировых организаций, корпораций. Само географическое положение объекта служит предпосылкой его успешного развития. Естественно, что цены на землю (монопольная рента) благодаря этому будут высокими, но с увеличением расстояния от центра, они снижаются. За ядром в структуре города идёт центральный пояс, в котором выделяются кварталы торговых представительств и деловых бизнес-центров, развивается банковская деятельность, юридический, финансовый консалтинг. Средний пояс — в основном индустриальная застройка, которая переносится за пределы города. Периферийный пояс чаще выступает «спальной зоной» и выполняет жилую функцию [2].

В соответствии с зонированием города и стоимостью ренты земли, подобная ситуация наблюдается и в пригородной зоне. Ещё прусский экономист Й. фон Тю-нен обосновал идею определения земельной ренты, не в зависимости от её плодородия, а по доступности к центру (городу). Й. фон Тюнен фактически стал первым, кто показал значение дифференциальной ренты в населённых пунктах, несмотря на то, что все свои исследования он проводил на сельскохозяйственных землях. Как правило, в пригородных зонах выделяют три пояса, которые разные исследователи

именуют по-разному, но в целом это ближний пояс (зона субурбанизации), средний пояс (пригород), дальняя зона (периферия, зона маятниковой миграции). В соответствии с выделенными поясами, функциональное назначение, стоимостная ценность земли будет разной.

Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Первый этап формирования пригородов, датируется концом XIX — началом XX вв. Предпосылками выступают: экологичность среды, возможность увеличения жилой площади для семей, наличие личного автотранспорта, развитие общественного транспорта. Новой функцией пригородной зоны (кроме постоянной сельскохозяйственной) становится поселенческая (иногда её называют селитебной). Первый этап характеризуется количественными изменениями.

Второй этап — качественного развития пригородной зоны (период 19201960-х гг.). Главным фактором, толчком к развитию пригородной зоны послужила необходимость самообеспеченности данных территорий, в т. ч. рабочими местами, объектами производства и социальной инфраструктуры. Выделяются пояса пригородной зоны с присущими им функциями. Происходит расширение функций пригородной зоны: поселенческая, производственная, транспортная. Второй этап характеризуется качественными изменениями, появлением новых функций.

Третий этап — создание постсубурбанизованой среды (конец 1970-х гг.). Факторами данного процесса определены недостаточным резервом территории города, высокими ценами под строительство в городе, высокой рентой земельных участков, техногенной нагрузкой на территорию города. Пригородная зона вместе с городом становится зоной «деловой активности», на её окраинных территориях строятся новые деловые, культурные, торговые центры, возникают новые города. Пригородная зона теряет производственные, сельскохозяйственные функции и вместе с городом концентрирует деловые, культурно-образовательные, рекреационные функции. Прослеживается тенденция спроса на земельные участки в пригородной зоне и соответственно увеличение их стоимости в зависимости от близости к городу. Третья стадия характеризуется количественными и качественными изменениями появлением функций идентичных городу.

Благодаря высоким темпам индустриализации в СССР основная часть городских агломераций и, соответственно, пригородных зон, сформировалась в 1930-50-х гг. — первый этап. Одной из особенностей российских агломераций является их неравномерность распределения по территории страны. Концентрация производства, и как следствие, трудовых ресурсов в крупных населённых пунктах не давала возможности рационально распределять объекты производства между географически приближенными к ним поселениями. Урбанизационные процессы способствовали развитию устойчивой тенденции оттока сельского населения в города. Вследствие этого численность населения крупных центральных городов значительно возросла. Например, при численности населения областного центра Омской области (г. Омск) 1,1 млн чел., население второго по величине города области (Исилькуля) составляло всего 27 тыс. чел. Неотъемлемой характеристикой городской агломерации стала маятниковая миграция, которая охватывала центральный город и пригородную зону, а также высокая степень концентрации в центральном городе промышленного, банковского и торгового капитала, что также повлияло на развитие пригородных зон. Первые городские агломерации зафиксированы в СССР в ходе переписи 1926 г., когда были выделены 9

агломерационных образований: Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Харьков, Киев, Одесса, Баку, Тифлис и Ташкент.

Для решения и улучшения сложившейся ситуации в крупных городах, в пригородах началось активное строительство рабочих посёлков. Особенностью такого посёлка, как правило, было наличие промышленного предприятия, в результате строительства которого, сельскохозяйственные виды деятельности оказались вытесненными несельскохозяйственными. В пригородных посёлках строились многоэтажные жилые дома, формировалась самостоятельная инженерная и социальная инфраструктура. Таким образом, факторами развития пригородных зон на данном этапе является деконцентрация производства в городах и усиления индустриализации пригородных зон [23].

Второй этап. Проблема пригородных зон в СССР стала наиболее острой в 1950-е гг., когда после войны нужно было заново отстраивать города. В 1962 г. было принято постановление о формировании пригородных зон для всех городов СССР, но не было ни теоретической базы, ни прописанных механизмов формирования пригородных зон. На практике формирование и развитие пригородных зон применялось только для крупных и больших городов.

Углубление территориального, географического разделения труда обеспечивает повышение эффективности общественной деятельности и вызывает необходимость совершенствования территориальной организации общества благодаря формированию опорного каркаса территории, который вносит существенные изменения в размещение производительных сил, и неразрывно связан с развитием единых систем инфраструктуры — транспорта, энергетики, газоснабжения, и связи [7]. Формирование опорного каркаса территории — ключевое направление процесса урбанизации, при котором крупные города превращаются в центры различных систем расселения, прилегающая территория с населёнными пунктами в экономическом, социальном, культурном отношении тяготеет к этому городу. При этом открываются новые возможности для разделения труда между центром и периферией, дифференцированного размещения всех форм социальной активности населения [5].

Большие города формируют зоны с наименьшими издержками производства, наряду с этим заметен и социальный эффект, который связан с увеличением количества форм расселения, с достаточно высоким уровнем социальной сферы (зона влияния города с социально-культурным потенциалом), доступностью к городу, и «это не какие-либо особые районы, а пригородные зоны крупных городов независимо от их региональной принадлежности» [12]. Город вместе с пригородной зоной превращается в «механизм» территориально-хозяйственной интеграции, с сочетанием плюсов и минусов такого «симбиоза», с проявлением разнонаправленных процессов, где сочетаются инерционность и динамизм, концентрация и рассредоточение, специализация и интеграция, культурное обогащение и отсталость. Поэтому становление и дальнейшее развитие пригородных зон тесно связано с концепцией опорного каркаса территории, который служит инструментом познания реальной географии хозяйства и населения, раскрывает процессы и результаты территориально-хозяйственной интеграции. По мере роста города, увеличения его площади и разнообразия деятельности (экономической, социальной, культурной) его влияние на территорию усиливается. Используя ресурсы территории, город по достижении определённой границы переходит в постгородскую стадию развития [7].

В это же время одновременно с высокими темпами индустриализации пригородов возникает вопрос рекреации, отдыха городского населения в пригородных зонах. Сущность экологического эффекта заключается в возможности создания в ареалах концентрации комплексов экологической индустрии, которая снижала бы давление производства на окружающую среду, а также в возможности формирования экологического опорного каркаса (термин В. В. Владимирова [1]) — системы территорий — антиподов урбанизации [8].

Так, например, схема районного планирования пригородной зоны города Киева, разработанная в 1951-1952 гг., предусматривала расселение около 150 тыс. жит., развитие молочно-животноводческой, картофельно-овощной и плодово-ягодной базы; сохранение и увеличение зелёных массивов, окружающих город; организацию мест отдыха в пригородных лесах и на берегах Днепра, Десны и Ирпеня; новое сельскохозяйственное использование земель и перемещение ряда населённых пунктов и сооружений, в связи с строительством гидроэлектростанций на Днепре (Киевской и Каневской).

В проектах планировки пригородных зон Минска и Казани центральное место заняли вопросы организации мест массового отдыха городского населения и сельскохозяйственной зоны.

При планировании пригородной зоны Харькова вопрос внегородского расселения населения, связанного с экономико-хозяйственным комплексом города, был решающим.

Для пригородной зоны Риги рядом с такими общими вопросами, как расселение населения, организация пригородного сельского хозяйства и мест отдыха городского населения, существенное внимание уделено вопросу рациональной организации курортной зоны союзного значения на Рижском побережье с оптимальным использованием благоприятных природных условий.

1960-80 гг. — период дачного бума. Ему предшествовали специальные места для летнего проживания, которые стали появляться в России в 1830-х гг. в пригородах Москвы: Кунцево, Сокольниках, Останкино, Перово. Бурное развитие дач началось с середины XIX в., когда появились железные дороги, и «посёлки для отдыха» стали строить подальше от города — в Химках, Тарасовке, Пушкино, Малаховке. Дачи как место отдыха состоятельных горожан получили распространение в России с 1860-х гг. На рубеже Х1Х-ХХ вв. дачная жизнь стала массовым социальным явлением, характерным только для России. От этого связь города с прилегающими территориями ещё усилилась.

Таким образом, города ещё отчетливее проявили себя как симбиоз городского и сельского. Опорный каркас определяет основные черты городского расселения и оказывает решающее влияние на трансформацию сельского расселения. Агломерации, да и в целом пригородные районы, являются ареалами стабилизации жизни сельского населения [6].

Формирование пригородных зон, очевидно, тесно связано с формированием опорного каркаса, который представляет собой генерализированное проявление географического развития урбанизации. Опорный каркас — результат, что возникает на стадии высокой территориальной концентрации. Его формирование проходит три основные стадии (по Г. М. Лаппо), которые параллельно можно применить и к эволюции пригородных зон (ПЗ).

I — центровая («точечная») концентрация — увеличение количества и площади крупных городов. В это же время происходит «притяжение» окружающих территорий к городу, становление пригородных зон, проявление связей между ними. Основной функцией пригородной зоны является сельскохозяйственная. Экономический эффект пригородной зоны — незначительный, пригородная зона в большей степени «зависит» от города и свою хозяйственную деятельность подчиняет городу. Первая стадия формирования ПЗ — локальная.

II — агломерирование, когда большой город, становясь ядром агломерации, формирует вокруг себя плеяду спутников. На второй стадии происходит чёткое территориальное выделение ПЗ, увеличение их площади в зависимости от размеров самого города и численности населения, перераспределение функций между городом и сельскими территориями, проявление процессов рассредоточения производства в городе и, наоборот, концентрации в ПЗ, выделение специализации в ПЗ. Социокультурное сближение. Проявляется «некоторая» зависимость города от пригородной зоны. Значительно возрастает экономический эффект ПЗ. Вторая стадия формирования ПЗ — интеграционная.

III — регионализация, при которой высокого уровня достигает имплозия — экономическое сближение взаимодействующих центров на основе совершенствования транспорта. Что касается формирования ПЗ, происходит их слияние в единый комплекс пригородных территорий, которые тесно связаны между собой и городами многофункциональными связями. В отдельных направлениях экономической деятельности ПЗ «перетягивают» на себя городские функции, теряя или значительно уменьшая предыдущие, в первую очередь, сельскохозяйственную. Город уже не в состоянии функционировать без ПЗ. Результат экономического функционирования системы «Г — ПЗ» является постоянным и высоким. Третья стадия формирования ПЗ — комплексная или комплексно-формирующая.

Дальнейшая необходимость со стороны народного хозяйства в концентрации общественного производства в условиях сложной экологической ситуации стимулирует развитие ПЗ, наряду с производственными, транспортно-коммуникационными имеют место и рекреационные, и экологические функции. В советские времена дачи жителей городов стали, прежде всего, местом для занятий садоводством: выращиванием овощей и фруктов или отдыха всей семьей в выходные дни, летом. Так называемые «коллективные сады» для рабочих и служащих появлялись в российских городах, ещё начиная с середины 30-х гг. XX в. Принятое в феврале 1949 г. постановление Совета Министров СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» положило начало широкому развитию коллективного и приусадебного садоводства. Массовое дачное строительство бурно развивалось во времена хрущёвской «оттепели», так как, несмотря на большую программу освоения Целины, в Советском Союзе сохранялись сложности с продовольствием.

В 1960-80 гг. выделение горожанам дачных, садово-огородных участков и их обустройство стало массовым, и пока этот процесс активно продолжается, можно утверждать, что он приобрёл характер бума. Подавляющее большинство семей страны имеют землевладения в сельской местности и, как правило, — второе жильё на своём участке.

Третий этап — с рубежа 1980-90-х гг. В начале XXI в. известный дачный бум перерос в массовую коттеджную застройку, причины этого процесса, в отличие от

продовольственного обеспечения дачами в 1960-80 гг., носят европейский характер — экологизация среды, престижность коттеджного жилья. Коттеджная застройка «заняла» наиболее ценные земли в пригородной зоне, их главное преимущество в географическом положении, близости к городу в сочетании с обеспеченностью инфраструктурой. Коттеджную застройку можно считать следствием процесса дезурбанизации, т. е. роста пригородов, миграции городского населения в сельские районы. Очевидно, что коттеджная застройка «заняла» наиболее ценные земли, но при дальнейшем продолжении застройки и уменьшения таких участков происходит освоение несельскохозяйственных земель (лесов, заболоченных территорий, бывших карьеров, склонов и других непригодных земель) вблизи городов, и притом массовая необработка сельскохозяйственных земель вдали от городов [21, 22].

В это же время властями очерчены основные задачи пригородных зон: размещение промышленных предприятий, связанных с народнохозяйственным комплексом города, размещение складов, сортировочных станций, учреждений, которые отвечают специализации города и пригородных хозяйств; размещения специализированных лечебных учреждений длительного лечения, детских оздоровительных учреждений; развитие пригородного сельского хозяйства, организации загородного массового отдыха населения, расширение лесопаркового пояса. Развитие всех видов транспорта, строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог, обеспечивающих надёжную связь населённых пунктов пригородной зоны и города. Едва ли не впервые поднимается вопрос о взаимосвязанном развитии городов и пригородных зон как составной части единого социально-экономического и территориально-планировочного комплекса города и области. ПЗ на данном этапе характеризуется комплексностью и многовекторностью функций.

В ядре агломераций (в городе) формируется значительный социально-экономический эффект развития хозяйства. Происходит значительная концентрация производства, которая имеет как положительные, так и отрицательные черты. В современных условиях дефицита и завышенной цены городских земель, высокой сосредоточенностью учреждений и предприятий административной, производственной, коммерческой деятельности, развитие рынка товаров и услуг, требуется повышение оперативности и рациональности размещения экономических объектов. Решением данной проблемы может быть и во многих случаях является размещение коммерческой деятельности предпринимателей в ПЗ, которое имеет свои преимущества:

- широкие возможности привлечения природных ресурсов, перераспределение профильной структуры и уровня прибыльности предприятий в зависимости от стоимости земли и земельной ренты;

- рост доходов предприятий в результате близости к рынкам сбыта, финансовой и деловой активности, высокая инновационность предприятий;

- уменьшение затрат на наёмный труд рабочих;

- высокая доступность транспортных коммуникаций;

- близость к среде повышенной активности бизнеса и административных структур.

В результате такого «перераспределения» происходит агломерационный эффект: растёт уровень обеспеченности отдельных предприятий земельными и трудовыми ресурсами с удалением от ядра, одновременно остаётся достаточно высокий уровень инженерного обслуживания производства, качественного состава промыш-

ленно-производственного персонала в периферийной зоне агломерирования. Агломерационный эффект поддерживается в пригородной зоне путём приближения промышленного предприятия к коммуникациям, качественным системам связи, а также с помощью приближения и тесного взаимодействия с центральным ядром.

Агломерационный эффект, как один из механизмов формирования экономической эффективности хозяйствования, является характерным признаком любой совокупности городов и проявляется по-разному в зависимости от уровня и характера развития городской системы расселения, её компонентной структуры и конфигурацией свойств пространства системы [3].

В центре агломерационных образований активно развиваются модульные высокодоходные наукоёмкие производства, а на периферии — крупные предприятия, которые нуждаются в привлечении значительных территорий, дешёвых природных и трудовых ресурсов.

Новые урбанистические процессы, характер расселения в агломерации способствует широкой реализации продукции на рынке товаров и услуг, что создаёт дополнительную выгоду для товаропроизводителей. Процессы концентрации населения в агломерационных образованиях объясняются высокой стоимостью земли и жилья в ядре агломерации, гипердинамизмом жизнедеятельности, экологическими проблемами в городской среде и, соответственно, благоприятными условиями для проживания в ПЗ. Уровень обслуживания в центральных и периферийных поясах агломерации, благодаря массовому распространению коммерческих предприятий социального комплекса, постепенно выравниваются.

Таким образом, агломерационный эффект определяется как некая пространственная синергия, которая сформировалась в пределах большого города и его пригородной зоны на основе использования специфического потенциала земельных и других природных ресурсов территории, урбанизированной концентрированной системы расселения и плотной сети коммуникаций. Промышленные предприятия агломерации получают существенные социально-экономические выгоды для своего функционирования, которые заключаются в создании дополнительной коммерческой прибыли от использования положительных свойств агломерирования [24].

Таким образом, процесс становления, развития пригородных зон в СССР и в дальнейшем в Украине имеет определённые периодические тенденции.

Первый этап — формирования ПЗ (1930-50 гг.). Появление первых агломераций. Основным фактором формирования ПЗ стало обеспечение жильём работников города (возникновение рабочих посёлков) в результате интенсивной индустриализации городов. Основная функция пригородной зоны селитебная. Экстенсивное использование земель ПЗ.

Второй этап — развития ПЗ (1950-80 гг.). Факторы развития: индустриализация пригородов, восстановление промышленности, продовольственная проблема, рекреационная деятельность. Функции ПЗ увеличиваются, актуальными в этот период является производственная, сельскохозяйственный, селитебная, рекреационная (садово-огородные участки) функции.

Третий этап — реорганизации ПЗ (конец 1980-х гг.). Исчерпанный ресурс территории города, изменение функций городом (преобладание услуг в экономической структуре города), техногенная нагрузка, экологизация среды — основные факторы реорганизации ПЗ. Наблюдается многовекторность функций ПЗ: логистико-инфра-

структурной, производственной, сельскохозяйственной, рекреационной. Происходит перераспределение размещения коммерческой деятельности, её направленность в пригородные зоны, с последующим агломерационным эффектом и ростом доходов предпринимателей. Сущность и характер синергетического эффекта города показано в табл. 1.

Таблица 1

Формирование синергетического эффекта города [2, с. 139]

Составные части эффекта Позитивные стороны Негативные стороны

Природно-ресурсные Широкие возможности привлечения природных ресурсов, перераспределение профильной структуры и уровня прибыльности предприятия в зависимости от стоимости земли и земельной ренты Ограниченность земли и природных ресурсов, что порождает монопольную земельную ренту в городе и предопределяет неравномерность хозяйственной деятельности

Экономиче ские Рост экономической эффективности хозяйствования, дополнительная коммерческая выгода от размещения и функционирования предприятий различной специализации (с высоким уровнем разнообразия), широкое привлечение финансовых ресурсов, инвестиций и банковских активов Высокий уровень конкурентности среды, ограниченный доступ к экономическим ресурсам развития

Коммерческие Рост доходов предприятий вследствие близости к публичным пространствам, рынкам сбыта и центрам финансовой и деловой активности, высокой инновацион-ности и коммуникативности предприятий Рост стоимости земли и недвижимости, природных ресурсов и рабочей силы, инженерно-технического обслуживания

Материально-бытовые Формирование высокого уровня жизни людей и максимально полного удовлетворения их духовных потребностей, роста физического капитала Унификация жизни, стандартизация услуг, которая приводит к недостаточному вниманию к потребностям личности

Культурно-образовательные и научные Развитие передовых учебных заведений, формирование очагов прикладной высокоинновационной науки — технополисов, технопарков и т. д. Чрезмерная концентрация культурно-образовательных и научных учреждений приводят к формированию депрессивных регионов за пределами городской среды

Инфраструктурные Развитие современных объектов производственной и социальной инфраструктуры, которые отвечают требованиям экономичности и экологичности Перегруженность объектов инфраструктуры, высокие операционные расходы на их поддержание в рабочем состоянии и на деятельность социальных служб

Расселенческие и демографические Высокая урбанизация и распространение городского образа жизни, что способствует формированию высококоммуникативной среды, развитию предпринимательской инициативы, распространению высоких стандартов жизни Гиперконцентрация населения, что приводит к распространению деструктивных процессов и явлений. Сокращение естественного прироста, депопуляция

Окончание таблицы 1

Трудоресурс-ные Значительная профессиональная дифференциация трудовых ресурсов, высокая квалификация, широкие возможности самореализации за счёт процессов урбанизации, высокое развитие социального капитала Нерациональные маятниковые миграции, высокая конкуренция на рынке труда, широкая дифференциация заработной платы, рост спроса на низкоквалифицированную рабочую силу

Экологические Оптимизация системы природопользования и комплексная переработка отходов Обострение экологических проблем за чрезмерную концентрацию хозяйственных мощностей

Управленческие Концентрация ресурсов власти, разработка планов и проектов социально-экономического развития территории, генеральных планов развития городских поселений Усложнение системы управления, низкий уровень взаимосвязанности различных ветвей власти, рост бюрократии и коррумпированности

Таким образом, в результате анализа работ зарубежных и отечественных учёных, были выделены этапы становления и развития ПЗ как на постсоветском пространстве, так и в других странах. Очевидно, что формирование и развитие пригородных зон в СССР началось позже. Факторы этого процесса и функции пригородной зоны несколько отличаются по этапам развития. На основе стадий развития опорного каркаса территорий (по Г. М. Лаппо) параллельно выделены стадии формирования пригородных территорий: локальная, интеграционная и комплексная, что позволяет рассматривать эти процессы совместно, делать более углублённый комплексный анализ эволюции пригородных зон, опорного каркаса расселения, агломерационного развития территории.

Литература

1. Владимирова В. В. Расселение и окружающая среда. М.: Стройиздат. 1982.

2. Гладкий О. В., 1щук С. I. Географш мгст. Геоурбашстика. Шдручник. Кжвський нацюнальний ушверситет 1меш Тараса Шевченко, 2014. 300 с.

3. Гладкий О. Мтсью системи розселення: становлення [ структура // Вгсник КНУ 1м. Т. Шевченко, 2014. № 1 (62). С. 16-22.

4. Города и люди: актуальные проблемы урбанистики и социального развития: Монография / Под ред. И. В. Гукаловой. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. 198 с.

5. Коммунисты и трудящимся крупных городов в борьбе за социальный и научно-технический прогресс. М.: Наука. 1982. С. 464

6. Лаппо Г. Города в пространстве России // Отечественные записки. Серия Пространство России, 2002. № 6. С. 7-21.

7. Лаппо Г. М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение // Известия АН СССР. Серия географическая, 1983. № 5. С. 16-28.

8. Лаппо Г. М. География городов. Учебное пособие для географических факультетов вузов. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 480 с.

9. Олтник В. Зародження та еволющя поняття «примюька зона» // Часопис сощально-економ1чно! ге-ографп: м1жрегюн. зб. наук. праць. Харюв, ХНУ 1меш В. Н. Каразша, 2015. Вип. 2. С. 18-23.

10. Палеха Ю. М. Исследование стоимости территорий населенных пунктов — новое направление в украинском социально-экономической географии // География в информационном обществе: Сб. научных трудов. К., 2008. Т. 2. С. 284-286.

11. Петина О. В., Косарев А. В. Пригородные зоны в территориальном планировании // Управление развитием территории, 2011. № 2. С. 12-19.

12. Пчелинцев О. С. Урбанизация и социально-экономическое содержание системного анализа расселения. Препринт доклада на IV советско-польском семинаре по проблемам урбанизации. М., Киев. 1979.

13. Borsdorf A. Commercial Areas In The Outskirts Of European Cities: Locations and structures // COST 10 Project «European Cities: Insight on Outskirts» Volume «Structure», 2004.

14. Garreau J. Edge City: Life on the New Frontier. New York: Doubleday, 1991.

15. Knox P. L. Metroburbia, USA, 2008.

16. Kolankiewicz L., Beck R. Weighing Sprawl Factors in Large U. S. Cities. A report on the nearly equal roles played by population growth and land use choices in the loss of farmland and natural habitat to urbanization. Analysis of U. S. Bureau of the Census Data on the 100 Largest Urbanized Areas of the United States March 19, 2001.

17. Lang R. E. Edgeless cities: exploring the elusive metropolis, Brookings Institution Press, Washington, D. C., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Leichenko R. M. Growth and Change in U. S. Cities and Suburbs // Growth and Change Vol. 32, 2001, pp. 326-354.

19. Mieszkowski P., Mills E. S. The Causes of Metropolitan Suburbanization // The Journal of Economic Perspectives, Vol. 7, No. 3., 1993, pp. 135-147.

20. Fishman R. Bourgeois Utopias: The Rise and Fall of Suburbia. New York: Basic Books, 1989.

21. Event-менеджмент. Хальцбаур У и др. [Электронный ресурс]: URL: http://www.alleng.ru/d/manag/ man118.htm

22. Лесной бюллетень. № 26. Дачный бум. [Электронный ресурс]: URL: http://old.forest.ru/rus/ bulletin/26/4.html

23. Система муниципального управления / Под ред. В. Б. Зотова. 5-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 717 с. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ros-ma.ru/images/journal/books/16540.pdf

24. Агломерационный эффект территории и его влияние на развитие локальных промышленных комплексов. [Электронный ресурс]: URL: http://worldofscience.ru/geografija-mira/59-geograf

Об авторах

Олейник Валентина Демьяновна — кандидат географических наук, доцент кафедры туристического бизнеса и рекреации, Одесская национальная академия пищевых технологий, Украина.

E-mail: [email protected]

Гладкий Александр Виталиевич — доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии, академик Национальной академии туризма Российской Федерации, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина.

E-mail: [email protected]

V. Oleynyk, A. Gladkey

STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SUBURBAN AREAS

The solution of the problems of labor productivity, socio-economic development as well as the quality of life can be solved in the frames of continuous improvement ofnational and regional structure of economy. Territories of suburban areas are extremely interesting objects for regional investigations: there we can observe issues of the balance between

social, industrial, environmental and other aspects. This article deals with analysis and systematization offoreign and native scientists' investigations in the field offormation and development of suburban areas. Therefore, we can define some stages and factors in the development of suburban areas of European countries and of the United States. In much the same way, we can investigate the process offormation and development of suburban areas in the USSR and in Ukraine. The number of specific features of suburban areas, characteristics of each stage of development as well as principal changes in suburban growth are described. The zoning of a city and its suburban areas, changes in the land value and land rents in different areas of a city and its suburbs are considered. The stages of suburban areas formation (local, integration and complex) are disclosed using the G. M. Lappo investigations. The agglomeration effect as one of the mechanisms of economic efficiency development in suburbs is explored. The essence and fundamentals of synergistic effect development in the city are explored.

Key words: agglomeration, suburban area, basic carcass of the territory, stages of development, stages of suburban areas formation, functions, agglomeration effect, synergistic effect.

About the authors

Dr Valentina Oleynуk, Associate Professor, Department of Tourism Business and Recreation, Odessa National Academy of Food Technologies, Ukraine.

E-mail: [email protected]

Prof. Alexander Gladkey, Department of Economic and Social Geography, Taras Shevchenko National University of Kiev, Ukraine.

E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.