39. Полтерович В.М. О формировании системы национального планирования в Росси. — URL: http://journal.econorus.org/pdf/ NEA-26.pdf)
40. Кузнецов Б.В., Симачев Ю.В. Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал Новой Экономической Ассоциации. — 2014. — № 2 (22). — С.152-178.
41. Трейвиш А.И. «Сжатие» пространства: трактовки и модели // Сжатие социально-экономического пространства: новое в теории регионального развития и практике его государственного регулирования. — М.: ИГ РАН, МАРС, 2010. — C. 16-31
42. Трейвиш А.И. Симметрия и асимметрия геопространства в страноведческом анализе. Территориальная структура хозяйства и общества зарубежного мира / Под ред. А.С. Фетисова, И.С. Ивановой, И.М. Кузиной // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. Вып.18. — М.- Смоленск: Ойкумена, 2009. — С.7-24. 228 с.
43. Суссекс М. Азиатская перебалансировка России. Lowy Institute Papers. — URL: http://www.lowyinstitute.org/publications/ russias-asian-rebalance
44. Минакир П.А. Национальная стратегия пространственного развития: добросовестные заблуждения или намеренные упрощения? // Пространственная экономика. — 2016. — №3. — С.7-15.
45. Экономическая интеграция: пространственный аспект / Общ. ред. П.А. Минакира. Рос. акад. наук, Дальневосточное отд-ние. Ин-т экон. Исследований. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. — 352 с.
46. Горкин А.П. География постиндустриальной промышленности (методология и результаты исследований, 1973-2012 годы). — Смоленск: Ойкумена, 2012. — 348 с.
47. Кузнецов Б.В., Симачев Ю.В. Эволюция государственной промышленной политики в России //журнал Новой Экономической Ассоциации. — 2014. — № 2 (22). — С.152-178.
48. Петровский В.Е. Стратегическое планирование российско-китайских отношений в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества. Российский совет по международным делам. Аналитическая записка. 2016. Сентябрь. № 7. — URL: http://russiancouncil.ru/common/upload/pb7ru.pdf
49. Деловой саммит форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» 18 ноября 2015 Манила, Республика Филиппины. — URL: http://government.ru/news/20617
50. Модальность (лат. modus — способ, вид) — способ, вид бытия или события; категории модальности: возможность, действительность, необходимость; модальный — обусловленный обстоятельствами; модальный анализ — исследование модальности; используется в логике, психологии, лингвистике, программировании, музыке и др.
51. Гудкова Е.В. Стратегические ориентиры машиностроения Дальнего Востока России: технологические цепочки // Проблемы современной экономики. — 2015. — №3 (55). — С.408-411.
52. Гудкова Е.В. Когнитивные технологии прогнозирования, планирования и проектирования центра связанности Дальнего Востока России со странами Восточной Азии // Проблемы современной экономики. — 2017. — №1 (61). — С. 125-130.
53. Гудкова Е.В. Экономика знания: что определяет феномен (о книге «Инновационный вектор экономики знания») // Пространственная экономика. — 2012. — № 1. — С.156-165.
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИГОРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Л.А. Дорофеева,
аспирант кафедры географии и методики обучения географии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, PhD
dorofeeva-la@yandex.ru
В статье рассматривается проблема комплексного развития территории, которая создает условия для повышения человеческого капитала, эффективности использования территории. Городская агломерация является примером комплексного развития. Исследования пригородной территории Красноярского городской агломерации подтверждают проявления комплексирования в развитии территории.
Ключевые слова: комплексное развитие, пригородная территория, городская агломерация, Красноярск
УДК 911.375.62 ББК 65.049(2)
Интеграция города и села может стать одним из важных направлений обновления современной российской общественной системы, базой комплексного решения производственных агропромышленных проблем, обеспечения рационального использования территориального, ресурсного и социального потенциала села и города, улучшения экологических условий и социальной активности населения.
Комплексное развитие в регионе во многом определяется характером размещения производства и расселения, соотношением и взаимодействием центров и периферий. Причем все большую роль в размещении производительных сил и капитала играет расселение — прежде всего, ведущих центров человеческого потенциала, которые обычно выступают «точками» инновационного роста [1].
Обзор исследований. Городские агломерации как динамично развивающиеся системы являются объектом изучения различных наук. В структуре городских агломераций выделяют ядро, города-спутники и пригородная территория. Пригородная территория является резервом развития агломерации,
поэтому изучение ее роли в развитии городской агломерации становиться определяющим в разработке стратегии развития территории.
Г.М. Лаппо отмечает, что пригородная зона «формируется под влиянием города, который стремится как можно полнее использовать окружающую территорию для удовлетворения своих многообразных потребностей. Многофункциональность, нередкая конфликтность ситуаций, ограниченность ресурсов усложняют рациональное устройство пригородной зоны» [2]. Основная роль пригородной территории в условиях городской агломерации — это улучшение качества жизни населения города-центра и городов-спутников, в том числе за счет переноса части городских функций в пригород, таких как промышленность и селитьба.
В.В. Владимиров отмечает, что характер развития городов отражает четко выраженную тенденцию нарастающего прессинга на пригородную зону [3]. Крупные города являются главной преобразующей силой окружающей среды, одним из основных факторов интенсивного антропогенного воздействия на земли прилегающих пригородных зон. «Городская среда ста-
новится все более агрессивной не только для человека, но и для всего живого, а также для окружающего город пространства, города съедают земное пространство, ресурсы пригородов и окружающих территорий» [4].
В свое время Н.Н. Колосовский рассматривал взаимосвязь хозяйственных элементов города и сельской местности, где определённая роль в развитии этого взаимодействия приходилась на пригородную территорию [5]. Таким образом, пригородная территория вместе с городской агломерацией создает взаимосвязанный комплекс, который может стать основой регионального развития.
Исследования территориальной структуры агломераций приобрели широкий размах в послевоенное время. Её изучали исследователи Западной Европы и США. Уэруэйн Дж. [6], Ха-уке М.О. [7], Милс Е. [8]. Они заложили теоретические основы и внесли понятие «периферийного пояса» крупных агломераций. В этих поясах локализованы: научно-инновационные и производственные мощности ведущих ТНК мира; инновационные промышленные предприятия, прошедшие модернизацию; оптовая и розничная торговля — так называемые молы, складские базы, менеджмент; различные сервисные и консультационные центры; центры логистики; банки и другие виды бизнеса.
Современная периферия крупных городов представляет собой сложную мозаику жилых районов, промышленных и офисных ареалов, рекреационных зон, сельскохозяйственных угодий и, как правило, не имеет сплошной застройки. Появляются новые подходы к ее изучению. Так, в США выделяют особый вид пригородных территории «ехигЫа», которые располагаются на границе пригородных зон и сельской местности [9,10]. Исследователи делают акцент на разнообразии застройки данной территории и на особенностях ее функциональной нагрузки. В целом, авторы приходят к выводу, что данная территория отличается низкой плотностью населения, зависит от городского регулирования, которое происходит через управление пригородами. Методы измерения границ таких территорий и поселений были направлены на одинарную или двойную лимитацию и предполагают измерение географической области размещения, при этом выделяя отличия области от пригорода, города и сельской местности [11].
В Китае, также как и в России, ученые начинают изучение новых форм расселения и территориальных комплексов, таких как городская агломерация. Ученые из департамента градостроительства и экологии Пекинского университета отмечают, что в самых крупных городах Китая (Пекине, Шанхае, Шеньяне, Даляне) отмечается феномен субурбанизации. Другие ученые, из департамента градостроительства и ресурсов университета Наньдзинь, утверждают, что субурбанизация в Китае находится на стадии формирования и большая часть Китая не подвержена данным процессам [12]. Чжу Сян отмечает, что устойчивое развитие пригорода является важным компонентом экономического развития, социального благополучия и стабильности использования ресурсов и охраны окружающей среды [13].
В соответствии с концепцией комплексного развития региона [1] городская агломерация является третьим типом территориального воспроизводственного комплекса, имеющим характеристики локального и районного типа. В данном типе наиболее благоприятные условия повышения человеческого капитала, т.к. в них размещаются наиболее развитые структуры управления, деловой жизни, науки, образования, культуры и материального производства. Развитие городских агломераций обеспечивается концентрацией трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов. Достижения городского центра распространяются на периферию, в предоставлении качественных услуг, улучшении коммуникаций, что решает противоречие развития центра и периферии и обеспечивает комплексирование их воспроизводства.
Результаты исследования. Уровень комплексности можно определить по концентрации производств, человеческого капитала, усиления связей между субъектами агломерации, в том числе развитию сети филиалов. Анализ пригородной территории Красноярской городской агломерации (КГА) показал, что в ней развиваются проявления комплексирования.
Во-первых, это связано с увеличением маятниковых миграций населения. Как выявил социологический опрос, маятниковые миграции населения КГА являются не только трудовыми и не только по направлению «село-город», но и рекреационными по направлению «город-село». Это усиливает связь между городами агломерации и окружающей их пригородной территорией. Взаимодействие усиливается с расширением сети пригородного расселения (коттеджного и дачного) [14]. Появление коттеджных поселков свидетельствует о расширении городского образа жизни на пригородной территории.
Во-вторых, в условиях городской агломерации происходит усиление пригородного сельского хозяйства, в связи с усилением спроса на продукцию в результате увеличения концентрации населения. В КГА сельскохозяйственные предприятия на пригородной территории размещены на некотором удалении от города-центра, но в пределах ежедневной транспортной доступности. На пригородной территории КГА расположены предприятия животноводства (в основном птицеводства и свиноводство) и растениеводства (овощеводство). Такая специализация связана со спросом на скоропортящуюся молочно-мясную продукцию и овощи. На территории всех четырех муниципальных районов, в составе КГА, расположены сельскохозяйственные предприятия и предприятия пищевой промышленности.
В-третьих, в условиях увеличения концентрации населения и распространения городского образа жизни увеличивается потребность в отдыхе горожан. Это потребность реализуется на пригородной территории в возможности организации отдыха выходного дня для жителей КГА. При этом необходимо учитывать, что все жители КГА должны иметь доступ к местам отдыха. На пригородной территорий КГА расположено большое количество природных объектов, которые могут стать центром рекреации. Самым большим преимуществом пригородной территории КГА в реализации рекреационных целей является наличие в 30 минутной транспортной доступности от центра Красноярска государственного природного заповедника «Столбы», горнолыжных трасс и биатлонного комплекса.
В-четвертых, комплексирование КГА связано с широкой сетью филиалов. Сеть филиалов в пределах пригородной территории КГА состоит из представителей предприятий регионального и государственного масштабов. В настоящее время филиализация охватывает в основном города-спутники и административные центры муниципальных районов, вошедших в состав КГА. Наблюдается расширение филиалов сферы услуг в местах концентрации коттеджного и сельского расселения (образовательные, развлекательные, торговые услуги).
Формирование городской агломерации приводит к увеличению размеров пригородной территории и усложнению связей между населенными пунктами. Для реализации комплексного подхода в развитии городской агломерации и ее пригородной территории необходимо учитывать влияние населенных пунктов на окружающую его территорию, способствовать обеспечению сходного качества жизни населения периферии и центра. Для усиления эффекта комплексирования КГА и увеличения эффективности использования пригородной территории, предлагаются следующие задачи:
- обеспечение зонирования территории;
- обеспечение возможности территориального роста городской агломерации;
- сохранение сельскохозяйственных площадей;
- сохранение лесных массивов с целью поддержания благоприятной экологической обстановки в Красноярской городской агломерации;
- развитие транспортной и логистической инфраструктуры.
Важнейшей задачей планировочной организации пригородной территории является определение градостроительного развития, обеспечение удобных связей отдельных районов и зон, рациональное использование территории. В результате анализа географии пригородного расселения, размещения центров сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, рекреационных центров, транспортной инфраструктуры в КГА формируется планировочная структура (рис.1):
Лесосибирск
елезногорск
Сосновоборск
Красноярск Канск
Дивногорск
Краснотуранск
Выезжий Лог
Рис. 1. Планировочная структура Красноярской городской агломерации [16]
- главной структурной осью развития пригородной территории Красноярской городской агломерации является широтная ось вдоль транспортного коридора —Транссибирской железнодорожной магистрали и федеральной автодороги «Байкал >.
- второй по значению осью развития пригородной территории является меридиональная — вдоль региональной автодороги «Красноярск — Енисейск , «Красноярск — Дивногорск — Абакан > и реки Енисей.
Центром пересечения осей является центр системы — город Красноярск. В настоящее время формируется радиально-кон-центрическое сообщение внутри системы, которое на данный момент развито слабо.
В составе пространственной структуры КГА (рис.2) элементами являются:
1. Ближняя зона тяготения — ядро системы — с радиусом до 30 км вокруг Красноярска. В этой зоне максимальная концентрация на территории КГА дачных и коттеджных поселений, рекреационных центров, филиалов предприятий и учреждений города-центра.
2. Периферийная зона тяготения охватывает территорию близлежащих Емельяновского и Березовского районов и находится в 1,5 часовой транспортной доступности в пределах 50-60 км от Красноярска. Эта зона размещения формирующихся ареалов коттеджных поселков и размещения сельскохозяйственных предприятий, которые обеспечивают скоропортящейся пищевой продукцией и стройматериалами города агломерации.
3. Дальняя периферийная зона тяготения — в пределах 2-х часовой транспортной доступности, включает территорию Сухобузимского и Манского районов. Эта зона сельскохозяйственной и лесозаготовительной специализации, эпизодического посещения сельского населения города-центра с социально-культурными целями.
Комплексный анализ по изучению пригородной территории КГА позволил разработать основные рекомендации по ее развитию для усиления комплексирования и эффективного использования территории КГА:
1. Развитие сферы услуг в пригородной территории КГА. В результате формирования пригородного расселения населе-
ния увеличивается спрос на услуги. Это приведет к разнообразию видов деятельности сельского населения и изменению социо-культурно-бытовой структуры пригородных сельских поселений. Произойдет снижение численности сельского населения, посещающего Красноярск с целью получения соответствующих товаров и услуг. Размещение объектов социокультурно-бытовой структуры будет способствовать повышению качества жизни населения пригородной территории.
2. Развитие пригородного транспорта. Транспортная инфраструктура является определяющим условием развития городской агломерации. Как показали результаты социологического опроса населения населенных пунктов, где имеется хорошее транспортное сообщение с Красноярском, увеличивается количество маятниковых мигрантов. Анализ размещения коттеджных и дачных поселений показал их зависимость от близости транспортных магистралей. Расширение транспортной сети увеличит мобильность населения, что способствует рациональному размещению производительных сил. Транспортная обеспеченность способствует развитию социальных и трудовых связей КГА и снижению транспортной нагрузки на город Красноярск.
Условные обозначения |
1 ГПк - ближняя зона тяготения, - периферийная зона тяготения - дальняя периферийная зона тяготения - Административные границы - Автомобильные и жд магистрали - реки
ч\\\
/V
М 1:40000
рис. 2. Пространственная структура Красноярской городской агломерации
3. Государственная поддержка сельского хозяйства. Пригородная территория обладает наилучшими факторами для размещения сельскохозяйственных предприятий: большим количеством земельных ресурсов, дешевизной недвижимости, транспортной доступностью и более благоприятной экологической обстановкой. Эти факторы способствуют увеличению эффективности развития сельского хозяйства в пригороде [15]. Поэтому в концепции развития городской агломерации и ее пригородной территории необходимо выделить зону сельскохозяйственного назначения и разработать законодательную базу, которая обеспечит невозможность использования этих земель под строительство жилья и использования в производственных целях.
4. Рациональное развитие пригородной территории — залог стабильной экологической ситуации в регионе. Красноярск ограничен горами с западной и юго-западной стороны, что создает частое повторение температурной инверсии и приводит к неблагоприятным метеоусловиям в городе. Расширение зеленой зоны городов КГА и их объединение в единый эколо-
гический каркас позволит снизить вредное воздействие на по территориальному планированию, а также разработать
окружающую территорию и создаст благоприятные условия систему учета жителей коттеджных и дачных поселений для
для горожан для отдыха. Для того чтобы экологический каркас проведения расчета по нагрузке на инфраструктуру приго-
города не стал замкнутой системой, он должен иметь выходы родной территории.
к естественным ландшафтам. Для этого на пригородной тер- Пригородная территория КГА формирует особую в экономи-
ритории необходимо создать экологические коридоры и бу- ческом и социальном плане территорию, на которой сочетаются
ферные зоны перехода от антропогенного ландшафта города элементы сельского и городского образа жизни, формируются
к естественным природным ландшафтам. новые экономические связи города и пригорода. Развитие и
5. Необходимо законодательно на уровне администрации трансформацию пригородной территории необходимо учиты-
Красноярского края определить статус коттеджных и дачных вать при разработке прогнозов и стратегий территориального
поселений в системе расселения региона. Это будет способс- планирования региона, городской агломерации, городов и ад-
твовать разработке общих для всех поселений правил и норм министративных районов КГА.
Литература
1. Шадрин А.И. Комплексное развитие региона / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2011. — С.63.
2. Лаппо Г.М. География городов. — М.: ВЛАДОС, 1997. — С.81.
3. Владимиров В.В. и др. Город и ландшафт: (проблемы, конструктивные задачи и решения) / В.В. Владимиров, Е.М. Микули-на, З.Н. Яргина. — М.: Мысль, 1986. — 236 с.
4. Подковырова М.А. Экологические и социально-экономические аспекты в использовании городских земель // Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы: сб. статей по материалам Всерос. Науч.-практ. конф. — Красноярск, 2004, Т.2. — С.40-44.
5. Колосовский H.H. Теория экономического районирования. — М.: Мысль, 1969. — С. 221.
6. Уэруэйн Дж. Природная зона // География городов: Пер. с англ. — М., 1965. — С. 128-136.
7. Хауке М.О. Пригородная зона большого города. — М.: ГСИ, 1960. — С. 47-48, 118-135, 148-156.
8. Mills E. What makes metropolitan areas grow? /A. Summers, P. Cheshire and L. Senn (Eds) Urban Change in the United States and Western Europe. — Washington: The Urban Institute, 1993 — p. 193-216.
9. Wright, G. Building the Dream: A Social History of Housing in America. — Cambridge, MA: The MIT Press, 1981 — р. 47-49.
10. Audirac, I. Unsettled views about the fringe: rural-urban or urban-rural fronties. In L. M. Owen J.F., Contested countryside: the rural urban fringe in North America. — Ashgate: Brookfield, 1999 — р.7-32.
11. Nelson A. Characterizing exurbia // Planning Literature. — 1992(6 (4)) — р.350-368.
12. Ш, 1998^-21-23.
13. ^.ÄHM^KW^HW^. шът, 1998^ — 16-20.
14. Дорофеева Л.А. Развитие пригородных поселков в Красноярской агломерации // География и природные ресурсы — 2016 — № 3 — С. 168-174.
15. Никифоров Л.В., Кузнецова Т.Е. Город и село: особенности интеграции в советский и постсоветский периоды // Журнал исследований социальной политики. — 2007. — Т.5. — №.2. — С. 179-200.
16. Шалахина Д.Х., Безгачев В.Г., Гохберг С.С. Взгляд градостроителей на развитие агломерации — интервью 12 мая 2008 г., телемост на канале «Енисей-Регион» [электронный ресурс]: http://www.krskstate.ru/page.aspx?pageid=13683 (дата обращения 22.11.2015)
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК СЕКТОРА эКОНОМИКИ
Юань Чжэн,
аспирант кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна
zhengyuan@yandex.ru
В статье рассматриваются особенности развития сектора легкой промышленности в условиях возникновения глобальных рынков и интенсивного использования информационно-коммуникационных технологий. Показана важность легкой промышленности как сектора экономики, формирующего новые рабочие места и создающего новые инновационные продукты.
Ключевые слова: легкая промышленность, отрасль экономики, глобализация, инновационное развитие
УДК 338.45 ББК 65.011. 4
Легкая промышленность как отрасль представляет совокупность предприятий, выпускающих товары, конкурирующие между собой и удовлетворяющие сходные потребности. Потребность в продукции легкой промышленности постоянно растет. Покупатели все больше предпочитают качественный товар, хотя в недалеком прошлом определяющей при выборе продукции была цена. Для характеристики отрасли используются показатели концентрации производства (доли предприятия в общем объеме производства товаров одной группы) и концентрации рынка (доли предприятий в объеме выпуска продукции, доминирующих на рынке данной отрасли), а также показатели отраслевого предложения, отраслевого спроса. Отрасль предполагает свободный вход и выход из нее. Вступ-
ление в отрасль определяется извлечением экономической прибыли больше нормальной. Выход из отрасли определяется извлечением прибыли ниже нормальной. Легкая промышленность представляет мощный многоотраслевой комплекс, как по производству товаров народного потребления, так и товаров производственного назначения, и включает около 30 крупных отраслей. Лёгкая промышленность осуществляет, как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции.
Продукция легкой промышленности, предназначенная для производственного назначения, используется в других отраслях промышленности в виде сырья и вспомогательных материалов (в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и др.). Широкий ассортимент