Научная статья на тему 'Особенности стратегий управления устойчивым развитием экономики городских агломераций'

Особенности стратегий управления устойчивым развитием экономики городских агломераций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА ГОРОДА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / THE CITY’S ECONOMY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / STRATEGIC PLANNING / LONG-TERM FORECASTING TOOLS / ECONOMIC REFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарипова Д. А.

Стратегический подход к управлению устойчивым развитием экономики города в настоящее время становится еще более актуальным и значимым процессом. Все больше городов разрабатывают стратегические планы и прогнозы устойчивого развития в целях определения состава, содержания и пропорций улучшения отдельных отраслей экономики территории, а также связей между ними. В результате это позволяет сбалансировать сферы деятельности органов власти, хозяйствующих субъектов, людей и на этой основе внести трансформации в структуру и пропорции отраслей экономики. Данное направление объективная необходимость в условиях процесса совершенствования системы управления, повышения самостоятельности местных властей в выборе путей устойчивого развития и их ответственности за социально-экономический уровень территориальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зарипова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT STRATEGIES FOR SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT OF URBAN AGGLOMERATIONS

Strategic approach to managing sustainable development of the city’s economy is now becoming even more relevant and meaningful process. More and more cities are developing strategic plans and forecasts of sustainable development in order to determine the composition, content and proportions of individual industries to improve the territory, as well as relationships between them. As a result, it allows you to balance the scope of government, businesses, people, and on this basis to transform the structure and proportions of industries. This direction is an objective necessity in the process of improving governance, enhancing the independence of local authorities in choosing the path of sustainable development and their responsibility for the socio-economic level of territorial entities.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегий управления устойчивым развитием экономики городских агломераций»

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

Зарипова Д.А., к.э.н., доцент кафедры менеджмента Альметьевского государственного нефтяного института

Стратегический подход к управлению устойчивым развитием экономики города в настоящее время становится еще более актуальным и значимым процессом. Все больше городов разрабатывают стратегические планы и прогнозы устойчивого развития в целях определения состава, содержания и пропорций улучшения отдельных отраслей экономики территории, а также связей между ними. В результате это позволяет сбалансировать сферы деятельности органов власти, хозяйствующих субъектов, людей и на этой основе внести трансформации в структуру и пропорции отраслей экономики. Данное направление объективная необходимость в условиях процесса совершенствования системы управления, повышения самостоятельности местных властей в выборе путей устойчивого развития и их ответственности за социально-экономический уровень территориальных образований.

Ключевые слова: устойчивое развитие; экономика города; стратегическое планирование, инструменты долгосрочного прогнозирования; экономические реформы.

FEATURES OF MANAGEMENT STRATEGIES FOR SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT OF URBAN AGGLOMERATIONS

Zaripova D., Ph.D., Associate Professor of Management Almetyevsk State Petroleum Institute

Strategic approach to managing sustainable development of the city’s economy is now becoming even more relevant and meaningful process. More and more cities are developing strategic plans and forecasts of sustainable development in order to determine the composition, content and proportions of individual industries to improve the territory, as well as relationships between them. As a result, it allows you to balance the scope of government, businesses, people, and on this basis to transform the structure and proportions of industries. This direction is an objective necessity in the process of improving governance, enhancing the independence of local authorities in choosing the path of sustainable development and their responsibility for the socio-economic level of territorial entities.

Keywords: sustainable development, the city’s economy, strategic planning, long-term forecasting tools; economic reforms.

Определим первоначально особенности стратегического планирования, а затем, через отражение основных подходов к управлению устойчивым развитием экономики города, представим концептуальную модель данного процесса.

Стратегическое планирование как один из инструментов эффективного управления устойчивым развитием экономики города дает возможность территориальным органам управления и местному сообществу (гражданам) предвидеть перспективу устойчивого развития своего города, поселка, сделать свой стратегический выбор, ориентированный на улучшение качества жизни и повышение благосостояния населения.

Стратегическое планирование устойчивого развития экономики города можно определить как особый вид плановой работы, состоящий в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов и программ, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий перспективного роста городов (поселений), реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочном периоде.

Необходимость выстраивания системы стратегического планирования может быть обоснована несколькими причинами: разработка стратегии позволяет определить цели и направления устойчивого развития муниципального хозяйства на долгосрочную перспективу, что помогает при принятии управленческих решений в отношении распределения бюджета и других ресурсов между выдвигаемыми проектами формирования отдельных сфер; происходит более полный и своевременный учет изменяющихся социальноэкономических условий, стратегический подход способствует достижению единой позиции в оценке происходящих в обществе изменений; улучшается координация действий различных субъектов муниципального развития, в том числе за счет налаживания взаимодействия между муниципальными властями и представителями местного бизнеса; повышается эффективность использования всех имеющихся в распоряжении местных властей ресурсов 1.

Формирование и реализация стратегий и концепций устойчивого развития требуют специальных знаний и методов, а также команды, которая могла бы обработать, проанализировать огромный массив информации и создать стратегический план.

Стратегическое планирование позволит муниципальным образованиям в РФ уже в ближайшее время более эффективно на практике решать широкий спектр различных текущих проблем территории в рыночных условиях хозяйствования, включая интенсификацию отдельных видов производств, призванных в перспективе стать «полюсами» устойчивого развития. Это будет также означать

переход к современному качеству планового регулирования устойчивого развития экономик муниципальных образований; обновлению сущности и повышению роли планирования посредством разработки и принятия на местном уровне научно обоснованных и сбалансированных плановых и прогнозных документов.

Инструментами долгосрочного прогнозирования и планирования Москвы выступают Генеральный план развития города на период до 2020 г., прогнозы устойчивого развития города, адресная инвестиционная программа, а также Сценарные условия устойчивого развития Российской Федерации на очередной трехлетний период, которые разрабатываются Минэкономразвития России и принимаются Правительством РФ.

Наряду с Генеральным планом принципиальное значение имеют такие прогнозно-аналитические документы, как Прогноз устойчивого развития г. Москвы, Перспективный финансовый план города Москвы, (рис. 1).

Генеральный план развития г. Москвы на период до 2020г. - это документ принципиально нового типа, а именно инструмент в системе управления устойчивым развитием экономики города. Принципиальная новизна Генерального плана заключается в переходе от директивного планирования к системе градостроительных регламентов, регулирующих многовариантную деятельность множества субъектов градостроительной деятельности в условиях рыночной экономики. Новый Генеральный план отличает не только процедура принятия, но и правовой статус документа. В соответствии с законодательством г. Москвы проектные предложения Генерального плана закрепляются Законом г. Москвы «О Генеральном плане развития города Москвы», он стал основным документом планирования развития Москвы, определяющим стратегию устойчивого развития города на 20 лет.

Ключевой особенностью нового Генерального плана является организация мониторинга его реализации, корректировка первоочередных мероприятий Генплана и систематическая актуализация перспективных параметров в контексте общей стратегии устойчивого развития Москвы. В 90-е годы произошли переоценка и корректировка целей и направленности градостроительной деятельности.

В настоящее время план градостроительной политики Москвы состоит из трех блоков:

1). Основные направления градостроительной политики на период 20 лет.

2). Градостроительное зонирование территории. В проекте нового Генерального плана развития г. Москвы на период до 2020 года развивается идея градостроительного зонирования. В 1999-2000 гг.

т

Субъекты разработки и реализации планов и программ

1

Рис. 1. Перспективный финансовый план города Москвы на 2008-2010 гг.

разработаны 3 схемы зонирования функциональная, строительная и ландшафтная. Схемы зонирования - ориентир будущим проектировщикам и инвесторам для начала хозяйственной деятельности в Москве. Они должны знать, какие постройки с точки зрения функций или соответствия ландшафту можно возводить в том или ином месте. Приступая к выбору участка или к проектированию, застройщик должен учесть то, что ему предписано схемами зонирования.

3). Программа первоочередных градостроительных мероприятий (на 4-8 лет).

Радикальные преобразования в сфере управления устойчивым развитием экономики в условиях развивающихся рыночных отношений приобретают особое значение в первую очередь для отраслей жизнеобеспечения муниципальных образований, эффективное функционирование которых невозможно обеспечить без качественного современного механизма привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).

Исходя из сформулированных требований, предъявляемых к инструментарию стратегического подхода к управлению устойчивым развитием экономики, можно определить их основные цели и задачи в системе государственного регулирования экономики:

- обеспечение конституционных и иных социальных гарантий населению на получение жизненно необходимых социальных благ и услуг в условиях переходного крынку этапа отечественной экономики;

- регулирование социальной структуры общества, предотвращение резкого падения уровня жизни отдельных категорий населения и возникновения на этой основе социальных конфликтов;

- преодоление и недопущение возникновения резких территориальных различий в уровнях предоставления социальных благ и услуг группам и слоям населения;

- создание социальных предпосылок и социального потенциала для ускоренной реализации проводимых реформ, преодоления кризисных явлений в экономике;

- смягчение негативных социальных последствий радикальных

экономических реформ, объективно присущих переходному этапу;

- обеспечение ресурсной увязки программ социального улучшения территории сих реальными материально-финансовыми возможностями;

- обеспечение на этой базе стабильной государственной поддержки функционирования учреждений и организаций социальной сферы.

С учетом изложенного градостроительная политика призвана:

- обеспечивать на территории города для всех категорий населения социально значимые требования доступности жилища, работы, образования, здравоохранения, обслуживания и досуга, средств транспорта, связи и информации, безопасности, инженерного оборудования и благоустройства территории;

- способствовать привлекательности города для архитектурной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспечивать многообразие и свободу этой деятельности в рамках градостроительных требований, установленных Законом.

Для такого мегаполиса как Москва большое значение при реализации стратегического подхода к управлению устойчивым развитием экономики города имеют также:

- обеспечение экологической безопасности территории и охраны окружающей природной среды;

- повышение устойчивости природного комплекса города;

- сохранение историко-культурного градостроительного наследия;

- совершенствование пространственной структуры территории города;

- улучшение системы общественных территорий, центров и объектов социальной инфраструктуры;

- реконструкция и улучшение жилых территорий;

- реорганизация и улучшение производственных территорий;

- совершенствование транспортной инфраструктуры города;

- совершенствование инженерной инфраструктуры водохозяйственного комплекса;

1 Показатели устойчивого развития: структура и методология. Пер. с англ. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. с. 146

- улучшение инженерной инфраструктуры энергетического комплекса города;

Как показывает мировая практика важное значение для обеспечения процессов устойчивого развития экономики крупных городов имеет создание особых экономических зон2.

В настоящее время в регионах РФ, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, уже сложилась определенная иерархия нормативно-законодательных актов по вопросам создания подобных экономических зон.

В указанных городах приняты базовые законы о зонах с особым (льготным) экономическим режимом (Закон Санкт-Петербурга «О зонах экономического развития в Санкт-Петербурге», Закон г. Москвы «О территориальных единицах с особым статусом в г. Москве»), затем законы, регламентирующие деятельность конкретных зон (например, Закон Санкт-Петербурга «О зоне экономического развития «Пулковская», Закон г. Москвы «О территориальной единице с особым статусом «Водный стадион» и др.). Наконец, изданы постановления, решения и приказы городских администраций по отдельным частным вопросам управления зонами.

Как следует из мирового опыта, предоставление налоговых льгот в рамках свободных экономических зон является необходимым, но не достаточным условием успешности их функционирования. По крайней мере, не меньшее значение имеют другие составляющие предпринимательского климата, связанные в том числе с наличием или отсутствием административных барьеров для ведения бизнеса. Поскольку эта проблема в России далека от своего решения, преференциальный режим для инвесторов в зоне с особым экономическим статусом должен предусматривать определенный набор административных льгот. К их числу можно отнести:

- упрощенный порядок согласования разрешительной и проектной документации для начала реализации инвестиционных и экономических проектов;

- ограничение числа проверок предприятий и фирм различными органами государственного контроля;

- упрощенный визовый режим для иностранных инвесторов и граждан, работающих на территории зоны;

- разрешение создавать филиалы иностранных банков.

Экономические реформы, приватизационные процессы, регионализация экономики России, реформы местного самоуправления в РФ сделали чрезвычайно важным вопрос формирования правовой, финансовой и материальной базы региональных властей и муниципальных образовании, исключительное значение при этом имеет государственное регулирование процессов устойчивого развития экономики Московской области.

Основными методами государственного регулирования являются административные, экономические, социально-психологичес-кие3. Перечислим конкретные механизмы их реализации:

- долгосрочное прогнозирование и индикативное планирование;

- информационное и консультационное обеспечение субъектов рынка;

- разработка балансов;

- директивное планирование (применительно к государственным предприятиям);

- разработка и реализация целевых комплексных программ;

- предоставление льготных кредитов;

- выделение бюджетных субсидий;

- страхование коммерческих рисков;

- гарантирование займов, предоставляемых негосударственными финансовыми структурами;

- льготное налогообложение в части региональных налогов;

- предоставление отсрочек (налоговых каникул) при уплате налогов в региональный бюджет;

- установление ставок арендной платы за нежилые и производственные помещения, арендуемые у города и ставок арендной платы за землю и др.

Важная роль в регулировании процессов устойчивого развития экономики города, должна принадлежать общественным организациям предпринимателей и потребителей. Основанием для этого служит не только принципиальная роль последних в механизмах

рыночного товарообмена, но и практика функционирования экономики города в развитых странах мира4.

Цель управления устойчивым развитием экономики Москвы «сохранение и преумножение историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия города, создание для настоящего и будущих поколений безопасной, благоприятной для жизнедеятельности и многообразной городской среды»5. Как показано выше, возрастание роли общественных организаций предпринимателей в регулировании экономики, тесное взаимодействие с государственными структурами очевидная и обоснованная тенденция, подкрепленная современной научной теорией и повседневной хозяйственной практикой развитых рыночных экономик. Какова же ситуация в этом вопросе в России?

Как известно, устойчивое развитие экономики Москвы в целом стало общепризнанной целью, составляет альтернативу тому варианту экономического роста, который предполагает неограниченный рост потребностей за счет хищнического использования природных ресурсов. Оно определяется экономическими, экологическими, социальными, правовыми, культурными, политическими и психологическими факторами, каждый из которых требует пристального внимания. При этом можно ожидать, что некоторые пути устойчивого развития экономики города окажутся для человечества гораздо более приемлемыми и, следовательно, значительно более защищенными от конечного краха по сравнению с другими. Так, честное и справедливое общество имеет гораздо больше шансов для сохранения равновесия по сравнению с жесткой, хотя и материально устойчивой диктатурой.

Литература:

1. Показатели устойчивого развития: структура и методология. Пер. с англ. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000.

2. Иванова Н.Г. Региональная бюджетная политика. Теория, законодательство, практика. - СПб., 2002.

3. Современная глобализация и Россия /под ред. А.Ю. Архипова. - Рост.-н/Д., Изд-во РГУ, 2004

4. Ясин Е. Перспективы Российской экономики: проблемы и факторы роста // Общество и экономика. -2002. - №2.

5. Основные положения стратегии устойчивого развития России, под ред. А.М.Шелехова. - М., 2002.

2 Иванова Н.Г. Региональная бюджетная политика. Теория, законодательство, практика. - СПб., 2002. с. 100

3 Современная глобализация и Россия /под ред. А.Ю. Архипова. - Рост.-н/Д., Изд-во РГУ, 2004, с. 59

4 Ясин Е. Перспективы Российской экономики: проблемы и факторы роста // Общество и экономика. -2002. - №2. с. 46

5 Основные положения стратегии устойчивого развития России, под ред. А.М.Шелехова. - М., 2002. с.82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.