МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ
Зарипова Д.А., к.э.н., доцент кафедры менеджмента Альметьевского государственного нефтяного института
Устойчивое развитие экономики города требует постоянных инвестиций в объекты, составляющие основу городского хозяйства. При этом инвесторам необходима информация о кредитоспособности муниципальных образований как заемщиках капитала. В статье делается попытка обобщения имеющегося опыта и разработки методики рейтинговой оценки кредитоспособности городов.
Ключевые слова: индикаторы состояния экономики города; информационные слои; рейтинговая оценка кредитоспособности; степень риска вложений
METHODS OF ASSESSING THE CREDITWORTHINESS OF URBAN AGGLOMERATIONS
Zaripova D., Ph.D., Associate Professor of Management Almetyevsk State Petroleum Institute
Sustainable development of the city’s economy requires sustained investment in facilities that are the foundation of municipal services. At the same time investors need information about the creditworthiness of municipal borrowers as capital. The paper attempts to generalize experiences and develop a methodology for rating the creditworthiness of cities.
Keywords: indicators of the economy of the city; information layers; rating of creditworthiness, the degree of investment risk
Отбор и анализ первичных показателей для оценки городских индикаторов и индексов является важной составляющей мониторинга и маркетинговых исследований в области составления перспективных планов развития экономики города. Вместе это позволяет построить рейтинг на множестве городов (например, городов с населением свыше 1 млн. человек). Подобная задача требует нового уровня агрегирования показателей, характеризующих город. Данный уровень связан с расчетом сводного индекса устойчивого развития экономики города, значения которого в соответствии с критерием наибольшего результата является основанием для построения рейтинговых оценок.1
Технологию построения рейтинга экономик городов укрупнено можно представить в виде некой пирамиды (рис.1).
Римскими цифрами на схеме обозначены уровни решения проблемы, оценки уровня устойчивого развития экономик городов и построения соответствующего рейтинга. Вместе с тем они обозначают также последовательность решения данной проблемы.
Что касается метода агрегирования (сведения) показателей каждого последующего уровня, то для решения этой задачи может быть использован метод принятия решений по множеству показателей на множестве альтернатив - метод БОФа.
В большом массиве информации о городах существует несколько слоев, каждый из которых имеет свою специфику. Наиболее распространенные информационные слои представляют собой первичные данные, обработанные данные, статистические материалы, индикаторы, индексы и рейтинги2.
Индикаторы состояния экономик городов это показатели, которые характеризуют такие проблемы, как доступность жилья, состояние инфраструктуры, возможность пользования различными услугами, безопасность в городах, загрязнение окружающей сре-
Показатель отношения цены на жилье к доходу - наглядный пример отдельно взятого индикатора, в котором отражается информация, характеризующая состояние рынка жилья. Учитывая, сколько годовых доходов домохозяйства необходимо для покупки нового дома, можно оценить доступность жилья и земли. Этот показатель изменяется от близкого к 1 в странах Северной Африки до 15 в городской черте Токио.
Центр ООН по изучению поселений человека (иЫСН8-НаЫ1а1;) разрабатывает Всемирную базу данных по индикаторам состояния экономик городов, являющуюся частью Программы ООН по населенным пунктам ООН-Хабитат с 1995г. Почти все наиболее густозаселенные страны мира включены в базу данных. Всемирная база данных по индикаторам состояния городов в 2001 г. содержала данные по 237 городам.3
В целом 3/4 городов, информация о которых вошла в базу данных, относятся к городам развивающихся стран, остальные из промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой.
База данных включает в себя более 20 тыс. элементов информации по следующим разделам:4
- базовая информация: основные демографические показатели, сведения о домохозяйствах, данные о доходах;
- социально-экономическое положение: данные об уровне бедности, о занятости, информация о здравоохранении, образовании и преступности;
- инфраструктура: данные о предоставляемых в городах коммунальных услугах;
- транспорт: количественные и качественные данные о состоянии транспортного парка, операциях и инвестициях в него;
- охрана окружающей среды: данные о системах очистки
Рис. 1. Схема технологии построения рейтинга оценки устойчивого развития экономик городов.
воды, системах ликвидации твердых отходов, об аварийности этих систем;
- система местного самоуправления: информация о структуре местных органов самоуправления, их финансовой базе и о степени вовлеченности населения в управление;
- жилье: данные о потребности в жилье, о его качестве и цепах на жилье, о земельном регулировании и о строительной отрасли.
По этим основным блокам в базе данных содержатся 30 количественных и 9 качественных индикаторов состояния экономик городов. В базе содержится также некоторая ретроспективная информация. Разрабатываются и измеряются новые агрегированные показатели, например «индекс устойчивого развития экономики города».
В этом мониторинге состояния городов Россия представлена не была. Только в 2004 г. в России начал осуществляться проект программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат), в рамках которого в России создаются две городские «обсерватории» с целью мониторинга развития процессов урбанизации, социальноэкономического состояния городов и разработки на этой основе предложений по их устойчивому развитию их экономик. Мониторинг будет проводиться на основе специальной схемы городских и жилищных индикаторов, разработанной ООН-Хабитат.5
Для привлечения инвестиций муниципалитеты, стремящиеся к необходимой динамике устойчивого развития, ищут и диверсифицируют свои источники капитала, в том числе привлекая новых инвесторов и выходя па различные фондовые рынки. Современный рынок муниципальных ценных бумаг - это важный источник капитала (табл. 1).
На рынке мунмципальных ценных особенно выделяется Москва (государственный долг субъекта Федерации - 263 480,5 млн. руб.) и Московская область (объем государственного долга субъекта - 151735,9 млн. руб. и объем долга муниципальных образований
- 12638,7 млн. руб.)6
В условиях развития фондового рынка как для городов, так и для инвесторов принципиально важной становится независимая экспертная оценка кредитоспособности муниципалитетов. Экспертная оценка означает, что муниципальному образованию присваивается рейтинг, основанный на анализе показателей его кредитоспособности и дающий инвесторам представление о степени риска вложения средств в облигации конкретного муниципального обра-зования7.
Оценке подлежат экономические условия в целом, организационная структура управления территорией и другие административные факторы, исполнение бюджета и финансовое положение. Важнейшими показателями при определении рейтинга являются экономическая база конкретной территории, ее рост и диверсификация. Применяемая при этом единая международная шкала включает следующие позиции:
- экономические условия: демографическая ситуация, структура местного хозяйства, перспективы роста;
- организационная и административная структура: отношения между различными уровнями власти, баланс доходов и расходов, системы управления;
- финансовая гибкость и результаты деятельности: уровень ликвидности, объемы долговых обязательств, размеры забалансовой задолженности.
Важнейшей интегральной характеристикой привлекательности любой территории, города в особенности является показатель стоимости жизни. В городах, особенно в крупных, она традиционно высока (относительно сельских районов). Именно этот показатель наряду с обеспеченностью современными городскими удобствами и благами выступает одним из ведущих.
Компания, специализирующаяся на рейтинговых измерениях Mercer Human Resource Consulting, опубликовала список дорогих городов мира в 2009 г. За базу (100 балов) принят Нью-Йорк. В этом списке лидирует Москва (168,3 бала), затем Токио (156,1 бала) и Гонконг (142,1 бала).8 Специалисты Mercer оценивают жизнь 215 городов по 39 категориям, объединенным в 10 групп: торговля, экономика, состояние жилого фонда, система здравоохранения, экология, криминогенная обстановка и социальная напряженность, система коммунальных служб, организация досуга, образование, соблюдение прав человека и гражданских свобод. Хотя этот ежегодный рейтинг составляется, прежде всего, для иностранцев и руководителей иностранных компаний, его данными пользуются власти крупнейших городов мира: ведь этим рейтингом во многом определяется «экспортная» привлекательность городов9.
Эксперты Economist Intelligence Unit (EIU) - аналитического подразделения журнала Economist - назвали самые комфортные для проживания города мира в 2009 г., учитывая уровень жизни населения, социальную стабильность, безопасность, климатические условия, экологию, инфраструктуру, здравоохранение, образование, доступность товаров и услуг. По их мнению, самым удобных для жизни городом в 2009 г. стал Ванкувер, а в первую десятку также
Таблица 1. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.06.2010 (тыс. руб.)
Федеральный округ Объем государственного долга субъектов Российской Федерации Объем долга муниципальных образований
Центральный федеральный округ 519241868,8 30744851,3
Северо-западный федеральный округ 61232253,1 114553319,4
Южный федеральный округ 33883944,6 13652442,0
Северо-Кавказский федеральный округ 14251261,5 1237134,7
Приволжский федеральный округ 160205988,6 35199474,9
Уральский федеральный округ 27445199,2 9871885,2
Сибирский федеральный округ 70966331,0 23577066,3
Дальневосточный федеральный округ 31916469,6 9138576,0
Итого: 919143316,5 134876749,7
Источник: Минфин <http://www1.minfm.ru/common/img/uploaded/library/ 2010/06/subdbt010610.pdf >
1 Карминский A.M. и др. Рейтинги в экономике методология и практика /AM Карминский А.А. Пере-сецкий, А.Е. Петров; Под ред. A.M. Карминского. - М.: Финансы и статистика, 2005. с. 7-12
2 Михайлова Т.М. Системный метод расчета показателей, составляющих систему // Вопросы статистики, 2003. №3. С. 71
3 Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс] <http://www.marketing.spb.ru/lib-special/regions/territory/4_1.htm >
4 Панкрухин А.П. Маркетинг. - М.:Омега-Л, 2005. С. 606.
5 Хамитова А. Всемирная сеть городских обсерваторий ООН - Хабитат как один из международных механизмов устойчивого улучшения социально-экономического состояния города//Местные власти Евразии, 2006. - № 2.
6 По данным Минфина РФ <http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/06/subdbt010610.pdf>
7 Антикризисное управление / Под ред. К. В. Балдина. М.: Гардарики, 2005. с. 76
8 http://www.rian.ru/infografika/20090521/171808625.html
9 Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2003. с. 136
попали Вена, Мельбурн, Торонто, Перт, Калгари, Хельсинки, Женева, Цюрих, Сидней. Москва в этом списке заняла 69 место из 140 возможных.10
Для повышения качества жизни горожан необходимо знать, что удается, а что нуждается в улучшении. Показатели оптимальной эффективности (ПОЭ) дают ценную информацию об эффективности работы местных властей. Они позволяют местным властям сопоставлять свои результаты с деятельностью местных советов в других районах, дают правительству возможность отслеживать достигнутый прогресс, а также предоставляют полезную информацию местному населению11.
При этом весьма важно достичь правильного соотношения между управлением эффективностью и предоставлением услуг.
В общем случае показатели эффективности и система управления эффективностью экономики города базируется на следующих положениях:
1. Цель Оптимальной эффективности состоит в создании такой культуры в рамках местных правительств, которая стимулировала бы практики хорошего управления для обеспечения эффективных, результативных и экономичных услуг, удовлетворяющих потребности пользователей. Оптимальная эффективность обеспечивает постоянное совершенствование услуг в плане их эффективности, результативности и экономичности, а также потребностей и ожиданий пользователей услуг. Основной упор делается на достижении высоких стандартов, а не низкой себестоимости, при этом на передний план выходит пересмотр существующих методов работы и стимулируется творческое участие в процессе пользователей услуг, сотрудников и управленцев.
2. ПОЭ являются одной из составных частей системы управления эффективностью работы местных правительств. Они образуют систему четких критериев эффективности для всего спектра общественных услуг на местах. Они отражают ту важность, которая придается оказанию услуг на местах и последовательность центрального правительства в поддержании партнерских отношений с целью обеспечить неуклонное повышение эффективности работы местных властей.
3. Назначение ПОЭ состоит в том, чтобы способствовать и содействовать непрерывному повышению эффективности и результативности услуг. Мониторинг эффективности осуществляется независимо, чтобы обеспечить надежность данных. Как стандартный набор показателей эффективности ПОЭ помогают населению и местному и центральному правительствам осуществлять мониторинг, анализ и сравнение достижений местных властей. Такой анализ и сравнение служат трем основным целям:
- Дать возможность центральному правительству отслеживать прогресс, достигнутый на протяжении какого-либо временного отрезка;
- Позволить местным властям сравнить эффективность их работы с показателями местных правительств других районов;
- Дать местным жителям информацию об эффективности их местных органов власти.
Таким образом, обеспечение беспристрастного сравнения, надежность и прозрачность являются ключевыми характеристиками набора ПОЭ. Местные органы власти должны обеспечивать проведение аудита их ПОЭ и ежегодную их публикацию для общественности.
В целях сравнения городов необходимо разработать «Стандарты эффективности», т.е. стандарты в отношении ПОЭ, которым должны отвечать органы власти. Несоответствие стандарту эффективности обычно рассматривается как неспособность обеспечить Оптимальную эффективность управления.
В настоящее время разрабатываются стандарты эффективности, распространяющиеся к утилизации и компостированию и планированию. Эти стандарты изложены в отдельных руководствах.
«Стандарты эффективности», т.е. контрольные показатели помогают органам власти и их сотрудникам сосредоточиться на мерах, которые необходимы для доведения эффективности до уровней, достигаемых в других городах12 . Они играют роль ориентира
относительно вероятных сроков реализации таких улучшений и целей, к которым должны стремиться сотрудники. Контрольные показатели указывают местному населению, каким образом орган власти намерен улучшать свою работу в будущем и на какие улучшения услуг этого органа власти можно рассчитывать.
Центральное правительство анализирует общегосударственные и региональные средние контрольные показатели для прогнозирования будущей эффективности местного правительства. Они также помогают установить общегосударственные контрольные показатели. Контрольные показатели должны быть сложными для достижения, но реалистичными. Все контрольные показатели, если они не указаны ниже как исключения, должны устанавливаться органами власти на местном уровне.
Контрольные показатели для тех ПОЭ, которые связаны с затратами на предоставление какой-либо услуги, должны учитывать инфляцию. Важно, чтобы установленные контрольные показатели ясно выражали, что означает успешный результат в реальном выражении.
Различные районы отличаются своими потребностями и приоритетами, местные власти поощряют к разработке и использованию местных показателей эффективности в дополнение к набору ПОЭ. Местные показатели замеряют эффективность и оперативность реакции местных властей на местные потребности и важны как для управления внутренней эффективностью властей, так и для внешней проверки услуг. Для всех местных показателей, также как и для ПОЭ, следует устанавливать контрольные цифры и осуществлять их мониторинг.
Примерный перечень показателей оптимальной эффективности в управлении экономикой современного города разделен по блокам:
- общее состояние
- образование
- социальное обеспечение и здравоохранение
- жилищная политика
- помощь бездомным гражданам
- льготы по жилищному обслуживанию и местным налогам
- вывоз мусора и бытовых отходов
- планирование и проектирование
- культура и связанные с ней услуги
- общественная безопасность и благополучие
- противопожарная безопасность
- охрана окружающей среды
Управленческая деятельность в городах ориентирована, в основном, на принятие прогнозных решений, т.е. решений, обоснованных результатами прогнозирования. Следовательно, основным инструментом обоснования рациональности управленческой деятельности в рассматриваемых условиях являются прогнозные методы, предполагающие, как известно, использование не только экспертной, но и фактографической информации13.
Изложение подхода начнем с группировки и систематизации всех имеющих место при разработке прогнозов ситуаций. В соответствии с информационной определенностью среди них можно выделить четыре типа.
К первому типу отнесем все ситуации, когда информация об объекте (процессе), необходимая для разработки прогноза, полностью отсутствует. Нет аналогов, нет истории, нет представления о закономерностях развития, нет рабочих гипотез. Практически полностью исключена возможность построения прогнозных моделей. Понятно, что это как раз тот случай, когда без экспертов не обойтись. Использование их интуиции является единственным способом, позволяющим получить представление о будущем.
Ко второму типу отнесем ситуации, когда имеется достаточно полное представление о закономерностях развития объекта: известны факторы, определяющие это развитие, но нет истории, т.е. отсутствует выборочная совокупность, позволяющая проверить достоверность имеющих место предположений. В этом случае, как и в предыдущем, без экспертов не обойтись. С их помощью можно сформировать псевдовыборку и использовать ее для построения
10 Российский бизнес < http://www.rb.ru/topstory/economics/2009/06/09/165224.html>
11 Карминский A.M. и др. Рейтинги в экономике методология и практика /AM Карминский А.А. Пересецкий, А.Е. Петров; Под ред. A.M. Карминского. - М.: Финансы и статистика, 2005. с. 114
12 Прусак М.М. Стратегия региона: инвестиции в экономику. - Финансы, №1, 2001, с. 7.
13 Яковлев В. А. Концепция, методы и модели повышения эффективности управления мегаполисом (агломерацией) в современных условиях. - М.: ГУУ - М, 1999. с.112
модели, описывающей предполагаемую зависимость.
Ситуации третьего типа связывают с проблемами построения прогнозных траекторий долгосрочного развития. Наступает момент, когда старые тенденции в развитии исследуемого объекта затухают, а новые, зарождающиеся, могут быть подсказаны только интуицией экспертов. Поэтому для получения достаточно надежных прогнозных оценок требуется построение специальной прогнозной модели, в которой одновременно используется и фактографическая, и экспертная информация.
Последний, четвертый, тип объединяет те ситуации, когда разработчиков прогноза вполне устраивает гот объем информации, которым они владеют. В силу этого необходимость привлечения экспертов считается нецелесообразной.
Все четыре типа ситуаций встречаются в практике социальноэкономического прогнозирования. Однако, обычно, прогнозные расчеты ведутся в предположении, что мы имеем дело с ситуациями или первого, или четвертого типа. Скорее всего, это объясняется тем, что в наибольшей степени разработаны методики прогнозных расчетов именно для этих двух крайних ситуаций, т.е. чисто экспертные процедуры предсказания для первого типа и различные методы математического моделирования для четвертого.
Литература:
1. Хамитова А. Всемирная сеть городских обсерваторий ООН
- Хабитат как один из международных механизмов устойчивого улучшения социально-экономического состояния города//Местные власти Евразии, 2006. - № 2.
2. Карминский A.M. и др. Рейтинги в экономике методология и практика /AM Карминский А.А. Пере-сецкий, А.Е. Петров; Под ред. A.M. Карминского. - М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Михайлова Т.М. Системный метод расчета показателей, составляющих систему // Вопросы статистики, 2003. - №3
4. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс] http:// www.marketing.spb.ru/lib-special/regions/territory/4_1.htm
5. Панкрухин А.П. Маркетинг. - М.:Омега-Л, 2005.
6. Антикризисное управление / Под ред. К. В. Балдина. М.: Гардарики, 2005.
7. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2003.
8. Карминский A.M. и др. Рейтинги в экономике методология и практика /AM Карминский А.А. Пересецкий, А.Е. Петров; Под ред. A.M. Карминского. - М.: Финансы и статистика, 2005.
9. Прусак М.М. Стратегия региона: инвестиции в экономику/ /Финансы, 2001. - №1.
10. Яковлев В. А. Концепция, методы и модели повышения эффективности управления мегаполисом (агломерацией) в современных условиях. - М.: ГУУ - М, 1999.