Научная статья на тему 'Теоретические основы становления артистизма будущих педагогов-музыкантов в вузе'

Теоретические основы становления артистизма будущих педагогов-музыкантов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
артистизм / человек-творец / исполнительское перевоплощение / профессионально-значимые качества педагогамузыканта / профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе / ансамблевое инструментальное исполнительство / artistry / a creative person / performing transformation / professionally significant qualities of a teacher-musician / professional training of a teacher-musician at a university / ensemble instrumental performance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арановская Ирина Владленовна, Сибирякова Галина Георгиевна, Двойнина Галина Борисовна

Артистизм рассматривается как профессионально-значимое личностное качество будущего педагога-музыканта, а становление артистизма как процесс, обеспечивающий целостность вузовской музыкально-педагогической подготовки и ее творческую направленность. Определены теоретические основы становления артистизма педагога-музыканта в вузе, реализация которых делает артистизм центральным звеном в практике профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Доказано, что наибольшими возможностями для становления артистизма педагога-музыканта в вузе обладает ансамблевое инструментальное исполнительство, поскольку его реально существующая многомерность предопределяет необходимость решения разнообразных профессионально-творческих задач, связанных с исполнительством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арановская Ирина Владленовна, Сибирякова Галина Георгиевна, Двойнина Галина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF FUTURE TEACHERS-MUSICIANS ARTISTRY AT THE UNIVERSITY

Artistry is considered as a professionally significant personal quality of a future teacher-musician, and the formation of artistry is a process that ensures the integrity of university music and pedagogical training and its creative orientation. The theoretical foundations of the formation of the artistry of a teacher-musician at a university are determined, the implementation of which makes artistry a central link in the practice of professional training of future teachers-musicians. It is proved that ensemble instrumental performance has the greatest opportunities for the formation of the artistry of a teacher-musician at a university, since its real-life multidimensionality determines the need to solve various professional and creative tasks related to performance.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы становления артистизма будущих педагогов-музыкантов в вузе»

УДК 378.016 378.096

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-1-14-18

I

Теоретические основы становления артистизма будущих педагогов-музыкантов в вузе

Арановская И.В., Сибирякова Г.Г., Двойнина Г.Б.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400060, Волгоград, Россия

E-mail: aalu@yandex.ru

E-mail: sib-610@yandex.ru

E-mail: madam.dvoynina2010@yandex.ru

Резюме: Артистизм рассматривается как профессионально-значимое личностное качество будущего педагога-музыканта, а становление артистизма - как процесс, обеспечивающий целостность вузовской музыкально-педагогической подготовки и ее творческую направленность. Определены теоретические основы становления артистизма педагога-музыканта в вузе, реализация которых делает артистизм центральным звеном в практике профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Доказано, что наибольшими возможностями для становления артистизма педагога-музыканта в вузе обладает ансамблевое инструментальное исполнительство, поскольку его реально существующая многомерность предопределяет необходимость решения разнообразных профессионально-творческих задач, связанных с исполнительством.

Ключевые слова: артистизм, человек-творец, исполнительское перевоплощение, профессионально-значимые качества педагога-музыканта, профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе, ансамблевое инструментальное исполнительство. Для цитирования: Арановская И.В., Сибирякова Г.Г., Двойнина Г.Б. Теоретические основы становления артистизма будущих педагогов-музыкантов в вузе // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 14-18. D0I:10.24412/2226-2296-2022-1-14-18

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF FUTURE TEACHERS-MUSICIANS ARTISTRY AT THE UNIVERSITY Irina V. Aranovskaya, Galina G. Sibiryakova, Galina B. Dvoynina

Volgograd State Socio-Pedagogical University, 400060, Volgograd, Russia l: aalu@yandex.ru il: sib-610@yandex.ru il: madam.dvoynina2010@yandex.ru Abstract: Artistry is considered as a professionally significant personal quality of a future teacher-musician, and the formation of artistry is a process that ensures the integrity of university music and pedagogical training and its creative orientation. The theoretical foundations of the formation of the artistry of a teacher-musician at a university are determined, the implementation of which makes artistry a central link in the practice of professional training of future teachers-musicians. It is proved that ensemble instrumental performance has the greatest opportunities for the formation of the artistry of a teacher-musician at a university, since its real-life multidimensionality determines the need to solve various professional and creative tasks related to performance.

Keywords: artistry, a creative person, performing transformation, professionally significant qualities of a teacher-musician, professional training of a teacher-musician at a university, ensemble instrumental performance.

For citation: Aranovskaya I.V., Sibiryakova G.G., Dvoynina G.B. THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF FUTURE TEACHERS-MUSICIANS ARTISTRY AT THE UNIVERSITY. History and Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 1, pp. 14-18. DOI:10.24412/2226-2296-2022-1-14-18.

На современном социокультурном этапе развития российского общества перспектива обновления системы высшего профессионального образования связана с совершенствованием процесса обучения, ориентированного не только на интеграцию с требованиями современных стандартов профессионального образования, но и на реализацию творческого потенциала каждого обучающегося. Данные требования обусловлены потребностью общества в социально адаптированной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации. В связи с этим для достижения нового качества профессионального образования необходимо обновление его программных ресурсов, что, в свою очередь, предполагает разностороннее и гармоническое развитие интересов и склонностей каждого обучающегося.

Сказанное особенно актуально для современной педагогики искусства в целом и системы вузовской музыкально-педагогической подготовки в частности, что нацеливает данную систему на решение задачи развития потенциальных возможностей будущего педагога-музыканта. Такой подход обусловливает возрастание интереса к проблеме становления артистизма будущего педагога-музыканта как основы для его успешной профессиональной и личностной самореализации, решения профессиональных музыкально-творческих задач. При этом артистизм не только знаменует собой высокий уровень развития профессионально-значимых качеств обучающегося, но и сам обеспечивает их развитие и совершенствование. Иными словами, актуальность проблемы становления артистизма обусловливается качественным повышением общего уровня твор-

История и педагогика естествознания

1 •2022

ческого развития будущего педагога-музыканта, его потенциальных возможностей.

Проблема становления артистизма в различных научных трудах отличается большой неопределенностью. В этой связи проанализируем некоторые существующие научные позиции, которые позволяют подойти к пониманию данной категории применительно к процессу подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.

Начало осмыслению феномена «артистизм» положила философия античности, где отмечалась двойственная природа артистизма, заключенная в умении принять любую форму осязаемого мира, слиться с ним, при этом утрачивая свою собственную сущность, и, напротив, претерпевая изменения, вызванные существованием в Бытии, сохранить свою уникальную индивидуальность.

Позднее в трудах мыслителей Возрождения и Просвещения на первый план выходит личность, которая ищет формы расположения уже не столько относительно Бытия в целом, сколько относительно себя самой. Иными словами, философия Возрождения и Просвещения выводит на первый план одну из составляющих артистизма - способность личности рефлексировать грани своего духовного начала в образах Другого и являть эти грани как некую сверхподлинную реальность.

Способность артистической натуры отчуждать различные грани своей личности в образах Другого получает дальнейшее развитие в трудах современных философов. Так, М. Хайдеггер [1] определяет артистизм как особую форму обретения полноценного Присутствия, характеризуемого особенно сложным характером нелинейных многомерных расположений.

Данная теоретическая позиция получает дальнейшее развитие в трудах отечественных ученых. Так, Н.А. Бердяев [2] подчеркивает, что личность есть сопротивление детерминации обществом и природой, героическая борьба за самоопределение изнутри. «Личность имеет полевое ядро, в котором всякое движение определяется изнутри, а не извне» [2]. По мнению автора, личность не может довольствоваться собой, «она всегда предполагает существование других личностей, выход из себя в другого» [2]. Следовательно, согласно пониманию личности Н.И. Бердяевым, артистизм формируется в движении от внутреннего к внешнему.

Таким образом, в философии артистизм в целом рассматривается как деятельность, не навязанная извне, а внутренне необходимая и способствующая самовыражению и развитию человека.

Продолжая ретроспективный обзор существующих трудов, касающихся проблемы артистизма, обратимся к исследованиям в области психологии, где проблема артистизма рассматривается как проявление творческой активности личности.

Так, С.Л. Рубинштейн [3], разрабатывая проблему личности, выдвигает принцип взаимосвязи и взаимозависимости внутренних и внешних условий развития личности. По мнению автора, деятельность представляет собой специфическую форму артистизма человека, направленную на осознание и преобразование им окружающего мира. С.Л. Рубинштейн устанавливает взаимосвязь артистизма и деятельности, подчеркивая, что артистизм является комплексом «обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности» [3].

В свою очередь, Д.А. Леонтьев [4], рассматривал артистизм как особое состояние, свойство, качество личности человека, совокупность которых обеспечивают единство, взаимообусловленность, взаимодействие отдельных эле-

ментов (мыслительных действий), зарождение и вызревание творческих элементов целостных действий.

Представленной научной концепции близки исследования Д.И. Фельдштейна [5], согласно которым артистизм реализуется в деятельности, вбирает ее характеристики (цели, мотивы, задачи, возможности и объективную необходимость проектирования будущего) и вместе с тем изменяет свою природу, поднимаясь на новый уровень развития. Таким образом, в психологических трудах категория артистизма понимается и как личностное качество, и как специфическая форма деятельности, направленная на осознание и преобразование окружающего мира.

В контексте исследуемой проблемы следует отметить, что феномен артистизма широко изучался и в педагогических трудах, однако принципиальных различий в понимании артистизма как категории, нет, они (исследования) лишь дополняют друг друга, выделяя разные стороны этого многогранного понятия.

Так, по мнению В.И. Загвязинского [6], артистизм - это неповторимый образно-эмоциональный стиль создания нового, проникновенный стиль сотворчества педагога и учащегося, направленный на понимание и диалог с Другим, изящное сотворение живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас» [6].

Развивая данную точку зрения, О.С. Булатова [7] подчеркивает, что артистизм педагога, являясь интегративным качеством личности, предполагает эмоциональное воздействие на учащихся, вызывающее в них определенные переживания [7]. По мнению исследователя, составными компонентами артистизма педагога являются его кругозор, обаяние, самобытность, фантазия, выразительность речи, пластичность. Данные составляющие оказывают значительное влияние на формирование личности педагога как профессионала.

Г.А. Гарипова [8] считает, что артистизм - это комплекс личностных качеств, способствующий свободному самовыражению личности. Тем самым личность «как бы» создает себя заново. Этот процесс включает в себя не только замысел, но и воплощение замысла [8].

В исследовании Л.С. Майковской [9] артистизм рассматривается как особое качество личности педагога, интегрирующее в своем содержании эмоционально-экспрессивные, художественно-интеллектуальные и художественно-операциональные стороны художественно-коммуникативной деятельности [9]. Автор считает, что артистизм педагога аккумулирует в своем содержании важнейшие аспекты общепедагогической культуры и требует высокой мобильности психических процессов.

Таким образом, артистизм в педагогической литературе понимается как интегративное качество личности, способствующее реализации творческого потенциала и «запускающего» механизм саморазвития педагога.

В силу принадлежности артистизма к сфере сценической деятельности обратимся к анализу трудов в области театральной педагогики, где проблема артистизма является одной из ведущих.

В отечественном театроведении представления об артистизме связаны с исследованиями искусства перевоплощения, вхождения в образ, где под артистизмом понимается сложный механизм психоэмоциональных реакций.

Так, В.Э. Мейерхольд [10] определяет артистизм как способность к возбудимости, которая эквивалентна способности оказывать воздействие на зрителя. Под возбудимостью ученый понимает индивидуальное качество характера и темперамента актера, его способности к перевоплощению.

1 ■2022

История и педагогика естествознания

ш

Б.Е. Захава [11] считает, что артистизм актера проявляется в способности к воплощению замысла, развитом эстетическом вкусе, стремлении к самовыражению, способности к саморегуляции, то есть исполнительской четкости и самодисциплине, готовности к многократной трансформации сделанного.

Напротив, К.С. Станиславский [12], опираясь на труды в области психологии, важнейшими составляющими артистизма называет внутреннюю и внешнюю технику актера. По мнению режиссера, внутренняя техника предполагает наличие умения создавать психические условия, необходимые для зарождения сценического действия. Внешняя техника актера проявляется в податливости тела внутреннему импульсу - «чувству формы». Воспитание внешней и внутренней техники не может осуществляться раздельно, поскольку это две стороны одного и того же процесса, где доминантой является внутренняя техника [12].

Вышесказанное позволяет вывести промежуточное положение о том, что в театральной педагогике артистизм рассматривается как профессионально значимое качество, характеризующееся способностью к перевоплощению. Авторы указывают на первостепенную роль сценического перевоплощения, которое может быть внутренним и внешним. Внутреннее перевоплощение связано с внутренней сущностью изображаемого характера. Осуществляясь на основе восприятия и переработки информации о художественном образе как объекте перевоплощения, оно одновременно способствует присвоению этой информации актером благодаря феномену его идентификации с изображаемым. Таким образом, из теоретического анализа научной литературы следует, что внутреннее сценическое перевоплощение является своего рода информационной основой внешнего перевоплощения, которое характеризуется индивидуальным и типичным своеобразием, приданием творческому облику характерности.

Как известно, виды искусства, к которым, в частности, относятся музыка и театр, живут в реальном времени их осуществления, т.е. во времени звучания музыкального произведения или продолжительности спектакля. Однако основную роль в искусстве (в частности, в музыкальном искусстве) играет условное время, в котором живет художественный образ, транслируемый через артистическое воздействие на публику.

Изучению артистизма педагога-музыканта посвящены труды современных авторов, в которых ученые рассматривают артистизм как индивидуальное свойство личности, способность чутко улавливать ответную слушательскую реакцию на исполнение [13]; способность воздействовать на слушателя [14]; как комплексное явление, состояние, поведение, поступок в связи с исполнением; способ проникновения в подтекст [15]; как сценическое поведение за инструментом, включая выход и уход со сцены [16].

Так, отечественный педагог-музыкант Б.Я. Землянский [17] определяет артистизм как бесценный дар природы. В качестве содержательных характеристик артистизма автор называет жизненно значимую интерпретацию, внутреннюю действенность, индивидуальность, «энергию, напор, напряженный пульс, чуждость изысканности, салонной утонченности, проникновенную строгость, целомудренную чистоту чувства, радостный гимн движению, движению целеустремленному и неодолимому» [17].

В.Г. Ражников [15] под артистизмом понимает прежде всего, перевоплощение. Размышляя об исполнительском перевоплощении, автор обращает внимание на его особый статус, скрытый характер протекания. При этом ученый подчеркивает, что художественное звучание является результатом этого перевоплощения. Не конкретизируя свое

видение механизмов подобного перевоплощения, автор сосредоточивает внимание на эстетической стороне исполнительской деятельности. Ученый пишет: «Проникая в авторский замысел сочинения, музыкант обнаруживает еще и притягательную силу созданных им образов. Здесь музыкант-исполнитель ближе к драматическому актеру. И тот, и другой удерживают первичность автора произведения, его духовное влияние, но при этом обращаются непосредственно к героям, событиям, которые, как им представляется, были воссозданы в этом произведении» [15].

Данную теоретическую позицию развивает Ю.А. Ца-гарелли [18], который рассматривает артистизм музыканта-исполнителя как способность коммуникативного воздействия на публику путем внешнего выражения артистом внутреннего содержания художественного образа на основе сценического перевоплощения.

Вместе с тем учеными отмечаются различия между артистизмом музыканта-исполнителя и актера. Так, музыкант-исполнитель общается с публикой напрямую, в отличие от актера, который непосредственно общается только с партнером по сцене.

Несмотря на то что перед музыкантом-исполнителем лежит тот же путь перевоплощения, что и перед актером (непосредственно от своего Я к Другому) однако, музыкально-исполнительское перевоплощение отличается от актерского своей неопределенностью, осуществляющейся только во внутреннем плане, когда художественное звучание вырастает как результат внутренней работы, а не как актерская игра с героями и событиями. В музыке нет конкретного героя, как в искусстве театра и кино, поэтому артистизм музыканта-исполнителя проявляется при особенном, пристрастном подходе к музыкальному произведению.

Как отмечает С.И. Савшинский [13], в смене художественных образов заключена специфика и сложность исполнительского творчества. «Ключ к преодолению этой сложности - овладение искусством внутреннего исполнительского перевоплощения», «разница лишь в том, что если актер, играя разные роли, перевоплощается не только внутренне, но и внешне (грим, костюм), то музыкант - главным образом внутренне» [13]. Иными словами, под артистизмом авторы понимают синтетическое личностное новообразование, воплощающее в себе взаимодействие исполнительских, актерских, режиссерских умений и обусловленное творческой направленностью.

Ранее мы отмечали, что процесс становления артистизма как профессионально значимого личностного качества будущего педагога-музыканта в вузе обусловлен возрастанием интереса к данной проблеме, поскольку мотивирует педагога-музыканта не только к решению профессиональных музыкально-творческих задач, но и к успешной самореализации в ходе обучения.

Как известно, процесс обучения будущего педагога-музыканта в вузе проходит в условиях сложной и многосоставной подготовки. Она (подготовка) предполагает сочетание как общих, так и специальных дисциплин, что, в свою очередь, дает возможность будущему педагогу-музыканту накопить опыт профессиональных и социальных отношений, сформировать определенное мировоззрение Но главным является то, что приобщаясь к музыкальной культуре, педагог-музыкант становится носителем культурного музыкального действия, где артистизм как личностное качество позволяет реализовать себя как человека-творца [19].

Одним из важных разделов профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе является блок предметно-методических дисциплин, который в учебном плане традиционно представлен следующим образом: музыкально-инструментальная подготовка, ансамблевое инструмен-

История и педагогика естествознания

1 ■2022

тальное исполнительство, сценическое исполнительство. На наш взгляд, именно ансамблевому инструментальному исполнительству (в аспекте становления артистизма) отводится особая роль. Ибо именно в данной дисциплине имеет место реально существующая многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с исполнительством. Эмоционально насыщенные исполнительские действия и активизирующие данные действия предметные знания и умения создают благоприятные условия не только для профессионального развития, но и для становления артистизма будущего педагога-музыканта [20].

Являясь отражением внутренних личностных качеств и исполнительского мастерства, артистизм педагога-музыканта в классе ансамблевого инструментального исполнительства несет в себе значимую информацию, призванную дополнительно освещать музыкальный образ, сообщать ему динамизм и визуальную доступность. То есть опираясь на механизмы художественного перевоплощения, артистизм способствует проявлению внутренней активности педагога-музыканта и является мощным средством музыкально-психологического воздействия на слушателей. Именно поэтому непременным условием возникновения сценического артистизма является способность к перевоплощению и автокоммуникации. Умение вживаться в образ, проникаться настроением музыки, а также вступать в диалог с собственным Я и партнером, позволяет педагогу-музыканту вырабатывать наиболее адекватные способы сценического воплощения музыкального материала, кратчайшим путем создавать контакт с аудиторией и раскрывать творческий потенциал всех его участников.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- категория «артистизм» - одна из актуальных и дискуссионных проблем современной науки, поскольку, с одной стороны, отсутствуют специальные работы, посвящен-

ные артистизму как социокультурному явлению, с другой, существует ряд исследований, косвенно рассматривающих проблему феномена артистизма как часть общих теоретических вопросов;

- сложность в определении сущностных характеристик артистизма заключается в его принадлежности к сфере искусства, где идеальные художественные образы создаются предметно-практическим способом в специфических видах деятельности;

- результаты фундаментальных исследований позволяют рассматривать артистизм как механизм становления личности, как комплекс личностных качеств, способствующий свободному самовыражению личности. В то же время артистизм предстает как итоговый продукт процесса самопознания, характеризующийся совокупностью проявлений сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю;

- артистизм будущего педагога-музыканта как исполнителя - это профессионально значимое личностное качество, характеризующееся совокупностью проявлений сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю. Артистизм педагога-музыканта, являясь отражением его внутренних личностных качеств и исполнительского мастерства, несет в себе чрезвычайно значимую информацию, призванную дополнительно освещать музыкальный образ, сообщать ему динамизм и визуальную доступность. Опираясь на механизмы художественного перевоплощения, артистизм педагога-музыканта является проявлением внутренней активности творца, мощным средством музыкально-психологического воздействия.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что именно становление артистизма должно стать центральным звеном в процессе подготовки педагога-музыканта в вузе, обеспечивая целостность данной подготовки и ее профессионально-творческую направленность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: Человек в мире. М.: Московский рабочий, 1990. 48 с.

2. Бердяев H.A. Смысл творчества. М.: ACT, 2006. 414с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 391с.

5. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Междунар. пед. академия, 1994. 190 с.

6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

7. Булатова О.С. Педагогический артистизм. М.: Академия, 2001. 240 с.

8. Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2002. 213 с.

Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2005. 68 с.

10.Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М.: Искусство, 1968. 994 с.

11. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1978. 320 с.

12.Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3: Работа актера над собой. М.: Искусство, 1990. 507 с.

13.Савшинский С.И. Пианист и его работа. М.: Классика-XXI, 2002. 244 с.

14.Голубовская Н.И. Диалоги. Избранные статьи. СПб., 1994. 127 с.

15.Ражников В.Г. Исполнительство как творчество // Советская музыка. 1972. № 2. С. 64-68.

16.Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1988. 144 с. 17.Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. 144 с.

18. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб.: Композитор, 2008. 212 с.

19.Арановская И.В., Сибирякова Г.Г. Профессиональное развитие педагога-музыканта в условиях музыкально-исполнительской деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Саратов: Вузовское образование, 2019. 114 c. . URL: http://www.iprbookshop.ru/79667.html (дата обращения 28.02.2022).

20.Арановская И.В., Сибирякова Г.Г., Двойнина Г.Б. Возможности музыкально-инструментальной подготовки в аспекте профессионального становления педагога-музыканта в вузе // История и педагогика естествознания. 2020. № 3-4. С. 11-13.

REFERENCES

Mikhaylov A.V. Martin Khaydegger: Chelovek vmire [Martin Heidegger: Man in the World]. Moscow, Moskovskiy rabochiy Publ., 1990. 48 p. Berdyayev H.A. Smysl tvorchestva [The meaning of creativity]. Moscow, ACT Publ., 2006. 414 p.

Rubinshteyn S.L. Osnovy obshcheypsikhologii: v21. [Fundamentals of General Psychology: in 2 vols]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. Leont'yev A.N. Izbrannyye psikhologicheskiye proizvedeniya: v2 t. Vol. 2 [Selected psychological works: in 2 vols. Vol. 2] Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 391 p.

Fel'dshteyn D.I. Psikhologiya stanovleniya lichnosti [Psychology of personal development].Moscow, Mezhdunar. ped. akademiya Publ., 1994. 190 p. Zagvyazinskiy V.I. Pedagogicheskoye tvorchestvo uchitelya [Pedagogical creativity of the teacher]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 160 p. Bulatova O.S. Pedagogicheskiy artistizm [Pedagogical artistry]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 240 p.

Garipova G.A. Formirovaniye artistizma lichnosti budushchego uchitelya muzyki. Diss. kand. ped. nauk [Formation of artistry of the personality of the future music teacher. Cand. ped. sci. diss.]. Kazan, 2002. 213 p.

Maykovskaya L.S. Artistizm uchitelya muzyki [Artistry of music teacher]. Moscow, MGUKI Publ., 2005. 68 p.

1 •2022

История и педагогика естествознания

£7

Meyyerkhol'd V.E. Stat'i, pis'ma, rechi, besedy [Articles, letters, speeches, conversations]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1968. 994 p. 11. Zakhava B.YE. Masterstvo aktera i rezhissera [The skill of the actor and director]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1978. 320 p.

Stanislavskiy K.S. Sobraniye sochineniy: v91. T. 3: Rabota aktera nad soboy [Collected works: in 9 vols. Vol. 3: An actor's work on himself]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990. 507 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Savshinskiy S.I. Pianist iyego rabota [The pianist and his work]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2002. 244 p. Golubovskaya N.I. Dialogi. Izbrannyye stat'i [Dialogues. Selected articles]. St. Petersburg, 1994. 127 p. Razhnikov V.G. Performing as creativity. Sovetskaya muzyka, 1972, no. 2, pp. 64-68 (In Russian). Lips F.R. Iskusstvo igry na bayane [The art of playing the accordion]. Moscow, Muzyka Publ., 1988. 144 p. Zemlyanskiy B.YA. O muzykal'noypedagogike [On musical pedagogy]. Moscow, Muzyka Publ., 1987. 144 p.

Tsagarelli YU.A. Psikhologiya muzykal'no-ispolnitel'skoy deyatel'nosti [Psychology of musical and performing activity]. St. Petersburg, Kompozitor Publ., 2008. 212 p.

Aranovskaya I.V., Sibiryakova G.G. Professional'noye razvitiye pedagoga-muzykanta v usloviyakh muzykal'no-ispolnitel'skoy deyatel'nosti [Professional development of a teacher-musician in the conditions of musical performance]. Saratov, Vuzovskoye obrazovaniye Publ., 2019. 114 p. Aranovskaya I.V., Sibiryakova G.G., Dvoynina G.B. Possibilities of musical and instrumental training in the aspect of professional development of a teacher-musician at a university. Istoriyaipedagogikayestestvoznaniya, 2020, no. 3-4, pp. 11-13 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Арановская Ирина Владленовна, д.п.н., проф. кафедры теории и методики музыкального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Сибирякова Галина Георгиевна, к.п.н., проф. кафедры теории и методики музыкального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Двойнина Галина Борисовна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики музыкального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Irina V. Aranovskaya, Dr. Sci. (Ped.), at the Department of Theory and Methods of Music Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University. Galina G. Sibiryakova, Cand. Sci. (Ped.), Prof. at the Department of Theory and Methods of Music Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University.

Galina B. Dvoynina, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. at the Department of Theory and Methods of Music Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.