Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
артистизм / педагогический артистизм / будущий учитель музыки / профессиональные качества / личностные качества / профессиональная подготовка / театральная педагогика / музыкально-педагогическая деятельность / профессиональная деятельность / artistry / artistry of self-expression / pedagogical artistry / future music teacher / professional qualities / professional training of a future music teacher / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадан Р. В.

В статье рассматривается педагогический артистизм будущего учителя музыки как важная составляющая его профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность учителя музыки направлена на осуществление культурно-просветительской функции, поскольку именно на педагога возложена важная миссия носителя и проводника традиционных и инновационных идей в области мировой художественной культуры. Артистический талант будущего учителя музыки может стать действенным средством влияния на эмоциональную, духовно-моральную сферу подрастающего поколения. Профессиональная подготовка будущего учителя музыки не только включает в себя овладение комплексом методических знаний, использование педагогических технологий, современных принципов и подходов в учебном процессе, но и предполагает владение педагогическим артистизмом. Анализ научной литературы позволил определить сравнительные характеристики профессиональной деятельности актера и педагога: использование средств актерского, сценического мастерства способствует формированию педагогического артистизма будущего учителя музыки. Процесс формирования педагогического артистизма будущего учителя музыки во многом зависит от умения владеть индивидуально-творческой, оригинальной педагогической манерой, которая позволяет применять соответствующие эмоционально-образные, художественно-коммуникативные средства и методы в обучении. В статье автор характеризует понятие «педагогический артистизм учителя музыки» с позиции научной теории, а также рассматривает наиболее значимые профессиональные и личностные качества, влияющие на формирование педагогического артистизма будущего учителя музыки. Определено, что педагогический артистизм является не только способностью к перевоплощению, а комплексной системой личностно-профессиональных качеств будущего учителя музыки, способствующей его психоэмоциональной идентификации и самовыражению в процессе профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ARTISTRY OF THE FUTURE MUSIC TEACHER

The article examines the pedagogical artistry of the future music teacher as an important component of his professional activity. Professional training of a future music teacher includes not only mastering a set of methodological knowledge, not only the use of pedagogical technologies and innovations, modern principles and approaches in the educational process, but also involves mastering pedagogical artistry. The professional activity of a music teacher is aimed at performing a cultural and educational function, since it is the teacher who is entrusted with the important mission of the carrier-conductor of traditional and innovative ideas, views in the field of world artistic culture. The artistic talent of a future music teacher can become an effective means of influencing the emotional, spiritual and the moral sphere of the younger generation. The analysis of scientific literature made it possible to determine the comparative characteristics of the professional activity of an actor and a teacher, namely: the use of means of acting, stage skills, contributes to the formation of pedagogical artistry of the future music teacher. The process of forming the pedagogical artistry of a future music teacher largely depends on the ability to master an individually creative, original pedagogical manner, which allows one to apply the appropriate emotional-figurative, artistic and communicative means and methods in teaching. The most significant professional and personal qualities influencing the formation of pedagogical artistry of a future music teacher in the process of professional training are characterized. It has been determined that this phenomenon is a complex of professional and personal interrelated and interdependent properties of the teacher's personality, which provides the mastery of the methods of pedagogical technique and skills of transformation, expressive, aesthetically attractive transfer of educational material in order to maximize the individual potential of the teacher.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.011.3-051 : 78

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

В статье рассматривается педагогический артистизм будущего учителя музыки как важная составляющая его профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность учителя музыки направлена на осуществление культурно-просветительской функции, поскольку именно на педагога возложена важная миссия носителя и проводника традиционных и инновационных идей в области мировой художественной культуры. Артистический талант будущего учителя музыки может стать действенным средством влияния на эмоциональную, духовно-моральную сферу подрастающего поколения.

Профессиональная подготовка будущего учителя музыки не только включает в себя овладение комплексом методических знаний, использование педагогических технологий, современных принципов и подходов в учебном процессе, но и предполагает владение педагогическим артистизмом.

Анализ научной литературы позволил определить сравнительные характеристики профессиональной деятельности актера и педагога: использование средств актерского, сценического мастерства способствует формированию педагогического артистизма будущего учителя музыки.

Процесс формирования педагогического артистизма будущего учителя музыки во многом зависит от умения владеть индивидуально-творческой, оригинальной педагогической манерой, которая позволяет применять соответствующие эмоционально-образные, художественно-коммуникативные средства и методы в обучении.

В статье автор характеризует понятие «педагогический артистизм учителя музыки» с позиции научной теории, а также рассматривает наибо-

Р. В. Жадан

Преподаватель кафедры музыкального образования, аспирант кафедры педагогики ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет», г. Луганск

E-mail: bernar9583@ gmail.com

Ruslan V. Zhadan

Lecturer at the Chair of Music Education, Postgraduate Student of the Chair of Pedagogy, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk

Как цитировать статью: Жадан Р.В. Педагогический артистизм будущего учителя музыки // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 3 (76). С. 51-63.

лее значимые профессиональные и личностные качества, влияющие на формирование педагогического артистизма будущего учителя музыки. Определено, что педагогический артистизм является не только способностью к перевоплощению, а комплексной системой личностно-про-фессиональных качеств будущего учителя музыки, способствующей его психоэмоциональной идентификации и самовыражению в процессе профессиональной деятельности.

Ключевые слова: артистизм, педагогический артистизм, будущий учитель музыки, профессиональные качества, личностные качества, профессиональная подготовка, театральная педагогика, музыкально-педагогическая деятельность, профессиональная деятельность.

Введение. В современном образовательном пространстве одним из главных направлений высшего педагогического образования является не только качественная профессиональная подготовка педагога, но и формирование гармоничной личности, способной мобильно ориентироваться в современных условиях и находить пути решения тех или иных образовательных задач. В процессе профессиональной подготовки будущий учитель музыки овладевает комплексом методических знаний и умений, сочетая художественно-образное и логическое мышление, применяя элементы актерского перевоплощения и импровизации.

Организация и проведение урока музыки как урока искусства основывается не только на педагогических, но и на художественных закономерностях. В данном случае между обучающимися и педагогом особым субъектом общения выступает музыка. Особенности такого художественно-педагогического общения на уроках музыки, по мнению В. В. Медушевского, заключаются в «постижении художественного „Я" музыкального произведения, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога» [16, с. 49]. Организация художественно-коммуникативного общения прежде всего зависит от учителя музыки, его личностных и профессиональных качеств, среди которых особое место занимает артистизм.

Сегодня в педагогике уже не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим учителю любой специальности. Но в особой мере он находит отражение в профессиональной деятельности учителя музыки. Профессиональное педагогическое образование прежде всего направлено на реализацию творческого потенциала студентов, вовлечение их в культурно-образовательную деятельность, которая является фундаментом профессионального развития будущего учителя музыки.

Поэтому для успешной реализации педагогического процесса, а также активизации роли учителя музыки в школе возникает необходимость формирования такого важного профессионального качества, как педагогический артистизм.

Обзор литературы и постановка проблемы. Артистическое начало выступает важнейшей качественной характеристикой профессиональной деятельности учителя музыки и отражает в нем диалектическое сочетание «объективного» и «субъективного», «рационально-логического» и «художественного». По мнению И. В. Адоевцевой [1], О. А. Апраксиной [2], О. С. Булатовой [4] и др., артистизм — это такая способность, которая интегрирует в своем содержании эмоционально-экспрессивные, художественно-интеллектуальные и художественно-операциональные стороны художественно-коммуникативной деятельности и придает ей ярко выраженный эмоционально-эстетический характер. В связи с этим педагогический артистизм учителя музыки можно охарактеризовать как способность вызывать у школьников аффективно-эстетические переживания заданного качества, приводящие к более глубокому восприятию и усвоению музыкального материала. Педагогический артистизм представляет собой неотъемлемый и существенный компонент в педагогической деятельности, а уровень его сформированности способствует творческой самореализации будущего учителя музыки в образовательном процессе.

Разработкой и систематизацией исследования педагогического артистизма занимались такие ученые-исследователи, как Ш. А. Амонашвили, О. С. Булатова, Ж. В. Ваганова, Н. А. Войтлева, Г. А. Гарипова, В. И. Загвязинский, В. П. Кузовлев, С. Д. Якушева и др.

В основе педагогического артистизма лежат знания театральной педагогики об артистизме актеров и режиссеров, поэтому многие элементы методики педагогического артистизма заимствованы из представленной области. Вопросы профессиональной подготовки учителя с использованием средств и возможностей театральной педагогики рассматривались в работах Ю. П. Азарова, В. М. Букатова, Н. Н. Тарасевича и др.

Артистизм как ведущее качество личности учителя исследовали Д. А. Белухин, И. М. Гальперин, С. А. Казачков, В. А. Кан-Калик, Т. М. Короткова, Л. С. Майковская, Н. Д. Никандров и др.

Анализ научных работ таких авторов, как Э. Б. Абдулин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, В. Т. и В. Н. Шацкие) показал, что вопрос профессиональной подготовки

будущих учителей музыки рассматривался с точки зрения сформированное™ профессионально важных качеств, а подготовка будущих учителей музыки изучалась с позиции профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса: музыкальная педагогика, психология, музыковедение, музыкально-инструментальное исполнительство, музыкально-теоретические дисциплины, вокальная подготовка и т.д.

В процессе исследования проблемы изучения теоретических аспектов педагогического артистизма будущих учителей музыки были выявлены противоречия между современными требованиями к профессиональному уровню будущего учителя музыки и недостаточной разработанностью исследуемого явления; между потребностью разработки методических аспектов формирования педагогического артистизма будущих учителей музыки и степенью исследования проблемы в научной литературе.

Исследование теоретических аспектов педагогического артистизма будущего учителя музыки имеет ряд неразрешенных вопросов: выявление его проблематики и ключевых свойств, определение его роли в образовательном процессе и границ воздействия на педагогическую деятельность, диагностика педагогического артистизма и др. Все вышеуказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемого понятия.

Целью статьи является изучение и анализ теоретических аспектов педагогического артистизма будущего учителя музыки.

Результаты исследования. Профессиональная подготовка учителей нового поколения выступает стратегическим направлением в сфере высшего образования. Согласно Закону Луганской Народной Республики «Об образовании» от 30.09.2016 г. № 128-11, одной из главных задач современного образования — процесс накопления знаний и культурных ценностей, осуществляемый в интересах семьи, общества и государства, приобретение опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей [9].

В Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» изложены требования, согласно которым музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки должна быть направлена на осуществление просветительской

функции, поскольку именно на педагога возложена важная миссия носителя и проводника традиционных и новейших идей и взглядов в области мировой музыкальной культуры [17]. Опираясь на нормативные документы, отметим, что учитель музыки должен не только владеть основными видами музыкально-педагогической деятельности, педагогическими технологиями, современными дидактическими подходами, но и обладать необходимыми навыками педагогического артистизма.

Анализируя научную литературу, автор статьи акцентирует внимание на том, что артистический талант будущего учителя музыки может стать результативным инструментом воздействия на эмоционально-образную, духовно-нравственную сферу личности обучающихся. Об этом свидетельствует высказывание Д. Б. Кабалевского: «Высокое и тонкое мастерство учителя, его артистизм превратят урок в праздник музыкально-педагогического искусства и театрального действа» [10, с. 69]. Подобного мнения придерживался А. С. Макаренко, говоря о необходимости овладения учителем приемами организации собственного поведения и воздействия на учащихся: «Для меня в моей практике, как и для вас, многих опытных учителей, такие „мелочи" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Нас этому никто не учил, но этому можно и нужно учить, в этом и заключается артистизм и мастерство учителя» [15, с. 227-250].

Известно, что понятие «артистизм» происходит от латинского слова агс, агЙ8, что означает «ремесло, искусство, наука, умелое владение, мастерство» [18, с. 59]. Также артистизм трактуется учеными как 1) «... тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе» [7, с. 36]; 2) «... выдающиеся способности, художественная одаренность. особое умение держать себя, изящество манер, элегантность движений и т.п., как правило свойственны артистам» [18, с. 234]; 3) «.высокое мастерство, виртуозность» [3, с. 24].

В свою очередь Т. Ф. Ефремова толкует артистизм как художественную одаренность и в то же время как результат овладения высоким творческим мастерством при воплощении художественного образа [20, с. 234-235].

В. А. Загвязинский утверждает, что «артистизм — это специфический, художественно-образный стиль создания нового; характерное индивидуальное явление сотворчества учителя и ученика, направленное на понимание и коммуникацию с другим, другодоминантность;

филигранное и тонкое кружево образования живого чувства, познания сущности предмета, которые формируются „здесь и сейчас"» [8, с. 37]. О. С. Булатова указывает, что артистизм — не только умение красноречиво, обоснованно что-либо передать, но передать эмоционально-образно, оказывая воздействие на учащегося [4].

Артистизму невозможно обучиться, взяв за основу принципы, изложенные в соответствующей литературе. Существует возможность понять и принять некоторые идеи, положения, вовлечься в работу по раскрытию и совершенствованию способностей и умений, сопряженных с креативностью и проницательностью, импровизацией, демонстрацией себя и т.д.

Понятие «артистизм» имеет двойное значение. Во-первых, артистизм — это выдающиеся способности, художественная одаренность; во-вторых, это — высокое мастерство, виртуозность, остигнутое в искусстве или в какой-либо другой области. Относительно педагогической деятельности артистизмом можно назвать комплексную систему профессионально-личностных качеств учителя, способствующих его психоэмоциональной идентификации и самовыражению в процессе обучения. По мнению Л. А. Казахватовой, педагогический артистизм дает возможность проявлять себя в ранее неизведанном образе, раскрывать личностно-индивидуальные характеристики, творческую фантазию, универсальные способности педагога [11].

Исследователи феномена педагогического артистизма (В. М. Букатов, О. С. Булатова, В. А. Кан-Калик, И. М. Лисовец и др.) отмечают потребность художественно-коммуникативного взаимодействия с аудиторией класса и нацеленность экзогенного самовыражения самого учителя. Например, И. М. Лисовец в своем исследовании указывает, что «любая внешне исполненная деталь, являясь элементом художественной формы, выступает „смыслоносной", и понимание этой особенности произведения рекомендуется включать в культуру художественного общения» [13, с. 61].

Если сравнить особенности деятельности актера и педагога, то сценический артистизм актера является отображением жизни с помощью некого действия перед публикой; а педагогический артистизм учителя музыки (по Л. С. Майковской) — это соответствующие способы и средства в профессиональной деятельности учителя, с помощью которых он развивает, совершенствует и реализует свои педагогические задачи:

театральная игра, импровизация, инсценизация, мизансцена, живое слово, культура и техника общения, сценическое вещание, жесты, мимика и пантомимика, актерская техника, артистизм [14]. В связи с этим, педагогическое мастерство учителя музыки и актерское мастерство театрального артиста подразумевают действия в публичных условиях, что позволяет нам отмечать сходство педагогической профессии и актерской.

В. А. Кан-Калик указывает на то, что актерская и педагогическая деятельность схожи по цели (влияние «человека на человека» и обратный отзыв), по содержанию (коммуникативные творческие процессы), по инструментарию (психофизическая природа). Ученый выделяет следующие характеристики, которые являются общими для этих видов деятельности:

— процесс театральной и педагогической деятельности реализуется в условиях публичного выступления, в присутствии группы людей, которые являются соучастниками процесса;

— творческий акт осуществляется в отведенное время, что требует умения управлять своим психофизическим состоянием, создавая творческую атмосферу;

— результаты творческого процесса динамичные, постоянно изменяющиеся;

— творческий процесс имеет коллективный характер [12, с. 73-74].

По мнению Ж. В. Вагановой, общими для актерской и педагогической

деятельности можно назвать качества познавательных (внимание, воображение, восприятие) и подвижных (поведение, внешность, пластика движений) процессов; процесс общения, взаимодействия, который является основной движущей силой этих видов деятельности [5, с. 49].

Для рассмотрения теоретических основ педагогического артистизма будущего учителя музыки нам представляется важным мнение М. М. Розенштейн о пластике движения и культуре общения. Культуру речи она понимала, как овладение учителем техникой речи и техникой художественного рассказа: «Под техникой художественного рассказа мы понимаем процесс художественной передачи содержания образа: умение в ходе рассказа использовать голосовые данные, остановки и ударения, умение устанавливать искренний тон, ритм, темп, умение использовать мимику, жест, т.е. художественным рассказом передать художественность и смысл рассказа» [19, с. 109]. Этот аспект М. М. Розенштейн связывала с уровнем развития педагогического артистизма учителя

музыки и акцентировал внимание на том, что именно использование средств актерского, сценического мастерства в процессе обучения открывает большие возможности для развития такого качества учителя, как педагогический артистизм.

Следует отметить, что для того чтобы отобразить незначительный конфликт, незначительные переживания, необходимо видеть в собственном воображении целый ряд образов, определенным способом объединить их, создавая единое целое. Проецируя данное высказывание на педагогическую деятельность, Г. А. Гарипова указывает, что раскрытие индивидуального артистического потенциала учителя музыки во многом обусловливает развитие креативно-образного мышления, музыкально-художественной интерпретации, эстетики красноречия, изобразительности, пластической и образной культуры; при всем этом важно умение музыкально-коммуникативного взаимодействия с аудиторией класса [6]. В этом контексте, артистизм педагога-музыканта Т. С. Тюменева определяет, как наиболее совершенное проявление всего комплекса его профессиональных компетенций под воздействием развитой способности к мгновенному сильному воздействию на аудиторию [21].

На актуальность изучения феномена педагогического артистизма учителей и, в частности, будущих учителей музыки указывает множество исследований, среди которых работы И. В. Адоевцевой, Ю. П. Азарова, Д. Б. Белухина, В. М. Букатова, Ж. В. Вагановой, Г. А. Гариповой, Л. А. Казахватовой, Л. С. Майковской, Е. Г. Михеевой, Т. С. Тюменевой и др. Авторы раскрывают роль и значение применения элементов театрального мастерства в современной педагогической деятельности учителя. К примеру, В. А. Кан-Калик рассматривает педагогический артистизм как необходимое условие, обеспечивающее продуктивность образовательного процесса, а именно «выполнение педагогом ролей сценариста, где педагог выступает как режиссер, артист и критик одновременно» [12, с. 54-56].

Этим мы хотим подчеркнуть, что педагогический артистизм является способностью будущего учителя музыки, средством художественно-образного стиля изложения материала, эмфатического воздействия (т.е. эмоциональной выразительности на уроках музыки), позволяющим ему сконцентрировать его действия на формировании художественно-образного настроения обучающихся.

Целесообразно отметить, что педагогический артистизм будущего

учителя музыки включает в себя ряд личностных и профессиональных качеств и навыков, а именно:

- ораторское искусство (владение необходимым комплексом художественно-образных риторических средств);

- умение педагогически взаимодействовать т.е. педагогической коммуникации (умение выстраивать диалог с обучающимися, формировать принципы логического построения при общении, формулировать предмет обсуждения, уметь предположить реакцию учащихся, добиться искреннего и дружелюбного расположения при взаимодействии с классом);

- способность удерживать произвольное внимание обучающихся с помощью эмоционально наполненных интонаций, преобразуя эмоции жизненные в эмоции музыкально-эстетические.

На основе анализа приведенных толкований исследуемой проблематики педагогический артистизм определяется как комплекс профессионально-личностных, взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств личности учителя, который обеспечивает владение приемами педагогической техники и навыками перевоплощения, выразительной, эстетично привлекательной передачи учебного материала с целью максимальной реализации его индивидуального потенциала.

Педагогический артистизм включает в себя:

- большой арсенал средств вербальной и невербальной коммуникации, образное мышление, чувство внутренней свободы, развитое внимание, воображение, одухотворенность;

- способность к перевоплощению, привлекательность, эмоциональность; умение понимать внутреннее состояние учащихся (эмпатия, перцепция), точно воздействовать на них, устанавливать отношения с позиции психологического равенства, перестраивать собственное поведение в зависимости от педагогических ситуаций;

- умение транслировать в класс оптимизм, позитивное отношение к ученикам, избегать коммуникативных штампов, предсказуемости реакций и действий, стереотипов поведения, которые не позволяют учителю полностью раскрыться как личности;

- оптимальное сочетание личностных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые позволяют стимулировать и диагностировать уровень развития интеллектуальной и духовной сфер ученика, вводить его в мир искусства, организовывать продуктивную

деятельность, формировать духовно-нравственные ориентации.

На наш взгляд, овладение педагогическим артистизмом будущим учителем музыки будет способствовать заинтересованности школьников в постижении музыкального искусства, помогать им ощутить «сопричастность» к возникновению музыкально-художественного образа и реализовать данный образ посредством воплощения через исполнение или соучастие в исполнении, а также при анализе музыкального материала. Не случайно О. А. Апраксина утверждает, что «педагогический артистизм учителя музыки является насущной потребностью, а не мечтой, которая под силу каждому, кто на самом деле стремится развивать в себе данное качество» [2].

Ряд современных исследователей (И. В. Арановская, И. В. Адоевцева [1], Ж. В. Ваганова [5], Г. А. Гарипова [6], Л. С. Майковская [14], Е. Г. Михеева, Т. С. Тюменева [21], В. Н. Холопова и др.) полагают, что фундаментом формирования педагогического артистизма являются подлинный гуманизм, отсутствие диктата, угнетения, наружного подавления, потому как объектом педагогической деятельности всегда будут учащиеся с индивидуальным типом мышления и мировосприятием, умениями и стремлениями.

Заключение. Подводя итоги касаемо характеристики понятия педагогического артистизма, следует отметить, что упомянутое явление представляет собой комплексную систему профессионально-личностных качеств, позволяющих будущему учителю музыки обрести свободу самовыражения, реализовать необходимый образ с помощью манеры и подачи голоса, мимики и жестов как эффективных средств профессиональной деятельности.

Акцентируя внимание на профессиональных и личностных качествах учителя музыки, Л. А. Казахватова считает, что «профессионально грамотный, яркий, артистичный, творчески ориентированный учитель способен вызвать у своего ученика не только стремление к получению знаний, но в плане будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности — интерес и желание узнать, каким образом данный учитель достигает своих успехов» [11, с. 46].

На основе изученной научной литературы мы определили, что педагогический артистизм учителя музыки — это комплекс профессионально-личностных, взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств личности учителя, обеспечивающий владение приемами педагогической техники и навыками перевоплощения, выразительной, воодушевленной передачи учебного материала с целью художественно-эстетического

воздействия на обучающихся.

Педагогический артистизм учителя музыки представляет собой:

- самобытность «трансляции» мыслей и состояний при реализации эмоционально-образных, художественно-коммуникативных средств и методов в обучении; обаяние, естественность, экспрессивность, мышечная свобода и т.д.;

- умение мобильно ориентироваться в современных педагогических обстоятельствах и при этом находить пути решения тех или иных образовательных задач; применять элементы импровизации в непредвиденных условиях; владеть своим психоэмоциональным состоянием; стремиться к раскрытию внутренних духовных ресурсов;

- использование и применение элементов сценического перевоплощения, вербальных и невербальных средств музыкально-художественной коммуникации, сопереживания, самопознания, самоактуализации и др.

Нами определено, что педагогический артистизм является не только способностью к перевоплощению, но и комплексной системой лич-ностно-профессиональных качеств будущего учителя музыки, способствующей его психоэмоциональной идентификации и самовыражению в процессе профессиональной деятельности.

Перспективой дальнейших исследований мы представляем изучение и анализ методических аспектов формирования педагогического артистизма будущих учителей музыки, а именно: совершенствование критериев и методов оценки артистических способностей будущих учителей музыки; внедрение методической подготовки научно-педагогических кадров к преподаванию театральной педагогики как учебной дисциплины в процессе профессиональной подготовки будущих учителей музыки; формирование педагогического артистизма не только в процессе обучения в вузе, но и на курсах повышения квалификации учителей музыки.

Литература

1. Адоевцева И. В. К вопросу о формировании педагогического мастерства учителя музыки // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 1999. № 4. С. 41-43.

2. Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990. 207 с.

3. Артистизм // Словарь современного русского литературного языка. В 20-ти т. 2-е изд., перераб. и доп. / гл. ред. К. С. Горбачевич. Т. 1. М.: Русский язык, 1991. С. 234.

4. Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 240 с.

5. Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень: ТГУ, 1998. 197 с.

6. Гарипова Г. А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2002. 13 с.

7. Даль В. И. Артистизм // Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т. 1. М.: Русский язык, 1989. С. 24.

8. Загвязинский В. А. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. 160 с.

9. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» // Министерство образования и науки Луганской Народной Республики [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.su/docs/laws/27-zakon-ob-obrazovanii.html (дата обращения: 05.04.2017).

10. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Просвещение, 1983. С. 55-78.

11. Казахватова Л. А. Педагогический артистизм в профессиональной деятельности педагога-музыканта // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 42-46.

12. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

13. Лисовец И. М. Театр как искусство общения. Культура художественного общения в искусстве театра // Искусство театра. Вопросы теории и практики. Свердловск: Свердлов. гос. ун-т, 2015. С. 58-59.

14. МайковскаяЛ. С. Артистизм учителя музыки: учебное пособие. М.: Музыка, 2010. 109 с.

15. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Сочинения. В 7-ми т. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики. М.: АПН РСФСР, 1958. 397 с.

16. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 2010. 254 с.

17. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н 80 (с изм. от 25.12.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550 ).

18. Ожегов С. И. Артистизм // Словарь русского языка: 70 000 слов / под. ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Русский язык, 1990. С. 36.

19. Розенштейн М. Театральное искусство в педагогической практике // Путь просвещения. 1924. № 11-12 (21). С. 103-125.

20. Словарь современного русского литературного языка / под. ред. Т. Ф. Ефремовой. М.: ИНФРА-М, 1991. 1209 с.

21. Тюменева Т. А. Артистизм педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Казань, 2015. 170 с.

PEDAGOGICAL ARTISTRY OF THE FUTURE MUSIC TEACHER

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article examines the pedagogical artistry of the future music teacher as an important component of his professional activity. Professional training of a future music teacher includes not only mastering a set of methodological knowledge, not only the use of pedagogical technologies and innovations, modern principles and approaches in the educational process, but also involves mastering pedagogical artistry.

The professional activity of a music teacher is aimed at performing a cultural and educational function, since it is the teacher who is entrusted with the important mission of the carrier-conductor of traditional and innovative ideas, views in the field of world artistic culture. The artistic talent of a future music teacher can become an effective means of influencing the emotional, spiritual and the moral sphere of the younger generation.

The analysis of scientific literature made it possible to determine the comparative characteristics of the professional activity of an actor and a teacher, namely: the use of means of acting, stage skills, contributes to the formation of pedagogical artistry of the future music teacher.

The process of forming the pedagogical artistry of a future music teacher largely depends on the ability to master an individually creative, original pedagogical manner, which allows

one to apply the appropriate emotional-figurative, artistic and communicative means and methods in teaching.

The most significant professional and personal qualities influencing the formation of pedagogical artistry of a future music teacher in the process of professional training are characterized. It has been determined that this phenomenon is a complex of professional and personal interrelated and interdependent properties of the teacher's personality, which provides the mastery of the methods of pedagogical technique and skills of transformation, expressive, aesthetically attractive transfer of educational material in order to maximize the individual potential of the teacher.

Keywords: artistry, artistry of self-expression, pedagogical artistry, future music teacher, professional qualities, professional training of a future music teacher, professional activity.

References

• Adoevceva I. V. K voprosu o formirovanii pedagogicheskogo masterstva uchitelya muzyki // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. 1999. № 4. S. 41-43. [In Rus].

• Apraksina O. A. Iz istorii muzykal'nogo vospitaniya. M.: Prosveshchenie, 1990. 207 s. [In Rus].

• Artistizm // Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka. V 20-ti t. 2-e izd., pererab. i dop. / gl. red. K. S. Gorbachevich. T. 1. M.: Russkij yazyk, 1991. S. 234. [In Rus].

• Bulatova O. S. Pedagogicheskij artistizm: ucheb. posobie dlya stud. vysshih ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2001. 240 s. [In Rus].

• Dal' V. I. Artistizm // Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. V 4-h t. T. 1. M.: Russkij yazyk, 1989. S. 24. [In Rus].

• Garipova G. A. Formirovanie artistizma lichnosti budushchego uchitelya muzyki: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Kazan', 2002. 13 s. [In Rus].

• Kabalevskij D. B. Prekrasnoe probuzhdaet dobroe. M.: Prosveshchenie, 1983. S. 55-78. [In Rus].

• Kan-Kalik V. A., Nikandrov N. D. Pedagogicheskoe tvorchestvo. M.: Pedagogika, 1990. 144 s. [In Rus].

• Kazahvatova L. A. Pedagogicheskij artistizm v professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 5. S. 42-46. [In Rus].

• Lisovec I. M. Teatr kak iskusstvo obshcheniya. Kul'tura hudozhestvennogo obshcheniya v iskusstve teatra // Iskusstvo teatra. Voprosy teorii i praktiki. Sverdlovsk: Sverdlov. gos. un-t, 2015. S. 58-59. [In Rus].

• Majkovskaya L. S. Artistizm uchitelya muzyki: uchebnoe posobie. M.: Muzyka, 2010. 109 s. [In Rus].

• Makarenko A. S. Nekotorye vyvody iz moego pedagogicheskogo opyta. Sochineniya. V 7-mi t. T. 5: Obshchie voprosy teorii pedagogiki. M.: APN RSFSR, 1958. 397 s. [In Rus].

• Medushevskij V. V. O zakonomernostyah i sredstvah hudozhestvennogo vozdejstviya muzyki. M.: Muzyka, 2010. 254 s. [In Rus].

• Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovani-ya) (vospitatel', uchitel')»: prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n 80 (s izm. ot 25.12.2014) (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.12.2013 № 30550). [In Rus].

• Ozhegov S. I. Artistizm // Slovar' russkogo yazyka: 70 000 slov / pod. red. N. Yu. Shvedovoj. 22-e izd., ster. M.: Russkij yazyk, 1990. S. 36. [In Rus].

• Rozenshtejn M. Teatral'noe iskusstvo v pedagogicheskoj praktike // Put' prosveshcheniya. 1924. № 11-12 (21). S. 103-125. [In Rus].

• Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka / pod. red. T. F. Efremovoj. M.: INFRA-M, 1991. 1209 s. [In Rus].

• Tyumeneva T. A. Artistizm pedagoga-muzykanta v sisteme ego professional'nyh kompetencij: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. Kazan', 2015. 170 s. [In Rus].

• Vaganova Zh. V. Artistizm pedagoga kak komponent ego tvorcheskoj individual'nosti: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Tyumen': TGU, 1998. 197 s. [In Rus].

• Zagvyazinskij V. A. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya. M., 1987. 160 s. [In Rus].

• Zakon Luganskoj Narodnoj Respubliki ot 30.09.2016 № 128-II «Ob obrazovanii» // Ministerstvo ob-razovaniya i nauki Luganskoj Narodnoj Respubliki [Elektronnyj resurs]. URL: https://minobr.su/docs/ laws/27-zakon-ob-obrazovanii.html (data obrashcheniya: 05.04.2017). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.